Подземные лодки. Попытки постройки необычного оружия

Возможно, кто-нибудь из вас смотрел когда-то фильм «Земное ядро» режиссера Джона Эмисела. По сюжету фильма, земное ядро перестает вращаться, что грозит гибелью всему человечеству. Чтобы спасти всех от надвигающегося конца света, группа американских ученых и инженеров строит подземную лодку, которая отправляется прямиком к ядру Земли с целью восстановления его вращения подрывом нескольких атомных бомб. Что за бред, спросите вы, и будете правы. Однако в XX веке сразу несколько государств серьезно работали над возможностью постройки подземных лодок (по аналогии с подводными), или субтеррин. Таким образом, известная фраза про «подводную лодку в степях Украины» даже обретает некоторый смысл.

XX век в целом был богат на странные, на первый взгляд, разработки, многие из которых в итоге смогли изменить наше представление о мире. Еще до Второй мировой войны сразу несколько государств, в том числе СССР, Германии и Великобритания, работали над созданием субтеррин. Прототипом для всех проектов был так называемый проходческий щит. Впервые такой щит был использован в Туманном Альбионе при постройке тоннеля под Темзой еще в 1825 году. С помощью проходческого щита строились и тоннели метро в Москве и Санкт-Петербурге.

В нашей стране к идее постройки подземной лодки обратились еще в самом начале XX века. Так, еще в 1904 году российский инженер Петр Рассказов отправил в британский технический журнал материал, в котором описывал возможность разработки специальной капсулы, которая могла бы преодолевать большие расстояния, передвигаясь под землей. Однако позднее во время волнений в Москве, он был убит шальной пулей. Помимо Рассказова идею создания подземной лодки приписывают и другому нашему соотечественнику Евгению Толкалинскому. Будучи инженером-полковником царской армии, зимой 1918 года он бежал из страны через Финский залив. Карьеру он сделал в Швеции, где на одной из фирм усовершенствовал уже упоминавшийся проходческий щит.

Подземные лодки. Попытки постройки необычного оружия


Но по-настоящему внимание на подобные проекты обратили лишь в 1930-е годы. Первый подземный самоходный аппарат в те годы был создан советским инженером А. Треблевым, которому помогали в этом А. Баскин и А. Кирилов. Любопытно, что принцип работы своего устройства он во многом скопировал с действий известного строителя подземных нор — крота. До начала работ над проектом конструктор очень долго изучал биомеханику действий и движений животного под землей. Особое внимание он уделял лапам и голове крота, а уже затем на основе полученных результатов сконструировал свое механическое устройство.

Субтеррина Александра Требелева

Стоит отметить, что, как и любой изобретатель, Александр Требелев был одержим своим детищем, но даже он не думал об использовании подземной субмарины в военных целях. Требелев считал, что субтеррину будут использоваться для рытья туннелей под коммунальные нужды, проведения геологоразведки, добычи полезных ископаемых. К примеру, его субтеррина могла подобраться к запасам нефти, протянув к ним трубопровод, который начал бы выкачивать черное золото на поверхность. Даже сейчас изобретение Требелева кажется нам фантастическим.

Субтеррина Требелева имела капсулообразную форма и двигалась под землей за счет бура, шнека и 4-х кормовых домкратов, которые толкали ее наподобие задним лапам крота. При этом подземной лодкой можно было управлять как снаружи — с поверхности земли с помощью кабелей, так и непосредственно изнутри. По тому же кабелю субтеррина должна была получать необходимое электропитание. Средняя скорость ее движения под землей должна была составить 10 метров в час. Однако из-за частых отказов и ряда недоработок данный проект был все-таки закрыт.

Подземные лодки. Попытки постройки необычного оружия


Согласно одной из версий ненадежность машины была доказана в результате проведения первых испытаний. Согласно другой версии — перед самой войной подземную лодку все-таки пытались доработать по инициативе будущего наркома вооружений СССР Д. Устинова. Если руководствоваться второй версией, то в 1940-е годы конструктор П. Страхов по личному заданию Устинова сумел доработать и усовершенствовать проект Требелева. При этом данный проект сразу же проектировался под военные цели, а субтеррина должна была действовать уже без связи с поверхностью. За 1,5 года удалось создать один опытный экземпляр. Предполагалось, что подземной лодке удастся проработать автономно под землей на протяжении нескольких дней. На это время лодка снабжалась необходимым запасом топлива, а экипаж, который состоял всего из одного человека, необходимым запасом кислорода, пищи и воды. Но завершить работу над данным проектом помешала Великая Отечественная война, при этом судьба опытного экземпляра подземной лодки Страхова теперь неизвестна.

Боевые траншеекопатели Великобритании

Разрабатывались подобные проекты и в Великобритании. В этой стране их предполагалось использовать для рытья тоннелей на линии фронта. По таким тоннелям пехота и танки должны были внезапно выходить в расположение противника, избегая при этом прямого штурма наземных укреплений. Работы в этом направлении были обусловлены печальным английским опытом окопной войны во время Первой мировой. Приказ о разработке подземных лодок был отдан лично Уинстоном Черчиллем, который основывался именно на кровопролитном опыте штурма хорошо укрепленных позиции. К началу 1940 года предполагалось построить уже 200 таких подземных лодок. Все они обозначались аббревиатурой NLE (Naval Land Equipment — военно-морское и сухопутное оборудование). Для маскировки военного назначения создаваемых машин разработчики давали им свои названия: White Rabbit 6 («Белый кролик 6»), Nellie («Нелли»), Cultivator 6 («Культиватор 6»), No mans Land Excavator («Экскаватор без участия человека»).

Создаваемые в Англии траншеекопатели обладали следующими габаритами: длина — 23,47 метра, ширина — 1,98 метра, высота — 2,44 метра и имели по две секции. Главная секция была на гусеничном ходу. По своему внешнему виду она напоминала очень длинный танк, обладающий весом в 100 тонн. Передняя секция весила меньше — 30 тонн и могла рыть траншеи 2,28 метра шириной и 1,5 метра глубиной. Выкопанный машиной грунт конвейеры переносили на поверхность и откладывали по обе стороны от траншеи, образуя отвалы, высота которых составляла 1 метр. Скорость движения устройства составляла более 8 км/ч. После достижения заданной точки субтеррина останавливалась и преобразовывалась в платформу, предназначенную для выхода гусеничных средств из прорытой траншеи на открытое пространство.

Подземные лодки. Попытки постройки необычного оружия


Первоначально на данную машину собирались ставить один двигатель компании Rolls-Royce Merlin, развивавший мощность в 1000 л.с. Но затем из-за недостатка данных двигателей решили пойти на их замену. На каждую подземную лодку ставилось два двигателя Paxman 12TP, развивавших мощность в 600 л.с. каждый. Один двигатель приводил в движении всю конструкцию, а второй использовался для резака и конвейера в передней секции. Быстрое поражение Франции в войне и наглядная демонстрация современной войны моторов затормозили реализацию данного проекта. В итоге испытания субтеррин прошли только в июне 1941 года, а в 1943 году проект был закрыт. К этому моменту в Англии успели собрать 5 таких устройств. Все они после войны были разобраны, последний боевой траншеекопатель в начале 1950-х годов. Справедливости ради, стоит отметить, что английский проект хоть и оказался бесполезен, но был вполне реален. Другое дело, что все-таки это было лишь «извращенное» видение траншеекопателя, а не полноценная подземная лодка.

Субтеррины Германии

Интерес к столь необычным проектом проявляли и в Германии. Перед Второй мировой войной субтеррины конструировались и здесь. В 30-е годы ХХ века инженер фон Верн (по другим данным — фон Вернер) получил патент на подводно-подземную «амфибию», которую она так и назвал — Subterrine. Предложенная им машина обладала возможностью двигаться как в воде, так и под земной поверхностью. При этом согласно расчетам фон Верна, при движении под землей его субтеррина могла развивать скорость до 7 км/ч. При этом подземная лодка была рассчитана на транспортировку экипажа и десанта в составе 5 человек, а также 300 кг. взрывчатки, это изначально был военный проект.

В 1940 году в нацистской Германии всерьез рассматривали проект фон Верна, такие устройства могли пригодиться в военных действиях против Великобритании. В планах разрабатываемой операции «Морской лев», которая предусматривала высадку немецких войск на Британские острова, нашлось бы место и подводно-подземным лодкам конструкции фон Верна. Его детища должны были незамеченными подплыть к берегам Великобритании и продолжить движение уже под землей по английской территории, для того чтобы затем нанести противнику внезапный удар в самом неожиданном для английских войск районе.

Немецкий проект Subterrine пал жертвой самонадеянности Геринга, который руководил Люфтваффе и считал, что сможет победить англичан в воздушной войне без какой-либо помощи. В итоге проект подземной лодки фон Верна так и остался в образе нереализованной на практике идеи, как, впрочем, и фантазии его знаменитого однофамильца — французского писателя Жюля Верна, задолго до появления первых проектов подземных лодок написавшего свой знаменитый роман «Путешествие к центру Земли».

Подземные лодки. Попытки постройки необычного оружия


Другой гораздо более грандиозный проект немецкого конструктора Риттера был с изрядной долей пафоса назван Midgard Schlange («Змей Мидгарда»). Такое необычное название проект получил в честь мифической рептилии — мирового змея, который опоясывал всю обитаемую землю. По задумке создателя его машина должна была передвигаться и над и под землей, а также по воде и под водой на глубине до 100 метров. При этом Риттер полагал, что под землей в мягком грунте его подземная лодка сможет развить скорость до 10 км/ч, в твердом грунте — 2 км/ч, по земной поверхности — до 30 км/ч, под водой — 3 км/ч.

Однако больше всего воображение поражают размеры этой огромной машины амфибии. Midgard Schlange задумывался создателем, как полноценный подземный поезд, который включал в себя большое количество вагонов-отсеков на гусеничном ходу. Каждый вагон имел в длину 6 метров. Общая длина такого подземного поезда составляла от 400 метров до 500 метров в самой длинной комплектации. Путь этой махине под землей должны были пробивать сразу четыре полутораметровых бура. Также в машине имелось 3 дополнительных буровых комплекта, а общий вес достигал 60 000 тонн. Для того чтобы управлять таким механическим монстром необходимо было 12 пар рулей и экипаж из 30 человек. Впечатляло и проектное вооружение огромной субтеррины: до двух тысяч 250-кг и 10-кг мин, 12 спаренных пулеметов и специальные подземные торпеды длиной 6 м.

Первоначально данный проект планировалось использовать для уничтожения стратегических объектов и фортификаций на территории Бельгии и Франции, а также для подрывной работы в английских портах. Однако в итоге этот бредовый проект сумрачного немецкого гения так и не был реализован в хоть каком-то приемлемом виде. Но некоторая техническая информация, касающаяся разрабатываемых в Германии подземных лодок, все же попала в конце войны в руки советских разведчиков.

Советский «Боевой крот»

Еще одним полумифическим проектом разработки субтеррин является советский послевоенный проект под названием «Боевой крот». Непосредственно после завершения Второй мировой войны к реализации проекта по постройке подземных субмарин руководитель СМЕРШа В. Абакумов привлек профессоров Г. Бабата и Г. Покровского, они должны были работать с трофейными чертежами. Однако по-настоящему продвинуться в этом направлении удалось уже после смерти Сталина в 1960-е годы. Новому генсеку Никите Хрущеву понравилась идея «достать империалистов из-под земли». Более того, о своих планах Хрущев заявил даже публично, возможно, у него были на то некоторые основания.

Об этой разработке известно мало, она упоминалась лишь в ряде книг на достоверность не претендующих. Согласно имеющейся информации, советская субтеррина «Боевой крот» должна была получить ядерный реактор. Подземная лодка обладала вытянутым цилиндрически корпусом из титана с заостренным концом и мощным буром в передней части. Размеры такой атомной субтеррины могли составлять от 25 до 35 метров в длину и от 3-х до 4-х метров в диаметре. Скорость движения аппарата под землей лежала в диапазоне от 7 км/ч до 15 км/ч.

Подземные лодки. Попытки постройки необычного оружия


Экипаж «Боевого крота» состоял из 5 человек. Помимо этого, данное устройство могло перевозить сразу до тонны различных грузов (вооружений или взрывчатки) или 15 десантников с их снаряжением. Предполагалось, что подобные подземные лодки будут успешно поражать подземные бункеры, фортификационные сооружения, командные пункты и стратегические ракеты шахтного базирования. Готовились такие аппараты и к решению особой миссии.

В случае обострения отношения между СССР и США по замыслу советского командования субтеррины могли быть использованы для нанесения полноценного подземного удара по территории США. При помощи советских подлодок субтеррины должны были быть доставлены к американскому побережью в районе сейсмически нестабильной Калифорнии, после чего пробуриться на американскую территорию и установить подземные ядерные заряды в районах, где располагались стратегические объекты противника. Предполагалось, что подрыв атомных мин может привести в действие мощное землетрясение и цунами, которые в случае чего можно было бы списать на обыкновенные природные катастрофы.

По некоторым сведениям, испытания советской атомной подземной лодки были проведены в разных грунтах — в Ростовской и Московской областях, а также на Урале. При этом самые сильные впечатления атомная субтеррина доставила участникам испытаний в уральских горах. «Боевой крот» легко проходил твердую скальную породу, уничтожая в конце учебную цель. Однако при проведении повторных испытаний произошла трагедия: субтеррина по неизвестной причине взорвалась, а ее экипаж погиб. После этого случая проект был закрыт.

Источники информации:
http://rg.ru/2015/03/21/subterrina-site.html
http://24smi.org/article/11468-proekty-sssr-podzemnaya-lodka.html
http://brodude.ru/neizdannye-shedevry-voennoj-promyshlennosti
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/484327.html

Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 30
  1. kafa 24 апреля 2015 06:43
    Вот причём "Создаваемые в Англии траншеекопатели ...." если в заголовке
    "Подземные лодки..." ?
    1. EGOrkka 24 апреля 2015 10:38
      МЕТРО -тоже не везде под землей!!! а тут не экскаватор а целый комплекс.
    2. Лт. запаса ВВС 27 апреля 2015 16:59
      "по неизвестной причине взорвалась, а ее экипаж погиб. После этого случая проект был закрыт"
      Вроде не просто взорвалась, а взорвался ядерный реактор. Подземная лодка Крот питалась вроде от ядерного реактора.
      В любом случае, незаметным его точно не назовёшь, работу этого агрегата будут фиксировать все сейсмографы в округе.
  2. silver169 24 апреля 2015 06:49
    В детстве я читал очень интересную научно-фантастическую книгу советского автора о такой подземной лодке построенной в Советском Союзе. Она выполнила задачу, прошла Землю насквозь, но экипах к сожалению погиб. Жаль не помню ни автора, ни названия книги. С удовольствием бы опять перечитал.
  3. Штык 24 апреля 2015 06:57
    Чепуха все это, особенно слухи про атомную!Это все из репертуара РЭН ТВ. Хотя бы сделали машину для прокладки коммуникаций под дорогами и улицами, чтобы их не уродовать постоянно. Но нет её !
    1. НЕЗНАКОМЫЙ 24 апреля 2015 10:03
      Цитата: Штык
      Чепуха все это, особенно слухи про атомную!Это все из репертуара РЭН ТВ. Хотя бы сделали машину для прокладки коммуникаций под дорогами и улицами, чтобы их не уродовать постоянно. Но нет её !

      Есть и нескольких видов:ГНБ(горизонтально-наклонное бурение),прокладка продавливанием,ГБ(горизонтальное бурение),это только "малые диаметры" до 2000мм, а дальше различные проходческие щиты(это мы еще методы перекладки без земляных работ не рассмотрели, но сайт не тот), единственное, совсем не "уродовать" во всех этих технологиях не получится laughing А что касается атомных электроустановок, так мой отец в 60-х перекладывал электросеть в одном из ленинградских почтовых ящиков, так там разрабатывали АЭС на гусеничном шасси размером с ГТ ,время тогда такое было "мирный атом,романтика"
      1. Штык 24 апреля 2015 16:58
        Цитата: НЕЗНАКОМЫЙ
        А что касается атомных электроустановок,

        Первый раз увидел как делают прокол под дорогой в ГДР , в 1971 году. Маленький дизель с гидронасосом, в яме рабочий цилиндр, упорная плита и свинчивающийся из секций рабочий орган. Все просто и дорога целая. В 60-х помню показывали в какой то передаче по телевизору, атомную электростанцию на гусеничном шасси.
        Вот нашел.
        В 1961 году в СССР поступила в опытную эксплуатацию первая передвижная АЭС «ТЭС-3», фактически это была экспериментальная установка, для изучения применения подобных атомных станций для обеспечения энергией труднодоступных районов страны.
        «ТЭС-3» состояла из четырех гусеничных шасси на базе танка Т-10, правда из-за ее больших габаритов шасси пришлось удлинить до 10 катков на борт. Один самоход использовался как шасси для реактора, на втором установили парогенераторную установку, третий и четвертый самоход стали шасси для турбогенератора, пульта управления и вспомогательного оборудования. Мощность 1,5-2 МВт, срок службы на одной загрузке — до года, вес одного самоходного модуля — 90 т. Всего модулей -4.
    2. alex86 24 апреля 2015 21:03
      Цитата: Штык
      Но нет её !

      Вообще-то есть: в Казани прокладка сетей открытым способом запрещена, только с помощью установок горизонтального бурения - буржуи давно придумали, и у нас давно применяется...
      1. Штык 25 апреля 2015 05:45
        Цитата: alex86
        у нас давно применяется...

        Казани повезло ! А у нас все раскапывают, раскапывают ...А еще на столбах такое творится! Раньше просто провода были, а сейчас и кабели затеяли вешать, на некоторых вообще - как бешенный паук порезвился!
  4. AlexDARK 24 апреля 2015 08:13
    Ох, спасибо! Давно просил статью про подземные лодки). Плюс!
    1. aviator1913 24 апреля 2015 12:01
      Извини что минус поставил, плюсануть хотел
  5. sub307 24 апреля 2015 08:47
    "...подрыв атомных мин может привести в действие мощное землетрясение и цунами, которые в случае чего можно было бы списать на обыкновенные природные катастрофы". А, ведь идея не лишена здравого смысла.
  6. tchoni 24 апреля 2015 09:21
    А почему проходческие щиты обошли вниманием?
  7. legorell 24 апреля 2015 09:59
    Цитата: Штык
    Чепуха все это, особенно слухи про атомную!Это все из репертуара РЭН ТВ. Хотя бы сделали машину для прокладки коммуникаций под дорогами и улицами, чтобы их не уродовать постоянно. Но нет её !


    Как? Ты не понимаешь? Жкх под предлогом мнимого сокращения рабочих мест, да и под захватившими рынок кучке директоров И Чиновников потеряют свой безграничный кусок пирога. Ведь перекапывать можно бесконечно На одном месте, И ни в коем случае нельзя все починить :
    Во первых это лишит их фронта безграничных работ.
    А во вторых это же на соседней улице, и люди (по ихнему "стадо" ) как раз и должны жаловаться , писать и т.д. для возможности увеличивать траты из гос. бюджета .
    legorell
  8. НЕЗНАКОМЫЙ 24 апреля 2015 10:29
    Цитата: legorell
    Как? Ты не понимаешь? Жкх под предлогом мнимого сокращения рабочих мест, да и под захватившими рынок кучке директоров И Чиновников потеряют свой безграничный кусок пирога. Ведь перекапывать можно бесконечно На одном месте, И ни в коем случае нельзя все починить :
    Во первых это лишит их фронта безграничных работ.
    А во вторых это же на соседней улице, и люди (по ихнему "стадо" ) как раз и должны жаловаться , писать и т.д. для возможности увеличивать траты из гос. бюджета .

    При неразрушающих проезжую часть методах почти те же самые директора, стоит это дороже, побочных эффектов( порванный газ,телефонные,силовые кабели, бур.гелем канализацию малых диаметров можно забить) по сравнению с грамотным вскрытием и добросовестной шурфовкой может быть намного больше(но тут идут траты на ГАИ,вывоз грунта),правда при ГНБ можно уйти к "центру земли", а потом вернутся( но такой трубопровод у вас могут никогда не принять), а мухлевать с этими методами можно куда как лучше laughing
  9. La-5 24 апреля 2015 10:32
    Бред это всё, ни один бур не возьмёт плотный гранит, чтобы разрыхлить породу и тогда и сейчас использут промышленные взрывы.
    1. AlexDARK 24 апреля 2015 10:40
      Есть иная идея. Сложно бурить грунт? Можно сделать жаростойкую лодку, чтобы именно плавать, в слоях мантии)
      1. Штык 24 апреля 2015 17:02
        Цитата: AlexDARK
        Можно сделать жаростойкую лодку, чтобы именно плавать, в слоях мантии)

        Вы имели в виду магму? Ну до неё еще добраться нужно, а самое интересное,через какое время экипаж изжарится? smile
      2. Лт. запаса ВВС 27 апреля 2015 17:03
        Цитата: AlexDARK
        Сложно бурить грунт?

        Бурить сложно, вот если можно было бы при помощи плазмы плавить грунт и твёрдые породы, тогда скорости возросли бы при подземном передвижении.
    2. НЕЗНАКОМЫЙ 24 апреля 2015 12:03
      Цитата: La-5
      Бред это всё, ни один бур не возьмёт плотный гранит, чтобы разрыхлить породу и тогда и сейчас использут промышленные взрывы.

      А самая глубокая шахта в Мурманской области?А метро и канализация в Хельсинки (старая часть города стоит на скале из розового гранита,пром взрывы не прокатывали, город уже был). К сожалению не могу выложить фото гранитных цилиндров после алмазного бурения старых фундаментов, но даже в конторах им занимающихся в прайс листах гранит стоит дешевле чем железобетон( в нем стальная арматура) laughing
      1. Быстрый 24 апреля 2015 14:22
        Никите деньги не куда девать было, хотел в овальный кабинет занырнуть чтоб прославиться, на том его и развели.
        Быстрый
      2. La-5 24 апреля 2015 16:33
        Цитата: НЕЗНАКОМЫЙ
        Цитата: La-5
        Бред это всё, ни один бур не возьмёт плотный гранит, чтобы разрыхлить породу и тогда и сейчас использут промышленные взрывы.

        А самая глубокая шахта в Мурманской области?А метро и канализация в Хельсинки (старая часть города стоит на скале из розового гранита,пром взрывы не прокатывали, город уже был). К сожалению не могу выложить фото гранитных цилиндров после алмазного бурения старых фундаментов, но даже в конторах им занимающихся в прайс листах гранит стоит дешевле чем железобетон( в нем стальная арматура) laughing

        И скалько времени занимало сдедать эту шахту в Мурманске и канализацию в Хельсинки, если например проходческий щит прокладывает тоннель со скоростью 70-90 метров в месяц?
      3. Штык 24 апреля 2015 20:46
        Цитата: НЕЗНАКОМЫЙ
        . К сожалению не могу выложить фото гранитных цилиндров после алмазного бурения

        Здесь все понятно, режется только кольцевая канавка, а внутренняя монолитная часть (тот самый цилиндр ) удаляется после извлечения буровой коронки. При работе проходческий щит дробит породу и она вывозится на поверхность. При глубинном бурении скважин, порода выносится на поверхность специальным глинистым раствором постоянно закачиваемым в скважину по колонне бурильных труб. Как бы это все работало в случае с "подземной лодкой" ?
  10. Сергей-8848 24 апреля 2015 16:49
    Миф. Сказка одного из каналов, специализирующихся на всякой мистической шняге (НЛО, пришельцы и т. д.). Однако этот миф получил развитие. Ну и на здоровье! Пусть "партнёры" думают, где правда, а где вымысел, а где - туман.
  11. uzer 13 24 апреля 2015 18:11
    Сама идея подземного аппарата очень интересная и перспективная.Если были созданы экспериментальные образцы,значит можно доработать конструкцию и создать реально рабочие устройства.Использовать их лучше всего без экипажа в качестве средства доставки термоядерного заряда.В какие точки-можно сообразить.
  12. ruslan207 24 апреля 2015 19:25
    Вот если поломка и не спасешся lol и спасатели не понадобяться
    1. LeeDer 24 апреля 2015 21:32
      А что с подводниками не та же ситуация? Мне кажется схожесть под 70-80%
      Если не глубоко, и там и там спасут, а если глубоко, и там и там кранты.
  13. combat192 24 апреля 2015 19:27
    БЫТЬ ПОДЗЕМНОЙ РАКЕТЕ!
    http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/tm/1978/7/pod-rak.html
  14. LeeDer 24 апреля 2015 21:30
    Цитата: НЕЗНАКОМЫЙ
    время тогда такое было "мирный атом,романтика"

    Вспоминаются разработки амеровских авто с ядерным реактором... :)
  15. kalibr 26 апреля 2015 06:50
    Был у нас в 30 годы писатель Адамов. Написал роман про подземоход "Покорители недр" с обязательным героем пионером "зайцем" Васей. С этого все и пошло. Мы рождены, что б сказку сделать былью!
  16. rp_geek 13 мая 2015 19:30
    А я в детстве был под большим впечатлением от повести "захвати с собой улыбку на дорогу", как раз на эту тему.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня