Сыны Ивана
Эдуард ИВАНОВИЧ Тотлебен
Сначала паром «Кавказ-Крым». Потом по раздолбанной дороге с говорящим названием Киммерийское шоссе еду в Крепость «Керчь», или Русскую крепость. Ее сооружение велось с 1857 по 1877 год. Строительство сильной морской крепости, способной преградить путь вражескому флоту в Азовское море, было вызвано поражением России в Крымской войне. В итоге появилась первоклассная крепость, ставшая своеобразным памятником гениальному фортификатору Эдуарду Ивановичу Тотлебену. Ведь в ней он воплотил в жизнь все передовые военно-инженерные идеи того времени.
Немецкая фамилия Тотлебен происходит от девиза «Treu auf Tod und Leben» («Верен до самой смерти»). И граф Эдуард Иванович Тотлебен его полностью оправдал. Русский генерал, знаменитый военный инженер. Этот человек успел за свою жизнь и повоевать на Кавказе (1848-1850), и отличиться в обороне Севастополя в ходе Крымской войны (1854-1857), и поработать главным распорядителем по обороне Черноморского побережья в годы Восточной войны (1877-1878). Строил форты и укрепления в Керчи, Очакове, Одессе, Севастополе, Свеаборге, Динабурге, Николаеве, Выборге, Кронштадте, Киеве и других уязвимых городах Российской Империи.
Контролировал строительство крепости «Керчь» сам Александр II, который трижды посещал город. Российская Империя потратила более 12 миллионов рублей, и, в итоге, получила одну из семи сильнейших крепостей России, опору империи на Черном море.
В крепости меня встречает молодой керченский писатель Дмитрий Марков. Дима оказался очень эмоциональным экскурсоводом: «Мы не так давно здесь гуляем – до 2000 года Крепость была закрыта. В советское время здесь размещалась военная часть, был склад боеприпасов. Вывозили их потом много лет. И до сих пор не уверен, что совсем ничего не завалялось. Крепость наша! Гулять по отсекам, казармам, туннелям, думать о тех, кто нес здесь службу. Бродить по никому не нужному сооружению, пережившему войны, для которых было построено, слушать гулкое эхо в его лабиринтах и радоваться МИРУ!»
Крепость строилась в эпоху гладкоствольного оружия и была завершена, когда появилось нарезное оружие, так что она не участвовала ни в одной из войн, для которых была предназначена, а в годы ВОВ была в значительной степени разрушена из-за бомбардировок — почти не осталось наземных строений, а вообще до нас дошло меньше половины её сооружений.
Сильно пострадала крепость и от вандалов. Внизу — едва ли не единственные сохранившиеся аутентичные кованные ворота, стоявшие во всех переходах из внутренней части крепости в ров. В центра кадра — выход вентиляции.
Крепость «Керчь» спрятана под земляными насыпями, ее сложно заметить с земли, воздуха или воды, но при этом она имеет все традиционные атрибуты классических оборонительных построек: рвы, валы, бойницы, стены.
Они выполнены из естественных местных материалов: ракушечника, красного кирпича, камня-известняка. Последний по структуре был очень вязким. При попадании ядра в стены оно не разлеталось на куски и не поражало большого количества людей.
Обычно при упоминании военного объекта на ум приходят практические, угловатые, без лишних деталей постройки. В крепости Тотлебена все совсем иначе: самые незатейливые здания украшены изумительным орнаментом из кирпича. Огромное фортификационное сооружение, скрытое в прибрежных холмах в самом узком месте Керченского пролива, выглядит потрясающе.
Большинство сооружений крепости сообщаются между собой подземными переходами (потернами). Наиболее продолжительный из них ведет из форта «Тотлебен» к береговым батареям. Длина этого тоннеля около 600 метров, и именно о нем сложено большинство мифов, легенд и просто страшных историй, которые вряд ли имеют хоть что-то общее с правдой.
Ворота, ведущие в Ак-Бурунское укрепление.
Вентиляционная шахта
Одни из ворот, ведущие из внутренней части крепости в оборонительный ров.
Оборонительный ров.
Полукапонир во рву.
Надпись на внутренней стене рва.
Вид на полукапонир во рву.
Вход в полукапонир из рва.
Вентиляционная шахта.
Одна из дореволюционных казарм и разрушенная лестница к ней (возможно, уже советского времени).
Вероятно, пороховой погреб.
Казармы.
Полуразрушенный во время войны капонир во рву.
Надписи, сделанные, по-видимому, бойцами Красной армии в 1941 году.
Вид с крепости в сторону Митридатовой гряды.
Ров.
Джорджио ИВАНОВИЧ Торричелли
После блужданий по пустынной крепости еду в самый центр города, к подножью горы Митридат. Когда-то на ней стоял красавец-храм – Первый русский музей в Керчи. Пока поднимаемся по величественной лестнице с грифонами на гору, становится ясно: смотреть уже нечего.
…В 1834 году Керчи повезло. Поступило высочайшее распоряжение о кредите в 50000 рублей для постройки здания музея прямо на горе Митридат, а уже в 1835 она была завершена. За образец был взят афинский храм Гефеста (покровителя торговли), располагающийся на агоре (рыночной площади) рядом с акрополем. Архитектором был командирован городской архитектор Одессы Джорджио Иванович Торричелли.
Джорджио Иванович Торичелли - один из крупнейших архитекторов Одессы первой половины XIX века. В 1823-1827 годах он служил в должности "архитекторского помощника", а затем стал городским архитектором Одессы. В 1828 году им составлен генеральный архитектурный план города.
Из зданий и сооружений, спроектированных и построенных в Одессе под надзором Торичелли, можно отметить: Архангело-Михайловский собор (разрушен в 1931 году), Кирху Святого Павла, дворец одесского знакомого Пушкина графа И.О. Витта, Английский клуб (ныне Музей морского флота), ансамбль Биржевой площади, музей Императорского Одесского общества истории и древностей, особняк Толстого (ныне Дом ученых), купеческую биржу (ныне Одесский горсовет) на Приморском бульваре, Сабанеев мост, а также 44 лавки Пале-Рояля.
Только в 1841 году, после всех приготовлений, музей открыл свои двери для публики. «Можно судить о том, какое впечатление он производит со всех сторон Босфора, особенно, когда эта величественная громада, освещенная снизу фронтона доверху, отражается в волнах» - писал швейцарский путешественник Дюбуа де Монпере.
Англо-французы, захватившие 12 мая 1855 года Керчь, разорили музей и устроили в нем пороховой склад. Десант продемонстрировал всю «мощь европейской культуры»: "Дверь музеума выломана... пол мраморный выломан, камины выломаны, стекла в люках выбиты, мебель и шкапы в нишах уничтожены. Древние вещи, хранившиеся в музеуме, расхищены... Мраморные львы и надгробные памятники, бывшие под колонами музеума, все похищены, кроме некоторых, не имеющих значения". По сведениям Н.П. Кондакова, пол музея на несколько вершков был устлан битой посудой и стекла. Оставшиеся ценные вещи (в том числе керамика) были вывезены за границу английским полковником Вестмакетом.
Фактически сотню лет после этого здание переходило из рук в руки. После войны здание служило церковью и содержалось в приличном виде, а после начавшегося в 1880-х оползня его укрепили, затем и отремонтировали — там снова была церковь, а до ВОВ — музей. Здание было столь разрушено в войну, что его фактически нужно было отстраивать заново, чего советы делать не пожелали и в 1959 году снесли одно из ключевых в облике Керчи архитектурных сооружений.
Общественный деятель Эдуард Десятов, с которым я встретилась, выступает за восстановление храма Тезея. Его удивляет многолетнее нежелание городских властей поднять эту проблему на федеральном уровне: «Сохранился подвальный этаж, остались чертежи, картины, рисунки, фотографии. Чего же не хватает? Настоящие керчане знают цену этому храму, они видели его. А новые поколения горожан и руководства, увы, не готовы на поступок, потому что для них храм не существует».
С ним не совсем согласен краевед Константин Ходаковский: "Поддерживаю эту инициативу, но приоритетным в митридатском комплексе должна сейчас стать погибающая лестница — её следует едва ли не заново переложить, а затем часовня, завершающим этапом должен стать Храм Тезея — эти три строения формировали облик города на протяжении более ста лет, и до сих пор Керчь невозможно представить без Митридатской лестницы".
Митридатская лестница
Константин ИВАНОВИЧ Месаксуди
Мест, связанных с биографией потомственного почетного гражданина Керчи, владельца крупной табачной фабрики, гласного Керчь-Еникальской Думы, старосты Греческой церкви Константина Ивановича Месаксуди – в городе не счесть. К началу XX века семья Месаксуди владела в различных районах города недвижимостью, площадь которой в целом составляла около 145 тысяч кв.м. и оценивалась в 336 336 рублей 50 копеек.
Дом, где находилась фабрика Месаксуди, хорошо сохранился. Интересно, что на внутреннем дворе до сих пор стоит здание, построенное вместе с основными корпусами в 1915 году и повторяющее облик первой фабрики Месаксуди 1867 года, но служившее уже в качестве детского сада для детей рабочих.
Крупнейшее в стране предприятие по выпуску элитных табачных изделий пользовалось заслуженной известностью и поставляло свою продукцию к императорскому двору, а владелец производства приобрел легендарную славу удачливого предпринимателя и щедрого благотворителя. Учредитель табачной фабрики Константин Иванович, а в последующем и его дети Григорий и Дмитрий, управлявшие предприятием, проявляли постоянную заботу о своих рабочих. При заводе существовала касса взаимопомощи, кооператив с более дешевыми, чем в городе, продуктами, детские ясли для детей. Кадровые рабочие получали денежные премии, подарки по случаю бракосочетания и рождения детей. В случае травм или увечий выплачивались пособия. На средства хозяина содержались аптека и амбулатория.
Фабрика была национализирована в 1920 году и просуществовала до 1941 года, оставаясь самым крупным предприятием табачной отрасли в Крыму. Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году, по некоторым сведениям, часть оборудования была эвакуирована в Армавир. Оставшиеся станки и запасы сырья оккупанты передали в Феодосию с целью возобновления табачного производства для нужд войск. Предприятие больше не возрождалось.
О визитах потомков Константина Ивановича Месаксуди можно прочитать здесь.Керченский историко-археологический музей
Жорж ИВАНОВИЧ Матрунецкий
Жорж Иванович Матрунецкий родился, жил и творил здесь, в Керчи. Писал он невероятно много, избрав для себя многослойную темперу (друзья утверждают, что красок уходило много, и художник экспериментировал как мог, подмешивая в них различные компоненты). В лихие 90-е ему приходилось подрабатывать оформителем на судостроительном заводе «Залив», но, как ни странно, это никак не сказалось на его творческой манере и сюжетах его картин. Он остается верным однажды выбранной теме, «пишет обобщенный образ Керченского полуострова - узкой полоски суши, заключенной между двумя морями, образ мудрого, бесстрастного, вечного, серого моря».Картинная галерея
Когда-то его отец рабочий-молотобоец Иван Константинович Матрунецкий приехал сюда с Украины и своими руками построил дом, что стоит и ныне на улице Черняховского. Сейчас здесь живет вдова художника Мария и это, пожалуй, единственное место в Керчи, где можно увидеть хотя бы несколько его картин. Я надеюсь, что когда-нибудь здесь обязательно будет дом-музей художника.
Работы Жоржа Матрунецкого есть в Феодосийской картинной галерее, Симферопольском художественном музее, музеях Одессы, Киева, частных коллекциях разных городов и стран… Еще при жизни он не знал скупости и легко дарил свои картины друзьям, галереям, учреждениям, но лишь немногие смогли и захотели сохранить эти полотна для потомков: картины продавались и менялись на продукты в трудные годы, а иногда и просто «исчезали» из местных музеев. Пришло время и им вернуться на Родину.
P.S. Такие вот разные «Ивановичи».
Информация