Су-30СМ прибыли в Казахстан!
Своими впечатлениями о новых боевой технике делится известный казахстанский журналист, блогер и любитель авиации Григорий Беденко.
Cу-30 СМ, российский двухместный многоцелевой всепогодный истребитель поколения 4++. По классификации НАТО Flanker-C (дословный перевод “удар с фланга”). Предназначен для завоевания господства в воздухе. Это первый в мире серийный самолет обладающий сверхманевренностью.
Эти самолеты производит корпорация “Иркут”, входящая в состав Объединенной авиастроительной корпорации РФ (ОАК). Авиазавод находится в Иркутске, оттуда же и перегоняли боевые машины в Казахстан.
Всего было создано 12 модификаций Су-30, в качестве прототипа использовался весьма неплохо себя показавший Су-27 УБ. На сегодняшний день в разных модификациях Су-30, кроме России, и теперь уже –Казахстана, стоит на вооружении ВВС 6-ти стран мира: Анголы, Алжира, Венесуэлы, Вьетнама, Индии, Индонезии.
Самолеты, которые поступили в Казахстан являются усовершенствованной модификацией самолета Су-30 МК, которые в настоящее время поставляются в Индию, а также поставлялись в ВВС Малайзии и Алжира. Однако, от данной экспортной модификации истребители Су-30 СМ отличаются весьма существенно, так как поставляются в ВВС и в ВМФ России. Таким образом, наша страна получила боевые машины самого высокого класса, именно такие, которые сегодня составляют ударную мощь российских военно-воздушных сил. И на сегодняшний день, кроме России и Казахстана именно таких самолетов больше нигде нет.
Контракт на поставку в Казахстан четырех Су-30 СМ был заключен в прошлом году, на международной выставке вооружений и военной техники KADEX-2014. Cтоимость одного борта составляет $50 млн. Однако, в Казахстан они были проданы с существенной скидкой, и кроме того, вне очереди. Эти самолеты должны были в 2015-м году поступить в ВВС России, но об этом чуть позже.
В начале года в Иркутск была направлена группа летчиков и технических специалистов Гвардейской авиационной базы, расположенной в Талдыкоргане. Они прошли полное переобучение на новых машинах. Кроме того, контракт с корпорацией “Иркут” предполагает практическое обучение наших летчиков, уже после прибытия самолетов в Талдыкорган, где они и будут постоянно базироваться. Также, корпорация будет осуществлять полный технический надзор за состоянием самолетов, проводить техническое обслуживание, поставлять запчасти и т.д.
Процесс перегона самолетов с авиазавода на базу начался 9-го апреля, и завершился 17-го, когда в Талдыкорган прибыл 4-й борт. В этот же день прошла торжественная церемония встречи, и самолеты впервые показали представителям казахстанских СМИ.
А теперь немного видео, снятого нашими коллегами из казахстанского агентства “Медиа-Маркетинг”. Первый ролик снят с помощью дрона. Второй показывает пилотаж российского летчика-испытателя на Су-30 СМ.
Церемония началась очень красиво. Примерно за полчаса до подхода 4-го истребителя к аэродрому, ему навстречу вылетели два других. В воздухе они встретились, а затем в боевом строю прошли над авиабазой на высоте 200 метров. Затем один из самолетов отделился от группы, и управляющий им летчик показал совершенно фантастические фигуры высшего пилотажа на малой высоте.
Су-30 СМ решает задачи по уничтожению воздушных целей (завоевание господства в воздухе, прикрытие войск и объектов инфраструктуры от ударов с воздуха, сопровождение), а также способен “работать” и по наземным целям (изоляция района боевых действий, поражение объектов войск и тыла противника). Третья задача истребителя – уничтожение надводных объектов (кораблей противника).
Су-30 СМ может выполнять задачи противодействия системам радиоэлектронной борьбы и вести дальнее обнаружение, а также осуществлять оперативное управление группой самолетов, выполняющих совместную задачу. Таким образом, Су-30 СМ как бы совмещает в себе функции двух типов боевых машин, стоящих на вооружении СВО РК. Это Су-27 УБМ 2 и Миг-31. Только элементная база на Су-30 СМ самая современная.
Еще одна интересная функция Су-30 СМ – это возможность обучения. Истребитель можно использовать для боевой подготовки летчиков перспективных авиационных средств.
Су-30 СМ оснащен широким спектром вооружения и современным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования. Истребитель способен поражать воздушные цели (включая объекты с малой радиолокационной заметностью) в ближнем бою, и вести упреждающие бои на дальних дистанциях. Боевая нагрузка Су-30 СМ общим весом 8000 кг. размещается на 12 узлах подвески.
Теперь ответственность за новые истребители будет непосредственно нести командир Талдыкорганской авиабазы подполковник Жанибек Жумашев. Но, в то же время это большая честь для военного летчика.
Личный состав авиабазы на торжественном построении по случаю прибытия новое авиационной техники. Большинство из этих офицеров представляют боевое подразделения “Барсы Семиречья” на вооружении которого стоят модифицированные Су-27 БМ 2 и Су-27 УБМ 2.
На торжественную церемонию было приглашено руководство корпорации “Иркут”, представители городской администрации Талдыкоргана и большая команда журналистов.
Нам была предоставлена возможность непосредственно пообщаться с людьми, которые работают с новой авиатехникой.
Нурлан Орманбетов, генерал-майор, главнокомандующий Силами Воздушной обороны РК:
“Сегодня мы присутствуем на большом историческом событии для современного Казахстана, в частности, для военно-воздушных сил Казахстана. Это первый этап начала перевооружения ВВС. Хочется отметить, что постоянная забота нашего Верховного главнокомандующего и постоянный интерес к боевой авиации позволил нам начать перевооружение, и получать новую боевую технику. Боевая техника нам досталась еще со времен Советского Союза, она прошла капитальный ремонт, модернизацию. И на сегодняшний день заканчивается ее ресурс, поэтому начался новый этап перевооружения, и начали мы его с современных самых, так называемых, “поколение 4++” самолетов Су-30 СМ российского производства, которые выпускаются на предприятии в Иркутске. Благодаря взаимодействию и военно-техническому сотрудничеству с Российской Федерацией мы в кратчайшие сроки приобрели эти самолеты, которые в ближайшее время будут участвовать в воздушном параде в Астане, где наши летчики, которые уже подготовлены и переучены на эту технику будут демонстрировать эти самолеты. “
- Нурлан Секенович, перевооружение наших ВВС сейчас проходит достаточно активно. Какие авиационные средства поступят в ближайшем будущем?
- У нас армейская авиация, так называемая – вертолеты, уже приобретаются. Это новые вертолеты Eurocopter EC 145. На сегодняшний день 8 единиц их имеем. Будут также приобретаться новые российские вертолеты Ми-171 Ш. И в дальнейшем будет наращиваться группировка армейской авиации. Это то, что касается военно-транспортной авиации. У нас с 2005-го года идет капитальный ремонт старых бортов, и сейчас мы приобретаем новые военно-транспортные самолеты С-295 корпорации Airbus Military, и дальше будем наращивать также военно-транспортную группировку. Ну, и то что касается фронтовой авиации, так называемой – боевые самолеты, это первые ласточки у нас –Су-30 СМ. В дальнейшем будем наращивать также их количество, и предполагаем начать закуп в России учебно-боевых самолетов Як-130. Закупка cейчас идет из бюджета министерства обороны. Вопрос о дальнейшем финансировании будет решать правительство.
- Почему был выбран именно Су-30 СМ?
- В настоящее время у нас есть соглашение с Российской Федерацией по единой системе противовоздушной обороны. Мы подходим к тому, чтобы унифицировать всю систему вооружения, как противовоздушной обороны, так и авиационной составляющей. И вот этот самолет – Су-30 СМ, он сейчас только принят на вооружение у Российской Федерации, и поэтому он считается одним из лучших в своем классе самолетов-истребителей. Многофункциональный, который может использовать свое вооружение, как по воздушным целям, так и по наземным. При этом используется высокоточное оружие.
Новейший военно-транспортный самолет САSA С-295, корпорации Airbus Military. Cейчас таких самолетов у нас 4, в дальнейшем их станет 8. Кстати, этот борт привез из Астаны группу журналистов из 18 человек.
Вблизи Су-30 СМ выглядит почти, как корабль пришельцев.
От своего прототипа Су-27 УБ он отличается весьма существенно. Первое и главное отличие – это переднее горизонтальное оперение. Оно отклоняется автоматически по командам бортового компьютера. В результате, такие автономные мини-крылья обеспечивают устойчивый полет на больших углах атаки. Т.е. благодаря им истребитель может летать с очень низкими для таких самолетов скоростями. Это обеспечивает сверхманевренность.
Еще одна весьма интересная особенность Су-30 СМ – он может дозаправляться в воздухе. Причем, в качестве самолета-танкера может работать точно такой же Су-30 СМ. Таким образом, истребитель способен выполнять боевые задачи на очень большом удалении от базы.
Но, конечно, главная технологическая особенность, которая ставит истребитель на голову выше всех своих аналогов – это управляемый вектор тяги. Т.е. поворотные сопла могут автономно вращаться, отклоняя реактивную струю на 15 градусов. В зависимости от предстоящего маневра, сопла могут отклоняться синхронно с горизонтальным хвостовым оперением, или отдельно от него. Благодаря этому Су-30 СМ способен выполнять такие маневры, которые вообще невозможно осуществить на других самолетах.
Силовая установка истребителя состоит из двух турбореактивных двухконтурных двигателей АЛ-31ФП с форсажными камерами. Суммарная тяга на форсаже 25000 кгс обеспечивает горизонтальный полет 2 М (двухкратное превышение скорости звука).
Техники авиабазы размещают в специальном контейнере тормозные парашюты самолета.
Парашютов два. Они плотно упакованы и выбрасываются при посадке на полосу аэродрома, чтобы погасить скорость истребителя. Реверсной тяги у него нет.
Расширению боевых возможностей самолета также способствует двухместная компоновка, позволяющая рационально распределять рабочую нагрузку между членами экипажа.
Интервью с Сергеем Третьяком, вице-президентом корпорации “Иркут” по гособоронзаказу и летной работе.
- Сергей Дмитриевич, в сети гуляет информация, что эти 4 борта были проданы Казахстану ниже их стоимости, и кроме того, сняты с плановых поставок в российские ВВС.
- Я могу сказать, обе версии имеют под собой правдивую основу. Российское министерство обороны пошло навстречу, и 4 машины плана 2015-го года сдвинули на 2016-й, с тем, чтобы 4 машины в Республику Казахстан можно было поставить. Второй вопрос. В рамках ОДКБ вооружение и военная техника продается по ценам, которые действуют для вооруженных сил Российской Федерации.
- Насколько новые казахстанские истребители отличаются от тех, что Ваша корпорация поставляет в другие страны?
- Су-30 СМ – это русифицированная версия самолета Су-30 МКИ, который сегодня Индией закупается в больших количествах, более 250-ти машин. Часть уже закуплена, часть будет производиться. Вооруженные силы Алжира, Малайзии закупают различные версии этого самолета Су-30 МКИ. Для российских вооруженных сил был разработан русифицированный вариант этого самолета, который получил название Су-30 СМ. Помимо того, что было на экспортных вариантах этого самолета, на Су-30 СМ установлен ряд дополнительных систем, которые улучшают его боевые характеристики, пилотажные характеристики. И в таком виде он предложен Республике Казахстан, т.е. по своему техническому составу, оснащению, он полностью соответствует тем самолетам, которые сегодня в ВВС Российской Федерации имеются.
- А насколько надежен Су-30 СМ?
- Исправность за все время эксплуатации ниже 80% не опускалась. В Индии были аварии, но там человеческий фактор. У нас, слава Богу, летчики очень опытные и ответственные. Кроме того, аналогичные самолеты поставляется не только в части фронтовой авиации России, но и для нашего военно-морского флота. И там тоже, они себя весьма неплохо показали в плане надежности.
По сравнению с предшественниками, в состав комплекса бортового радиоэлектронного оборудования Су-30 СМ включен ряд систем нового поколения. Это интегрированный радиолокационный прицельный комплекс. Он способен обнаруживать и сопровождать до 15-ти целей, а также одновременно атаковать до 4-х из них.
К еще одной новейшей системе относится интегрированный оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс с лазерной инерциально-навигационной системой.
В самолете также установлены: система нашлемного целеуказания, индикация на лобовом стекле, а также многофункциональные жидкокристаллические цветные индикаторы с возможностью микширования изображения.
Комплекс спутниковой навигации Су-30 СМ совместим с системами ГЛОНАСС и NAVSTAR.
В Талдыкорган из Иркутска самолеты перегоняла группа российских летчиков-испытателей.
Руководит группой Герой Российской Федерации Вячеслав Юрьевич Аверьянов.
В мировой авиации это поистине легендарная личность. Именно Аверьянов впервые поднял в воздух и поставил на крыло все модификации Су-30. Он считается первопроходцем в разработке на этом самолете сверхманевров, т.е. таких фигур высшего пилотажа, которые до него никто и никогда не делал. На снимке Вячеслав Юрьевич со своим казахстанским коллегой полковником Кайратом Баймахановым, начальником службы безопасности полетов СВО.
А еще Вячеслав Аверьянов основатель династии летчиков-испытателей. Его сын Евгений пошел по стопам отца.
Вячеслав Аверьянов, летчик-испытатель корпорации “Иркут”, Герой РФ
- Вячеслав Юрьевич, каковы успехи казахстанских летчиков с новыми машинами?
- Эти самолеты мы совместно пилотируем с того времени, когда сюда прибыл первый борт. За это время у нас успели 4 летчика ВВС Казахстана вылететь самостоятельно на серьезные виды пилотажа, и подключили еще одного. Это прекрасная машина, сделана по стандарту, как для наших ВВС, так и для ВВС Казахстана.
- А что необходимо нашим летчикам, чтобы полностью раскрыть все возможности Су-30 СМ?
- Если разговаривать профессионально, то много чего нужно. Но, самое главное – мы начали процесс, и они уже по крайней мере ознакомились с этими фигурами, часть фигур выполняют. Пусть, не у земли, а где-то в воздухе. Конечно, это очень интересно, как любому летчику, как любому мальчишке. Я думаю, что им очень понравилось. И для того, чтобы сделать так же примерно, нужно работать над собой, изучать матчасть, долго тренироваться. Долго, потому что это связано и с безопасностью, и с качеством.
- Cчитается, что у Су-27 УБ есть натовский аналог, американский тяжелый истребитель F-15 Eagle, который производит корпорация McDonnell Douglas. А что Вы можете сказать, про Су-30 СМ?
- F-15 и рядом не стоял с этим самолетом. F-15 – далеко старый самолет. А Cу-30 CМ, может и похож внешне на Су-27УБ, но он очень современный. Сделан он на базе тех самолетов, которые поставлялись в Индию, но были проведены определенные доработки для военно-воздушных сил России. И такие же самолеты поставлены сюда, в Казахстан.
- Получается, что Су-30 СМ уникальный в своем сегменте?
- Я просто не могу представить, какой из самолетов, стоящих на вооружении стран НАТО на такое способен. Когда мы поднимали первые модели Су-30, мы уже через месяц стали крутить на них суперманевры. И через года 3 только это же стали делать американцы, но они каждый раз дозаправлялись, чтобы прийти к одной и той же массе-центровке. Мы же делали во всем диапазоне с полной заправкой топлива, до минимальной.
- А как называются эти новые сложнейшие пилотажные фигуры?
- У этих фигур до сих пор нет даже названия. Вообще, это как бы классика пилотирования, которая известна еще со времен первых аэропланов, но только на несколько порядков развитая и усложненная. Например, фигура “управляемый плоский штопор”. Впервые нечто подобное проделал Петр Нестеров в 1912-м году. Штопор всегда у лётчиков ассоциировался с бесконтрольным падением самолета. А мы научились так падать, что полностью контролируем машину. Или, например “проход на минимальной скорости” с полной остановкой самолета в воздухе. Это делали летчики еще в начале 20-го века. Был такой аэроплан, тяжелый бомбардировщик Farman F.60 Goliath. Так вот, он мог во время боевого вылета замедляться до скоростей 50-80 км/ч. Мы тоже сейчас можем летать с такими скоростями, но ведь речь идет о гиперзвуковом истребителе 21-го века.
- Cоздается такое впечатление, что законы аэродинамики для Су-30 СМ как-то по-другому работают.
- Вы знаете, вы в чем-то правы. Потому что, на самом деле, если не применять ту современную систему управления, интегрированную с управляемым вектором тяги, то тогда наверное, можно говорить об аэродинамике. А здесь же все как-бы замешано. Где-то есть аэродинамика, где-то ее на самом деле нет.
Для обслуживания новых самолетов на авиабазе в Талдыкоргане было приобретено и новое наземное оборудование. В частности, топливозаправщики.
И еще несколько любопытных деталей по Су-30 СМ. Самолет обладает возможностью автоматизированного полета на различных высотах, включая полет на малой высоте, а также при индивидуальном, или групповом боевом применение против воздушных, наземных и надводных целей. Комплекс автоматического управления, связанный с навигационной системой , обеспечивает полет по маршруту, подход к цели, возврат на аэродром и заход на посадку в автоматическом режиме.
Основные характеристики Су-30 СМ:
Длина: - 21,9 м.
Размах крыла: - 14,7 м.
Высота: - 6,4 м.
Максимальный взлетный вес - 34 000 кг.
Запас топлива: - 9400 кг.
Максимальная длина
разбега: - 550 м.
Максимальная длина
пробега с тормозным парашютом - 750 м.
Максимальная скорость у земли: 1350 км/ч
Максимальная скорость на высоте: - 2 М
Практический потолок: - 17 300 м.
Максимальная эксплуатационная
перегрузка - 9
И еще, Су-30 СМ станут гвоздем программы на военном параде, посвящённом 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, который пройдет в Астане 7-го мая 2015-го года.
Информация