Проект РСЗО Rocket System 80 (Германия, Великобритания, Италия)

В конце шестидесятых и начале семидесятых годов ведущие страны мира занялись вопросом создания реактивных систем залпового огня большой дальности. Как позже показала практика, наличие подобной техники позволяет значительно повысить потенциал сухопутной реактивной артиллерии в деле уничтожения противника. Некоторые страны начали создавать новые РСЗО самостоятельно, другие, в свою очередь, приняли решение о сотрудничестве. В начале семидесятых годов ФРГ, Великобритания и Италия объединились для разработки проекта RS80.

Целью проекта RS80 («Rocket System 80» – «Ракетная система 80-х годов») было создание новой РСЗО большой дальности, способной использовать боеприпасы различных типов и выполнять боевые задачи, связанные с уничтожением удаленных целей. В рамках этого проекта планировалось разработать новые неуправляемые ракеты с дальностью полета до 60-70 км. По подсчетам специалистов, такая дальность стрельбы позволяла обеспечить реальное преимущество перед существующими и перспективными зарубежными образцами. К разработке нового проекта были привлечены три компании: западногерманская MBB, британская Hunting Engineering и итальянская Oto Melara.


Известны некоторые подробности трехстороннего сотрудничества. Так, немецкие специалисты, принимая участие в создании различных компонентов будущей РСЗО, являлись основными разработчиками боевой нагрузки для перспективных неуправляемых ракет. Кроме того, как следует из имеющихся данных, немецкая оборонная промышленность была привлечена к строительству прототипа новой боевой машины. Итальянские и британские инженеры так же отвечали за разработку определенных компонентов комплекса.

До середины семидесятых годов разработка проекта RS80 шла без особых проблем. Совместными усилиями стороны смогли сформировать основные требования к перспективной реактивной системе залпового огня, однако в 1975 году мнения разошлись. Британская сторона требовала поставить во главу угла точность стрельбы. Немцы и итальянцы, исходя из своих соображений, продвигали приоритет высокой скорости ракеты и малого времени полета до цели. Одновременное выполнение таких требований было невозможным. После многочисленных споров в 1975 году Великобритания покинула проект RS80 и занялась разработкой собственной РСЗО.

Дальнейшие работы по проекту RS80 велись только немецкой и итальянской компанией с привлечением некоторых сторонних предприятий. Им удалось завершить формирование облика перспективной боевой машины, а также построить первый ее прототип. По разным данным, опытная машина вышла на ходовые испытания, но информация о тестовых стрельбах отсутствует.

Ориентировочно в 1976 году был построен прототип РСЗО RS80. По-видимому, к его созданию привлекались некоторые сторонние организации, из-за чего в некоторых источниках встречается обозначение Wegmann Raketenwerfer или, по названию использованной базовой бронемашины, Leopard Raketenwerfer. Тем не менее, название проекта Rocket System 80 осталось прежним и не изменялось. Возможно, Wegmann Leopard Raketenwerfer было внутренним немецким обозначением.

Расчеты показывали, что новые ракеты и пусковая установка для них получаются достаточно тяжелыми. Вес и габариты установки с ракетами, а также необходимость обеспечения приемлемой подвижности сказались на выборе базового шасси. В качестве основы для РСЗО RS80 было выбрано шасси танка Leopard 1. Подобные машины в большом количестве имелись на вооружении Германии, что могло в определенной мере упростить строительство новых систем залпового огня. Кроме того, такая база сказалась на названиях машины – в одном из обозначений появилось слово «Леопард».

Вместо родной башни на танковом шасси устанавливалась пусковая установка оригинальной конструкции. На погон башни поместили поворотную платформу вытянутой формы с механизмами вертикального наведения блока стволов. Интересно расположение креплений пусковой установки. На всех современных РСЗО блок стволов в походном положении размещается вперед по направлению движения, как будто машина стреляет через кабину. В проекте RS80 было предложено использовать иное размещение блока стволов. В походном положении дульные срезы стволов находились над кормой танкового корпуса.

Проект РСЗО Rocket System 80 (Германия, Великобритания, Италия)


Точные причины этого неизвестны, но можно предположить, что такой монтаж пусковой установки был связан с удобством заряжания. Крупный калибр, большие размеры и масса ракет не позволяли заряжать стволы вручную и требовали создания транспортно-заряжающей машины (ТЗМ). Взаимодействие ТЗМ и самоходной пусковой установки, построенных на танковых шасси, серьезно упрощается, если водители обеих машин могут поддерживать визуальный контакт и следить за положением техники.

На подъемном устройстве поместили блок из шести стволов калибра 280 мм. В силу определенных причин стволы размещались не в два ряда по три, а в виде двух треугольников, соединенных широкой перемычкой. При этом все стволы размещались внутри многогранного бронированного кожуха.

Построенная машина благодаря использованному танковому шасси имела достаточно высокие характеристики подвижности и проходимости. Использованное шасси позволяло перемещаться не только по автодорогам, но и по пересеченной местности. Кроме того, по-видимому, у Германии и Италии в то время отсутствовали иные шасси, способные перемещать достаточно тяжелую пусковую установку с 280-мм реактивными снарядами.

Подробная информация о разработке ракет для РСЗО RS80 отсутствует. Согласно некоторым источникам, проект завершился до начала сборки и испытаний боеприпасов. Тем не менее, известно, что новые ракеты должны были лететь на дальность до 70-80 км. Вероятно, предполагалось создание боевых частей различных типов, от осколочно-фугасных до кассетных, в том числе с противотанковыми суббоеприпасами.

По-видимому, опытный экземпляр РСЗО RS80 прошел некоторые этапы испытаний, после чего дальнейшая судьба проекта оказалась под вопросом. Новая 280-мм реактивная система залпового огня требовала продолжения работ, которые могли затянуться. Одновременно с этим, в конце семидесятых годов в Германии началась разработка проекта глубокой модернизации РСЗО LARS под названием LARS-2 (в ходе его реализации комплексы первой версии получили обновленное обозначение LARS-1). Проект LARS-2 обещал заметное повышение характеристик существующих систем залпового огня без необходимости внедрения кардинально новых технологий или комплектующих и других подобных проблем.

К концу восьмидесятых судьба проекта Rocket System 80 определилась окончательно. ФРГ, являвшаяся «локомотивом» этого проекта отказалась от дальнейшей разработки РСЗО на танковом шасси. В начале восьмидесятых начался переход реактивной артиллерии на модернизированные комплексы LARS-2. Подобный выбор был обусловлен, в первую очередь, экономическими причинами. Уступая системе RS80 в максимальной дальности стрельбы и могуществе снарядов, модернизированные LARS-2 были значительно дешевле и проще в эксплуатации. Кроме того, появлялась возможность сэкономить на переподготовке личного состава, совместной эксплуатации нескольких РСЗО и других обязательных элементах освоения новой техники.

Единственный построенный опытный экземпляр РСЗО RS80 сохранился до наших дней. Сейчас он является экспонатом одного из немецких музеев бронетехники. Насколько можно судить, наработки по проекту RS80 не использовались при создании новых реактивных систем залпового огня. С определенного времени все бывшие участники этого проекта отказались от разработки собственных РСЗО. В конце восьмидесятых годов Великобритания, Германия и Италия заказали у США некоторое количество комплексов M270 MLRS. В настоящее время именно M270 являются основой реактивной артиллерии этих стран. Разработка собственной техники аналогичного назначения не ведется.



По материалам сайтов:
http://strangernn.livejournal.com/
http://secretprojects.co.uk/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://alternathistory.org.ua/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

16 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти