The main milestones of the internal life of the USSR in the so-called the era of "stagnation"

2
The main milestones of the internal life of the USSR in the so-called the era of "stagnation"

After the removal of N. Khrushchev from power, the new leadership of the USSR — Brezhnev, Suslov, Kosygin, Podgorny — had to take urgent measures to remedy the situation in the country. Party reform was abolished when industrial and agricultural party organizations were divided. They curtailed school reform - during it they tried to connect school with simultaneous work at the enterprise. Economic councils are abolished, normal branch ministries are restored. To avoid food shortages caused by the breakdown of agriculture, they continued to buy grain abroad, and some industrial goods were also purchased. Collective farmers were again allowed to have plots of land, they wrote off debts to collective farms, and “religious” repressions were frozen.

In the field of industry, not only did the ministries be restored, but, at Kosygin’s suggestion, they began to introduce “liberal” methods of work: the independence of enterprises increased, the number of planned indicators went down from above, the self-financing mechanism was introduced, now the company could send part of the profits to social, cultural, everyday needs of their workers. Introduced material incentives for workers, employees. Various experiments (of a non-global nature) were carried out to improve the organization of labor, such as a “brigade contract”.

But they failed to get closer to the pace of the development of the Stalin era - the enthusiasm of the people died down. He could no longer be raised for great accomplishments (with this guide). The last time people managed to inspire during the development of the virgin lands, there was a surge in the adoption of the slogan - “to overtake and overtake America”, when they made a promise that the current generation would live under communism. But Khrushchev disgraces, completely undermined and erased these impulses.

Under Brezhnev, the authorities also tried to use high-profile appeals: they proclaimed “decisive” and “determining” years, a “five-year quality”, etc. But the method did not work anymore, such statements passed on “hurray” only at meetings and congresses. The flourishing of "window dressing" began. New percussion construction projects - KamAZ, BAM, Atommash, the construction of giant oil pipelines and gas pipelines was conducted mostly not on enthusiasm and faith in a bright future. For many people, these construction projects were an opportunity to earn money, and the solemn events were in many ways ostentatious.

In the field of education and science, the system that Stalin had laid has earned in full force. From the end of 1950 to the end of 1960, spending on science increased 12 times, and the number of researchers increased 6 times. In the Soviet Union, a quarter of all scientists of the planet worked! 5 has taught millions of students to institutions of higher education, and half a million teachers have taught them. Outstanding successes were achieved — space programs, nuclear power, and military technologies were rapidly developed to ensure complete safety of the country, discoveries were made in the exact sciences — physics, chemistry, mathematics, biology, etc. If it were possible to fully combine the achievements of scientific technical revolution with the national economy of the country, it promised fabulous, amazing prospects. The USSR could become a power of the 21 century as early as the 20 century, deliver a mortal blow to the Western world, without war, only with its achievements.

Unfortunately, for several reasons this did not happen. Some scientists turned into a bureaucracy from science, they produced reports that nobody needed. The mass of advanced developments was simply “buried”. Yes, and the management of enterprises was easier, safer to work on the already proven, reliable equipment, innovations violated a well-established production process. The industry developed mainly extensively - by building all new enterprises, and not by increasing productivity in existing plants, introducing new technologies there.


The ships "Apollo" (left) and "Union" (right). Reconstruction.

There was a growth of the bureaucratic apparatus. The intelligentsia, which according to the census 1979 of the year already constituted 19% of the population, was generally poorly (materially) provided by the group, and conditions changed for the better rather slowly, but we wanted a good life right now - people saw Italian, French films about like living in Europe, so the “kitchen opposition” grew. A significant part of the intelligentsia has become skeptical of the successes of the Soviet system. The situation of the Russian Empire was repeated, when the majority of intellectuals were enemies of the existing system.

Agriculture, and could not fully recover from the Khrushchev experiments. The “depopulation” of the countryside continued, especially in the indigenous Russian regions. The youth tried after study, or the army to settle down in the city, went to promising construction projects. If in the 1939 year of the peasants in the country there were 47-48% of the population, then already in the 1979 year - only 15%. Urbanization has caused great damage not only to agriculture, but also to Russian culture. It was the village that largely retained the indigenous Russian culture - songs, dances, Russian hand-to-hand combat skills, life skills in a single team, cooperation skills, etc.

True, it cannot be said that the state did not pay attention to agriculture. Large funds were invested in it, but they did not achieve qualitative changes, they only taught the village to live by subsidies, external support, for example, mobilized up to 20% of all adult residents of the Union to every “strada” (soldiers, students, students, workers and education, etc.).

The destruction of the village environment led to another negative trend - the growth of the Russian population plummeted. Russian village with its tradition of large families gave the main growth of our people. Urbanization has dealt a terrible demographic blow to the population of the Union. At the beginning of the 20 century, we were second only to China and India in terms of population. If not for the 20 disasters of the century, the Russian people numbered several hundred million people, and Russia still had the third largest population on the planet. And the rapid growth of the peoples of Central Asia and the Caucasus continued - their demographic niche, due to its development, was significantly expanded, for the most part they lived in rural areas, in houses, could contain large families.

In addition, a blow to the growth of the population was caused by “city diseases” - the destruction of large families (several generations), drunkenness, emancipation, careerism, the desire to live “for oneself”, the increase in the number of abortions, divorces, etc.

The leadership of the Union, mainly nominees of 1930-ies, reached solid posts in the Politburo and the government already at a solid age, and did not want any sharp turns, radical reforms. Under Brezhnev, the main dreams of the nomenclature were fulfilled - one could live in peace, enjoying the status, honor and privileges achieved. As a result, the top of the party-state apparatus turned into an almost closed caste. Social elevators began to gradually shut down, in “warm places” they tried to arrange their relatives, children of friends, and acquaintances.

Conservatism won up, everything became predictable, stable. Of course, the struggle for power was going on its own intrigue, but it went quietly, behind the scenes, without loud scandals. Thus, in the summer of 1977, Nikolai Podgorny, Chairman of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR, was removed from power, and 1980 was relieved of his duties as a member of the Politburo of the CPSU Central Committee and Chairman of the USSR Council of Ministers, Aleksey Kosygin. According to V.I. Varennikov, in 1979, Kosygin was the only member of the Politburo who did not support the decision to send units of the Soviet Army to Afghanistan and from that moment he had a complete break with Leonid Brezhnev and his circle. People who made mistakes, or lost in intrigues, were not sent to camps, links, were not subjected to condemnation, they were usually simply transferred to other positions, or sent to retire "for health reasons" without depriving them of rewards or privileges.


Alexey Nikolayevich Kosygin.

Party congresses became purely festive, ceremonial events: here they read long reporting reports, which were hardly interesting to anyone, announced the fulfillment of five-year plans, the following were adopted.

It was at that time that the state was assigned to the so-called. “Oil needle”, “petrodollars”, finally buried hopes for transformation, modernization of the economy. The acute need for reforming the national economy disappeared, without reforms it was calmer. The USSR was still floating by inertia.



There was a process of formation of separatism and nationalism in the Baltic States, the republics of the Caucasus, Central Asia. This was despite the fact that the outskirts had considerable support from the center, the process of creating national intelligentsia continued, there were created “special conditions” for the population, in some cases the population lived better than the regions of the RSFSR, Belarus. The center did not particularly stop these processes, turned a blind eye to them. For example, if in the RSFSR, Ukraine and Belarus for "religiosity" it was possible to lose the party membership card, and churches and monasteries continued to close, then in the Baltic States, Transcaucasia, Central Asia there were churches, sectarian prayers, mosques, Georgian and Armenian churches, they were visited and local party workers. Preserved on the outskirts and conditions, opportunities for personal enrichment - at high prices, the state sold tangerines, grapes, fruits, wool, etc. Representatives of the southern republics conducted profitable trade in Russian markets, had the opportunity to generate capital that would be useful after 1991 year.

It turned out that the policy of the party and government for different regions was not the same. It was possible for the people of the Baltic, Central Asia, the Caucasus that it was impossible for the Russians.

The Communist Party degraded, in many respects, this was due to the fact that the ideals proclaimed far differed from real life. The number increased dramatically, while in the 1952 year there were about 7 million people in the party, then by the 1980 years of the communists there were already more than 18 million people. The status of communist was devalued - membership in the CPSU became in many respects a formality, where from duties only participation in regular meetings and payment of contributions. And the benefit was direct, it was easier to go up the career ladder, the person’s authority, his status in society increased. As a result, many careerists and opportunists joined the party.

In order to explain to the people the failure of the project about “building communism in 20 years” (this was promised by Khrushchev), they came up with the concept of building “developed socialism” in the USSR. “Developed socialism,” supposedly, was a transitional stage on the road from socialism to communism. The people quite correctly considered this theory verbiage. In addition, there were problems with “developed socialism”. Therefore, explanations followed that the stage of “developed socialism” will be long and “the improvement of developed socialism” is “the main task for the foreseeable future”.

It turned out that they built and built communism, but instead it was built by developed socialism, which now had to be improved for infinite time. The last illusions about communist society, “heaven on earth,” for which enormous sacrifices were made, were scattered. And there was no attractive alternative, with the constant display of the attractive aspects of capitalism. This caused apathy, indifference, spiritual emptiness.

The authority of the supreme authority was deliberately undermined in the country - the ugly, caricature personality cult of Brezhnev was created. So, the first person was simply showered with awards: the 7 Orders of Lenin, the 5 stars of the Hero of the Soviet Union and the Hero of Socialist Labor, the Golden Star named after Karl Marx (for “exceptional contribution to the development of Marxist-Leninist theory”), the highest order of victory “Victory”, the title of Marshal of the Soviet Union, the Lenin Peace Prize and the mass of various awards from other states. Three books were written on behalf of Brezhnev - “Small Earth”, “Revival”, “Celina”, which were published in editions of more than 15 million copies. They had to be studied, for them the General Secretary received the Lenin Prize in Literature. It is clear that the aging, seriously ill Brezhnev sincerely rejoiced at the awards, he was not a villain, a dictator, a fool on a throne like Khrushchev. He wanted the country to flourish.

But, the margin of safety, established under Stalin, which withstood Khrushchev’s antics, was not eternal, it was impossible to “rest on our laurels”.

Sources of:
Vert N. History Soviet state. M., 1992.
Kara-Murza S. G. Soviet civilization: from the Great Victory to the present day (second book). M., 2001.
Khinshtein A. The Tale of Lost Time. Why Brezhnev could not become Putin. M., 2011.
Our news channels

Subscribe and stay up to date with the latest news and the most important events of the day.

2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Evgan
    0
    6 October 2011 17: 00
    "Good grandfather" Brezhnev, "The villain and the fool" (what a combination of qualities, eh ?!) Khrushchev, the "great" Stalin ...
    Historical analysis of a 5th grade student.
  2. Volkhov
    +2
    6 October 2011 17: 05
    After the Second World War, under the late Stalin, the backbone of front-line soldiers such as Kosygin and Varennikov was formed in the USSR, and they held back the activities of the Zionists and Nazis. Together with Brezhnev, they grew old, and Gorbachev brought them out of the Central Committee in hundreds for "rejuvenation." The country has lost its common sense, but has acquired dense networks of internal enemies. Now we are a province without our own interests, and in order to simply survive, we need to build Russian society from below as opposed to other people's networks, as it was in the 50s, or the Ancient World.
  3. mar.tira
    +2
    7 October 2011 06: 46
    Yes! The author got to the point, because they knew all this before. Why didn’t they correct the mistakes, why didn’t they restore the USSR! Because the elite already tasted the lifestyle of paradise at the expense of others. That's what they wanted for themselves, and not for the country of such a life. They knew that if they fly by, nothing will happen to them. There was no revolutionary discipline and class hatred. I left Moscow power the spirit of internationalism and social justice for 50 years of prosperity. That's where they continue to tear everything that was done during the Soviet Union. And they just as easily will return what they have brewed. They will flood the country with blood as they did in 93 but will not return. So get ready for the people!

"Right Sector" (banned in Russia), "Ukrainian Insurgent Army" (UPA) (banned in Russia), ISIS (banned in Russia), "Jabhat Fatah al-Sham" formerly "Jabhat al-Nusra" (banned in Russia) , Taliban (banned in Russia), Al-Qaeda (banned in Russia), Anti-Corruption Foundation (banned in Russia), Navalny Headquarters (banned in Russia), Facebook (banned in Russia), Instagram (banned in Russia), Meta (banned in Russia), Misanthropic Division (banned in Russia), Azov (banned in Russia), Muslim Brotherhood (banned in Russia), Aum Shinrikyo (banned in Russia), AUE (banned in Russia), UNA-UNSO (banned in Russia), Mejlis of the Crimean Tatar People (banned in Russia), Legion “Freedom of Russia” (armed formation, recognized as terrorist in the Russian Federation and banned)

“Non-profit organizations, unregistered public associations or individuals performing the functions of a foreign agent,” as well as media outlets performing the functions of a foreign agent: “Medusa”; "Voice of America"; "Realities"; "Present time"; "Radio Freedom"; Ponomarev Lev; Ponomarev Ilya; Savitskaya; Markelov; Kamalyagin; Apakhonchich; Makarevich; Dud; Gordon; Zhdanov; Medvedev; Fedorov; Mikhail Kasyanov; "Owl"; "Alliance of Doctors"; "RKK" "Levada Center"; "Memorial"; "Voice"; "Person and law"; "Rain"; "Mediazone"; "Deutsche Welle"; QMS "Caucasian Knot"; "Insider"; "New Newspaper"

Основные вехи внутренней жизни СССР в т. н. эпоху "застоя"

Основные вехи внутренней жизни СССР в т. н. эпоху "застоя"

После устранения Н. Хрущёва от власти, новому руководству СССР – Брежневу, Суслову, Косыгину, Подгорному, пришлось предпринимать срочные меры по выправлению ситуации в стране. Была отменена партийная реформа, когда разделялись промышленная и сельскохозяйственная парторганизации. Свернули школьную реформу – во время неё пытались соединить учёбу в школе с одновременной работой на предприятии. Упразднены совнархозы, восстановлены нормальные отраслевые министерства. Чтобы избежать недостатка продовольствия, вызванного расстройством сельского хозяйства, продолжили закупать зерно за границей, закупалась и часть промышленных товаров. Колхозникам опять разрешили иметь приусадебные участки, списали долги колхозам, были заморожены «религиозные» репрессии.

В области промышленности, не только восстановили министерства, но и по предложению Косыгина стали внедрять «либеральные» методы работы: увеличивалась самостоятельность предприятий, снизили количество плановых показателей, которые спускались «сверху», вводился механизм хозрасчёта, теперь предприятие могло часть прибыли направлять на социальные, культурные, бытовые нужды своих рабочих. Вводилось материальное стимулирование рабочих, служащих. Были проведены различные эксперименты (не глобального характера) по улучшению организации труда – типа «бригадного подряда».

Но приблизиться к темпам развития сталинской эпохи не удалось – энтузиазм народа угас. Его уже нельзя было поднять на великие свершения (при этом руководстве). Последний раз людей удалось воодушевить при освоении целины, всплеск был и при принятии лозунга - «догнать и перегнать Америку», когда дали обещание, что уже нынешнее поколение будет жить при коммунизме. Но хрущёвские безобразия, полностью подорвали и перечеркнули эти порывы.


Основные вехи внутренней жизни СССР в т. н. эпоху "застоя" При Брежневе власти также пытались использовать громкие призывы: провозглашали «решающие» и «определяющие» годы, «пятилетку качества» и пр. Но метод уже не действовал, на "ура" такие заявления проходили только на собраниях, съездах. Начался расцвет «показухи». Новые ударные стройки – КамАЗ, БАМ, Атоммаш, строительство гигантских нефтепроводов и газопроводов велось уже в основном не на энтузиазме и вере в светлое будущее. Для множества людей эти стройки были возможностью заработать, а торжественные мероприятия во многом были показной шелухой.

В области образования и науки в полную силу заработала та система, которую заложил Сталин. С конца 1950-х годов до конца 1960-х годов расходы на науку выросли в 12 раз, а количество научных работников увеличилось в 6 раз. В Советском Союзе трудилась четверть всех учёных планеты! В высших учебных заведениях училось 5 миллионов студентов, их обучало полмиллиона преподавателей. Были достигнуты выдающиеся успехи – стремительно развивались космические программы, атомная энергетика, военные технологии позволяли обеспечивать полную безопасность стране, делались открытия в области точных наук – физики, химии, математики, биологии и т. д. Если бы удалось в полной мере соединить успехи научно-технической революции с народным хозяйством страны, это сулило сказочные, удивительные перспективы. СССР мог стать державой 21 века ещё в 20 столетии, нанести смертельный удар Западному миру, без войны, только своими достижениями.

К сожалению, по ряду причин этого не произошло. Часть научных работников превратилась в бюрократию от науки, они производили никому не нужные отчёты. Масса передовых разработок была просто «похоронена». Да и руководству предприятий было проще, спокойнее работать на уже проверенном, надёжном оборудовании, новации нарушали хорошо налаженный производственный процесс. Промышленность развивалась в основном экстенсивным путём – строительством всё новых предприятий, а не ростом производительности в уже действующих заводах, внедрения там новых технологий.

Основные вехи внутренней жизни СССР в т. н. эпоху "застоя"

Корабли «Аполлон» (слева) и «Союз» (справа). Реконструкция.

Шёл рост бюрократического аппарата. Интеллигенция, которая по переписи 1979 года, составила уже 19% населения, была в своей массе плохо (в материальном плане) обеспеченной группой, а условия менялись к лучшему довольно медленно, а хотелось хорошей жизни прямо сейчас – люди видели итальянские, французские фильмы о том, как живут в Европе, поэтому росла «кухонная оппозиция». Значительная часть интеллигенции стала скептически относится к успехам советского строя. Повторилась ситуация Российской империи, когда большая часть интеллектуалов были врагами существующего строя.

Сельское хозяйство, так и не смогло в полной мере оправиться от хрущёвских экспериментов. Продолжалось «обезлюживание» сельской местности, особенно в коренных русских областях. Молодёжь старалась после учёбы, или армии пристроиться в городе, уезжала на перспективные стройки, проекты. Если в 1939 году крестьян в стране было 47-48% от населения, то уже в 1979 году – всего 15%. Урбанизация нанесла большой урон не только сельскому хозяйству, но и русской культуре. Именно деревня во многом сохраняла коренную русскую культуру – песни, пляски, навыки русского рукопашного боя, навыки жизни в едином коллективе, умение кооперации и т. д.

Правда, нельзя сказать, что государство не уделяло внимание сельскому хозяйству. В него вкладывались большие средства, но качественных сдвигов не добились, только приучили жить деревню за счёт дотаций, внешней поддержки, к примеру, на каждую «страду» мобилизовали до 20% всех взрослых жителей Союза (солдат, учащихся, студентов, рабочих, работников науки и образования и т. д.).

Разрушение деревенской среды привело к ещё одной негативной тенденции – резко упал рост русского населения. Русская деревня с её традицией многодетных семей давала основной прирост нашего народа. Урбанизация нанесла страшный демографический удар населению Союза. В начале 20 столетия, мы по численности населения уступали только Китаю и Индии. Если бы не катастрофы 20 века, русский народ насчитывал несколько сот миллионов человек, и Россия по-прежнему имела третье по численности население на планете. Причём продолжался быстрый рост народов Средней Азии и Кавказа – их демографическая ниша, за счёт её развития, была значительно расширена, они в массе своей жили в сельской местности, в домах, могли содержать большие семьи.

К тому же удар по росту населения нанесли «болезни города» - разрушение больших семей (в несколько поколений), пьянство, эмансипация, карьеризм, стремление жить «для себя», рост числа абортов, разводов и т. д.

Руководство Союза, в основном выдвиженцы 1930-х годов, достигли солидных постов в Политбюро и правительстве уже в солидном возрасте, и не хотело резких поворотов, радикальных реформ. При Брежневе исполнились основные мечты номенклатуры – можно было спокойно жить, наслаждаясь достигнутым положением, почётом и привилегиями. В итоге верхушка партийно-государственного аппарата превратилась в почти замкнутую касту. Социальные лифты стали постепенно закрываться, на «тёплых местечках» старались устроить своих родственников, детей друзей, знакомых.

Консерватизм одержал вверх, всё стало предсказуемо, стабильно. Конечно, борьба за власть была, шли своим ходом интриги, но она шла тихо, кулуарно, без громких скандалов. Так, летом 1977 года был отстранён от власти Председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный, а 1980 году от обязанностей члена Политбюро ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР был освобождён Алексей Косыгин. По мнению В. И. Варенникова, в 1979 году Косыгин был единственным из членов Политбюро, который не поддержал решение об отправке частей Советской Армии в Афганистан и с этого момента у него произошёл полный разрыв с Леонидом Брежневым и его окружением. Люди, которые совершали ошибки, или проигрывали в интригах, не отправлялись в лагеря, ссылки, не подвергались осуждению, обычно их просто переводили на другие должности, или отправляли на пенсию «по состоянию здоровья», не лишая наград, привилегий.

Основные вехи внутренней жизни СССР в т. н. эпоху "застоя"

Алексей Николаевич Косыгин.

Партийные съезды стали сугубо праздничными, парадными мероприятиями: здесь читали длинные отчётные доклады, почти никому не интересные, объявлялось о выполнении планов пятилеток, принимались следующие.

Именно в тот период государство было подсажено на т. н. «нефтяную иглу», «нефтедоллары», окончательно похоронили надежды на преобразование, модернизацию экономики. Острая нужда в реформировании народного хозяйства пропала, без реформ было спокойнее. СССР по-прежнему плыл по инерции.

Основные вехи внутренней жизни СССР в т. н. эпоху "застоя"


Шёл процесс становления сепаратизма и национализма в Прибалтике, республиках Кавказа, Средней Азии. Это при том, что окраины имели значительную поддержку центра, продолжался процесс создания национальной интеллигенции, там создавались для населения «особые условия», в ряде случаев население жило лучше областей РСФСР, Белоруссии. Центр особо не пресекал эти процессы, закрывал на них глаза. К примеру, если в РСФСР, Украине и Белоруссии за «религиозность» можно было потерять партбилет, а храмы и монастыри продолжались закрываться, то в Прибалтике, Закавказье, Средней Азии действовали кирхи, молельные дома сектантов, мечети, грузинские и армянские храмы, их посещали и местные партийные работники. Сохранялись на окраинах и условия, возможности для личного обогащения – по высоким ценам государству продавали мандарины, виноград, фрукты, шерсть и т. д. Представители южных республик вели выгодную торговлю на русских рынках, имели возможность сформировать капитал, который пригодится после 1991 года.

Выходило так, что политика партии и правительства для разных регионов была не одинаковой. Народам Прибалтики, Средней Азии, Кавказа можно было то, что нельзя было русским.

Деградировала компартия, во многом это было связано с тем, что провозглашаемые идеалы далеко расходились с реальной жизнью. Численность резко выросла, если в 1952 году в партии было около 7 млн. человек, то к 1980-м годам коммунистов было уже более 18 млн. человек. Статус коммуниста был девальвирован – членство в КПСС стало во многом формальностью, где из обязанностей только участие в регулярных собраниях и уплата взносов. А выгода была прямая, легче было идти по карьерной лестнице, повышался авторитет человека, его статус в обществе. В итоге в партию вступило много карьеристов и приспособленцев.

Чтобы объяснить народу провал проекта о «построении коммунизма за 20 лет» (это обещал Хрущёв), придумали концепцию построения в СССР «развитого социализма». «Развитой социализм», якобы, являлся переходным этапом на пути от социализма к коммунизму. В народе совершенно правильно посчитали эту теорию словоблудием. К тому же и с «развитым социализмом» были проблемы. Поэтому последовали объяснения о том, что этап «развитого социализма» будет длительным и «совершенствование развитого социализма» является «главной задачей на обозримое будущее».

Вышло, что строили-строили коммунизм, но вместо него построили развитой социализм, который теперь надо было совершенствовать бесконечное время. Были рассеяны последние иллюзии о коммунистическом обществе, «рая на земле», ради которого приносились огромные жертвы. И не было привлекательной альтернативы, при постоянном показе привлекательных сторон капитализма. Это вызывало апатию, равнодушие, духовную пустоту.

В стране целенаправленно подрывался авторитет верховной власти – был создан уродливый, карикатурный культ личности Брежнева. Так, первое лицо государство было просто осыпано наградами: 7 орденов Ленина, 5 звёзд Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда, Золотая Звезда имени Карла Маркса (за «исключительный вклад в развитие марксистко-ленинской теории»), высший полководческий орден "Победа", звание маршала Советского Союза, Ленинская премия мира и масса всевозможных наград других государств. От лица Брежнева были написаны три книжки – «Малая земля», «Возрождение», «Целина», которые были изданы тиражами более 15 млн. экземпляров. Их надо было изучать, за них генсек получил Ленинскую премию в области литературы. Понятно, что стареющий, тяжело больной Брежнев искренне радовался наградам, он не был злодеем, диктатором, дураком на троне вроде Хрущёва. Хотел, чтобы страна процветала.

Но, запас прочности заложенный при Сталине, выдержавший выходки Хрущева, не был вечным, нельзя было «почивать на лаврах».

Источники:
Верт Н. История Советского государства. М., 1992.
Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация: от Великой Победы до наших дней (книга вторая). М., 2001.
Хинштейн А. Сказка о потерянном времени. Почему Брежнев не смог стать Путиным. М., 2011.
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. EvgAn 6 октября 2011 17:00
    "Добрый дедушка" Брежнев, "Злодей и дурак" (какое сочетание качеств, а?!) Хрущев, "великий" Сталин...
    Исторический анализ ученика 5-го класса.
    EvgAn
  2. Волхов 6 октября 2011 17:05
    После ВОВ при позднем Сталине в СССР сформировался костяк фронтовиков типа Косыгина и Варенникова и они сдерживали деятельность сионистов и нацистов. Вместе с Брежневым они состарились, а Горбачёв их сотнями выводил из ЦК для "омоложения". Страна лишилась здравого смысла, зато приобрела плотные сети внутренних врагов. Теперь мы провинция без своих интересов, и чтобы просто выжить, надо снизу выстраивать русское общество в противовес чужим сетям, как это было в 50-х, или Древнем Мире.
    Волхов
  3. mar.tira 7 октября 2011 06:46
    Да! Автор попал в точку, ведь знали все это и раньше .Почему не исправили ошибки ,почему не восстановили СССР! Потому что уже элита вкусила образ жизни рая за счет других.Вот и захотела для себя,а не для страны такой жизни.Знали что если пролетят, ничего им не будет.Ведь революционной дисциплины ,и классовой ненависти уже не было.Вышел из Московской власти дух интернационализма и социальной справедливости за 50 лет благополучия.Вот и продолжают рвать все что было сделано при СССР.И так просто они ни вернут наварованное.Кровью страну зальют,как в 93 году но не вернут.Так что готовься народ!
    mar.tira

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня