Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния

Из всех кораблей 3-го поколения ВМФ СССР эсминцы пр. 956 понесли наибольшие небоевые потери. Из заложенных в 1976-1992 г.г. 22 корпусов (планировалось 50) флоту было передано 17, а до сегодняшнего дня в том или ином состоянии дожили только 10. Из этих десяти три числятся в боевом составе ВМФ, два находятся в техническом резерве 2-й категории, один – в замороженном ремонте, и четыре – в ожидании утилизации.

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


Эскадренный миноносец "Быстрый" проекта 956 (схема из книги Ю. Апалькова "Ударные корабли", 2010; по клику – 2500 пикс.)


1."Адмирал Ушаков"

Входит в состав сил постоянной готовности СФ. Самый молодой из эсминцев пр. 956 (21 год) – передан ВМФ 30.12.1993 под наименованием "Бесстрашный", флаг поднят 17.04.1994, переименован 17.04.2004 – в день своего 10-летия .(надо полагать, что после передачи имени, судьба головного ТАРКР пр. 1144 была окончательно решена). 20.06.2000-21.07.2003 корабль прошёл заводской ремонт (ВТГ) на МП "Звёздочка" в Северодвинске, что в те времена воспринималось почти как чудо. После ремонта. "Ушаков" дважды ходил в северо-восточную Атлантику .в составе КАГ .во главе с "Адмиралом Кузнецовым" –
23.09-21.10.2004 .и. 23.08-14.09.2005. .Есть сведения, что как минимум один раз эсминец прошёл доковый ремонт в 35-м СРЗ.

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


Наверное, самое свежее фото "Ушакова" (с номером, нанесённым по-новому), январь 2015 г. (от avsky с forums.airbase.ru)

Корабль по-прежнему активно занимается боевой подготовкой, часто выходит в море (к сожалению, теперь только в Баренцево и Новежское) – участвовал в учении "Запад-2013", в апреле 2014 г. успешно сдал К-2, в сентябре – К-3, 16-21.03.2015 был задействован во внеплановой проверке боеготовности сил СФ и ЗВО. В 2015 г. эсминцу "предстоит принять участие в ряде учений Северного флота и обеспечить проведение ответственных мероприятий в составе ОСК в Арктической зоне". Экипаж "Ушакова" на 70% укомплектован контрактникам. Командир корабля – капитан 1-го ранга Олег Гладкий.

2. "Быстрый"

Входит в состав сил постоянной готовности ТОФ. Самый "старый" из строевых 956-х (25 лет) – передан ВМФ 30.09.1989, флаг поднят 28.10.1989. Неизменный участник тактических и оперативно-тактических учений Тихоокеанского флота, в частности – 09.08-26.09.2013 ОТУ в северной части Тихого океана (в Охотском и Баренцевом морях, у берегов Камчатки). 14.05-01.06.2014 совершил поход в Шанхай для участия в российско-китайском учении "Морское взаимодействие" (Joint Sea 2014) в Восточно-Китайском море (20-26.05).. Этот поход стал самым дальним для эсминцев пр. 956 после долгого перерыва (со времён второй атлантической БС "Адмирала Ушакова").

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Быстрый" в проливе Босфор-Восточный во время совместного выхода с "Варягом", 08.07.2014 (фото pressa_tof, 2950 пикс.)

15-19.07.2014 "Быстрый" должен был участвовать в морской части российско-индийского учения INDRA-2014. 08.07 он вместе с "Варягом" (и, возможно, с "Пересветом") выходил в море на генеральную репетицию, однако на "Индру" вместо него пошёл "Адмирал Виноградов". В ходе СКШУ "Восток-2014" (19-25.09.2014) "Быстрый" в паре с ПБРК "Рубеж" нанёс ракетный удар по надводным целям на удалении до 120 км. 27-29.10.2014. эсминец выполнял едва ли не основную свою задачу по предназначению – поддерживал высадку морского десанта на полигоне Клерк.

По состоянию на 03.04.2015 "Быстрый" проходил ремонт (ВТГ) в ЦС "Дальзавод". Предыдущий визит в ЦСД был всего год назад (16.02?-28.04.2014) - судя по всему, сказывается пресловутая капризность ГЭУ. Командир корабля – капитан 2-го ранга Руслан Петрачков.

3. "Настойчивый"

Входит в боевой состав БФ в статусе флагманского корабля флота. В серии – самый молодой после "Ушакова" (22 года), передан ВМФ 30.12.1992, флаг поднят 27.03.1993. В июле 2008 г. совершил военно-политический круиз по Балтийскому морю, посетив с визитами Швецию, Финляндию, Данию и Польшу. Перед этим походом (или сразу после него) возникли серьёзные проблемы с ГЭУ, которые "решили", переставив турбины со строевого "Беспокойного". В начале 2012 г. "Настя" (флотское прозвище) прошла ремонт (ВТГ) в ПСЗ "Янтарь" (04.03 корабль был ещё там).

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Настойчивый" и "Беспокойный" в Балтийске, 08.10.2014 (фото Drakon 64 с forums.airbase.ru, по клику – 3640 пикс.)

04.09.2013 появилась информация о том, что "Настойчивый" в экстренном порядке готовится к походу в Средиземное море, чтобы усилить собой действовавшее там оперативное соединение, однако 12.09 поход был отменён. 20-26.09.2013 эсминец принял участие в СКШУ "Запад-2013", .в последний день которого поддержал высадку морского десанта на полигоне Хмелёвка. 10-20.06.2014 .был задействован в демонстративном учении ЗВО .в противовес учениям НАТО Saber Strike и BALTOPS.

28.01.2015 экипаж "Настойчивого" приступил к отработке задачи К-1, после чего корабль должен был выйти в морские полигоны боевой подготовки для отработки К-2. 18.03.2015 эсминец выходил в море в рамках внеплановой проверки боеготовности сил СФ и ЗВО (16-21.03). Командир корабля – капитан 1-го ранга Александр Морген.

Помимо прочего, использована информация с RussianShips.info.

Другие фото:

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Адмирал Ушаков" в Североморске, 07.05.2010 (фото от sam7 с forums.airbase.ru)

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Ушаков" в сухом доке 35-го СРЗ (фото без даты с сайта предприятия)

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Быстрый" поддерживает высадку десанта во время учения морской пехоты ТОФ, 29.10.2014 (фото pressa_tof)

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Быстрый". Пуск ракеты 3М80 комплекса "Москит" в ходе СКШУ "Восток-2014", 23.09.2014 (фрагмент фото pressa_tof)

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Настойчивый" выходит в море во время внеплановой проверки СФ и ЗВО, 18.03.2015 (скриншот из репортажа RT)

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


Эсминец "Настойчивый" в ПСЗ "Янтарь", 04.03.2012 (фото И. Михайлова с подачи A_SEVER, sdelanounas.ru

"Беспокойный", "Безбоязненный", "Бурный"

Судьба второй тройки 956-х сложилась иначе, чем у первой. Они уже очень давно не выходят в море, обслуживаются сокращёнными экипажами и имеют весьма туманные виды на будущее. Тем не менее, .на них по утрам поднимают флаг и гюйс,. делают приборку,. подновляют краску .и даже (по крайней мере, на одном из них) обучают и стажируют личный состав.. Это – корабли технического резерва, из которого, если повезёт, можно вернуться в строй.

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"620-й" и прочный швартовный канат как символ его сегодняшнего статуса (фото chistoprudov от 16.02.2012)

4. "Беспокойный"

Находится в техническом резерве 2-й категории в Балтийске – главной базе (основном пункте базирования) БФ. Третий по "молодости" эсминец пр. 956 после "Адмирала Ушакова" и "Настойчивого" (23 года) – передан ВМФ 28.12.1991, флаг поднят 29.02.1992. Долгое время наряду с "Настойчивым" был представительским кораблём Балтийского флота, в роли которого регулярно демонстрировал флаг на международных морских учениях на Балтике и в ходе визитов в порты европейских стран.

Весной 2004 г. во время очередного выхода в море эсминец потерял ход .и вернулся в базу на буксире. Техническую готовность корабля удалось восстановить силами личного состава, после чего "Беспокойный" выходил в море в 2006 г. и, скорее всего – крайний раз, в 2007 г. (в последнем случае – с артиллерийскими стрельбами). По другим данным, крайний выход состоялся в 2009 г. , однако эти сведения нельзя считать вполне достоверными.

Вскоре "Беспокойный" был окончательно обездвижен – по приказу командира дивизии (12 днк) с него были сняты главные двигатели и переданы на "Настойчивый". Есть предположение, что это было сделано в первой половине 2008 г. для того, чтобы флагманский корабль БФ, у которого вышла из строя ГЭУ, смог совершить запланированный июльский поход по странам Европы. Это событие определило судьбу "Беспокойного" на долгие годы вперёд.

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Беспокойный" в Балтийске, 26.01.2008 – возможно, ещё на ходу (фото И. Михайлова с navsource.narod.ru, 3050 пикс.)

В течение 2012-2013 г.г. в СМИ неоднократно затрагивалась тема о скором ВТГ и даже модернизации корабля, причём в некоторых публикациях о начале работ говорилось, как о свершившемся факте: "Ремонт проводится по всем направлениям, начиная от штурманского и электромеханического оборудования и заканчивая ракетно-артиллерийским вооружением и средствами связи... Надеемся, что уже к 2015 году эсминец "Беспокойный" будет отвечать самым современным требованиям, предъявляемым к боевым кораблям Военно-Морского Флота".

В настоящее время "Беспокойный" исполняет обязанности стационарного учебного корабля, подготавливая кадры для других, более современных и удачливых, кораблей БФ. Проиллюстрировать это можно на примере командира группы радиоэлектронной борьбы эсминца, .которого время от времени .прикомандировывают для повышения квалификации на какой-либо ходовой корабль (в частности, на корвет "Бойкий"). На "Беспокойном" же его основные обязанности заключаются в руководстве процессом подготовки личного состава для корабельных служб РЭБ Балтийского флота.

5. "Безбоязненный"

Находится в техническом резерве 2-й категории в Фокино – одном из пунктов базирования ТОФ (бухта Абрек залива Стрелок). Эсминцу 24 года. – .передан ВМФ 28.11.1990, флаг поднят 23.12.1990. Прослужив всего 8,5 лет, в середине 1999 г. (скорее всего, в июне) был выведен в резерв из-за плохого технического состояния котлов и поставлен на прикол во Владивостоке в ожидании среднего ремонта (Ю. Апальков). В 2002-2003 г.г. "Безбоязненный" стоял в Абреке.

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Безбоязненный" (б/н 754) у 1-го пирса в Фокино (фото без даты от пытливый808 с forums.airbase.ru). Рядом с ним – однотипные "Боевой" и "Быстрый", позади – БДК пр. 1174 "Александр Николаев", исключённый из соства ВМФ 18.12.2006

Судя по имеющимся фотографиям, по крайней мере с 02.10.2004 по 21.09.2005 корабль пытались ремонтировать в Дальзаводе, затем отбуксировали обратно в Фокино, где он был замечен 18.07.2007. Есть сведения, что в конце октября 2010 г. было решено продолжить ремонт эсминца в расположенном поблизости 30-м СРЗ (пгт Дунай, зал. Стрелок). По некоторым данным, в безрезультатных попытках вернуть корабль в строй поучаствовал даже "лодочный" ДВЗ "Звезда". Как бы то ни было, "Безбоязненный" до сих пор стоит без хода у 1-го пирса в бухте Абрек.

6. "Бурный"

Находится в ремонте в ЦС "Дальзавод" (Владивосток). Самый старый из 956-х, числящихся в составе ВМФ (26 лет) – передан флоту 30.09.1988, флаг поднят 16.10.1988. В 2003 г. прошёл ВТГ в "Дальзаводе" (04.08.2003 был там вместе с "Быстрым" – ссылка 12),. в апреле 2004 г. .в ходе учения ТОФ произвёл пуск ПКР, а 18-25.08.2005 принял участие в российско-китайском учении "Мирная миссия" (Peace Mission 2005) вместе с "Шапошниковым" и "Пересветом" (ссылка 14).

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


Эсминец "Бурный" в "Дальзаводе", 24.10.2014 (фото Alex omen с ru.wikipedia.org, по клику – 2000 пикс.)

Принято считать, что "Бурный" стал в затянувшийся ремонт в "Дальзаводе" в 2005 г., т. е. вскоре после "Мирной миссии", однако каких-либо официальных (или фото-) подтверждений этому найти не удалось.. Известно только (со слов исполнительного директора предприятия), что работы на корабле начались в сентябре 2007 г. . С тех пор эсминец стал своеобразной архитектурной достопримечательностью завода.

Про забытый Богом корабль вспомнили только в феврале 2013 г., когда петербургский Киров-Энергомаш (дочернее предприятие Кировского завода) приступил к ремонту демонтированных с "Бурного" деталей ГТЗА. Агрегаты должны были отремонтировать и поставить на "Дальзавод" до конца года. 24.10.2013 руководство ЦСД сообщило о завершении ремонта электромеханической установки корабля и об ожидаемом поступлении от заказчика (опять же, до конца года) технического задания на ремонт и модернизацию вооружения эсминца.

В 2014 г. было не до "Бурного". О ходе работ на нём можно судить по внешнему виду корабля, который за год (с 20.09.2013 по 17.10.2014). совершенно не изменился .(см. фото в конце записи).. Что касается ремонта ГЭУ,. то лучше послушать очевидца (с авторскими правками): ."До декабря 2013 года работал на Киров-Энергомаше, который в советское время сделал 674 машины для "Сарычей" (пр. 956). Руководство Кировского завода ликвидировало лопаточное производство (без него, считай, нет турбины) и сборочно-сварочный цех. Энергомаш совсем плох: в цехах всего три станка с ЧПУ, а остальные - жуткий хлам. Я видел турбину с "Бурного". Разобрать-то разобрали, но не соберут никогда, это факт. Людей на заводе, которые помнят, как это делается, не осталось. За последние 20 лет Кировский завод не изготовил ни одной турбины".

Особого оптимизма цитата не вызывает, но приведена она не для того, чтобы нагнетать уныние,. а лишь для понимания первопричин 10-летнего долгостроя и возможности его завершения в ближайшем обозримом будущем. Вопрос касается не только "Бурного", но также "Беспокойного" и "Безбоязненного" – рассмотреть его планируется в 4-й части настоящего обзора.

Помимо прочего, использована информация с RussianShips.info.

Другие фото:

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Беспокойный" и "Настойчивый" в Балтийске, 08.10.2014 (фрагмент фото Drakon 64 с forums.airbase.ru, по клику – 2690 пикс.) При увеличении ."Беспокойный". выглядит вполне прилично. – .выкрашен, с новеньким гюйсом, все антенные посты на месте

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


Эсминец "Беспокойный" с младшим братом – корветом "Сообразительный", 16.02.2012 (фото mannaz с newkaliningrad.ru)

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Безбоязненный" и "Боевой", Фокино, 13.04.2014 (фрагмент фото Pim с forums.airbase.ru) – самый свежий снимок, который удалось найти. Даже из-за дерева хорошо видно главное – гюйс (корабль – в составе ВМФ) и свежевыкрашенный борт 754-го

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Безбоязненный" до "ремонта", Фокино (7-й пирс), май 2003 г. (фото Bull с fleetphoto.ru)

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Безбоязненный" во время "ремонта" в "Дальзаводе", 02.10.2004 (фото Amur73 с forums.airbase.ru via navsource.narod.ru)

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Безбоязненный" после "ремонта", Фокино (7-й пирс), 18.07.2007 (фото Mehanoid с forums.airbase.ru). Позади – БАРЗК "Урал"

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Безбоязненный" буксируют в 30-й СРЗ (Дунай), ориентировочно – октябрь 2010 г. (фото от пытливый808 с forums.airbase.ru)

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Бурный" в "Дальзаводе", 17.10.2014 (фото VitTE с forums.airbase.ru, по клику – 2240 пикс.)

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Бурный" в "Дальзаводе" примерно годом раньше – 20.09.2013 (фото Vitaliсus с fotki.yandex.ru). Найдите 12 различий :)

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Бурный" с эсминцем ВМФ НОАК "Гуанчжоу" (тип 052B, 6500 т полн.) на учении Peace Mission 2005 в Жёлтом море, 23.08.2005 (фото с navsource.narod.ru, источник: fyjs.cn) .– один из крайних выходов "Бурного" в море (будем надеяться, что не последних)

"Боевой", бывшие "Гремящие", "Расторопный"

Если у "Беспокойного", "Безбоязненного" и "Бурного" .всё же есть какие-то (пусть и незначительные) шансы снова выйти в море, то последним четырём оставшимся во плоти эсминцам пр. 956 надеяться больше не на что. Они исключены из состава ВМФ, их экипажи расформированы (вместо них - вахты обхода или команды "отстоя"), флаги сданы на хранение во флотские музеи, а имена переданы другим кораблям или зарезервированы до лучших времён. Сейчас это – памятники последней эпохи безвременья в истории отечественного военного флота. Будем надеяться, что именно последней, а не крайней.

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


Глядя на это фото, верится, что для ВМФ РФ всё худшее уже позади, потому что хуже быть просто не может – 12-летний эсминец "Стойкий", затонувший 06.04.1999 у 1-го пирса в Фокино из-за расхищения забортной арматуры (из книги А. Павлова)

7. "Боевой"

Исключён из состава флота, находится в Фокино (1-й пирс) в ожидании утилизации. Самый старый из сохранившихся до сегодняшнего дня эсминцев пр. 956 (28 лет) – передан ВМФ 28.09.1986, флаг поднят 11.10.1986.. В августе 1995 г. завоевал приз главкома ВМФ за ракетную стрельбу в составе КУГ (с "Безбоязненным"). В следующем году "Боевой" снова взял приз в той же номинации, .несмотря на то, что часть его котлов вышла из строя. .В 1997 г. в "Дальзаводе" выполнили ремонт котлов. (Ю. Апальков), и тем не менее в 1998 г. в возрасте 11-12 лет корабль был выведен в резерв.

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Боевой" (б/н 720) и "Безбоязненный" в Фокино, 02.07.2011 (фото от пытливый808 с forums.airbase.ru)

По имеющимся данным, с тех самых пор эсминец не покидал своей "вечной" стоянки у 1-го пирса в Фокино, а 01.12.2010 был исключён из состава флота (russianships.info). "В связи с тем что корабль использовался (разбирался) как источник запчастей для однотипных эсминцев ТОФ" его техническая готовность по состоянию на 11.03.2013 оценивалась не более чем в 20% от "номинала". Факт активного использования "Боевого" в качестве ЗИП-донора подтверждается также сообщениями участников известного морского форума.

8. "Гремящий" (б/н 404)

Исключён из состава флота, .находится в Североморске (предположительно, у 5-го пирса) .в ожидании утилизации.. Кораблю 26 лет – передан ВМФ 30.12.1988, флаг поднят 14.01.1989, переименован в "Гремящий" незадолго до передачи флоту – 18.08.1988 (по данным А. Павлова – 14.09.1988),. до этого назывался "Ведущий".. 23.04-27.10.1994 прошёл текущий ремонт в 35-м СРЗ с заменой трубок котлов. В период 03.1995-01.1996 периодически выходил в море. В сентябре 1996 г. по состоянию трёх котлов (из 4-х штатных) выход в море был запрещён.

28.03.1997 эсминец вывели из состава сил постоянной готовности в технический резерв 2-й категории в ожидании среднего ремонта, 15.06.1998 сократили экипаж. 18.12.2006 корабль исключили из состава флота (russianships.info), хотя собирались сделать это ещё в июне 2005 г. . 09.12.2007 наименование "Гремящий" передали однотипному "Безудержному", а приваренные буквы закрасили шаровой краской. Использовался в качестве "донора".. В 2013 г. корпус эсминца дал течь, по причине чего корабль пришлось отбуксировать в Мурманск (в 35-й СРЗ), .где был произведён аварийный ремонт по герметизации (конвертации) корпуса. 07.09.2013 бывший "Гремящий" вернули на место.

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


Два бывших "Гремящих" (404 и 406) у одного пирса, Североморск, 10.07.2014 (фрагмент фото Кай-8 с fotki.yandex.ru, 3250 пикс.)

9. "Гремящий" (б/н 406)

Исключён из состава флота, находится в Североморске (у того же пирса, что и б/н 404) в ожидании утилизации. Кораблю 23 года – передан ВМФ 25.06.1991 под наименованием "Безудержный", флаг поднят 12.07.1991, переименован 09.12.2007. 14.04.1997 выходил в море для комплексной проверки боеготовности (возможно, в последний раз). В мае 1998 г. выведен в технический резерв 2-й категории из-за необходимости докования, замены дизель-генераторов и трубок на всех котлах.

По имеющимся данным, 01.12.2012 эсминец был исключён из состава флота (ссылка 3), спуск флага (с последующей передачей на храненее в музей Атлантической эскадры) состоялся 01.05.2013. Приведённые даты не слишком хорошо согласуются с тем фактом, что 01.02.2012 на Северной верфи был заложен корвет "Гремящий" пр. 20385, если не предположить, что с момента передачи имени до списания эсминец числился в составе ВМФ под прежним наименованием – "Безудержный" (по крайней мере, официально – согласно приказу главкома).

Так вышло, конечно, не по злому умыслу, но с именем "Гремящий" путаница получилась основательная. Рассказывают анекдот, как "в одном ведомстве люди, далёкие от ВМФ, впали в ступор, когда им принесли документы на утилизацию сразу двух "Гремящих". Тем временем, на "404-м" и "406-м", продолжающим украшать собой гавань Североморска, по праздникам по-прежнему поднимают флаги расцвечивания, а в некоторых сообщениях пресс-службы Минобороны гвардейский эсминец "Гремящий" всё ещё числится в составе 43 дрк СФ.

10. "Расторопный"

Исключён из состава флота, .находится в Военной гавани Кронштадта .в ожидании утилизации. .Кораблю 25 лет – передан ВМФ 30.12.1989, флаг поднят 23.03.1990. Последний выход в море состоялся, скорее всего, 20.08.1996, когда из всех задач боевой подготовки была выполнена только артиллерийская стрельба, т. к. из-за плохого технического состояния котлов пришлось вернуться в базу (в дальнейшем выход в море запрещён). 31.12.1997 выведен в тенический резерв 2-й категории, 18.01.1998 выгружен боезапас.

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Расторопный" во время буксировки с Северной верфи в Кронштадт, 16.09.2014 (фото Алексея Акентьева vs kuleshovoleg, 2560 пикс.). Один из редких снимков эсминца пр. 956 с ангаром (укрытием для вертолёта) в рабочем (раздвинутом) положении

В начале ноября 2000 г., совершив (на буксире?) межфлотский переход, корабль прибыл на Северную верфь (СПб) для прохождения среднего ремонта. Ремонтные работы начались через два-три месяца и продолжались в течение полугода, после чего были свёрнуты по причине прекращения финансирования. Иногородние офицеры "всеми правдами и неправдами пытались вырваться из завода обратно на Север... Экипаж вёл минимальные работы собственными силами". Из-за отсутствия средств ремонт был заморожен на долгие 14 лет (считая со дня прибытия).

По одним данным, эсминец был списан 08.08.2012 (russianships.info), по другим – давно поданные документы на списание на 29.05.2013 так и не были подписаны. Надо полагать, что присутствие в акватории предприятия "постороннего" объекта и отсутствие денег на его ремонт с каждым годом всё больше раздражало руководство Северной верфи, что стало причиной судебной тяжбы между СВ и Министерством обороны. В конце концов, проблема с "Расторопным" была решена – 16.09.2014 .корабль отбуксировали в Военную гавань Кронштадта.. Есть не вполне достоверная информация, что на 20.12.2014 с него уже демонтировали кормовую башню.

Помимо прочего, использована информация с RussianShips.info (ссылка 18), из книги А. Павлова "Эсминцы первого ранга" (Якутск, 2000) .и справочников Ю. Апалькова "Корабли ВМФ СССР", Том II, Часть I (СПб, 2003) и "Ударные корабли" (М., 2010).

Другие фото:

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Боевой" и "Безбоязненный", Фокино, 13.04.2014 (фрагмент фото Pim с forums.airbase.ru) – самый свежий снимок, который удалось найти (повтор из 2-й части обзора). Хорошо видно отсутствие гюйса на "Боевом" и его крайне запущенное состояние

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


Б/н 404 (бывший "Гремящий") буксируют из Мурманска в Североморск после конвертации в 35-м СРЗ, Кольский залив, 07.09.2013 (фото R_G с forums.airbase.ru, по клику – 4320 пикс.). При увеличении видны закрашенные буквы наименования

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Гремящий" в 35-м СРЗ (фото без даты с сайта предприятия). Скорее всего, это б/н 404 на конвертации в 2013 г.

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Гремящий" (бывш. "Безудержный") до списания (с гюйсом), 02.03.2009 (фото Shtorm_DV via navsource.narod.ru, 3890 пикс.)

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Расторопный" на Северной верфи, 04.08.2008 (фото евгений 5110 с forums.airbase.ru)

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Расторопный" на Северной верфи, 25.05.2013 (фото Curious с forums.airbase.ru)

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Расторопный" в Кронштадте в ожидании утилизации, 03.10.2014 (фото fyodor_photo с подачи vmart2005 с forums.airbase.ru)

Не такие уж плохие ходоки

Плачевное состояние, в котором оказались корабли серии в постсоветские времена, и целый ряд авторитетных публикаций, в которых затрагивалась эта тема, послужили причиной возникновения стереотипа об ущербности котлотурбинной ГЭУ эсминцев. В частности, в справочнике Ю. Апалькова "Корабли ВМФ СССР" (том II, часть I, СПб, 2003) говорится так: "Главным недостатком кораблей пр. 956 считается наличие высоких требований к качеству котельной воды,. что часто приводит к выходу из строя котлов и осложняет эксплуатацию главных механизмов". В откорректированном издании "Ударные корабли" (М., 2010) добавлено: "Как оказалось, советский .(а затем и российский). ВМФ оказался технически и организационно не готов к интенсивной эксплуатации агрегатов с высоконапорными котлами".

Однако, опыт боевой службы одного только эсминца "Отличный" (третьего корабля серии) с его поистине необыкновенной наплаванностью в значительной степени опровергает этот тезис. Следует подчеркнуть, что на первых шести корпусах были установлены высоконапорные котлы КВН-98/64 – менее совершенные и надёжные, нежели котлы КВГ-3 (с газотурбонаддувом и естественной циркуляцией воды), применённые на тех 956-х, которые сейчас находятся в строю или в резерве 2-й категории (А. Павлов "Эсминцы первого ранга", Якутск, 2000).

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


Эсминец "Отличный" у берегов Ливии, 24.03.1986 (фото U.S. Navy c navsource.narod.ru)

Перечислим лишь самые выдающиеся достижения из послужного списка "Отличного", взятые в основном из книги А. Павлова.

С 06.12.1984 – боевая служба в Атлантике, в частности, с 25.12.1984 – в Карибском бассейне, включая три визита в Гавану (крайний – 05.02.1985) и совместные учения с ВМС Кубы со слежением за АУГ "Дуайта Эйзенхауэра". Далее – переход через Атлантический океан и БС в Средиземном море (с 16.03.1985). 16-31.05.1985 действовал в западной части СЗМ и в Атлантике, дата возвращения в Североморск не известна. В общей сложности, боевая служба продолжалась не менее полугода.

Уже 20.01.1986 (примерно через 7 месяцев) – выход на очередную БС в Средиземное море.. По пути .–. участие в поисковой противолодочной операции на рубеже Нордкап-Медвежий и учениях Балтийского флота "Дозор-86" (09-15.02), слежение за АУГ "Саратоги" (20-23.03) и "Америки" (10-15.04). 26-29.04.1986 - деловой заход в Бенгази (Ливия), 29-30.04 - слежение за АУГ "Энтерпрайза", 21.05 – "ДТП" на якорной стоянке у Сицилии по вине панамского сухогруза с повреждением правого борта, ПУ, ПКРК "Москит", РЛС. 8-30.06.1986 - ремонт в Севастополе на Севморзаводе. Дата возвращения в основной пункт базирования не известна (в январе 1987 г. был в 82-м СРЗ), общая продолжительность БС – более полугода.

С 26.05.1988 в составе отряда кораблей во главе с ТАВКР "Баку" (пр. 11434, сегодня – 11430 "Викрамадитья") третья по счёту боевая служба в Средиземном море. 07-12.07 слежение за АУГ "Эйзенхауэра", 13-18.07 заход в Тартус для восстановления технической готовности и отдыха личного состава, 18-24.07 продолжение слежения за американской АУГ. 22-29.08 и 27-31.10 заходы в Латакию (Сирия), во второй раз – совместные учения с сирийскими ВМС. 01-21.11 стоянка и ВТГ в Тартусе, затем – боевое охранение "Баку" на пути домой, прибытие в Североморск – 18.12.1988. Продолжительность БС – около семи месяцев.

30.06.1989 выход на боевую службу в Атлантику и Средиземное море – четвёртую за 4,5 года. 21-25.07 визит в Норфолк (ВМБ на Восточном побережье США) вместе с РКР "Маршал Устинов". 09.10-05.11 заход в Тартус для ремонта и отдыха личного состава, 12-17.11 заход в Алжир для обеспечения визита главкома ВМФ С. Горшкова.. Прибытие в Североморск .–. 14.12.1989. Время пребывания на БС – около полугода.

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Отличный" .принимает топливо (и воду?) .от танкера Новороссийского морского пароходства "Маршал Бирюзов" (типа "Сплит"), Средиземное море, 01.06.1988 (фото от sam7 с forums.airbase.ru). В отдалении - СКР СФ пр. 1135 "Громкий" (б/н 962)

Сегодня в это трудно поверить, но за восемь лет службы – с подъёма флага (19.11.1983) до перевода в резерв 1-й категории в ожидании так и не состоявшегося среднего ремонта (10.1991), эсминец "Отличный" прошёл 150 535 миль, что соответствует семи длинам экватора (о каких-либо серьёзных неприятностях, связанных с ГЭУ, история умалчивает). Показательно, что суммарный 17-летний "пробег" одного из самых ходовых кораблей современного российского флота – ТАРКР "Пётр Великий", составил "всего" 180 000 миль. Стоит написать это большими буквами:

Эсминец ВМФ СССР пр. 956 "Отличный" с "ненадёжной", "капризной", активно критикуемой котлотурбинной силовой установкой прошёл за 8 лет 150 500 миль (18 800 миль в год), в то время как ТАРКР ВМФ РФ пр. 11442 "Пётр Великий" с надёжной, не вызывающей нареканий атомной ГЭУ ─ около 180 000 миль за 17 лет (10 600 миль в год ─ почти в два раза меньше).

Вряд ли есть смыл искать причину высокой наплаванности "Отличного" в особом отношении к нему командования флота (выражавшегося, скажем, в комплектации отборным личным составом и во внеочередном выделении ЗИПа для ВТГ), или в незаурядных профессиональных качествах командиров корабля и БЧ-5, или в простом иррациональном везении наконец, т. к. он был далеко не единственным в серии, кто подолгу (до полугода и более) нёс службу в дальних водах.

"Современный" – 30.12.1981-06.08.1982 поход (в рамках испытаний) по маршруту: Лиепая – Средиземное море – Севастополь – Средиземное море – Североморск (семь месяцев); 15.01-04.07.1985 боевая служба в Средиземном море в составе КУГ во главе с ТАВКР "Киев" – за неполных шесть месяцев пройдено 19 985 миль; 28.08-26.09.1988 совместно с БПК "Стройный" – контроль за учениями НАТО в Норвежском море с 53-часовым слежением за АУГ "Форрестола".

"Отчаянный" – 17.10-06.11.1983 БС в Атлантике; 15.01-05.06.1985 (около пяти месяцев) боевая служба в Средиземном море, 08-26.03 непосредственное слежение за АУГ "Эйзенхауэра", 02-06.05 визит с ТАВКР "Киев" в Алжир; 09-17.03.1987 БС в Атлантике с обеспечением межфлотского перехода РКР "Маршал Устинов" (от Фарерских островов); 03-23.09.1987 боевая служба в Северном море и северной Атлантике со слежением за АУГ "Форрестола";. с подъёма флага (31.10.1982) до вывода в резерв (22.05.1992) прошёл 121 920 миль – 5,5 "кругосветок" за 9,5 лет.

"Осмотрительный" – 21.08-22.11.1985 переход из Балтийска во Владивосток вокруг Африки в составе КУГ во главе с ТАРКР "Фрунзе", с заходами в Анголу, Мозамбик, Южный Йемен и Вьетнам (три месяца, 67 ходовых суток, пройдено ок. 21 300 миль); 15.02-09.09.1988 (около семи месяцев) – боевая служба в Персидском заливе с проводкой 31 судна в 16 конвоях.

"Безупречный" – 28.08.1986-12.1986 боевая служба в Средиземном море (около четырёх месяцев); 05.01-23.06.1987 (почти сразу) новая БС в СЗМ в составе КУГ во главе с ТАВКР "Киев" со слежением за АУГ "Нимица" и визитом в Триполи (Ливия) – около полугода, 20 197 миль; 04-17.03.1989 совместно с "Окрылённым" – контроль за учениями НАТО и слежение за АУГ "Америки"; 01-21.07.1990 поход в Великобританию с визитом в Портсмут; 04.01-25.07.1991 (более полугода) – третья БС в Средиземное море, совместно с ТАРКР "Калинин" ("Адмирал Нахимов") с визитами в Александрию и Порт-Саид; с подьёма флага (16.11.1985) до вывода в резерв в середине 1993 г. прошёл 62 000 миль – около 3-х "кругосветок" за 8 лет.

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Безупречный" в Северной Атлантике на пути в Средиземное море, 09.1986 (фото U.S. Navy с navsource.narod.ru)

"Боевой" – 22.06-22.12.1987 (шесть месяцев) межфлотский переход с Балтики на ТОФ с несением боевой службы в Персидском заливе (проведено 22 судна в 16 конвоях), с визитами и заходами в Аден, Бомбей и Камрань; 04.04-23.09.1989 –(около полугода) .боевая служба в Персидском заливе .с выполнением задач разведки и проводки конвоев, с заходом в Мадрас (Индия) – пройдено 16 880 миль; 12.07-22.08.1990 – поход в США совместно с БПК "Адмирал Виноградов" с визитом в Сан-Диего (31.07-04.08) – пройдено 12 100 миль, произведено 5 заправок топливом на ходу в море.

"Стойкий" – 10.1987-04.1988 (шесть месяцев) межфлотский переход с Балтики на ТОФ с несением боевой службы в Персидском заливе, проводка конвоев во время Ирано-иракской войны (1980-1988 г.г.), в ходе БС подвергался обстрелу (получил повреждения корпуса), ремонт котлов в ПМТО в архипелаге Дахлак (Эфиопия); 15.01-07.1990 (шесть месяцев) дальний поход (БС) по маршруту Владивосток – Южно-Китайское море – Индийский океан – Суэцкий канал – Средиземное море – Босфор – Севастополь и обратно.

"Окрылённый" – 05-24.08.1988 переход из Лиепаи в Североморск; 21-30.12 обеспечения межфлотского перехода ТАРКР "Калинин" (пройдено 2430 миль); 04-17.03.1989 в составе КУГ слежение за британским АВ "Арк Ройал" в ходе учений НАТО в Норвежском море; 01.12.1989-13.06.1990 (шесть месяцев) боевая служба в Средиземном море с заходами в Тартус и слежением за АУГ "Эйзенхауэра"; 04-23.01.1991 выход в Атлантику для сопровождения ТАРКР "Калинин" на БС в СЗМ (до Гибралтара); .с подъёма флага (10.01.1988) до вывода в резерв (09.03.1994) .прошёл 69 480 миль – более трёх "кругосветок" за 6 (всего шесть) лет в составе ВМФ.

"Бурный" – 14.10-14.12.1989 (два месяца) межфлотский переход из Балтийска на ТОФ с заходами на Крит, в Порт-Саид, Аден и Камрань – пройдено 12 000 миль за 44 ходовых суток;. 03.01-20.07.1991 (более полугода) боевая служба в Южно-Китайском море с базированием в Камрани – пройдено 6 555 миль.

"Гремящий" (бывш. "Ведущий") – 24.01-21.07.1990 (шесть месяцев) боевая служба в Атлантике и Средиземном море (в СЗМ – с "Окрылённым"), 05.03 совместные манёвры с итальянским фрегатом, 25.06-01.07 визит в Гавану, совместные учения с ВМС Кубы – пройдено 24 000 миль за 176 ходовых суток.

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Окрылённый" в Средиземном море, 22.12.1989 (фото U.S. Navy с navsource.narod.ru)

Биографии прочих 956-х по причине их позднего рождения не столь богаты пройденными милями, но дальние походы (и даже одна боевая служба) есть и в их послужных списках (перечислены события до 2000 г., более поздние – в предыдущих частях).

"Быстрый" – 15.09-03.11.1990 межфлотский переход с Балтики на ТОФ с РКР "Червона Украина" ("Варяг") с заходом в Камрань; 18.08-06.09.1993 поход с БПК "Адмирал Пантелеев" с визитами в Циндао (Китай) и Пусан (Южная Корея); с момента постройки (подъём флага – 28.10.1989) до вывода в резерв 1-й категории (29.12.1998) прошёл 43 790 миль – две "кругосветки" за 9 лет службы, которая в дальнейшем успешно продолжилась.

"Расторопный" – 05-09.07.1990 межфлотский переход из Балтийска в Североморск; .с 25.09.1993 поход в Средиземное море с визитом в Тулон (11-15.10), дата возвращения в ОПБ не известна – пройдено 6460 миль.

"Безбоязненный" – 25.11.1991-07.01.1992 межфлотский переход из Балтийска во Владивосток, без заходов в иностранные порты – примерно за 1,5 месяца и пройдено около 12 000 миль.

"Безудержный" ("Гремящий") – 26-30.10.1991 межфлотский переход из Балтийска в Североморск; 06.05-16.06.1993 поход в США с визитом в Нью-Йорк (26-31.05) для празднования 50-летия битвы за Атлантику, после парада – совместные учения с кораблями американских ВМС.

"Беспокойный" – дальних походов не было; 04-24.07.1998 дружественные визиты в Плимут (Великобритания), Зеебрюгге (Бельгия), Денхельдер (Голландия) – пройдено около 3000 миль.

"Настойчивый" – 17.02-30.04.1997 дальний поход вокруг Африки, с участием 15-18.03 в выставке вооружений в Абу-Даби (Арабские Эмираты) и заходами в Саймонстаун (02-06.04) и Кейптаун (ЮАР) в дни празднования 75-летия ВМС ЮАР – за 2,5 месяца пройдено 19 800 миль.

"Бесстрашный" ("Адмирал Ушаков") – 09-16.08.1994 переход из Балтийска в Североморск; 21.12.1995-22.03.1996 боевая служба в Средиземном море в составе КАГ во главе с ТАВКР "Адмирал Кузнецов": .04.01.1996 – Гибралтар, 29.01-03.02 заход в Тартус, 17-18.02 визит в Ла-Валетту (Мальта) – за три месяца пройдено 14 160 миль.


Другие фото:

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Отличный" у побережья Ливии, 24.03.1986 (фото U.S. Navy от sam7 с forums.airbase.ru)

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Отличный" и "Си Кинг", возможно 01.01.1987 (фото от DDR с с forums.airbase.ru)

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Отличный" покидает Норфолк, 25.07.1989 (фото U.S. Navy с navsource.narod.ru)

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Отчаянный" на боевой службе в Атлантике, 26.10.1983 (фото U.S. Navy с navsource.narod.ru)

Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния


"Бесстрашный" на Мальте, 02.1986 (фото от Shtorm_DV с album.foto.ru с подачи navsource.narod.ru)
Первоисточник: http://navy-korabel.livejournal.com/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 39
  1. андрей юрьевич 2 мая 2015 06:19
    спасибо за статью.Реквием по Великим кораблям..."УШАКОВ" ожигает в Атлантике...(это то самый,с красивой первой фотографии)видео с "КУЗНЕЦОВА".
    1. N.O.M.A.D.E. 2 мая 2015 10:03
      Отличная статья. + автору. Одновременно одолевает и ностальгия, радость и печаль. В юности с отцом, много времени провёл на "Боевом", был на стрельбах, до сих пор вспоминая, дух захватывает.
      Проблема была не только с котлами, финансами, а проблема была в командование / политике. ((((
      Отец находил спонсоров на ремонт, но дали запрет.. ((
      В итоге. один из лидеров ТОФ (с отличным, профессиональным, слаженным экипажем)"прирос" к пирсу ((
      1. g1v2 2 мая 2015 11:15
        Но факт то все равно остается фактом - Сарычи часто ломались, ГЭУ была их слабым местом . В то же время бпк 1155 гораздо менее проблемные и меньше возни с ними.
        По данным из инета вторая тройка сарычей все-таки будет модернизироваться и в строю будет 6 штук. 4 будут утилизироваться. В то же время все 9 бпк 1155 планируется отремонтировать и модернизировать - все останутся в строю. Как мне кажется из кораблей первого ранга нам досталось 2 проблемных проекта не доведенных до ума - 956 Сарыч и ТАРК 1144 Орлан и 2 хороших - бпк 1155 Фрегат и рк 1164 «Атлант».
        С первыми двумя проектами постоянные сложности - большинство или у стенки или списаны .2 других такого же возраста спокойно добегают до капиталки и будут дальше служить и модернизироваться. Причем и сарычи и часть бпк строились на заводе № 190 им. А. А. Жданова, а судьба разная . Тч похоже дело не в изготовлении , а все-таки в сыром проекте .
        Ну будем ждать реализации проекта эсминца Лидер , обещают что это будет что-то с чем-то. yes
        1. N.O.M.A.D.E. 2 мая 2015 11:45
          Спасибо вам)
          Да, согласен с вами, что проблема в ГЭУ...
          Но это, не оправдывает их судьбу ((
          Будем надеяться, что новые эсминцы "Лидер" на ТОФ будут носить их гордые имена - "Быстрый", "Боевой", "Безбоязненый", "Бурный" ! )
        2. Dart2027 2 мая 2015 12:36
          Цитата: g1v2
          ТАРК 1144

          Почему? "Пётр Великий" пашет уже сколько лет и ничего. Первые три преступно угробили.
          1. N.O.M.A.D.E. 2 мая 2015 12:54
            "Пашет" но на износ..(( Так же, как и "Варяг" у которого, даже проблемы с корпусом (были, по крайне мере).
            На износ работают, а замены сейчас и в ближайшем будущем - нет..
            1. Dart2027 2 мая 2015 15:30
              Цитата: N.O.M.A.D.E.
              "Пашет" но на износ

              Это понятно. Я имею в виду, что называть проект 1144 "проблемным и доведенным до ума" не стоит.
              Цитата: N.O.M.A.D.E.
              в ближайшем будущем - нет.

              Один уже начали модернизировать на Севмаше
              1. N.O.M.A.D.E. 2 мая 2015 16:07
                Один уже начали модернизировать на Севмаше

                Это - капля в море..(
                1. Dart2027 2 мая 2015 17:18
                  Цитата: N.O.M.A.D.E.
                  Это - капля в море

                  Почему? Их было всего четыре.
                  Или вы имеете в виду общее состояние флота? Так флот из одних 1144 это технически невозможно. Проведут поочередную модернизацию всех трёх и достаточно. "Основной боевой корабль" ВМФ будет намного меньше - ориентировочное водоизмещение эсминцев "Лидер" около 15000 тонн, а не 26000 как у 1144.
        3. Александр72 2 мая 2015 14:00
          В качестве ГЭУ для корабля пр.956 сначала рассматривалась газотурбинная установка (ГТУ), но ГК ВМФ после совещания с МСП Б.Е.Бутомой принял решение о выборе КТУ. Его обоснования сводились к следующему: ЮТЗ – основной поставщик ГТУ для советского ВМФ – не сможет обеспечить турбинами всю программу строительства новых кораблей, а терять паротурбинный цех на Кировском заводе неразумно. Кроме того, в случае затруднений с дизельным топливом на флоте всегда будут корабли, использующие в качестве топлива мазут или даже сырую нефть. Решение, как видим, было вполне обоснованным, но реализовывалось оно без учёта многих особенностей эксплуатации КТУ, в которой использовались ещё более напряжённые котлы, чем на ЭМ пр.56. ГЭУ пр.956 требовала в эксплуатации квалифицированного ухода, который на флотах не всегда имелась возможность обеспечить.
          В своё время, когда в ГЭУ кораблей пр.56 внедрили высокие параметры пара, была «закрыта» подача воздуха в котлы. Теперь, делая следующий шаг в направлении повышения напряжённости котлов, очевидно, необходимо было предпринять и соответствующий шаг в изменении схемы установки в целом, т.е. «закрыть» всю систему питательной воды. Но этого не произошло.
          В СССР имелась возможность создать вместо «956-го» многоцелевой корабль, соизмеримый по возможностям с «Arleigh Burke», на 11 лет раньше США!
          Таким кораблем должен был стать газотурбинный «гибрид» – «956+1155», но с несколько «урезанным» ГАК и с ЗРК типа «Форт» (т.н. «Фал»). А если бы тогда решились разместить вместо барабанных ПУ сотовые (к чему пришли в конце 1990-х гг.), то уже могли бы вести разговор и об унифицированных ПУ (аналог Mk.41). То есть, уже тогда имелась возможность создать «как бы» БПК «Адмирал Чабаненко», но с более сильной ПВО. Проработка подобного корабля (пр.11560) велась в конце 1970-х гг. параллельно с пр.956 и 1155.
          Однако такой корабль никак не вписывался в «идеологию» советского флота, где все корабли были сугубо специализированными. Ошибку осознали спустя 15 лет, но время оказалось упущенным...
          А теперь вликолепные для своего времени эсминцы проекта 956 идут на иголки, из-за принятого во время оно непродуманного решения.
          Честь имею.
          1. N.O.M.A.D.E. 2 мая 2015 14:50
            Приветствую вас, да, согласен... Если бы установили ГТС на 956, было бы интереснее, тем более освободились бы "объёмы" и доп водоизмещение.. Как раз, ему не хватало "противолодочной" составляющей, они как раз дополняли с БПК друг друга, этакий дуэт.
          2. Силуэт 2 мая 2015 20:27
            Цитата: Александр72
            Его обоснования сводились к следующему: ЮТЗ – основной поставщик ГТУ для советского ВМФ – не сможет обеспечить турбинами всю программу строительства новых кораблей


            Основной причиной того, что ЮТЗ не мог обеспечивать газовыми турбинами программу строительства новых эсминцев для Советского ВМФ было строительство газовой трубы на Запад, где турбины используются для перекачки газа. Они и по сей день качают газ в основном в страны Восточной Европы и Германию, а корабли загнулись. 5-6 лет эксплуатации - и в ремонт, потом на и
        4. cdrt 2 мая 2015 23:48
          Полностью согласен.
          Действительно рабочие лошади нашего флота 1155 и 1164.
          Надеюсь таки доведут до ума все 3 относительно живых 1144.
          А 6 956 придется тянуть до поступления Лидеров. Хотя... Думаю это оставшиеся 6 всё равно загнуться раньше, уж больно не живучая ГЭУ для нашего флота.
    2. zubkoff46 2 мая 2015 12:10
      Как его валяет, однако... И макаронам "по флотски" точно рад не будешь.
      1. N.O.M.A.D.E. 2 мая 2015 12:58
        бывало и похлеще.. )) поинтересуйтесь, каково экипажу на БПК бгг ;))))при аналогичном шторме ))
    3. Устинов 055 055 10 июня 2016 16:20
      Я был на "устинове" когда у турилина спросил комэск как у вас там на что ему был дан ответ ГОЛОВА ЖОПА НОГИ вахтенный офицер руку сломал, пробиты паропроводы. 3 суток мы не спали на крейсере про ушакова вообще молчу
    4. Устинов 055 055 10 июня 2016 16:20
      Я был на "устинове" когда у турилина спросил комэск как у вас там на что ему был дан ответ ГОЛОВА ЖОПА НОГИ вахтенный офицер руку сломал, пробиты паропроводы. 3 суток мы не спали на крейсере про ушакова вообще молчу
  2. Rigla 2 мая 2015 06:46
    Силовые установки - ахиллесова пята нашего флота.
  3. Banshee 2 мая 2015 07:33
    Не совсем реквием. Чем больше орать на эти темы, тем больше шансов сдвинуть с мертвой точки. Одними ПЛ много не навоюешь.
    1. андрей юрьевич 2 мая 2015 07:56
      Цитата: Banshee
      Не совсем реквием.

      я о 956м проекте... crying
    2. gjv 2 мая 2015 09:46
      Цитата: Banshee
      Чем больше орать на эти темы, тем больше шансов сдвинуть с мертвой точки

      Вот у индусов есть вице-адмирал А.В. Субхедар. Видимо на него кто то "наорал".
      Как сообщают индийские СМИ, индийский авианосец R 33 Vikramaditya (перестроенный по проекту 11430 из бывшего тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал флота Советского Союза Горшков" проекта 11434) в ближайшее время пройдет первый за время своей службы в индийском флоте короткий плановый ремонт, который будет осуществляться на специально созданном предприятии Naval Ship Repair Yard в новой военно-морской базе Карвар, на которую базируется авианосец.

      Как сообщил 16 апреля 2015 года индийской прессе контролер (заместитель главнокомандующего) ВМС Индии по кораблестроению и закупкам вице-адмирал А.В. Субхедар, составной частью ремонта станет установка на Vikramaditya систем ПВО ближнего действия, снятых со списываемого из состава индийского флота фрегата F 20 Godavari проекта 16 - израильского зенитного ракетного комплекса ближнего действия IAI/Rafael Barak 1 (Godavari нес две восьмизарядные установки вертикального пуска этого комплекса и РЛС управления огнем IAI Elta EL/M-2221 STGR) и четырех 30-мм шестиствольных зенитных артиллерийских установок АК-630.
      А у нас на кого конкретно орать? На Чиркова Виктора Викторовича?
      gjv
      1. clidon 2 мая 2015 12:37
        Рогозину в твиттер. ) Может будет очередная хохмочка от него.
  4. ВадимЖивов 2 мая 2015 07:47
    спасибо за информацию..и все же виноваты во всем люди , а страдают корабли..фото из Фокино больше чем подтверждение..
  5. altman 2 мая 2015 09:26
    Очень красивые корабли, и все равно..мое мнение, что именно ГЭУ причина всего. Посмотрите на их ровесников, БПК проекта 1155.. большинство до сих пор в строю
  6. Nayhas 2 мая 2015 09:33
    Китайцы свои эсминцы пр. 956 похоже списывают, в сети появились их фото с демонтированным вооружением. Видать их котлы тоже достали.
    1. N.O.M.A.D.E. 2 мая 2015 10:16
      Да, что не говори, ГЭУ проблемные (( Отец. помню показывая на БПК говорил, вот видишь, у них газотурбины стоят, а они работают на керосине и сжигают народные деньги (( А мы на мазуте работаем... Только вот БПК до сих пор ходят, а его корабля - нет ( почти) (((
    2. donavi49 2 мая 2015 11:59
      Пока неясно.

      Есть два слуха (а официоза нет)
      - разборка на дрова.
      - средний ремонт с существенной модернизацией. Ставят РЛС Фрегат-МА (ихний), ставят Штиль-1 ВПУ как на 054А фрегатах, модернизируют РЭБ и ставят новый БИУС урезаного лица 052С. Плюс по мелочи.

      Что будет неясно. Надо ждать.


      Одно ясно точно - 956 также переведены в Прибрежные Эсминцы. Они не ходят дальше ближней морской зоны и спорных территорий у Филиппин, Японии и Вьетнама. Одновременно с этим ихние фрегаты 054А/эсминцы 052 и даже старенькие 051 бегают по всему миру от Сан-Диего и Гавайев до Бреста, Порту и Йемена.
  7. Воронок 2 мая 2015 11:32
    Красивые корабли, жаль судьба печальна.
    1. ватник 2 мая 2015 13:25
      Лично я считаю что эти эсминцы самые красивые и мощные корабли того периода в Великом Советском Союзе да и вообще в мире, и очень жалко и обидно что сейчас они находятся в таком состоянии.
      1. Силуэт 2 мая 2015 20:41
        Согласен. Эти эсминцы были созданы для боя. Крепкие, мощные корабли. Условия обитаемости на них были похуже чем на БПК - железная мебель в каютах и кубриках, но все равно лучше, чем у американцев. Железные корабли для железных людей.
  8. фомкин 2 мая 2015 18:16
    Обидно, флот практически без эсминцев. Ссылки на отсутствие денег не корректные. На мистрали нашли, а на строительство эсминцев нет.

    Про тех кто принимал решение
    1. Dart2027 2 мая 2015 18:30
      Дело не в деньгах. Построить корпус можно хоть сейчас, но чем его начинять? Сколько мучились с фрегатами 22350, которые никак не могли запустить в серию из-за проблем с ПВО и артиллерией. Строительство серии 11356 пришлось начинать именно из-за этого, хотя поначалу это был только экспортный проект (Тальвар).
  9. major124 2 мая 2015 18:57
    Позор,один из самых боевых и универсальных классов кораблей на флоте,и единицы в таком плачевном состоянии.... recourse
  10. Panda_Eye_60ru 2 мая 2015 19:32
    Одного не пойму, зачем их распиливать в металлолом?
    Как я понял, каркас и корпус в отличном состоянии. ДА переделайте под нужды обеспечения/снабжения, если модернизировать до современных требований дорого. Или гражданский продать, предварительно сняв все, что представляет ценность .
    На худой конец, это идеальные мишени для всевозможных отработок всех сценариев на учениях, вплоть до радиоуправляемых кораблей -мишеней (см. пример янки).
    А так, глупо, очень глупо.
    Что имеем не храним, а потерявши - критикуем.
    Panda_Eye_60ru
    1. dvina71 2 мая 2015 21:57
      затем,что основной калибр у них всего 8 пкр..,после отстрела которых эсминец - мишень. Без значительных переделок установить в эти корпуса полимент,новое пво,пло,рэб,асу...,дешевле новый построить.
      Так что те,что можно не дорого привести в порядок - приведут. Что бы служили полка их "Лидер"ы не сменят..
      1. Scraptor 3 мая 2015 01:00
        А увеличить количество ПКР никак нельзя? bully Никаких значительных переделок для этого не требуется, особенно со снятой артиллерией.
        Сейчас есть установки контейнерного типа которые еще недавно везде рекламировались а потом почему то перестали...
        1. dvina71 3 мая 2015 02:25
          Зашибись как у вас все просто.. Советую провести простой и относительно доступный опыт.. сделайте из седана кабриолет.. и посмотрите как долго он так проездит..
          Ничего ,что для установки вертикального пуска прийдется перекраивать конструкцию силовых элементов? Одно дело когда у вас недокабрио на кочке пополам сложится и совершенно другое пустить на дно эсмимнец..
          Уже сейчас пр. 11356 превосходит по мощи главного калибра,при водоизмещении 4000т..,да и по цене..тоже полегче ,чем переделать 956 проект..
          1. Scraptor 3 мая 2015 03:12
            Можно сделать так что не придется - у седанов в крыше люки как то прорезают.
            В большее водоизмещение больше всего влезет, и не только ракет.
  11. xomaNN 2 мая 2015 21:49
    Автору -респект за глубокое исследование судьбы ЭМ 966 пр. Их доля в ВМФ , к сожалению, не блестяща what Всё таки стратегический просчёт заказчиков ВМФ РФ с КДУ и сложностью её эксплуатации строевым экипажем подкосил этот мощный боевой ЭМ. Жаль. На нём мне не пришлось поработать . А пример удачный - СКР 1135 , которые более ранние выплавали по 30=35 лет и - живы.Вот его я знаю не понаслышке. Удачный кораблик!
  12. Сторож 3 мая 2015 00:55
    Китайцы не зря купили 4 штуки. Они знают толк в правильном выборе техники, особенно для армии.
  13. stpv1 3 мая 2015 10:59
    Неужели все технологии ремонта ГЭУ для пр 956 похерили? На том же Бурном после стольких лет отстоя вряд ли что то еще осталось работоспособно особенно в плане вооружения и РЭУ
  14. Falcon5555 4 мая 2015 01:17
    Я не понимаю, как эсминец может быть котлотурбинным? Ведь он по идее должен часто нести патрульную службу, т. е. охранять другие корабли в походе и в порту от самолетов и подлодок. Стало быть ему по профессии надо уметь быстро "просыпаться" и сразу развивать полный ход. А сколько времени надо разогревать котлы? А если их все время держать под максимальным давлением, то как долго они протянут в смысле амортизации? И сколько надо топлива тратить, чтобы их просто держать под максимальным давлением стоя у причала или на якоре или на малом ходу?
    Еще вот что странно в этих эсминцах - эти косые антенны на главных мачтах. Вроде плоские антенны-то, т. е. как будто фазирующие решетки, которые могут любой луч сформировать, а все равно косые. Как будто их криворукий сварщик приварил. И на более современных российских кораблях часто видно то же самое. Некрасиво и глупо.
    1. Scraptor 4 мая 2015 02:47
      просто надо было испортить харошую вещь...
    2. Saladine 27 июля 2015 09:39
      И цвет такой некрасивый, фи, противный...
  15. ugrums1961 21 мая 2015 12:21
    Задело за живое. Даже зарегистрировался. Посмотрел информацию по использованию своих судов богатыми американцами .И вот как они используют.Авианосец «Энтерпрайз» Заложен 15 ноября 1957 года на верфи Newport News Shipbuilding. Спущен на воду 24 сентября 1960 года[1].
    12 января 1962 года совершил своё первое плавание,4 ноября 2012 года авианосец завершил своё последнее 8-месячное плавание. Всего авианосец выходил в море 25 раз. Списан 1 декабря 2012 года.Судя по возрасту наших эсминцев то это просто разбазаривание гос. средств и целенаправленное уничтожение российского флота. Тогда их надо-было ещё на стапелях резать.Их дешевле перепроектировать с современными условиями и произвести ремонты. Просто надо рачительно использовать средства флотским заказчикам.
  16. Сергей Деев 21 апреля 2016 22:04
    Всем морякам, служившим на эсминце "Отличный" привет! Классный корабль, настоящий труженик моря. А за КТУ следить надо!!! За ее исправное состояние спасибо личному составу БЧ-5 и командиру МКГ Вите Казёнову! Всему экипажу, проходившему на нем службу спасибо за высокий профессионализм и патриотизм! 1155 тоже хорошие корабли, но внутри достаточно много пустого пространства и более валкие. Тяжеловато было ребятам ходить на них в свежую погоду.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня