Лучшие советские самоходки времён Великой Отечественной войны

Самоходная артиллерия стала массово использоваться Красной Армией сравнительно поздно — только в конце 1942 года. Однако выпущенные советскими конструкторами машины внесли большой вклад в общую победу. Все без исключения советские САУ периода войны можно отнести к грозным машинам, которые были по-разному полезны на поле боя. От небольшой, но от этого не менее эффективной СУ-76, до такого монстра, как ИСУ-152, который легко мог поразить ДОТ или разрушить дом, в котором засели гитлеровцы.

Легкая САУ СУ-76

Данная САУ была разработана в 1942 году конструкторскими бюро завода №38 в городе Кирове, машина создавалась на базе хорошо освоенного промышленностью легкого танка Т-70. Всего с 1942 и до конца войны было изготовлено более 14 тысяч машин данного типа. Благодаря этому СУ-76 является самой массовой советской самоходной артиллерийской установкой времен Великой Отечественной войны, а объем ее выпуска уступил лишь выпуску танка Т-34. Популярность и распространенность машины объясняется ее простотой и универсальностью.


Огромную роль сыграло то, что в качестве орудия для вооружения данной САУ была выбрана очень хорошая дивизионная пушка ЗИС-3 калибра 76,2 мм. Пушка отлично показала себя в годы войны и отличалась высокой универсальностью использования. Лучшего орудия для поддержки пехоты трудно было придумать. При использовании подкалиберных снарядов орудие раскрывало и свои противотанковые свойства, правда, такие танки как «Тигр» и «Пантера», всё равно рекомендовалось уничтожать, ведя огонь по их бортам. Против большинства образцов немецкой бронетехники бронепробиваемость орудия ЗИС-3 оставалась адекватной вплоть до конца войны, хотя 100-мм броня так и осталась для пушки непреодолимым препятствием.

Лучшие советские самоходки времён Великой Отечественной войны


Достоинством, а в некоторых случаях недостатком машины, была ее открытая рубка. С одной стороны она помогала экипажу САУ теснее взаимодействовать со своей пехотой, особенно в условиях уличного боя, а также обеспечивала лучший обзор на поле боя. С другой стороны экипаж САУ оказывался уязвим для огня противника, мог быть поражен осколками. В целом САУ отличал минимальный уровень бронирования, которое было противопульным. Однако СУ-76 все равно была очень популярная в частях. Обладая подвижностью легкого танка, самохода имела куда более серьезное орудие.

Не самое мощное вооружение, тонкая броня, открытое сверху боевое отделение — все это парадоксальным образом не сделало самоходку неудачной. Со своей непосредственной задачей на поле боя СУ-76 справлялась прекрасно. Она использовалась для огневой поддержки пехоты, выступая в роли легкого штурмового орудия и противотанковой САУ. Она смогла во многом заменить легкие танки непосредственной поддержки пехоты. Почти через 25 лет после Победы в Великой Отечественной войне маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский отмечал: «Особенно полюбилась нашим солдатам самоходка СУ-76. Эти подвижные, легкие машины успевали всюду, чтобы своим огнем и гусеницами выручить и поддержать пехотные части, а пехотинцы в свою очередь делали все, чтобы защитить эти машины».

Лучшие советские самоходки времён Великой Отечественной войны


Противотанковые САУ СУ-85 и СУ-100

Отдельное место среди всех советских самоходок занимали СУ-85 и СУ-100, которые были созданы на базе самого массового танка времен войны — среднего танка Т-34. Как легко можно догадаться, отличались они в первую очередь калибром орудия и, соответственно, своими противотанковыми возможностями. Примечательно, что обе самоходки оставались на вооружении различных стран уже после завершения Второй мировой войны.

СУ-85 была средней по массе советской самоходной артиллерийской установкой, относящейся к классу истребителей танков. Основной ее задачей на поле боя была борьба с бронетехникой противника. Боевая машина была разработана в КБ УЗТМ (Уральского завода тяжелого машиностроения, «Уралмаша») в мае-июле 1943 года. Серийный выпуск новых противотанковых самоходок был развернут в июле-августе 1943 года. В качестве основного орудия для новой самоходки была выбрана 85-мм пушка Д-5С-85, которая обладала хорошими противотанковыми возможностями. По сути, именно СУ-85 стала первой советской САУ, которая на равных могла сражаться с немецкими танками. С расстояния более километра экипаж СУ-85 мог легко вывести из строя любой средний танк противника. Лобовую броню «Тигра» при использовании бронебойных снарядов можно было пробить с дистанции до 500 метров, использование подкалиберных боеприпасов делало эту задачу еще более легкой.

Наряду с хорошей огневой мощью СУ-85 смогла сохранить скорость и маневренность своего «прародителя» — среднего танка Т-34 и эти хорошие характеристики подвижности не раз спасали экипажи этой противотанковой самоходки в бою. Да и под огнем противника САУ СУ-85 чувствовала себя не в пример уверенней, чем СУ-76 с ее открытой рубкой. К тому же ее лобовая броня, расположенная под рациональными углами наклона, была уже не противопульной и могла держать удар.

Лучшие советские самоходки времён Великой Отечественной войны


Всего в 1943-1944 годах было выпущено 2329 таких машин. Несмотря на сравнительную малочисленность, именно САУ СУ-85, начиная с 1943 года и до окончания боевых действий в Европе, была основой советских частей самоходной артиллерии, вооруженных средними по массе машинами. СУ-100, которая пришла ей на смену, смогла отметиться в боях лишь в январе 1945 года. Поэтому именно самоходки СУ-85 и их экипажи вынесли на своих плечах практически всю тяжесть противотанковой и штурмовой работы средней самоходной артиллерии времен войны.

С появлением у немцев новых видов бронетанковой техники, таких как тяжелый танк «Королевский тигр» и САУ «Фердинанд» остро стал вопрос об увеличении противотанковых возможностей советских САУ. Конструкторы «Уралмаша» откликнулись на новый вызов и в середине 1944 года представили лучший истребитель танков Второй мировой войны — САУ СУ-100. Самоходка использовала базу танка Т-34-85 и пошла в серийное производство в августе 1944 года. Всего за период с 1944 по 1956 годы было выпущено 4976 таких самоходных артиллерийских установок, при этом в СССР производство было остановлено в 1948 году, но по лицензии продолжено в Чехословакии.

Главным отличием и основной изюминкой САУ была ее пушка — 100-мм орудие Д-10С, которое могло уверено бороться даже с самыми тяжелыми и хорошо бронированными немецкими танками. Неслучайно звездный час СУ-100 пробил во время Балатонской оборонительной операции, когда немецкое масштабное танковое наступление под кодовым названием «Зимнее пробуждение» закончилось огромными потерями бронетехники и стало фактически кладбищем Панцерваффе. Также самоходка отличалась лучшим бронированием. Толщина ее наклонной лобовой брони достигла 75-мм. Самоходка уверенно себя чувствовала не только в борьбе с танками противника, но и в городских боях. Зачастую одного выстрела фугасным снарядом из 100-мм орудия было достаточно, чтобы буквально «сдунуть» обнаруженную огневую точку противника.

Лучшие советские самоходки времён Великой Отечественной войны


Уникальность и исключительные боевые возможности СУ-100 подтверждаются тем, что она находилась на вооружение Советской Армии еще на протяжении нескольких десятилетий после войны, периодически модернизируясь. Помимо этого, САУ поставлялась союзникам Советского Союза, активно участвовала в послевоенных локальных конфликтах, в том числе и в арабо-израильских войнах. Самоходка оставалась на вооружении армий некоторых стран вплоть до конца XX века, а в некоторых странах, таких как Алжир, Марокко и Куба они оставались на вооружении и по состоянию на 2012 год.

Тяжелые САУ СУ-152 и ИСУ-152

Тяжелые советские самоходные артиллерийские установки СУ-152 и ИСУ-152 также внесли свой весомый вклад в победу. Об эффективности этих машин лучше всего говорят их прозвища — «Зверобой» и «Консервный нож», которые были даны этим могучим близнецам в войсках. СУ-152 была создана на базе тяжелого танка КВ-1С и вооружена 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С. Самоходка была разработана конструкторами ЧКЗ (Челябинского Кировского завода), постройка первого прототипа была завершена 24 января 1943 года, а со следующего месяца началось серийное производство машины. Стоит отметить, что собрано было лишь 670 таких самоходок, так как с производства был снят танк КВ-1С, на базе которого она строилась. В декабре 1943 года данная машина была заменена на конвейере на ИСУ-152 равноценную по вооружению, но лучше бронированную самоходку на базе тяжелого танка ИС.

Боевой дебют самоходка СУ-152 получила в знаменитом сражении на Курской дуге, где сразу же смогла показать себя, как достойный противник новых немецких танков. Возможностей самоходки хватало для борьбы с новым выводком немецких «кошачьих». Использование 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20С предполагало применение всех разработанных для нее снарядов. Но на деле экипажи машин обходились лишь двумя — осколочно-фугасным и бетонобойным снарядами. Прямого попадания во вражеский танк бетонобойных снарядов было достаточно, чтобы нанести ему тяжелые повреждения и вывести из строя. В некоторых случаях снаряды просто проламывали броню танков, срывали с погона башню, убивали экипаж. А иногда прямое попадание 152-мм снаряда приводило к детонации боекомплекта, что превращало танки противника в горящие факелы.

Лучшие советские самоходки времён Великой Отечественной войны


Осколочно-фугасные снаряды также были эффективны против немецкой бронетехники. Даже, не пробив броню, они повреждали прицелы и приборы наблюдения, орудие, ходовую часть машины. Причем, для того чтобы вывести вражеский танк из строя иногда было достаточно просто близкого разрыва осколочно-фугасного снаряда. Экипаж майора Санковского, командующего одной из батарей СУ-152 в Курской битве, за один день вывел из строя 10 танков противника (по другим данным это был успех всей батареи), за это майор был удостоен звания Героя Советского Союза.

Конечно, в роли истребителей танков СУ-152 использовались не от хорошей жизни, но и в этом качестве самоходка показала себя замечательной машиной. В целом же СУ-152 была отличным примером универсальности применения. Она могла использоваться, как штурмовое орудие, истребитель танков и самоходная гаубица. Правда, использование машины в качестве истребителя танков осложняла низкая скорострельность, но эффект от попадания по цели мог запросто перечеркнуть этот недостаток. Чудовищная мощь 152-мм гаубицы-пушки была незаменимой при подавлении ДОТов и огневых точек немцев. Даже если бетонная стена или перекрытия выдерживали попадание снаряд, то люди, находящиеся внутри, получили серьезную контузию, у них рвались барабанные перепонки.

Тяжелая самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 пришла на смену СУ-152, она была создана конструкторским бюро опытного завода №100 в июне-октябре 1943 года и 6 ноября того же года принята на вооружении. Выпуск новой САУ был налажен на ЧКЗ, где она просто заменила собой СУ-152. Выпуск самоходки продолжался до 1946 года, всего за это время было построено 3242 машины данного типа. Самохода широко применялась на заключительном этапе войны и также, как ее предшественница СУ-152, могла использоваться во всех аспектах применения самоходной артиллерии. С вооружения Советской Армии данные машины были сняты лишь в 1970-х годах, что также свидетельствует об их большом боевом потенциале.

Лучшие советские самоходки времён Великой Отечественной войны


Незаменимой САУ ИСУ-152 стала во время городских боев, буквально ровняя здания и огневые точки противника с землей. Она очень хорошо показала себя при штурмах Будапешта, Кенигсберга и Берлина. Хорошее бронирование позволяло САУ выдвигаться на дистанцию прямого выстрела и прямой наводкой поражать немецкие огневые точки. Для обычной буксируемой артиллерии это представляло смертельную опасность из-за массированного пулеметного и прицельного снайперского огня.

Источники информации:
http://rg.ru/2015/04/24/samohodka-site.html
http://armor.kiev.ua
http://pro-tank.ru
http://www.opoccuu.com
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 100
  1. Uncle Lee 30 апреля 2015 05:33
    "На войне как на войне" Курочкина была описана САУ СУ-76, которую фронтовики звали "Сучкой". А в фильме показали СУ-100. Но суть не в этом, а в героизме наших воинов. И вечная им слава!
    1. svp67 30 апреля 2015 06:16
      Цитата: Uncle Lee
      Но суть не в этом, а в героизме наших воинов. И вечная им слава!

      Тут обеими руками "ЗА"
      Но вот это....
      Цитата: Uncle Lee
      "На войне как на войне" Курочкина была описана САУ СУ-76, которую фронтовики звали "Сучкой". А в фильме показали СУ-100.

      Вы эту книгу давно видимо перечитывали...
      Двадцать четвертого декабря тысяча девятьсот сорок третьего года Первый Украинский фронт перешел в наступление. На участке Радомышль – Брусилов оборону немцев прорывала 3-я Гвардейская танковая армия. Первые три дня самоходный полк полковника Басова находился в резерве начальника артиллерии 6-го Гвардейского танкового корпуса.
      Самоходки закопались в лесу, куда они прибыли еще за два дня до начала наступления. Лес этот младший лейтенант Малешкин – командир СУ-85 – считал ни с чем не сравнимым убожеством. Немецкие летчики с артиллеристами так его обработали, что он просматривался на сквозь – и с боков, и сверху.

      И где тут Су76?
      1. enot73 30 апреля 2015 07:51
        Почему - то автор обошёл вниманием не менее знаменитые САУ Су - 122 и ИСУ - 122 ( на нижнем снимке ИСУ - 122 С ), но всё равно обзор " на плюс "
        1. svp67 30 апреля 2015 11:02
          Цитата: enot73
          Почему - то автор обошёл вниманием не менее знаменитые САУ Су - 122 и ИСУ - 122

          И почему все авторы обходят ЗИС-30? А она ведь то же самоходная. Считай - первая "проба пера" Вот,что не понятно...



          1. oldkap22 30 апреля 2015 12:01
            я бы уточнил-пробой пера в военных условиях(ведь были же и предвоенные САУ)
            1. svp67 2 мая 2015 05:30
              Цитата: oldkap22
              я бы уточнил-пробой пера в военных условиях(ведь были же и предвоенные САУ)

              А вот тут не соглашусь в том,что в предвоенные годы наши конструктора не проектировали "охотников" - противотанковых САУ, только САУ поддержки и "штурмовые"
        2. shasherin_pavel 4 мая 2015 16:26
          Тем более, что Су-85 вышла из Су-122. По сути первая Самоходная Установка полного противоснарядного бронирования.
        3. StrategBV 5 мая 2015 10:29
          Согласен, и к тому же, ИСУ-122/122С оказались даже эффективнее своих 152 миллиметровых братьев, в борьбе с танками противника. А их легендарная точность, вообще дала им прозвище "Снайперская самоходка".
          Многие кстати считают что советские пушки были очень не точными, и это так, но лишь при условии что вы не поставили усиленные приводы наводки и не вкачали боевое братство drinks, а в реальной жизни, они были очень точными и могли поражать танки врага на расстоянии до двух с половиной километров, что просто таки замечательно.
      2. Uncle Lee 30 апреля 2015 18:19
        Я малость попутал - Виктор Курочкин начинал войну командиром СУ-76. А своего героя Малешкина посадил на СУ-85. Приношу извинения
    2. RBLip 30 апреля 2015 08:16
      Цитата: Uncle Lee
      САУ СУ-76, которую фронтовики звали "Сучкой"

      а также голожопым фердинандом, братской могилой на четверых, пукалкой и по всякому матерно... wink вот только это по началу было, а вот потом, когда солдаты "распробовали" возможности артсамохода, мнение довольно быстро изменилось... вообще, про СУ-76 на ВО была прекрасная статья, кому интересно -
      http://topwar.ru/2403-artsamoxod-podderzhki-pexoty.html
      1. Альф 1 мая 2015 16:36
        Цитата: RBLip
        Цитата: Uncle Lee
        САУ СУ-76, которую фронтовики звали "Сучкой"
        а также голожопым фердинандом, братской могилой на четверых, пукалкой и по всякому матерно...

        Потому что некоторые "особо продвинутые" командиры, получив в свое распоряжение самоходки, стали их ставить в строй вместо танков, а не вместе с ними. Но таким командирам быстро прочистили мозги и 76-е стали лучшими друзьями пехоты.
    3. стас57 30 апреля 2015 10:01
      "На войне как на войне" Курочкина была описана САУ СУ-76

      выше вам верно про Су85 заметили

      выглядела самоходка Малешкина/Курочкина примерно так

      Советская самоходка СУ-85, 3-я Гвардейская танковая армия, 7 ГВ ТК.
      1. jjj 30 апреля 2015 12:03
        И ставили наши рубки с нашими орудиями на шасси от трофейных немецких танков
        jjj
    4. Комментарий был удален.
    5. Гражданский 30 апреля 2015 21:41
      Ну главное нельзя было использовать САУ как танки... об этом писал Баграмян в своей книге
    6. Альф 1 мая 2015 16:32
      Цитата: Uncle Lee
      "На войне как на войне" Курочкина была описана САУ СУ-76,

      Вы сами эту книгу-то читали ?
      Самоходки закопались в лесу, куда они прибыли еще за два дня до начала наступления. Лес этот младший лейтенант Малешкин - командир СУ-85 - считал ни с чем не сравнимым убожеством.
      1. Shick 1 мая 2015 18:57
        Сразу видно кто в World of tanks играет))))
        1. svp67 2 мая 2015 05:31
          Цитата: Shick
          Сразу видно кто в World of tanks играет))))

          Сразу видно кто ПО НАСТОЯЩЕМУ интересуется историей советского танкостроения...
    7. shasherin_pavel 4 мая 2015 16:23
      В конце рассказа "осколок снаряда влетел в люк механика-водителя и перерезал горло Малешкина".
      Каким образом это могло быть на Су-76, где к механику можно было пролезть по узкому туннелю, в котором хорошо было только спать, потому что можно было вытянуть ноги, и грело от двигателя через щели стенки.
  2. svp67 30 апреля 2015 06:18
    жаль,что вот этот "самоход-охотник" появился поздно...
    1. Pal2004 30 апреля 2015 08:07
      Это что за зверь? Раньше не видел такого.
      1. enot73 30 апреля 2015 08:16
        Цитата: Pal2004
        Это что за зверь? Раньше не видел такого.
        СУ-101 \ СУ-102
        СУ-101 на полигонных испытаниях, август 1945 г. Штурмовые самоходные артиллерийские установки. Разработчик: КБ УЗТМ Год начала работ: 1944 Год выпуска первого прототипа: 1945 САУ остались в единственных экземплярах http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/su-101.htm
        1. странник_032 30 апреля 2015 09:33
          Добавлю что базой для создания этих САУ,послужил новый средний танк Т-44.
          странник_032
      2. Альф 1 мая 2015 16:39
        Цитата: Pal2004
        Это что за зверь? Раньше не видел такого.
    2. sergey1972 30 апреля 2015 13:47
      если не изменяет память,эта самоходка стоит в Кубинке.Создана на базе Т-44
      1. prosto_rgb 30 апреля 2015 15:08
        Цитата: sergey1972
        если не изменяет память,эта самоходка стоит в Кубинке.Создана на базе Т-44

        А ещё в World of Tanks её можно прокачать и покататься на ней.
        1. svp67 1 мая 2015 17:10
          Цитата: sergey1972
          Создана на базе Т-44

          Первоначальной базой был Т34. Вот появись она, так в году 1944, с её, просто фантастическим бронированием и великолепной пушкой и эргономикой... Сколько бы "панзерам" она, их бронированные шкурки бы попортила, а главное сколько бы наших людей бы живы остались...
  3. Комментарий был удален.
  4. igordok 30 апреля 2015 07:01
    Достоинством, а в некоторых случаях недостатком машины, была ее полуоткрытая рубка.

    Немецкие Мардеры (I,II,III) тоже были с полуоткрытыми рубками.
    1. bandabas 30 апреля 2015 09:33
      Так и они были созданы по принципу-"Быстро, дешево, сердито и практично." Не имея возможность на тот момент поставить на поток более защищенную технику на других шасси с таким вооружением. Да и проектировались Мардеры как противотанковые САУ, в отличии от СУ-76(+штурмовая САУ, поддержка пехоты). А насчет любви-нелюбви... Кто-то из дедов дошел до Европы на СУ-76, а кто-то и на ИСах-нет. Пусть земля будет ИМ пухом. Всех! С наступающим Днем Победы!
      1. jjj 30 апреля 2015 12:05
        А обычная ЗиС-3 была лучше защищена что ли? А тут хоть расчет еще и передвигался на своей тяге. Меньше людей требовалось на обслуживание одного орудия
        jjj
  5. D-Master 30 апреля 2015 07:31
    Советская инженерная школа - родила и выпестовала отличный класс техники с которым мы во время войны были впереди планеты всей. У немцев, если мне не изменяет память, самый крупный калибр на сау - был 88 мм на "Элефанте" (Фердинанде). Равного нашим Су 100 и Су-152 не было ничего. А относительная простота САУ, относительно тяжелых танков и длинноствольные орудия делали их исключительно опасными противниками и для танков и для пехоты противника. Не говоря уже о укрепленных точках. Честь и хвала советской инженерной школе. Которая всегда могла произвести смертельное, но не сложное и крайне надежное оружие.
    1. Владимирец 30 апреля 2015 08:11
      Цитата: D-Master
      У немцев, если мне не изменяет память, самый крупный калибр на сау - был 88 мм на "Элефанте" (Фердинанде).

      Ягдтигр - 128мм.
      1. Rarog 30 апреля 2015 08:49
        Цитата: Владимирец
        Цитата: D-Master
        У немцев, если мне не изменяет память, самый крупный калибр на сау - был 88 мм на "Элефанте" (Фердинанде).

        Ягдтигр - 128мм.


        Было выпущено всего, по разным данным, от 70 до 79 САУ этого типа. Из-за малочисленности выпущенных машин, их ненадёжности и постоянной проблемы нехватки горючего для них, боевое применение «Ягдтигров» было ограниченным и не оказало влияния на ход войны.
        1. Владимирец 30 апреля 2015 08:51
          Цитата: Rarog
          Было выпущено всего, по разным данным, от 70 до 79 САУ этого типа. Из-за малочисленности выпущенных машин, их ненадёжности и постоянной проблемы нехватки горючего для них, боевое применение «Ягдтигров» было ограниченным и не оказало влияния на ход войны.

          Я не писал про количество, надежность и влияние на боевые действия, я писал про калибр.
      2. svp67 30 апреля 2015 10:08
        Цитата: Владимирец
        Цитата: D-Master
        У немцев, если мне не изменяет память, самый крупный калибр на сау - был 88 мм на "Элефанте" (Фердинанде).

        Ягдтигр - 128мм.
        1. enot73 30 апреля 2015 17:06
          Цитата: svp67
          У немцев, если мне не изменяет память, самый крупный калибр на сау - был 88 мм на "Элефанте" (Фердинанде). Равного нашим Су 100 и Су-152 не было ничего.

          Цитата: svp67
          Ягдтигр - 128мм.
          Ещё несколько немецких машин на вскидку , но с орудием калибром 15 см это Stuig 33 , Brummbar , Hummel .
          [img]http://www.creativecrash.com/system/photos/000/085/491/85491/big/StuIG_33B_




          05.jpg?1269073764[/img]
          1. enot73 30 апреля 2015 17:23
            Цитата: enot73
            это Stuig 33 , Brummbar , Hummel .
            Кроме этого зверья у немцев были разного рода " бизоны " также с калибром пушки 15 см б было ещё несколько САУ с крупным калибром , но их перечислять не буду . Внизу на фото Bison I , Bison M , Bison H
            [img]http://www.nakop.ru/index.php?app=core&module=attach§ion=attach&attach_
            rel_module=post&attach_id=3895[/img]
            1. faiver 2 мая 2015 17:20
              самая хохма что под броневой рубкой первого бизона стоит 15см пехотное орудие вместе с колесным лафетом в сборе :)
    2. anip 30 апреля 2015 09:40
      Цитата: D-Master
      У немцев, если мне не изменяет память, самый крупный калибр на сау - был 88 мм на "Элефанте"

      Ещё на "Ягдпантере" ("Jagdpanther").
    3. Alexey RA 30 апреля 2015 11:50
      Цитата: D-Master
      У немцев, если мне не изменяет память, самый крупный калибр на сау - был 88 мм на "Элефанте" (Фердинанде).

      Изменяет. smile
      На StuH 42 стояла "самоходная версия" 105-мм лёгкой гаубицы 10,5 cm leFH18/40.
      На StuIG 33B стояло 150-мм пехотное орудие sIG 33.
      На Sturmpanzer IV стояла 150-мм гаубица StuH 43.

      И это именно штурмовые САУ, предназначенные для работы в боевых порядках пехоты/танков, а не для артподдержки с ЗОП.
    4. стас57 30 апреля 2015 14:00
      . У немцев, если мне не изменяет память, самый крупный калибр на сау - был 88 мм на "Элефанте" (Фердинанде). Равного нашим Су 100 и Су-152 не было ничего.

      это детство какое то калибрами меряться...

      10,5 и 15 см у них было, это раз( «Веспе» · «Грилле» «Хуммель» и StuH.42 )
      для ПТО у них были другие машины и 88 там вполне хватало

      да наши 100 и 150 не от хорошей жизни
      1. perepilka 30 апреля 2015 21:11
        Ну, если уж самый большой, то это Штурмтигр с реактивным 380мм бомбомётом
    5. Альф 1 мая 2015 17:02
      Цитата: D-Master
      Равного нашим Су 100 и Су-152 не было ничего

      У немцев была Ягдпантера с орудием 88/L71, выпущена в количестве 382 шт (против 880 СУ-100). По техническим данным практически ни чем не отличалась от СУ-100. Но в результате использования базы танка Т-V Пантера унаследовала все его недостатки, как то, бензиновый двигатель, завышенную массу (46 тонн), большие габариты и не технологичность. Хотя орудие было очень мощным.
    6. d.gksueyjd 2 мая 2015 16:14
      Применялось 88 мм "Ягдпантера" и1528 "Ягдтигр".
    7. shasherin_pavel 4 мая 2015 16:33
      150 мм самоходка на базе Т-IV.
  6. костяныч 30 апреля 2015 07:59
    ису 152 даже не обязательно стрелять
    один взгляд на ствол вернее его калибр и сразу хочется убежать laughing
  7. Pal2004 30 апреля 2015 08:02
    Судя по прозвищам СУ-76 была не очень популярна... "голожопый Фердинанд", "братская могила на четверых"... Причина в том что в первые годы войны использовали СУ-76 не по назначению, не как самоходное орудие поддержки, а как бронетехнику прорыва... При грамотном использовании она была достаточно эффективна.
    1. bazilio 30 апреля 2015 08:19
      Цитата: Pal2004
      Причина в том что в первые годы войны использовали СУ-76 не по назначению, не как самоходное орудие поддержки, а как бронетехнику прорыва...

      Кажется в те лихие годы многое использовалось не по назначению. В мемуарах Г.К. Жукова читал- при отсутствии или нехватке бронебойных снарядов для артиллерии использовать бетонобойные снаряды
      1. gladcu2 30 апреля 2015 17:40
        Я бы не стал использовать выражение " в первые годы войны". Годов войны было не много. Я к тому, что сознание правильно пользоваться техник пришло довольно быстро. И на уровне младшего командного состава в частности.

        Поэтому не годы, а год, скорее всего.
    2. voyaka uh 30 апреля 2015 11:50
      В СУ-76 водитель прямо прижимался к незащищенному бензобаку в носовой
      части.
      СУ-76 переделывали из хорошего легкого танка Т-70. А он как-раз был
      отлично скомпонован и горел даже реже, чем Т-34, несмотря на
      мизерную броню. В Су-76 ухитрились все испортить: экипаж гарантированно
      погибал при любом попадании в машину.
      У немцев была с 41 года уродливая самоходка Мардер на базе чешского танка и
      русской ЗИС-3. Ее использовали Ваффен СС. Немцы по-простому приварили
      три листа железа для защиты от пуль и осколков. экипаж при попадании
      "сдувало" с корпуса и шансы выжить были неплохие. Вроде как десант с верха БТР.
      1. Alexey RA 30 апреля 2015 16:30
        Цитата: voyaka uh
        В Су-76 ухитрились все испортить: экипаж гарантированно
        погибал при любом попадании в машину.

        В своё время ув. М.Свирин приводил данные по выживаемости экипажей в отечественной БТТ. Лидировала именно Су-76 - из неё при подбитии спасалось больше всего (открытая рубка, однако).
      2. figter 30 апреля 2015 17:11
        СУ-76 переделывали из хорошего легкого танка Т-70.

        Эти хорошие танки Т-70 под Прохоровкой горели как факелы. Имели они более слабое орудие 45 мм. И чем же они лучше? А при попадании в легкий картонный Т-70, думаете что экипаж живой оставался?
        В СУ-76 водитель прямо прижимался к незащищенному бензобаку в носовой
        части.

        Если использовалась одна и та же гусеничная база, то механик-водитель в Т-70 к чему-то другому прижимался?
        1. voyaka uh 1 мая 2015 16:21
          У Т-70 бензобак был в корме.

          Под Прохоровкой Ротмистров поставил Т-70 - легкие танки поддержки
          пехоты - в одни ряды с Т-34 и повел их всех на подготовленную противотанковую
          немцев. Там погибли ВСЕ танки, а не только Т-70.
          1. figter 3 мая 2015 12:35
            Под Прохоровкой Ротмистров поставил Т-70 - легкие танки поддержки
            пехоты - в одни ряды с Т-34 и повел их всех на подготовленную противотанковую
            немцев. Там погибли ВСЕ танки, а не только Т-70.

            Ротмистров САМ лично в один ряд ничего не ставил. Т-70 в то время по штату комплектовали второй батальон большинства танковых бригад и выдвигались вторым эшелоном за батальоном Т-34. Когда те оказались выбитыми, они естественно попали под огонь закопанных по башню "Тигров" и "Т-IV". Штаты не Ротмистров разрабатывал и не он сам комплектовал танковые соединения, а ГАБТУ РККА. Что было у него на вооружении, то и направил (а не повел). Боевой порядок танковых корпусов был в два эшелона, что обеспечивало наращивание сил и средств, силу и мощь удара. (Аналогичный пример - 1 гв. ТА ген. Катукова). Укомплектованность наших танковых соединений была достаточной, перевес сил и средств был в нашу пользу - примерно в 2.5 раза. Вина Ротмистрова не в том, что в одном ряду оказались Т-70 и Т-34, а то, что он направил их в лоб на подготовленную оборону немцев без предварительной разведки, рекогносцировки, разведки боем, должной артиллерийской подготовки и авиационной поддержки. Наступление было крайне неподготовленным, началось незадолго после совершения марша 5 гв.ТА, часть сил и средств (мех. корпус) было задействовано для усиления обороны и было придано стрелковым соединениям. Кроме того, на него в процессе принятия решения на наступление было оказано давление со стороны вышестоящего командования - Ватутина и Василевского, недостаточно разбирающихся в вопросах применения танковых соединений и большую часть своей жизни служивших в штабах.
            А Ваше рассуждение по данному факту не более чем дилетантское.
            1. shasherin_pavel 4 мая 2015 16:48
              Цитата: figter
              было оказано давление со стороны вышестоящего командования -

              Это слабо сказано, именно Ватутин отдал приказ и даже вместо 10:00 начал наступление в 7:30 утра. Немцы, как было выяснено позднее, планировали своё наступление на 8:30 и тогда бы немцы наступали против 150 наших закопанных в землю танков, а не наоборот.
        2. Blackgrifon 3 мая 2015 22:37
          Цитата: figter
          Эти хорошие танки Т-70 под Прохоровкой горели как факелы.

          По статистике во время войны экипажи легких танков несли меньшие потери в сравнении со средними. Под Прохоровкой, если пошел разговор, горели все танки - танковые соединения РККА (где легкие машины составляли БОЛЬШИНСТВО) были брошены в лобовую атаку на позиции фашистов. И это при том, что Тигр мог поразить любой средний-легкий танк на дистанции 1500 м, а Т-34 - только от 300 м и менее.
      3. Александр72 1 мая 2015 06:43
        "Уродливая" самоходка "Мардер" - она же Panzerjäger II - истребитель танков вооружалась не 76,2-мм пушкой ЗиС-3, а немецкой переделкой трофейной дивизионной пушки Ф-22 обр. 1936 г. разработки КБ Грабина. В частности был введен дульный тормоз, расточена зарядная камора для использования нового унитарного патрона со значительно большего размера и объема гильзой, метательный пороховой заряд был увеличен в 2,4 раза. Для нее в Германии было налажено производство новых боеприпасов. 76-мм бронебойный снаряд Pzgr.39 покидал ствол этого орудия со скоростью 740 м/с и на дистанции 1000 м пробивал 82-мм броню. 20 декабря 1941 года фирма Alkett получила заказ на установку трофейной советской дивизионной пушки Ф-22 обр. 1936 года на шасси легкого немецкого танка Pz.ll Ausf.D.К концу мая 1942 года цеха завода Alkett в Берлине покинули 192 противотанковых САУ 7,62 cm PaK(r) auf Pz.ll Ausf.D Marder II (Sd.Kfz.132). Впрочем, название "Marder" (куница) боевые машины этого семейства получили только в феврале 1944 года.
        В декабре 1941 года фирма Alkett получила еще один заказ на разработку противотанковой САУ с использованием все той же 76-мм пушки РаК 36(r). Но устанавливаться она должна была на шасси легкого танка Pz.38(t) чехословацкой конструкции, выпускавшегося для вермахта фирмой ВММ (Bohmisch Mährische Maschinenfabrik) - бывший завод CKD в Праге. В январе 1942 года прототип САУ был отправлен из Берлина в Прагу. Первая самоходка 7,62 cm PaK(r) auf Pz.38(t) Marder III (Sd.Kfz.139) выехала из сборочного цеха 10 апреля. В течение весны - лета 1942 года было изготовлено 344 САУ Marder III с 76-мм пушкой. Темп производства значительно возрос после прекращения выпуска танка Pz.38(t) 20 июня 1942 года. С этого момента завод полностью перешел на выпуск САУ Panzerjäger. Эти самоходки - истребители танков немало попортили крови как нашим танкистам, так и союзникам. А буксируемую версию 76,2-мм пушки РаК 36(r), которая появилась на советско-германском фронте в 1942 году, у нас быстро прозвали "гадюкой" - причины на поверхности: пушка же бывшая наша, но при этом в руках врага и очень мощная - легко пробивала броню как Т-34, так и КВ-1 (у последнего даже лобовую). А в Северной Африки эта пушка вообще считалась лучшим противотанковым средством - я читал о бое в ходе которого немецкий расчет этой пушки в ходе одного из боев в Египте подбил 9 британских танков "Матильда" ll в течении нескольких минут, за что командир расчета был награжден "железным Крестом".
        А что касается проблем выживаемости расчетов самоходок СУ-76, то это высказывание справедливо отчасти только для исходной версии СУ-76, имевшей полностью закрытую рубку (как на немецком "Фердинанде"), откуда действительно было проблематично выскочить в случае если самоходку подобьют. Именно эти машины и первоначально назвали "сучками" и другими большей части нецензурными прозвищами. СУ-76М с открытой сзади-сверху рубкой напротив прославилась тем, что давала расчету шансов выжить намного больше, чем любая другая советская самоходка и не только потому что из нее было легко выскочить (кроме механика-водителя), но еще и тем, что имея бензиновый двигатель с хорошим глушителем, относительно небольшой вес и мелкозвенчатую гусеницу, СУ-76М была малошумной и поэтому незаметной на поле боя, а это не менее важно, чем прочная броня. Эту самоходку также называли "коломбиной".
        Честь имею.
        1. voyaka uh 1 мая 2015 17:19
          for Александр72:
          Спасибо за поправки и вообще за интересный пост
        2. shasherin_pavel 4 мая 2015 17:04
          Сравнивая дизель с карбюратором надо прежде всего вспомнить, что в годы Второй Мировой войны бензин а-80 был уже авиационным, для Зисов скопированных в "Пакардов" пришлось построить завод по производству А-76, так как "Пакарды" на бензине для ЗиС-5 даже не заводились.
    3. enot73 30 апреля 2015 19:38
      Цитата: Pal2004
      . "голожопый Фердинанд"
      У немцев таких не менее " голожопых " САУ ,тоже хватало , например , самоходки семейства " мардер "
  8. Вольный ветер 30 апреля 2015 08:31
    Почему перестали у нас проектировать подобные машины? Несомненный плюс подобных машин, толстенная броня, могучая пушка, относительно более простая конструкция, по сравнению с обычным танком.
    1. igordok 30 апреля 2015 08:47
      Цитата: Вольный ветер
      Почему перестали у нас проектировать подобные машины? Несомненный плюс подобных машин, толстенная броня, могучая пушка, относительно более простая конструкция, по сравнению с обычным танком.

      В БТ с неподвижной рубкой, ограничен маневр огнем. В современном мире можно позволить 152-мм во вращающую башню для САУ. А для ПТ борьбы достаточно орудий калибром 100-125 мм установленных в танках.
    2. gladcu2 30 апреля 2015 18:44
      Из за ограниченного способа применения. Танки более универсальное вооружение. И при массовом способе послевоенного выпуска танков, решили, фактор цены уже не играет существенную роль.
    3. Альф 1 мая 2015 17:10
      Цитата: Вольный ветер
      Почему перестали у нас проектировать подобные машины? Несомненный плюс подобных машин, толстенная броня, могучая пушка, относительно более простая конструкция, по сравнению с обычным танком.

      Кто сказал, что перестали проектировать ?
      СУ-122-54 строились, правда, не большой серией. Просто возобладало мнение, что вместо тяжелых САУ с противоснарядным бронированием и мощными орудиями можно выпускать носители ПТУРов.
  9. heruv1me 30 апреля 2015 08:32
    Когда играл в танки от картошки, перечитал кучу литературы по танкам и ни где не встречал лестных отзывов о су-76.
    1. странник_032 30 апреля 2015 09:37
      Почитай книгу "Записки наводчика СУ-76".
      странник_032
  10. bionik 30 апреля 2015 08:56
    СУ-76 Первый вариант имел крышу боевого отделения.
  11. anip 30 апреля 2015 09:35
    когда немецкое масштабное танковое наступление под кодовым названием «Зимнее пробуждение»

    "Весеннее пробуждение".
  12. стас57 30 апреля 2015 10:05
    вот лучшая советская САУ)))
    1. Владимирец 30 апреля 2015 10:26
      Цитата: стас57
      вот лучшая советская САУ)))

      Справедливости ради, у немцев тоже были удачные САУ, тот же "ягдпанцер 4", "ягдпантера" или "хетцер".
      1. perepilka 30 апреля 2015 12:03
        Цитата: Владимирец
        Справедливости ради, у немцев тоже были удачные САУ, тот же "ягдпанцер 4", "ягдпантера" или "хетцер".

        Хетцера чехи сделали
        1. Альф 1 мая 2015 17:14
          Цитата: perepilka
          Хетцера чехи сделали

          С какого перепуга чехи ?Выпускали "да", чехи, но напомните мне, в составе какой страны была Чехословакия с 41 по 45 год.
          1. perepilka 3 мая 2015 09:51
            Цитата: Альф
            в составе какой страны была Чехословакия с 41 по 45 год.

            С 39 по 45 Протекторат Чехия и Богемия. Крым был протекторатом у турков, но крымчаки от этого турками не считались, так же как и поляки и фины во время РИ не стали русскими.
            С какого перепуга чехи ?Выпускали "да", чехи,
            Разработан чешской фирмой ВММ, на базе чешского танка Pz-38(t) request
      2. gladcu2 30 апреля 2015 18:53
        Это "Фердинанд".
        Детище Порше.
        Неудачи с установкой башни на шасси при проектировании тажелого танка, вынудили установить такое вот боевое отделение.

        На Фердинанде установлена электромеханическая трансмиссия. Очень серьёзный шаг в технологии. Но неудачная. Большие потери фердинандов произошли именно от небоевых потерь.
    2. Наблюдатель2014 1 мая 2015 19:01
      Походу в "танки" переиграл." Фердинанд" только в" ворлд оф танкс" что -то из себя представляет.А в реалии их было изготовлено меньше сотни и естественно абсолютно не как не могли оказать влияния на ход войны.Да и гроб тяжелющий он был.
      1. shasherin_pavel 4 мая 2015 17:10
        Всего выпущено 90 самоходок Фердинанд, после Курска оставшиеся 20 отправили в Италию для береговой обороны.
    3. Blackgrifon 3 мая 2015 22:41
      Цитата: стас57
      вот лучшая советская САУ)))

      И чем же она лучше "Хетцера", СУ-100, или "Зверобоя"?
  13. Димо№1 30 апреля 2015 10:16
    Представляю, что может сделать с укреплением современная САУ, если в года ВОВ она умудрялась если не пробить толщу бетона, то порвать барабанные перепонки находящихся внутри, в что же в очередной раз СЛАВА РУССКОМУ ОРУЖИЮ.
    1. Дмитрий 2246 30 апреля 2015 11:46
      Нам пехоте тоже весело.
      Летишь долго, а когда приземляешься ощущаешь песок даже в трусах, хоть одет по зимнему. Приземлившись не сразу получается подняться даже на четвереньки.
      Всё в пыли и как буд то замедленная съёмка, только в фильм попал ТЫ.
      Хочется двигаться быстро, но силы возвращаются не сразу и страшно, и невыносимо от беспомощности и главное: "Все живы?"
  14. Cran644 30 апреля 2015 11:39
    -"Братцы, глянь, самоходы притащились!" (С)
    1. Argon 30 апреля 2015 13:29
      Тут собственно речь идет не о лучшем,а о ЕДИНСТВЕННОМ средстве(имею в виду СУ-100) в распоряжении нашей армии способном обеспечить безостановочное движение войск в местах появления"Тигров",читай выиграть дуэльный бой.Можно много трепаться,что около Балотона у гансов бензин закончился,половина танков застряла половина поломалось но пока направление гл удара не закрыли Су-100ми-драпали,драпали как в 41ом.Не смотря на все свои недостатки"сотка"со своей задачей в той войне справилась на"отлично"правда появилась поздновато,пораньше бы,сколько бы жизней сохранили.К стати,у союзников не чего подобного не было.Вот и приходится им"художественный вымысел"применять в КИНОМАРАЗМАХ типа"ярость"-как три"Шермана""Тигра"завалили.
      1. cosmos111 30 апреля 2015 14:08
        Цитата: Argon
        Су-100ми-драпали,драпали как в 41ом.

        не драпали,а планово отступали....паники не было,не какой((у меня дед в Венгрии воевал,правда не знаю участвовал ли в этом сражении)))

        фильм в тему....
        1. Alexey RA 30 апреля 2015 16:27
          Цитата: cosmos111
          не драпали,а планово отступали....паники не было,не какой

          По-всякому было.
          Попав под мощные удары немецких танков, находившиеся на марше и отдыхе пехотные подразделения корпуса беспорядочно отошли, создав кризисную ситуацию для всего направления. Оставшись без пехотного прикрытия, попав к тому же в частичное или полное окружение, большинство ПТОП тем не менее вело бои в течение 1–3 суток в условиях практически полного отсутствия прикрытия с воздуха, подвоза боеприпасов и продовольствия. К исходу 3-х суток не-прерывных боев в окружении артиллерия 31-го гв. стрелкового корпуса потеряла более 70 % материальной части и 46–66 % личного состава, но многие окруженные подразделения вышли в расположение своих войск, вывозя и выкатывая на руках исправные орудия.
          (...)
          С выходом немецких войск в район Тат создалась реальная угроза прорыва их к Будапешту. Противопоставить им 4-я гв. армия уже ничего не успевала. Поэтому свой противотанковый резерв — 12-ю ИПТАБр — бросила против немецкой группировки 46-я армия внутреннего кольца окружения Будапешта. 4 января бригада вступила в бой с передовыми частями немецкой группировки. Здесь вновь повторилась ситуация с пехотным прикрытием, когда после первых же атак немецких и венгерских танков части 86-й стр. дивизии бросили артиллеристов и беспорядочно отошли. Оставшись в одиночестве, 1255-й ИПТАП в течение трех часов боя был вынужден отбиваться всеми имевшимися в наличии огневыми средствами, находясь в полуокружении. Израсходовав все боеприпасы, полк отступил, потеряв 14 орудий, 4 автомашины, 12 тракторов и 45 человек убитыми и ранеными.

          (с) М. Свирин, О. Баронов, М. Коломиец, Д. Недогонов БОИ У ОЗЕРА БАЛАТОН Январь — март 1945 г.
      2. Владимирец 30 апреля 2015 14:30
        Цитата: Argon
        ,читай выиграть дуэльный бой.

        Думаю, вряд ли корректно выражение "дуэльный бой" между САУ и ТТ. Тут скорее эффективное ПТ средство.
        1. gladcu2 30 апреля 2015 19:41
          Да, дуэлью бой самоходки и танка не назовешь. Самоходки из засады работать должны. В случае неудачного первого выстрела, при обнаружении самоходки, ответный выстрел тигра не давал шанса на выживание. 75мм это не та броня, против 88 мм орудия.
          Правда с расстояния в 1,5 км самое оно. Но тут ещё важно получить возможность стрелять с дистанции, когда твоя броня сможет защитить в случае ответного выстрела.
          1. Argon 30 апреля 2015 22:02
            Ребят вы о чем?"Дуэльный бой"или"дуэльная ситуация"это противоборство один на один.Вы хотите сказать,что такого не было?Напомню,на практике,как правило"Тигры"находясь в засаде(мы то наступали)успевали уничтожить до 10-15 наших танков прежде чем удавалось итендефировать противника и принять эффективные контр меры.Су-100 обладала достаточной совокупностью боевых качеств для успешного противоборства с тяжелыми немецкими танками.Как так?Можно конечно удариться в табличные данные,но напомню,что среди наших танкистов наиболее опасным противником считалась не"Фердинанд"или"Ягдпантера" а легкая"подлая черепаха"-"Хетцер".
            1. Альф 1 мая 2015 22:08
              Цитата: Argon
              среди наших танкистов наиболее опасным противником считалась не"Фердинанд"или"Ягдпантера" а легкая"подлая черепаха"-"Хетцер".

              Верно, потому что Фердинанд на Восточном фронте применялся только 2 раза-на Курской дуге и у Березины, Ягдпантера была в основном на Западе, а Хетцеров нашлепали немцы 3145 шт. Поэтому шанс встретить Хетцер был намного выше. Также за Хетцера играл малый силуэт и большая подвижность, что для противотанковой самоходки очень важные факторы.
              1. Альф 2 мая 2015 17:01
                Цитата: Альф
                Цитата: Argon
                среди наших танкистов наиболее опасным противником считалась не"Фердинанд"или"Ягдпантера" а легкая"подлая черепаха"-"Хетцер".
                Верно, потому что Фердинанд на Восточном фронте применялся только 2 раза-на Курской дуге и у Березины, Ягдпантера была в основном на Западе, а Хетцеров нашлепали немцы 3145 шт. Поэтому шанс встретить Хетцер был намного выше. Также за Хетцера играл малый силуэт и большая подвижность, что для противотанковой самоходки очень важные факторы.

                И кто минусанул ? Есть, что возразить, только по делу ? Выходи на честный бой.
      3. Альф 1 мая 2015 17:20
        Цитата: Argon
        но пока направление гл удара не закрыли Су-100ми-драпали,драпали как в 41ом.

        Ни фига не драпали, просто в 45-м поняли, что лучше отойти на несколько километров на более выгодный для обороны участок и стянуть на него все средства обороны, чем стоять насмерть, терять людей и технику на месте, для этого не неприспособленном.
        1. Argon 2 мая 2015 04:25
          С возрастом,приобретая некоторый жизненный опыт появляется умение-читать между строк(ну у вас то еще все впереди).Во первых потрудитесь взглянуть на карту,затем озадачтесь прочтением ну хотя бы каких то исторических материалов(а лучше мемуаров).После этого задайте себе вопрос-как вообще в 45г противник смог сосредоточить силы(причем скрытно)для подобной операции.К стати,я не хуже вас знаю,где и сколько воевало"Фердинандов"и"Ягдпантер".Мое высказывание(о"подлой черепахе")имеет следующий контекст:-"Защищает не броня,но маневр".
          1. Альф 2 мая 2015 21:11
            Цитата: Argon
            .К стати,я не хуже вас знаю,где и сколько воевало"Фердинандов"и"Ягдпантер".Мое высказывание(о"подлой черепахе")имеет следующий контекст:-"Защищает не броня,но маневр".

            Если это ко мне, то я как раз и написал
            Также за Хетцера играл малый силуэт и большая подвижность, что для противотанковой самоходки очень важные факторы.
    2. shasherin_pavel 4 мая 2015 17:14
      Самоходку танк любил
      в лес гулять её водил,
      от такого романа,
      вся роща переломана.
      Но до войны звучало так:
      Танк танкетку полюбил
      В лес гулять её водил,
      От такого романа
      Вся роща переломана.
  15. tolancop 30 апреля 2015 13:22
    Цитата: voyaka uh
    В СУ-76 водитель прямо прижимался к незащищенному бензобаку в носовой части.
    СУ-76 переделывали из хорошего легкого танка Т-70. А он как-раз был
    отлично скомпонован и горел даже реже, чем Т-34, несмотря на
    мизерную броню. В Су-76 ухитрились все испортить: экипаж гарантированно
    погибал при любом попадании в машину.
    ....

    Может СУ-76 не переделывали, а спроектировали НА БАЗЕ Т-70? Две большие разницы.
    Про гаранитированную гибель экипажа в случае любого попадания безусловная ложь. Теми кто на СУ-76 воевал описаны случаи гибели экипажа при попадании, но полностью экипаж погибал далеко не всегда. Описан случай, как после попадания, мехвод умудрился пропозти в огне 5 метров со своего места до выхода и остался жив. Кстати, читал, что отсутствие крыши экипаж считал достоинством: лучше наблюдать и проще покидать машину.

    Цитата: heruv1me
    Когда играл в танки от картошки, перечитал кучу литературы по танкам и ни где не встречал лестных отзывов о су-76.

    Видимо, мы с Вами читали разные книги...


    Прочитал внимательно всю статью и комменты. Про многие достоинства СУ-76 было написано, а об одном упоминания так и не встретил: самоходка была очень тихой в движении (вероятно по сравнению с Т-34), что давало немалые преимущества.
    1. Альф 1 мая 2015 17:24
      Цитата: tolancop
      Кстати, читал, что отсутствие крыши экипаж считал достоинством: лучше наблюдать и проще покидать машину.

      Кроме того, при попадании кумулятивного боеприпаса не создавалась зона повышенного давления.
      1. carbofo 3 мая 2015 03:01
        Цитата: tolancop
        а об одном упоминания так и не встретил: самоходка была очень тихой в движении (вероятно по сравнению с Т-34)

        Это было обусловлено использованием автомобильных двигателей.

        Цитата: Альф
        Кроме того, при попадании кумулятивного боеприпаса не создавалась зона повышенного давления.


        В тот момент об этом не думали, основная причина открытого боевого отделения, была в легком шасси.
        Танк т-70 как первый вариант шасси для су-76 был боевой массой 9,2 (9,8)т. самоходка уже весила 11,2, полное бронирование было бессмысленным так как было противопульным , и самоходку не планировалось использовать в первой линии.
        Если мне не изменяет память прототип был с закрытой рубкой, и удобство работы экипажа было небольшим (снаряд унитарный и длинной), открытая рубка давала возможность увеличить скорострельность орудия , в том числе подачей снарядов с грунта.
        Учитывая что бронирование и так противопульное, повышение боевой эффективности и подвижности посчитали более выгодными чем полное бронирование.
        И не забываем немаловажный момент, тогда то-же считали что и сколько стоит, а недорогую машину на базе автомобильных агрегатов усложнять без выгоды не было смысла.
        Если техника нравится солдатам, не дорога и эффективна, значит сделано хорошо.
  16. Сочи 30 апреля 2015 16:58
    Довелось покататься на СУ-100 и ИСУ-152 в Анапе. Попал туда на пересылку в танковую учебку, ждали отправку в Польшу... Незабываемое впечатление, ну и покрутил там всё что крутится - всего то 18 лет было...
  17. xomaNN 30 апреля 2015 17:49
    У нас стоит ИСУ-152 перед музеем. Брутальная машина. Впечатляет.
  18. григорьевич 30 апреля 2015 18:21
    Цитата: voyaka uh
    У немцев была с 41 года уродливая самоходка Мардер на базе чешского танка и
    русской ЗИС-3.

    Не ЗИС-3,а дивизионную пушку Ф-22 захваченные вначале войны.Расточили коморы под свой боеприпас и использовали.
  19. ivagulin 30 апреля 2015 21:22
    эх нам бы такие в 41
  20. Кот Гришка 30 апреля 2015 21:31
    А у нашей семьи все воевали ,кроме моего отца- слишком мал был. Так вот дядя мой был наводчиком на СУ-76М.В 45-М под Кенигсбергом погиб.Я даже нашел в инете архивную запись о его гибели.Прошу прощения,что немного не в тему.
  21. boroda64 30 апреля 2015 22:07
    ...
    где-то 99-том..2000-ом
    - тырнет уже стал нормальным - попросил дядя найти информацию по СУ-76 /воевал он на ней/
    .. нашел все, что на тот момент было и распечатал /на цветном/..
    надо было видеть его глаза..
  22. samoletil18 1 мая 2015 09:00
    Есть хороший фильм "На дорогах войны" Там друзья главного героя - противотанкисты, с сорокопятки перешли на Су-76м.
    И в Корейскую войну повоевали.
  23. moskowit 1 мая 2015 10:44
    Цитата: Uncle Lee
    Я малость попутал - Виктор Курочкин начинал войну командиром СУ-76. А своего героя Малешкина посадил на СУ-85. Приношу извинения

    Извиняем. Сразу начал вспоминать эту повесть. Хотел уж идти открывать. Помню , что Малешкин воевал на более тяжёлой САУ.
  24. Кадук 4 мая 2015 20:04
    Статья хорошая,но как уже указывалось имеет и недостатки.
    Первой "самоходкой" была таки не СУ 76,а ЗиС 30 которых было выпущено 101 штуку.А вместе с СУ 76 была принята на вооружение СУ 122.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня