Британские монстры Второй мировой. Тяжелые танки TOG 1 и TOG 2

Длительный период отсутствия в составе Королевского Танкового Корпуса (Royal Tank Corps - RTC) тяжёлых танков, вызванный острым финансовым кризисом, завершился лишь в конце 1930-х гг. Наличие подобных машин, оснащенных толстой бронёй и мощным вооружением, способных буквально пробить оборону противника, было вызвано новыми опасениями “окопной войны”, призрак которой будоражил умы британских штабистов более 20 лет. Учитывая эти особенности, нетрудно догадаться, что потребовали от конструкторов чиновники из военного ведомства.
Ещё до начала 2-й мировой войны стало ясно, что многобашенная схема утратила былую актуальность. Танки вроде А1Е1 или Т-35 при наличии огромного количества стволов обладали тонкой бронёй, и потому на роль “пехотных” совершенно не подходили. На разработку принципиально новых машин тратить усилия и средства совершенно не хотелось. Отсюда был сделан вывод, что RTC совершенно необходим аналог древнего Mk.VIII “Liberty”, но выполненный на качественно новом уровне.

Британские монстры Второй мировой. Тяжелые танки TOG 1 и TOG 2

Обсуждение требований к танкам для боевых действий в Европе состоялось в июле 1939 года. Весьма примечательно, что в дискуссии участвовал британский министр снабжения и сэр Альберт Стерн, возглавлявший Департамент снабжения танками в годы Первой мировой войны. Очевидно, оба достопочтенных джентльмена полагали, что немцы будут наносить удар непременно по “линии Мажино”, укрепления которой позволяли выдержать длительную осаду. А тут не обойтись без опыта старших товарищей. Итог был вполне закономерным – 5 сентября сэр Альберт Стерн получил предложение сформировать комитет и заняться вместе с танковыми специалистами выработкой требований к тяжелому танку. В комитет также вошли сэр Ю.Теннисон Д'Энкур, генерал Суинтон, мистер Рикардо и майор Уолтер Вильсон. Кроме того, Стерн предложил сэру Уильяму Тритону из фирмы Foster оказать содействие в разработке новой машины. Все эти люди в 1914-1918 гг. принимали непосредственное участие в проектировании и постройке знаменитых “ромбов”, ходовая часть которых как нельзя лучше подходила для преодоления полевых препятствий.


Британские монстры Второй мировой. Тяжелые танки TOG 1 и TOG 2

В скором времени комитет запросил Генеральный Штаб британской армии выдать им требования на тяжелый танк, на что было получено предложение посетить Францию и ознакомиться с конструкцией танков союзников. Заодно предполагалось узнать мнение офицеров штаба британского экспедиционного корпуса. Очевидно, желание военных не сильно разошлось с мнением комитета о том, каким должен быть тяжелый танк. В качестве примера “маячил” французский танк B1bis, обладавший всеми необходимыми качествами, но не обладавший достаточно сильным вооружением. Впрочем, компоновка этой машины повторяла технические решения поздних “ромбов”, у которых в передней части корпуса когда-то планировали устанавливать орудие. Так что неудивительно, что ортодоксы танкостроения решили совместить старое и новое, опередив своих союзников.
В октябре 1939 года комитет, которому было присвоено официальное название “Комитет по разработке специальной машины министерства снабжения”, получил наконец полноценное техническое задание. Конструкция танка предусматривала удлиненный корпус и гусеничный движитель, полностью охватывающий его по высоте и длине. Бронирование корпуса должно было надежно защищать от попадания снарядов 37-мм противотанковых орудий и 105-мм полевых гаубиц на дальности 100 ярдов (91 метр). Собственное вооружение танка можно было условно разделить на два вида: пушка в лобовом листе корпуса предназначалась для разрушения полевых укреплений, а две 40-мм пушки и два 7,92-мм пулемета BESA в бортовых спонсонах предполагалось использовать для “зачистки” вражеских окопов. Скорость ограничивалась 5 миль\ч (8 км\ч), а запас хода не превышал 50 миль (82 км). Столь низкие ходовые качества стали следствием концепции “пехотного танка” – считалось, что машины такого типа не должны были “убегать” от пехоты. К переднему краю фронта танк доставлялся бы по железной дороге.

Британские монстры Второй мировой. Тяжелые танки TOG 1 и TOG 2

Военное ведомство, видимо желая перестраховаться, выдало ТТЗ сразу двум фирмам – Foster и Harland & Wollf. На стороне первой работал тот самый Комитет, который применительно для себя использовал аббревиатуру TOG, что означало “The Old Gang” (старая банда). Это же название применялось и к танку, хотя также использовалось обозначение TOG 1 (TOG №1). Кроме того, техническое задание предусматривало установку дизельного двигателя.
Таким образом, эскизный проект TOG, предъявленный в декабре 1939 года, представлял собой соединение передовых технических идей и явных анахронизмов. “Старая банда” не стала отказывать себе в удовольствии разработать многокатковую ходовую часть с жесткой подвеской без упругих элементов. Это значительно упрощало конструкцию и снижало её вес. Тем не менее, проектная масса танка оценивалась в 50 тонн без спонсонов, вооружения и боекомплекта, а мощный дизельный двигатель ещё не появился. Вместо него предложили использовать V-образный 12-цилиндровый дизель Pacsman-Ricardo мощностью 450 л.с., который планировалось форсировать до 600 л.с. Экипаж танка состоял из 8 человек: командир, водитель, артиллерист переднего орудия, заряжающий и четыре танкиста в спонсонах.

Британские монстры Второй мировой. Тяжелые танки TOG 1 и TOG 2

Уже на этой стадии проектирования стали очевидны сразу два просчета. Прежде всего, схема вооружения явно не соответствовала реалиям современной войны. Бортовые спонсоны пришлось убрать, а на крыше корпуса теперь предполагалось установить башню с круговым вращением. Второй крупной проблемой стала трансмиссия. Учитывая массу танка схема с планетарным механизмом, предложенная вначале У.Вильсоном, была неприемлема и тогда к работе пришлось привлечь фирму English Electric Company, которая занялась разработкой электрической трансмиссии оригинальной схемы, которая заключалась в следующем. На танке TOG двигатель вращал электрогенератор, питавший два бортовых двигателя, вращавших гусеницы. Штурвал управления был связан с потенциометром, изменявшим напряжение на бортовых электродвигателях и разница в скорости вращения гусениц приводила к повороту машины.

Британские монстры Второй мировой. Тяжелые танки TOG 1 и TOG 2

В доработанном виде проект был принят к реализации в феврале 1940 года и в октябре фирма Foster закончила сборку первого опытного образца. Разработчикам удалось уложиться в 50 “сухих” тонн, однако корпус по-прежнему сохранял вырезы под спонсоны, а на крыше устанавливалась башня от пехотного танка “Matilda II”. Всё вооружение TOG состояло из 75-мм в лобовом листе корпуса и спаренной установки 40-мм пушки и одного 7,92-мм пулемета в башне. Чтобы компенсировать возросшую нагрузку на грунт пришлось также ввести широкие гусеничные траки.
Испытания прототипа танка TOG продолжались долго и трудно. На ходовые тесты танк поступил 27 сентября, а 6-го ноября состоялся его показ представителям армии и Министерства Снабжения (Ministry of Supply - MoF). Масса танка с башней от “Matilda II” и без спонсонов составила 64555 кг. В процессе испытаний силовую установку постоянно преследовали проблемы с перегревом, устранить которые не представлялось возможным. Не удивительно, что двигатель и трансмиссию в конце концов вывели из строя. Ещё одной проблемой стала низкая адаптированность конструкции трансмиссии под установку на танк, работа которой приводила к деформации гусениц и направляющих колес.
Вместе с тем, по основным ходовым качествам TOG вполне устраивал министерство. Основной испытательный цикл был завершен в июне 1941 года, но MoF настояло на продолжении работ по TOG.
Для исправления выявленных недостатков на прототипе установили трансмиссию гидравлического типа, после чего танк получили обозначение TOG 1А. Этот вариант тоже оказался неудачным из-за большой инерционности гидравлических пар, делавших управление ненадежным. И всё же, тесты с гидравлическим приводом начались в мае 1943 года, а через месяц танк вернули на завод для дальнейших доработок. Последние данные о TOG 1A относятся к апрелю-маю 1944 г., когда модернизированный прототип прошел дополнительную серию тестов. После этого танк отправили в Чобхэм, где его следы теряются.
Несмотря на то, что позиционная война на Западном фронте давно закончилась капитуляцией Франции и необходимость в подобном танке отпала сама собой, под влиянием сэра У.Черчилля и некоторых других чиновников, горевших желанием непременно пустить в дело новый “ромб”, работы по TOG продолжались. Заказ на доработанный прототип TOG 2 (TOG №2) был получен 6 мая 1940 г.

Чтобы улучшить технические показатели требовались более радикальные меры, направленные в первую очередь на снижение массы. В итоге обновленная модель получила ходовую часть меньшей высоты, причем спонсоны были оставлены, но пушку в лобовом листе корпуса всё же демонтировали. Теперь основное вооружение, состоявшее из 57-мм орудия, должно было размещаться в башне новой конструкции. Пушки и пулеметы в спонсонах сохранялись, но сами спонсоны так и не были установлены. Впрочем, сразу получить новую башню тоже не удалось, поэтому вместо неё временно установили деревянный макет более простой формы с муляжом орудия. Дизель-электрическая трансмиссия была сохранена, несмотря на проблемы с перегревом, которые постоянно преследовали TOG 1. Изменения заключались в следующем.
Приводным двигателем двух основных генераторов являлся дизельный двигатель, который был связан с генераторами механически.

Британские монстры Второй мировой. Тяжелые танки TOG 1 и TOG 2

Генераторы питали током электродвигатели каждого борта. Изменение скорости движения машины осуществлялось педалью подачи топлива дизельного двигателя. Ручным рычагом изменения сопротивления тока, питающего электродвигатель и генератор, обеспечивалась дополнительная регулировка скорости движения машины. Поворотом руля, связанного с потенциометром, изменялось сопротивление тока в обмотках возбуждения двух генераторов. В результате поворота руля в ту или иную сторону увеличивалась выходная мощность электродвигателя противоположного борта (противоположного поворота руля) из-за увеличения в его обмотках напряжения. Другой электродвигатель, питаясь от своего генератора, передавал мощность на ведущее колесо другого борта, помогая осуществлять поворот. Это являлось одним из способов независимого реверсирования одного из электродвигателей и осуществления разворота танка на месте (разворот вокруг своей оси). Для осуществления поворота с радиусом равным ширине танка, затормаживалась одна из гусениц с помощью пневматических тормозов.

Британские монстры Второй мировой. Тяжелые танки TOG 1 и TOG 2

Прототип пехотного танка TOG 2 совершил первые заводские “пробежки” 16-го марта 1941 года. Никаких особых замечаний дальнейшие испытания не выявили, однако время было безнадежно упущено. Танк обладал максимальной скоростью 14 км\ч и запасом хода до 112 км. Благодаря своей ходовой части TOG 2 мог преодолевать вертикальные стенки высотой до 2,1 м и рвы шириной до 6,4 метров, что безусловно являлось впечатляющим результатом. Шесть месяцев спустя в конструкцию танка решили внести новые изменения, в связи с чем его название изменилось на TOG 2*

Британские монстры Второй мировой. Тяжелые танки TOG 1 и TOG 2

Наиболее важной доработкой стало использование торсионной подвески, обеспечившей лучшие ходовые качества. В дополнение к этому на танк наконец установили новую башню и 76,2-мм пушку.

Испытания, начавшиеся в апреле 1943 года, подтвердили, что TOG 2* является самым тяжелым (больше 81 тонны) и самым мощным британским танком, но концепция, в соответствии с которой он был построен, давно устарела. Даже несмотря на сильное бронирование TOG уступал по динамическим качествам и вооружению не только немецкому “Tiger”, но даже более слабому Pz.Kpfw.IV с длинноствольной 75-мм пушкой. Маневренная война для таких машин была губительна.
Тем не менее, в 1942 году начались работы по проектированию модификации TOG 2R (R – revised, исправленный), на котором намеревались сократить длину ходовой части за счет окончательного отказа от спонсонов, при сохранении торсионной подвески, 76,2-мм башенного орудия и башни с электроприводом. Дальнейшее развитие тяжелого пехотного танка привело к появлению проекта TOG 3. Впрочем, ни один из них так и не был реализован.

Британские монстры Второй мировой. Тяжелые танки TOG 1 и TOG 2

В отличии от TOG 1A судьба TOG 2*оказалась более счастливой. После войны танк отправили на склад, откуда в скором времени его извлекли, отремонтировали и передали танковому музею в Бовингтоне. Кстати, двигатель Paxman на нем остался “родной”, хотя танк сейчас не на ходу.

ТТХ ТЯЖЕЛОГО ПЕХОТНОГО ТАНКА TOG и TOG 2*

Британские монстры Второй мировой. Тяжелые танки TOG 1 и TOG 2
Первоисточник: http://alternathistory.org.ua


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 34
  1. Адмирал 013 23 ноября 2013 08:35
    Грозный видок!
    Адмирал 013
    1. Сахалинец 23 ноября 2013 10:34
      Это точно, но грозный вид не самое главное для танка.
      Учитывая размеры это убожища, его бронирование и скорость это не что иное как братская крематорная печь для экипажа.
      1. Kars 23 ноября 2013 10:36
        Я если чесно просто не понимаю как такое получилось.Даже то что в проэктировании участвовали ветераны которые еще МК4 делали не может этого обьяснить.
        1. Apologet.Ру 23 ноября 2013 12:42
          hi
          Глядя на эти "творения" на ум приходит только одно определение - уё...ще....
    2. леликас 23 ноября 2013 12:15
      "Сосисочка" laughing
      1. 755962 24 ноября 2013 11:55
        Цитата: леликас
        "Сосисочка"

        Танководы в "теме" wink
        755962
  2. makarov 23 ноября 2013 08:52
    Все та же болезнь- гигантомания. И по прежнему консервативно на "крупнокалиберных" заклепках, ..
    makarov
    1. Argon 23 ноября 2013 13:54
      В этом есть определенная логика,уж очень бриттам не хотелось развивать танковую индустрию,как таковую(из соображения экономии).Вот они и пытались(вплоть до появления"Центуриона")изготовить машину используя судостроительные технологии,производственные мощности(или автомобильные,как пример"Валентайн").При таком подходе,на"конкурентов"смотреть не приходилось,прикрывались какими то,пресловутыми"оссобыми требованиями армии ее величества".Кстати,ситуация не чего не напоминает,из сегодняшних ближневосточных реалий?К чести англичан,у них хватало ума не пускать в серию подобные"шедевры".
      1. Astrey 24 ноября 2013 01:59
        Вот уж "монстр" так МОНСТР. А у бритов - всегда свой, под час анекдотический, взгляд а мир. Сделаем образец, а практики придумают методологию его использования. Но, что хорошо для пулемёта, изобретения века 19-го - не работает для танка - изобретения века 20-го.
        Практики после конструкторов... Словосочетание "британские учёные" - воспринимается уже как начало анекдота.
  3. Фофан 23 ноября 2013 09:27
    жаль бритты не пустили его в серию. было бы смешно.
    1. Hudo 23 ноября 2013 10:40
      Цитата: Фофан
      жаль бритты не пустили его в серию. было бы смешно.


      Да как сказать! Если бы пустили в серию, и посадили в качестве экипажа своих рыжих как апельсины Томми и Боби -- то можно и поржать над ними когда они будут, к примеру, гусеницу накидывать. А если бы впарили по лэнд-лизу и посадили туда Петю и Ваню -- то не очень то было бы смешно.
      Hudo
      1. Blackgrifon 24 ноября 2013 13:36
        Цитата: Hudo
        посадили туда Петю и Ваню -- то не очень то было бы смешно


        Скорее всего и не впарили бы - СССР отказался в свое время от нескольких предложений "прогрессивного свободного мира", которые нам хотели скинуть по лЭнд-лизу.
    2. Васян1971 25 ноября 2013 01:26
      Изнемогающих от ржаки германцев голыми руками брать можно было бы. Главное - через Ла-Манш перекантовать...
  4. Максимус-22 23 ноября 2013 10:22
    Цитата: Фофан
    жаль бритты не пустили его в серию. было бы смешно.

    Для противников :)) С такими размерами он для артиллерии и авиации идеальная цель.
    Максимус-22
  5. cth;fyn 23 ноября 2013 11:45
    Мда, довели марковник до ума, да вот прогресс уже утопал далеко)
  6. Selevc 23 ноября 2013 12:44
    Англичане тоже страдали гигантоманией - до войны была популярна концепция сухопутного линкора - огромного танка который будучи неуязвим для вражеской артиллерии идет впереди наступающих волн пехоты круша и расстреливая все на своем пути !!!
  7. pasha1713 23 ноября 2013 13:26
    Спасибо за статью
  8. spirit 23 ноября 2013 14:14
    ПАПА Черчиля laughing
  9. просто экспл 23 ноября 2013 14:44
    в 43м году делать монстра с 76 мм пушкой ? мдя наглосаксы в области танков от немцев и СССР отставали абзац как .
    1. GastaClaus69 23 ноября 2013 21:53
      17-фунтовка на расстоянии 1000м пробивает стандартным калиберным бронебойный снарядом при встрече с броней под 60° - 125мм, Д-25 - 120мм, 88 KwK 36 - 123мм. Фугасного действия по пехоте 76 вполне хватает, а для ДОТов, ДЗОТов и т.п. есть сэр Уинстон Леонард Спенсер Черчилль.
      GastaClaus69
  10. не моряк 23 ноября 2013 15:22
    хорошо , что торпедный аппарат не поставили
    1. makarov 23 ноября 2013 16:27
      С торпедных аппаратов по противнику стреляли флотские ухари при обороне Порт Артура. До сего дня более ни где такая стрельба не применялась.
      makarov
      1. не моряк 23 ноября 2013 16:32
        это когда и как главное они стреляли торпедами\7 вы имеете ввиду траншейный миномет куда торпед
        у вставляли?
        1. makarov 23 ноября 2013 17:59
          Я имел в виду именно то, что написал. До названия "торпеда" существовало название "самодвижущаяся мина", а перед ними на вооружение флота РИ находились "инерционные (метательные) мины", которые выстреливались из минных аппаратов, по памяти дистанция поражения порядка 50 метров.
          makarov
  11. ДАГЕСТАНЕЦ333 23 ноября 2013 15:37
    Ребята, не нужно свысока смотреть на людей, только из-за того, что у них другие взгляды. А вдруг, он нашли чертежи инопланетян, и честно ваяли инопланетный танк..?
    1. Astrey 24 ноября 2013 02:03
      Британцы не завоёвывали иные планеты. ЭТО ФАКТ!

      В состав Британской империи как-то входил Египет.

      Намёк на пирамиды прозрачен!
  12. EvilLion 23 ноября 2013 15:56
    "Такса" - это хороший фраг.
  13. костяныч 23 ноября 2013 16:32
    не нужно так ржать и издеватся над наглосаксами
    потому что сидя на острове довольно трудно понимать как должен выглядеть настоящий танк
    тоже самое и с амерами
  14. бэвэтэк 23 ноября 2013 18:27
    Так вот почему второй фронт не открывали-танк ждали!
    бэвэтэк
  15. bublic82009 24 ноября 2013 00:59
    увлечение всем англо-сакским нас приводило так же к таким дурацким проектам.
    bublic82009
  16. Hrad 24 ноября 2013 01:27
    В те времена? Советский Т-28, вот оно! Эталон совершенства! Ребята, сколько Вам лет? Вы что, в церковно - патриотической школе учитесь?
    Вас там научат. Давайте ещё под лозунгом "88" жить! Президент Путин в чём - то был прав, когда сказал, что дураков везде хватает. Особенно между "вродепатриотами"! Ребята, сервер TOPWAR.RU читает много людей во всём мире. Не позорте Россию своими ..... комментами,
    1. Astrey 24 ноября 2013 02:04
      Т-28 Без кривляний - лучший танк своего времени.
      1. perepilka 24 ноября 2013 11:01
        Цитата: Hrad
        В те времена? Советский Т-28, вот оно! Эталон совершенства!

        Алё! Т-28 в 1930 начал разрабатываться. В 1933 поехал. TOG2* поехал через 10 лет, когда "Тигры" и "Пантеры" уже катались во всю, а на Урале Морозов делал Т-44, запущенный в серию на следующий, 1944-й год

        На момент начала производства Т-28 серийных аналогов ему практически не существовало - к примеру, танковые части Франции в то время были укомплектованы практически исключительно лёгкими танками FT-17, а немецкие бронетанковые войска вообще ещё не существовали. Серийные танки, сравнимые с Т-28, в других странах начали выпускаться лишь через несколько лет.
  17. Leksir 24 ноября 2013 03:33
    казенные бабки умело осваивали “The Old Gang” (старая банда)
    Leksir
  18. Довмонт 24 ноября 2013 11:10
    Эту бандуру да в наш бы музей в Кубинке!Эххх!
    Довмонт
  19. митридат 24 ноября 2013 12:21
    интересно, на что рассчитывали конструкторы, разрабатывая этот танк
    1. михаил3 24 ноября 2013 21:26
      На спокойную, неторопливую, сытую жизнь. Каковую и осуществили вполне, припеваючи прожив много лет в самое трудное время. Это Ваня рвался напополам для Победы. Сэр Джон совершенно не таков, освоил хлебную тему - куда спешить? На суше за Джона мы умирали. Построишь хороший танк - придется производить его. А то и воевать на нем! Кошмар... Англичане бойко производили самолеты, которыми отбивались от немецких атак. Вот тут ни сил ни средств не жалели...
    2. Васян1971 25 ноября 2013 01:31
      Вот, что значит - не славяне ! Не догадались напильником доработать !
  20. region34 24 ноября 2013 16:23
    объем двигателя указан не верно, нельзя в было в те годы снять такую мощность с 3.5л, либо величина указана не метрическая, либо запятая не там и 35 литров объём должен быть
    region34
  21. Михаил_59 24 ноября 2013 19:50
    Ужас. Действительно, как такое можно было спроектировать ???

    Можно подумать, что англичане не знали ни танков СССР, ни танковых боев вообще...

    Этакий квадратик 3 на 3 м (в лобовой проекции, про борт не говорю - там просто "занавес"), ползущий на тебя со скоростью пешехода, с унылой - тонкой и лишенной рациональных углов наклона (при таких-то габаритах) броней и вооружением, уже отстающим от пушек советских средних танков...

    А гусеницы??? Ну как нарочно предназначены для того, чтоб в них попасть первым же снарядом и окончательно обездвижить этот сарай...
  22. Alexandr0id 24 ноября 2013 20:57
    бесполезная трата металла
    Alexandr0id
  23. Оранг 24 ноября 2013 21:02
    Для 20-х-середину 30-х танк. По мотивам ПМВ делали.
  24. xomaNN 24 ноября 2013 21:06
    То что англичане и к середине войны такое "чудо" продолжали разрабатывать? Чудилы feel
  25. Бакланов 26 ноября 2013 05:32
    Ооо, это знаменитая сосиска.)))
  26. Inquisi 29 июля 2014 23:20
    Жаль танкистов, которым бы пришлось на сием чуде воевать, пусти его в серию. Ну ладно там консерватизм и все такое, но как проектировать ЭТО в 40-ые годы? В Союзе конструкторы рубили бы лес\умерли от переизбытка свинца в организме (и не зря) negative

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня