Подводный ас. Александр Иванович Маринеско

Будущий подводник появился на свет 15 января 1913 г. Отец его, Иван Алексеевич Маринеску, был из Румынии. Сирота с семи лет, он, будучи смышленым и трудолюбивым, поднялся до уважаемой должности машиниста сельскохозяйственных машин. В 1893 г. его призвали во флот и определили кочегаром на миноносце. Иван Алексеевич справлялся со своими обязанностями, пока не допек его один из офицеров. После удара по лицу взбешенный матрос, согласно одной версии, избил старшего по званию, по другой — с силой оттолкнул от себя. Не дожидаясь суда, матрос при содействии товарищей бежал из карцера, переплыл Дунай и двинулся на Украину. Расчет на то, чтобы затеряться, оправдался. Вплоть до 1924 Иван Алексеевич не оформлял гражданства, держался подальше от крупных городов, а также сменил фамилию на Маринеско. Кусок хлеба он, к слову, находил везде — спасали золотые руки.

Подводный ас. Александр Иванович Маринеско


В 1911, находясь на Полтавщине, Иван Алексеевич познакомился с черноглазой красавицей-крестьянкой Татьяной Коваль, и спустя короткое время они поженились. Молодые перебрались в Одессу, где Маринеско нашел себе работу по специальности. Именно здесь у них родились двое детей: дочь Валентина и сын Александр. Согласно воспоминаниям подводника из бывшего государственного преступника вышел очень мягкий и снисходительный отец, мать же была куда строже, с весьма тяжелой рукой.


Юные годы Александра Ивановича прошли на улицах Одессы. Сам подводник рассказывал: «В семь лет я уже прекрасно плавал. За судоремонтным заводом располагалось кладбище старых кораблей. Взрослые туда не заглядывали, и мы проводили целые дни, ловя рыбу, купаясь, закусывая и покуривая. Распорядок наш менялся редко и лишь для разнообразия впечатлений. Иной раз мы гурьбой уходили на пассажирские пристани и просили пассажиров рейсовых пароходов бросать в воду гривенники. Когда кто-нибудь кидал монету, мы ныряли за ней в прозрачную воду. Бывало, что овладевали ими в бою, к радости пассажиров, наблюдавших за подводными схватками».

Первыми кораблями для Александра Ивановича стали черноморские яхты. Легкокрылые и белоснежные они казались чумазым одесским ребятишкам сказочными видениями, недостижимыми для обычных людей. Революция внесла в это представление существенные коррективы. Яхты стали принадлежать заводским коллективам, однако принимали в Одесский яхт-клуб всякого, кто был готов, как следует поработать. Маринеско расказывал: «Окончив пятый класс, я думал только о море. Первой школой для меня стал местный яхт-клуб. Всю весну я помогал чинить яхты, и к началу навигации меня в числе лучших зачислили в одну из команд. Все лето я плавал, исполняя обязанности настоящего матроса. А в конце лета уже участвовал в настоящих соревнованиях».

Несмотря на столь успешное начало с яхтами вскоре пришлось расстаться — клуб переехал в район Аркадии. Расставание с полюбившимся судном Александр пережил болезненно — без кораблей и моря он уже существовать не мог. К счастью, нашелся временный выход из положения. Маринеско устроился учеником на центральную спасательную станцию, размещенную на Ланжероне. Его служба началась с дежурств на вышке, благо опыт сигнальщика у него был. Затем он прошел первичный инструктаж и был допущен к спасательным операциям.

Несмотря на беспокойный характер, учился Александр совсем неплохо и много читал. Однако за школьной партой он просидел всего шесть лет — до 1926 года. После того, как ему стукнуло тринадцать, Маринеско в качестве ученика матроса начал плавать на кораблях Черноморского пароходства. В четырнадцать лет подросток увидел Кавказ и Крым, а вскоре пришел указ о зачислении Александра в школу юнг.

Стать воспитанником этого заведения было не только большой честью, но и нешуточным испытанием. Первый год обучения включал занятия по столярному, токарному и слесарному делу — матрос обязан уметь все. Ребята изучали основы навигации и такелаж, учились читать морские лоции и корабельные документы. Все это давалось Александру легко. На второй год наука стала сложнее. Весь курс был отправлен на блокшив «Лахта», пригнанный с Балтики. Там ребята жили на казарменном положении, с распорядком близким к военному. Все делалось по сигналу горниста, развлечений не было никаких. Несмотря на то, что блокшив стоял около волнолома, на берег учащиеся выходили только по субботам, да и то если не были на вахте. Потомственный моряк Сергей Шапошников, обучавшийся вместе с Маринеско, рассказывал: «Старые боцманы еще царской службы спуску никому не давали. Но в вынужденном затворничестве имелась своя прелесть. Мы сдружились, научились жить так, чтобы никто никого не раздражал и не теснил. Сегодня, в эпоху атомных подводных лодок и космических полетов, проблемы взаимной адаптации и психологической совместимости разрабатываются учеными. Тогда таких слов даже не знали. Но в строгих порядках на «Лахте» заключался глубокий смысл. Это был фильтр. Не устраивает такая жизнь — иди в шлюпку и прощай. Никто не держит, так как в море будет труднее». Два года составлял срок обучения в школе юнг. Маринеско, как наиболее успевающему, его уменьшили до полутора лет, после чего без экзаменов зачислили в Одесское мореходное училище.

«Мореходка» готовила будущих штурманов дальнего плавания. Год напряженной учебы, а потом пятимесячная практика на прославленном паруснике «Товарищ» закончилась для Александра государственным экзаменом. Принимавшие его двенадцать капитанов были беспристрастны и беспощадны — из сорока курсантов после испытаний осталось всего шестнадцать. После окончания училища Маринеско на некоторое время вернулся на берег. Морские науки по-прежнему оставались на первом месте, однако это не мешало ему заниматься общественными делами. За короткое время Александр побывал в самых неожиданных ролях — активиста «Общества друзей советского кино и фото», массовика-затейника, участника любительского ансамбля клуба «Моряк». А в апреле 1933, Александр Иванович получил свое первое назначение — на пароход Черноморского флота «Красный флот» четвертым помощником капитана. Вот что Маринеско рассказывал о своем дебюте: «Пароход наш — старая посудина в тысячу тонн водоизмещением. Плавал он по Крымско-Кавказской линии, перевозя зерно. Капитан, опытный моряк и великий пьяница, две недели внимательно присматривался ко мне, а затем доверился полностью и во время ходовой вахты на мостик практически не заглядывал. Спустя два месяца я стал уже вторым помощником и на должности этой порядочно хлебнул горя. Шла форсированная перевозка зерна из Херсона, Скадовска и Николаева в порты Закавказья. Дабы перевыполнить план, пароход излишне нагружали, что обходилось благополучно до поры до времени. Однажды в двадцати часах хода от Батуми мы попали в шторм баллов восьми. Повреждений на нашей коробочке было много, волнами снесло парадный трап и шлюпку. В Батуми, когда вскрыли трюмы, увидели, что спасло нас подмоченное, разбухшее зерно, которое забило пробоину и остановило поступление забортной воды».

Плавать на пароходах Александру Ивановичу долго не пришлось — осенью 1933 его призвали в кадры Военно-Морского Флота. Уже в ноябре он прибыл в Ленинград и, получив знаки различия командира шестой категории, был направлен в штурманские классы спецкурсов командного состава. Вместе с ним в Северную столицу России приехала и Нина Маринеско (урожденная Карюкина). Их свадьба прошла незадолго до отъезда. О начале военно-морской службы Маринеско известно мало. Старые товарищи, видевшие его в первые месяцы, единодушно отмечали: «Александр учился хорошо, никаких претензий ни у комсомольской организации, ни у командования к нему не было, однако настроение его временами было подавленное. Дипломированный штурман, в недалеком будущем капитан черноморского корабля, здесь он снова превратился в курсанта, постигая многое с азов».

Курсы Александр Иванович окончил досрочно в 1935 и был назначен на подводную лодку Щ-306 «Пикша» дублером штурмана. Уже через пару дней после появления Маринеско подлодку стали подготавливать к многодневному походу. Александр Иванович — физически крепкий, небольшого роста — легко освоил свое хозяйство, быстро научился на лодке ориентироваться, разобрался в машинах и в оружии. Скучать он не умел и к походу готовился с усердием. Ветеран-подводник Владимир Иванов вспоминал: «Тот автономный поход составил сорок шесть суток. Для «щуки» это очень много. В таких плаваниях человек раскрывается полностью. Александр был настоящий моряк, нес службу безупречно. Жизнерадостный и веселый, команда сразу его полюбила. Через пару месяцев он прекрасно знал всю лодку — было видно, что готовит себя к управлению».

К 1937 переломный период в жизни Маринеско закончился. Он считал себя настоящим подводником, у него появилась новая цель в жизни, и в ноябре Александр Иванович был направлен на Высшие курсы командного состава. Окончившие их заслуживали право самостоятельного управления кораблями. Но тут внезапно, как гром среди ясного неба, в разгар практических занятий летом 1938 на курсы пришел приказ: «Отчислить слушателя Маринеско и демобилизовать из флота». Распоряжение не было связано с какими-либо прегрешениями Александра Ивановича. В числе наиболее возможных причин историки называют чисто анкетное обстоятельство — кратковременное пребывание малолетнего Саши на землях, занятыми белыми, или румынское происхождение отца.

Так молодой моряк остался без любимого дела. Попытки устроиться на торговый флот ни к чему не привели. Мучительное изгнание Александр Иванович переносил молча. Понимая, что требовать объяснений бессмысленно, он не писал заявлений и не ходил по инстанциям. Стараясь занять себя, Маринеско, избегая пристаней, бродил по городу, встречался с немногими друзьями и помогал им в быту. О переживаниях своих он говорить не хотел, и на все расспросы коротко отвечал: «Произошла ошибка, разберутся». К счастью, это состояние, изматывающее душу, продолжалось сравнительно недолго. Так же внезапно, как распоряжение о демобилизации, пришло постановление явиться на службу, и Маринеско, снова появившись в составе Учебного отряда, с упоением принялся наверстывать упущенное. В ноябре 1938, окончив курсы, Александр Иванович получил звание старлея и вступил в командование лодкой «М-96».

С первых же дней управления подлодкой выявились непредвиденные трудности, главная из которых заключалась в том, что субмарина «М-96» была совершенно новой. Новая лодка — это новая команда, не спаянная и не накопившая совместных традиций и опыта. Первые полгода на лодке работали строители, присутствие которых затрудняло повседневное несение службы. Еще одна трудность состояла в том, что из-за малых размеров субмарины на ней не были предусмотрены должности военкома и помощника командира. Сам же Александр Иванович в качестве помощника не плавал, не было у него также опыта политической работы. Справиться с этими трудностями Маринеско помог глава дивизиона «малюток» Евгений Юнаков. Будучи талантливым воспитателем Евгений Гаврилович поставил перед собой задачу воспитать в явно одаренном молодом командире подлодки недостающие старпомовские качества. Впоследствии он говорил: «Моряка из Маринеско делать не нужно было. Нужно было делать военного моряка». О том, как рьяно командир «М-96» взялся за дело, можно судить по тому, что в 1940 экипаж подлодки по итогам политической и боевой подготовки занял первое место, а Александр Иванович был удостоен золотых часов и повышен до капитан-лейтенанта. В январе 1941 строгий и многоопытный Юнаков дал двадцатисемилетнему командиру подлодки следующую характеристику: «Маринеско решителен, смел, находчив и сообразителен. Отличный моряк, подготовлен хорошо. Умеет быстро ориентироваться и принимает верные решения. Передает подчиненным свои навыки, знания и боевой дух. Пренебрегает личными интересами ради пользы службы, выдержан и тактичен. Заботится о подчиненных».

Перед войной «малютка» Александра Ивановича исправно несла дозорную и разведывательную службу. О последнем предвоенном плавании «М-96» подводник писал: «На девятый день нахождения в море все очень устали… Мы хорошо поработали — прошлогодние нормативы, давшие нам общефлотское первенство, заметно превышены. Отныне для срочного погружения нам требуется всего семнадцать секунд (по нормам 35) — до сих пор этого ни одна «малютка» не добивалась. Было трудно, но никто не жаловался». Новости о начале войны застали «М-96» в море. Гарнизон Ханко — арендованный у финнов каменистый полуостров, куда перед войной переехала семья Маринеско — готовился отразить нападение, однако гражданское население необходимо было срочно эвакуировать. Нина Ильинична, взяв самое необходимое, вместе с маленькой дочкой Лорой отплыла на теплоходе в Ленинград. Повидать их Александр Иванович так и не смог, в июле 1941 его «М-96» вышла в Рижском заливе на боевую позицию. Минная обстановка в тот момент была сравнительно терпимой, но на обратном пути ощутимо изменилась к худшему. Маринеско, еще не имевшему опыта хождения через минные заграждения, одному из первых пришлось осваивать эту науку — науку, где любая ошибка грозила гибелью. Александр Иванович говорил: «Нет ничего мучительнее, чем прохождение минного поля в подводном положении. Это как бой с невидимкой. Мина себя не выдает, недаром ее именуют молчаливой смертью. Можно лишь догадываться об ее истинном расположении, полагаясь на рассказы ходивших до тебя товарищей и собственное чутье». За судьбу «М-96» не без основания тревожились, однако Александр Иванович привел лодку в Кронштадт.

После возвращения на базу пришло распоряжение — две балтийские «малютки», включая «М-96», отослать на Каспийский флот. Для отправки лодку необходимо было демонтировать и разоружить, и это начали реализовывать. Однако в связи со стремительным продвижением немецких войск приказ отменили, и лодку вновь стали приводить в боеспособное состояние. К тому времени положение на Ленинградском фронте сложилось критическое, и некоторое время «М-96» стояла заминированной. А поздней осенью 1941 лодку отогнали к плавбазе «Аэгна». В ходе обстрела Ленинграда в середине февраля 1942 в двух метрах от левого борта субмарины взорвался артиллерийский снаряд. Прочный корпус не выдержал, и вода затопила два отсека. У лодки оставалось лишь восемь кубометров положительной плавучести, когда, благодаря оперативности экипажа, катастрофа была предотвращена. Авария оказалась крупной (особенно для блокадных условий), помимо корпусных работ обнаружились повреждения дизеля. Закончили восстановление лодки лишь к лету 1942, и в начале августа экипаж «М-96» начал подготовку к боевому походу.

В этом плавании пригодился опыт Маринеско, полученный на торговых судах. Он отлично знал морские пути, по которым двигались транспортные корабли. Результатом стало потопление немецкого транспорта в семь тысяч тонн водоизмещением. Атака была произведена из подводного положения днем, и обе торпеды угодили в цель. Транспорт охраняли три сторожевых корабля, и уходить от преследования Маринеско решил не в сторону баз, а в сторону занятого врагом порта Палдиски. Противник был сбит с толку, и подлодка, оторвавшись от преследования, на одиннадцатый день явилась на рандеву с дожидавшимися ее советскими катерами. Любопытно, что при всплытии корабли по ошибке обстреляли «М-96». Со слов одного подводника их экипажа Маринеско: «Командир и тут обнаружил редкую выдержку. Проведя второе всплытие, поставил подлодку между двумя кораблями так, что если бы они снова открыли по нам огонь, то попали бы друг в друга. Этот блестящий расчет позволил выиграть время. Позднее мы спрашивали, почему нас приняли за фашистов. Катерники ответили, что на рубке лодки свастика. Уже потом разобрались — кое-где проступила белая камуфляжная краска и действительно вышло похоже». За этот поход Александр Иванович был удостоен ордена Ленина и до конца навигации сумел успешно совершить еще одно плавание со специальным разведывательным заданием. Кроме того его произвели в капитаны третьего ранга и приняли в кандидаты ВКП(б). В числе тридцати офицеров, особо отличившихся в летнюю кампанию, он получил разрешение вылететь из окруженного Ленинграда к своей семье и встретить с ней Новый год.

Подводный ас. Александр Иванович Маринеско


1943 год стал самым тяжелым для балтийских подводников, оставшимся в их памяти временем вынужденного бездействия и жестоких потерь. Немецкое командование, убедившись, что заграждения, установленные на выходе из Финского залива, не так уж непроходимы, приняло дополнительные меры. В самом начале кампании, форсируя заграждения, подорвалось несколько первоклассных советских подводных лодок, и наше командование приняло решение не посылать более субмарины на гибель. За это время Александр Иванович был переведен командиром подлодки «С-13». К новому назначению он отнесся серьезно: «Лодка большая, все новое — и люди, и техника. На «малютке» я каждую гайку знал, воспитал команду, верил ей, и она мне верила». Тем не менее, Маринеско взялся за дело основательно. Личный состав он тренировал по-своему, постоянно проводя на Неве погружения. Упорно командир готовил и артиллерийские расчеты. На подлодке «С-13» помимо сорокапятимиллиметровой пушки стояло дальнобойное орудие 100-мм калибра, которое обслуживало семь человек. К началу навигации подлодка была «на товсь!», однако в 1943 Маринеско в море не выпустили.

Скорбь по погибшим друзьям вместе с вынужденным бездействием мучительно переживалось и матросами, и их командирами. Советские войска почти на всех фронтах перешли в наступление. Накопленный опыт требовал применения, а силы — выхода. Люди стали нервнее и раздражительнее, Александр Иванович только за лето и осень 1943 дважды побывал на гауптвахте, получив по партийной линии сначала предупреждение, а потом выговор. Маринеско дал слово исправиться, и обещание сдержал. В мае 1944 парткомиссия бригады подлодок постановила снять с него выговор в связи «с искуплением вины высокой дисциплиной и честной работой».

После капитуляции Финляндии наступило время новых походов. «С-13» покинула Кронштадт 1 октября, направившись на позицию в области Данцигской бухты. 9 октября подлодка обнаружила вооруженный транспорт «Зигфрид». Атака торпедами не удалась. Несмотря на то, что торпедный треугольник был определен верно, капитан корабля вовремя застопорил ход, и все торпеды прошли по носу. Подобная осечка не обескуражил Александра Ивановича, он снова атаковал одной торпедой, однако ее заметили, транспорт дал ход, и торпеда прошла за кормой. Казалось, что все потеряно, однако Александр Иванович дал команду «артиллерийская тревога». Между подлодкой и транспортом завязалась артиллерийская дуэль. Советские моряки стреляли лучше и вскоре корабль противника начал погружаться в воду. Успешно оторвавшись от вражеских миноносцев, «С-13» прибыла в гавань Ханко, где уже стояли советские плавбазы. За данный поход Маринеско получил орден Красного Знамени, а повреждённый «Зигфрид» был отбуксирован противником в Данциг, где его восстанавливали вплоть до весны 1945.

Весь ноябрь и декабрь 1944 лодка находилась на ремонте, а на Маринеско внезапно напала хандра. Здесь необходимо отметить, что в это время распалась его семья. Впоследствии Нина Ильинична говорила: «Сегодня я понимаю — когда от человека в бою требуется нечеловеческое напряжение сил, невозможно желать, чтобы в быту он был паинькой. Но тогда я была моложе — и не прощала». В новогоднюю ночь Александр Иванович неожиданно для всех совершил тяжелейший проступок — самовольно покинул плавбазу, загулял в городе и появился лишь вечером следующего дня. Происшествие было чрезвычйным и беспрецедентным. Война еще не закончилась, и строгие законы военного времени сохраняли свою силу, особенно на территории, недавно бывшей вражеской. Александру Ивановичу грозил суд трибунала. Тем не менее, командование проявило здравый смысл — подлодка была готова к походу, а командир пользовался у экипажа огромным доверием. Маринеско было позволено искупить свои ошибки в схватке с врагом, и 9 января 1945 «С-13» вновь отплыла на позицию в область Данцигской бухты.

Оказавшись на привычном месте, Александр Иванович вновь стал тем, каким команда его знала — отважным, расчетливым и энергичным бойцом. Тринадцать дней лодка плавала в средней части отведенного района действий, пару раз приходя в соприкосновение с судами противника. Однако Маринеско ни разу не предпринял попытки атаки, сохраняя торпеды для более крупной дичи. В конце концов, он принял решение переместиться в южную часть района. В ночь на 30 января подводники засекли группу кораблей, выходивших из Данцигской бухты и двигавшихся на северо-запад. А вскоре поступило сообщение от гидроакустика, услышавшего шум лопастей огромного двухвинтового корабля. «С-13» пошла на сближение. Видимости на мостике в это время не было никакой — мешал снежный буран и штормовая качка — и командир скомандовал погружение на безопасную от таранного удара глубину в двадцать метров. Однако скорость подлодки снизилась, и по акустическому пеленгу Маринеско понял — цель удаляется. Стрелять вслепую, учитывая несовершенство тогдашней аппаратуры, он не стал, и, когда цель прошла по носу подлодки, отдал команду всплывать. Видимость стала лучше, и подводники, взяв параллельный огромному лайнеру курс, понеслись вдогонку.

Соперничать с океанским лайнером в ходе было делом непростым. Спустя два часа погони Александр Иванович принял рискованное решение форсировать двигатели. Сумасшедшая гонка длилась еще около часа, и все это время командир не покидал мостика. Видимость по-прежнему оставляла желать лучшего, однако нет худа без добра — на кораблях конвоя лодку также не видели. И, наконец, наступил решающий момент. Торпедная атака была выполнена идеально. Три выпущенные торпеды угодили в цель, попав в самые уязвимые места корабля. Четвертая торпеда, к слову, вышла из аппарата наполовину, и позже торпедисты отсека втянули ее на место. Затонул лайнер через полчаса, однако экипаж подлодки этого уже не видел — после взрывов Маринеско скомандовал срочное погружение. Необходимо отметить, что нападение «С-13» была проведено согласно плану командира со стороны берега. Расчет Александра Ивановича оказался верен — охранение, состоящее из шести миноносцев, никак не ожидало атаки с этой стороны и в первый миг растерялось, что позволило лодке уйти на глубину. Отрицательные стороны принятого решения сказались позже, когда корабли охранения нащупали примерное местонахождение субмарины. На прибрежных глубинах притаившуюся лодку было куда легче обнаружить и обложить. И вот тогда Александр Иванович проявил искусство маневрирования. Четыре часа длился смертельный бой, и ни одна из сброшенных на лодку двухсот сорока бомб не повредила корпус (такие мелочи как разбитые сотрясением лампочки и вышедшие из строя приборы не в счет). Позднее Маринеско говорил: «Когда мне говорят о моей везучести, я смеюсь. Хочется ответить по-суворовски — один раз повезло, два раза повезло, ну положите что-нибудь и на умение...». Уловив момент, когда у преследователей закончился запас глубинных бомб, подлодка дала ход и вышла из опасного района.

Известие о гибели суперлайнера «Вильгельм Густлов» распространилось с быстротой звуковой волны. Советские подводники на финских верфях услышали о подвиге «С-13» еще до ее возвращения на базу. Сами же участники «атаки века» домой не стремились. Проведя мелкий ремонт и перезарядив торпедные аппараты, экипаж начал готовиться к новым атакам. Со следующей целью подлодке помогла балтийская авиация. Прибыв по указанным координатам, «С-13» обнаружила крейсер типа «Эмден» в боевом охранении из шести эсминцев новейшего типа «Карл Галстер», двигавшихся в сторону Германии. Началась погоня, чем-то похожая на недавнюю гонку за лайнером. Снова полный ход в крейсерском положении, снова форсирование двигателей. На этот раз Маринеско принял решение стрелять кормовыми. Несмотря на известный риск — кормовых аппарата было всего два, а не четыре — подобная атака позволяла быстрее уйти от преследования. Залп, произведенный 10 февраля 1945, был необыкновенно метким. Цель поразили обе торпеды, и вспомогательный крейсер «Генерал Штойбен» затонул в считанные минуты. Вместо срочного погружения Александр Иванович скомандовал «полный вперед!», и «С-13» скрылась в открытом море.

Несмотря на выдающиеся успехи, за этот поход командир получил лишь орден Красного Знамени. На сниженную оценку подвига повлияло его прегрешение в новогоднюю ночь. Сам легендарный подводник вины с себя не снимал, однако говорил коллегам: «И команде награды скостили. Она-то тут причем?». В новый поход «С-13» отправилась 20 апреля. Экипаж настроен был по-боевому, однако плавание не оправдало надежд подводников. К слову, не увеличился лишь боевой счет лодки, но по своей напряженности поход не уступал остальным. Только за десять дней (с 25 апреля по 5 мая) подводная лодка уклонилась от четырнадцати торпед, выпущенных по ней. Вряд ли под конец войны подводники противника разучились стрелять — таким количеством торпед можно уничтожить целую эскадру, и лишь благодаря бдительности и отличной выучке экипажа Маринеско ни одна из них не попала в цель. Закончил войну подводный ас так же, как и начал, — в дозоре. Победу моряки отпраздновали лежа на грунте с соблюдением всех предосторожностей. Возвращение же домой затянулось — командование посчитало нецелесообразным сразу отзывать подлодки с занимаемых позиций. Любопытно, что из тринадцати дизель-электрических торпедных подлодок балтийского флота «С» класса, за годы войны уцелела лишь та, которой командовал Маринеско.

После тесноты и скованности, после чудовищного перенапряжения сил людей на берегу неудержимо тянуло «гульнуть», почувствовать себя свободными. Александр Иванович это прекрасно понимал и под личную ответственность отпускал отряды моряков на берег. Это называлось «ходить на размагничивание». К сожалению, сам командир не оправдал доверия командования. Нервное истощение, одиночество, душевное неустройство вылилось в его самовольные отлучки и конфликты с начальством. Кроме того у Маринеско проявились первые признаки эпилепсии. Руководство приняло решение понизить его в звании до старлея и перевести на другую лодку на должность помощника. Выносившие вердикт военачальники ценили Александра Ивановича и желали сохранить для подводного флота. Однако для Маринеско перспектива распрощаться с «С-13», попасть под начало к другому командиру была непереносима. Знаменитый адмирал Николай Кузнецов писал: «В данном случае наказание не исправило человека, а сломало его». Узнав о своем разжаловании, подводный ас в ноябре 1945 оставил службу.

В 1946-1948 годах Александр Иванович в качестве помощника капитана плавал на торговых судах, побывал в заграничных рейсах. Однако капитаном он так и не стал и был уволен по причине ослабления зрения. Плавая на кораблях Ленинградского пароходства, Маринеско познакомился с радисткой Валентиной Громовой, ставшей его второй женой. Вслед за мужем, она перебралась на берег, и вскоре у них появилась дочь Таня. А в 1949 секретарь Смольнинского райкома предложил подводнику работу в Институте переливания крови на должности замдиректора по хозяйственной части. К сожалению, директору честный зам, мешавший заниматься самоснабжением и строить дачу, был совсем не нужен. Между ними возникла вражда, и вскоре Маринеско, раздавший сотрудникам после устного разрешения директора несколько тонн торфяных брикетов, списанные за ненадобностью, был обвинен в расхищении социалистической собственности. Состоялся суд, на котором прокурор отказался от обвинения, а оба народных заседателя выразили особое мнение. Дело было рассмотрено в другом составе, и приговор составил три года на Колыме. К слову, годом позже на скамье подсудимых оказался и окончательно запутавшийся в своих махинациях директор по хозчасти.

Любопытно, что оказавшись в сложных обстоятельствах, Александр Иванович собрался. Больной и надломленный он не рухнул ни нравственно, ни физически, не озлобился и не потерял своего человеческого достоинства. За все время заключения у него не было зафиксировано ни одного эпилептического припадка. Письма жене подводник писал бодрые, с юморком: «Живу, работаю и считаю время не сутками, а часами. Их осталось около 1800, однако если выкинуть часы сна, то выходит 1200. В баню сходить восемь раз, хлеба скушать семьдесять килограммов».

После возвращения в Ленинград в октябре 1951 Александр Иванович работал грузчиком, топографом и, наконец, устроился на завод «Мезон». Маринеско полюбил свою новую работу в отделе промышленного снабжения, жил интересами предприятия и при встречах со старыми товарищами всегда рассказывал о заводских проблемах. Он говорил: «Я много себе там позволяю. В заводской газете пишу критические статьи, возражаю начальству. Все сходит. Ну, а с рабочими я ладить умею». Невероятно, но факт — о том, что Александр Иванович совершил в годы войны, работники завода узнали только из газет, сам же легендарный подводник о своих подвигах никогда и ничего не рассказывал. Последние годы его жизни прошли относительно спокойно. Дочь Маринеско рассказывала, что у ее отца было множество интересов: «В юности он хорошо боксировал. Неплохо рисовал красками и карандашом, в основном — корабли и море. Любил танцевать чечетку — специально брал у одного моряка уроки. Прекрасно пел украинские песни. А во время отпусков садился в лодку и отправлялся рыбачить». Со своей второй женой Маринеско также расстался. А в начале шестидесятых в его жизнь вошла Валентина Филимонова, ставшая третьей и последней женой. Жили они очень скромно. Валентина Александровна вспоминала: «У нас не было ни приличного стула, ни стола, спали первое время на фанере. Позже тахту раздобыли и были счастливы».

Подводный ас. Александр Иванович Маринеско


В конце 1962 врачи обнаружили у Маринеско опухоль горла и пищевода. Хирург, оперировавший Маринеско, писал: «Александр Иванович в госпитале вел себя мужественно, терпеливо сносил мучения, был, как ребенок, застенчив. Ни разу он не упомянул о заслугах и не пожаловался на судьбу, хотя был со мной откровенен… Все понимал, но не терял надежды, не падал духом, не «ушел в болезнь», наоборот, его интересовало все, что происходило за стенами госпиталя». Умер легендарный подводник 25 ноября 1963 г., в пятидесятилетнем возрасте, а 5 мая 1990 года ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

По материалам повести А.А. Крона «Капитан дальнего плавания» и сайта http://www.aif.ru.
Автор: Ольга Зеленко-Жданова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 42
  1. semirek 1 мая 2015 07:07
    Хорошая статья!Конечно о Маринеско и раньше много говорилось,и плохого и хорошего,но он военный моряк,подводник---топивший немецкие корабли,и этим всё сказано.Он победитель,и пусть судьба не сильно была благосклонна к нему-для нас он останется героем.Слава моряку -подводнику!
    1. андрей юрьевич 2 мая 2015 05:23
      . За судоремонтным заводом располагалось кладбище старых кораблей. Взрослые туда не заглядывали, и мы проводили целые дни, ловя рыбу, купаясь, закусывая и покуривая.
      ни один пацан,не променял бы эти годы на другие...мечта...Умер легендарный подводник 25 ноября 1963 г., в пятидесятилетнем возрасте, а 5 мая 1990 года ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза... судьба сложная но прекрасная,Александру Ивынычу был полтяшок,когда он ушёл, в 63ем, а я,только родился,и мне уже 52,но помнить меня мало кто будет,а Маринеско -легенда,с детства помню,отец рассказывал о нём когда я ещё и в школу не ходил.Подводники это особые люди,всегда вызывали восхищение... soldier
  2. kursk87 1 мая 2015 07:34
    Великий подводник, мужественный человек не с простым характером, что отличала тогдашних морских волков. Его успеху может позавидовать любой подводник. Судьба обошлась с Маринеско очень несправедливо, отстранив его от любимого дела. Но все же по прошествии лет Александр Иванович был заслужено признан как выдающийся командир подводник, один из лучших в своем деле! Награда нашла своего героя! Вечная память, вечная слава великому Александру Ивановичу Маринеско!!!
    1. avt 1 мая 2015 10:04
      Цитата: kursk87
      Великий подводник, мужественный человек не с простым характером,
      good Через характер и сломали , даже Кузнецова не послушал , когда просили - ну потерпи на тральщиках - восстановим .
      Цитата: Артем25
      Лучший подводный ас нашего флота. И этим все сказано.

      Цитата: Роман 11
      А как вы считаете может быть командир корабля лучшим во флоте, но ему постоянно не везти?? А более хулиганистому наоборот катит фартуна и светит солнце?

      Грищенко Петр Денисович и
      Цитата: Артем25
      . И этим все сказано.
      avt
      1. Scraptor 1 мая 2015 20:15
        Подводника на тральщик? bully ...А обучать молодежь своему воинскому мастерству подводника его поставить не пробовали?
  3. bionik 1 мая 2015 07:46
    Гитлер сделал его личным врагом,за «Вильгельм Густлов».
    1. Комментарий был удален.
    2. anip 1 мая 2015 22:13
      Цитата: bionik
      Гитлер сделал его личным врагом,за «Вильгельм Густлов».

      Это миф.
      1. андрей юрьевич 2 мая 2015 05:31
        Личный враг Гитлера

        Заслуги лучшего советского подводного аса были признаны только через 45 лет после войны - уж больно нетипичным героем был капитан 3-го ранга Александр Маринеско
        В начале 60-х в ленинградских пивнушках появлялся тщедушный человек с орденом Ленина на лацкане изрядно поношенного пиджака. Орден был из особо почетных - не на колодке, а на винте. Но эта деталь мало волновала местную публику, которая, надо признать, в целом не так уж плохо относилась к Сашке-Подводнику. Только мало что понимала, когда тот начинал говорить о пеленгах, курсах, дистанциях и прочей военно-морской ерунде... Так уж получилось, что последние годы жизни лучший советский подводный ас, разжалованный капитан 3-го ранга Александр Маринеско провел не в самой подобающей компании. К тому времени Родина уже давно повернулась к "подводнику N1" кормой, а родной флот вымарал его имя из списков личного состава: по советским канонам дважды судимый считался рецидивистом. Даже бывшие его подчиненные, которые уже заметно превзошли командира легендарной подводной лодки С-13 по количеству звезд на погонах, не всегда умело скрывали пренебрежение. Жалели? Да. Особенно когда стало известно, что рак мертвой хваткой держит Маринеско за горло и уже не отпустит никогда.

        ...30 января 1945 года в районе Данцигской бухты подводная лодка с несчастливым номером трехторпедным залпом (четвертая торпеда не вышла из торпедного аппарата по техническим причинам) отправила на дно фашистский суперлайнер "Вильгельм Густлов" водоизмещением 25 484 брт (брутто-регистровых тонн). Это был самый крупный военный транспорт, потопленный в годы войны нашими подводниками. В этом же походе С-13 торпедировала вспомогательный крейсер "Генерал фон Штойбен" водоизмещением 14 660 брт. Александр Маринеско по тоннажу потопленных вражеских транспортов и кораблей (не по количеству) оказался самым результативным советским подводным асом.
      2. андрей юрьевич 2 мая 2015 05:49
        Атака века

        Сегодня и зарубежные историки флота, и наши, которым прежде было запрещено даже упоминать имя командира С-13, признают, что торпедирование "Вильгельма Густлова" по праву можно считать атакой века. Однако аргументация у сторон разная.

        Наши отмечают, что в момент гибели, 30 января 1945 года, на борту "Густлова" находились 22 гауляйтера польских земель и земель Восточной Пруссии, множество других нацистских руководителей, высших офицеров гестапо и СС, 3700 подводников, и в их числе 100 подготовленных экипажей для новейших подводных лодок, с помощью которых Германия все еще рассчитывала выиграть битву за Атлантику и изменить ход войны.

        Судя по рассказам выживших очевидцев, в ту роковую ночь на "Вильгельме Густлове" творилось нечто невообразимое. Как только стало понятно, что лайнер обречен, от гросс-адмирала Деница поступило распоряжение в первую очередь спасать необходимых рейху подводников. Гражданских пассажиров, несмотря на то, что все они попали на борт по специальным пропускам НСДПА, автоматчики в эсэсовской форме загоняли на нижние палубы автоматным огнем. В последние минуты, когда надежды на спасение не оставалось, сановные отцы семейств расстреливали своих близких и сами кончали жизнь самоубийством.

        По некоторым данным, командира конвоя после гибели "Густлова" Гитлер приказал расстрелять. Что и было исполнено. Также есть свидетельства того, что в Германии в связи с гибелью лайнера был объявлен траур, а командира советской подводной лодки С-13 Гитлер объявил своим личным врагом.

        Существует версия, будто на Нюрнбергском процессе всплывала некая папка в сером коленкоре, в которой Маринеско числился врагом рейха под двадцать шестым номером - после Сталина, Рузвельта, де Голля, Черчилля и группы маршалов. И такое "внимание" не кажется удивительным после того, как в Ростове-на-Дону немцами был публично казнен отец Николая Лунина, командира подводной лодки, которая торпедировала (но не потопила) линкор "Тирпиц".

        рассказывают, что при возвращении из похода лодку М-96, которой тогда командовал Маринеско, дозорные катера приняли за немецкую и обстреляли. Могли и уничтожить, но Маринеско вовремя дал команду погрузиться и всплыл аккурат между двумя катерами - стрелять, не причинив вреда друг другу, катерники уже не могли и были вынуждены до конца выслушать не слишком лестное мнение о себе, выдержанное в колоритных одесских интонациях - Александр Иванович был родом из Одессы.

        В другой раз Маринеско отказался выводить в море свою лодку до тех пор, пока не отыщется его заветная шапка, которую старательный вестовой по причине чудовищной засаленности выбросил на помойку. Именно там талисман и отыскался.

        Будто бы имел место и такой эпизод: Маринеско не понравилось, как его встретили на берегу после похода, и он без лишних церемоний отдал команду на погружение прямо у пирса. По преданию, сутки экипаж отмечал победу прямо в прочном корпусе, не обращая внимания на попытки командования до него достучаться.

        Случай, когда Маринеско не поделил одну очаровательную докторшу с еще одним подводным комбригом Александром Орлом и одержал над ним верх в рукопашной схватке, действительно имел место. Причем экипаж С-13 был всецело на стороне своего командира и как-то, пользуясь темнотой кинозала, дополнительно намял бока Орлу за то, что Маринеско начали таскать по партлинии....
        http://www.itogi.ru/archive/2001/24/105422.html
        1. Scraptor 2 мая 2015 14:20
          Цитата: андрей юрьевич
          И такое "внимание" не кажется удивительным после того, как в Ростове-на-Дону немцами был публично казнен отец Николая Лунина, командира подводной лодки, которая торпедировала (но не потопила) линкор "Тирпиц".

          ...и пусть теперь только какая курва здесь вылезет с немецкими подделаными судовыми журналами что это было не так (англичане даже знают что так).

          в википедии в статье про Лунина на русском вылазят! да еще с расстрелом норвежских мотоботов.
  4. Арон Заави 1 мая 2015 07:54
    Тут не добавить не убавить. Люди были потрясающие. Кстати у российской актрисы Ольги Кабо дед оказывается был командиром Гвардейской подводной лодки на Балтике. Т/е он служил с Маринеску.Вот http://www.jewmil.com/biografii/item/663-kabo-isaak-solomonovich
  5. туранчокс 1 мая 2015 07:56
    наверняка и пилоту "хейнкеля" потопившему "Армению" и убившему больше 4000 человек, дали железный крест
    война оправдывает любые преступления
    1. semirek 1 мая 2015 08:12
      Цитата: туранчокс
      наверняка и пилоту "хейнкеля" потопившему "Армению" и убившему больше 4000 человек, дали железный крест
      война оправдывает любые преступления

      Ваш намёк непонятен--может объяснитесь.
      1. Алекс 1 мая 2015 20:11
        Цитата: semirek
        Ваш намёк непонятен--может объяснитесь.

        Господин туранчокс намекает на широко рекламируемый западными СМИ (причём уже давненько) замшелый тезис о том, что "Вильгельм Густлов" был "исключительно мирным судном и перевозил эвакуированных жителей". Честно говоря, очень надеялся, что хоть в этот раз эта чёрная гнусь не вылезет из мрачного погреба геббельсовской пропаганды.
    2. Есть принципиальная разница, не СССР напал на германию. Наши деды защищались и мстили, а фашисты нападали.
      1. Scraptor 1 мая 2015 20:45
        разница не в этом, а в том что Армения была госпитальным судном и летчик в общем видел что атакует, а также что на палубах, а Густлов и Маринеско - нет.

        при атаках на грузовики вывозившие детей по Дороге Жизни из Ленинграда немецкие летчики обычно отворачивали... американцкие и английские эскортники снижались и расстреливали мечущихся у реки в Дрездене, те кто его с высоты бмбил (по крайней мере командиры, бомбардиры и штурманы) занили на что сбрасывают свои бомбы. про тиббетса и его команду поельников, думаю - лишнее...

        просто нацику приспичело выступить в этот день про А.С. Маринеско - ведь нет ничего для них слаще чем пнуть или облить грязью мертвого героя.
        1. anip 1 мая 2015 22:18
          Цитата: Scraptor
          ведь нет ничего для них слаще чем пнуть или облить грязью мертвого героя.

          Есть же такие слова: "Мёртвого льва любой ишак лягнуть может".
    3. Своевольник 1 мая 2015 14:27
      Цитата: туранчокс
      война оправдывает любые преступления

      Я догадываюсь на что Вы намекаете. Но Маринеско обязан был выполнить боевую задачу. Иначе Гастлав продолжал бы ходить челноком, а это большое было судно и оно могло подвозить снаряжения, боеприпасы, солдат. И поэтому немцев надо было топить.
    4. voyaka uh 1 мая 2015 18:17
      Так называемую "тотальную войну" на море первой начала
      нацистская Германия: еще с 1940 года они начали топить
      подряд все гражданские суда в Атлантике.
      Поэтому к Маринеску нет претензий. Любой корабль под
      немецким флагом по канонам жестокой 2-ой Мировой войны
      был военной целью.
      1. Scraptor 1 мая 2015 20:24
        нелюбой, но в число этих "нелюбых" густлов уже давно не входил.
      2. Scraptor 1 мая 2015 20:57
        вы как то забыли или не читали какие суда в самом конце войны (или даже чуть после) в гавани Любека топили RAF
    5. anip 1 мая 2015 22:15
      Цитата: туранчокс
      наверняка и пилоту "хейнкеля" потопившему "Армению" и убившему больше 4000 человек, дали железный крест
      война оправдывает любые преступления

      Может и дали. Иии?
      Как бы там ни было, не СССР первый начал, а что было потом, так война, уж звиняйте фрицы, чем можем.
    6. Leksander 2 мая 2015 02:37
      Цитата: туранчокс
      наверняка и пилоту "хейнкеля" потопившему "Армению" и убившему больше 4000 человек, дали железный крест
      война оправдывает любые преступления

      Транспорт«Армения» имел отличительные знаки санитарного судна, но, по мнению военных историков, «Армения» нарушила этот статус, так как была вооружена четырьмя зенитными пушками 21-К. Кроме раненых и беженцев, на её борту находились военнослужащие и сотрудники НКВД. Корабль сопровождали два вооружённых катера и два истребителя И-153. В связи с этим «Армения» являлась «законной» с точки зрения международного права военной целью.
      https://ru.wikipedia.org/wiki/Армения_(теплоход,_1928)
      1. Scraptor 2 мая 2015 02:50
        Еще пишут что с одной стороны не дорисовали...
        пушки это надо проверить
        по наличию военносулжащих и НКВДистов у немцев были какие то агентурные данные?
        госпитальное судно имеет право ходить в составе конвоя.
      2. Алекс 2 мая 2015 20:58
        Ага-ага, а вот если бы он не имел всех этих пушек и истребителей, то немцы - истинные европейцы - конечно же, помахали ему крыльями, сбросили бы аптечки и аварийный паёк и передали по всем каналам, что это - санитарный транспорт и его ни в коем случае нельзя трогать.

        Может хватит истекать выписками из Википедии и из-подволь оправдывать варварство нацистов. Они-то ведь и не думают признавать справедливость атаки Маринеско. Да и вообще, может хватит размазывать д...мо пальцем и находить аналогии и оправдания - мы в них не нуждается.
        1. Leksander 2 мая 2015 21:57
          Ага-ага, а вот если бы он не имел всех этих пушек и истребителей, то Союз не молчал бы в тряпочку,а на законных основаниях подвесил бы гадов в Нюрберге.

          В оправданиях мы не нуждаемся,это правда,а вот в памяти да.
          1. Scraptor 2 мая 2015 22:40
            Каких именно гадов? Их имена, звания, принадлежность к какой то части известна?

            с пушками - не проверял, были они или нет, и можно ли с них просто вынуть замки, а наличие истребителя над госпитальным судном не делает это судно не госпитальным.
          2. Алекс 2 мая 2015 22:56
            Leksander, я не совсем понял смысл вашего ответа. Р.А. Руденко в Нюренберге вроде как излишней молчаливостью не страдал, обвинения в нарушении правил ведения войны на море (в том числе) выдвигал вполне аргументированно и наказание Дениц (от Кригсмарине) и Геринг (от Люфтваффе) понесли вполне заслуженное. Так же не понял, как связь между Нюренбергским международным трибуналом и оборонительным вооружением на "Армении".
            1. Leksander 3 мая 2015 18:26
              Цитата: Алекс
              Так же не понял, как связь между Нюренбергским международным трибуналом и оборонительным вооружением на "Армении".

              А ни какой связи и нет. "Армения" как и "Густов" законно потоплены.
              1. Scraptor 3 мая 2015 20:22
                тебе уже только что по статьям разобрали что в случае с Арменией не очень чтобы.
                1. Leksander 4 мая 2015 18:02
                  разборник ты наш постатейный! то у тебя пушки рисованные, то настоящие, но без затворов, а в конце концов выясняется, что ты и не проверял вовсе
                  1. Scraptor 4 мая 2015 22:39
                    ты сейчас нацик подстатейным станешь... заодно и проверят.
                    1. Leksander 5 мая 2015 17:04
                      я тебя тоже люблю
                      1. Scraptor 5 мая 2015 17:09
                        тебя там полюбят, свои.
        2. Leksander 4 мая 2015 17:52
          Цитата: Алекс
          Может хватит истекать выписками из Википедии и из-подволь оправдывать варварство нацистов.


          Любезный. а чем вам Википедия не нравиться? Тем что там правда написана? Или всё ж таки ложь? Так "клаву" вам в руки и марш-марш клеветника разоблачать и статью о "Армении" переписывать.И будет вам честь и хвала, и будут люди на вашу статью ссылаться.
          А пока что вы из своей подворотни добрехались до того,что поставили себя(да и бог с вами) и героя Маринеско на одну чашу весов с фашистами!

          Цитата: Алекс
          Они-то ведь и не думают признавать справедливость атаки Маринеско


          "Ага-ага они не признают, а мы что же от фашистов отставать будем..." Так что ли получается?
          Нашёл на кого равняться!Молодец!
          1. Scraptor 4 мая 2015 22:42
            тебе уже по статьям изложили чем, и какая там в "мнениях историков" ерунда написана.

            а эту статью не закроют потом для редактирования как про потолок Су-25?

            брешешь из подпоротни ты.
            1. Leksander 5 мая 2015 17:06
              вроде как не с тобой дискутируют. чего нос суёшь?
              1. Scraptor 5 мая 2015 17:10
                скажешь это следователю, прошедшее время добавить не забудь.
          2. Алекс 9 мая 2015 00:26
            Честно говоря, дискутировать в подобном тоне - не моя стихия. Когда появляются аргументы типа "из подворотни", "добрехались" и прочее, то я теряю к ней всякий интерес.

            Скажу только в завершение, что никогда не отрицал справедливости атаки Маринеско и никогда его с фашистами не сравнивал. "Густлов" никоим образом не был госпитальным или даже гражданским судном - ни по форме, ни по сути. Опознавательных знаков не нёс, вооружение имел и его капитан Маринеско не представлялся.

            Про "Армению" может и напишу, но у меня есть другая ниша на этом сайте. С чем и имею часть откланяться.
  6. Артем25 1 мая 2015 08:02
    Лучший подводный ас нашего флота. И этим все сказано.
    1. Роман 11 1 мая 2015 08:33
      Цитата: Артем25
      Лучший подводный ас нашего флота. И этим все сказано.

      А как вы считаете может быть командир корабля лучшим во флоте, но ему постоянно не везти?? А более хулиганистому наоборот катит фартуна и светит солнце? Прост хотелось бы узнать мнение, чтоб здесь не было на форуме излишнего восхваления всего и вся, только потому что это наше, или как сейчас лучший, потому как потопил самый крупный корабль laughing Другим языком, узнать мнение, не по результату, а по действиям командира и само-собой экипажа??
  7. АлНиколаич 1 мая 2015 09:53
    Вот статью почитал, затем комментарии... Своё мнение скажу.
    Александр Иванович был просто человеком, не роботом каким. Отсюда и действия его.Титаническая
    работа на лодке с экипажем для повышения боевых качеств, приводит к колоссальному психологическому
    напряжению, физической и моральной усталости. Вот и возникает необходимость выпустить пар! Причём
    Маринеско по характеру, типичный холерик! Благодаря чему и успехи его! Небывалая целеустремлённость,
    желание и стремление знать лодку до последней гайки, знать каждого члена экипажа и поддерживать всех!
    Это очень тяжело, и чтоб не сломаться, необходимо, просто неообходимо периодически "отдыхать"!
    Отдыхать с бухлом, мордобоем и дамами! И Александр Иваныч как ярко работал, так и ярко отдыхал!
    Плюс ещё, у него обострённое чувство справедливости, что особо не нравится некоторому начальству.
    Отсюда и беды. Но всё это не делает Маринеско не дьяволом и не ангелом... Такой он был сложный
    Человек и Герой, Маринеско Александр Иванович! Яркий и бескомпромиссный!
    1. Алекс 1 мая 2015 20:14
      Цитата: АлНиколаич
      Но всё это не делает Маринеско не дьяволом и не ангелом... Такой он был сложныйЧеловек и Герой, Маринеско Александр Иванович! Яркий и бескомпромиссный!

      Абсолютно согласен с Вами, коллега! И вечная память героям!

      P.S. А для меня лично Маринеско был кумиром ещё с 5 класса, когда впервые прочитал о его "атаке века".
  8. Александр72 1 мая 2015 10:24
    Привожу список наших асов-подводников, чьи победы нашли документальное подтверждение (причем с обоих воюющих сторон, что редкость):
    ВЛАСОВ Владимир Яковлевич - 6 достоверно потопленных целей (3.736 брт), 12,5 суток в море на одну потопленную цель, погиб.
    ЛИСИН Сергей Прокофьевич, Герой Советского Союза - 5 достоверно потопленных целей (9.164 брт), 18 суток на цель.
    КОТЕЛЬНИКОВ Виктор Николаевич - 5 мотоботов потопленных артиллерийским огнем, 17,8 суток на цель.
    ЩЕДРИН Григорий Иванович, Герой Советского Союза - 4 достоверно потопленных цели (10.152 брт) и одна повреждена, 31,2 суток на цель.
    МОХОВ Николай Константинович - 4 достоверно потопленных цели (6.080 брт) и одна повреждена, 9 суток на цель, погиб.
    ГРЕШИЛОВ Михаил Васильевич, Герой Советского Союза - 4 достоверно потопленных цели (2.293 брт) и одна повреждена, 64,7 суток на цель.
    ТРОФИМОВ Иван Яковлевич - 4 достоверно потопленных цели (13.857 брт), 41 сутки на цель, погиб.
    КОНОВАЛОВ Владимир Константинович, Герой Советского Союза - 3 достоверно потопленных цели (6.641 брт) и предположительно погибли на выставленных минах один транспорт (762 брт) и один боевой корабль, 18,4 суток на цель.
    ОСИПОВ Евгений Яковлевич, Герой Советского Союза - 3 достоверно потопленных цели (3.974 брт) и одна повреждена, 16,3 суток на цель, погиб.
    БОГОРАД Самуил Нахманович, Герой Советского Союза - 3 дотоверно потопленных цели (6.100 брт), 34,3 суток на цель.
    МАТИЯСЕВИЧ Алексей Михайлович - 1 достоверно потопленная цель (2.414 брт) и погибли на выставленных минах 4 транспорта (5.067 брт) и два боевых корабля, одно судно повреждено, 10,3 суток на цель.
    АВГУСТИНОВИЧ Михаил Петрович - погибли на выставленных минах 6 транспортов (16.052 брт) и два боевых корабля, 21,5 суток на цель.
    МОГИЛЕВСКИЙ Сергей Сергеевич - 2 достоверно потопленных цели (105 брт), предположительно погибли на выставленных минах один транспорт (749 брт) и три боевых корабля, 13,3 суток на цель.
    ГРИЩЕНКО Петр Денисович - 1 достоверно потопленная цель, погибли на выставленных минах пять транспортов (16.352 брт), 13,5 суток на цель.
    ПОЛЯКОВ Евгений Петрович - 2 достоверно потопленных цели, погибли на выставленных минах два транспорта (2.304 брт) и один боевой корабль, одно судно повреждено, 41,6 суток на цель.
    Самого большого успеха за одну атаку добился командир "С-56" Г.И. ЩЕДРИН. 17 мая 1943 года четырехторпедным залпом он поразил сразу два транспорта. Один из них затонул, а второй только получил повреждение - торпеда не взорвалась. Наибольший тоннаж достоверно потопленных целей принадлежит А.И.МАРИНЕСКО - 40.144 брт (2 уничтоженных корабля).
    Для меня все они - Герои, именно так с большой буквы, потому что они в числе тех кто ковал нашу Победу, кто сломал хребет нацисткой Германии и благодаря им мы можем писать эти строки.
    Честь имею.
    1. Linkor200 1 мая 2015 19:21
      Александр72 - А что же Вы, уважаемый, оставили за кадром кавторанга Израиля Ильича Фисановича. Или его имя Вам не знакомо? - напоминаю - Герой Советского Союза, командир , заметьте, ГВАРДЕЙСКОЙ, подлодки М-172, в дальнейшем- командир дивизиона подлодок Северного флота Израиль Фисанович потопил больше кораблей противника, чем любой капитан из Вашего списка, что конечно же не умаляет их достоинств. Если бы не его трагическая гибель, вместе с экипажем и лодкой, в 1944 году, уверен - он бы по совокупности потопленного тоннажа конкурировал с лучшими представителями /в профессиональном плане/ Кригсмарине
      1. Алекс 1 мая 2015 20:16
        Цитата: Linkor200
        Герой Советского Союза, командир , заметьте, ГВАРДЕЙСКОЙ, подлодки М-172

        ЕМНИП, она стала первой одновременно Гвардейской и Краснознаменной.
      2. Scraptor 1 мая 2015 20:30
        причем здесь
        Цитата: Linkor200
        с лучшими представителями /в профессиональном плане/ Кригсмарине

        если лучшими по продуктивности были американцы на ТО? bully

        в этом спсике много кто отсутствует - тот же Лунин... хотя все RN от зависти обрыгалось, на которое "немецкие" и демшизовые сказки (по типу как про MH-17) не действуют bully
      3. с1н7т 1 мая 2015 21:55
        Не важно, кто из них сколько потопил/сбил/уничтожил. Мы просто обязаны помнить: жизнь каждого из них - подвиг. И ради нас - в том числе.
        с1н7т
      4. Васёк 1 мая 2015 22:02
        Цитата: Linkor200
        А что же Вы, уважаемый, оставили за кадром кавторанга Израиля Ильича Фисановича. Или его имя Вам не знакомо?

        Прекратите клеймить всех антисемитами!
        Если Вы внимательно почитаете вышеприведённый список, то внезапно увидете:
        БОГОРАД Самуил Нахманович, Герой Советского Союза

        Так что, национальность и гражданство никак не характеризуют человека. Гораздо точнее о человеке говорят его действия и поступки. И, как следствие, отношение к нему коллектива (общества).
    2. Комментарий был удален.
    3. Aleksander 1 мая 2015 22:28
      Есть еще один достойный этого списка подводник-
      ИОСЕЛИАНИ Ярослав Константинович-

      С ноября 1942 по декабрь 1943 «М-111» совершила 11 боевых походов, торпедировала 12 судов, потопила 2 транспорта и лихтер врага (14 000 тонн).

      В апреле 1944 в Великобритании принял командование ПЛ В-4 (бывшая HMS Ursula (N59) постройки 1937-38) Северного флота.

      20 октября 1944 г. В-4 уничтожила немецкий противолодочный корабль UJ-1219.


      А также Магомет (Магомед[1]) Имадутди́нович ГАДЖИЕВ-подводник-североморец ....
  9. semirek 1 мая 2015 10:52
    Немного добавлю:на Балтике,нашим подводникам негде было и развернуться по сути,то сети то мины,действительно надо быть асом подводником,и иметь хорошо слаженный коллектив.Конечно,будь Маринеско на севере,возможно счёт победам был бы больше--но это не более чем версия с моей стороны.Кстати один из военных фильмов из детства:"командир счастливой щуки",фильм реально отображает подводную войну на Балтике.
  10. Denis_469 1 мая 2015 12:02
    "Только за десять дней (с 25 апреля по 5 мая) подводная лодка уклонилась от четырнадцати торпед, выпущенных по ней. Вряд ли под конец войны подводники противника разучились стрелять" - это были атаки не немцев, а шведов.
    Во-первых все действия всех германских пл уже хорошо известны. И ни одна из них атак не выполняла.
    Во-вторых в боекомплектах германских лодок парогазовые торпеды (прямоидущие) в 1945 году не использовались. Там были только прямоидущие электрические торпеды и самонаводящиеся электрические торпеды. Остатки парогазовых торпед были отправлены в Норвегию, а их производство в Германии было прекращено. В начале 1945 года в Норвегию поступили модернизационные комплекты для модернизации парогазовых "T-I" в самонаводящиеся. И даже 3 или 4 торпеды из опытной серии успели израсходовать в боях. В середине апреля 1945 года в Норвегию был сделан запрос про остатки "T-I" чтобы отправить туда нужное количество модернизационных комплектов, но из-за поражения в войне сделать это не успели.
    "С-13" была атакована именно парогазовыми торпедами, которые имели следность. По ним (следам) торпеды и обнаруживались. Электрические торпеды бесследные и во время той войны от них уклонялись либо по данным гидроакустики, либо, когда 1-2 торпеды всплывали на поверхность и шли там с брызгам.
  11. Робертъ Невский 1 мая 2015 16:58
    КАКИЕ ГЕРОИ СОЗДАВАЛ СССР - ВЕЧНАЯ СЛАВА!
    СПАСИБО АВТОРУ ЗА СТАТЬЮ!
  12. Старый сибиряк 1 мая 2015 17:53
    Слава РОССИЙСКОГО флота,принадлежит таким,как он.
    1. не моряк 1 мая 2015 20:14
      вы славу о российского флота и советского не путайте
  13. kare 1 мая 2015 21:02
    Личный враг иудея Шикльгрубера.
    Атака века
    Да незабудем
    1. не моряк 1 мая 2015 22:11
      вы можете привести фактологический материал , что он личный враг гитлера? а вообще действия нашего флота в ВОв скажем так крайне не эффективны
      1. anip 1 мая 2015 22:26
        Цитата: не моряк
        вы можете привести фактологический материал , что он личный враг гитлера?

        Нет таких. Это миф.

        Цитата: не моряк
        а вообще действия нашего флота в ВОв скажем так крайне не эффективны

        Ну, тому есть много причин. А вообще старались, воевали, как могли, как получалось.
      2. Васёк 1 мая 2015 23:27
        Цитата: не моряк
        а вообще действия нашего флота в ВОв скажем так крайне не эффективны

        Заботы наши в основном сухопутные были. У американцев - наоборот, морские.
        Это и предопределило разные вектора в развитии вооружённых сил, что налицо и сегодня.
        Только сейчас США концентрируются на жандармировании всего земного шара, а мы на самообороне.
        Но ничего, есть на небе Большой Дядя, который всё видит и всем всё считает.

        bully P.S.Зато мы в танках чемпионы! soldier
        1. Scraptor 1 мая 2015 23:37
          водоемы в основном закрытые были, и то врезали как следует...

          закрытее только Великие Озера, Каспий и оз. Титикака.
      3. Scraptor 1 мая 2015 23:35
        а вы можете поискать его сами?
        это не миф...

        поставить на прикол линкор под английские бомбы, которого они больше всего боялись - это как? утопить ~1000 подводников в Густлове за раз и тем самым сорвать выход лодок XIX-серии в Атлантику - это как?
        1. Scraptor 2 мая 2015 14:12
          Цитата: андрей юрьевич
          3700 подводников, и в их числе 100 подготовленных экипажей для новейших подводных лодок, с помощью которых Германия все еще рассчитывала выиграть битву за Атлантику и изменить ход войны.

          во, уже пишут не 1000 а гораздо больше чем 1000... good
  14. с1н7т 1 мая 2015 21:45
    Мы все особенно хороши в чём-то одном. У Маринеско была судьба - подводный ас. Слава Герою!
    с1н7т
    1. андрей юрьевич 2 мая 2015 05:06
      Цитата: с1н7т
      Мы все особенно хороши в чём-то одном.

      святая правда... drinks
  15. ЦУС-ВВС 2 мая 2015 00:42
    хулиган и алкоголик! пришёл с боевого выхода набрал полную лодку баб и погрузился прям у пирса пьянствовать. когда умирал была выведена трубка из желудка и туда заливалась водка
    1. Scraptor 2 мая 2015 01:01
      Ага, дал залп еще... На флоте его за это уважают. Не гомосек по крайней мере bully

      на счет трубок, какие еще будут подробности? angry
    2. андрей юрьевич 2 мая 2015 05:05
      алкоголика и хулигана Маринеско,будут помнить и чтить долго...а вас забудут на другой день....
      1. Scraptor 2 мая 2015 14:07
        будут помнить Маринеско-героя и нормального мужика,

        а спился он после войны, потому что такого количества "сопутствующих жертв" (о чем он узнал потом) не каждый человек выдержит.
  16. Lyton 2 мая 2015 04:57
    Талантливый подводник, сильный человек, вечная память.
    1. андрей юрьевич 2 мая 2015 05:02
      Цитата: Lyton
      Талантливый подводник, сильный человек, вечная память.

      Да и Мужик с большой буквы... не гнулся,не боялся,не просил. soldier

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня