Герои огненных таранов

31


Это произошло 26 июня 1941 года, на пятый день войны, когда при бомбардировке колонны танков противника был подбит самолет капитана Николая Гастелло. Командир эскадрильи не вышел из боя и продолжил сражаться с фашистами до конца. Пилот твердой рукой направил объятый пламенем бомбардировщик в самую гущу танков и бензоцистерн противника. Там, в бушующем костре вражеских машин, закончил свой последний полет вместе с командиром и его боевой экипаж (лейтенанты Григорий Скоробогатый, Анатолий Бурденюк и сержант Алексей Калинин).

Имя героя обрело известность. О подвиге писали центральные газеты и рассказывали по радио. Бросок подожженного бомбардировщика на наземную цель, впервые совершенный комиссаром полка М. Ююкиным еще в 1939 году, и подвиг капитана Гастелло показали советским летчикам последнее средство борьбы, которое у них ничто не могло отнять, — ни повреждение самолета, ни иссякший запас снарядов, ни тяжелое ранение.

Много лет считалось, что первым в боях с гитлеровцами совершил таран наземной цели экипаж капитана Н. Гастелло. Но работа историков позволила внести коррективы. Установлено, что одним из первых, кто совершил огненный таран наземной цели, был экипаж бомбардировщика под командованием капитана Г. Храпая. В составе экипажа были штурман лейтенант В. Филатов и стрелок-радист старший сержант Г. Тихомиров. И это произошло 24 июня 1941 года в районе города Броды Львовской области. В этот же день огненный таран совершил старший политрук С. Айрапетов. Он направил свой самолет на колонну автомашин врага в районе города Таураге в Литве.

Герои огненных таранов


27 июня 1941 года у польского города Хрубешува новый огненный взрыв смерчем прошел по фашистской мотоколонне. Это был прощальный салют летчика лейтенанта Д. Тарасова и штурмана лейтенанта Б. Еремина, которые повторили подвиг экипажа капитана Гастелло. Через день 29 июня 1941 года теперь уже на белорусской земле взметнулось пламя яростного взрыва. Это в самый центр группы гитлеровских танков обрушил свой бомбардировщик старший лейтенант И. Пресайзен.

4 июля 1941 года на шоссе Резекне-Остров своим бомбардировщиком нанес удар по вражеским танкам командир эскадрильи капитан Л. Михайлов. 28 августа летчик младший лейтенант И. Вдовенко и штурман лейтенант Н. Гомоненко направили свой горящий самолет на переправу противника через Днепр и уничтожили ее.

19 сентября 1941 года под Ленинградом младший лейтенант В. Бондаренко нацелил свой подбитый истребитель на зенитную батарею противника. 23 сентября таранил Бериславскую плотину на Днепре старший лейтенант И. Золин. 28 сентября обрушил свой самолет на колонну фашистских танков под Тулой сержант Д. Корязин.



В последнее время среди некоторых военных историков стало встречаться утверждение о том, будто наземный таран был вызван случайным падением потерявших управление самолетов. Но факты говорят о другом. Свидетельства наших пилотов, слышавших в наушниках шлемофонов сквозь грохот боя последние слова героев: «За Родину, иду на таран!» и видевших их огненное пике, наконец, сами обстоятельства свершения тарана убедительно доказывают, что подбитые машины сознательно направлялись на цель твердой рукой летчиков.

«17 января 1945 года, сопровождая группу штурмовиков, — сообщали летчики-истребители майор Гонтаренко и капитан Макаров о последнем боевом вылете младшего лейтенанта А. Колядо, — мы наблюдали, как четвертый ведомый, у которого в воздухе загорелся мотор, развернул свой «ил» и врезался в скопление живой силы и техники противника. По нашему наблюдению самолет был управляемым, и пилот при желании мог приземлиться на фашистской территории».

Строки боевых документов подтверждают, что грохот взрывов и лавина пламени, рвавшие на части танковые клинья фашистов, вздымавшие в воздух их пушки, разламывавшие мосты и переправы, были вызваны не случайным падением потерявших управление самолетов. Нет, самолеты на цель бросали живые люди, решившие, даже ценою своей жизни, нанести удар по ненавистному врагу.

Пламя вздымалось над мотором и фюзеляжем подбитого бомбардировщика, рвалось к бензобакам — старший политрук А. Аникин не сворачивал с боевого курса. Будто не замечая смертельной опасности, угрожавшей ему, летчик дерзко атаковал фашистские танки, сосредоточенные для переправы через реку Великую. Ведомые им пилоты прорывались сквозь шквал зенитных разрывов и во второй, третий раз обрушивали на гитлеровцев смертоносный груз. Четвертое пике было последним для старшего политрука — огненной кометой своего самолета он врезался в строй танков с крестами на броне. Противник в тот июльский день 1941 года так и не смог выйти на правый берег реки Великой.

Была ли у тех героев возможность, как и у А. Колядо, сохранить жизнь? Конечно. Они могли совершить посадку или выпрыгнуть из пылающих машин на парашютах. Последняя цель не могла быть выбрана случайно. Иначе разве удалось бы летчику лейтенанту В. Ковалеву таранить 14 декабря 1941 года зенитную батарею противника, расположенную в стороне от станции Румянцеве, над которой он был подбит? Летчик видел, что батарея шквалом огня преградила путь его ведомым к двигавшимся по Волоколамскому шоссе вражеским танкам, и взял курс на нее. Летящим костром обрушился на огневую позицию врага, истребитель В. Ковалева смял орудия вместе с их расчетами, а фашистские танки, лишившись зенитного заслона, были сожжены летчиками звена героически погибшего командира.

Под стать подвигу В. Ковалева был огненный таран командира эскадрильи капитана В. Ширяева. 4 сентября 1942 года во время атаки гитлеровских танков, рвавшихся по калмыцкой степи к Сталинграду, его самолет настиг залп зениток. Летчик отделился от своей группы и, найдя большое скопление машин противника, направил на них израненный штурмовик. 21 октября 1943 года, смертельно раненный осколком зенитного снаряда, летчик спикировал на огневые точки противника, мешавшие продвижению нашей наступающей пехоты у города Мелитополя.



Во имя Победы таранили наземные цели лейтенант В. Алейников, капитан С. Бородкин, капитан К. Захаров, лейтенант П. Кривень, старший лейтенант П. Надеждин и другие советские пилоты. Наземный таран — это подвиг, совершить который в состоянии были только советские летчики, воспитанные на чувстве патриотизма и привычке ставить интересы страны выше личных.

Путь к подвигу можно проследить по маршрутам боев майора Д. Жабинского. 9 октября 1943 года в одном из вылетов на Западном фронте под непрерывным обстрелом зениток вместе с ведомыми он семь раз заходил в атаку на артиллерийскую батарею противника и все-таки подавил ее огонь. Раненный в грудь, шею, правую руку, Д. Жабинский из последних сил борется за жизнь, за сохранение самолета, веря, что на грозном «иле» он не раз еще «проутюжит» фашистов. И летчик всем смертям назло возвратился в строй.

Когда же 15 февраля 1945 года при штурме гитлеровского аэродрома самолет Д. Жабинского был подбит очередью зенитного пулемета, пилот отбросил возможность спастись, ибо это могло означать только плен. Жабинский решил всю стальную мощь своего «ила» обрушить на врага — погибнуть так, чтобы и от смерти была польза. «Прощай, Родина!» — с этими словами, услышанными по радио боевыми товарищами, пилот отдал ручку управления горящей машиной от себя.



Да, тараны наземных целей совершались и в конце войны. И Д. Жабинский был не единственным. 19 марта 1945 года при штурмовке фашистского аэродрома в Хайлигенбайле (Восточная Пруссия) был подбит самолет капитана К. Иванова. Бесстрашный летчик сознательно, без колебаний направил свой штурмовик на скопление самолетов противника.

Самопожертвование героев огненных таранов явилось высшим проявлением героизма, более того, коллективного героизма. Ведь в бомбардировщиках или штурмовиках, ведомых на врага пилотами, были спаяны с ними ненавистью к врагу, фронтовой дружбой все члены экипажа. Штурманы и стрелки-радисты Назар Губин, Борис Еремин, Борис Капустин, Семен Косинов, Сергей Ковальский, Николай Павлов, Петр Сологубов, Степан Щербаков и другие — все они до последней секунды жизни, до последнего дыхания выполняли свой долг. Советские летчики в годы войны совершили 446 огненных таранов. Почти все эти герои не вернулись с войны, но память о них живет в названиях улиц, заводов, школ и судов.

Источники:
Гуляс И. Фрагменты боевого применения Ил-4 //Авиация и время. 1998. № 1. С. 17-18.
Котельников В., Медведь А., Хазанов Д. Пикирующий бомбардировщик Пе-2 // Авиация и космонавтика. 2004. №5-6. С.29-30.
Михайлов В. Щит и меч отчизны // Авиация и космонавтика. 2002. №8. С.8.
Зайцев А. За честь, свободу и независимость Родины // Крылья Родины: сб. статей. М.: ДОСААФ СССР, 1983. С. 162-164.
Ларинцев Р., Заболотский А., Котлобовский А. На таран! // Авиация и время. 2003. № 5. С. 25.
Коваленко А., Сгибнев А. Бессмертные подвиги. Москва: Воениздат, 1980. С. 102-110.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    5 мая 2015 06:16
    А были ли такие люди на западе,которые ради победы над врагом,шли на осознанное самопожертвование..))?Этим мы и отличаемся он всех остальных!
    1. Алексей К.
      +12
      5 мая 2015 06:23
      Самопожертвование героев ... явилось высшим проявлением героизма, более того, коллективного героизма - Вот причина нашей Великой Победы!!!
    2. +6
      5 мая 2015 06:31
      " Нерассказанная история США" - Оливера Стоуна.

      Посмотрите..не пожалеете.

      Качественно, толково, ясно, и на сколько это возможно- кратко....просто посмотрите...

      Кратко, - это 10 серий по часу! так что просто с пользой проведите десять вечеров. -это хороший режиссер и он не даст скучать!

      И ещё надо напомнить что это - Стоун, человек которого недолюбливают в белом доме очччень.
    3. +4
      5 мая 2015 07:40
      Цитата: игорка357
      А были ли такие люди на западе,которые ради победы над врагом,шли на осознанное самопожертвование..))?Этим мы и отличаемся он всех остальных!


      Не важно, были там или нет. Главное чтобы, мы наши дети, внуки и так далее помнили и чтили память тех кто отдал свои жизни за наше будущее.
    4. Комментарий был удален.
    5. +6
      5 мая 2015 08:17
      12.05 1940 флайнг офицер Норман Томас(командир звена "А")-на самолёте Фейри "Бэттл"Мк1 таран переправы через канал Альберта,в районе Вельдвезеля.Чуть позже сержант Мэрлэнд из звена "В"направил горящий "бэттл" на скопление техники.Через несколько минут флайнг офицер Гарланд(командир звена "В")направил свой "БЭТТЛ" на ближайший мост.все они были из 12 эскадрильи Королевских ВВС.
      20.05.1940 лейтенант французских ВВС из армейской разведывательной группы GAO 3/551 на самолёте "ПОТЭ-63.11"таранил транспортный Ю-52,французский экипаж вернулся домой,Юнкерс нет.
      16.07 1940в 13:47 флайт лейтенант Николсон из 249 эскадрильи южнее Саутгептона таранил Вf-110.скончался в госпитале 23 августа.
      2.101940 старший лейтенант из 22 эскадрильи ВВС Греции Маринос Митралескес в районе г Солоники таранил итальянский бомбардировщик КАНТ-1007бис.Гречиский лётчик на повреждённом самолёте совершил посадку возле сбитого самолёта.
      6.04.1941г Капитан Константин Ермаков из 112 эскадрильи ВВС Югославий таранным ударом сбил Bf-110 лейтенанта Людвига Гривеница.
    6. +4
      5 мая 2015 11:01
      были.навскидку-Р.Янг ;Келли(имя забыл к сожалению)-спасение боевых товарищей путем самопожертвования одинаково для всех.
    7. Комментарий был удален.
    8. +3
      5 мая 2015 11:49
      Конечно были .... Первый таран во Второй Мировой войне совершил польский пилот Леопольд Памула , в первый день войны - 1 сент. 1939г. Он таранил над Варшавой Ме-109 . Финский пилот Хуттананти в феврале 1940г. таранил советский истребитель . В мае 1940г. английский пилот Н.М. Томас на своем бомбардировщике таранил мост через реку Маас , стараясь предотвратить продвижение немецких танковых колонн. В сентябре 1940г. английский пилот Рэй Холмс таранил над Лондоном немецкий бомбардировщик . Американский пилот , капитан Флеминг в 1942г. в битве при Мидуэе таранил японский крейсер "Микума". Не хочется просто долго перечислять подобные случаи . На самом деле довольно много пилотов из разных стран совершали подобные подвиги , тут и греки ,и немцы ,и болгары ,и другие .
  2. +8
    5 мая 2015 06:23
    Вечная Слава этим Героям!!!!
  3. +8
    5 мая 2015 06:24
    Вечная память павшим за Родину! Ваше знамя будет в надёжных руках.
  4. +11
    5 мая 2015 06:31
    Вечная память и вечная слава героям. Это были НАСТОЯЩИЕ советские люди.
  5. +16
    5 мая 2015 06:46
    Из Википедии.
    Нурке́н Абди́рович Абди́ров (каз. Нүркен Әбдіров; 9 августа 1919 — 19 декабря 1942) — советский лётчик, Герой Советского Союза, сержант. По национальности — казах.[4]
    19 декабря 1942 года при штурмовке позиций противника у хутора Коньков[2] (Боковский район Ростовской области) его самолёт получил прямое попадание в мотор и загорелся. Понимая, что шансов дотянуть до своих нет, Абдиров направил горящую машину в колонну вражеских танков.[4]
    Похоронен в хуторе Коньков. Мать героя Багжан была избрана почётной казашкой станицы Боковская. В годы войны на средства заключенных Карлага был построен и участвовал в боях самолёт «Нуркен Абдиров».
    Его имя высечено на мраморной стеле на Мамаевом Кургане.
    1. +4
      5 мая 2015 09:49
      Цитата: redcod
      Мать героя Багжан была избрана почётной казашкой станицы Боковская


      Почетной казачкой.
    2. +8
      5 мая 2015 10:12
      Тут необходимо добавить, что с Нуркеном Абдировым был его стрелок Александр Комиссаров, которому пилот приказал прыгать с парашютом, но тот отказался покинуть своего товарища и погиб вместе с ним. Он был награжден орденом Красной звезды(кажется), и в городе Караганда есть улица Абдирова, а параллельно ей идет улица Комиссарова.
  6. +12
    5 мая 2015 06:46
    4 июля 1941 года на шоссе Резекне-Остров своим бомбардировщиком нанес удар по вражеским танкам командир эскадрильи капитан Л. Михайлов.



    Местные жители, ставшие очевидцами героического поступка советских лётчиков, под покровом ночи пробрались к месту тарана, нашли и захоронили останки погибших. После войны они были перезахоронены в братской могиле в деревне Федосино. В июле 1975 года юные следопыты из отряда «Поиск» Даугавпилсского мебельного комбината установили точное место гибели экипажа Михайлова. Был найден кусок обшивки фюзеляжа, осколок плексигласа от фонаря, кусок целлулоида от планшета и обломок радиаторной трубки. Последняя находка помогла специалистам точно определить марку самолёта. Именно такие радиаторы имели бомбардировщики 10-го скоростного бомбардировочного авиаполка.
    1. +2
      5 мая 2015 06:56
      Экипажу Л Михайлова Остров 4 июля 1941г
  7. +11
    5 мая 2015 07:27
    22.06 1941 г.Чиркин Пётр Степанович-Старший лейтенант,командир звена 62-ШАП,совершил огненый таран на самолёте И-153 вражеской колонны.
    24.06 1941г.Айрапетов Саркис Михайлович- старший политрук замкомэска по политчасти 31 СБАП в районе г.Таураге направил подбитый самолёт на автоколонну.
    Храпай Григорий Архипович-Старший лейтенант,командир звена 33-СБАП в районе г Броды направил подбитый самолёт на вражескую переправу,по которой шла техника противника.члены экипажа:Филатов Василий Васильевич-лейтенант,штурман;Тихомиров Георгий Кузьмич-ст.сержант,воздушный стрелок-радист.
    25.06.1941г.Авдеев Александр Николаевич-капитан зам комэска 43-го СБАП,в районе г.Ошмяны направил самолёт на колонну врага.Член экипажа Стреленко Пётр Филиппович-лейтенант.штурман.
    26.06.1941г.лейтенант Анисимов лётчик 51-ДБАП в районе г.Ораны таранил колонну врага.
    Гастелло Николай Францевич-капитан.Комэск 207 ДБАП.Нанес огненый таран у д.Декшаны.Члены экипажа Бурденюк Анатолий Акимович-лейтенант,штурман;Скоробогатый Григорий Николаевич-лейтенант,младший лётчик-наблюдатель;Калинин Алексей Александрович-старший сержант,воздушный стрелок-радист.
    Кошелев Сергей Николаевич-лейтенант,старший лётчик 128 БАП.при ударе колонны противника на автостраде Минск -Борисов был подбит,самолёт направил на колонну.
    27.06 1941г.Пресайзен Исаак Зиновьевич-старший лейтенант,замкомэска 128 СБАП.во время удара по скоплению противника направил самолёт на вражескую колонну.Член экипажа-Третьяков Михаил-воздушный стрелок-радист.
    Тарасов Дмитрий Захарович-лейтенант,комзвена 21 ДБАП при атаке вражеской колонны на дороге Гребушев-Сокаль таранил вражескую колонну.Члены экипажа:Ерёмин Борис Дмитриевич-лейтенант,штурман;Капустин Борис Григорьевич-ефрейтор,воздушный стрелок-радист;Ковальский Сергей Иванович-младший сержант,был выброшен взрывом,и остался жив,награду получил спустя 25лет.
    29.06.1941г.Атрашкевич Фёдор Васильевич-капитан,комэск 55 ИАП направил самолёт на колонну машин в районе н.п.Костулени.
    30.06.1941г.Глухов Алексей Моисеевич-лейтенант,командир экипажа 73 авиаполка ВВС КБФтаранил скопление танков в районе г.Даугавпилс.члены экипажа:Матвеичев Василий-штурман,Сапа Григорий-стрелок-радист.
    Игашов Петр Степанович-мл.лейтенант,лётчик 1-го МТАП ВВС КБФсначала во время воздушного боя таранным ударом сбил истребитель после этого направил самолёт намотоколонну противника переправлявшуюся через р.Западная Двина.Члены экипажа:Парфёнов Дмитрий Георгиевич-лейтенант,штурман;Хоолачёв Александр-мл.лейтенант,стрелок радист;Новиков Валентин-краснофлотец,воздушный стрелок.
    Пономарёв Петр Павлович-лейтенант,командир экипажа 73АП ВВС КБФ.таранил на горящем самолёте скопление техники у понтонной переправы через р.Западная Двина.Члены экипажа:Вотинов Василий Платонович-летенант младший лётчик-наблюдатель;Варенников Иван Семёнович-краснофлотец,воздушный стрелок-радист.
    ЗЕМНОЙ ПОКЛОН,ВАМ,ОСТАВШИМИСЯ ВЕЧНО МОЛОДЫМИ!!!!
  8. +6
    5 мая 2015 07:42
    гвозди бы делать из этих людей не было крепче бы в мире гвоздей.
  9. +6
    5 мая 2015 08:35
    Григорий Карпович Нестеренко Страна:
    СССР
    Годы жизни:
    27.11.1916 - 21.10.1943 (Огн. таран)
    Место рождения:
    Краснодарский край, Каневский р-н, ст. Каневская
    Вид авиации:
    Истребительная
    Категория:
    Летчик
    Места службы:
    291 иап
    04.43÷21.10.43
    Ст. летчик
    Боевых вылетов:
    55
    Воздушных боев:
    23
    Воздушных побед:
    7 индивидуальных и 1 в группе
    Родился 27.11.1916 г. в станице Каневская ныне Каневского района Краснодарского края в семье крестьянина. Русский. Окончил Ростовский финансово-экономический институт. Работал в Сучанском горфинотделе (город Партизанск Приморского края).
    В Советской Армии с 1940 г. Окончил военно-авиационную школу пилотов.
    На фронтах Великой Отечественной войны с апреля 1943 г.
    Старший летчик 291 иап лейтенант Нестеренко к ноябрю 1943 г. совершил 55 боевых вылетов, в 23 воздушных боях сбил лично 7 самолетов врага и 1 — в группе.
    21.10.43 г. при выполнении боевой задачи по прикрытию войск западнее города Мелитополь (Запорожской области) был подбит. Горящий самолет направил на скопление вражеских войск.
    01.11.43 г. Г.К.Нестеренко присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
    Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красной Звезды. Навечно зачислен в списки воинской части.
    Похоронен в братской могиле села Новгородковка Мелитопольского района Запорожской области.
    На здании Института народного хозяйства в городе Ростов-на-Дону установлена мемориальная доска. А ЭТО из моей станции.
  10. +5
    5 мая 2015 09:29
    27.06.41 г. во время боевого вылета был подожжен бомбардировщик СБ заместителя командира эскадрильи 128-го сбап ст. лейтенанта Исаака Пресайзена. Несмотря на повреждения самолета Пресайзен нанес бомбовый удар по немецкой пехоте. Но пламя, охватившее бомбардировщик, сбить не удалось. Тогда Пресайзен направил пылающий самолет на скопление вражеских танков и мотопехоты. В результате взрыва движение немецких войск на одном из участков автострады Минск-Москва было остановлено на несколько суток.
    Когда возвратившиеся с боевого задания однополчане доложили о подвиге Пресайзена заместителю командира полка В.А.Сандалову, тот сразу же вылетел на место тарана и, убедившись в достоверности происшедшего, доложил об этом командиру полка майору Г.А.Чучеву. После согласования с командиром 12-й бад полковником В.А.Аладинским был оперативно оформлен и отправлен наградной материал с представлением Пресайзена к званию Героя Советского Союза. Представление подписали Чучев, Дробышев (начальник штаба 128-го сбап), Аладинский и командующий ВВС Западного фронта генерал Копец.
    Но даже посмертно Исаак Пресайзен не удостоился Золотой Звезды. Более того, приказом по полку № 22 за сентябрь 1941 г. он был отнесен к числу пропавших без вести, о чем жене летчика Лидии сообщили лишь через полгода, скрыв факт героической гибели летчика.
    Лишь два десятилетия спустя обстоятельства гибели Исаака Пресайзена были опубликованы в печати. Родственники Исаака предприняли попытки к тому, чтобы было реализовано давнее представление к высокой награде. В результате Исаак Пресайзен Указом президента УП-2776 от 23.10.1991 г. был посмертно награжден орденом Отечественной Войны 1-й степени.
    1. +5
      5 мая 2015 09:56
      Экипаж младшего л-та Игашёва только через 25 лет был награжден посмертно орденами Отечественной войны Iстепени.Капитан Атрашкевич-был награждён посмертно орденом Красного Знамени...
      1. +6
        5 мая 2015 12:58
        Читаешь эти строки, люди жертвовали собой, а им даже не всем Героя дали, ордена и те через десятки лет родственникам вручили. Зато сейчас героев налево и направо раздают. В той же Грузии штурмовиков посшибали как бакланов (противозенитный манёвр даже не удосужились выполнить) матчасть загубили, задачу не выполнили, а героя, как с куста.... обесценили награды.
    2. +1
      5 мая 2015 22:43
      Генерал Копец не мог это подписать- так как еще 23июня ЗАСТРЕЛИЛСЯ!!!
    3. +3
      6 мая 2015 01:35
      О бедном еврее замолвите слово..... :)
      Хто о чём...а евреи всё прибедняются.
      Брат моей бабушки еврей, 2 раза горел в танке, получил Звезду Героя за подбитие двух десятков единиц БТ фашистов, фото было напечатано на обложке журнала "Огонёк" :)
  11. +4
    5 мая 2015 11:30
    Таран - оружие русское. И первым это доказал легендарный русский лётчик Нестеров.
  12. +3
    5 мая 2015 13:30
    Таран - оружие русское. И первым это доказал легендарный русский лётчик Нестеров. А первый ночной таран совершил советский лётчик Талалихин
  13. +2
    5 мая 2015 15:38
    честь и слава Настоящим Героям! Ипоклон до земелюшки!
  14. +4
    5 мая 2015 19:30
    Уважаемые читатели "ВО", я 10 января 2014 года в "ВО" опубликовал очерк "Таран удел отважных" В нем я постарался для вас донести подробности таранов наземных целей противника комэска В.А. Ширяевым (1942 год) и капитаном Г.Н. Елисеевым на реактивном самолете МиГ-21СМ разведчика США (это уже после ВОВ). Честь имею.
  15. Владимир111
    +1
    5 мая 2015 20:20
    ЧЕСТЬ И СЛАВА!!!Мы должны помнить кому всем обязаны!
  16. +8
    5 мая 2015 20:35
    Автор, может быть все таки экипаж капитана Маслова ,а не Гастелло ? Ни в коей мере не пытаюсь, как говорится, бросить тень на экипаж капитана Гастелло, но хотелось бы правду знать...
    В 1951 году могилу экипажа капитана Гастелло вскрыли с целью торжественного перезахоронения останков героев. Представьте, каким же было удивление членов комиссии и местного военкомата, когда среди останков были найдены личные вещи капитана Александра Спиридоновича Маслова! Капитан Маслов долгое время считался пропавшим без вести, вместе экипажем. 26 июня 1941 — роковой день в судьбе Маслова, а не Гастелло! По заданию, самолет Маслова полетел бомбить шоссе в р-не Радошкович. И как потом оказалось, именно Маслов направил свой пылающий самолет на немецкие цистерны! В могиле находился и был опознан медальон стрелка-радиста Г. Реутова, члена экипажа Маслова.
    Казалось бы, что может помешать восстановить имена истинных героев «огненного тарана» Однако, удивительная открытие было немедленно засекречено высшим партийным руководством, совместно с Министерством госбезопасности. Почему? Ответ прост, в нем нет места справедливости! Гастелло стал частью советской пропагандистской машины, подвиг Гастелло уже жил своей собственной жизнью и обжалованию не подлежал.
    Подвиг капитана Маслова засекретили, документы в архиве уничтожили. Найденные останки А. Маслова, штурмана лейтенанта В. Балашева, младших сержантов стрелков-радистов Г.Реутова и Б.Бейскбаева были перезахоронены в братскую могилу, что рядом Радошковичами. Правда о случившемся под Радошковичами открылась для широкой публики только в 1990-х годах. Капитан Маслов был наконец-то посмертно награжден: после долгих согласований, в 1996 году, президент Российской Федерации Б. Ельцин подписал указ о присвоении капитану Маслову звания «Герой России».
    У этой истории есть почти детективное продолжение, вызывающее множество вопросов относительно судьбы самого капитана Гастелло, останки которого до сих пор не найдены . Будем надеяться, что специалистам удастся все-таки докопаться до истины, окончательно расставить все точки над «и» в этой непростой истории. Великая Отечественная война оставила потомкам много тайн, разгадки большинства из которых, к великому сожалению, уходят вместе с последними очевидцами тех давних событий. Личные вещи членов экипажа Гастелло были обнаружены и идентифицированы у деревни Мацки (в 13 км на юго-восток от Радошковичей). Однако среди находок не оказалось вещей самого капитана Гастелло, что и породило версии о его возможном спасении (после парашютного прыжка с крыла горящего самолета — конструкция бомбардировщика ДБ-3Ф это позволяла), пленении, жизни в эмиграции и пр.
    http://myland.by/pamyatnik-gastello-ili-pamyatnik-maslovu-kto-zhe-istinnyj-geroj

    http://www.dolgoprud.org/doc/?book=18&page=524
    1. +2
      5 мая 2015 22:46
      Приводя примеры героических таранов про к-на Маслова никто и не вспомнил!
  17. +1
    9 мая 2015 18:02
    Подвиг совершил экипаж капитана Маслова,и много еще белых пятен только непонятно кому это нужно.Скажите правду уже.