Грузовые автомобили Первой мировой войны. Австро-Венгрия и Германия

13
Неправильно называть Вторую мировую войну «войной моторов», хотя именно они и на суше, и на воде, и в воздухе, безусловно, сыграли очень важную роль. Но до Второй мировой была ведь еще и Первая, и именно тогда моторизация армий воюющих стран стала по-настоящему фактором победы. Достаточно вспомнить знаменитое «Марнское такси». Ведь именно благодаря этому автомобилю французы смогли задержать немецкие войска в битве на Марне и не дали им взять Париж. Но, кроме них, были еще и тяжелые транспортеры, таскавшие такие пушки и гаубицы, которые иначе никакие бы лошади не увезли, и грузовики, перевозившие солдат и боеприпасы, и шасси для первых броневиков. Причем именно в эту войну количество автомобилей в армиях возросло в сотни раз, с десятков до тысяч!

Австро-Венгрия в союзе с Германией самым активным образом участвовала в этой войне против государств — членов Антанты.



Грузовые автомобили Первой мировой войны. Австро-Венгрия и Германия
"Марнские такси" на ходу


Уже в 1916 году австро-венгерские войска занялись поисками артиллерийского тягача, чтобы с его помощью возить тяжелые 30,5 см мортиры фирмы «Шкода». После разочарований с другими производителями, военные в очередной раз выбрали автомобильную фирму «Австро-Даймлер» и не ошиблись в выборе. Начнем с того, что предложенный им автомобиль имел полный привод и лебедку и смог буксировать груз весом 24 тонн. Четыре больших колеса диаметром 1,5 м изготавливались целиком из стали, и имели тракторные грунтозацепы. Впрочем, колеса с резиновыми бандажами были также предусмотрены. Четырехцилиндровый мотор имел мощность 80 л. с. В кузове хватало места для одиннадцати 305-мм снарядов. Другие снаряды могли быть перевезены на большом колесном прицепе грузоподъемностью 5 тонн, на таких же стальных колесах. Новый тягач можно было также применять и для буксировки других тяжелых орудий, таких, как 15 см Autokanone М. 15/16.


Транспортер «Аустро-Даймлер»


Точное количество выпущенных машин неизвестно и по разным оценкам могло достигать от 138 до 1000. По крайней мере, некоторые из них попали также и в германскую армию. После войны австрийская армия продолжала их использовать чуть ли не до самого аншлюса.

Когда фирма «Шкода» начала работу над новым поколением супертяжелых орудий, таких как 24 см, 38 см и 42 см М. 16, стало очевидно, что они нуждаются и в новом транспорте, чтобы они были столь же мобильны, как и их знаменитый предшественник 30.5 см М. 11. И человек, которому поручили создать новый транспортер, был ни кто иной, как д-р Фердинанд Порше, который в это время работал в компании «Österreicher» Даймлера в Винер-Нейштадт. И как вы думаете, что он предложил в качестве двигательной установки? Конечно дизель-электрический двигатель! Шестицилиндровый бензиновый мотор вращал генератор, а генератор в свою очередь питал два электродвигателя, по одному на каждую заднюю ось. Вся конструкция была довольно сложной, пожалуй, даже чересчур, особенно в глазах современного человека. Но это работало. B Zug — такое название получил этот тягач, на хорошей дороге с пологим уклоном мог тянуть два прицепа с максимальной скоростью 12 км/ч. Скорость возрастала до 14 км/ч, если количество прицепов сокращалось до одного. С одним прицепом он мог двигаться вперед при наклоне в 26°, с двумя прицепами наклон уменьшался до 20°. В целом для того времени это был очень совершенный механизм, обладавший к тому же еще и вполне приличной надежностью. Но обслуживание его доставляло механикам немало хлопот. Топливный фильтр приходилось менять каждые 2-3 часа, а каждые 10 км шестерни привода клапанов двигателя следовало смазывать! Но когда эти машины появились, ими все восхищались, как явным свидетельством могущества австрийской автомобильной промышленности! Ну, а в годы Второй мировой войны эти тягачи использовались в вермахте для того, чтобы возить тяжелые пушки все той же фирмы «Шкода»!


B Zug. Фото Первой мировой войны


Всем были хороши колеса, но так как война в то время велась обычно вне дорог, да и самих-то дорог было мало, немецкое командование в 1917 году заказало 100 шасси A7V, причем именно как гусеничные транспортеры для тяжелых орудий. Из этих 20 были завершены как танки и около 56 как гусеничные транспортные средства «Überlandwagen».


А вот такие огромные пушки он мог буксировать!


В A7V два двигателя «Даймлер» были установлены бок о бок в центре шасси. Подвеска была взята от трактора «Холт», вдохновлявшего в то время всех «гусеничников» — как самих американцев, так и англичан, и французов, и немцев!

Над постом управления — а это был самый настоящий «пост», иначе и не скажешь, был установлен тент от солнца и дождя. Вот так все просто и больше никаких удобств для водителя и его помощника. Максимальная скорость составляла всего 13 км/ч. Буксирные крюки, также как и грузовые платформы, были установлены на обеих оконечностях шасси, благо машина могла двигаться вперед-назад не разворачиваясь.
К концу сентября 1917 года была сформирована опытная часть, оснащенная восемью машинами этого типа, с номерами шасси от 508 до 515, а в ноябре ее уже отправили во Францию. Оттуда сообщалось, что «вагены» работают с хорошей эффективностью. Однако «Überlandwagen» имел те же дефекты, что и танк A7V, то есть низкий клиренс и плохую проходимость на местности. Расход топлива был чрезмерным по сравнению колесным транспортом (10 л/км по сравнению с 0,84 л/км для 3-тонного колесного грузовика).


А7V «Überlandwagen». Обратите внимание на свастику. Это значит, что фото сделано не раньше 1919 года, когда этот знак стал использоваться в Германии сначала в качестве опознавательного.


Другим «конструктором войны» был Генрих Бюссинг, создавший свою компанию в Брауншвейге в 1903 году, где он и построил свой первый грузовик — 2-тонное авто с двухцилиндровым бензиновым двигателем и червячной передачей. Дизайн оказался удачным и по лицензии автомобиль начали производить и другие компании в Германии, Австрии, Венгрии и даже в Англии. До начала войны фирма «Бюссинг» продвинулась в создании большегрузных автомобилей так далеко, что могла выпускать автомобили грузоподъемностью от 5 до 11 тонн, оснащенных шестицилиндровыми двигателями. Работа над новой машиной, получившей обозначение KZW 1800, началась еще до войны, в результате чего немецкая армия получила новый мощной грузовик, как только он ей понадобился. А понадобился он ей в конце 1915 года, когда германские военные решили, что все тяжелые орудия, такие как 21 см мортиры, а не только лишь супертяжелые пушки, должны быть переведены на буксировку автомобильным транспортом.


«Бюссинг» KZW 1800


Вот тут-то Бюссинг и предложил им KZW 1800 (KZW — Kraftzugwagen), оснащенный шестицилиндровым 90-сильным двигателем Отто. Машина была оборудована передней лебедкой и имела специальное многоместное сиденье в задней части большой кабины. У некоторых авто были сзади небольшие кузова для боеприпасов. Они активно использовались в войсках, а выпускались вплоть до конца 1917 года. Здесь надо заметить, что степень моторизации германской армии была очень высокой. В среднем в ней задействовалось около 25 000 грузовиков в течение одного дня войны. При этом в период между 1914 — 1918 гг. было произведено около 40 000 новых грузовиков.


Грузовик «Крупп-Даймлер» с минимальным бронированием и установленным на нем 75-мм орудием. Такие импровизированные САУ в 1914 году находились в авангарде наступающих войск и своим огнем создавали
панику среди войск союзников


Очень популярными были также грузовики фирмы «Даймлер» из Мариенфельда. Первой машиной современного дизайна, которая пошла в производство в 1914 году, был 3-тонный грузовик с цепным приводом, и с 4-цилиндровым бензиновым двигателем, который давал ему максимальную скорость около 30 км/ч. Свыше 3000 таких автомобилей были построены между 1914 — 1918 гг. Многие из них пережили войну и использовались гражданскими компаниями или в немецком рейхсвере в двадцатые и тридцатые годы, с заменой старых покрышек на пневматические шины.


«Даймлер Мариенфельде»


Командование немецкой армии была очень консервативным (что очень остроумно высмеяли французы в кинокомедии «Воздушные приключения»), из-за чего подолгу присматривались к техническим новинкам даже в тех случаях, когда польза от них была очевидной. Вот почему, когда началась война в армии было всего лишь несколько штабных легковых автомобилей. Нехватку моторесурсов восполнили за счет секверста автомобилей частных производителей. В результате армия получила впечатляющий парк разномастных авто таких фирм, как «Адлер», «Орикс», «Бергманн», «Ллойд», «Бекманн», «Протос», «Дикси», «Бенц», «Мерседес» и «Опель». При этом самым популярным среди них оказался знаменитый «Мерседес» М1913 37/95. В свое время этот автомобиль считался самым мощным серийным автомобилем в мире. Он имел мощный двигатель с двумя блоками из двух цилиндров, каждый с тремя накладными клапанами на цилиндр и рабочим объемом 9,6 литра, который выдавал 95 лошадиных сил. Карбюратор был один. Коробка передач четырехступенчатая, с двойным цепным приводом задней оси. Максимальная скорость составляла примерно 110 км/ч. Автомобиль оказался удобным и использовался в качестве штабного как в германской, так и в турецкой армии.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    6 мая 2015 07:23
    Сумрачный тевтонский гений, однако...
    Я сам- инженер автотранспорта, видел много образцов разных автоконструкций. А здесь, кроме как
    бестиарий монстров- более эпитетов нет...
  2. +2
    6 мая 2015 08:58
    При установке орудия в кузове (см фото с ятями) всегда умиляло бронирование бортов на высоту чуть выше колена. Чего они там прикрывали? Раму, которой осколки побарабану или просто балласт. Подобное и у наших паккардов встречается.
    1. +1
      6 мая 2015 10:05
      Цитата: tchoni
      Подобное и у наших паккардов встречается.

      А пакарды уже ваши? laughing
      Просто грузовые платформы были почему то с низкими бортами. А в США до сих пор борта не
      высоки.
      А если выше бронеборта делать, машина вес не увезёт...
      1. 0
        6 мая 2015 10:21
        Я имел ввиду машина из состава 1й автопулеметной роты. Там были не только паккарды, но тем не менее. И да - наши - потому как бронировали их уже в России.

        Цитата: АлНиколаич
        Просто грузовые платформы были почему то с низкими бортами. А в США до сих пор борта не
        высоки.
        А если выше бронеборта делать, машина вес не увезёт...

        Да, зачем их вообще делать? Защиты нет - лишний вес - есть. Вопрос : а нужен ли он?
    2. +1
      6 мая 2015 10:07
      Чаще всего, эти борта откидывались и служили не столько для защиты, сколько для увеличения площади вокруг орудия и его более комфортного обслуживания.
      1. 0
        6 мая 2015 10:23
        Цитата: Amur_Tiger
        вокруг орудия и его более комфортного обслуживания.

        Посмотрите фото выше - там ничего не откидывается. И, по моему вы немного путаете с немецкими зинитными установками второй мировой - там да - все откидывалось для увеличения площадки.
  3. +2
    6 мая 2015 10:12
    время проб и исканий. хорошая статья . спасибо.
  4. +1
    6 мая 2015 22:18
    Ну и монстры!На таких узеньких колесах с дороги не съедешь.
    Связной "мерс"красавчик.Прокатиться бы на таком.
  5. 0
    7 мая 2015 19:21
    Огромным было число фирм, которые поставляли в то время для нужд армии транспортные сродства для перевозки пассажиров, грузов и для нетранспортных работ (грузовые автомобили, автобусы, прицепы).
    Тяжелые грузовые автомобили грузоподъемностью oт 4 до 5 т изготовляли: «Бертманн» (Bergmann), «Бенц» (Гаггенау), «Бюссинг», «Даймлер» (Мариснфельде), «Дойц» (Deutz), «Эрхардт», «Ганза-Ллойд» (Hansa-Lloyd), «Комникк» (Komnick), MAN, «Маннесманн-Мулаг» (Mannesmann-Mulag), NAG, «Штёвер», «Унион-Верке» (Union-Werke в г. Маннгейм).
    Средние грузовые автомобили грузоподъемностью от 2,5 до 3,5 т производили: «Адлер», «Ауди», «Бенц» (Маннгейм), «Бергманн», «Даймлер» (Мариенфельде), «Дюркопп», «Дукс» (Dux), «Эрхардт», «Фафнир», «Фаун» (Faun). «Франкфуртер» (Frankfurter), «Ганза-Ллойд» (Hansa-Lloyd), «Гилле» (Hille), LUC (Берлин-Шарлоттенбург), «Хорх», NAG, NSU, «Магирус» (Magirus), «Опель», «Подеус» (Podeus), «Симсон» (Simson), «Штювер», «Фомаг» (Vomag).
    Специальные транспортные средства и тягачи выпускали: «Адлер», «Бенц» (Гаггенау), «Бергманн», «Бюссинг», «Дойц», «Дюркопп», «Эрхардт» (орудийные грузовые автомобили), «Хорх», «Крупп-Даймлер», «Магирус», «Маннесманн» (с 1916 г. - армейские тягачи), NAG (прожекторные установки), «Протос» (Protos).
  6. +1
    7 мая 2015 19:24
    «Адлер», дотационный армейский грузовой автопоезд, 1913 г.
  7. 0
    7 мая 2015 19:25
    Производство артиллерийских тракторов и тягачей во время Первой мировой войны
  8. +1
    7 мая 2015 19:33
    В 1915 г. появились автопоезда для перевозки самых тяжелых орудий, в частности 420-мм мортир и 380-мм гаубиц. Артиллерийский автомобиль-генератор M16 с бензиновым двигателем в 150 л. с. работал не как тягач, а как передвижная электростанция, к которой был подсоединен прицеп-вездеход с восемью мотор-колесами с внутренними полюсами, на каждые две оси имелись две поворотные тележки. При собственном весе в 15 т прицеп мог перевозить до 27 т груза. В комплект каждого орудия входило 5 автопоездов: по одному на правую и левую орудийные платформы, на лафет, на ствол и для боекомплекта. С помощью ободьев колеса автопоезда можно было переоборудовать с дорожного хода на рельсовый: на дороге скорость составляла 16, на рельсах -27 км/ч. Самые тяжелые орудия («Шкода»), погруженные на автопоезда, использовались даже во время Второй мировой войны под Ленинградом.
  9. 0
    7 мая 2015 19:40
    Из истории создания грузовых автомобилей, орудийных тягачей и буксирных автомобилей Германии. Большая статья с массой фотографий. http://www.warstar.info/gruzovye_avto_tiagachi_germany_osvald_verner/osvald_vern
    er_gruzoviki.html

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»