Четыре дня Степана Супруна

Четыре дня Степана Супруна


Однажды летчик-испытатель Степан Павлович Супрун получил задание — выяснить причину воспламенения в воздухе нового самолета. Он поднялся на высоту и проделывал одну фигуру за другой, пока не обнаружил, в каком именно положении происходит это злополучное возгорание. Преднамеренно вызвав пожар, он не сразу смог ликвидировать его. Положение казалось безвыходным. Прыгать с парашютом? Но тогда многое останется невыясненным. Он яростно швырял самолет из стороны в сторону, пока не сбил пламя.

Много раз летчик-испытатель Супрун рисковал своей жизнью для того, чтобы летчики авиационных частей получали надежные самолеты. Одну из скоростных машин С.П. Супрун испытывал вместе с В.П. Чкаловым. Оба они страстно любили свое дело, оба мечтали о новых самолетах, оба делали все, чтобы скорее поднять в воздух новый боевой самолет. Супрун, как и Чкалов, был выдающимся мастером высшего пилотажа. Кто из бывавших в тридцатых годах на авиационных праздниках в Тушино и на первомайских парадах в Москве, не восхищался изумительно слетанной пятеркой скоростных истребителей, которую водил Степан Супрун. Его смелые и красивые полеты видели и за рубежом, куда он, как один из первоклассных советских летчиков-испытателей, выезжал в командировки для ознакомления с иностранной авиатехникой. «Советские самолеты, — говорил он, — должны быть лучше всех других. Многому уже сейчас могут поучиться у нас иностранцы, а в будущем мы еще дальше шагнем вперед в улучшении качества наших машин».


Четыре дня Степана Супруна


25 мая 1936 года М.И. Калинин подписал постановление ЦИК СССР о награждении Степана Павловича Супруна орденом Ленина за выдающиеся успехи в овладении боевой авиационной техникой. В 1937 году С.П. Супрун был выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Совета первого созыва. Выступая он говорил: «Хочется сделать что-то большое для своего народа, для большевистской партии, для Родины».

Супрун был не только первоклассным летчиком, мастерски владеющим техникой пилотирования, но и храбрым воздушным бойцом. Он считал, что военному летчику-испытателю нужна практика и боевой опыт. В 1939 году в небе Китая развертываются ожесточенные воздушные сражения против японской авиации. Основную тяжесть воздушных боев выносят на своих плечах советские летчики-добровольцы. Весной 1939 года С. П. Супрун подает рапорт с просьбой поехать добровольцем в Китай.

Из советских летчиков была сформирована истребительная группа, в состав которой входили две эскадрильи. Одна эскадрилья имела на вооружении самолеты И-16, другая — И-15-бис. Майор С.П. Супрун стал командором группы. Летчики его подразделения прикрывали важные объекты Китая от налетов японской авиации. Степан Павлович показал себя мастером ночных воздушных боев, разработал ряд тактических приемов ночных действий истребителей. Группа под его командованием в течение короткого времени уничтожила 36 японских самолетов. За успешное выполнение правительственного задания и проявленные при этом мужество и героизм С.П. Супруну 12 мая 1940 года было присвоено званое Героя Советского Союза.

Обогащенный боевым опытом, летчик вернулся к испытательной работе. Он получал одно сложное задание за другим. К этому времени он летал в общей сложности более чем на ста типах отечественных и иностранных машин! С большой теплотой вспоминал Степана Павловича прославленный летчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки: «Это был отличнейший летчик, блестяще владеющий техникой пилотирования, говорил он. — Ему приходилось выполнять самые разнообразные задания по испытанию техники, и всегда он показывал образцы мужества, непреклонной силы волн высокого мастерства».

Четыре дня Степана Супруна


Великая Отечественная война застала Супруна в одном из южных санаториев. Менее чем через сутки он был уже в Москве. Степан Павлович стремился скорее вступить в бой с гитлеровской авиацией. «Я летал на немецких машинах и знаю, как их следует бить, — в который раз повторял Супрун своему начальнику. — Надо проверить в боях наши новые «миги».

В стремлении как можно скорее вылететь на фронт Сергей Павлович был не одинок. На третий день войны он, вернувшись из Генштаба, объявил, что создает 401-й истребительный авиаполк особого назначения и берет только добровольцев. Ядро полка составили летчики-испытатели, в числе, которых были Константин Коккинаки, Валентин Хомяков, Евгений Уляхин, Леонид Кувшинов, Юрий Кругликов и другие.

Четыре дня Степана Супруна


Но даже в это горячее время он продолжал испытательскую работу. На третий день войны, 24 июня, он представил отчет об облете модифицированного самолета Як-1, который заканчивал словам: «Необходимо срочно запустить самолет в серию», Супрун мучительно переживал каждую задержку в комплектовании полка, в получении самолетов. Не дождавшись, пока формирование будет полностью закончено, он оставил своего заместителя К. Коккинаки завершать дело, а сам с двумя эскадрильями 30 июня вылетел на Западный фронт. Произвели посадку на лесном аэродроме Зубово. Степан Павлович приказал немедленно дозаправить машины.

Не прошло и двух часов, как в воздухе показался вражеский разведчик. Супрун на своем «миге» взлетел навстречу врагу. Представился удобный случай показать своим летчикам, часть которых раньше не бывала в боях, как надо бить врага. Завидев краснозвездный истребитель, фашист пытался удрать. Но не тут-то было. С первого захода Супрун убил стрелка, а второй очередью свалил вражеский самолет на землю.

Вскоре посты наблюдения сообщили, что приближается второй самолет противника. Командир взлетел опять, набрал высоту и стал в облаках поджидать фашиста. Вот самолет с крестами на крыльях промелькнул внизу, и в тот же миг Супрун сверху бросился на него. Ярким факелом вспыхнул и этот вражеский самолет. В полку царило возбуждение. «Вот это командир! Настоящий ас!» — говорили летчики, делясь впечатлениями о первом фронтовом дне. До появления на этом участке полка Супруна самолеты противника летали низко и часто безнаказанно. Одна из главных заслуг истребителей 401-го полка, как отмечалось позднее в представлении Степана Павловича к награждению второй медалью «Золотая Звезда», состояла в том, что они отбили у германских летчиков охоту летать на этом участке фронта и «загнали их на высоту».

Летчики 401-го авиационного полка только за два дня, 2 и 3 июля, сбили восемь фашистских самолетов. Полк Супруна вел непрерывную разведку поля боя, наносил меткие удары по наземным целям. За один день, 3 июля, полк уничтожил две переправы гитлеровцев через Березину, железнодорожный мост, много боевой техники. В этот же день полк совершил штурмовой налет на немецкий аэродром. «Миги» сожгли на земле 17 вражеских самолетов, склады горючего и боеприпасов.

Четыре дня Степана Супруна


4 июля десятка МиГ-3 во главе с командиром эскадрильи майором Хомяковым получила задание сопровождать наши бомбардировщики, наносившие удар по переправе противника через Березину в районе Борисова и по колоннам пехоты и танков на дороге Борисов — Крупки. В составе десятки полетел и командир полка. Это был его четвертый боевой вылет за день. Как и в предыдущие дни, он хотел лично участвовать в бою, убедиться в результатах, а на обратном пути уточнить расположение войск противника. Когда бомбардировщики, выполнив задание, возвращались на свой аэродром, подполковник Супрун с ведомым лейтенантом Остаповым развернулся в направлении дороги Крупки — Орша, чтобы провести разведку и свободный поиск противника в воздухе. Вскоре Остапов обнаружил фашистский четырехмоторный бомбардировщик «ФоккеВульф-200», стал его преследовать, но был подбит.

Четыре дня Степана Супруна


Супрун атаковал второй бомбардировщик, маскировавшийся в облаках с редкими разрывами, и подбил его. При выходе из атаки советский летчик был ранен в грудь очередью воздушного стрелка. Внезапно из облаков на «миг» Степана Павловича напали шесть «мессершмиттов» — три пары. В неравном бою Супрун сбил один Ме-109. Остальные продолжали с остервенением атаковывать самолет, который с трудом пилотировал тяжело раненный советский летчик. Один «мессершмитт» сумел все-таки зайти в хвост «мига» незамеченным и в стремительной внезапной атаке поджег самолет нашего летчика.

Самолет С.П. Супруна загорелся. Летчик резко набрал высоту, и стал планировать на посадку. Три «мессершмитта» продолжали преследовать одинокий «миг». Один из фашистских летчиков уже на малой высоте дал очередь по краснозвездному истребителю. Для посадки Супрун выбрал поляну в урочище Малинник неподалеку от деревни Монастыри. МиГ-3, срезая верхушки деревьев и кусты, приземлился, над ним взметнулся столб огня. Покинуть на земле пылавший самолет раненый летчик уже не смог.

Очевидцами последнего героического боя С.П. Супруна были бойцы поста воздушного наблюдения, многие жители деревень Монастыри, Паньковичи, Сурневка Толочинского района Витебской области. В обгоревшем самолете они нашли останки летчика со знаком депутата Верховного Совета и Золотой Звездой на груди.

Супрун был на фронте всего четыре дня, но их хватило, чтобы его имя вдохновляло полк в период всей войны. Каждый из шести авиаполков, сформированных по предложению Степана Павловича из летчиков-испытателей НИИ ВВС, обрел свою славную боевую биографию. В течение тех первых четырех дней сражений, часть Супруна уничтожила 12 фашистских самолетов, а за три месяца — уже под командованием Константина Коккинаки — 54 машины врага. Опыт, который имели летчики-испытатели, дал много полезного и необходимого для разработки тактики ведения воздушных боев, применению новых самолетов. Степан Петрович Супрун все это верно предвидел.

22 июля 1941 года посмертно С.П. Супрун был награжден второй медалью «Золотая Звезда», став дважды Героем Советского Союза. В родном городе Сумы ему воздвигнут памятник, одна из улиц названа его именем.

Четыре дня Степана Супруна


Источники:
Мороз С. Родоначальник. История истребителя МиГ-3. // Авиация и время. 2011. №2. С. 13-15.
Демин А. Советские истребители в небе Китая. (1937-1940) // Авиация и космонавтика. 2000. №12. С. 27-28.
Демин А. Праздники в небесах // Авиация и космонавтика. 1998. №9. С. 6-7.
Медведь А. Лето 1941 года глазами советского авиационного командования // Авиапанорама. 2010. №4 (82). С.36.
Брайнин И. На испытанных самолетах // Крылья Родины: сб. статей. М.: ДОСААФ СССР, 1983. С. 100-102.
Стефановский П. М. Триста неизвестных. М.: Воениздат, 1968. С. 9.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 43
  1. Алексей К. 5 мая 2015 06:20
    Низкий поклон ветеранам, вечная память павшим.
    Алексей К.
  2. avvg 5 мая 2015 06:23
    Вечная Память Павшим!Героями не рождаются,ими становится!Вечная Слава нашим Героям!
  3. Наган 5 мая 2015 06:28
    В родном городе Сумы ему воздвигнут памятник, одна из улиц названа его именем.
    Хотелось бы надеяться, что свидомиты до памятника не доберутся грязными лапами. А то ж этот памятник и в целом, и в деталях поперек высeра ВРУ о советской символике.
  4. татарин 174 5 мая 2015 06:53
    Без подвига наших дедов и прадедов нам бы сейчас не жить. Спасибо им за это.
  5. ротмистр 5 мая 2015 08:44
    Великий был лётчик и человек был с большой буквы. О таких людях надо писать в школьных учебниках.
  6. мыслитель 5 мая 2015 08:54
    Осталась какая-то недосказанность. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. А последнее фото в статье, из парка искусств Музеон.
    1. Serg65 5 мая 2015 10:36
      Цитата: мыслитель
      Осталась какая-то недосказанность.

      Я прекрасно понимаю, что в формат статьи многое не вошло. Хочу добавить от себя. Степан Павлович родился на Украине, в селе Речки Белопольского уезда, Сумской губернии. В 1913 году вместе с матерью эмигрирует в Канаду, где по настоянию отца вступает в Лигу коммунистов.В 25-м возвращается уже в Советскую Россию.С 29-го года связал свою жизнь с авиацией. Супрун был первоклассным лётчиком, вот воспоминания Авиаконструктор Эрнста Хейнкеля...Перед первым полётом на Не-100, самом скоростном из всех самолётов, на которых он когда-либо летал, он имел 10-минутную консультацию с одним из моих лучших лётчиков-испытателей. Затем он поднял машину в воздух и стал швырять её по небу, выполняя такие фигуры, что мои лётчики почти онемели от удивления.
  7. Игарр 5 мая 2015 09:18
    Спасибо за интереснейший материал, Инженер-технарь.
    Читая, все проводил параллели о летчиках-испытателях. Конкретно, Супрун и Чкалов.
    Оба в одно и то же время работали, служили.
    Один у всех на слуху - и как отчаянный летчик, и как хулиган - нарушитель летной дисциплины. Чкалов Валерий Павлович, вечная ему память.
    И другой - не настолько широкоизвестный летчик-испытатель, Супрун Степан Павлович. 100 типов машин, освоенных в пилотаже - уму непостижимо. Без фантазии и творчества тут делать нечего, в более широком смысле - хулиганства, своего рода.
    Но нет, как хулиган Степан Павлович точно не отметился. Как испытатель - да.
    А впервые я о нем узнал из книги Яковлева "Записки авиаконструктора".
    Две войны.
    Четыре дня на Великой отечественной. И такая - огненная смерть.
    Истинный русич-воин.
    ....
    Вечная память всем нашим героям.
  8. aviator65 5 мая 2015 11:22
    О таких прославленных лётчиках, настоящих реальных героях надо снимать фильмы. А нам опять в канун великого ПРАЗДНИКА крутят телебредятину с громким названием "Истребители"...
    1. parusnik 5 мая 2015 13:24
      крутят телебредятину с громким названием "Истребители".....Вот, вот..включил..попадаю на эпизод,где поганный особист, выкорчевывает измену..Выключил ,не смотрю...Что не фильм современный о войне, обязательно плохой особист..надоело...
      1. Serg65 5 мая 2015 13:59
        Цитата: parusnik
        крутят телебредятину с громким названием "Истребители"

        Алексей, "Истребители" ещё более менее терпимо, посмотрел недавно "Оборона Севастополя" так чуть не плакал от обиды!!!
        1. Алекс 5 мая 2015 15:05
          Цитата: Serg65
          Алексей, "Истребители" ещё более менее терпимо, посмотрел недавно "Оборона Севастополя" так чуть не плакал от обиды!!!

          Недавно учеников водили на показ "Обороны Севастополя", это просто бред какой-то, а не фильм. Одно название ни к селу , ни к городу, про Севастополь только 15 минут, да и то в контексте, как всё плохо было. Уж если хотели фильм про Павличенко снимать, то ей бы и посвятили, тут есть, чему учиться и у кого учиться. А то так, обо всём понемногу, ну и Элеонора Рузвельт, конечно, - одна из центральных фигур фильма.

          А "Истребители" - откровенный кич и халтура, только название отличного фильма испохабили.
      2. tolancop 5 мая 2015 17:20
        В первых "Истребителях" особист показан как раз положительным...
        1. Argon 6 мая 2015 01:27
          Даже если всю идеологию отбросить"истребители"откровенная ХОЛТУРА,от исторических фактов до графики и макетов.Вот гешевт под праздничек кто-то себе забадяжил.Все-таки должна быть структура в сфере кинематогрофа\телевидения оценивающая подобные"шедевры",как сточки зрения культурной ценности,так и с идеологической стороны,ну и смету проверить не когда не помешает.
  9. Майнер 5 мая 2015 13:10
    Про Супруна есть интересная история, когда он будучи членом советской делегации в Германии, знакомился с вражеской техникой, подойдя в Мессершмитту-109 незаметно, как ему казалось, покачал что-то там в района стабилизатора что в хвостовой части.

    Заметив это, к нему подошли фашисты (пилоты) с вопросом - на каком участке фронта он воевал в Испании.

    Супрун ответил, что не был в Испании. Те ему не поверили. Ибо, откуда тогда он знал о конкретном недостатке мессеров первых серий?


    Про это в статье - ни слова...

    А вообще жаль, что такой мастер, не смог принести достаточно пользы для страны на фронте.

    Очень жаль :(

    В связи с чем еще больше уважаешь таких уникумов как Покрышкин.

    Светлая им обоим Память!
    1. gladcu2 5 мая 2015 22:06
      У немцев в Испании была четкая тактика боя на вертикали. Они первооткрыватели этого боя.

      Заключается она в следующем.

      Перед боем ведущий набирает максимально необходимую высоту при которой самолёт противника окажется ниже по вертикали. Ну разница высот скажем 800 м.
      Ведомый находится справа сзади метрах в 300. Ведущий готовится к атаке зазевашейся лёгкой цели по какой-то причине от ставшей от общего строя противника. Выбор цели ведущим необычайно важен для сохранения жизни ведомого.

      Цель выбрана, атака. Используя преимуществом по высоте самолёт быстро набирает скорость подходит на расстояние практической стрельбы даёт залп, отворачивается не проверяя результат и без потери скорости и с примуществом в скорости уходит на свой эшелон. В случае удачной атаки ведомый остаётся на своей высоте наблюдая за боем сверху. В случае если ведомый замечает что на ведущего готовится атака. Он срывается со своего эшелона и заходит атакуещему противнику в хвост с целью не то что бы его сбить, но хотябы помешать, сорвать атаку. Естественно после этого обратно вверх и в сторонку.

      Таким образом противнику навязывается бой с использованием преимущества в скороподъёмности техники.

      Зная эту тактик Супрун и поинтересовался прочностью хвостового оперения.

      Напомню, что советские военные уставы того времени не предполагали бой в паре, а в тройке. Как видите в бок на вертикали третий лишний.
  10. parusnik 5 мая 2015 13:22
    В родном городе Сумы ему воздвигнут памятник, одна из улиц названа его именем.Сейчас город оккупирован укронацистами..Как бы эти сволочи памятник не снесли..
  11. Алекс 5 мая 2015 15:08
    Добавить нечего: отличный лётчик, талантливый учитель и организатор, бесстрашный боец - одним словом, настоящий патриот. Таких людей невозможно ни победить, ни покорить. Потому и победили.

    Светлая и вечная память героям!
  12. gladcu2 5 мая 2015 17:01
    Статья написана в общепринятом стиле 60 х годов. В общих чертах героика, патриотизм.

    Но хотелось бы больше технических деталей.
    Н вот например,что значить для лётчика маскироваться в облаках? Какие трудности обнаружения или ухода в облаках.

    Представление боя на вертикалях. Что означает свободный поиск.

    Какая роль ведомого. Почему миг- 3, не может вести бой на высотах до 3000 м.

    Почему одиночный самолёт даже супер ас пилотажного мастерства заведомо смертников против превосходящего по численности противника.

    В последним 5 лет появились великолепные, почти научные статьи от геймеров специалистов симуляционного компьютерного воздушного боя. Буквальный разбор этих статей рекомендаций по настоящему даст возможность понять с какими трудностями столкнулись даже опытные пилоты испытатели.

    И самое важное. Это даст оправдание тому факту почему за 10 сбитых самолётов давали Звезду Героя Советского Союза.
    1. tolancop 5 мая 2015 17:22
      Статья о ЧЕЛОВЕКЕ. О технических деталях воздушных боев читайте другие материалы, благо их сейчас хватает.
    2. aviator65 5 мая 2015 21:54
      Судя по вашим вопросам, я вижу, вы человек - далёкий от авиации. Так вам с азов надо всё узнавать. Если эта тема вас так интересует, читайте больше книг на эту тему. Особенно воспоминания наших известных лётчиков, героев той войны. Уж, такая фамилия, как Покрышкин, вам должна быть известна. А вы хотите обо всём в одной статье про одного героя?
      Р.S.
      Особенно у вас умиляет вот это
      Цитата: gladcu2
      В последним 5 лет появились великолепные, почти научные статьи от геймеров специалистов симуляционного компьютерного воздушного боя.
    3. voyaka uh 6 мая 2015 00:25
      Миг-3 был отличный самолет, но сложный в пилотировании.
      Поэтому только летчики высокой квалификации могли побеждать на нем.
      И в широкое производство он не пошел.
      1. Argon 6 мая 2015 01:37
        Что не на есть в самом"широком производстве находился",вплоть до зимы 41го.Потом задел доделывали.КБ постоянно работало над совершенствованием машины МиГ-3У,МиГ-9(первый)но нехватало им квалификации.Вначале 42г сняли с производства.На момент нападения Германии на СССР наиболее распространенный и,что важно наиболее освоенный в частях истребитель"нового типа".
      2. Александр72 6 мая 2015 17:55
        МиГ-3 конечно не выпускался массово по сравнению с истребителями Яковлева и Лавочкина. Но в начале войны этот самолет, будучи выпущенным в количестве около 3,3 тыс штук) был самым массовым из трех новейших моделей истребителей ВВС РККА (ЛаГГ-3, Як-1 и МиГ-3). И поэтому его сложно назвать малосерийным.
        В Великой Отечественной войне МиГ-3 использовался в различных вариантах. Его основные качества — большой потолок (12 тыс. м) и скорость на высотах более 5 тыс. м позволяли советским лётчикам успешно вести бои с бомбардировщиками и разведчиками противника. К началу войны истребителей МиГ-3 было в строю значительно больше, чем ЛаГГ-3 и Як-1, и на них было переучено немало лётчиков. Однако МиГ-3 был ещё недостаточно освоен строевыми лётчиками, переучивание большинства их ещё не было завершено, и возможности самолётов не всегда использовались. Сравнение с другим массовым истребителем начала войны — И-16 (естественно в последних его модификациях), было явно не в пользу МиГа. И-16, самый маленький истребитель Великой Отечественной войны, был чрезвычайно маневренным (даже более, чем Як-1), мотор надёжно защищал лётчика от лобовой атаки, техническое обслуживание было весьма простым. Но управлять им было непросто, он отзывался на любую дрожь руки. МиГ, напротив, был «тяжелым» в управлении, маломаневренным на малых и средних высотах.
        По предложению лётчика-испытателя С. П. Супруна были сформированы два полка на МиГ-3 с большим процентом знакомых с ними испытателей. Косвенно это помогло в устранении недостатков пилотирования, но остался непреодолённым основной недостаток МиГ-3: превосходя все истребители в скорости на высотах более 5 000 м, он на малых и средних высотах уступал истребителям Як, Ла и немецким, что вместе со слабостью вооружения не позволяло полноценно использовать МиГ-3 как фронтовой истребитель. Но он нашёл себе применение как высотный ночной истребитель в системе ПВО, где его большой потолок (до 12 000 м) и скорость на высотах были решающими. Так он в основном и применялся до конца войны, в частности, охраняя Москву. На фронтах МиГ-3 применялся в 1941—1943 годах (на Брянщине, на Кубани, в Молдавии и в Крыму). В 1941 году МиГ-3, несмотря на стереотип о слабом вооружении, широко и успешно использовался как истребитель-бомбардировщик, с установкой под крыльями шести-восьми РС-82 или двух ФАБ-50. Самолеты МиГ-3 были единственными среди истребителей нового типа, получившими в предвоенное время бомбодержатели и доведённую проводку системы сбрасывания. Также успешным было применение МиГ-3 как разведчика. Недостатком МиГ-1 и МиГ-3 была невозможность установки пушки в развале блока цилиндров двигателя, вызванная конструкцией микулинских моторов. Тем не менее, в совокупности более трети выпущенных МиГ-3 имели вооружение (не считая ШКАС) из двух-трех крупнокалиберных пулемётов (БС и БК), батарей РС-82 и пушек ШВАК (всего 52 самолета). В течение 1940—1941 годов заводы выпустили более 3,3 тыс. самолётов МиГ-3.
        На МиГ-3 сбил вражеский самолет 22 июля 1941 года в самом первом воздушном бою над Москвой лётчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ПВО Москвы Марк Галлай (известный летчик-испытатель и автор нескольких книг об авиации и летчиках), на этом же самолёте в начале войны летал и одержал свою первую победу над немецким самолётом один из асов ВВС РККА будущий Трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин, сбив Bf-109Е.
        Честь имею.
  13. Архонт 5 мая 2015 18:03
    отсюда картинка
  14. gladcu2 5 мая 2015 18:45
    Конечно. Статья о человеке. О личности. О гениальной технике владения самолёта.

    Но вы например знаете, когда Сапрун почувствовал безысходность?

    По описанию последнего боя. После последней своей удачной атаки он должен был уйти. Но он вступил в бой. Зная, что живым не уйти. Миг-3 уже перешагнул черту минимальной своей высоты. И противник не дал бы пилоту выйти на те высоты где миг-3 являлся королём боя. Высоты 5000 м.

    На высотах до 300 миг-3 был уязвим и очень медленно набирал свою высоту. Другими словами медленно накачивал энергию для быстрого скоростного удара с на медленным уходом на высоту без потери скорости и ухода на горизонталь.

    Вот что я хотел сказать.
    1. aviator65 5 мая 2015 22:03
      То есть, вы полагаете, что Супрун вступил в свой последний бой от безысходности?
      1. gladcu2 5 мая 2015 22:31
        Я задал себе вопрос почему Супрун не вышел из боя.

        И ни один ответ мне не понравился. Потому, что он не имел дать себе право погибнуть.
        Слишком высока его цена, как специалиста для страны. Для будущих лётчиков, которых он мог бы обучить.

        Тем не мнение, произошло то, что произошло.

        Но каждый для себя должен выбрать лично цену своей жизни. Чтобы в случае нехватки времени сделать неоправданную ошибку.
        1. aviator65 5 мая 2015 23:22
          Если вы внимательно читали материал, то там чётко сказано: Супрун был ранен, его самолёт - подбит. Лётчик пытался совершить посадку, но его просто добили. Если следовать вашей логике, он вообще не должен был воевать, потому что на войне всегда есть вероятность погибнуть.
          Цитата: gladcu2
          Но каждый для себя должен выбрать лично цену своей жизни. Чтобы в случае нехватки времени сделать неоправданную ошибку.

          Если в бою каждый бы думал о цене своей жизни, то мы бы вряд ли победили.
          1. gladcu2 6 мая 2015 00:44
            В бою нужно думать про победу, а не почетную гибель. Он должен был закончить схватку и у него ещё оставалась возможность. О трусости речь не идёт.
            Почему он перешагнул черту не возврата?

            Вы утрируете, перекручиваете мою логику.
            Я внимательно читал про бой.
          2. Next 6 мая 2015 00:59
            Цитата: aviator65
            Если в бою каждый бы думал о цене своей жизни, то мы бы вряд ли победили.


            Полностью с Вами согласен. Поэтому Вам "+". Причем надо понимать, что каждая жизнь бесценна. А умирать в любом возрасте не хочется. Но есть моменты когда надо. Просто нет другого выхода. Чтобы жили другие, близкие и незнакомые тебе люди.
            1. gladcu2 6 мая 2015 01:29
              Есть вещь о которой мы знать не можем но можем предполагать. Ранение полученное после первой атаки было фатальным. И Супрун уже шёл отдавать свою жизнь дороже.

              К сожалению тактически бой был не проработан. Но в моём случае "говорить" не мешки таскать. Опита и наработок не было.

              Прошу прощения за дерзость обсудить вопрос с негативной точки зрения.
        2. Удав КАА 6 мая 2015 01:46
          Цитата: gladcu2
          Я задал себе вопрос почему Супрун не вышел из боя.
          Потому, что он -- Супрун, а не Хартман, который 3 раза будучи сбитым, умудрялся спасти свою жизнь.
          Мне кажется, вопросы тактики вы трактуете несколько упрощенно. Мессеры потому лезли на вертикаль, что двигло у них было мощнее и кислородная аппаратура у летчиков была. Поэтому они занимали эшелон 5000м, когда наши предпочитали 3000м (можно было идти без кислородной маски). В этом плане МиГ-3 отличался тем, что он создавался как высотный истребитель-перехватчик прежде всего для защиты городов от налетов высотных бомбардировщиков. Рассчитанный на высоты 7-12 тыс.м МиГ-3 был вне конкуренции при перехвате высотных целей, но спустившись на высоту 3000м он терял свое преимущество в скорости и маневренности, т.к. был тяжелой машиной. И вести воздушный маневренный бой в таких условиях могли только хорошо подготовленные летчики.
          В последнем бою Супрун сделал все, что было возможно, и погиб как герой, не покинув поля боя. Можно ли нам, сегодняшним, судить его за это? думаю -- нет! Можно только восхищаться его мужеством и верностью воинскому долгу.
          1. gladcu2 6 мая 2015 15:19
            Спасибо за интерес к обсуждению технических деталей.

            Вы правильно заметили технические особенности миг-3. Это высотный истребитель. Кстати нему только в конце войны смогли создать высотный FW.

            В начале войны немцы имели в большем количестве свои Ме. Комфортные границы боя 2000 5000 м. Это в основном связано с возможностями двигателя и конструкции планера. Ниже 2000 это смертельная высота для Ме. Так как после неудачной вертикальной атаки. Неправильно спланированной, что очень важно. При потери скорости, обратно высоту он уже набрать быстро не мог и тут он попадал в цепкие лапы ишачьков. Королей на высотах до 3500. И королей горизонтального боя. А те уже не давали альтернативы.

            Поэтому проявляется главное преимущество немецкой тактики. Они навязывали сво правила боя. Постоянно оказываясь на верхних эшелонах с приличным запасом энергии для мгновенной отаки и уходом на безопасную высоту.

            Если говорить про опытность летчиков. То даже полнейший новичек с трудом управляющий самолётом зная тактику воздушного боя мог быть серьёзным противником.

            Для понимания о чем я говорю надо чётко разделить два понятия тактика боя и воздушный тактический приём. Разнообразие последних около 10. Плюс какие-то интерпретации.
  15. gladcu2 6 мая 2015 00:42
    Минусы не приятно, но хотелось бы видеть опровержение моей точки зрения.
    1. aviator65 6 мая 2015 09:31
      Цитата: gladcu2
      К сожалению тактически бой был не проработан. Но в моём случае "говорить" не мешки таскать. Опита и наработок не было.

      Вы сами то смысл своих слов понимаете? По вашему каждый лётчик-истребитель должен иметь тактическую заготовку на каждый воздушный бой, проработанную заранее? Есть основные приёмы ведения боя, которые действительно отрабатываются до автоматизма. И чем опытней лётчик, тем больше у него таких приёмов, это безусловно. Но говорить о какой то тактической непроработке, когда быстроменяющаяся обстановка требует мгновенного принятия решения, это, мягко говоря, некорректно. Я уверен, Супрун и на таран бы пошёл, не задумываясь, при ином раскладе в том бою.
      Судя по всему, вы не только далеки от авиации, но и о войне в целом имеете смутное представление.
      1. gladcu2 6 мая 2015 16:25
        Нет обстановка не требует мгновенного решения. В этом парадокс и никаких шахматных вариаций.

        Весь воздушный бой можно загнать в рамки нескольких тактических приёмов не уходя от нескольких принципов, постулатов которым нет альтернативы. Попозже я сформулирую.
  16. Александр72 6 мая 2015 09:39
    Мне довелось прочитать о последнем бое и гибели Супруна С.П следующее:
    Шестой вылет 4 юля 1941 года оказался для Супруна последним. В паре ст. л-том Остаповым Степан Павлович ушел на разведку. Остапов заметил в небе вражеский Фокке-Вульф-200 "Кондор", атаковал его, но был сбит огнем противника. Он вернулся в полк через двое суток. Подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, принял решение продолжать полет. Вскоре он в облаках обнаружил второй "Кондор". Не разглядев сопровождающих бомбардировщик истребителей, Степан Павлович бросился в атаку. о время выхода из нее пуля немецкого стрелка попала Супруну в грудь. (По утверждениям экспертов, с истребителя он такого ранения получить не мог) Из облаков вывалилась шестерка "мессеров". Будучи уже раненым Степан Павлович не вышел из боя и закрутил с немцами в небе такую карусель, что те поняли, с каким советским асом имеют дело. С первой же атаки очередь МиГа прошила фашистский самолет и тот, загоревшись, резко пошел к земле. Уже теряя сознание от потери крови, Супрун пропустил атаку немецкого истребителя. Огонь последнего оказался точным. МиГ Степана Павловича загорелся. Напрягая последние силы, пытаясь спасти себя и машину, Супрун сумел посадить самолет на поляне возле леса...
    4 июля 1941 года, после полудня, многие жители близлежащих деревень - Монастыри, Паньковичи, Сурновка, а также солдаты, которые находились в Друцком замке были свидетелями воздушного боя одинокого советского истребителя с шестеркой немецких самолетов. Женщины, пасшие коров, видели: три "мессершмитта", окружив горящий МиГ, шли за ним как на параде. Наш самолет приземлился на опушке леса. Казалось, что советский летчик выскочит из кабины горящей машины, но самолет вдруг весь вспыхнул, в нем что-то взорвалось. Один из "мессеров" снизившись, еще раз обстрелял горящий МиГ. (Следы пулевых вмятин на бронеспинке, найденной на месте посадки Супруна, говорят, что этой очередью немцу не удалось поразить тело советского летчика). Местные жители пытались помочь пилоту, но безжалостное пламя не выпустило его из своего плена. В синей дымящейся гимнастерке он неподвижно сидел в открытой кабине, пальцы левой руки сжимали рычаг управления. Возле обугленной, спекшейся раны на груди мерцала звезда героя... Выкопав неглубокую яму, застелив ее листами обшивки самолета, местные жители осторожно положили тело пилота на дно, покрыли его жестью, забросали землей и дерном.
    22 июля 1941 года Степану Павловичу Супруну было присвоено звание дважды Героя Советского Союза.
    Прошло 15 лет после Победы и 19 со дня гибели С.П.Супруна, и в 1960 году, были предприняты поиски останков Степана Павловича. В архивах было найдено доненсение командира 23-й авиадивизии, в которую входил 401-й истребительный полк специального назначения С.П.Супрун погиб в районе города Толочин Витебской области. С помощью местных жителей был определен район поисков. Вскоре под обломками МиГа, в могиле, были найдены останки прославленного летчика.
    Степан Павлович Супрун был перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Гранит для могильной плиты прислала Украина. Красную, искристую каменную глыбу доставили из карьеров Житомирщины, при содействии трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина.
    Степан Павлович Супрун:
    1. aviator65 6 мая 2015 10:56
      Спасибо за дополнение. Человек выполнил свой долг до конца. Честь и слава!
      1. gladcu2 6 мая 2015 19:49
        Спасибо о дополнении.
        Для меня это расставило все точки над i.

        Решил не продолжать. Разбор достаточно грустный.

        Честь имею.
  17. VladimS 6 мая 2015 14:08
    Цитата: parusnik
    .Что не фильм современный о войне, обязательно плохой особист..надоело...

    И так же заметил, обязательно еврейская девушка или парень.., у которого всю семью... и т.п.
    Надрывно так.
    Словно только их и расстреливали, мучали, жгли. За несколько лет военных.
    Я к тому, что, страдал весь много-национальный народ в той войне.
    Вот что нам всем надо помнить - не забывать!!! И детям, внукам передавать.

    Человек выполнил свой долг до конца. Честь и слава!

    Мужественный человек, героическая и яркая жизнь.
    Не для себя. Для Родины!!!
  18. gladcu2 6 мая 2015 20:12
    Для авиатора. ( не умею пользоваться опциями чата)

    В Великой Отечественной Войне самолетами того времени весь бой завязывался на двух принципах, основных.

    Первый. Запас преимущества по высоте (накачка кинетической энергией).

    Второй. Выбор цели. Отказ от лёгкой цели в приоритете отогнать насевшего на хвост своему товарищу, вражеского истребителя.

    После этого каждый пилот уже ведёт самостоятельный бой если общее управление или тактическое построение нарушено.
  19. vitya1945 9 мая 2015 17:28
    Хартман сбивал выбирая сверху,- беззащитный , налетел сбил ушел, нет ,- в крайнем случае бой. Но чаще уходил, поэтому и набил столько. Много бы я отдал чтобы посмотреть на бой один на один Супрун - Хартман или Покрышкин - Хартман... У кого нибудь есть сомнения по поводу исхода?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня