Грузовые автомобили Первой мировой войны. Великобритания

22
В Великобритании и в ее колониях одним из самых распространенных автомобилей был также американский Форд-Т. Их тут же мобилизовали на военную службу и превратили… в патрульные автомобили. Они мало чем отличались от своих гражданских аналогов, кроме того, что в кузове у них располагался пулемет «Виккерс» на треноге. Иногда применялся и ручной пулемет «Льюис», а экипаж «патруля» состоял из двух человек. Поскольку многим таким машинам приходилось действовать в условиях пустыни, на них воды в канистрах. Вода требовалась и для пулеметов с водяным охлаждением, тем более что она закипала в кожухе уже на третьей минуте стрельбы.

Модель Т использовалась в Месопотамии и в Палестине против турок. Их прикрепляли к кавалерийским дивизиям, и они служили им в качестве лидеров. Наткнувшись на врага, отходили, прикрываясь пулеметным огнем, а ракетами посылали сообщения. Отмечалось, что экипажи этих авто действовали очень профессионально. Что, впрочем, не удивительно, ведь в них набирали обычно гражданских шоферов, а те считали за честь служить в патруле и демонстрировать свои высокие профессиональные навыки.



Здесь, кстати, следует немного рассказать о том, как тогда вообще управляли автомобилем потому, что дело это было отнюдь не легкое, настолько нелегкое, что не всякий бы наш сегодняшний водитель с ним справился. В отличие от современных автомобилей, у которых все рычаги и кнопки находятся в кабине, на большинстве авто периода Первой мировой войны два очень важных рычага находились справа за бортом: кулиса для переключения передач и рычаг ручного тормоза в секторе с трещоткой. На руле было два полукруглых зубчатых сектора и две манетки — одна для установки угла опережения зажигания, а вторая — для ручного газа, а от них шли тросики управления. Внизу, под ногами (это уже было и тогда так) находились педали тормоза трансмиссии и акселератора.

Запуск двигателя осуществлялся следующим образом. Сначала манеткой устанавливалось число оборотов коленчатого вала и угол опережения зажигания. Потом на приборной панели система зажигания переключалась с магнето на батарею, при этом обычно слышалось тихое жужжание. Теперь можно было выходить из кабины, становиться перед радиатором и браться за заводную рукоятку, причем так, чтобы большой палец обязательно располагался параллельно всем другим, в кулаке. Такому охвату рукоятки специально учили, потому что иначе, если вдруг палец выступает вперед, то при неудачном запуске, когда из-за запоздалого зажигания в цилиндрах вал дергался в обратном направлении, ручка могла внезапно ударить по пальцу и даже его сломать.

Рукоятку нужно было резко «крутануть» по часовой стрелке, и тогда двигатель начинал «чихать» и дрожать от неравномерной работы. Тут надо было глазами не моргать, а по-быстрому забираться опять в кабину и осторожно манипулировать манетками, чтобы двигатель заработал плавно и при этом хорошенько прогрелся. Потом уже можно было переключить батарейное зажигание опять на магнето, выжимать сцепление и включать первую скорость…

Но теперь водителю нужно было отпустить сцепление, чтобы не сжечь кожаные накладки у его конуса, затем надавить ногой на педаль акселератора и, если двигатель при этом от неумелой работы со сцеплением еще не заглох, то…да, автомобиль начинал двигаться. Или надо было повторять все сначала! При необходимости быстро затормозить, резко тянули назад рычаг ручного тормоза, который действовал на тормозные колодки задних колес, и одновременно нажимали ногой на педаль тормоза трансмиссии. Такие вот «чудеса техники», недаром в то время шоферов так уважали.
В начале войны для того, чтобы восполнить нехватку автотранспорта, правительство Великобритании приобрело огромное количество автомашин в Соединенных Штатах, в общей сложности почти 18 000 грузовиков. Первые контракты были размещены в конце 1914 года, а первые поставки сделаны в начале 1915 года, через базу в Ливерпуле и ремонтные депо в Ислингтоне, где поступавшие машины подвергались проверке и обслуживанию до момента передачи их в Британское Министерство боеприпасов.

Одним из наиболее важных типов транспортного автомобиля, был 3-тонный грузовик «модель B» производившийся фирмой FWD в Клинтонвилле, штат Висконсин. Это был полноприводный автомобиль очень похожий на своего современника «Джеффри-квад», с четырехцилиндровым бензиновым двигателем с трехступенчатой коробкой передач, двухскоростной раздаточной коробкой и валом привода на каждую ось. На шоссе раздаточная коробка отключалась, но для езды по пересеченной местности обычно включался полный привод, что соответствующим образом повышало проходимость автомашины.

Интересно, что эта компания FWD была основана в 1912 году, а первые 18 машин «модели В» произведены только в 1913 году. Армия США также испытала один из самых первых автомобилей этого типа и в 1916 году заказала 38 штук для генерала Першингу для его мексиканской кампании против партизан Панчо Вильи. Между тем, с началом войны в Европе «модель B» была заказана не только британцами, но и российским правительством. Когда же в 1917 году Америка вступила в войну, то заказы от армии США были настолько велики, что производство пришлось отдать еще трем другим компаниям — настолько был велик спрос на полноприводные трехтонки этого типа!

Всего фирме было заказано не менее 30 000 полноприводных автомобилей, из которых 12498 доставлены заказчикам к моменту перемирия. 9420 машин отправились во Францию также еще до того, как военные действия завершились.

Что касается англичан, то они заказали 5474 грузовиков этого типа. Причем, для нужд артиллерийских подразделений предусматривалась поставка не просто авто, а целых автомобильных подразделений, включая ремонтные мастерские с полным комплектом сварочного оборудования, токарным и сверлильным станком в кузове, переносным горном (ковать лошадей, которых тоже никто не отменял!) и баллонами для ацетилена и кислорода! Предусматривалось, что спецификация ремонтных работ должна охватывать ремонт не только автомобилей, но и орудий, и даже… конской упряжи!

Большинство британских автомобилей комплектовались лебедкой и прожектором. Ну, а применялся FWD, прежде всего, как артиллерийский транспортер, но ему случалось возить и воду, и бензин, для чего выпускались специальные автоцистерны.

Своим собственным трехтонным грузовиком был «Лейланд» в тысячах экземплярах выпускавшийся как для армии, так и для авиации. Причем сотни машин комплектовались сменными кузовами, например, это могла быть передвижная мастерская, топливные цистерны, моторизованные голубятни и даже совсем уже необычные авто для запуска воздушных шаров. Это были чрезвычайно надежные автомобили и многие из них пережили войну. А затем фирма «Лейланд» просто выкупила их у армии, на них был проведен капитальный ремонт, после чего их вновь перепродали (с двухлетней гарантией — вот оно чисто британское качество!) для коммерческого использования.


Автомобиль «Лейланд» поступавший в Британские военно-воздушные силы.


И вот, кстати, один из его конкретных примеров: один такой грузовик приобрела фирма « Чиверс и сыновья» из Кембриджа в 1919 году. Машина работала в Лондоне до 1934 года, затем ее переделали для заводской пожарной команды и использовали в годы Второй мировой войны, после чего автомобиль работал на фермах, пока Чиверс в 1959 году его не выкупил и полностью не восстановил. То есть машина работала 40 лет и после реставрации до сих пор еще на ходу!


Один из первых британских броневиков на шасси автомобиля «Вулкан»


Еще в Англии в Саутпорте существовала автомобильная фирма «Вулкан», выпускавшая прочные и надежные автомобили. Ее грузовик 1,5-тонный был самым простым: двигатель был четырехцилиндровый мощностью 22,4 л. с., четыре скорости и реверс редуктора червячной передачи для движения задним ходом. Колеса имели твердые резиновые покрышки (задник колеса были сдвоенные) и самый примитивный корпус из деревянных реек и крышей из брезента. Надо заметить, что английские дизайнеры грузовых авто к изыскам не очень-то стремились. Место водителя было открыто всем ветрам, и только над головой была крыша опять-таки из брезента. Поэтому в холодное время обычной одеждой шоферов был кожаный редингот на меху или шинель с жилетом, на лице балаклава и большие очки-консервы. Как правило, колеса имели деревянные обода и опять же деревянные, хотя и толстые спицы. Кузова тоже были деревянными, так как металл экономили на всем. Кстати, на «Вулкане» кабина водителя как таковая вообще отсутствовала, и он управлял своим авто, сидя прямо в кузове! По этой же причине рычаги управления находились не справа, а слева, так как справа их просто негде было бы установить!


Автомобиль «Вулкан». По прошествии стольких лет от него даже фотографии, увы, не осталось
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    5 мая 2015 07:31
    Старые машины выглядят довольно странно на сегодняшний день. Слава прогрессу!
  2. +6
    5 мая 2015 07:37
    Автомобиль того времени был ещё тот гемморой! Особо фитильный карбюратор! Его работа сильно зависела
    от температуры окружающей среды, и да же влажности воздуха и атмосферного давления! Магнето "высокого"
    напряжения выдавало всего до 1500 вольт, что не способствовало хорошему воспламенению. Эргономика
    отсутствовала, как понятие. Управляемость машин- то же была абстрактным понятием. Для удержания авто
    на прямой приходилось "судорожными движениями" руля ловить дорогу! Поэтому- автомобиль был ещё не для
    всех! Справится с этой шайтан- арбой мог только специально обученный и подготовленный человек. У него
    должны быть железные нервы и способности цезаря- делать кучу дел одновременно!
    1. +2
      5 мая 2015 08:15
      вот неВры точно железные нужны были - читал инструкцию по запуску двигателя авто того времени - обморок.........
    2. +3
      5 мая 2015 10:02
      Особо фитильный карбюратор!
      -это конечно что-то...А об "испарительном" карбюраторе того же времени-слыхали?
      Грубо говоря это было что-то типа широкой банки с налитым топливом.
    3. +1
      6 мая 2015 18:46
      Вы не упомянули еще об отсутствии бензонасосов - бензин поступал из бака в карбюратор самотеком. Вследствие этого машины того времени не могли преодолевать сколь-нибудь крутые подъемы - двигатель просто глох из-за того, что в него перестало поступать топливо. Да и завести двигатель машины при наличии всего-лишь "кривого стартера" - тот еще геморрой. Нет, положительно водители того времени - по-своему героические люди.
  3. avt
    +2
    5 мая 2015 09:58
    good Фундамент становления моторизации войск!
  4. +2
    5 мая 2015 10:17
    Да ладно вам - нервы - десять дел одновременно. Делай все не спеша и по порядку - будет тебе счастье. Зато не пешком и не на кобыле.
    1. +3
      5 мая 2015 14:32
      Цитата: tchoni
      Зато не пешком и не на кобыле.

      кому и кобыла -невеста...

      ВСЕХ, С ДНЁМ ПОБЕДЫ!!!

      а ИШАК надёжней good
      1. +4
        5 мая 2015 22:45
        Цитата: cosmos111
        а ИШАК надёжней

        Это не прикол и не монтаж??!..
      2. +2
        8 мая 2015 22:26
        Я не совсем понял: это что, противотанкист и радиопеленгаторщик в одном флаконе? И на какой ляд к ишаку кoзлы приделали?
  5. +3
    5 мая 2015 12:00
    "… при неудачном запуске, когда из-за запоздалого зажигания в цилиндрах вал дергался в обратном направлении,… "
    Эх спецы… В обратном направлении вал "дергается" при раннем зажигании!
  6. +4
    5 мая 2015 14:17
    кузове у них располагался пулемет «Виккерс» на треноге.

    был такой вариант у мелкобританцев((прадедушка современных патрульный бронеавто...)))

    фотка в тему...мелкобриты в Палестине...
    кулик
    1. +3
      5 мая 2015 14:41
      несколько фото...на тему первой мировой...
      производство танка МК-I
    2. +2
      5 мая 2015 14:45
      производство/цех A7V, Sturmpanzerwagen
    3. +1
      5 мая 2015 14:47
      1917-й год...выставка трофейных Mк-I ,в Берлине...
    4. +2
      5 мая 2015 15:19
      Особенно радует водитель с двумя кинжалами - резьба с двух рук по македонски?-)
      1. +4
        5 мая 2015 15:38
        Цитата: tchoni
        - резьба с двух рук по македонски?-)

        что то, в этом роде и классическом пробковом (колониа́льном) шлеме good ...


        и как не вспомнить,о 2-х этажных автобусах Лондона???
        с 1914 года ,в войсках бритов состоял на вооружении ,2-х этажный автобус Тип- " B " разработанный компанией (LGOC), в 2010-м году((аж до 24-го года)))


        1. avt
          +2
          5 мая 2015 17:23
          Цитата: cosmos111
          с 1914 года ,в войсках бритов состоял на вооружении ,2-х этажный автобус Тип- " B "

          laughing good Войска связи на марше ! Шутки шутками , а Штудент голубиную почту уважал . Когда ребята из тех что на фотографии
          Цитата: cosmos111
          а ИШАК надёжней

          В Арденах идя на диверсии впереди всех Зепу - командиру 6 танковой SS заявку на голубиную почту дали , тот им рявкнул - ,,Я не директор зоопарка!" fool Как то следом вспоминается закон Сталиным подписанный во время войны о .....Пчеловодстве - послабления по налогам были и желающим выдавали соответствующий инвентарь за счет казны , только мед сдавай и пусть пчелы опыляют .
          1. +2
            5 мая 2015 17:34
            Цитата: avt
            Штудент голубиную почту уважал

            голубиную good ,была ещё и собачья))это и понятно))

            НО,кошачья((на фотке Сталинградская битва,Боевой Кот с донесением!!!правда правда или нет история умалчивает)))

            фото клик((подписано боец,посылает с донесением кота)))
            1. avt
              +3
              5 мая 2015 17:46
              Цитата: cosmos111
              НО,кошачья((на фотке Сталинградская битва,Боевой Кот с донесением!!!правда правда или нет история умалчивает)))

              Реально пытались кошаков пристроить документы воровать - ну пролазят там куда собаку точно не пустят , но не дрессируются гады ! laughing Вот в цирке работают , а на разведку - нет . Вот ходят сами по себе и все .
              Цитата: cosmos111
              фото клик((подписано боец,посылает с донесением кота)))

              Скорее как в одном кино современном - котяра пожрать пришел , у кошек на жалость давить лучше получается . laughing
            2. +3
              5 мая 2015 18:04
              Грузовик FWD в Имперском военном музее Даксфорде. Вид сзади. Хорошо виден сложный механизм привода всех его четырех колес.

              фотка в тему...


              завод полноприводных авто в городе Клинтонвилл, Висконсинт((в 1912 году уже такие авто заводы были и не один,а десятки ДАА fellow )))


  7. +1
    5 мая 2015 22:17
    В книге "Дизертиры войны и мира" приводятся удивительные факты свисвидетельствующие о насыщенности фронтов разным вооружением,часто превышающие даже масштабы второй мировой, о множестве разных технических новшеств. Фототелеграф, мотоцикл с пулемётом, океанские подводные лодки, безпроводной вариант телефона...