Вторжение боевиков в Дагестан. Бои в Новолакском районе

54
Вторая чеченская кампания началась с нападения боевиков под руководством Басаева и Хаттаба на Дагестан. Первоначально отряды чеченских боевиков вошли на территорию Ботлихского района. Активные бои на этом направлении продолжались с 7 по 23 августа 1999 года. В ходе этих боев отряды боевиков были вытеснены на территорию Чечни. С 29 августа по 13 сентября российские войска проводили операцию по захвату и уничтожению ваххабитского анклава, который сформировался в так называемой Кадарской зоне. 5 сентября 1999 года отряды Басаева и Хаттаба второй раз входят в Дагестан, на этот раз удар нанесен по Новолакскому району республики. Удар должен был отвлечь силы российской армии и милиции от мятежных сел Карамахи и Чабанмахи в Кадарской зоне.

Операция, которую боевики назвали «Имам Гамзат-бек», началась 5 сентября и продлилась до 14 сентября. За это время правительственные войска смогли полностью восстановить контроль над Кадарской зоной, в военном смысле операция Басаева и Хаттаба теряла всякий смысл. Оказать существенную помощь ваххабитам в Карамахи и Чабанмахи они не смогли, а население Дагестана в подавляющем своем большинстве не поддерживало боевиков, и готово было с оружием в руках защитить свою республику. 14 сентября правительственные войска вернули себе контроль над селом Новолакское, а 15 сентября 1999 года тогдашний министр обороны России Игорь Сергеев докладывал Путину о том, что вся территория Дагестана полностью освобождена от чеченских банд-формирований.



Бой за «Телевышку»

К началу сентября 1999 года боевиков вытеснили с территории Ботлихского района. Единственные поддерживающие бандитов села Карамахи и Чабанмахи, которые также были оплотом ваххабитов из числа местного населения, были окружены федералами. Исход боев на данном направлении был очевиден. Однако руководство боевиков решило нанести внезапный удар в Новолакском районе Дагестана, который ранее еще не был вовлечен в боевые действия. Планируя данную операцию, Басаев и Хаттаб рассчитывали на то, что главные силы российских войск втянуты в боевые действия на территории Кадарской зоны. Расчет они делали на быстроту действий и внезапность, на первом этапе это принесло им свои плоды.

Вторжение боевиков в Дагестан. Бои в Новолакском районе


Отряды боевиков численностью до двух тысяч человек, снова перейдя границу с Дагестаном, смогли занять приграничные села Тухчар, Гамиях (Хасавюртовский район), а также Чапаево и Ахар (Новолакский район) и сам районный центр Новолакское. Остановить прорыв боевиков удалось лишь в 5 километров юго-западнее Хасавюрта, который являлся вторым по численности городом Дагестана. Данным ударом противник не только пытался оттянуть часть российских войск от Кадарской зоны, но и по-прежнему рассчитывал на дестабилизацию обстановки в самой республике. Эти планы боевиков провалились, при этом даже на начальной фазе они столкнулись с определенными трудностями.

Неожиданно упорным оказался бой за господствующую высоту «Телевышка» возле села Новолакское. С данной высоты хорошо просматривался не только райцентр, но и большая часть территории районы и главные автодороги. По этой причине уже утром 5 сентября 1999 года боевики отправили на высоту несколько десятков своих бойцов. Однако взять высоту сходу не вышло, хотя ее обороняло всего 6 человек — 5 дагестанских милиционеров Новолакского РОВД во главе с лейтенантом Халидом Мурачуевым и один солдат внутренних войск.

Группа, состоявшая из местных милиционеров, была усилена одним русским пулеметчиком из состава ВВ МВД России. По звукам стрельбы, которая раздавалась из села, милиционеры поняли, что происходит в Новолакском. Лейтенант Мурачуев сумел организовать круговую оборону и распределил имеющиеся боеприпасы. Первую атаку боевиков гарнизон «Телевышки» успешно отразил кинжальным огнем с близкой дистанции. Вторая и третья атака боевиков на высоту также провалились. В итоге всего 6 бойцов держали у высоты более 100 боевиков в течение суток.



Атаки противника сменяли одна другую, между атаками высота обрабатывалась боевиками из минометов. Всего боевики предприняли 7 атак, которые не привели к успеху, завалив подступы к высоте убитыми. Однако силы защитников также были на исходе. В ходе одной из атак погиб милиционер, в следующей ранило пулеметчика. Выносившие его двое милиционеров при отходе с высоты были окружены и попали в плен. А на высоте все еще оказывали сопротивление лейтенант Мурачуев и младший сержант Исаев, оба к тому моменту также были ранены. Они смогли продержаться ночь. Последний доклад с высоты был получен ранним утром 6 апреля 1999 года: «Патроны кончились, Мутей ранен, он подает гранаты, я бросаю». В конце концов, боевики смогли ворваться на высоту и учинили над ее последними тяжелоранеными защитниками зверскую расправу. Лейтенанту Халиду Мурачуеву боевики отрубили голову.

Пленные боевики рассказали о подробностях подвига защитников высоты и их гибели в сентябре 2000 года, указав места захоронений героев. В том бою было убито и ранено до 50 участников незаконных бандформирований. При этом боевики потеряли сутки на взятие высоты «Телевышка», лишившись эффекта внезапности. Бой на высоте еще не стих, а вокруг села Новолакское уже разворачивались подразделения российских войск. За мужество и героизм, которые были проявлены при выполнении служебного долга, лейтенанта Халида Мурачуева и младшего сержанта Мутея Исаева 31 января 2002 года посмертно представили к званиям Героя Российской Федерации.

Уничтожение блокпоста и казнь российских военнослужащих в селе Тухчар

5 сентября 1999 года при повторном вторжении боевиков в Дагестан ими было совершено жестокое убийство российских военнослужащих в селе Тухчар. Данное убийство они сняли на видеопленку, которая позднее попала в руки федеральных сил, а сама трагедия получила широкую известность. На Тухчар наступала банда чеченских боевиков, которой руководил Умар Карпинский. Дорогу к селу прикрывал блокпост, на котором служили дагестанские милиционеры. Чуть выше на горе стояла БМП и 13 солдат из состава 22-й отдельной бригады особого назначения ВВ МВД России из Калача-на-Дону.



Зайдя в село Тухчар с тыла, участники банды смогли взять поселковый отдел милиции и начали обстрел высоты, на которой расположились бойцы бригады. Достаточно быстро выстрелом из гранатомета была выведена из строя БМП внутренних войск, при этом наводчик погиб на месте, а водитель был контужен. Выжившие в бою солдаты бежали в село, пытаясь спрятаться от боевиков. Однако по приказу Карпинского участники его банды провели поиски, осмотрев и село, и близлежащую территорию. В одном из домов боевики нашли контуженного водителя БМП, а в подвале другого еще 5 российских военнослужащих. После предупредительного выстрела по дому из гранатомета им пришлось сдаться.

По приказу Умара Карпинского пленных отвели на поляну рядом с блокпостом. Здесь боевики казнили шестерых пленных — одного старшего лейтенанта и пятерых солдат-срочников. Боевики перерезали пятерым российским военнослужащим горло, с одной из жертв расправился лично Карпинский, еще одного солдата застрелили при попытке бегства. Позднее видеозапись этого страшного преступления попала в руки сотрудников оперативных служб Дагестана. Со временем все участники данного убийства понесли наказание. Организатор убийства и главарь боевиков Умар Эдилсултанов (Карпинский) был уничтожен через 5 месяцев во время попытки прорыва боевиков из Грозного. Еще 5 человек, причастных к убийству, были приговорены к различным сроком тюремного заключения, трое из них к пожизненному лишению свободы.

Бой в Новолакском

В самом районном центре Новолакское оказались блокированы боевиками более 60 сотрудников местного райотдела милиции, а также бойцы расквартированного в селе липецкого ОМОНа. Бойцы не сложили оружие и дрались с врагом в окружении около суток. На помощь в село была послана бронегруппа из состава 22-й отдельной бригады особого назначения ВВ МВД России, но она не смогла пробиться к окруженным и была остановлена огнем боевиков. Согласно версии главкома внутренних войск (на тот момент времени) генерала В. Овчинникова, он лично занимался координацией минометного огня по вражеским позициям, для того чтобы предоставить окруженным омоновцам и милиционерам возможность пробиться из окружения.



В то ж время другую версию представляли непосредственные участники тех боев, она была опубликована в журнале «Солдат удачи» №2 за 2001 год. В той статье содержалась версия бойцов липецкого ОМОНа о бое за Новолакское. По их словам, после предпринятой неудачной попытки деблокировать окруженных с помощью сформированной бронегруппы, их, по существу, бросили на произвол судьбы. Решение о прорыве из окружения они приняли самостоятельно, при этом никакого отвлекающего минометного удара со стороны федеральных сил, по их словам, не проводилось. Согласно официальным данным, бойцы липецкого ОМОНа смогли выйти из Новолакского с минимальными потерями — 2 убитых и 6 раненных. В то же время общие потери российской стороны в ходе боя в Новолакском официально составили 15 человек убитыми и 14 ранеными.

Всего в ходе полуторамесячных боев на территории Дагестана в августе-сентябре 1999 года потери федеральных сил по официальным данным составили 280 человек убитыми и 987 ранеными. Потери боевиков оценивались в 1,5-2 тысячи убитых. Однако добиться реального результата федеральные силы смогли только в Буйнакском районе Дагестана, где была полностью разгромлена группировка ваххабитов в Кадарской зоне. Одновременно с этим в приграничных с Чечней районах войскам не удалось окружить и уничтожить все вторгнувшиеся в Дагестан отряды боевиков, которые после боев в Ботлихском (август) и Новолакском (сентябрь) смогли уйти на территорию Чечни.

Вытеснив боевиков с территории Дагестана, руководство в Кремле получило выбор: укрепить границу с Чечней и продолжить отбивать дальнейшие удары Басаева, параллельно с этим, пытаясь договариваться с президентом Чечни Масхадовым или же повторить силовую операцию на территории Чечни, с целью разбить боевиков на их территории, решив попутно задачу о возвращении Чечни в состав Российской Федерации. Был выбран второй вариант развития событий, началась вторая чеченская кампания.

[media=http://www.youtube.com/watch?v=HEaqGbJe7jU]

Источники информации:
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=7082
http://www.vestnikmostok.ru/index.php?categoryid=17&id_item=154&action=view
http://terroristica.info/node/245
http://otvaga2004.ru/fotoreportazhi/voyny-i-goryachie-tochki/oborona-dagestana-1999
https://ru.wikipedia.org
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +24
    6 мая 2015 07:16
    Мужество Дагестанских ополченцев и федеральных сил, которые остановили боевиков, расстроило их планы. Тогда же дагестанцы показали, что они с Россией навсегда, что Дагестан это такая же часть России как любой другой регион. Враг рассчитывал поднять Дагестан, но у него ничего не получилось. Свой выбор Дагестан сделал.
    1. Комментарий был удален.
    2. +1
      7 мая 2015 23:08
      парней жалко..
  2. +8
    6 мая 2015 08:07
    Как так получалось, что при общем численном превосходстве федеральных сил, наши подразделения - размером от отделения до взвода - постоянно попадали в окружение и противостояли превосходящим силам противника?
    1. +7
      6 мая 2015 08:57
      Сил у нас может было и больше,но после тяжелого упадка 90-х не осталось слаженности подразделений...ведь именно с этой 2-ой Чеченской можно сказать наша армия начала новый этап своего пути.
    2. +6
      6 мая 2015 09:04
      Низкий уровень взаимодействии между подразделениями и родами войск. Видимо хромала разведка.

      Думаю были не редки случае когда одно из подразделений попадало в окружение, а соседи ждали приказа для оказания помощи.
      1. 0
        6 мая 2015 22:23
        Не разведка - связь отсутствовала и взаимодействие.
      2. +1
        7 мая 2015 00:29
        Цитата: ivanzu87
        Видимо хромала разведка.


        Нет!

        Не в разведке дело.
    3. 0
      6 мая 2015 16:31
      Сергей, это все халатность и потеря контроля над обстановкой. Неэффективная разведка, слабая координация, имея численное превосходство федеральные силы были разбросаны, отдельные подразделения сами по себе, взаимодействия никакого, отсутствие связи, плюс слабая подготовка в войсках (не считая спецподразделений)
      1. +1
        7 мая 2015 14:27
        Минусующим - пишу это, потому что знаю, не по телевизору все это смотрел...
      2. 0
        9 мая 2015 22:07
        Цитата: Alexey-74
        Сергей, это все халатность


        +

        Цитата: Alexey-74
        Неэффективная разведка


        Здесь не соглашусь...разведка свою работу делала,но не всегда данные разведки использовались. Да и обстановка за сутки менялась не раз.

        Цитата: Alexey-74
        Минусующим - пишу это, потому что знаю, не по телевизору все это смотрел...


        Не многие поймут военного... мало кто ветерана боевых действий.
  3. +4
    6 мая 2015 08:09
    Это наша история и нельзя её приукрашивать или замалчивать
  4. +7
    6 мая 2015 09:04
    Цитата: Sergey7311
    Как так получалось, что при общем численном превосходстве федеральных сил, наши подразделения - размером от отделения до взвода - постоянно попадали в окружение и противостояли превосходящим силам противника?

    Предатели, купленные за зелёные бумажки, в управлении армии, были виновны. Вспомните чем закончилась первая компания.
  5. +10
    6 мая 2015 09:06
    Абсолютно не понимаю авторов, которые если и описывают происходящее более или менее достоверно, все равно "страдают политкорректностью". Масхадов такой же бандит, как и Басаев с Хаттабом, а вовсе не Президент,"федеральные войска" - термин, выдуманный нашими "правозащитниками" Ковалевыми, Митковыми и гнусной властью, которую они представляли и представляют. И это не просто ошибка в терминах. Благодаря таким "ошибкам" мы имеем кадыровских бандитов, подчиняющихся только ему и "гвардии" Газпромов и Лукойлов.
    1. +1
      6 мая 2015 10:35
      Цитата: дмб
      "федеральные войска" - термин, выдуманный нашими "правозащитниками" Ковалевыми, Митковыми и гнусной властью, которую они представляли и представляют.

      Чуть вас поправлю Дмитрий, если не против...
      В дальнейшем термин "федеральные войска" использовался в обиходе для обозначения Вооруженных сил, так как в чехи всех было навалом: Армия, МВД, ВВ, спецы всех мастей от различных министерств.
      Так было проще отвечать на вопрос:
      - ты кто ?
      - Федерал.
      Все понятно - значит Армеец.
      1. +1
        6 мая 2015 11:10
        Я конечно не против, но кто из перечисленных Вами не "федералы"? Ими именовались и комендатуры и ВОВДы и спецназ любого из ведомств, Исключение составляли лишь МВД Чечни, и батальоны. аналогичные "Востоку". Да и те собственно формально являлись федералами, пока их не укомплектовали бывшими бандитами, которые больше подчинялись своему "насяльнику" чем закону.
  6. +3
    6 мая 2015 09:32
    Желаю здравствовать.
    Коротко. Вторая чеченская компания началась задолго до вторжения боевиков в Дагестан. Придя "де-факто" к власти, Путин и Ко. понимают, что проблему на Кавказе нужно решать, но действия России связаны Хасавюртовскими соглашениями. Окружению боевиков внушается мысль, что они могут повторить успех в Дагестане, получают доступ к нефти и прочие бонусы. Не искушенные в таких вопросах боевики "заглатывают наживку", тем самым аннулируя действие договора.
    1. +5
      6 мая 2015 10:22
      Думаю, Вы правы лишь отчасти. На момент формального прихода к власти, главной задачей Путина и Ко было в ней укрепиться и даже удержаться. Все знали, кто привел его во власть, и если бы ЕБНовцы, в число которых входил и Путин, были уверены, что им доведенный до крайности народ не свернет в ближайшее время шею, то Борюсик и дальше бы царствовал. А ничто, как справедливо писали Стругацкие, не укрепляет позиции власти так, как маленькая победоносная война. Понятное дело, что подталкивали они бандитов не на прямую, и что вовсе не любовью к России руководствовались. Руководило ими желание у власти удержаться.Что собственно говоря и получилось. Сказанное вовсе не отрицает ни необходимости уничтожения бандитского анклава, ни героизма и мужества, тех кто дрался с бандитами.
      1. +2
        6 мая 2015 10:54
        Насчет власти, "укрепится и удержаться", "победоносная война" - все верно. А вот, насчет "привел сам", не думаю. Считаю, что к Борису Николаевичу пришли люди (не штатские), сказали: "мол, так и так", вы сделали все, что могли, да и здоровье уже не то. Идите на покой, и мы все забудем. Вы, только нашего человечка оставьте.
        1. 0
          6 мая 2015 11:21
          Исходя их Вашего комментария пришедшие к ЕБНу ничем от бывших с ним в штатском ничем не отличаются. И что же он сделал полезного для народа, а не для штаских и нештатских? И чем же тогда "человечек" нештатских от него отличается? Я кстати вовсе не говорил, что пьян-Боря эти решения самолично принимал.
          1. +1
            6 мая 2015 11:59
            При всей вашей любви или не любви к В.В.П., России пользы куда побольше, чем от Б.Н.Е. Другой вопрос, как это было сделано. Но это уже дело граждан РФ оценивать его работу.
            Теперь, вопрос: А кто, по-вашему должен или мог возглавить Россию в то время, и повести ее в светлое будущее?
            1. +2
              6 мая 2015 13:03
              А он не колбаса, и не девушка, чтобы его любить или не любить. России, а таковой я считаю большинство ее населения, от него пользы ровно столько же сколько и от Ельцина. А польза Чубайсу и Сечинау меня очень мало волнует. Ответить на Ваш второй вопрос не могу, ибо гаданиями предпочитаю не заниматься. Мне кажется главной ошибкой в таких дискуссиях, что мы лидера представляем Богом. А они не боги. Даже гении. Не создали бы единолично социалистическое государство ни Ленин, ни Сталин. Исходя из неизбежности возврата к социалистической идее, во главе могла оказаться компартия. И даже временно с Зюгановым. Правда он существовал бы недолго, больно уж амебообразен.
              1. 0
                6 мая 2015 16:59
                Я ведь, почему спрашивал, когда мы с чем-то не согласны, мы, как минимум, должны предложить альтернативу. Социалистическая идея очень даже жизнеспособна, согласен, но не в лице Зюганова, он упустил свой шанс, когда фактически одержав победу на выборах 1996 года, пошел на сговор с Ельциным.
                Учитывая, что наша дискуссия выходит за рамки обсуждаемой темы, предлагаю ее закрыть.
              2. 0
                6 мая 2015 17:18
                Цитата: дмб
                А он не колбаса, и не девушка, чтобы его любить или не любить.

                История показывает,что самый лучший правитель и патриот постепенно становится нелюбим ,по крайней мере частью населения.Возьмите например Де Голля
          2. -4
            6 мая 2015 12:15
            Ельцин не дал развалиться РФ вслед за СССР. В условиях той страны, которая ему досталась после целенаправленного её разрушения в период перестройки и продолжающегося её разрушения уже после распада СССР, сохранить хотя бы её целостность и оставить после себя адекватного преемника - уже заслуга перед народом. Иначе, жил бы я сейчас в какой нибудь уральской республике и неизвестно, как бы жил.

            Не надо думать, что они там в Кремле все сидят и думают только о том, как бы побольше нахапать и максимально долго сохранять власть, хотя и власть и богатство несомненно имеет значение для тех, кто занимается политикой. Но видеть в них безголовых временщиков, как любят это делать всепросральщики, ошибочно. Это лидеры буферных стран могут себе такое позволить, потому что за их спиной стоят сверхдержавы, которые этих лидеров поддерживают финансово и политически. Янукович, сваливший в Россию, и Саакашвили, удравший в США, и еще масса подобных примеров. А за спиной ВВП (как и в свое время за спиной ЕБН) никто не стоит и в случае чего свалить ему будет некуда.
            1. +5
              6 мая 2015 12:31
              Цитата: Пфктшсл
              Ельцин не дал развалиться РФ вслед за СССР. В условиях той страны, которая ему досталась после целенаправленного её разрушения в период перестройки и продолжающегося её разрушения уже после распада СССР

              Ельцин и его окружение и были инициаторами разрушения СССР. Он хотел и дальнейшего распада РФ вспомним только его слова обращённые к главам республик и областей - берите независимости сколько сможете. Именно при нём развернулась основная компания по разворовыванию и "уничтожению" всего что только осталось от Страны Советов. Ельцин и его сподвижники типа Гайдара , Чубайса, Березовского главные враги и "воры" которые буквально "опустили" нашу страну да так что последствия этого мы не можем преодолеть до сих пор.
      2. Барабулек
        +1
        6 мая 2015 12:00
        похоже вообще эту войну под премьера организовали, чтобы его дружно выбрали и чтобы Семья осталась в неприкосновенности. Что вобщем у них получилось.
  7. +18
    6 мая 2015 10:23
    Бандит, он и в Африке - бандит.
    Уже после чехи-1 было понятно, что война продолжиться.
    Бородатые вкусили безнаказанность. Работать из них никто не собирался, зачем, если можно развлекаться с автоматом.
    Если бы их отгородили забором и изолировали - сожрали бы друг друга, нормально существовать все равно бы не смогли. Это и есть ПРАВДА. Нифига им ненужна была государственность - им нужно было просто разбойничать.
    Вот и полезли на неразграбленный Дагестан, там самым и расписались в своей кончине...
    Туда им и дорога...
    Мы тогда озлобленные уже были, да и огрызаться научились.
    Большой плюс той поры:
    - наконец-то были боеприпасы в достатке и хавчик. Плюс "мешать" работать стали меньше.
    ДА, это ценилось высоко.
    За это до сих пор уважение к дяде Вове. Что есть, то есть.


    Чехи - не простой народ.
    Они тонко, на подсознании чувствуют слабину и ВСЕГДА этим пользуются.
    Чехи уважают только силу.
    Чеха остановить можно только жескостью (не путать с жестокостью).
    Чех не изменит свое мнение если с ним просто разговаривать - пустая болтовня не для них.
    А тут им такая возможность махновщины перепала...
    Вах.

    Решение было принято правильное:
    1. Силой навели порядок, без всяких соплей.
    2. Поставили у власти сильный тейп.
    Все.
    ОБА пункта архиважны.
    ...

    Удачи тебе, Кавказ - живи и радуйся жизни. Лучше растить детей и любоваться горами, чем дышать войной.
    Не стоит гневить БОГА.
    1. Барабулек
      -1
      6 мая 2015 12:01
      Живут и радуются, только за чей счет?
      1. +2
        7 мая 2015 16:18
        Цитата: Барабулек
        Живут и радуются, только за чей счет?

        Явно не за ваш,и не за американский.Тут такое дело-либо будут в составе РФ,либо будут получать гранты из США
    2. +1
      6 мая 2015 12:21
      Да, никому не стоит гневить Бога! Не только Кавказу, но и всей России!
      1. +2
        6 мая 2015 15:30
        Салам, братишка! Времена были лихие. Сам после дембеля с ФПС приехал туда зимой 2000-но и был в ополчении чародинцев. Туда не дошли, но прекрасно помню какое хорошее было отношение к федералам и как в Каспийске дежурили молодые ребята в подъездах.
        1. 0
          6 мая 2015 19:07
          Цитата: Drednout
          Салам, братишка!

          И тебе не хворать, Расул.
          smile
          drinks
        2. +1
          6 мая 2015 19:20
          Ваалейкум салам Расул! Любой разумный человек понимал тогда, куда вела республику вся это псевдоисламизация. Я считаю, что мы среагировали адекватно.
  8. +6
    6 мая 2015 10:31
    1997 год. Блок-пост у с. Тухчар. Дорога на Галайты и Замай-Юрт (это уже Чечня). Место не очень удачное для блока: за спиной дорога, по фронту открытая местность всего метров 200-300, с небольшим повышением переходящим в гребень небольшой по относительной высоте сопки, дальше зелень. За гребнем сопки овраг уходящий на правый фланг, с выходом на дорогу. С левого фланга ещё сопка на расстоянии 400 метров, северная оконечность которой была окраиной села. Вдоль дороги сам блок-пост в виде вагончика и сети траншей с тремя блиндажами. При организации службы приходилось выставлять секрет в район оврага с контролем правого фланга поста и на сопку пулемётную точку с приданным снайпером для контроля левого фланга, фронта и поляны за дорогой (тыла), оканчивающейся обрывом к пойме реки Асса (а на том берегу с. Ишхой-Юрт с роднёй очередной жены Хаттаба). Память....куда её деть?
    1. +3
      6 мая 2015 10:42
      Цитата: Славян69
      Память....куда её деть?

      Эхех...
      Жить с этим, больше ничего не остается.
      Выбросить, блин...не получается, редиску... вот и приходить постоянно носить с собой.
      Удачи, Дмитрий.

      Прорвемся )))
  9. +1
    6 мая 2015 10:31
    хорошая статья............ воспоминания........
  10. +3
    6 мая 2015 12:37
    Цитата из статьи
    Единственные поддерживающие бандитов села Карамахи и Чабанмахи, которые также были оплотом ваххабитов из числа местного населения,

    И нельзя не в коем случаи забывать от куда к нам пришёл ваххабизм и кто его финансировал - это Саудовская Аравия во многом благодаря которой и были обрушены цены на нефть, что стало одной из причин краха СССР.
    И ещё надо всегда помнить кто стоит за спиной Саудовской Аравии - это США и Израиль.
  11. +2
    6 мая 2015 15:33
    Кара-махи и Чабан-махи весьма зажиточными селениями были, но ваххабитов мочили конкретно и сами даги. Видел что от этих селений осталось после. Заслуженное зрелище.
  12. +2
    6 мая 2015 15:42
    Война на Северном Кавказе закончится только тогда, когда родители начнут любить своих детей больше, чем ненавидят друг друга.
  13. +2
    6 мая 2015 16:24
    мама искала сына и лишь через год бродя по вышке сама нашла тело сына Мурачуева,а до этого не знали где он
  14. +2
    6 мая 2015 16:27
    мама искала сына и лишь через год бродя по вышке сама нашла тело сына Мурачуева,а до этого не знали где он. кроме того в статье написано про липецкий омон а про дагестанских ментов из новолака и ее начальника который из вывел из окружения не написано. фото его у меня на нике стоит.
  15. с1н7т
    +2
    6 мая 2015 19:25
    Всякий раз, когда такое читаю, прихожу в ужас - как же насрать правительству на своих солдат, песец! И генералы, которые остались служить в РФ после СССР, никчемное.... Помню зам.Главкома Сухопутных войск - в своё время в ВС СССР его у нас судом чести судили за воровство техники с боевой группы(прокуратура даже не почесалась), а в ВС РФ пригодился - чему удивляться, блин.
  16. vatihi
    +2
    6 мая 2015 22:17
    Я никогда не забуду как нас военных встречали в Хасавюрте в сентябре 1999 г, как освободителей люди радовались нам.мне тогда было всего 19 лет но даже тогда в дикой юности мне было очень очень приятно, и не смотря ни начто я считаю что мои сослуживцы погибли там не напрасно, нам живым надо жить дальше и не забывать эти жертвы. Всем жителям Дагестана огромное спасибо что поверили в нас, и мы не подвели. С уважением бывший боец 15 осн.
  17. +4
    6 мая 2015 22:56
    Не буду впадать в политические нюансы а приведу лишь личные наблюдения. Зима -весна 1998 года. Февраль прибытие в Кизляр в составе БОН ВВ из Пензы. офицеры и контрактники практически все прошли первую войну. При въезде в Кизляр запомнилась картина как мальчишки стоящие возле путей массово делают характерный жест проводя большим пальцем по горлу. Кто именно они были незнаю, но вряд-ли из одной национальности. Думаю здесь было больше запугивания и хулиганства чем ненависти. Но ощущения не самые лучшие)). Ночь в Кизляре - боевые посты вокруг состава. Командиры правильно решили что перестраховаться не плохо. Выдвижение в зону отвественности Каргалинская Плотина и Гребенской мост. Должен при этом сказать что друзья семьи у меня аварцы из Махачкалы так что дагестанцев я знал и со стороны добрососедства до армии. Меняли мы Казанский Бон. у них за две недели до нас отравили троих солдат и хорошо просто забрали оружие а не убили пока они были в несознанке. Свд Рпк и калашников насколько помню но Свд точно. На Каргалинской напротив стоял пост от первой роты Басаева. Разное было и стреляли и мордобой был. И например подходит чех видно накачаный чем то к посту 107 на самой плотине и сует руку в окошко с гранатой а ему Димон Богачев ствол в грудь упирает он типа я вас взорву а мы ему и тебе тоже крышка. Ситуация была минуту но длилась так долго и думалось все. Через пять дней после смены из тг прошло сообщение что на заставу будет нападение, застава в ружье. Ожидали 30-40 боевиков. Командира моего и меня комбат вызвал к себе - надо было уйти дозором чтобы заранее обозначить огнем противника, друг мой был в тот день в группе трехминутной готовности и его с нами не пустили. мне пришлось выбрать третьего к нам самому. Мы уходили в ночь а по лицам было видно что застава с нами прощается. Нам повезло. Не пришли боевики. Это про выставление постов. Офицер и два солдата за то чтобы заставу и дальние посты не взяли в расплох. Потом было 8 марта 98 когда чехи чужие Басаевцам угнали у Дагестанцев стадо коров. Басаевцы выдали нам проводника который вел нас для засады на отступающих чехов. А я шел за проводником и держал его на мушке если заведет нас в засаду. Разное было. А в 2000 в кабаке в Люберцах пересекся с дагестанцами которые узнав о что был у них в 98 говорили спасибо от сердца. молодые парни и бухали мы полночи. Что то навеяло....
  18. 0
    6 мая 2015 22:57
    Не буду впадать в политические нюансы а приведу лишь личные наблюдения. Зима -весна 1998 года. Февраль прибытие в Кизляр в составе БОН ВВ из Пензы. офицеры и контрактники практически все прошли первую войну. При въезде в Кизляр запомнилась картина как мальчишки стоящие возле путей массово делают характерный жест проводя большим пальцем по горлу. Кто именно они были незнаю, но вряд-ли из одной национальности. Думаю здесь было больше запугивания и хулиганства чем ненависти. Но ощущения не самые лучшие)). Ночь в Кизляре - боевые посты вокруг состава. Командиры правильно решили что перестраховаться не плохо. Выдвижение в зону отвественности Каргалинская Плотина и Гребенской мост. Должен при этом сказать что друзья семьи у меня аварцы из Махачкалы так что дагестанцев я знал и со стороны добрососедства до армии. Меняли мы Казанский Бон. у них за две недели до нас отравили троих солдат и хорошо просто забрали оружие а не убили пока они были в несознанке. Свд Рпк и калашников насколько помню но Свд точно. На Каргалинской напротив стоял пост от первой роты Басаева. Разное было и стреляли и мордобой был. И например подходит чех видно накачаный чем то к посту 107 на самой плотине и сует руку в окошко с гранатой а ему Димон Богачев ствол в грудь упирает он типа я вас взорву а мы ему и тебе тоже крышка. Ситуация была минуту но длилась так долго и думалось все. Через пять дней после смены из тг прошло сообщение что на заставу будет нападение, застава в ружье. Ожидали 30-40 боевиков. Командира моего и меня комбат вызвал к себе - надо было уйти дозором чтобы заранее обозначить огнем противника, друг мой был в тот день в группе трехминутной готовности и его с нами не пустили. мне пришлось выбрать третьего к нам самому. Мы уходили в ночь а по лицам было видно что застава с нами прощается. Нам повезло. Не пришли боевики. Это про выставление постов. Офицер и два солдата за то чтобы заставу и дальние посты не взяли в расплох. Потом было 8 марта 98 когда чехи чужие Басаевцам угнали у Дагестанцев стадо коров. Басаевцы выдали нам проводника который вел нас для засады на отступающих чехов. А я шел за проводником и держал его на мушке если заведет нас в засаду. Разное было. А в 2000 в кабаке в Люберцах пересекся с дагестанцами которые узнав о что был у них в 98 говорили спасибо от сердца. молодые парни и бухали мы полночи. Что то навеяло....
  19. +1
    6 мая 2015 23:15
    А почему, когда боевики более суток штурмовали телевышку, не была оказана помощь обороняющимся ? Десант, да хоть вертолетный удар по позициям атакующих ...
    1. +1
      7 мая 2015 06:04
      Вот тоже хотел задать такой вопрос, что у нас с авиацией военной совсем на тот момент плохо было, ладно вертолеты, те же грачи, там время подлета мизерное или правая рука не знала, что делает левая?