Япония против США и стратегическое равновесие на Тихом Океане. Часть первая

События зимы 1942-43 годов на Тихом океане и в Юго-Восточной Азии легко можно пересказать одной фразой: после удачного нападения на Пёрл-Харбор японцы стремительно, в считанные месяцы, захватили огромные территории, ведя одновременно военные действия против Китая, Англии, Франции и США.

Япония против США и стратегическое равновесие на Тихом Океане. Часть первая


Однако сколько-нибудь обстоятельный анализ и изучение причин столь невиданных поражений союзников (за исключением, разгрома в Пёрл-Харбор и потери Сингапура) — тема до сих пор довольно запутанная. Ясности и непротиворечивости в ней не больше, чем в большинстве других, посвященных истории Второй мировой войны. Одна из причин заключается в том, что в разнообразных исторических исследованиях о войне на Тихом Океане западным авторам приходится, так или иначе, касаться довольно нелицеприятных сторон колониального прошлого союзных держав, указывать причины послевоенного краха их колониальных империй — и это тоже не помогает установить все взаимосвязи между событиями.


Кроме того, успешные операции, проводившиеся японцами на Филиппинах и многочисленных разбросанных на тысячи километров островах западной части Тихого Океана, довольно трудно рассматривать в их взаимосвязи.

В череде невиданных стратегических успехов и громких побед захват японцами этих американских владений часто представляется чем-то второстепенным. Или даже закономерным следствием внезапного и успешного нападения на Пёрл-Харбор. А между тем, это была крупнейшая по своим глобальным последствиям стратегическая операция Второй Мировой войны, справедливо заслужившая особое внимание военных теоретиков и стратегов во всем мире. С тех пор и вплоть до сегодняшнего дня опыт этой кампании оказывал определенное влияние на все геополитические концепции и планы, а также на военные доктрины Соединенных Штатов Америки.

Во время войны политическое и психологическое влияние разгрома в Пёрл-Харбор чувствовалось в Америке намного сильнее, — это очевидно для всех слоев, от политиков и военачальников, до рядовых американцев. При этом американская пресса намеренно сглаживала впечатление от потери никому неизвестных атоллов и каких-то Филиппин.

Скажем так: нападение на Пёрл-Харбор воспринималось как публичное оскорбление. Очень подлое и очень унизительное, но с совершенно ясным пониманием того, что на него надо непременно срочно и столь же эффектно ответить. И буквально на следующий день американцами уже строились планы будущего возмездия, несмотря на огромные расстояния и технические сложности. И вскоре все эти чувства и стремления воплотились в известный рейд Дуллитла, который был, по крайней мере, формальным возмездием.

А потеря Филиппин, Гуама, Уэйка и множества других островов означала для американских стратегов, как минимум, что в ближайшей перспективе дать сдачи не удастся. Поначалу у американского руководства и военного командования не было вообще понимания, как это сделать из-за тех же самых огромных расстояний и пространств. Более того, очень похоже, что американское командование довольно долго не понимало, как и почему это произошло, причем многие заблуждения того времени, как водится, увековечились, неизменно появляясь даже в современных книгах и источниках.

Так что же это было и как развивались события?

6 декабря, когда ударное авианосное соединение японского императорского флота под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо, соблюдая радиомолчание, с потушенными огнями шло к Гавайским островам, в Вашингтоне получили сообщение из Лондона. В нем говорилось, что 35 японских транспортов, 8 крейсеров и 20 эсминцев к Малаккскому полуострову. Это подтверждало уверенность американских адмиралов в том, что японцы решили нанести удар по Сингапуру. Из различных воспоминаний и свидетельств известно, что нападение на Филиппины, и тем более на Гавайские острова, казалось слишком маловероятным. И дело тут не только в том, что японцы сумели скрытно приготовиться к нападению, но и в глобальной недооценке всей японской стратегии.

И политическое, и военное руководство США в 1941 году исходило из того, что действия Японии в предстоящей войне будут подчинены прежде всего экономической необходимости. Для дальнейшего полноценного развития японской экономики нужны была прежде всего нефть, а также некоторые цветные металлы, каучук и ряд других материалов и продовольствие. Всем этим японцы могли себя обеспечить в достаточной мере, во-первых окончательно закрепив свое влияние во Французском Индокитае, а во-вторых, захватив Голландскую Ост-Индию (Индонезию). И если французские колониальные власти активно сотрудничали с японцами (хотя далеко не все признавали правительство в Виши), то захват голландских колоний требовал уже настоящей войны, причем не столько с Голландией (оккупированной немцами), сколько с Великобританией. Таким образом считалось очевидным, что в стремлении установить свое господство в Юго-Восточной азии японцы неизбежно должны будут напасть и на британские владения — прежде всего Сингапур и Малайзию.

Нападение на американские владения в западной части Тихого Океана не содержало сколько-нибудь заметной экономической необходимости. Кроме того, американские военные силы в этих секторах были незначительными, они попросту не представляли собой угрозы этим планам (по крайней мере в то время).

США активно торговали с Японией, которая ведя войну с Китаем, была чрезвычайно важным рынком сбыта не только для американской нефти, но и огромного количества самых разнообразных товаров военного и гражданского значения. Более того, военные действия Японии в Китае (начавшаяся с 1931 года) были настоящим спасением для американской экономики, которая только к середине 30-х годов стала более или менее компенсировать свой спад из-за Великой депрессии. То есть если войны с Великобританией избежать было почти невозможно, то в военном столкновении Японии и США напрямую не была заинтересована ни одна сторона.

Почему японцы все же решились воевать с Соединенными Штатами, — вопрос выходящий за рамки нашей темы, поэтому просто отметим одну важную деталь: американские военные не понимали (или не хотели понимать) целей и принципов японской стратегии. А она, как оказалось, включала в себя необходимость установления «безопасного контура» , охватывающего практически всю Микронезию, Гавайи и даже Алеутские острова. Все важные для японцев морские коммуникации оказывались внутри «контура». Установление на всех его островах японского господства означало стратегическое равновесие сил. Ведь даже обладая намного большим военным и экономическим потенциалом американскому флоту было бы невероятно трудно вернуть эти острова из-за гигантских расстояний. А японцы соответственно могли оборонять их небольшими силами. Многие японские адмиралы, включая главнокомандующегого Объединённым флотом Японской империи Исороку Ямамото, готовы были пойти на такой риск. Они всерьез надеялись, что таким образом им удастся надолго вывести Соединенные Штаты из игры, выиграв время для качественного скачка в росте как экономики так и в военой силе.

При этом многие историки отмечают, что установление господства японского флота вдоль всего «контура» делал бессмысленным возможное сопротивление американских наземных сил на этих островах. Забегая вперед отметим, что упорно и героически сражались только защитники острова Уэйк (который иногда даже называют «американской Брестской крепостью»).

Возможным исключением был только остров Лусон — самый населенный из Филиппинских островов с относительно развитой внутренней транспортной сетью и крупными аэродромами. Здесь находилась большая часть филиппинской армии (ее общая численность превышала 100 тысяч человек) и крупнейшая в Тихом океане группировка американских войск — 31 тысяча человек. Объединенными американскими и филиппинскими войсками здесь командовал генерал Дуглас Макартур.

При этом американских сил фактически хватало только для обороны нескольких опорных пунктов на севере острова удобных для высадки с моря и столицы страны — Манилы. Перед самым началом войны на Лусон прибыли два батальона легких танков «М-3», но, как оказалось впоследствии, у Макартура не было ясного представления о том, как они могут помочь обороне острова. Из двенадцати дивизий филиппинской армии, имевшихся в на острове, десять были только недавно отмобилизованы, их боевую ценность трудно было недооценить. Конечно нельзя сказать, что возможность нападения на Филиппины полностью исключалась военным командованием США. Шли работы по восстановлению и усилению различных береговых укреплений, строились новые. Но все эти меры были скорее плановыми и часто просто косметическими, они совершенно не учитывали реальные возможности японских вооруженных сил.

Тем не менее захват Лусона вполне мог затянуться на целые месяцы, а за это время американцы (чисто теоретически) могли перебросить туда дополнительные силы. Так ли это на самом деле- вопрос очень многовариантный, но японское командование считало именно это стратегическое направление главным и решающим в будущей кампании против США. (Гавайи были скорее вторыми по значению, ведь в отличие от Филиппин они слишко далеко от основных морских путей Юго-Восточной Азии.)

Еще в ноябре 1941 года на остров Формоза (ныне -Тайвань) из Маньчжурии передислоцировалась 5-я авиагруппа генерал-лейтенанта Хидэёси Обата- самое боеспособное авиационное соединение Императорских ВВС.

Экспедиционные силы для предстоящей операции включали четыре дивизии 14-й армии — самой большой военной силы в так называемой Южной группе армий.

Соотношение сил на море тоже выглядело в пользу японцев.

Азиатский флот США (контр-адмирала Томас Харт) был самым слабым из американских флотов, хотя его задачей было обеспечивать защиту акватории Филиппинских островов и западной части Микронезии — очень сложной, в силу многообразия коммуникаций и больших расстояний. К началу войны в него входили: тяжелый крейсер «Хьюстон», легкие крейсера «Марблхэд» и «Бойс», авиатранспорты «Лэнгли» и «Чайлдс», 12 эсминцев, 28 подводных лодок, а также канонерские лодки, минные тральщики, плавучие базы и другие вспомогательные суда.

Третий японский флот (командующий — вице-адмирал Ибо Такахаси), которому предстояло действовать на этом направлении, формально к началу декабря представлял собой внушительную ударную силу на Тихом Океане, после той, что пока еще невредимая располагалась в Пёрл-Харбор и в окрестностях Гавайского архипелага. Линкоры «Харуна» и «Конго», тяжелые крейсера «Майя», «Асигара», «Такао», «Атаго», «Текай», «Нати», «Хагуро», «Мьеко», 4 легких крейсера, 31 эсминец, а также гидроавиатранспорты, тральщики, сторожевые корабли, минные заградители и многие другие корабли готовы были начинать боевые действияуже в первых числах декабря.

И, пожалуй, только Дальневосточные Военно-воздушными силы США (Far East Air Force или FEAF) были способны действительно помешать планам японского командования. Количество «Летающих Крепостей» (это были B-17) к началу декабря дошло до тридцати пяти, чего было достаточно для хотя бы для одного упреждающего удара по японским базам. Основу истребительного прикрытия составляли около восьмидесяти «Кёртиссов P-40» или «Киттихоуков».

И такой шанс у американцев был.

Через четыре с половиной часа после нападения на Пёрл-Харбор командующий FEAF генерал-майор Льюис Бреретон получил секретную радиограмму, подтверждавшую начало военных действий. Она была по разным данным вторая или третья, а насчет предыдущих известно только, что они не вызвала никакой реакции. Часто упоминается также телефонный звонок Бреретону от главнокомандующего ВВС США на Тихом Океане генерала армии Генри Арнольда — скорее всего он совпал по времени с радиограммой.

Бреретон немедленно обратился к Макартуру с просьбой отдать приказ об ударе по японским аэродромам на Формозе в соответствии с известной им обоим секретной директивой на случай войны с Японией. Во время этой первой встречи «Летающие крепости» были готовы к вылету, а сам Бреретон высказывал уверенность, что нападение на Пёрл-Харбор было лишь «щелчком по носу», а главный удар вот-вот обрушится на Филиппины. С аэродромов Формозы (их расположение американцам было хорошо известно) удобнее и ближе всего нанести бомбовый удар по филиппинским укреплениям и аэродромам: наверняка там сейчас стоят японские самолеты, готовые к вылету. Однако Макартур в категорической форме отказал Бреретону в разрешении на вылет. Он хватался за любой повод надеяться, что собщения о Пёрл-Харбор были ошибкой или провокацией.

А в эти эти самые часы пилоты японских бомбардировщиков с нетерпением ждали, когда рассеется туман.

Еще через два часа командующий вновь явился к Макартуру. «Летающие крепости» в это время уже кружили над Манилой, сжигая горючее, — Бреретон поднял всю способную летать авиацию в воздух, для того чтобы не могли уничтожить на аэродромах как в Пёрл-Харбор.

Препирания (в смысле, военный совет) продолжались еще около часа. Когда наконец удалось сломить нерешительность Макартура (он просто остался в меньшинстве из-за приходящих новых сообщений и приказов о начале войны), пришло время дозаправить машины и они стали садиться на аэродромы. Долгожданный приказ от Макартура был получен, но, туман над Формозой уже давно рассеялся и японская авиация была в воздухе. Двести бомбардировщиков («Mitsubishi G3m» и «Mitsubishi G4m») с сильным эскортом истребителей, а также гидросамолеты и самолеты-разведчики были над океаном примерно в 300 милях от острова Лусон. Радиолокационные посты обнаружили их в 150 милях от берега. Однако на авиабазах Кларк-Филд, где стояли все американские «летающие крепости», и Николз-Филд, где находилась большая часть истребителей, никаких предупреждений не получали. Это, кстати самое запутанное и странное в этой истории, зато более или менее точно известно, что пилоты «крепостей» в это время заканчивали обедать.

Ровно через 10 часов после нападения на Пёрл-Харбор, японские бомбардировщики приготовились к атаке. Они спокойно, как на учении, волнами пошли на Кларк-Филд и с идеальной точностью обрушили бомбы на американские самолеты. Завершили разгром японские истребители; на бреющем полете они безнаказанно ходили кругами над аэродромными постройками, поливая все пулеметным огнем. О зенитном огне с земли нигде не упоминается, американские истребители тоже не успели появиться. Когда японские самолеты, наконец, улетели обратно, оказалось, что у Дальневосточных Военно-воздушных сил США осталось лишь три «летающих крепости», способных подняться в воздух, да и то после ремонта. При этом все японские бомбардировщики и почти все истребители вернулись на свои аэродромы.

Так Дуглас Макартур проиграл свое первое сражение, попав в ловушку, одну из самых типичных в мировой военной истории. Он не решился вовремя отдать приказ о начале боевых действий.
Автор: Александр Дантонов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 25
  1. slizhov 8 мая 2015 07:32
    Никто не сомневается ни в экономической, ни в политической весомой роли Японии.
    Вот только ей тоже пора задумываться над тем, НЕ ПОРА ЛИ выбираться из-под целлюлитного жирного тела США :)
    1. STOP VOINE 2014 8 мая 2015 14:01
      Блин,простите, но я понять не могу , где етоо японское ЯЯЯЯ-ЕСЛИ БУДКА ТВОЯ А ПЕС ЧУЖОЙ!
      1. STOP VOINE 2014 8 мая 2015 17:00
        почитал всех ...
        обидно, ладно просто будка -у многих ДОМ СВОЙ а пес чужой!
        Наверное денег много , самоуверенность прет..."достояние республики" ...
  2. Рядовой ОИТР 8 мая 2015 07:49
    мериканцы всегда свои поражения перевирают в отчаянные победы, как не умели они воевать, так и не умеют
  3. сибиралт 8 мая 2015 07:54
    Между США и Японией шла другая война. Они воевали за колонии. По сути грабительская с обеих сторон. А вот для Китая японское вторжение было фашистской агрессией, а война освободительной.
  4. darksoul 8 мая 2015 08:07
    не в тему но все же белорусы красавцы
    1. Глеб 8 мая 2015 08:32
      Следующий матч у нас с Россией. Я не знаю, кто фаворит, может, мы? Для нас не менее важно победить 9 мая — С. Костицын
    2. АзБукиВеди 8 мая 2015 08:33
      Цитата: darksoul
      все же белорусы красавцы

      Да, смотрел и удивлялся. Не ожидал.
      Сябрам - благодарность и почет!
      АзБукиВеди
      1. Байконур 8 мая 2015 09:14
        Ребята, здесь Вам не чат!!! Здесь комментируют статьи!!!! А Вы - не в тему!!! Свяжитесь друг с другом на каком-нибудь спорт-саите и там обсуждаите!!!
        З.Ы.: НО БЕЛОРУСЫ КОНОЧЕНО ЖЕ - КРАСАУЭЛЛЫ!
        1. АзБукиВеди 8 мая 2015 16:20
          Цитата: Байконур
          ....не чат!!!
          ....не в тему!!!
          ....и там обсуждаите!!!


          Вы думаете, что мы плохо слышим?
          АзБукиВеди
        2. Megatron 11 мая 2015 11:56
          Согласен, постоянно начинают ерунду постить которая вообще не в тему.
  5. Байконур 8 мая 2015 09:08
    А теперь узкопленочные сосутся с америпедами!!!
  6. Нисса-он 8 мая 2015 10:21
    А что только про Перл-ХАрбор ?Почему не написано,что потом было? ПОчему не написано про Сингапур? Как его сдали англичани? Про БИрму и про многое -многое другое? Опять статья из учебника .
    А американцы задавили японцев ресурсом. Как японцы красивоо не планировали свои операции-после Мидуэя так и не очухались.В первую очередь это касается человеческой составляющей,особенно летчики авианосцев
    1. Alexey RA 8 мая 2015 12:58
      Цитата: Нисса-он
      А американцы задавили японцев ресурсом. Как японцы красивоо не планировали свои операции-после Мидуэя так и не очухались.

      Ресурсом янки начали давить в о второй половине 1943. До этого с ресурсом у них было не очень. Янки дошли даже до того, что выпросили для своего ТОФ авианосец у Британии.
      Нет, в перспективе янки конечно побеждали за счёт промышленности. Но вот в конкретный промежуток от Мидуэя до середины 1943 ресурс был им не помощником. Гуадалканальскую кампанию они выиграли за счёт предельного напряжения сил и, как не странно это сейчас звучит - за счёт стойкости и мужества солдат, матросов и офицеров армии и флота.
      Выйти на крейсерах против линкоров? Других сил в районе нет - так что вперёд, в бой. В том бою, кстати, дело дошло практически до "рукопашной" - ЭМ янки вылетел под борт японского ЛК и "причесал" тому надстройки из МЗА и пулемётов.
      Сунуться на линкорах в кишащий японскими ЭМ и своими ТКА узкий пролив, имея в прикрытии всего 4 ЭМ? Если этого не сделать, то японцы перепашут аэродром, выгрузят подкрепления и прорвутся к "кактусу" с суши. Результат: все 4 ЭМ приняли на себя японские торпеды, а "СоДак" словила 14" снаряд и в самый неподходящий момент устроила цирк с последовательным подключением ГРЩ к цепям с КЗ (серьёзно - как только на ГРЩ №4 выбило предохранители, офицеры приказали запитать его потребителей от ГРЩ №3, не устранив КЗ.. а потом от ГРЩ №2... и лишь ГРЩ №1 удалось отстоять). Но оставшийся целым "Вашингтон" отправил на дно "Кирисиму", сорвав огневой налёт на аэродром и дав летунам возможность утром отработать по японским транспортам.
      Цитата: Нисса-он
      В первую очередь это касается человеческой составляющей,особенно летчики авианосцев

      Большинство лётчиков 1 и 2 ДАВ при Мидуэе как раз выжили. Их перемололи бои в районе Гуадалканал-Рабаул, когда из-за нехватки авианосцев палубные эскадрильи переселились на береговые аэродромы.
  7. Alexey RA 8 мая 2015 12:14
    А потеря Филиппин, Гуама, Уэйка и множества других островов означала для американских стратегов, как минимум, что в ближайшей перспективе дать сдачи не удастся. Поначалу у американского руководства и военного командования не было вообще понимания, как это сделать из-за тех же самых огромных расстояний и пространств. Более того, очень похоже, что американское командование довольно долго не понимало, как и почему это произошло, причем многие заблуждения того времени, как водится, увековечились, неизменно появляясь даже в современных книгах и источниках.

    Американское командование понимало всё очень хорошо. Боле того, в довоенных планах серий WPO и Rainbow было прямо прописано: при войне с Японией Филиппины оставляются на заклание.

    По общему плану, силы армии США на Филиппинах после начала войны в случае превосходства противника должны были отступить на Батаан и, опираясь на склады и укрепления, держать вход в Манильскую бухту. И ждать подхода подкреплений.
    Фактически же сил США на Филиппинах до войны было недостаточно для какой-либо вменяемой обороны вне Батаана. И до начала войны МакАртур буквально вымаливал усиление, которое шло в час по чайной ложке. Да, у США в 1941 было крайне мало боеготовых частей. Но ведь по пути из Метрополии на Филиппины, на крошечном Оаху сидели 2 полнокровные дивизии. Тем не менее, все просьбы МакАртура об усилении за счёт Оаху оставались без ответа.

    Более-менее ситуация становится понятной, если посмотреть в последний предвоенный план ВМФ США. USN-овцы писали прямо: защищающий Филиппины Азиатский флот никаких подкреплений не получит. Более того, в случае войны с Японией на первом этапе (до достижения превосходства над IJN и до завершения сосредоточения сил) флот будет ограничиваться только ударами по второстепенным точкам обороны противника. И вести неограниченную подводную войну.
    И лишь после того, как ТОФ достигнет превосходства над противником и сосредоточит свои силы, он начнёт... нет, не помогать Филиппинам. Флот начнёт движение в сторону Японии, захватывая атолл за атоллом и вытягивая IJN на генеральное сражение. И лишь после выигрыша генерального сражения и выстраивания цепочки баз на подходах к Метрополии USN поможет армии с Филиппинами.

    ИЧХ, предвоенные планы USN воплотились в жизнь практически на 100%. Единственным несоответствием был Мидуэй. Впрочем, при проигрыше Мидуэя ничего бы для янки не изменилось - до готовности первых "Эссексов" и "Индепенденсов" оставалось всего полгода.
    1. yehat 8 мая 2015 15:19
      одним из факторов неудач в обороне филлипин был запас горючего и полетного времени истребителей. По рассказам японских пилотов, зеро позволял каждый раз при столкновениях занимать выгодную позицию из-за того, что имел запас времени на перестроения, а также его феноменальная дальность не позволяла концентрировать силы.
      1. Alexey RA 8 мая 2015 16:00
        Главных "стратегических" факторов неудач США в ЮВА было два.
        Во-первых, США слишком поздно занялись сухопутными силами, сконцентрировав все усилия в межвоенный период на армейских ВВС и флоте. В результате, началась штурмовщина - с 1939 по 1941 количество дивизий в ВС США выросло в 17 раз. На бумаге. На деле же слабо обеспеченное резервами, подготовленными офицерскими кадрами, вооружением и техникой развёртывание "армии в полтора миллиона" по факту привело к тому, что 9/10 этих дивизий представляли собой учебные части, укомплектованные вооружением на 25-30%. В результате, реально боеготовых "новых" частей было мало (правда даже из этих малых сил Филиппинам достался мизер - значительное усиление получили только армейские ВВС).

        Во-вторых, по всем предвоенным планам при столкновении с Осью главным ТВД, как и в прошлой войне, должна была стать Европа. Главным противником - Рейх. А главной точкой приложения сил - Италия (планировалось в первую очередь выбить из Оси самое слабое звено). ТО театр же считался второстепенным.

        В результате, даже японцы, выделившие на всю кампанию в ЮВА аж 11 дивизий, смогли создать перевес над американскими частями. Хотя на Уэйке джапам поначалу это превосходство не помогло - гарнизон острова, состоявший из неполной эскадрильи "Уайлдкетов" (4 машины), техников БАО и отряда из состава 1-го оборонительного батальона МП (артиллерийско-пулемётный батальон, вооружённый береговыми орудиями, ЗА и пулемётами и предназначенный для БО и ПВО передовых баз; своей пехоты не имел) умудрился отбить первую волну японского десанта и потопить 2 миноносца.
  8. Dioxsin 8 мая 2015 12:58
    Почитайте "Тихоокеанскую премьеру" Переслегина. Там все подробно расписано.
    1. Alexey RA 8 мая 2015 13:45
      Цитата: Dioxsin
      Почитайте "Тихоокеанскую премьеру" Переслегина. Там все подробно расписано.

      Сказки Переслегина - это не источник. У него, например, Алеутская операция - это гениальная задумка Ямамото, часть исходного плана по захвату Мидуэя.
      В то время как по японским документам Алеутское направление даже не входило в исходный план адмирала Ямамото, а было добавлено во время обсуждений будущей операции в Генштабе Императорского флота. Проще говоря, без Алеутской операции ГШ IJN не утверждал операцию по захвату Мидуэя.
  9. goose 8 мая 2015 13:01
    Цитата: Alexey RA
    Но ведь по пути из Метрополии на Филиппины, на крошечном Оаху сидели 2 полнокровные дивизии. Тем не менее, все просьбы МакАртура об усилении за счёт Оаху оставались без ответа.

    Это и были Гавайские острова.
    1. Alexey RA 8 мая 2015 13:50
      Цитата: goose
      Это и были Гавайские острова.

      Я и говорю: находящиеся на направлении наиболее вероятного японского удара Филиппины усиливались "в час по чайной ложке". В то время, как на Гавайских островах спокойно сидели аж 2 дивизии (причём одна - старая кадровая). Но усиливать Филиппины за счёт переброски с Гавайев никто не давал.
      1. БИГ 11 мая 2015 06:45
        на Гавайских островах спокойно сидели аж 2 дивизии

        А какой смысл перебрасывать их на Филиппины, если прогнозируется, что коммуникации будут перерезаны и снабжение станет невозможным?
        1. Alexey RA 12 мая 2015 11:47
          Цитата: БИГ
          А какой смысл перебрасывать их на Филиппины, если прогнозируется, что коммуникации будут перерезаны и снабжение станет невозможным?

          Напомню, с чего всё началось:
          А потеря Филиппин, Гуама, Уэйка и множества других островов означала для американских стратегов, как минимум, что в ближайшей перспективе дать сдачи не удастся. Поначалу у американского руководства и военного командования не было вообще понимания, как это сделать из-за тех же самых огромных расстояний и пространств. Более того, очень похоже, что американское командование довольно долго не понимало, как и почему это произошло, причем многие заблуждения того времени, как водится, увековечились, неизменно появляясь даже в современных книгах и источниках.

          Я как раз и пишу о том, что американское командование всё понимало. И предвоенные задержки с усилением Филиппин были связаны как раз с тем, что никто не хотел терять ещё больше сил, чем в реале. И отказ от передачи части сил Шорта в пользу МакАртура очень хорошо ложится в стройную теорию "оставленных на заклание Филиппин".

          Все внешне нелогичные и "конспирологичные" действия командования США относительно Филиппин становятся абсолютно ясными, если внимательно прочесть планы армии и, особенно, флота на будущую войну.
  10. capitosha1rang 8 мая 2015 13:28
    Хорошо и от души.
    Но, вопрос - почему Япония отважилась воевать с США?
    Морские операции, основные и главные в этой войне, требовали чудовищных резервов топлива, нефти или мазута топочного. С Америкой - понятно, а где брала "стручки" Япония?
    В Японии лучшая в мире медная руда, лучший в мире уголь, а нефти - нет!
    Танкер «Дзюко Мару» Танкер «Корю Мару» Танкер «Модзи Мару» Танкер «Тоэн Мару» (Передан в состав 2-го флота в китайских водах), Танкер авиационного бензина «Хино Мару #5» Танкер авиационного бензина «Нана Мару», Танкер «Хаятомо» Танкер «Гэнъё Мару» Танкер «Косэй Мару», Танкер «Гоё Мару» Танкер «Ёдогава Мару» Танкер «Кэнъё Мару» Танкер «Кирисима Мару» Танкер «Кокуё Мару» Танкер «Корю Мару» Танкер «Корю Мару № 2» Танкер «Куросио Мару» Танкер «Кёэй Мару» Танкер «Кёэй Мару № 2» Танкер «Кёкуто Мару» Танкер «Мацумато Мару» Танкер «Наруто» Танкер «Нитиэй Мару» Танкер «Ниппон Мару» Танкер «Сан-Клементе Мару» Танкер «Синкоку Мару» Танкер «Сирия» Танкер «Соё Мару» Танкер «Тэйё Мару» Танкер «Тоэй Мару» Танкер «Тохо Мару» Танкер «Хиси Мару» Танкер «Хиси Мару № 2» Танкер «Цуруми» Танкер «Эримо» - что перевозили эти танкера и где грузилияь/заливались?
    Вот в чём вопрос!
    Ответив на него, мы получим ответ - почему Япония воевала в Тихом океане, а не на просторах дальнего Востока и Восточной Сибири.
    Политики войны затевают, но в основе войны лежит экономика, а "нефть - это кровь войны".
    1. Alexey RA 8 мая 2015 14:04
      Цитата: capitosha1rang
      Хорошо и от души.
      Но, вопрос - почему Япония отважилась воевать с США?
      Морские операции, основные и главные в этой войне, требовали чудовищных резервов топлива, нефти или мазута топочного. С Америкой - понятно, а где брала "стручки" Япония?
      В Японии лучшая в мире медная руда, лучший в мире уголь, а нефти - нет!

      Хе-хе-хе... можно ещё напомнить, что импортная нефть в Японию шла по большей части на зарубежных танкерах. Так что нефтяное эмбарго Союзников ударило не только по самой нефти, но и по возможностям её подвоза. То есть, даже если Япония получает каким-либо образом нефть (захватывает, договаривается с нейтралом и т.д.), у неё не хватает своих танкеров для обеспечения доэмбарговских объёмов.
      Так что эмбарго не просто провоцировало Японию на войну, но и подрезало будущие артерии этой войны, по которым струилась нефть. И не только нефть.

      Вообще, ситуация с торговым флотом в 1941 у джапов была аховой. Согласно "Invasion: Pearl Harbor!" ( http://www.combinedfleet.com/pearlops.htm ) Япония вступила в войну. имея 6,5 млн. тонн торгового тоннажа. Из которых IJA тут же мобилизовала 2,160,500 тонн, а IJN - ещё 1,740,200 тонн. То есть, для экономики осталось всего 2.6 миллиона тонн. При том, что потребность довоенной экономики в транспортном тоннаже составляла 10 миллионов тонн. До войны лаг в 3,5 млн. т. покрывался за счёт фрахта зарубежных судов (по большей части - от Союзников).
      В результате, после вступления Японии в войну её экономике осталось для снабжения и перевозок лишь 2,6 млн.т из 10 млн. т - четверть минимально необходимого транспортного тоннажа мирного времени. belay
      1. capitosha1rang 9 мая 2015 13:26
        Вот и я о том же!
        Война требует чудовищных расходов, прежде всего, ГСМ.
        Но, бизнес - есть бизнес, и "копаясь" в экономике Второй Мировой, нахожу совершенно удивительные свидетельства (опубликованы в некоторых изданиях Генштаба МО СССР в средине 50-х), например, летом 1943 года британские танкера в Мраморном море перекачивали топочный мазут и дизтопливо на корабли фашистской Германии. Как раз в то самое время, когда проводилась крупнейшая десантная операция в Средиземном море.
        Это я к тому, что "[b]КОМУ ВОЙНА, А КОМУ - МАТЬ РОДНА"
        /b]!
        Что-то изменилось с той поры?
        1. Alexey RA 12 мая 2015 11:53
          Цитата: capitosha1rang
          Но, бизнес - есть бизнес, и "копаясь" в экономике Второй Мировой, нахожу совершенно удивительные свидетельства (опубликованы в некоторых изданиях Генштаба МО СССР в средине 50-х), например, летом 1943 года британские танкера в Мраморном море перекачивали топочный мазут и дизтопливо на корабли фашистской Германии.

          Пфф... а как Вам шведский танкер, бункерующий ПЛ Кригсмарине?

          Да и СССР тоже не без греха - половина нефтеносных участков советского Северного Сахалина по концессионному договору 1925 года разрабатывалась джапами. И шла нефть оттуда в Японию аж до 1944.
  11. iouris 9 мая 2015 14:53
    Очевидно, что полностью длительное время скрыть манёвры целого флота невозможно. США потеряли на Гавайях устаревшие и бесполезные броненосцы, а не авианосцы. Потеря же самолётов вообще не являлась проблемой для экономики США.
    Главный посыл автора ошибочен. Ни о каком стратегическом равновесии в мире после первой мировой войны говорить не приходится. В 20 в. США стали сверхдержавой и весь мир постепенно осознавал это обстоятельство. Однако в силу особенностей внутренней политики США для вступления в мировую войну требовался факт вражеского нападения. Его могла обеспечить только Япония и только на Гавайях или на Аляске. Япония - важный инструмент политики США на Дальнем Востоке, начиная со второй половины 19 века. То, каким образом завершилась война на Тихом океане, подтверждает это положение. СССР, несмотря на решающий вклад в разгром военной машины Японии, фактически не признан США и Японией победителем, а Япония взята под протекторат США.
    Агрессивность японского империализма была обеспечена технологиями США и Великобритании. И сегодня Япония - колония США, её экономический придаток. Война организована США для обеспечения глобального экономического и политического доминирования. Главной же целью политики США на Тихом океане всегда являлся Китай.
  12. TribunS 9 мая 2015 22:45
    Большинство европейцев, а я в их числе, с неприязнью относится к чванливым янки из-за заявленной ими исключительности перед остальными народами мира... А, может ли быть иначе при таком раскладе?
    А, по делу...
    Конечно, Дуглас Макартур был не прав в оценке японцев, но возможно он утешился цитатой из трагедии Шекспира "Гамлет: "Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам"
    TribunS
  13. Игарр 11 мая 2015 14:21
    Прочитал. Хорошая статья.
    Однобокая. Как все подобные.
    Торговали-торговали, но удар нанесли именно по торговцам. Иисус Христос, что ли... так не бывает, ребяты. Никто не режет курицу, несущую золотые яйцы.
    ..
    Мне опять, как обычно, стало жалко, что невозможно провернуть альтернативную историю.
    Вы только представьте, что императорский флот Ниппон удар нанес не по каким-то вшивым островам - а напрямую по мэйнлэнду Америки.
    Предположим, что вся мобильная армия Японии высадилась в Сиэттле, Калифорнии, в Сан-Диего.
    А у американцев уже в тылу сотни тысяч японцев. Которых они добросовестно сгноили в концлагерях. Граждан собственного государства - в турьму. В концлагеря.
    А потом еще против нас что-то имеют.
    ...
    И видится мне, что при таком раскладе, Америка бы из последних сил бы дралась, лишь бы только япов остановить на линии Скалистых гор - Луизиана.
    Да и неизвестно, что бы там в Канаде творилось.
    Во где непаханные залежи для альтернативщиков. Целина, блин.
    1. Alexey RA 12 мая 2015 12:18
      Цитата: Игарр
      Мне опять, как обычно, стало жалко, что невозможно провернуть альтернативную историю.
      Вы только представьте, что императорский флот Ниппон удар нанес не по каким-то вшивым островам - а напрямую по мэйнлэнду Америки.
      Предположим, что вся мобильная армия Японии высадилась в Сиэттле, Калифорнии, в Сан-Диего.

      Где и сгинула. smile
      Дилетанты обсуждают тактику, опытные - стратегию, профессионалы – логистику

      Для высадки в США нужно по-минимуму 20-30 дивизий. Да, армия США необучена и плохо укомплектована. Но она уже частично есть. И чтобы с ней справиться нужно подвезти хотя бы половину от наличного состава ВС США.

      А теперь обратимся к сухим и неинтересным цифрам. Для Филиппинской и Малайской операции армии потребовался тоннаж аж в 1350000 тонн. Ещё примерно 1200000 тонн потребовалось флоту для обеспечения его действий. И всё это - для высадки примерно 10 дивизий в ЮВА. А теперь умножаем эти цифры на 3. И получаем, что у Японии просто нет флота для высадки в США. И нет танкеров, чтобы обеспечить такую высадку.
      Просто для справки: переброска одной дивизии со штатным вооружением и снабжением требует порядка 30 транспортов.

      Ах да, высадка в Сиэттле, Калифорнии, в Сан-Диего - это прямой путь на дно. Ибо половина сухопутной армии США до реформ 1938 - это береговая артиллерия. И свои игрушки армия холила и лелеяла: все более-менее крупные порты прикрывались артиллерией 12"-16" калибра.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня