Близнюк С.Г. Испытатель «Илов»

0


В один из осенних дней 1988 года на автотрассе Рязанского шоссе автомашина "Волга" была задета "Жигулями". Кто кого обгонял, установить было трудно. При выяснении отношений между водителями хозяину "Волги" сказали: «Знаешь, мужик, не умеешь быстро ездить, нечего за руль садиться». Знал бы водитель "Жигулей", что говорит он это заслуженному летчику-испытателю СССР, командиру экипажа, час назад посадившему гигантский Ил-96-300 с посадочным весом 150 т на взлетную полосу аэродрома в Жуковском со скоростью 250 км в час! Этим "тихоходом" был Станислав Григорьевич Близнюк, шеф-пилот фирмы Ильюшина.

Незадолго до этого, 28 сентября 1988 года, Близнюк во главе экипажа в составе А. Кнышева, В. Горового и В. Щеткина совершил первый взлет опытного Ил-96-300 с Центрального аэродрома им. Фрунзе в пяти километрах от Кремля со взлетной полосы длиной 1300 м.

Подъем большого авиалайнера вблизи от Кремля накладывал на конструкторов и экипаж громадную ответственность. Зато успех давал возможность сэкономить время (как минимум полгода) и материальные средства. Если бы взлет не удалось выполнить, то доставить огромный фюзеляж диаметром 6,08 метра на летную базу в городе Жуковском было бы практически невозможно. Генеральный конструктор ОКБ имени С.В. Ильюшина Генрих Васильевич Новожилов на капоте своего легкового автомобиля подписал полетное задание. И вот старт. Тяжелая машина сначала медленно, а затем все быстрее и быстрее бежит по взлетной полосе, плавно отрывается, уходит в небо и берет курс на аэродром базирования в Жуковский.

Близнюк С.Г. Испытатель «Илов»


В том взлете была совершенно необычная ситуация. При разбеге экипаж должен отслеживать нарастание скорости, которое происходит в динамике. Если на определенной секунде, а взлет длился 40 сек, самолет не разогнался до расчетной скорости, командир решает прервать взлет. В момент взлета, когда до принятия решения оставалось четыре секунды, Близнюк увидел, что темп роста скорости замедлился. Неужели прерванный взлет?! Он стал считать секунды: одна, две, три... И тут приборы показали, что темп роста восстановился. Еще мгновение — и должна была бы последовать команда: "Двигатели на малый — реверс включить"! Ситуация, хоть и расчетная, но чрезвычайная. Уже после посадки Станислава Григорьевича поразило то, что вошедший первым в кабину самолета Новожилов тут же спросил: "Что произошло на разбеге?"

Вспоминает генеральный конструктор ОКБ им. Ильюшина Генрих Васильевич Новожилов: « Произошедшее нашло свое техническое объяснение. Оно было связано с особенностями взлета самолета с двигателями большой степени двухконтурности, у которых, в сравнении с обычными, падение тяги на взлете (при увеличении скорости) значительно энергичнее. Создается впечатление, что разгон самолета происходит медленнее, чем ожидает летчик, в сравнении с предварительной скоростной рулежкой (что обязательно предшествует первому вылету), где он легко поднял переднее колесо.

Обычно для определения точки отрыва и первоначального опробования органов управления снимают разгонные характеристики и выполняют подлет. Однако на Центральном аэродроме это сделать невозможно, так как там слишком короткая взлетная полоса. Для первого взлета вообще и для взлета в этих условиях, особенно, требуется решение специальной комиссии и командования ВВС Московского военного округа.

Летчик С. Близнюк, специалисты ОКБ и летной базы с расчетами и материалами наземных проверок в руках доказывают возможность безопасного взлета. Далеко не каждому летчику, даже летчику-испытателю, можно доверить столь ответственное дело. Но генеральному конструктору Г. Новожилову и его шеф-пилоту Близнюку доверяют. Взлет и весь полет с посадкой на аэродроме базирования (г. Жуковский) выполнены успешно. Этим полетом начались летные испытания Ил-96-300.

Нелегок был путь Станислава в большую авиацию. Уже в детстве познал он тяготы и лишения в блокадном Ленинграде, коснулось его и горячее дыхание Сталинградской битвы, в район которой он попал после эвакуации из Ленинграда. Но мечта всегда звала в небо. Она и привела Близнюка в военно-морское авиационное училище. Затем были Ейское военно-авиационное, работа инструктора, летчика авиационного отряда ГВФ, школа высшей летной подготовки и в 1963-1965 годах школа летчиков-испытателей ЛИ И (ШЛИ) в г. Жуковском. Именно в этой школе он получил дружеское и уважительное прозвище "боцман", и не только потому, что ранее учился в военно-морском авиационном училище, а за свою основательность, надежность, серьезное отношение к делу.

В 1964-м шеф-пилот фирмы, патриарх летчиков-испытателей Владимир Коккинаки из числа выпускников ШЛИ выбрал для ильюшинской фирмы Близнюка и выполнил с ним пять испытательных полетов. Прошло немного времени. Коккинаки сам позвонил Станиславу Григорьевичу и громовым голосом спросил: "Это почему я тебя должен разыскивать? Если хочешь работать в нашей фирме, должен бы и сам проявить инициативу."

Близнюк попал в дружную семью летчиков, штурманов, инженеров летной станции. Росло его летное мастерство в сотрудничестве и взаимопомощи летчиков Героев Советского Союза Я. Берникова, Э. Кузнецова, А. Тюрюмина. В разное время с разной степенью сложности он провел летные испытания "Илов", начиная с 18-го и до 96-го.



В июле 1968 года экипажу Близнюка предстояло провести испытания Ил-20, а на следующий день вылететь на месяц в г. Феодосию для испытаний противолодочного Ил-38. Учитывая, что в экипаже есть рыболовы-любители, были приобретены новые снасти для подводной охоты. Во время испытаний Ил-20, очень сложных, на больших углах, (кроме того, на самолете были установлены снаружи всякого рода надстройки, изменяющие его форму и обтекание), самолет вошел в супер срыв и, теряя высоту, попал в сплошную облачность. Началась потеря пространственной ориентировки. Кто-то, выражаясь по-русски, промолвил: "Кажется, копец". "Какой копец? — прозвучал голос бортинженера Павла Коккинаки — Ведь завтра у нас рыбалка". Хладнокровие и мужество, а также опыт полетов на истребителях помогли Близнюку вывести самолет из этого, казалось бы, безнадежного положения. Он спас и экипаж и самолет. За этот подвиг Близнюк получил свой первый, а потому самый дорогой орден "Красной Звезды". Со временем Г.В. Новожилов поручал Близнюку самые важные и ответственные полеты.



Характерная черта Станислава Григорьевича — умение с мастерством применять испытываемую им технику. Так, после успешно проведенных испытаний "пожарного" Ил-76, он на нем локализовал очень сложный пожар на складе боеприпасов под Владивостоком. За эту операцию Станислав Григорьевич получил орден "За личное мужество".

Самолет-лаборатория Ил-76К предназначен для тренировки и медико-биологических исследований экипажей космических кораблей, оценки работы систем и оборудования в условиях кратковременной невесомости, которая создается при выполнении так называемых "горок". Близнюк убедительно показал, что время невесомости на самолете Ил-76К, равное 27-28 сек, и количество "горок" за один полет существенно больше, чем на прежнем самолете-лаборатории Ту-104, а размеры кабины позволяют проводить групповые полеты космонавтов в невесомости.



Ил-76 стал для Близнюка одним из основных самолетов. Именно на нем в 1975 году, будучи в качестве второго пилота он совместно с экипажем установил 21 по счёту мировой авиационный рекорд скорости для машин этого класса.

Мужество Близнюка не только в его профессиональной работе. Его внешность, выражение лица привлекают внимание людей, работающих с ним и знающих его. Однажды фотография Станислава Григорьевича без согласования с ним была помещена в двух центральных газетах в качестве рекламы как символ уверенности и надежности какой-то коммерческой фирмы. Но не таков Станислав, чтоб порадоваться случайной популярности… Он подал в суд и выиграл дело. Суд взыскал в пользу С. Близнюка круглую сумму, которую он в знак протеста не взял. Вот таков он на земле.

Велика роль ведущего летчика-испытателя при демонстрации самолетов на Международных авиакосмических салонах. С.Г. Близнюк — непременный участник подобных мероприятий и презентаций. Нет ни одного континента и практически ни одной крупной страны, где не садились бы и не взлетали самолеты с эмблемой "Ил" на борту, пилотируемые Близнюком.

Аэродром в г. Монино, где находится музей авиации — это громко сказано. Взлетно-посадочная полоса грунтовая, плотность нулевая, поверхность более похожа на грязное месиво, нет приводных станций и найти его, особенно в условиях плохой видимости, было непросто. Однако Близнюк успешно посадил достаточно крупный Ил-62, который стал экспонатом музея, а летчик вписал еще одну славную страницу в свою биографию.



Особое место занимают полеты Близнюка в Арктику и Антарктиду. Зимой 1986 года было получено срочное задание: доставить продовольствие и топливо на дрейфующие станции в Арктике. В условиях полярной ночи и плохой видимости над без ориентирной местностью Близнюк точно доставлял грузы на полярные станции СП-25-30. Длина маршрута составляла 5000 км. В ходе этой операции в сжатые сроки была отработана и применена новая методика десантирования грузов. Суть ее заключалась в сбросе грузов с малых высот за счет увеличения угла тангажа самолета. Платформа с грузом сама выходила через грузовой люк и опускалась на легких грузовых парашютах. Эта методика оказалась самой эффективной.



В июле 1989 года возникла необходимость доставить на остров Кинг-Джорж (Антарктида) международную экспедицию "Трансантарктика" из шести человек, которые должны были совершить лыжный переход через Южный полюс, специальное снаряжение и более 40 ездовых собак. Ни одна иностранная авиакомпания не взялась за выполнение этого сложного перелета. Поручение выполнили ильюшинцы, командиром корабля был Близнюк. Наиболее драматичным моментом был перелет из Пунта-Аренас (Чили) на остров Кинг-Джорж. Только в Пунта-Аренасе выяснилось, что взлетно-посадочная полоса на Кинг-Джорже покрыта мокрым снегом, а местами образовались большие лужи. Длина полосы всего 1230 м. Ни один самолет класса Ил-76 на этот "аэродром" не садился, и возможность безопасной посадки на такую полосу вызывала у специалистов большие сомнения.



К полету основательно готовились, уменьшили давление в пневматиках колес шасси. Посадка выполнена с ходу без предварительных проходов для оценки состояния ВПП. Непосредственно перед касанием земли в воздухе был включен реверс двух внутренних двигателей, выпущены тормозные щитки, открыты входные двери (для увеличения сопротивления), после касания включен реверс двух внешних двигателей, произведено торможение колес. Пробег самолета составил менее 700 м. Ювелирная работа! Это был триумф!

В августе 1991 года сложилась чрезвычайная ситуация на станции "Молодежная" (Антарктика). Две смены полярников вовремя не были вывезены из-за того, что судно "Михаил Сомов", направленное на станцию, попало в ледовый плен в 20 км от берегов Антарктики. Для вывоза полярников и их снаряжения направили Ил-76МД, командиром которого был С.Г. Близнюк. На станции уже много дней стояла нелетная погода. Наконец, нашли "окошко", и самолет приземлился на станции. Здесь оказалось 180 человек со всем снаряжением и личными вещами.

По погодным условиям не могло быть и речи о выполнении нескольких рейсов, так как синоптики "гарантировали" менее суток относительно летной погоды, а затем аэродром закрывался на несколько недель. Как ни торопились, все же погода "ушла". Взлетно-посадочная полоса в сплошной поземке, видимость — считанные десятки метров, боковых ограничителей не видно, боковой ветер переменный от 20 до 27 м/сек, взлетный вес на пределе, и даже больше допустимого, но задачу Близнюк выполнил.

Станислав Григорьевич Близнюк — Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель, многократный рекордсмен мира. Возглавлял летную часть испытательной службы АК им. С.В. Ильюшина. Скончался Станислав Григорьевич 14 октября 2008 года.



Источники:
Симонов А. Заслуженные испытатели СССР. М: Авиамир, 2009. С. 34-35.
Погосян М. 80 лет со дня рождения заслуженного летчика-испытателя Станислава Григорьевича Близнюка // Дайджест «Авиапорт». 2014. 18 ноября.
Шахнович А., Кругляков В. Летчик-испытатель Близнюк // Крылья Родины. 1999. №1. С. 30-31.
Дроздов С. Авиационный «спецназовец» Ил-76 К 80-летию ОАО «Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина» // Крылья Родины. 2013. №1-2. С. 28, 32-33.