К вопросу о патриотизме
Я видел, как колонна полка обгоняла женщину на костылях. Она шла чуть сбоку и не оглядывалась. Руки её были, конечно же, заняты, и она не несла никакого портрета. Потом мы около часа стояли у трибуны и смотрели (большей частью поверх голов) парад войск гарнизона. Фотографировали детей, одетых в форму времён войны. И тут зацепило: стоят школьники в форме: белый верх, чёрный низ, девочка в фартуке. И разговор: «А ты сегодня кто?» — «Я?» И дальше читает имя и фамилию с портрета. «А, я вчера его носил, на репетиции».
Вот так и превращается порыв людей в простую "галочку" в отчёте местных администраций. Я не могу подумать, что в семьях этих "онижедетей" не было фронтовиков. Были! А может быть, даже и есть! Но им ВЫДАЛИ портреты и сказали прийти к 9:00 к Вечному огню. И они отбывали эти два часа. О каком патриотизме можно будет им говорить через неделю?
Да, мы тоже не молчали и разговаривали обо всём, пока шёл Парад, и даже делали замечания, когда школьники, по нашему мнению, переходили грань дозволенного. Они просто переходили от одной группы взрослых к другой. И, получив очередное замечание, переходили дальше.
Потом было шествие. Мы шли через площадь, и зрители аплодировали тем, кого мы олицетворяли... А на выходе с площади уже метались школьные учителя, собирали портреты и с охапками (по-другому это не назвать) шли к машинам, чтобы отвезти портреты в школу до следующего года.
И тут я вспомнил эту женщину на костылях. Она могла не идти. Но есть что-то сильнее обстоятельств. Совесть и память. Чего не хватает школьникам? Наверное, всего понемногу.
А она всё-таки прошла свой путь с Бессмертным полком: она шла последней, как потом оказалось, камера нашего телевидения снимала её до самого конца. Спасибо оператору и журналисту.
Информация