Необычные танки Росcии и СССР. «Вездеходъ» Пороховщикова

Необычные танки Росcии и СССР.  «Вездеходъ» Пороховщикова15 сентября 1916 года считается первым днем применения танков в бою. И многим было бы интересно знать, какими они были, эти первые танки. Как и кем, они создавались. Сегодня я расскажу вам о первом в истории танкостроения танке, вернее о его прототипе, образце и о его создателе Александре Александровиче Пороховщикове (1893 – 1942).

А. А. Пороховщиков с детства проявлял интерес к изобретательству, мало кто знает что помимо известного «Вездехода», он занимался изобретением самолетов, одна из его моделей моноплана показанная в 1909 году заслужила похвалы Н. Е. Жуковского, так же им был изобретен и построен и прошел испытания в 1914 году двухфюзеляжный самолет – разведчик «Би - Кок», в 1917 году создан учебный, двухместный самолет П- 4, в период с 1920 по 1923 годы П-4 бис, П-4 2бис, П-5 и П-5 бис. Они были запущены в серию, многие советские летчики асы герои Отечественной Войны проходили обучение именно не этих самолетах.

В августе 1914 года А. Пороховщиков обращается в с проектом своего нового изобретения в Особый Комитет при Ставке Верховного Главнокомандующего, а в январе предоставляет подробные чертежи машины. 15 января получает разрешение на постройку опытного образца. Ему выделяют необходимые средства, оборудование, 25 солдат мастеровых и более 20-ти квалифицированных рабочих и 1 февраля он приступает к изготовлению опытного образца. Наблюдать за ходом работ был назначен военный инженер, полковник Поклевский-Козелло.


По замыслу изобретателя конструкция «Вездехода» была весьма необычна. Корпус был обтекаемым и планировался герметичным, для возможности движения по воде, с нишей воздухозаборника впереди и многослойной бронёй, состоявшей из двух стальных листов, один из которых был цементированным и прокладкой прессованной морской травы между ними, броня тоже была изобретением А. Пороховщикова опережающим своё время. Следует заметить, что танки с разнесенным бронированием появились лишь во второй половине прошлого столетия. При обстреле с дистанции 50 метров, она выдерживала попадание пули выпущенной как из винтовки, так и из пулемёта. Сварной каркас опирался на одногусеничный движитель, гусеница которого была натянута на четыре барабана, задний барабан являлся ведущим и приводился в движение 10-ти сильным двигателем через карданный вал и коробку передач. Боевая масса составляла четыре тонны. Для предотвращения смещения гусеницы на барабанах были вырезаны канавки, однако с возможностью продольного проскальзывания проблема так и не была решена окончательно. Поворот машины осуществлялся с помощью двух поворотных колёс, размещенных по бокам машины. По твердому грунту машина передвигалась на заднем барабане и боковых колесах, а на рыхлом грунте должна была ложиться на широкую гусеничную ленту. При движении по рыхлому грунту, поворотные колеса должны были по мнению изобретателя выполнять роль рулей по типу самолетного крыла, но на практике они только мешали движению, здесь законы движения в воздухе, которые А. Пороховщиков отлично знал, никак не подходили, попытка поворота приводила к неминуемой поломке. 18 мая «Вездеход» вышел из ворот мастерской на испытания по движению на твердом грунте. В ходе которых показал неплохую для того времени скорость, при гусеничном движении 25 км в час. Переход на колесное движение при этом не производился. На тот момент на «Вездеходе» не была еще установлена вращающаяся башня и вооружение, по плану вооружение машины должно было состоять из одного 7,62 мм пулемёта «Максим». Официальная демонстрация была назначена на 20 июля и состоялась на полковом дворе, где машина уже показала более высокую скорость, но к сожалению это было единственным плюсом. Машина не оправдала надежд А. А. Пороховщикова и была отправлена на доработку во время которой так и не удалось исправить все выявленные недостатки. Последние испытания были проведены 26 декабря 1916 года.

Необычные танки Росcии и СССР.  «Вездеходъ» Пороховщикова


Недостатков и недоработок в представленном образце было всё ещё очень много. Самым существенным недостатком являлся механизм поворота, его плохая функциональность, водителю приходилось поворачивать машину вручную, при помощи шеста. Конструкция ходовой части была признана неудовлетворительной, сделать её герметичной из-за особенностей ходовой части не получилось. Размещение экипажа внутри машины было крайне неудобным, ввиду очень малого внутреннего пространства. От дальнейших работ по этой машине решено было отказаться, Военное ведомство обязало А. А. Пороховщикова возвратить выделенные на постройку деньги, а сам образец оправить в ГВТУ. Такова история создания первого в мире танка, пусть не удачного и не принятого на вооружение. Однако он положил начало русскому и советскому танкостроению так же как бот Петра Великого положил начало могучему русскому флоту. Вслед за ним будет много проектов, удачных и не удачных и у каждого из них будет своя история.

Кстати:
С 1917 года Александр Александрович Пороховщиков — крупный авиаконструктор, возглавлял КБ. В 1941 году репрессирован и расстрелян, полностью реабилитирован спустя 15 лет.
Александр Александрович Пороховщиков это родной дед известного российского актера Александра Шалвовича Пороховщикова.
Автор: Макс Беляев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 11
  1. sirToad 8 октября 2011 12:32
    правильный подход:" Военное ведомство обязало А. А. Пороховщикова возвратить выделенные на постройку деньги" в наши дни бы так.
    А он таки оказался дедом актера Пороховщикова.
    sirToad
  2. Vadivak 8 октября 2011 20:17
    "Вездеход" с одной гусеницей прообраз будущих снегоходов. Нет бы выделить деньги на доработку, создать конструкторское бюро, а то в гражданскую купили английские и французские, впрочем знакомая песня

    Сегодня известно, что первые танки иностранной постройки прибыли в Россию в ходе Гражданской войны, когда Антанта начала осуществлять помощь белой армии. 12 декабря 1918 г. в Одессе вместе с французской пехотой выгрузили 20 танков «Рено» FT 17 из состава 3-й роты 303-го полка штурмовой артиллерии. Именно это подразделение и «подарило» советскому государству первые трофейные танки, поскольку под ударами 2-й Украинской Советской армии его личный состав разбежался. 22 марта 1919 г. на пароходе «Святой Михаил» прибыла первая партия английских танков – шесть «больших» (Mk V) и шесть «легких» (Mk А). Вместе с танками прибыли и инструкторы – водители под командованием майора Е. Брука. Вскоре в Екатеринодаре на заводе «Саломас» была открыта Школа английских танков, которая занималась подготовкой будущих танкистов Вооруженных сил на Юге России.
  3. sirToad 8 октября 2011 20:45
    между прочим, остатки тех танков еще послужили в ЭЭЭЭЭстооонннскоой армии аж до 1940
    sirToad
    1. Мур 16 ноября 2013 08:54
      Ну, положим, в 40-м история эстонских танков не закончилась. Немцы их к себе утащили и придумали, что с ними делать. Это Берлин 45-го.
  4. kesa1111 13 октября 2011 04:06
    На самом деле это был первый в мире танк.
    kesa1111
    1. svp67 16 ноября 2013 10:03
      Цитата: kesa1111
      На самом деле это был первый в мире танк.
      Скорей ТАНКЕТКА. Пушечного вооружения не нес, не известно смог ли он проломить проволочное заграждение,своим корпусом пехоту надежно прикрыть не смог бы, так что думаю больше бы пригодился в качестве средства развития успеха, при прорыве обороны противника, вот где он мог навести достаточно "шороха"...
      1. Мур 16 ноября 2013 13:23
        Полагаю, средство развития успеха тогда кое-какое уже было - кавалерия.
        И как средство прорыва - конечно, данный девайс никуда не годился.
        Да в 1914-м никто о позиционной войне и не задумывался. Отсюда, полагаю, такой низкий интерес к образцу - не представляли вообще область его применения.
      2. Aleks тв 16 ноября 2013 14:20
        Цитата: svp67
        Скорей ТАНКЕТКА.

        Ага.

        Идея у Пороховщикова была интересная - легкий гусеничный броневик с пулеметом.
        Жаль что не довели до ума. Шороху бы наделал.
  5. combat192 16 ноября 2013 10:03
    Вообще-то ни в проектной документации по "Вездеходу", ни каких-либо других документах нет никаких намёков об установке вооружения. Картинка с пулемётной башней - не более чем фантазия "историков" тхники, возникшая в середине 30-х годов прошлого века.
  6. Асан Ата 16 ноября 2013 11:09
    Спасибо автору. Неудачники-изобретатели часто ходят рядом,кругами, в одном шаге от правильного решения. Хороший дед хорошего внука.
    Асан Ата
  7. tank64rus 16 ноября 2013 15:01
    Тогда в МО были свои "сердюковы."
  8. perepilka 16 ноября 2013 19:21
    Если машина задумывалась, как вездеход, проектировалась и делалась, как вездеход, испытывалась, как вездеход и называлась "Вездеход", то, видимо, это и был аппарат повышенной проходимости. Россия-НЕ является родиной слонов. Ближе всех в России к схеме танка был, видимо, Менделеев В.Д., а сделали его, всё-таки англичане request
    1. fon_Stierlitz 17 ноября 2013 23:47
      Ну не сказать, чтобы ближе. Проект у него был, конечно, чрезвычайно интересный, однако он слишком уж дорогим и сложным получался. Пневматическая подвеска, отсутствие подходящих двигателей (планировали ставить трофейные немецкие, т.е. по определению таких танков много быть не могло), слишком большая масса и т.д. По деньгам это выходило сравнимо с постройкой новой подводной лодки, судя по всему поэтому его проект и отвергли (про разбазаривание бабла на "Царь-танк" умолчим, царский каприз так им и остался.) Хотя все-таки интересно было, если бы его образец все-таки построили. winked
      fon_Stierlitz
  9. waisson 16 ноября 2013 20:09
    везде были свои ШУШПЕНЦАРЫ кто знает это слово тот поймет
    waisson

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня