На стыке империй

32
Куда смотрит степной орел

С распадом СССР на его бывших окраинах заполыхало пламя междоусобиц, в октябре 1993-го едва не перекинувшееся на центр, а Северный Кавказ и Закавказье и по сей день представляют собой горячие точки. С недавнего времени к ним прибавилась Украина. Кто следующий?

Мобилизованные Киевом карательные войска (именно так во все времена назывались подразделения, уничтожавшие женщин и детей) и бандформирования, именуемые «добровольческими батальонами», вторглись в Новороссию. Население последней свободным голосованием заявило о нежелании и дальше быть источником обогащения кучки олигархов. Как результат по существу современная Украина мало чем отличается от Афганистана, Ирака и Ливии – формально независимых государств, официальная власть которых не контролирует в полной мере даже собственные столицы. А ведь еще пару лет назад война на Украине казалась немыслимой не только обывателям, но и большинству профессиональных аналитиков.

“ Следуй Грузия и Украина по пути сближенияс Россией, в том числе на уровне конфедерации, им удалось бы избежать распада ”
В этой ситуации далеко не академический интерес вызывают сопредельные с Россией страны, некогда входившие в СССР, по отношению к которым уместен вопрос: «Возможны ли в них подобные конфликты?». Едва ли не в первую очередь это относится к Казахстану. Непростые межэтнические отношения на его просторах осложняются внешними вызовами, с которыми сталкивается богатая территорией и природными ресурсами республика.

Соседство с Китаем. Сравнительно близко расположенный Афганистан с его непрекращающейся гражданской войной и наркотрафиком, представляющим собой так называемый северный (или шелковый) путь, который проходит через Киргизию и Таджикистан и далее затрагивает собственно Казахстан. И это лишь наиболее очевидные внешнеполитические вызовы.

Что касается Афганистана, то после вывода натовских войск возможно почти беспрепятственное проникновение в страну боевиков Исламского государства с последующим заключением их союза с талибами и радикальными исламистами в Узбекистане. От последнего, по словам эксперта Даниила Зубова, также исходит потенциальная опасность для Казахстана, «особенно в случае прихода там к власти радикальных исламистских сил. Узбекистан перенаселен, стремится к гегемонии в Центральной Азии». Хотя, уточняет аналитик, военный сценарий урегулирования споров представляется маловероятным.

Но в любом случае опасность распространения в обремененном клубком серьезнейших демографических и экономических проблем Узбекистане радикального ислама существенным образом ухудшает обстановку в регионе, то есть в непосредственной близости от южных рубежей Казахстана.

Отметим также, что Киргизия в этнополитическом плане весьма нестабильна, ее центральная власть и вооруженные силы слабы, и в любой момент страна может превратиться в мини-Афганистан, что со всей очевидностью продемонстрировали кровавые события 2010 года, ознаменовавшиеся настоящей войной между киргизами и узбеками. При этом многие аналитики опасаются того, что межэтнический конфликт вступил в тлеющую фазу, но не погас. И в случае повторного возгорания он может затронуть в том числе Казахстан, где узбеки – третий по численности народ, а динамика роста киргизского населения – самая высокая в республике.

На стыке империйНе забудем также, что в непосредственной близости от Казахстана расположены Индия и Пакистан. Обладающие ядерным оружием, они пребывают в состоянии не прекращающегося уже много десятилетий то тлеющего, то разгорающегося вновь вооруженного конфликта.

Наконец, в Казахстане пересекаются геостратегические интересы и масштабные экономические проекты России, США, Китая и пусть и в меньшей степени – Индии. Это неудивительно. Казахстан – лакомый кусок азиатского пирога, о чем свидетельствуют цифры, приведенные в статье эксперта Сергея Василенкова: «Прогнозируемые запасы нефти в стране находятся на уровне 100 миллиардов баррелей, что выводит ее на третье место среди поставщиков энергоносителей. Предполагаемые запасы природного газа составляют пять триллионов кубометров. Казахстан является обладателем крупнейших в мире запасов барита, урана, вольфрама и свинца. Кроме того, в Азиатском регионе он находится на втором месте по залежам серебра, хромитов, цинка, на третьем месте – по добыче марганца, уже найдены месторождения золота, железной руды и меди».

При этом, по словам казахского синолога Кайрата Бекова, внешняя политика Казахстана все еще в процессе становления. И от ее направленности во многом зависит будущее Центрально-Азиатского региона. Рассмотрим вкратце характер взаимоотношений Астаны с тремя названными выше сверхдержавами.

Китайский взнос


Проникновение Поднебесной на казахские просторы носит прежде всего экономический характер, причем весьма активный. По оценке политолога Сергея Смирнова, «доля китайских компаний сегодня составляет около 30 процентов годовой добычи углеводородов в Казахстане. Пекин скупает углеводородные активы по завышенной в полтора-два раза цене. Ни индийские, ни западные компании такие деньги платить, конечно, не будут. На это сегодня способен только Китай со своим громадным инвестиционным потенциалом. И влияние его неуклонно увеличивается. В частности, согласно китайским и российским данным по товарообороту с Казахстаном Пекин уже обошел Россию».

Вспоминается прогноз Бжезинского, согласно которому в 2016-м Китай станет ведущей экономической державой планеты. А это, по понятным причинам, невозможно без доминирования в Центральной Азии и в Казахстане прежде всего.

В последнее время активизировалось военное сотрудничество Пекина и Астаны. Казахстан принял активное участие в проведенных в рамках ШОС на полигоне Чжужихэ военных учений «Мирная миссия-2014». Однако к сближению с Поднебесной, в том числе и в области военного сотрудничества, многие относятся прохладно. В частности, один из ведущих казахских экономистов и политологов Берлин Иришев убежден, что ключевые интересы Астаны связаны именно с Россией, протяженность границ с которой составляет свыше 7,5 тысячи километров. Кроме того, он обращает внимание на незначительность казахско-китайских связей в национально-культурном плане. Впрочем, мы живем в быстро меняющемся мире, где нивелирование традиционных ценностей происходит стремительно, а этнические границы стираются.

Что касается гипотетического вооруженного противостояния в регионе сверхдержав, вызванного чрезмерными геостратегическими аппетитами Пекина, то оно все же маловероятно, ибо, как говорит Кайрат Беков: «В китайской армии есть один большой минус, который заключается в отсутствии боевого опыта. Ведь с 1979 года китайская армия не участвовала в крупных вооруженных конфликтах. Сравните с Российской армией, которая фактически непрерывно воюет с того же 1979-го, или вооруженными силами США, имеющими богатейший опыт боевых действий в различных точках земного шара. А главная опасность и в то же время привлекательность войны заключается в непредсказуемости результата. Поэтому пока неизвестно, насколько эффективной окажется китайская военная машина в боевых условиях. Военное и политическое руководство Китая вполне четко осознает слабые стороны своих вооруженных сил (относительно других военных держав) и поэтому будет стремиться не втягиваться в масштабные вооруженные конфликты».

Есть и еще проблема. Как справедливо пишет тот же Бжезинский: «В определенный момент у Китая может развиться сильный национализм, который нанесет ущерб его международным интересам. Это невольно может привести к созданию враждебной ему мощной региональной коалиции, поскольку ни один из его главных соседей – Индия, Япония и Россия – не готов признать Китай в качестве мирового лидера, пришедшего на смену США».

Разумеется, активное проникновение – пока только экономическое – Поднебесной в Казахстан представляет серьезную угрозу нашим интересам в регионе. И конечно, важен вопрос о характере взаимоотношений этих стран. Логику Пекина в данном случае поможет понять «старый друг китайского народа» Генри Киссинджер – его книга «Китай» не так давно была переведена на русский язык. По словам бывшего госсекретаря, «Срединная империя относилась к народам, живущим по ее периметру, как к государствам-вассалам», поскольку «на протяжении столетий Китай редко сталкивался с другими обществами, сравнимыми с ним по размеру и знаниям».

Готова ли Астана стать вассалом восточного соседа? Не в военно-политическом, конечно, а в экономическом плане. И как к этой перспективе отнесется русскоязычное население страны, естественным образом тяготеющее к Отечеству, а не к Китаю?

Американский вброс


Проводником американских интересов и противовесом Китаю в Центрально-Азиатском регионе теоретически может стать Турция. Об этом пишут некоторые казахские политологи, в частности Иришев: «С точки зрения общности интересов нам ближе Турция, чем Китай, а родственные интересы всегда имеют намного большее значение при критических обстоятельствах. К тому же Турция – член НАТО, что означает выход на уровень международной поддержки. Китай по принципу «из двух интересов выбирают наибольшее» проявит безразличие, а еще хуже – примет участие в разделе туши».

Обратим внимание на слова «выход на уровень международной поддержки». Под таковой нужно понимать помощь непосредственно со стороны США, ибо на современном этапе Североатлантический альянс безропотно выполняет любой приказ из Вашингтона, даже противоречащий собственно европейским интересам.

Постепенно Белый дом втягивает Астану в орбиту своих внешнеполитических целей и задач, что нашло отражение в подписанном в Вашингтоне министром обороны Казахстана Адильбеком Джасыбековым и представителем Пентагона Питером Лэвоем плана сотрудничества на 2013–2017 годы. Проводятся совместные военные учения «Степной орел».

Интересно объяснение стратегической цели этих маневров, изложенное ведущим научным сотрудником Института востоковедения Шохратом Кадыровым: «И Запад, и Назарбаев, проводя совместные военные учения, посылают Владимиру Путину четкий сигнал, что будет в случае попытки осуществления в Северном Казахстане крымского сценария». Звучит неубедительно, ибо даже в случае повторения – крайне маловероятного – такого сценария американцы никак не смогут помочь Астане, ибо избегают прямого военного конфликта с Россией.

Зачем же Казахстану столь тесное сближение с США? На этот вопрос ответил директор Аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев: «Военно-техническое сотрудничество на всех возможных векторах – это изначальная политика Казахстана времен его независимости. Изменились лишь обстоятельства, при которых проводятся эти учения. Сама ситуация ничего принципиально нового не несет. Казахстан всегда проводил многовекторную внешнюю политику, которая характеризовалась сотрудничеством со всеми внешними ключевыми партнерами».

Но таким – многовекторным – видит сотрудничество именно Казахстан. Трудно поверить, что аналогичным образом воспринимают свои взаимоотношения с крупнейшей постсоветской державой сами американцы. И если, как в приведенной выше цитате Киссинджера, Срединная империя смотрела на своих соседей как на вассалов, то в таком же статусе видит их и Вашингтон.

Российский задел


К сближению с нашим центральноазиатским соседом Кремль толкает сама логика событий. В современных условиях Запад демонстрирует нескрываемую враждебность по отношению к России, прежде всего на метафизическом уровне свой – чужой, отождествляя нашу страну именно с чужими. Это вполне естественно. Так, в последней своей работе «Конъюнктура Земли и времени» Вадим Цымбурский остроумно заметил: «Может ли, и если да, то как, быть «европейской державой» государство с историческими центрами, лежащими вне европейского полуострова, религиозно и этнически инородное «коренной Европе». Под «европейским полуостровом» нужно в данном случае понимать не географическое, а культурно-цивилизационное пространство.

Таким образом, вектор внешнеполитической активности нашей страны, равно как и поиск союзников, должен быть перемещен на восток и юго-восток. И Казахстан здесь естественный наш партнер.

Что касается военного сотрудничества двух стран, то оно выражается в первую в очередь в импорте российской военной техники. Кроме того, по словам аналитиков Владимира Парамонова и Олега Столповского: «Казахстан обладает значительным потенциалом в области военного производства, полезного для РФ. В частности, на территории республики находится ряд крупных промышленных предприятий, ранее входивших в состав советского ВПК. Стратегически важным элементом сотрудничества России и Казахстана является взаимодействие по космодрому Байконур».

Теперь немного поговорим о возможности (или невозможности) здесь событий, подобных донбасским. Данные, в том числе и представленные казахскими аналитиками, свидетельствуют о пророссийской настроенности большей части русскоязычного общества, компактной массой проживающего в северо-восточных районах страны, непосредственно граничащих с нашей страной. То есть оно в случае гипотетического вооруженного выступления, подобно ополченцам Новороссии, будет иметь надежную тыловую базу.

Однако пророссийская настроенность нетождественна готовности с оружием в руках бороться за отделение от Астаны. Хотя ситуация непростая: по данным аналитика Михаила Калишевского, согласно переписи 1959 года собственно казахи составляли только 30 процентов населения республики. Резкий скачок русскоязычного населения произошел еще в начале XX столетия благодаря столыпинской реформе, далее были раскинувшаяся по казахским просторам сеть ГУЛАГа, освоение целины.

Впрочем, в 90-е значительная часть русскоязычного населения покинула Казахстан, не испытывая при этом существенных притеснений по этническому признаку в отличие от некоторых других государств, образованных на постсоветском пространстве. Проблема отъезда носила скорее экономический характер.

К завершению первого десятилетия нулевых процесс эмиграции русскоязычного населения из Казахстана резко пошел на спад, что связано со стабилизацией и даже подъемом экономической ситуации в стране. При этом в ее северо-восточных регионах продолжала увеличиваться доля русскоязычного населения за счет внутренней эмиграции. Это вызывало некоторое беспокойство Астаны, корректировавшей, по словам Калишевского, «межэтнический баланс за счет переселения в северные и северо-восточные регионы оралманов – этнических казахов, репатриировавшихся из других стран».

Опасения имели под собой основания, ибо, как и население Донбасса, значительная часть русскоязычных жителей северо-востока Казахстана еще сравнительно недавно ощущала себя гражданами СССР, не ассоциируя себя со страной, язык, историю и культурную традицию которой они знали плохо. В этой связи казахский политолог Ерлан Смайлов отмечает, что украинский конфликт, судя по дискуссии в обществе, носит для Казахстана скорее негативный характер: «Вместо того чтобы консолидироваться на позитивной идее, например модернизации, мы разъединяемся».

Еще одна проблема межэтнических взаимоотношений очень метко подмечена тем же Калишевским: «Еще с XVIII века в российском сознании укоренилось, в том числе и под влиянием западных просветительских идей, представление о русском «прогрессоре», который как носитель европейской цивилизации приобщал отсталых кочевников к культуре. Затем это представление усилилось благодаря советской пропаганде. В результате многим русским было трудно смириться с тем, что ими руководят казахи. Стремление последних к независимости, переоценка собственной истории и критика советской системы воспринималась как неблагодарность в ответ на помощь, которая оказывалась на протяжении веков».

Не стоит забывать и об имперском менталитете, присущем советским гражданам, ощущавшим себя – пускай на подсознательном уровне – носителями мессианских идей и жителями сильнейшей в мире наряду с США сверхдержавы, которые в одночасье проснулись гражданами хоть и большой, но все же в военно-экономическом и политическом плане второразрядной страны. Конечно, это породило психологический шок у русскоязычного населения, равно как и способствовало возникновению желания переехать в правопреемницу СССР – Россию. Как результат в 90-х, особенно в казачьей среде, раздавались лозунги по созданию Южно-Сибирской республики, не встретившие, однако, широкой поддержки. Здесь сыграли роль многие факторы: привязанность к устоявшемуся быту и, в общем, отсутствие радикальных шагов Астаны, направленных на ущемление прав русского населения в стране.

На наш взгляд, на современном этапе единственное, что может спровоцировать русскоязычный северо-восток Казахстана на вооруженное выступление против центра, – это однозначный выбор руководством страны западного вектора развития, курса Грузии и Украины. Впрочем, в Астане видят и последствия – фактический распад названных государств. Следуй Киев и Тбилиси по пути сближения с Россией, в том числе на уровне конфедерации, им, думается, удалось бы избежать распада. А ведь в свое время Вадим Цымбурский предупреждал: «Оранжевые революции», происходившие на Великом Лимитрофе под лозунгами народного суверенитета, – геополитическая технология замыкания этих пространств на центры Запада». Иными словами, любая «цветная революция» в Казахстане будет носить европоцентристский характер и по существу станет антироссийской.

Это вполне может привести к появлению в северо-восточных регионах нашего центральноазиатского соседа протестных движений, тяготеющих к России. Однако на современном этапе такое вряд ли возможно: острожный и трезвомыслящий Назарбаев подобные губительные для страны шаги не предпримет.

Наконец, отмеченное выше военно-техническое сотрудничество Москвы и Астаны делает и Кремль заинтересованным во внутренней стабильности Казахстана, в дальнейшем развитии дружественных отношений с ним и в экономическом сближении. Первым шагом на этом пути стало создание Евразийского экономического союза, идею которого еще в 1994-м выдвинул именно Назарбаев и в котором наряду с Россией и Белоруссией Казахстан играет ключевую роль.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    13 мая 2015 19:07
    В целом позитивная статья. Но на будущее загадывать не будем.
    1. +11
      13 мая 2015 19:13
      Цитата: фомкин
      В целом позитивная статья. Но на будущее загадывать не будем.


      Пока там Назарбаев всё будет в порядке,у него не забалуешь.А что будет дальше,я,признаться,не знаю и предположить не берусь.Восток дело тонкое.
      1. +4
        13 мая 2015 20:04
        К сожалению Назарбаев не вечен и роль личности в истории никто не сможет отменить...
      2. +2
        13 мая 2015 21:41
        Цитата: ВСО
        и предположить не берусь.

        А и не будем предполагать, если предположить, что развал Украины и пример экономики Вымиратов сделают всему народу Казахстана сильнейшую антирусофобскую прививку - будем на это надеяться.
        1. +2
          14 мая 2015 20:16
          На самом деле и не нужна была эта прививка - Казахстан это не Украина и история и менталитет здесь другой, и слово бандеровец симпатии у простого населения не вызывает

          А в статье много неточностей. например : "...Что касается военного сотрудничества двух стран, то оно выражается в первую в очередь в импорте российской военной техники. Кроме того, по словам аналитиков Владимира Парамонова и Олега Столповского: «Казахстан обладает значительным потенциалом в области военного производства, полезного для РФ..."

          На самом в первую очередь военное сотрудничество не в закупках - оно в участии в одном и том же военном блоке - ОДКБ, в совместных проекциях силы на юге (Таджикистан), в единой системе ПВО, взаимодействии на Каспии, в размещении нескольких крупнейших военных баз России на территории КЗ - ну а потом уже конечно и в закупках оружия
    2. avt
      +14
      13 мая 2015 19:17
      Цитата: фомкин
      В целом позитивная статья.

      А в чем собственно позитив ??? От статьи ни горячо ни холодно - эдакие мысли в слух . На какой то конкретный анализ не тянет- автор не оперирует никакими цифрами в экономики и уж тем более какими то , пусть одному ему известными , фактами по политики ,,элит".В общем автор выплеснул в статье все что думал и получилось как то сумбурно обо всем и ни о чем конкретно . Смешал в кучу лошадей ,людей ,ну и ..... Это анализ ???
      1. 0
        13 мая 2015 19:43
        Есть и еще проблема. Как справедливо пишет тот же Бжезинский: «В определенный момент у Китая может развиться сильный национализм, который нанесет ущерб его международным интересам.

        Зачем приводить "аналитические" умоиспражнения главного американского русофоба в качестве экспертной оценки??? request
        1. 0
          13 мая 2015 21:48
          Цитата: ГШ-18
          Зачем приводить "аналитические" умоиспражнения главного американского русофоба в качестве экспертной оценки??

          Давайте хотелки старого пшекомаразматика (генетического русофоба) Бжезика оставим для аналитических упражнений деушке Псаке - нам больше будет поводов повеселиться (на океанском берегу Белоруссии)...
          "От девушки Псаки
          хорошие ржаки!"
      2. +3
        13 мая 2015 21:39
        Истина стара как мир: сила - в единстве! Ну а к чему приводит игнорирование этой истины, известно ещё со времён Вавилонского столпотворения...
    3. sent-onere
      +20
      13 мая 2015 19:25
      Уважаемый, г-н Ходаков. Сумбурность Вашего анализа наводит на мысль, что Вы отрабатываете заказ, не важно чей, но очень топорно. В последнее время количество статей на тему: волнения/революции в Казахстане и т.п. наводят на мысль, что кому-то очень надо/выгодно муссировать эту тему. Вы смотрели Парад Победы? Вы видели триумвират: Путин, Си, Назарбаев? Как Вы думаете имеются ли у этих Лидеров непонятки между собой? Ранее я уже писал, что Нурсултану Абишевичу Назарбаеву удалось совершить то, о чём мог бы мечтать любой правитель. Казахстан словно "ласковое дитя двух маток с". Ситуация, аналогичная Донбассу, в Казахстане не предвидится. Казахстан, в отличие от Украины, международно признан в рамках своих гос.границ. Внесён и отмечен во всех международных документах как ГОСУДАРСТВО из экс.СССР! Чего не скажешь об Украине. Никаких сепаратистских настроений в Казахстане не допустят/не позволят ни власть в Казахстане, ни Китай, ни Россия. Я скажу больше. Из слов и действий Путина и Си, лично мне, становится ясно, что страхи Запада, по поводу возрождения СССР- не беспочвенны. Союз Суверенных Социалистических(социально ориентированных)Республик - это по сути ЕАЭС+Китай(ШОС), допускаю ИРИ, Вьетнам. Ваши статьи наоборот должны привлекать внимание общества и власти( хотя последняя своё дело знает)к таким вопросам на территории экс. СССР и оказывать всемерную информационную поддержку, идеи добрососедства/братства/дружбы народов, тогда никаких угроз южным рубежам России не будет.
      1. +5
        13 мая 2015 19:37
        Цитата: sent-onere
        Вы видели триумвират: Путин, Си, Назарбаев?

        верно подметили ...

        Президент Республики Кипр Никос Анастасиадис, президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, президент России Владимир Путин, председатель КНР Си Цзиньпин с супругой Пэн Лиюань (слева направо на первом плане), генсек ООН Пан Ги Мун (второй слева на втором плане), председатель правительства Словакии Роберт Фицо (второй справа на втором плане)
        Фото: ТАСС
      2. +1
        13 мая 2015 21:55
        Цитата: sent-onere
        тогда никаких угроз южным рубежам России не будет.

        Присоединяюсь: надо только не забывать о наличии хорошо оплачиваемого социального заказа либералам на публикацию ЛЮБЫХ материалов, вносящих раскол между Россией и её возможными союзниками и Украина - пример тому:: мы внутриполитический евротренд Украины прошляпили, а мирикосы воспользовались (само собой, через 5 колонну) - результат такой, что мутит от одного только воспоминания...
    4. +3
      13 мая 2015 19:40
      Казахстан – лакомый кусок азиатского пирога

      Это очень смелое заявление, граничащее с майданными лозунгами!
      Автор забывает, что Казахстан член ОДКБ, и ни какие шашни, подобные украинским там не прокатят.
    5. 0
      13 мая 2015 20:08
      Да, это не Окраина, но читая это, понимаешь, сколько ошибок сделано российской властью (если считать это ошибками только), что нахлебаемся мы еще не одно десятилетие, пока не сбежимся вместе, когда все почти республики бывшего Союза (что останутся), поймут, что никому они не нужны равными партнерами.
      1. 0
        13 мая 2015 22:00
        Цитата: NordUral
        пока не сбежимся вместе,

        Не сбежимся до тех пор, пока будет здравствовать и мутить воду структурированная через НКО-медийные организации либер-пятая колонна и слившаяся с нею шестая ...
    6. +1
      13 мая 2015 20:24
      -

      В каком городе это было? На памятнике наклеены маки, - значит 2015 год. Украина
      1. Комментарий был удален.
  2. Dudu
    +11
    13 мая 2015 19:15
    "На наш взгляд, на современном этапе единственное, что может спровоцировать русскоязычный северо-восток Казахстана на вооруженное выступление против центра, – это однозначный выбор руководством страны западного вектора развития" - чего автор кликушествует, или может способствует укреплению дружбы между народами?
    Какой может быть "западный вектор развития" в географическом центре Азии? Надеюсь, у казахов и своего ума достаточно, чтобы чужие глупости не слушать и не наступать на грабли, услужливо подкладываемые всеми завистниками. Казахстан должен стать политическим и экономическим интегратором Среднеазиатских республик бывшего СССР и играть самостоятельную роль в процессах развития региона.
    1. -3
      13 мая 2015 19:42
      Боюсь, что со смертью Назарбаева, в Росси узнают о существовании трёх жузов в Казахстане и не будет такой блогодушной оценки дел в Среднй Азии. Система власти еще не устоялась, лидеры жузов не договорились между собой о денежных потоках и разделе властных полномочий. После ухода Назарбаева драка будет сильная и видимо кровавпя.Казахстан мусульманская восточная страна, пока светская. Что будет с ней, когда бойцы талибана и ИГ полезут в Среднюю Азию. Страшно подумать, чем это все закончится для Казахстана и для России.
      1. +1
        13 мая 2015 19:56
        Цитата: ротмистр
        Страшно подумать, чем это все закончится для Казахстана и для России.

        Не стоит так недооценивать товарища Назарбаева.
      2. +6
        13 мая 2015 20:12
        У жузов не существует лидеров.
        1. -4
          13 мая 2015 20:27
          Цитата: Zymran
          У жузов не существует лидеров.

          В том то все и дело...Там иерархия! Баи по рождению и кланам...Почитание власти!Советская власть с этим боролась ..Бесполезно! hi
        2. +2
          13 мая 2015 20:27
          Цитата: Zymran
          У жузов не существует лидеров.

          В Казахстане сильная власть-жузы отдыхают.
          Назарбаев, как ответственный политик безусловно позаботится о приемственности политического курса.
        3. avt
          0
          13 мая 2015 20:47
          Цитата: Zymran
          У жузов не существует лидеров.

          Была бы шея - хомут найдется .Но реально наши вероятные друзья - носители демократии по нефтеносным районам , да собственно по всем их интересующим точкам , будут раскачивать ситуацию по проверенным , уже вполне действующим лекалам . Основная опасность даже не закидон ,,великого турана", это работать не будет даже при наличии Турции , которой тот же туран нахэр не сдался - они османскую империю строить хотят , а это с ,,великим тураном" две большие разницы . Главный дестабилизирующий фактор - радикальный исламизм , вот им то и будут работать подпитывая его посылкой 150 тонн дипломатической почты USA в Манас ,что давеча прислали и еще пришлют.Прогоны в регионе уже были начиная с гражданской в Таджикистане и кончая последними , после цветных в Киргизии, в Андижане . Это серьезно, это работает в Леванте и Арабии и общечеловеки вполне себе применят и в Азии, опять же Китаю в Синьзяне подгадят .Кадры ксть и их сейчас обкатывают от Сирии до Йемена, денег тоже дадут , как и сэндвичей на майдан - лишь бы резать друг друга начали.
      3. +10
        13 мая 2015 20:47
        о существовании трёх жузов в Казахстане и не будет такой блогодушной оценки дел в Среднй Азии.


        Казахстан - не Средняя Азия, не путайте людей. Это раз.
        Талибан и ИГ, еще сто раз перегрызутся друг с другом, - им и лезть то никуда не надо, - друг другу кровь будут пить, долго и со вкусом. Почему? Ну подумайте сами, - что общего между сектой, ждущей второго пришествия Христа, чтобы стать мучениками Армагедонна(ИГ), и устойчивой полутеррористической, полупартизанской теократией (Талибан)? Я лично, ничего общего не вижу, в принципе, кроме как разницы в трактовках "их" религии. Не собираюсь даже считать что они придерживаются канонов ислама, - ИГ с их сожжением людей, что строго настрого запрещено канонами Ислама, даже кремирование трупов - запрещено, так это на все 200 процентов сатанинская секта. Ну а Талибан, прежде всего исказил понятие - "джихад". На самом деле это понятие значит только одно - "познание, учение", и Священный Джихад в понятии истинных (!) Мусульман, это прежде всего - получение знание, учение, путь познания. А война за выживание, с "неверными" и т.д. это все таки - Газават =насколько я помню, в Узбексом точно, и вроде в Казахском языках однокоренное слово - "Газава, Газаба" - "Ярость"= (!). Такое вроде, мелкое, деяние - подмена понятий, но, блин, какая дискредитация Ислама в целом! Это - два.

        Ну а три, все будет хорошо. Дай бог и России и Казахстану - процветания и благоденствия. Ведь мир в доме соседей, это считай мир в твоем доме. И не стоит гнать волну и панику. Чес слово.

        Примерно так.
      4. +6
        14 мая 2015 01:58
        ротмистр (1)  Вчера, 19:42 ↑
        Боюсь, что со смертью Назарбаева, в Росси узнают о существовании трёх жузов в Казахстане и не будет такой блогодушной оценки дел в Среднй Азии. Система власти еще не устоялась, лидеры жузов не договорились между собой о денежных потоках и разделе властных полномочий. После ухода Назарбаева драка будет сильная и видимо кровавпя.Казахстан мусульманская восточная страна, пока светская. Что будет с ней, когда бойцы талибана и ИГ полезут в Среднюю Азию. Страшно подумать, чем это все закончится для Казахстана и для России.



        разделение на жузы в Казахстане в принципе нет, есть небольшое различае по географическому принципу, но это незначительно, и никакой драки, тем более кровавой не будет!
        Что касается фин.потоков, у нас в Казахстане тоже есть алигархи, (как и в РФ)
        и пока мы будем в финансовом плане зависеть от запада, они будут плодиться, и представлять интересы запада. Они конечно имеют какоето влияние, но влиять на внутреннюю, тем более внешнюю политику не могут, а те кто пытался сделать это живут в Лондоне, т.к. по ним тюрьма Казахстанская плачет.
        Что касается статьи, есть силы которые пытаются раскачать ситуацию в стране, их пресекали, и будут пресекать. Сейчас же пытаютя забить клин через сми, не стоит на это обращать внимание, просто отрабатывают чей то заказ.
      5. +9
        14 мая 2015 08:27
        Хм..., назовите, пожалуйста, лидеров жузов по именам. Тех самых, которые "...не договорились между собой о денежных потоках и разделе властных полномочий..." Просветите нас, а то мы в Казахстане даже не слышали про таких.
        " ...В России после ухода Путина наступит новое Смутное время, так как князья Московского, Рязанского и Тверского княжеств не договорились между собой. А про Новгородскую торговую республику вообще молчу, неизвестно кого еще они себе на княжество призовут, может опять скандинава какого-нибудь из стран НАТО..." - бред? Да! Вот и ваши рассуждения про жузы в наше понимании видятся также )))

        З.Ы. минус мой
      6. +4
        14 мая 2015 20:23
        Цитата: ротмистр
        лидеры жузов не договорились между собой о денежных потоках и разделе властных полномочий.


        Не ну честное слово, какие на фиг лидеры? Каких жузов? каких потоков? Это полная ерунда

        Потоки конечно есть и есть "лидеры" - типа как бы олигархи ( но это не те олигархи РФ в 90-е - у НАНа не забалуешь) - но никак не у "жузов" - есть промышленные группировки - но там полный "интернационал" - пусть например медь у корейцев, но другие группы интернациональны - и там вообще не смотрят казах ты или кто - главное по деньгам договорится - не то что на "жузы"
  3. +12
    13 мая 2015 19:27
    Сравнительно близко расположенный Афганистан с его непрекращающейся гражданской войной и наркотрафиком, представляющим собой так называемый северный (или шелковый) путь, который проходит через Киргизию и Таджикистан и далее затрагивает собственно Казахстан.
    Великий Шелковый Путь- это наркотрафик что-ли? request
    русскоязычного общества, компактной массой проживающего в северо-восточных районах страны

    Автору на заметку- русскоязычное общество проживает на всей территории Казахстана, а не только "в северо-восточных районах".
    После прочтения у меня сложилось ощущение, что автор начитался газетных заголовков и выдал "аналитику"
    1. +3
      13 мая 2015 20:00
      Цитата: Андрей KZ
      После прочтения у меня сложилось ощущение, что автор начитался газетных заголовков и выдал "аналитику"

      Скорее всего, так и было lol
    2. +3
      14 мая 2015 20:28
      Да, Андрей, согласен, автор чего то начитался - но явно ничего толком не знает о нас
      1. +2
        14 мая 2015 23:23
        в этих заказных статьях имется скрытый смысл, не важно, что написанно, главное, чтобы попало в новостную ленту, заложить в людях страх. И скорее всего это сигнал России, что не все в порядке там, где кажется, что все спокойно(тем более прецедент уже имеетя). Если не отвлечь, то хотябы распылить силы.
  4. -10
    13 мая 2015 19:35
    Город Алма-Ата до 1921 года — Верный, основанный казаками. Старая столица.

    Астана - Целиноград, основанный целинниками, русскими, которые по планам Хрущева в 1954 году уехали из центральной России в дикие степи. Обескровив коренную Русь. Новая столица. Чтобы северный Казахстан не отпал...
    1. +9
      13 мая 2015 20:04
      Город Целиноград - прежде Акмолинск (Акмолинская крепость), основанный в 1830 году.
      Вы сознательно выбросили 130 лет истории города?
      Или прочитать не удосужились?
    2. +3
      14 мая 2015 23:59
      да, да прибавьте сюда еще насильно департированные народы: Ингушей, Корейцев, Немцев поволжья, Украинцев, крымских Татар и др. Незабудте еще про ГУЛАГ это сеть лагерей (не пионерских). А в Целинограде АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины). Ну так, для полноты картины.
  5. 0
    13 мая 2015 19:37
    А правда и куда смотрит наш Орел? В Проекции, на 180 градусов! А если в три дэ посмотреть? Польские и Немецкие орелики покоцаны - перья приклеивают, ряжутся. Остается один полноценный Игл, без яиц. То бишь, без потомства
    1. +3
      13 мая 2015 19:51
      Цитата: Tusv
      А правда и куда смотрит наш Орел?

      пара карикатур на "орлиную тему" (от 2005 и 2015 годов)



      художник один и тот же, а восприятие ситуации за десять лет поменялось ...

      http://topwar.ru/uploads/images/2015/543/eobo320.jpg
      1. +1
        13 мая 2015 20:18
        Коментарии к картинкам:
        -Я вам покажу входит и выходит. Сказал ИА.
        Комметрарии мои:
        Первая картинка
        - Советский Союз вошел в Бреттон-Вудские соглашения.
        Вторая картинка
        - Россия выходит из Бреттон-Вудских соглашений
  6. +5
    13 мая 2015 19:39
    Казахстан с одной стороны опирается на Китай, с другой на Россию. Россия и Китай стремительно сближаются. Они не допустят прозападных режимов. Выстраивается единый фронт. И Казахстан в нем на своем месте.
    1. +7
      13 мая 2015 20:36
      Цитата: putnik
      Казахстан с одной стороны опирается на Китай, с другой на Россию. Россия и Китай стремительно сближаются. Они не допустят прозападных режимов. Выстраивается единый фронт. И Казахстан в нем на своем месте.

      если РФ и Китай стремительно сближаются значит РК будет раздавлен , если РФ и Китай стремительно разбегутся то РК будет разорван. Значит получается что у РК один выход что бы РФ и Китай стремительно стояли на месте laughing . А шо крутой анализ я провел прям как автор этой статьи ,жаль только мне никто мою аналитику не оплатит laughing
      1. -2
        13 мая 2015 21:26
        Цитата: семург
        Значит получается что у РК один выход что бы РФ и Китай стремительно стояли на месте

        Армию лучше нормально вооружайте..А не на Китай и Россию надейтесь..! hi Любой отряд прорвется к вам..и таких делов может натворить .. soldier
      2. +3
        14 мая 2015 08:33
        Автор статьи нервно курит в сторонке, ибо краткость - сестра таланта! hi
  7. -5
    13 мая 2015 19:46
    В последнее время такие статьи о Казахстане все чаще появляются...Такое ощущение ,что власти их жутко боятся чего то..И не зря! Ведь распродали все..Насколько знаю , там и леса ,реки и плодородные земли, все в частной собственности (еще с 90-х) Страна аренды..Назарбаев я так понимаю после выборов собрался все это обратно отбирать (чтобы страну контролировать..) Поздновато что то..Ну Аллах в помощь!Без обиды казахи , но ведь так оно и есть во всех "бывших" кроме Белоруссии ..))))
    1. +2
      13 мая 2015 20:51
      Наблюдая некоторые политические пируэты, а скорее "выкрутасы батьки", у меня лично, все больше сомнений в его политической порядочности. Это проявилось особенно в конфликтах, - Южная Осетия, Абхазия и на Донбассе.
  8. +1
    13 мая 2015 20:21
    Автор не везде прав. Средняя Азия никогда в западном направлении двигаться не будет. Ну, а если будет то поближе к Турции, а не к ЕС.
    Наиболее опасны там не только исламистские тенденции ( я имею ввиду крайние формы), но и националистические. Кроме всего прочего (автор об этом совсем не акцентирует внимание) там идет борьба родовых кланов за место под солнцем.
    И плюс внешнее воздействие, как западных подстрекателей с деньгами, так и восточных.
    Все это и делает этот регион нестабильным в условиях высокой рождаемости и нищеты большинства населения.
    1. +2
      13 мая 2015 20:59
      Ну, а если будет то поближе к Турции, а не к ЕС.


      Движение в сторону Турции - исключено. Сказать что Узбекистан, к примеру, собирается "двигаться" в сторону Турции, это то же самое что сказать что Белоруссия =не буду брать для примера - Россию=, "движется" в сторону хм... ну Македонии, что ли. Согласитесь, чушь полная...

      Примерно так...
      1. +4
        13 мая 2015 21:27
        Центром притяжения для Средней Азии, была и останется, в ближайшей исторической перспективе - Россия. Да после войны 08.08.08 и особенно после начала конфликта на юго-востоке Украины, практически все Среднеазиатские страны, пытающиеся вести свою политику, а так же Казахстан и Беларусь, попали в неловкое положение. Тут работает принцип - Поддержишь безоговорочно - потеряешь рынки, связи, поле для маневра. Придется безоговорочно "ложится" только под Россию. Не поддержишь Россию - майданные обезьяны очень скоро будут скакать во всех городах, от Бреста до Душанбе. Вот и выкручивается каждый как может, - Вы же Россияне, со своей, извинит, некоторой "спесью" забываете об интересах своих соседей, когда пытаетесь проводить анализ ситуации.

        примерно так...
  9. +7
    13 мая 2015 21:27
    Степной орел смотрит в будущее через призму Евразийского экономического союза и ОДКБ.Что бы Евроинтеграция добралась до Казахстана она должна успешно ассоцировать Украину а в последующем и Россию.Исходя из того что данный вариант маловероятен евроремонт по Украински нам не светит.Казахстан является локомотивом интеграции и связующим звеном как ЕАЭС так и на постсоветском пространстве. Казахстан живет в 21 веке и ориентирован в будущее демократическое, свободное, равноправное.Территориально-пограничных вопросов с ближайшими соседями Казахстан не имеет.Переносить модель украино-российских взаимоотношении на остальных является ошибкой.Всем мира и благ.
    1. +1
      14 мая 2015 20:32
      Четко и ясно сказано - сам хотел что то в этом написать - но подпишусь под вашим комментом good
  10. +3
    13 мая 2015 23:11
    Сейчас Россия и Казахстан вместе
    и это главное, что нельзя разрушать.
    1. +2
      13 мая 2015 23:18
      и это главное, что нельзя разрушать.


      Разрушить, увы и ах, можно все. И рушится все, рано или поздно. Так что главное - не слишком рьяно заниматься этим делом... неблагодарным.
  11. +4
    14 мая 2015 09:19
    Пролетарии всех стран ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!!!!
  12. Комментарий был удален.
  13. +3
    14 мая 2015 13:24
    свои плюсы расставил, de_monSher особо понравилось это -" Вы же Россияне, со своей, извинит, некоторой "спесью" забываете об интересах своих соседей, когда пытаетесь проводить анализ ситуации."