Авиабаза Быхов

Пишет antares-610: На Быховском аэродроме до 1990 года базировалась 57-я Смоленская морская ракетоносная авиационная дивизия (мрад) ВВС Балтийского флота и состояла из двух Гвардейских Краснознамённых полков: 170-го Смоленского и 240-го Севастопольско-Берлинского мрап. Эксплуатировала самолёты Ту-22М2 и М3, и, ранее, Ту-16.

Авиабаза Быхов


1. Некоторые сооружения аэродрома приспособлены под гражданские нужды. Но здание КДП заброшено и недавно сгорело.




2.



3. Внутри не осталось ничего, напоминающего о предназначении здания.



4. Аэродром имеет две полосы. Малая, длиной 2 км, предназначалась для истребителей, прикрывавших аэродром. Рядом были и стоянки для них.



5. Сейчас на ней проводятся гоночные турниры, занятия автошколы.



6. Основная ВПП имеет длину 3 км и построена для сверхзвуковых ракетоносцев.



7. По лесу за аэродромом тянется бетонная рулёжная дорожка, вдоль которой расположены капониры для Ту-22М2 обоих полков.



8. Сейчас это обширное хозяйство находится в заброшенном состоянии.



9. Здесь стояли ракетоносцы.



10.



11.



12.



13. Южнее аэродрома находился и его командный бункер, сегодня так же заброшенный. Я внутрь не полез, но если у кого-нибудь будет возможность его посетить, то, кликнув на изображение, можно узнать его координаты.



14. Муравейник рядом с изрядно заросшим бункером.



15. А от аэродрома бетонка, ныне ставшая сельской дорогой, приводит к РТБ (войсковой базе хранения ядерных боеприпасов) ВВС Балтийского флота, 24-му армейскому арсеналу ядерного оружия. Здесь проводились работы под грифом «Совершенно секретно особой важности».



16. В бывшем складе ГСМ кто-то из колхозников устроил себе склад, или гараж для трактора.



17. Сборочно-монтажный корпус. Из этих ворот выезжал грузовик (вероятно, ЯАЗ-219) с ядерным оружием в кузове, и,в сопровождении нескольких автоматчиков, брал курс на аэродром, где его ждали Ту-16. База была построена в 1957 году. На врезке - надпись над воротами, указывающая на 1955 год.



18. В дальние ворота ввозили тележку с изделием из хранилища, с помощью крана-балки его перегружали и проводили регламентные работы.



19. Здесь, в частности, боеголовки разбирались и очищались при снятии их с вооружения. С соблюдением всех мер предосторожности изымались взрывоопасные элементы, электродетонаторы, из сферы взрывчатого вещества извлекалась центральная часть (ЦЧ), ураново-плутониевое ядро (в виде «перепелиного яйца»). Изъятая ЦЧ загружалась в контейнер хранения (в котором она прибыла в свое время), а дальше транспортировалась на завод-изготовитель.



20. Ядро, самый опасный компонент, вынимали из контейнера в перчатках разового применения. Была ограниченная продолжительность рабочего дня. В этом вся «защита» и состояла. Дозиметров не было.



21. По прямой из ворот тягач въезжал в ворота сооружения, где изделия хранились. Уже к середине 1958 года казематы спецобъекта были под завязку заполнены изделиями, и с тех пор не пустовали никогда.



22. Слева от ворот - вход в подсобные помещения.



23. Его закрывали две полукруглые бронедвери, изнутри заполненные бетоном. Внутреннюю мародёры не смогли вытащить только из-за того, что она физически не проходит в проём.



24. Дверная петля.



25. Внутри мало что сохранилось.



26.



27. Вход в само хранилище защищают три задвижки более чем метровой толщины.



28. Из помещений, примыкающих к гермоворотам, через них имеются аварийные люки.



29. Здесь же хранились инструменты для закрытия ворот.



30. А так же располагались мощные ФВУ.



31. В сердце спецобъекта - главный зал.



32. Из ворот хранилищ (справа и слева) по рельсам вывозились вагонетки с изделиями, напротив каждых ворот был разворотный круг, после прохождения которого изделия направлялись к выходу. Еще здесь сохранился агитационный транспарант «Проведение технического обслуживания изделий - выполнение боевой задачи».



33. Помещение, где хранились «изделия». Бывшая святая-святых. В одном таком каземате находилось сразу несколько боеголовок. В середине видны рельсы, по которым двигались вагонетки.

На этом знакомство с авиабазой «Быхов» можно считать состоявшимся.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Волхов 9 октября 2011 13:33
    Конкретное предложение - на этой брошенной помойке создать и базировать авиацию "конца света" - имеется в виду ремоторизация АН-2 танковым дизелем 12Н360 с грузовым винтом и перетяжкой плоскостей на углеткань. Такой транспорт позволит летать пару недель в апреле 13, ну и потом, если повезёт. Это поможет сохранить локальную организацию и забросить подъёмно - тросовое оборудование на плато в районах Волхов, Изборск, Самарская Лука, которые там поднимутся для эвакуации туда людей.
    Интересует мнение частных лиц.
    Исходные компоненты в России есть - АН-2, дизеля, углеткань, брошенные аэродромы, Смоленский авиазавод.
    Смысл есть - повышение % выживших, их связь.
    Нужны люди и средства для сборки системы.
    При реальном интересе можно связаться [email protected]
    (495)9723900
    Волхов
  2. jindol47 9 октября 2011 15:42
    Аналогичная ситуация с авиабазой пос. Катунино. При мне (1969) базировалась ракетоносная и разведывательная морская авиация Ту-16К10, позже Ту22. Посмотреть можно на картах GOOGL поиск Катунино Архангельская обл.
Картина дня