Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

За глоток свежего керосина — часть I

В мире растет спрос на самолеты-заправщики

В современных боевых операциях существенно повышается значение самолетов-заправщиков. Глобальный рынок этой авиатехники оценивается в 250 единиц на ближайшее десятилетие.

Большинство статей по военной авиации посвящается реактивным истребителям, но именно воздушные танкеры обеспечивают им возможность выполнения своих задач, играя решающую роль в повышении боеспособности этих платформ. Без участия самолетов-заправщиков масштабные действия военно-воздушных сил были бы просто невозможны.


Работа на износ

Та роль, которая возлагается на авиатанкеры, в настоящее время демонстрируется против боевиков Исламского государства в небе над Ираком и Сирией. А в военной операции НАТО «Объединенный защитник» в 2011 году в Ливии на долю самолетов-заправщиков за восемь месяцев пришлось 25 процентов 26 500 самолетовылетов коалиции. Бомбардировщики «Торнадо» Gr.4 (Tornado Gr.4) британских ВВС смогли ярко проявить свои возможности по выполнению ударных задач, вылетая непосредственно с мест базирования в Англии, благодаря топливозаправщикам VC-10 компании ВАС. Полеты в обе стороны протяженностью почти пять тысяч километров стали самыми дальними со времен конфликта за Фолклендские острова в 1982 году.

За глоток свежего керосина — часть IВВС США применяли на Ливийском ТВД строевые бомбардировщики B-2 «Спирит» (Spirit) с места их базирования в континентальной части Соединенных Штатов. А поддержку боевым самолетам стран коалиции оказывали топливозаправщики, расположенные в Средиземном море. Французские C135FR производства «Боинг», британские VC10 и L-1011 «Тристар» (TriStars) разработки «Локхид» (Lockheed), американские KC-135R «Стратотанкер» (Stratotankers) и KC-10A «Икстендер» (Extenders) компании «Макдоннелл Дуглас» (McDonnell Douglas), итальянский KC-130J «Геркулес» (Hercules) все той же «Локхид», канадский CC-150 «Поларис»/Polaris (A310 MRTT) и CC-130T (C-130) от «Эрбас дифенс энд спейс» (Airbus Defense and Space), испанский «Боинг-707» и шведский КС-130Н внесли большой вклад в успех военной кампании. Ян Эллиот, бывший командир британской эскад-рильи VC10, а ныне военный советник «Эрбас дифенс энд спейс», позже говорил: «Если бы я был полковником Каддафи, наблюдающим за огромным количеством наносящих удары самолетов, я бы считал приоритетной задачей уничтожить один или два топливозаправщика. Если бы это было сделано, война остановилась бы, потому что оперативный темп кампании обеспечивался за счет самолетов-заправщиков».

Хотя этого не произошло, в характеристиках большинства топливозаправщиков, принимавших участие в операции «Объединенный защитник», проявились серьезные недостатки с точки зрения как надежности, так и достаточной вместимости.

Танкеры на прилавке

Впрочем, проблемы были известны давно и большинство из участников ливийской кампании в последние годы предпринимают меры по обновлению своих возможностей дозаправки в воздухе. Некоторые уже закупили и получили новые самолеты, например ВВС Италии – КС-767 компании «Боинг». Другие оформили контракты и ждут поставки, как ВВС Великобритании – A330 MRTT. У третьих – ВВС США – перспективный KC-46A в работе.

За глоток свежего керосина — часть IСуществует и глобальная тенденция обновления парка устаревших и ненадежных заправщиков. Основными игроками на этом рынке являются «Эрбас дифенс энд спейс», «Боинг» и «Ильюшин» с самолетами A330 MRTT, KC-46A и Ил-78/478 соответственно. Шансы на кусок пирога с этого стола имеют также компания «Израиль аэроспейс индастриз» (Israel Aerospace Industries – IAI) со своим конвертированным самолетом «Боинг-767» и такие провайдеры, как «Омега эйр» (Omega Air) или «Эйртанкер» (AirTanker), которые для обеспечения существующих потребностей предлагают услуги, а не платформы.

К настоящему времени уже выполнены заказы на поставки 48 современных самолетов-заправщиков: 14 – Великобритании, 12 – Франции, 6 – Саудовской Аравии, 6 – Сингапуру, 5 – Австралии, 3 – Объединенным Арабским Эмиратам и 2 – Катару. Заказ на поставку 6 самолетов Индии – в стадии исполнения. При этом безусловным лидером в мировой гонке по продажам танкеров является «Эрбас дифенс энд спейс» с A330 MRTT.

Изначально ВВС США также продемонстрировали свое предпочтение A330 MRTT, когда в 2008 году объявили этот самолет победителем тендера KC-X стоимостью три миллиарда долларов, в котором «Боинг» с KC-767 оказался проигравшим. Однако после подачи «Боингом» в 2011-м переработанного предложения решение было изменено. Это не помешало последующему завоеванию мирового рынка европейской платформой, а возможно, даже и сыграло в пользу «Эрбаса».

MRTT от «Эрбаса»

MRTT создан на базе пассажирского A330-200, который широко распространен на глобальном рынке: авиакомпаниям по всему миру поставлено 900 таких лайнеров и в портфеле заказов производителя находится еще 300 единиц. На сегодня A330 MRTT стал эталоном, по которому судят об остальных стратегических самолетах-заправщиках или транспортниках.

За глоток свежего керосина — часть IВнутренний запас топлива A330 MRTT составляет 111 тонн (в крыльевых баках и хвостовой части). Как отмечают некоторые эксперты, этого вполне достаточно, чтобы не устанавливать дополнительные топливные баки. В действительности в грузовом отсеке пассажирского A330-200 можно разместить нагрузку большей массы, чем в транспортном А400М.

Британские ВВС, получившие на сегодня 10 из 14 заказанных A300-200 MRTT, являются, несомненно, крупнейшим оператором этого топливозаправщика. В королевских военно-воздушных силах он эксплуатируется под тремя обозначениями: C.l «Вояджер» (Voyager) – в варианте транспортного средства снабжения, KC.2 – заправщик с двумя точками заправки и транспортное средство снабжения, KC.3 – заправщик с тремя точками заправки и транспортное средство снабжения. A300-200 MRTT не только перевозит больше топлива, чем его предшественник VC10 (70–80 тонн), но и имеет меньший расход (4–6 т/ч по сравнению с 7 т/ч для VC10), что обеспечивает проведение операций на более дальнем расстоянии, чем это было возможно ранее. И хотя «Тристар» перевозит больше топлива (130 тонн), основная часть его подпольного грузового пространства занята дополнительными баками, а более высокий расход топлива (8 т/ч) означает, что он имеет меньшую дальность действия, чем «Вояджер» (хотя «Тристар» может быть дозаправлен в воздухе, тогда как «Вояджер» не обеспечен такой возможностью).

В ходе недавнего визита к месту постоянного расположения «Вояджера» на авиабазе «Бриз-Нортон» (графство Оксфордшир) командующий 10-й эскадрильей ВВС Великобритании Джейми Осборн рассказал о том, какое влияние оказывают усовершенствованные характеристики самолета на проведение операций: «Мы можем переместить четыре истребителя «Тайфун» прямиком из Великобритании на восточное побережье Соединенных Штатов, остаться там на ночь, а затем преодолеть весь путь до места проведения учений «Рэд флэг» в Неваде за один прием. Применяя заправщики VC10, «Тайфуны» сначала перемещаются на Азорские острова и там остаются на ночь, затем передислоцируются на восточное побережье США, где проводят еще одну ночь. Следующую ночь самолеты проводят в центральной части США и только потом попадают на учения. Такие четыре ночи характерны для всех типов заправщиков по сравнению с двумя, которые обеспечивает «Вояджер». Если перевести эти расчеты на восточное направление, получается, что самолеты ВВС достигают Ближнего Востока в течение 24 часов. Ранее необходимо было перемещаться через Кипр, где истребители могли передохнуть, а эта страна проявляла беспокойство в отношении проведения военной операции британскими войсками».

По данным «Эрбас дифенс энд спейс», коэффициент готовности самолетов «Вояджер» составляет 99 процентов, а показатели успешного выполнения полетного задания – 90 процентов для дозаправки в воздухе и 99 процентов для транспортных миссий.

Время умных шлангов

Хотя на британских «Вояджерах» установлено оборудование только для дозаправки методом «шланг-конус», в штатной комплектации A330-200 MRTT может оснащаться заправочной штангой ARBS (aerial refuelling boom systems). Пакет модернизации A330-200 MRTT, который компания «Эрбас дифенс энд спейс» представила в 2014 году по запросу австралийских ВВС, будет включать усовершенствование системы ARBS в направлении повышения контроля и точности работы оператора штанги.

В модернизированной версии MRTT ряд структурных и системных усовершенствований как базового коммерческого авиалайнера, так и военной техники. Помимо улучшенной штанги (под обозначением «Апгрейд-3») самолет получит аэродинамические и конструкционные усовершенствования, а также обновленный бортовой компьютер. Рассматривается возможность оснащения заправщика новым двигателем, который разрабатывается для коммерческих бортов.

Работы по созданию опытного образца модернизированного самолета начнутся в октябре, первый полет запланирован на конец июля 2016-го. Начиная с 2017 года всем новым заказчикам будет предлагаться усовершенствованная версия A330 MRTT. При этом текущие операторы топливозаправщика получат возможность модернизировать имеющиеся у них в парке ранние версии. По данным «Эрбаса», первым усовершенствованный A330 MRTT получит Сингапур.

Конкурент от «Боинга»

С точки зрения мирового экспортного рынка, главным конкурентом A330 MRTT, несомненно, является KC-46A «Пегас», разрабатываемый компанией для ВВС США. Потерпев неудачу в попытке получить контракт по программе KC-X с самолетом KC-767 в 2008 году, «Боинг» пересмотрел свою стратегию и подал обновленное предложение, которое обеспечило ему контракт.

Созданный на базе удлиненного пассажирского лайнера «Боинг-767-200ER», заправщик KC-46A в реальности представляет собой сочетание грузового самолета «767-2C» и кабины экипажа «767-400» с широкоформатными дисплеями компании «Рокуэлл Коллинз» (Rockwell Collins), разработанными для «Боинга-787».

Подобно A330 MRTT, заправщик KC-46 управляется минимальным экипажем из трех человек, включающим пилота, второго пилота и оператора системы дозаправки. KC-46A несколько меньше своего европейского конкурента. Его длина – 50,5 метра, тогда как у самолета «Эрбаса» – 59 метров, а размах крыла – 47,6 и 60 метра соответственно. KC-46A способен перевозить 96 тонн топлива, тогда как А330 MRTT – 111 тонн. Следует также отметить, что подобно «Тристар» основная часть подпольного грузового пространства KC-46A занята дополнительными баками, в то время как на A330-200 топливо размещается в основных баках в крыле, хвосте и киле.

Согласно имеющимся данным разбег самолета «767-200ER» с двигателем PW4062 и максимальной взлетной массой составляет 2439 метров, а у A330 MRTT – 2620 метров. Однако ни одна из двух компаний – ни «Эрбас», ни «Боинг» – не опубликовала требований в отношении дистанции прерванного разбега своих платформ, что делает точное сравнение необходимой для них взлетно-посадочной полосы (ВПП) достаточно сложным.

Поскольку обе платформы имеют максимальную скорость, близкую к числу М=0,9, а дальности их действия составляют 12 200 и 14 800 километров для KC-46A и A330-200 MRTT соответственно, это означает, что по своим характеристикам новые американский и европейский самолеты-заправщики будут близки к коммерческим авиалайнерам.

Хотя большая часть характеристик говорит о превосходстве A330-200 MRTT над KC-46A, «Боинг» подчеркивает: отличие задачи, выполняемой его моделью, от той, которую способен решить основной конкурент, будет состоять в том, что его танкер сможет разворачиваться ближе к полю боя, чтобы эффективнее поддерживать зарубежные операции ВВС США. Имея это в виду, KC-46A обеспечен бронированными кабиной экипажа, салоном и топливными баками, защитой от электромагнитного импульса, а также от ядерного, биологического и химического воздействия. Кроме того, будучи по габаритам близким к КС-135, заправщик КС-46А сможет пользоваться большей частью существующей инфраструктуры ВВС США, в частности ангарами и объектами технического обслуживания.

К настоящему моменту «Боинг» завершил производство первого из четырех опытных самолетов на своем авиазаводе в Эверетте недалеко от Сиэтла (штат Вашингтон) и осуществляет сборку трех других.

Ильюшинская альтернатива

В эксплуатации у авиакомпаний по всему миру на сегодня находится примерно по тысяче коммерческих авиалайнеров, на базе которых созданы A330 MRTT и KC-46A, и военные операторы обеих платформ должны быть в состоянии выйти на тот же впечатляющий уровень экономичности, который продемонстрировали гражданские пользователи. В этом отношении преимущество KC-46A состоит в объемной программе производства (179 самолетов) и в том, что потенциальные операторы будут иметь возможность использовать масштабную инфраструктуру ВВС США.

С точки зрения новых стратегических самолетов-заправщиков еще одним реальным предложением будет российский Ил-478. Он отличается от A330 MRTT и KC-46A тем, что создан на базе транспортной платформы – нового самолета Ил-76МД-90А, также известного под названием Ил-476, а не на базе авиалайнера.

Программа разработки Ил-478 на данный момент еще только разворачивается. ВВС России планируют приобрести 31 самолет-заправщик, который способен перевозить 91 тонну топлива в основных баках и 36 – в дополнительных в грузовом отсеке, обеспечивая таким образом передачу дозаправляемым платформам в общей сложности 127 тонн топлива. Крейсерская скорость нового российского танкера соответствует числу М=0,6, что существенно ниже в сравнении с A330 MRTT и KC-46A. При этом максимальная дальность 9700 километров обеспечивает преодоление аналогичного расстояния. Заявленная длина разбега Ил-478 при взлете составляет 1540 метров, что существенно меньше, чем у обоих западных конкурентов. Но как уже указывалось, без опубликования дистанции, необходимой для прерывания взлета, невозможно сравнить длины ВПП.

Авиадвигатели российского производства, как известно, не отличаются высокой экономичностью. Проблемой для потенциальных эксплуатантов Ил-478 могут в перспективе стать техническое обеспечение платформ и логистическая поддержка. В этой связи стоимость Ил-478 – 105 миллионов долларов – хоть и является привлекательным элементом в сравнении со 170 миллионами A330 MRTT и KC-46A, однако издержки на обеспечение всего жизненного цикла и поддержки российского самолета в эксплуатации могут быть за 20–40 лет гораздо выше.

Для операторов, которые ищут замену старому парку самолетов-заправщиков, но не имеют достаточных бюджетов, на рынке есть предложения по поставке бывших ранее в употреблении платформ.

Недорогие мои старики

Несмотря на то, что «Боинг» сосредоточен на программе KC-46A, он также предлагает отремонтировать и модернизировать свои танкеры ранней модели KC-135 «Стратотанкер» (Stratotanker) из числа тех, которые выведены из эксплуатации с авиабазы «Дэвис-Монтан» (Аризона).

За глоток свежего керосина — часть I


Впервые свои планы по этой тематике «Боинг» представил в 2012 году. Исходя из даты создания КС-135 можно назвать старой машиной, но по налету она по-прежнему остается относительно молодой. Заправщик рассчитан на 60 тысяч летных часов, но самый старый самолет ВВС США только к настоящему моменту выработал половину этого ресурса. А если учесть, что КС-135 планируется оставить на вооружении ВВС США примерно до 2040 года, потенциальные операторы этого самолета могут рассчитывать на обширную сеть техподдержки в течение многих лет, что обеспечит им снижение эксплуатационных расходов при одновременном повышении возможностей.

Базовые тактико-технические характеристики (ТТХ) КС-135 таковы: длина разбега при максимальной взлетной массе – 2759 метров (требуемая длина ВПП для безопасного прерывания взлета – 3259 м), дальность – 8000 километров, крейсерская скорость M=0,7, запас топлива – 90 тонн. Хотя все эти данные выглядят благоприятными в сравнении с ТТХ современных конкурентов, двигатель CFM56-2, установленный на КС-135, устарел. Он не отвечает нынешним требованиям по расходу топлива и стандартам надежности.

Если заказчик выберет предложение «Боинга», все, за что ему придется заплатить, – это возвращение самолету летного состояния и последующая техподдержка. В условиях жесткой налогово-бюджетной политики такой вариант становится очень заманчивым. Следует, однако, отметить, что спустя три года после уведомления о предложении заявок на него не поступало, а поскольку «Боинг» сейчас реализует сложную программу KC-46A, сомнительно, что он потратит много усилий и финансовых средств на продвижение этой инициативы.

Еще одно предложение на рынке, предусматривающее поставку подержанного изделия, включает многоцелевой заправщик/транспортный самолет «Боинг-767-300» ММТТ (Multi-Mission Tanker Transport), продвигаемый израильской компанией IAI. Это проект подразделения «Бедек» (Bedek) компании IAI, которое имеет 45-летний опыт конвертации авиалайнеров в топливозаправщики. Первая такая работа была выполнена в 1969 году и предусматривала поставку ВВС Израиля самолетов-заправщиков КС-97. Совсем недавно IAI передала один конвертированный «767-200» Колумбии и заключила контракт с Бразилией на конвертацию двух «767-300» с опционом на третий самолет.

Заправщик ММТТ, созданный на базе той же платформы «Боинг-767», что и KC-46A, имеет аналогичные с ним характеристики по взлетной дистанции (2740 м), массе перевозимого топлива (91 т в основном и дополнительных подпольных баках), крейсерской скорости (М=0,7) и дальности (9000 или 5556 км при максимальной коммерческой нагрузке).

Проблема, однако, состоит в том, что он не оснащен перспективной авионикой и системами целевого назначения, а также защитой, которыми оборудован KC-46A.

Как заявил старший вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса «Бедека» Джек Габер, хотя «Боинг-767-300» ММТТ не настолько сложная система, как современные аналоги, его закупочная стоимость составляет лишь часть от их цены – около четверти от A330 MRTT или KC-46A. Это не единственное преимущество более старого конкурента. По словам Габера, в случае с «Боинг-767-300» ММТТ не подтверждается общеизвестный факт, что обслуживание в эксплуатации более старых версий дороже, чем перспективных платформ.

«Стоимость жизнеобеспечения не оправдывает приобретение новых самолетов, – отметил вице-президент «Бедека». – Есть период в начале срока эксплуатации самолета, когда двигатели могут оставаться более длительное время на крыле без капитального ремонта. Но в течение примерно 20-летнего срока службы нет никакой разницы. Некоторые потенциальные клиенты думают, что 20-летний самолет слишком стар, но это не так. Надежность 60 конвертированных самолетов «Боинг-767-200» и «Боинг-767-300», которые сейчас эксплуатируются, в том числе в грузовом варианте, исключительна – до 99 процентов в некоторых случаях».

Танкерный аутсорсинг

Помимо предложений о закупке конвертированных самолетов IAI также рассматривает возможность выполнения заказов, не предусматривающих приобретения машин клиентами. «Потребность в танкерах существует, но многие страны не могут себе этого позволить, – сказал представитель израильской компании. – A330 MRTT и КС-46 являются очень дорогими и предназначены для богатых стран. Зачем покупать новый самолет, когда вы можете получить конвертированное изделие намного дешевле? Мы обдумываем новую методологию дозаправки в воздухе, чтобы заказчик мог приобретать услугу, когда ему это необходимо. Соучастники могли бы иметь доли в стоимости воздушного судна и в услуге по дозаправке в воздухе». До настоящего времени, однако, эти планы не продвинулись далее концептуального этапа.

За глоток свежего керосина — часть IБезусловно, идея обеспечения возможности воздушной дозаправки без закупки самолетов-топливозаправщиков не нова. Одним из наиболее авторитетных операторов в этой области является компания «Омега эйр», которая оказывает услуги по дозаправке в воздухе ВМС и корпусу морской пехоты США с 2000 года. Парк самолетов «Омега эйр», управляемый бывшими военными летчиками и операторами воздушной дозаправки, включает один KDC-10 (модифицированный DC-10-40) и три KC-707 (модифицированный «Боинг-707-320»), оборудованных системами «шланг-конус».

В интервью еженедельнику «Джейнс» в середине 2014 года директор компании Улик МакЭвадди объяснил преимущества услуг по топливозаправке, выполняемых по контракту, в сравнении с дозаправкой, обеспечиваемой приобретенными новыми самолетами.

Прежде всего это вопрос стоимости: как проинформировал МакЭвадди, при тарифе примерно 15 тысяч долларов в час услуга «Омега эйр» обходится в пять раз дешевле в сравнении с топливозаправкой, осуществляемой самолетом, находящимся на вооружении. Вместе с тем он особо подчеркнул, что эта «дешевизна» обеспечивается не за счет меньшей эффективности, отметив, что на счету его компании свыше 13 тысяч часов топливозаправки в воздухе.

Несмотря на это, МакЭвадди понимает, что некоторые страны все же предпочитают покупать самолеты и работать самостоятельно. Но когда дело касается принимающего топливо самолета, сравнение провайдерских услуг и закупок не играет большой роли, потому что «истребитель не волнует, кто заливает топливо, главное, чтобы он его получил. У нас коэффициент готовности составляет 99 процентов – это лучше, чем могут обеспечить военные», отметил он.

Еще один известный провайдер на этом рынке – компания «Эйртанкер» (AirTanker). Она стремится расширить деятельность за пределы своей частной финансовой инициативы PFI (private finance initiative), обеспечиваемой на протяжении 30-летнего периода, в попытке осуществлять услуги по дозаправке в воздухе от лица Министерства обороны Великобритании. «Эйртанкер» и «Омега эйр» рассматривают возможность обеспечения перспективных европейских требований совместными усилиями.

Когда штаты улетят из Европы

Проблема Европы состоит в том, что из сорока самолетов-заправщиков двенадцати различных типов в ее объединенном авиапарке более 40 процентов уже утратили допуск на полеты. А поскольку стратегические приоритеты Соединенных Штатов смещаются в направлении далекого Азиатско-Тихоокеанского региона, европейские страны больше не смогут полагаться на обширные топливозаправочные ресурсы американских ВВС, как это было ранее.

Даже при поддержке ВВС США страны Старого Света в настоящее время с трудом удовлетворяют свои требования в области самолетов-заправщиков. Европейское оборонное агентство EDA (European Defence Agency) способствует развитию объединенных возможностей в области топливозаправки, тогда как НАТО уже реализует аналогичную программу SAC (NATO Strategic Airlift Capability). В ней принимают участие 10 стран – членов Североатлантического альянса, а также Финляндия и Швеция и эксплуатируются стратегические транспортные самолеты С-17 «Глоубмастер-3» (Globemaster III) с авиабазы «Папа» в Венгрии.

Эти перспективные европейские требования получили название многофункциональный самолет-заправщик/транспортный самолет MRTT (Multi-Role Tanker Transport), хотя представители EDA сообщили «Джейнс», что сходство с названием A330-200 MRTT является случайным совпадением и не предполагает каких-либо предубеждений по отношению к конкретной платформе или решению.

В ноябре 2013 года агентство EDA объявило о начале программы испытаний KC-767 итальянских ВВС, реализуемой на авиабазе «Десимоманну» на острове Сардиния. А 19 декабря 2014-го было объявлено, что Нидерланды, Польша и Норвегия (без Бельгии, которая ранее участвовала в соглашении, заключенном этим пулом стран) приняли решение начать переговоры с «Эрбас дифенс энд спейс» о приобретении парка самолетов A330 MRTT и привлекать к этой инициативе другие страны, пока не начались фактические закупки. Достижение самолетом первоначальной боевой готовности намечено на 2019 год.

У каждой страны свои грезы

Помимо предусматриваемых агентством EDA объединенных возможностей Европы в области дозаправки в воздухе существуют национальные требования отдельных стран, для обеспечения которых объявлены (или будут объявлены в ближайшее время) тендеры.

В их числе Алжир, который, как сообщается, уже провел оценку A330 MRTT и выразил заинтересованность в приобретении KC-46A в качестве возможной замены шести своих топливозаправщиков Ил-78.

Аргентина, которая планировала приобрести дополнительное количество КС-135 для удовлетворения своих требований в области топливозаправки, теперь, как выяснилось, намерена в этой роли применять тактический транспортный самолет KC-390 компании «Эмбраер» (Embraer).

Естественно, планирует заменить свои старые самолеты-заправщики A310 (CC-150) «Поларис» (Polaris) Канада. В качестве основного претендента аналитики называют A330 MRTT. Однако KC-46A также остается в числе возможного участника потенциального тендера.

Для Республики Чили, планирующей рассмотреть вопрос о замене своих трех недавно модернизированных, но все же бывших ранее в употреблении КС-135, в качестве наиболее подходящего варианта прогнозируется исходя из финансовых соображений «Боинг-767-300» компании IAI.

Египет рассматривает возможность дополнительной закупки КС-135, но с течением времени растет вероятность того, что он все же проведет открытый конкурс между A330 MRTT и KC-46A.

Для Израиля, планирующего заменить парк KC-707, наиболее подходящими решениями называют KC-135, KC-46A или «Боинг-767-300», главным образом по политическим причинам, хотя вариант A330 MRTT тоже не исключается.

Республика Перу, которая в настоящее время не располагает возможностями в области дозаправки, по имеющимся данным, выразила заинтересованность в самолетах A330 MRTT, хотя и «Боинг-767-300» компании IAI также хорошо подойдет для этого случая, считают аналитики.

Польша подписала соглашение EDA по объединенным возможностям Европы в области топливозаправки и поэтому не занимается отдельно национальными требованиями. На случай, если Варшава все же решится развивать эту тему, она продемонстрировала интерес к KC-46А. В то же время A330 MRTT также называется потенциальным соперником для обеспечения польских потребностей.

Турция, в настоящее время эксплуатирующая семь устаревших КС-135S, должна искать им замену, и A330 MRTT называется наиболее вероятным вариантом.

ЮАР, не имеющая на вооружении самолеты-заправщики, тем не менее, насколько известно, исследует соответствующий рынок, на котором «Боинг-767-300» называется наиболее прогнозируемым выбором в условиях ограниченного оборонного бюджета страны.

В числе участников объявленного Южной Кореей тендера на поставку шести новых танкеров все основные платформы – A330 MRTT, KC-46A и «767-300».

Россия – знакомый тип

Отдельно следует оценить положение дел в России. По данным экспертов, РФ также остро нуждается в обновлении парка самолетов-заправщиков. В январе было заявлено, что Министерство обороны заключило контракт с Объединенной авиастроительной корпорацией на поставку двух Ил-96-400ТЗ. По мнению экспертов, этот контракт имеет существенное значение, так как Россия впервые конвертирует широкофюзеляжный гражданский лайнер в военный самолет-заправщик. Новые Ил-96-400ТЗ дополнят 20 Ил-78/78М, которые состоят на вооружении российских ВВС. Ил-96-400ТЗ так же, как и Ил-78, будут оснащаться универсальными приборами авиационной заправки УПАЗ-1. Новый самолет-заправщик способен принять на борт до 65 тонн топлива, его дальность действия составляет 3500 километров.

Ил-96, оснащенный четырьмя двигателями, впервые был поставлен «Аэрофлоту» в 1992 году. В настоящее время он эксплуатируется на Кубе и в составе специального летного отряда «Россия» (включая модификацию Ил-96-300ПУ для президента России).

Эксперты полагают, что данный шаг во многом повторяет западную практику конвертации гражданских авиалайнеров в военные заправщики. Вплоть до настоящего времени, по различным оценкам, было построено до 30 Ил-96 (включая самолеты для наземных испытаний). Учитывая возраст Ил-78/78М, не исключается вариант постепенного наращивания производства Ил-96-400ТЗ. Вместе с тем Россия скорее всего заменит эту авиатехнику на самолеты-заправщики на базе Ил-76МД-90А (с обозначением Ил-478). Неизвестно, планируется ли в будущем применение двух типов самолетов-заправщиков – Ил-96-400ТЗ и Ил-478. По мнению специалистов, данный вариант является вероятным. Предположительно, заказ на Ил-96-400ТЗ был выдан с целью поддержать производителя, а также усилить возможности Ил-78/78М до введения в строй Ил-478.

Летом 2013-го главком ВВС Виктор Бондарев сообщил о планах военных закупить до 2020 года около 40 топливозаправщиков Ил-478, оснащенных новыми двигателями ПС-90А. Несколько позже появилась информация, что ВВС России получат новый заправщик в 2018-м.

США – счет на сотни

Безусловно, наиболее интересные возможности открываются на американских перспективных тендерах KC-Y и KC-Z ВВС США. Предполагается замена той части устаревающего парка из 400 КС-135 «Стратотанкер» компании «Боинг» и 59 КС-10 «Экстендер» (Extender) компании «Макдоннел Дуглас» (McDonnell Douglas), которая останется на вооружении после реализации программы KC-X. На двух названных тендерах ожидается закупка до 400 новых самолетов (хотя точные цифры до сих пор не подтверждены) на общую сумму 100 миллиардов долларов, что существенно больше прогнозных оценок глобального спроса на краткосрочную перспективу и поставок по программе KC-X вместе взятых.

ВВС США в 2013 году заявили, что в скором времени приступят к начальной работе по программе KC-Y, хотя ее завершение так же, как и KC-Z, не ожидается ранее 2050-го. Самым очевидным, казалось бы, является выбор в пользу «Боинга» в качестве подрядчика по этим программам, поскольку в настоящее время именно он обеспечивает ВВС США 179 самолетами-заправщиками KC-46. Однако «Эрбас» не упустит возможности побороться за контракт – несмотря на то, что проиграл в борьбе за сделку KC-X. На одном из брифингов компании «Эрбас» в 2013 году демонстрировался слайд с информацией о возможных поставках A330 MRTT по программе KC-Y, что свидетельствует о стремлении европейского авиастроителя разделить с «Боингом» контракт по тендеру.

В первую очередь надежность

Какими бы ни были результаты тендеров KC-Y и КС-Z, это дальняя перспектива, и их рассмотрение не включается в текущие исследования рынка, который на предстоящие 10 лет оценивается более чем в 20 миллиардов долларов (исключая контракт по KC-X, который до сих пор не подписан). С учетом программы KC-X прогноз «Джейнс» по объему поставок самолетов-заправщиков до 2023 года составит 205 единиц.

Поскольку средний возраст мирового парка объемом 600 авиатанкеров превышает 45 лет, трудно переоценить необходимость его обновления. Без современных самолетов-заправщиков – будь то новые, отремонтированные или арендованные у третьей стороны танкеры – будет очень сложно обеспечить участие ВВС в зарубежных операциях или при решении задач в особых обстоятельствах.

При этом гораздо большее для заказчика значение, чем выбор типа платформы – новая ли она или бывшая в употреблении, имеет качество: надежность и соответствие требованиям. Поскольку, как выразился Эллиот из «Эрбас дифенс энд спейс», не соответствующие задачам самолеты-заправщики никому не нужны.
Автор: Любовь Милованова
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/24900


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. sent-onere 14 мая 2015 21:54
    Авиазаправщики нужны при действиях на отдалённых от отгосударства территориях, где наземная заправка затруднена. Это актуально для США, с перелётами через Атлантику, Англии, при действиях на других континентах и тд. ДЛЯ РФ ТАКИЕ ЗАДАЧИ НЕ АКТУАЛЬНЫ, НАМ НУЖНА ДОСТАТОЧНАЯ СЕТЬ АЭРОДРОМОВ НА СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ,И ИСКЛЮЧАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ В ЗАПРАВЩИКАХ. Из нужных задачам средств и нужно изходить и их создавать. Несколько заправщиков только для специальных задачь достаточно, но сотнями, как у США, нет нужды.
    sent-onere
    1. Лт. запаса ВВС 14 мая 2015 22:23
      Цитата: sent-onere
      ДЛЯ РФ ТАКИЕ ЗАДАЧИ НЕ АКТУАЛЬНЫ, НАМ НУЖНА ДОСТАТОЧНАЯ СЕТЬ АЭРОДРОМОВ НА СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ,И ИСКЛЮЧАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ В ЗАПРАВЩИКАХ.

      Ну например при маневрах над Северным полюсом, на обратный путь топлива может не хватить, особенно если маневры на сверхзвуке отрабатываются и расход топлива повышенный(Миг-31, Ту-160,Ту-22М3, Су-34, Су-27/30/35, Миг-29). Кроме того наши бомбардировщики летают над Атлантикой и Тихим океаном, опять же таки нужны заправщики. Не меньше сотни России нужно заправщиков.
      Кроме того при переброске самолётов с одного края страны на другой, самолёт быстрее заправится на пол пути и продолжит полёт. Чем приземлить его заправить и снова поднять в воздух. На заправку в воздухе тратиться 5-10 минут, а на то чтобы самолёт сел, заправился и взлетел, как минимум 1 час.
    2. KIND 14 мая 2015 22:37
      С нашими территориями заправщик вещь нужная.....по любому дешевле и мобильней аэродромов....для стратегов опять таки нужны танкеры,они(стратеги) у нас тем более теперь по всему миру грусть наводят)))))Так что нужны они!
    3. Nayhas 15 мая 2015 06:14
      Цитата: sent-onere
      ДЛЯ РФ ТАКИЕ ЗАДАЧИ НЕ АКТУАЛЬНЫ

      Может вы РФ с Бельгией перепутали?
  2. GOgaRu 14 мая 2015 22:04
    Если летишь на истребителе с дозаправкой и тебе приспичило...Что делать?!
    1. inkass_98 15 мая 2015 06:52
      Цитата: GOgaRu
      Что делать?!

      Как-то так...
  3. iouris 14 мая 2015 22:05
    Делать из Ил-76 танкер - спорное решение, из пассажирских самолётов - это верный подход. Заводы получат заказы. Но при этом надо развивать производство и продвижение в гражданском секторе.
  4. sabakina 14 мая 2015 22:47
    Ну, чё я могу сказать......


  5. sabakina 14 мая 2015 22:53
    Ну и в догонку....

  6. Комментарий был удален.
  7. lexx2038 14 мая 2015 22:54
    Заправщики и танкеры нам обязательно нужны, во первых: Россия очень большая страна, второе - по полюсам нам тоже летать надо, и третье - а если придется врага добивать в его логове?
  8. Samy 15 мая 2015 04:09
    Не понял, почему такие скромные характеристики у заправщика на базе Ил-96

    "Новый самолет-заправщик способен принять на борт до 65 тонн топлива, его дальность действия составляет 3500 километров."

    Ил 76 - " максимальная дальность 9700 километров", " в общей сложности 127 тонн топлива".
  9. Above_name 15 мая 2015 11:17
    В первой таблице "Объём топлива" в тоннах вызывает уважение.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня