В этом году концерн «Тракторные заводы» представит прототип электротрансмиссии для БМП

54
Первый вице-президент концерна «Тракторные заводы» Альберт Баков заявил, что в этом году они представят прототип электротрансмиссии, которая предназначена для боевых машин пехоты.

В этом году концерн «Тракторные заводы» представит прототип электротрансмиссии для БМП


«В перспективе машины насыщаются системами, которые требуют больше электроэнергии. А раз возникает потребность в мощном генераторе, то появилась здравая идея сделать машину с электротрансмиссией», - приводит его слова ТАСС.

Баков отметил, что модели с электротрансмиссией будут менее заметны для тепловизоров.

«Мы этой темой занимаемся, и думаю, что до конца этого года некий прототип такой трансмиссии покажем», - подчеркнул он.

По его словам, новый агрегат будет испытываться в корпусе БМП-3.

«Мы уже сделали комбайн, который ездит на электроприводе, и, отработав эту систему на нем, попытаемся поставить такой двигатель в существующий корпус БМП-3», - отметил Баков.

По словам представителя «Тракторных заводов», подобная трансмиссия будет работать в связке с интеллектуальной коробкой передач, так как механическая может сломаться.

«Мы обязаны отрабатывать все возможные темы, которые в том или ином виде могут быть применимы. Например, избавиться от механической трансмиссии, так как любая механика склонна ломаться, и поставить интеллектуальную коробку. Но это работа уже другого уровня», - подчеркнул он.
  • http://tass.ru/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    14 мая 2015 06:37
    подобная трансмиссия будет работать в связке с интеллектуальной коробкой передач, так как механическая может сломаться.


    Это правильно....вдруг генератор сдохнет с аккумулятором...что тогда?
    1. Pakistan_007
      +5
      14 мая 2015 07:02
      Вдруг колеса отвалятся, что тогда?
      ...Если в дизель заглохнет, ничего доброго это не светит, точно так же , как и с электроприводом.
      1. +1
        14 мая 2015 11:19
        Я - сторонник электротрансмиссии. Ведь это первый шаг к полностью электрическим танкам. Только представьте: больше не нужно будет возить огромное количество топлива и масел на борту - крайне пожароопасных. Больше не будет занимающего драгоценный внутренний объём МТО - мотор-колёса легко будут везти машину по любому бездорожью. А миниатюрный ториевый реактор обеспечит танк всей необходимой электроэнергией. Ведь аккумуляторы и топливные элементы - это жалкие полумеры, убедительно доказавшие своё полное банкротство.
        1. +1
          14 мая 2015 11:26
          А миниатюрный ториевый реактор обеспечит танк всей необходимой электроэнергией.


          Это ключевое. Дело даже не реакторе. А в принципиально новом источнике энергии. Будет источник будет и принципиально новый вид привода.
        2. -3
          14 мая 2015 12:53
          Ничего не слышал про РЭБ? Твоя электрика вся сразу сдохнет!
  2. -11
    14 мая 2015 06:38
    А тракторист будет сидеть на этой системе, а то вон как геморрой наступает...
    1. -2
      14 мая 2015 07:26
      к сожалению, простой пахарь не в "инете"- ладно, приемка давно одобрена-табурет 4:00 до 1:00 и хлеб который вы едите...
  3. +4
    14 мая 2015 06:50
    Да было это у танков. Немцы- Порше -по памяти- Фердинанд свой клепал под электротрансмисиию -бросилИ наши тяжелый танк Т-10 или где то, после войны , тоже хотели . По одному экземпляру сделали и поняли, что это хорошая ерунда. Одно только хорошо-запах горелой изоляции отпугивал бойцов.Не более. Не тянет это на новое ноу-хау. КПД установки гораздо ниже прямого использования механической тяги от дизеля. А тут еще генератор-электромоторы. Так-прожект. Те же грабли-вид с боку.
    1. +5
      14 мая 2015 07:20
      Для тех лет и тех.процессов производство эл.трансмиссии было слишком дорого для массовой техники.
    2. +3
      14 мая 2015 08:01
      Цитата: Связист
      Не тянет это на новое ноу-хау. КПД установки гораздо ниже прямого использования механической тяги от дизеля. А тут еще генератор-электромоторы. Так-прожект. Те же грабли-вид с боку.

      Было время, на самолет пытались поставить паровой двигатель. Было время, самолет с ДВС пролетал над землей не больше километра. Так что прогресс может любую идею продвинуть до уровня приемлемой рентабельности. Вот про комбайн с электродвижением не слышал. Не моя тема, но интересно.
      1. +1
        14 мая 2015 13:06
        Вот про комбайн с электродвижением не слышал.

        На постсоветском пространстве в этом деле Беларусь лидер. БелАЗ'ы все на электрической тяге, несколько лет назад была запущена разработка электропривода для трактора Беларусь. Если интересуетесь - погуглите беларусов.
    3. +2
      14 мая 2015 08:27
      Маус тоже на электротяге был. Но не забывайте, что более 70 лет прошло. Сейчас и на велосипеды элетромашины устанавливают.
    4. 0
      15 мая 2015 11:37
      зря плюс поставил не дочитав топика, а надо минусовать за подтасовку фактов.
      Цитата: Связист
      По одному экземпляру сделали и поняли, что это хорошая ерунда.

      Фердинантов было выпущено 88штук. И не по причине ерундовости, а из за нехватке в германии меди и низкого качества эл.движков и генераторов. Да и конечное КПД современных установок превосходит . Ведь дизель можно ставить в 3 раза менее мощный и работающий в одном режиме (увеличивается ресурс движка, экономичность и шум падает и т.д.) в результате надо меньше вес движка и меньше саляры для сохранения пробега, а значит при тех-же габаритах увеличивается грузоподъемность и заброневой объем. вот испытание БТРа с гибридом:
  4. +11
    14 мая 2015 06:53
    Возвращение "Фердинандов"? Все таки 21-й век на дворе. Возможно, такой вариант, в сочетании с частотным управлением высокомоментными двигателями на постоянных магнитах - будущее бронетехники. Гибриды показывают высокую экономичность и малошумность в легковых вариантах, почему бы не попробовать в военном? Такой эксперимент имеет право на существование.
    1. +5
      14 мая 2015 08:09
      Цитата: Горный стрелок
      Гибриды показывают высокую экономичность и малошумность в легковых вариантах, почему бы не попробовать в военном?

      думаю именно поэтому и решили разработать такую трансмиссию.Поглядим ,что получится.Важно ,что работают ,ищут,создают.
    2. 0
      15 мая 2015 12:12
      Цитата: Горный стрелок
      Гибриды показывают высокую экономичность и малошумность в легковых вариантах, почему бы не попробовать в военном?

      американцы уже полтора выпускают тяжелый тягач для армии
  5. +1
    14 мая 2015 06:56
    Интересно, как при более низком КПД, по сравнению с механикой, электротрансмиссия менее заметна для тепловизора? Куда тепло девается? Да и по стоимости цифры несопоставимые. БМП всё-таки не карьерный самосвал.
    1. +3
      14 мая 2015 07:35
      Цитата: Михаил м
      Интересно, как при более низком КПД, по сравнению с механикой, электротрансмиссия менее заметна для тепловизора? Куда тепло девается? Да и по стоимости цифры несопоставимые. БМП всё-таки не карьерный самосвал.

      Видимо дизель-генератор туда ставить не планируют. БМП будет двигаться по проводам, как троллейбус, поэтому и тепло выделяться не будет. laughing
      1. +2
        14 мая 2015 10:38
        Скорее всего, возможность двигаться боевой машине какое то время только на электро тяге, без завода ДВС, в этом случае БМ будет не видима для тепловизоров, а также она будет очень малошумной (для разведки самое то). Главный плюс такой трансмиссии в том, что энергия от ДВС накапливается, например, в суперконденсаторах, при этом передаваемая мощность на электродвигатели может быть намного больше чем мощность ДВС. Во общем тема очень перспективная, можно по совмещать различные типы ДВС и ГТД с электротрансмиссией для поиска наилучшего КПД.
        Самое главное, что конструкторы не сидят на месте, а ищут новые решения, которые сегодня кажутся бредовыми, а завтра все будут их использовать. Выпуск той же Арматы 20-30 лет назад представить было сложно, все прототипы уступали классической схеме, а сейчас это революционный танк и скорее всего в будущем все танки будут иметь такую компоновку.
      2. 0
        15 мая 2015 12:16
        Цитата: Koshak
        Видимо дизель-генератор туда ставить не планируют. БМП будет двигаться по проводам, как троллейбус, поэтому и тепло выделяться не будет. laughing

        а подумать слабо? Для подобной схеме дизель может быть до 3-х раз меньшим по объему и работать в одном режиме. Как результат меньше выделяется тепла, а значит и меньше заметность.
  6. 0
    14 мая 2015 07:05
    по их понятиям пора возвращаться к хорошо забытому старому анекдоту...когда друган купив машину пригласил другого дружбана прокатится.а что безшумная.на топливо заправках не надо останавливаться.в итоге их идилию нарушил стук из под капота,открыли а там пара нигеров вращали педали и шептали...дайте воды-ы-ы..
  7. +1
    14 мая 2015 07:07
    Цитата: Pakistan_007
    Вдруг колеса отвалятся, что тогда?
    ...Если в дизель заглохнет, ничего доброго это не светит, точно так же , как и с электроприводом.

    По-моему, система должна быть комбинированная. Все-таки горючее в боевых условиях где-нибудь можно добыть. А как зарядить аккумулятор?
    1. 0
      14 мая 2015 07:24
      Цитата: pvv113
      . А как зарядить аккумулятор?

      Только развернув солнечные батареи!
      1. 0
        14 мая 2015 11:31
        Солнечные батареи - неэффективно. КПД чрезвычайно мал, поэтому нужны панели огромной площади. Да и в дождь они не работают... Поэтому я - сторонник атомных танков. В пятидесятые были изготовлены несколько вполне достойных прототипов. Только вышли они перетяжелёнными из-за большой массы биологической защиты. Теперь же технологии шагнули вперёд несоизмеримо дальше и полностью безопасный и вписывающийся по массо-габаритным характеристикам танковый атомный реактор - вещь вполне осуществимая. Даже при использовании устаревшего уранового топлива это сделать довольно просто. А меж тем недавно открыли: торий имеет втрое больший выход энергии и распространён гораздо шире, чем уран. Всего 8 грамм тория хватит, чтобы легковик ездил без дозаправки более ста лет. А это значит, что при равной выходной мощности ториевый реактор будет как раз втрое меньше и легче уранового. Раз его возможно вписать в автомобиль, то в танк его встроить будет ещё легче.
        1. 0
          14 мая 2015 19:12
          А что, результаты деления ядра в движение напрямую, минуя тепло и воду, уже научились превращать?
        2. 0
          15 мая 2015 03:52
          Приветствую позитивное и правильное мышление! Но, ты не учитываешь один существенный вопрос - ответственность конечного пользователя за возможные результаты. Пример тебе - матрасовская АЭС на Фукусиме, кто проектировал и о чем думал laughing , понятно что не об ответственности, а о прибыли... результат я думаю никакой прибылью не удастся компенсировать. Вот в чем вопрос. А потреблятство в сфере автотранспорта - 30 000 погибших и искалеченых, столько же кошек, собак и тд и все из стада Господа, то есть это так сказать чья то собственность для определенных целей и задач laughing , а частная собственность неприкосновенна, так что сначала безбожников того am ( ну или пусть переучиваются) а потом и все остальное tongue
  8. +2
    14 мая 2015 07:07
    .....Прожекты -прожектами ,а жизнь не стоит на месте и потому то,что предлагается концерном =Тракторные системы= достойно быть......техническая мысль она такая,что волей не волей возвращаешься и к тому ,что было уже пройдено и отвергнуто...так как новые материалы,новые открытия позволяют успешно реализовать то,на чем =споткнулись= предшественники и в СССР ,и в других странах...
  9. 0
    14 мая 2015 07:09
    Мое мнение по этой теме- колесная техника-то можно подумать. Типа мотор-колесо. Что на Белазах стоят некоторых, но при подрыве на мине- колесо как правило страдает в первую очередь. Значит движетель выходит из строя . И его в полевых условиях заменить можно, но полностью. И что возить с собой вагон этих движителей????. Да Вы разоритесь в первом же бою. Техника для армии-это не только все супер-пупер, но экономика должна же быть экономной. Иначе в трубу можно вылететь на раз-два. Почему в годы ВОВ клепали трехлинейки Мосина???? Да просто стоили они 6 рублей, по сравнению с ППШ стоившем до 40 рублей. И Т 34 и Илы 2 стоимость производства их была достаточно низкой. Вот поэтому -тех же ИЛ 2 наклепали 36 т. штук. тут десять раз подумать еще надо. Хотеть не вредно, но........
    1. +2
      14 мая 2015 07:22
      Давайте бойцов с кремневыми пистолетами в атаку пускать?! На коленке делать можно! fellow
      1. 0
        14 мая 2015 19:14
        Как раз нельзя - штучная работа, потому под унитарный патрон и перешли, что можно было массово производить.
      2. Комментарий был удален.
  10. +1
    14 мая 2015 07:34
    В этом году концерн «Тракторные заводы» представит прототип электротрансмиссии для БМП

    А есть здесь спецы по этой самой трансмисcии? Гибридная система?
    Тогда большие сомнения в ее эффективности на поле брани - это не легковое авто и не болид F1.

    Мы уже сделали комбайн, который ездит на электроприводе
    как часто меняется вектор нагрузи при работе комбайна? ИМХО комбайн и боевая техника - техника все таки не сопоставимая по нагрузкам. Если есть спецы - поясните.
  11. 0
    14 мая 2015 08:13
    Хорошее дело,кстати для освоения других планет ,а это не за горами ,электротрансмиссия это единственно возможное решение и нарабатывать опыт просто необходимо
    1. 0
      14 мая 2015 19:18
      У нас этого опыта с 17 ноября 1970 года... почти 45 лет уже.
  12. 0
    14 мая 2015 08:21
    Исследования конечно хорошо, но вот испытывать это нововведение нужно не один год и в разных условиях
  13. +1
    14 мая 2015 08:21
    Какой завод, говорите? Тракторный?
    В свое время проскакивала информация, что "Уралвагонзавод" готов выпускать полторы тысячи "Армат" в год. Никого не удивляет слово "вагон" в названии завода? А что выпускает Московский вентиляторный завод - даже представить страшно.
  14. +1
    14 мая 2015 08:27
    Если изначально не получалось не факт что это не перспективно,всё оригинальное ,ПРОСТО.Нужно это ПРОСТО найти,нам нужны молодые светлые головы,и удача.Вспомните сколько проектов не было воплощено,а потом мы это видели за рубежом.Ничего зря не бывает.
  15. +3
    14 мая 2015 08:29
    Цитата: RiverVV
    Никого не удивляет слово "вагон" в названии завода? А что выпускает Московский вентиляторный завод - даже представить страшно.

    Может Вы не в курсе, но Ла-5 выпускали, в числе прочих, фабрики музыкальных инструментов. И ведь летали не хуже Яков и FW.
    1. +1
      14 мая 2015 19:20
      Цитата: ARES623
      Может Вы не в курсе, но Ла-5 выпускали, в числе прочих, фабрики музыкальных

      И мебельные фабрики.
  16. +1
    14 мая 2015 08:47
    Если генератор и тяговые двигатели будут многофазными (скажем 12 или 16 фазными), то дело может выгореть. Для снижения массы и повышения надежности в эл.приборах наведения и стабилизации пушки используют 32 фазы.
  17. 0
    14 мая 2015 08:51
    Где-то я похожее уже слышал... А, ё-мобиль! Хе-хе, посмотрим, чем это кончится в варианте военных...
  18. +2
    14 мая 2015 09:16
    Тут можно много смеяться, но скоро будет не до смеха. Электромоторы более приемистей, не теряют тяги при остановке. Авто с электромоторами дают разгон быстрее и плавнее. От дизеля никто вроде пока не отказывается. Просто после него будет стоять генератор и аккумуляторы с моторами. Никакой коробки передач и прочей ломучей и тяжелой ерунды. Заметьте: сейчас многие вещи переходят на электронику. Электроника выходит легче, дешевле, надежнее и умнее.
    1. +1
      14 мая 2015 11:46
      Просто после него будет стоять генератор и аккумуляторы с моторами. Никакой коробки передач и прочей ломучей и тяжелой ерунды.
      Шедеврально!!!
      А генератор с аккумуляторами по вашему ничего не весит? Или весит меньше "коробки передач"?
      1. 0
        15 мая 2015 12:27
        Цитата: abrakadabre
        А генератор с аккумуляторами по вашему ничего не весит? Или весит меньше "коробки передач"?

        кроме веса коробки передач есть еще и вес соляры и дизеля. Дизель нужен по объему меньше, соляры надо меньше, вместо аккумуляторов суперконденсаторы....
        американцы на своем армейском тяжелом тягаче выиграли 6 тонн массы и огромную экономия соляры.
  19. +1
    14 мая 2015 09:23
    Мы уже сПросто после него будет стоять генератор и аккумуляторы с моторами

    Т.е преобразование мех. энергии в электрическую и обратно? На всех этапах идет потеря КПД. Попробуйте гибрид прогнать по маршруту Горка- с горки в болото и опять горка и т.д. Я посмотрю что вы скажете о гибриде после.
    PS
    Учтите то, что вся ваша энергия заключена в объеме топливного бака (батареи не в счет их хватит максимум на пару км)
    1. 0
      15 мая 2015 12:31
      Цитата: 528Obrp
      Учтите то, что вся ваша энергия заключена в объеме топливного бака (батареи не в счет их хватит максимум на пару км)

      ты, прежде чем писать на технические темы, почитай литературу по данному вопросу, а за одно поизучай существующию технику.
      1. 0
        15 мая 2015 13:02
        поизучай существующию технику.

        Это о чем? И какую литературу?
        суперконденсаторы...
        если о них - не смешите. Время заряда большое а время разряда - пук.
        Например 60 л.с. ~ 44 кВт ток разряда при 24В примерно 1800А Ионистор выдаст эту мощность в течении секунд, а дальше долгий долгий заряд ( ну или 1800А в течении этих же секунд). Так что ионисторы применяются только в качестве буферного элемента с аккумулятором. Или ехать на нем 1км потом курить часов 5. Учите матчасть.
        Да и еще, Угадайте с трех раз сечение медного провода на 1800А (не забудьте еще про t~RC)
  20. +2
    14 мая 2015 10:04
    пацаны не сидят на месте. только б все вышло у них не застопорилось
  21. 0
    14 мая 2015 10:08
    Уже было. Понятно, что сейчас будут делать по новым технологиям, но экономику тоже учесть нужно. У немцев электротрансмисии горели. Экспериментальный танк Котина тоже сгорел, восстанавливать не стали. КПД гораздо ниже, чем у механики. А расход меди на одно изделие очень большой. Именно поэтому немцы и не стали доводить электротрансмиссии.
    1. 0
      15 мая 2015 12:36
      Цитата: шоферюга
      Уже было. Понятно, что сейчас будут делать по новым технологиям, но экономику тоже учесть нужно. У немцев электротрансмисии горели. Экспериментальный танк Котина тоже сгорел, восстанавливать не стали. КПД гораздо ниже, чем у механики. А расход меди на одно изделие очень большой. Именно поэтому немцы и не стали доводить электротрансмиссии.

      1. не только было но и есть.
      2. Сейчас другие движки и генераторы, другие технологии. Не путайте с тем что было 70 лет назад
      3. КПД уже давно намного выше чем у чистой механики
      4. У немцев были проблемы с медью вообще, а еще с нефтью, легирующими добавками и много чем еще. вся медь шла в авиацию и на движки для подлодок.
  22. lihoykazak
    +1
    14 мая 2015 13:19
    Высокая температура - враг номер один такой трансмиссии. Исключительно электро-трансмиссия не выход. А вот гибридная установка вполне может жить, если ее сделать меньше и легче классической установки.
  23. +1
    14 мая 2015 13:36
    Цитата: Басарев
    Я - сторонник электротрансмиссии. Ведь это первый шаг к полностью электрическим танкам. Только представьте: больше не нужно будет возить огромное количество топлива и масел на борту - крайне пожароопасных. Больше не будет занимающего драгоценный внутренний объём МТО - мотор-колёса легко будут везти машину по любому бездорожью. А миниатюрный ториевый реактор обеспечит танк всей необходимой электроэнергией. Ведь аккумуляторы и топливные элементы - это жалкие полумеры, убедительно доказавшие своё полное банкротство.

    Один вопрос можно? Может я чего не догоняю,но не дай бог войны с применением СЯО, электромагнитный импульс вроде никто не отменял! А наш,РОССИЙСКИЙ дизель {слава богу пока еще без насос-форсунки работает} как то надежней - толкнул,ежели что, и кати себе хоть до ЛА-МАНША, хоть до ИНДИЙСКОГО океана!!!!!
    1. 0
      15 мая 2015 12:39
      Цитата: stix99
      Один вопрос можно? Может я чего не догоняю,но не дай бог войны с применением СЯО, электромагнитный импульс вроде никто не отменял! А наш,РОССИЙСКИЙ дизель {слава богу пока еще без насос-форсунки работает} как то надежней - толкнул,ежели что, и кати себе хоть до ЛА-МАНША, хоть до ИНДИЙСКОГО океана!!!!!

      а заводить ты дизель танковый как будешь? Сам толкать станешь или все-же электростартером? Тебе продолжить?
  24. lihoykazak
    0
    14 мая 2015 15:16
    Чисто электромехническая трансмиссия будет дороже дизеля, ее плюсы перед дизелем не будут перекрывать большую стоимость, скорее всего. Но идея классная.
    1. -1
      15 мая 2015 12:43
      Цитата: lihoykazak
      Чисто электромехническая трансмиссия будет дороже дизеля

      Трансмиссия не может быть дороже дизеля, ибо дизель не трансмиссия а движитель... Дизель останется, но намного меньших размеров и в сцепке с генератором. А вот привод на колеса- электродвигателем.
  25. -1
    15 мая 2015 13:16
    Цитата: 4-тыйПарасенок
    движитель
    Ну вот опять. ДВИГАТЕЛЬ!!!
    Учите матчасть
    1. -1
      15 мая 2015 15:08
      Цитата: 528Obrp
      Ну вот опять. ДВИГАТЕЛЬ!!!
      Учите матчасть

      Дак вот ты и учите. дизельный Двигатель- это как раз разновидность движителя...
      А по суте это идет докапывание до мелочей, тогда когда знаешь что не прав в корне и нет аргументированного в ответа оппоненту. Тогда и остаются аргументы типа: "а где твой миллион, если ты такой умный". Но такие аргументы не есть показатель ума и знаний.
      1. 0
        15 мая 2015 15:49
        Движитель — устройство, преобразующее энергию двигателя, либо внешнего источника, через взаимодействие со средой, в полезную работу по перемещению транспортного средства. Является частью машин.

        в качестве ликбеза.
        (вики)
        Пример: катер с бензиновым двигателем но с разными движителями водомет ну и просто..винт.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»