История доспехов. Всадники и чешуйчатая броня (часть первая)

Статья о «трех битвах на льду» вызвала интересную дискуссию в комментариях о различных видах защитной брони. Как всегда, нашлись люди, которые высказывались о предмете, но знания о нем имели поверхностные. Поэтому, наверное, будет интересно рассмотреть генезис доспехов с древнейших времен, причем на основе работ авторитетных историков. Ну, а начать рассказ о доспехах придется с истории… конницы! Так как много железа на самом себе в походе не унесешь!

Итак, для начала: где, когда и в каком месте планеты лошадь превратилась в домашнее животное? Сегодня считается, что, возможно, это произошло в районе Северного Причерноморья. Прирученная лошадь дала человеку возможность куда более эффективно охотиться, переселяться с места на место, но главное — успешно воевать. К тому же человек, что сумел подчинить себе такое сильное животное, чисто психологически был господином для всех тех, у кого лошадей не было! Вот они зачастую и склонялись перед всадником без всякой войны! Недаром они оказались героями древних преданий, в которых были названы кентаврами — существами, объединяющих в себе сущность человека и коня.

Если обратиться к артефактам, то уже древние шумеры, обитавшие в Месопотамии в III тысячелетии до н. э. уже имели колесницы на четырех колесах, в которых запрягали мулов и ослов. Более удобными и скоростными оказались боевые колесницы, которыми пользовались хетты, ассирийцы и египтяне — территорией обитания которых стала Передней Азии середины II тысячелетия до н. э.


История доспехов. Всадники и чешуйчатая броня (часть первая)


«Штандарт войны и мира» (около 2600-2400 до н.э.) — это пара инкрустированных декоративных панелей, обнаруженная экспедицией Леонарда Вулли при раскопках шумерского города Ура. Каждая пластина украшена мозаикой из перламутра, раковин, красного известняка и ляпис-лазури, прикреплённых к основе из чёрной битумной массы. На них на лазуритовом фоне в три ряда выложены перламутровыми пластинками сцены из жизни древних шумеров. Размеры артефакта 21,59 на 49,53 см. На панели с изображением войны показана приграничная стычка с участием шумерского войска. Под колесами влекомых куланами тяжелых колесниц гибнут противники. Израненных и униженных пленников приводят к царю. На другой панели изображена сцена пиршества, где пирующие увеселяются игрой на арфе. Предназначение панелей не вполне ясно. Вулли предполагал, что их выносили на поле боя в качестве своеобразного стяга. Некоторые ученые, подчеркивая мирный характер ряда сцен, полагают, что это была некая емкость или футляр для укладки арфы. Сегодня «Штандарт из Ура» хранится в Британском музее.

Их колесницы были одноосными, а ось крепилась позади самой повозки, поэтому часть ее веса вместе с дышлом распределялась на запряженных в нее лошадей. В такую колесницу, запрягали двух или трех лошадей, а ее «экипаж» состоял из возницы и одного или двух лучников. Благодаря колесницам те же, например, египтяне выиграли битву при Мегиддо и не уступили (по крайней мере!) хеттам при Кадеше.

История доспехов. Всадники и чешуйчатая броня (часть первая)

Фараон Тутанхамон на колеснице. Роспись по дереву, длина 43 см. Египетский музей, Каир

Но самая массовая битва с применением боевых колесниц носит опять же легендарный характер: описана она в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» — «Великая битва потомков Бхараты». Интересно отметить, что первое упоминание эпоса о войне между потомками царя Бхараты относится еще к IV в. до н.э., а записана была лишь в V — IV вв. н.э. Фактически «Махабхарата» формировалась в течение целого тысячелетия! Как эпический памятник это произведение не имеет себе равных. Однако из него очень многое можно узнать, например, как сражались древние индоевропейцы, какое имели военное снаряжение и доспехи.

Судя по составу мифической войсковой единицы акшаухини, в который входило 21870 колесниц, 21870 слонов, 65610 всадников и 109350 пехотинцев. В сражениях участвовали колесницы, слоны, всадники и пехота. Показательно, что колесницы в этом списке идут первыми, а большинство из героев поэмы сражаются не в качестве всадников или верхом на слонах, а стоя на колесницах и предводительствуя своими войсками.

Если отбросить всевозможные художественные преувеличения и описания применения «божественного оружия», самого фантастического по своему действию, то для любого исследователя этой поэмы станет очевидно, что главное место во всем ее арсенале занимают лук и стрелы. Удобство их использования для воинов, находившихся на колеснице очевидно: один, стоя на ее площадке, стреляет, тогда, как другой правит лошадьми.

Разумеется, оба этих воина должны обладать хорошей выучкой, поскольку управлять колесницей в бою совсем нелегко. Интересно, что царевичи-пандавы в «Махабхарате», демонстрируя свою ловкость во владении оружием и верховой езде, поражают цели стрелами на полном скаку. Затем они показывают умение управлять колесницами и ездить на слонах, после чего вновь показывают умение владеть луком и лишь последнюю очередь владение мечом и палицей.

История доспехов. Всадники и чешуйчатая броня (часть первая)

Арджуна стреляет из лука в демона. Бруклинский музей

Интересно, что луки главных героев «Махабхараты», как правило, имеют собственные имена. Лук Арджуны, например, называется Гандива, причем в дополнение к нему он имеет два никогда не иссякающих колчана, которые обычно находятся на его колеснице, а лук Кришны называется Шаранга. Имеют имена собственные и другие виды оружия и снаряжения: так метательный диск Кришны называется Сударшана, а раковина Арджуны, заменявшая ему рог или трубу — Девадатта. Мечи, которые используются пандавами и каурами в схватке лишь только когда израсходованы стрелы и другие виды оружия, собственных имен не имеют, что тоже очень показательно. Не так было у средневековых рыцарей Европы, у которых имена собственные имеют мечи, но никак не луки.

Для защиты от неприятельского оружия воины «Махабхараты» обычно облачаются в панцири, имеют на голове шлемы, а в руках щиты. Помимо луков — своего наиглавнейшего оружия, ими используются копья, дротики, палицы, применяемые не только в качестве ударного оружия, но также и для метания, метательные диски — чакры и только уже в самую последнюю очередь воины в поэме берутся за мечи.

История доспехов. Всадники и чешуйчатая броня (часть первая)

Состязание лучников. Индия Великих Моголов, ок. 1600 г. Смитсониевский музей. Галерея Саклера, Вашингтон

Стреляя из луков, стоя на колеснице, пандавы и кауравы используют разные типы стрел, причем весьма часто — стрелы у них имеют наконечники в форме полумесяца, которыми они перерубают тетивы луков и сами луки в руках своих противников, рассекают брошенные в них палицы, и неприятельские доспехи, а также щиты и даже мечи! Поэма буквально наполнена сообщениями о целых потоках стрел, посланных чудо-стрелками, и как они убивают ими вражеских слонов, разбивают боевые колесницы и многократно пронзают друг друга. Причем показательно, что далеко не всякий пронзенный бывает сразу убит, хотя кого-то поражают тремя, кого-то пятью-семью, а кого-то и семью-десятью стрелами сразу.

При всей сказочности сюжета «Махабхараты» это лишь гиперболизированное отображение того, что многие стрелы, пробивая доспехи и даже, возможно, застревая в них, серьезных ранений самому воину не наносили, и он продолжал бой весь утыканный попавшими в него стрелами — ситуация довольно характерная и для средневековой эпохи. При этом целью для вражеских воинов был и сам воин на колеснице, и кони, и возница, который участвует в битве, однако же, сам фактически не сражается. Нужно особо отметить, что многие из колесниц, действующих в поэме, украшают знамена, по которым и свои, и чужие распознают их издали. Например, колесница Арджуны имела знамя с изображением бога обезьян Ханумана, тогда как на колеснице его наставника и противника Бхишмы развевалось знамя с золотой пальмой и тремя звездами.

Интересно отметить, что герои «Махабхараты» сражаются не только бронзовым, но и железным оружием, в частности — используют «железные стрелы». Впрочем, последнее, равно как и все происходящее в поэме братоубийство объясняется тем, что тогда люди уже вступили в калиюгу — «железный век», век греха и порока, начавшийся за три тысячи лет до н.э.

Одновременно «Махабхарата» подтверждает и то, что верховая езда тогда уже была известна, и какое-то время развитие конницы и колесниц шло параллельно.

Заметим, что значение лошади со временем только возрастало, что подтверждается и многочисленными находками конской сбруи, которую клали в могилу вместе с умершими, их оружием, а также украшениями и другими «нужными на том свете вещами», хотя, многое в древних могилах по прошествии стольких веков не сохранилось. Сначала люди скакали на неоседланных лошадях. Затем для удобства всадника на спину лошади начали подкладывать шкуру либо попону, а чтобы она не сползала, старались ее зафиксировать, и именно так появилась подпруга.

История доспехов. Всадники и чешуйчатая броня (часть первая)

Мягкие удила. Рис. А. Шепса

Мягкие удила появились раньше жестких, о чем свидетельствуют и этнографические данные. Например, такими удилами часто пользовались крестьяне глухих деревень в царской России. На ремне или веревке они завязывали узлы, расстояние между которыми было больше ширины челюсти лошади на 5-7 см. Чтобы она не «продергивалась», в них вставлялись палочки длиной 8-10 см с вырезами посередине. Затем «удила» хорошенько смазывали дегтем или жиром. При взнуздывании концы ремня соединяли и заводили на затылок лошади. Применялся и тип узды, использовавшийся индейцами Северной Америки: простая петля из сыромятной кожи, которую надевали на нижнюю челюсть лошади. Как известно, даже с таким «снаряжением» индейцы показывали чудеса верховой езды, тяжелым защитным вооружением они все-таки не обладали. Недостаток мягкой узды заключался в том, лошадь могла ее изжевать, а то и перекусить, вот почему на смену дереву и коже пришел металл. А чтобы грызло всегда находилось у лошади во рту, применяли псалии*, фиксировавшие их между губами лошади. Давление удил и ремня на рот лошади заставляло ее быть послушной, что было очень важно в бою, когда всадник и лошадь становились одним целым. Ну, а постоянные войны между племенами эпохи бронзового века способствовали появлению касты воинов-профессионалов, прекрасных наездников и умелых бойцов, из среды которых как раз и выделилась племенная знать и одновременно родилась и конница. Наиболее искусными всадниками современники считали скифов, что подтверждают раскопки скифских курганов.

История доспехов. Всадники и чешуйчатая броня (часть первая)

Гребень тончайшей ювелирной работы, найденный в могиле скифского вождя в кургане Солоха, позволяет наглядно представить себе внешний вид скифских воинов эпохи конца V — начала IV века до н. э. На гребне показана схватка трех скифов. На двух пеших воинах греческие шлемы и панцири. Щиты сделаны из металлических пластинок, которые греками не использовались. У всадника гибкий наспинный щит (вовсе неизвестный греческим воинам), а также поножи, надетые поверх длинных скифских штанов. Очевидно, что воины разных народов заимствовали лучшие образцы вооружения и доспехов, ничуть не заботясь об их «иностранном» происхождении. Государственный Эрмитаж

О другом народе тех же мест и прекрасных наездниках — савроматах (то ли предков, то ли родственников более поздних сарматов, о чем историки спорят до сих пор) Геродот в этом же трактате написал, что их женщины стреляют из луков сидя верхом и мечут дротики… а замуж не выходят до тех пор, пока не убьют трех неприятелей…

История доспехов. Всадники и чешуйчатая броня (часть первая)

Бронзовые удила из Северной Сирии, VI—IV вв. до н.э. Британский музей

Изображения всадников древней Ассирии известны по раскопкам ее древних городов — Ниневии, Хорсабада и Нимруда, где были обнаружены хорошо сохранившиеся рельефы ассирийцев. По ним можно судить, что искусство верховой езды в Ассирии в своем развитии прошло три этапа.

Так, на рельефах эпохи царей Ашшурназирпала II (883 — 859 гг. до н. э.) и Салманасара III (858 — 824 гг. до н.э.) мы видим легковооруженных конных лучников, причем некоторые имеют по две лошади. Видимо, они не были не слишком выносливыми и сильными, и воинам требовалось две лошади, чтобы их часто менять.

Всадники действовали в паре: один управлял двумя лошадьми: своей и лучника, тогда как другой, не отвлекаясь на это, стрелял из лука. Очевидно, что функция таких всадников была лишь чисто вспомогательной, то есть это были «ездящие стрелки из лука» и «колесничие без колесниц».

Зато царь Тиглатпаласар III (745 — 727 гг. до н. э.) имел уже целых три вида всадников: легковооруженных воинов вооруженных луком и дротиками, (возможно, это были союзники или наемники из соседних с Ассирией кочевых племен); конных лучников, одетых в «броню» из металлических пластин, и, наконец, всадников с копьями и большими щитами. Последние, видимо, применялись для атаки и преследования пехоты противника. Ну, а колесницы теперь только дополняли конницу, а главным ударным родом войск уже не являлись.

История доспехов. Всадники и чешуйчатая броня (часть первая)

Ассирийские всадники. Рельеф из Нимруда. Около 728 г. до н.э. Британский музей
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 28
  1. parusnik 18 мая 2015 07:47
    Кипренский О.А. Дмитрий Донской на Куликовом поле...Кстати так называемые скифские украшения изготовляли греки жившие на берегах Северного Причерноморья и продавали скифам..Всё таки не стоит доверять художникам.
    1. andrew42 18 мая 2015 08:22
      "так называемые скифские украшения изготовляли греки" - ? - Сложно согласиться. Скорее уж, греки ТОЖЕ изготовляли украшения подобного уровня исполнения. И не "греки", а Эллины. Сказано же "греки между эллинами племя особое", - торгаши и рабовладельцы. Во-вторых, греки-ахейцы, ставшие господами Балканского полуострова, археологически никаких таких высокохудожественных творений не продемонстрировали, всё чем они обладали , - городские постройки из мегалитов навроде Тиринфа, Микен итд., - это наследие минойской культуры, и связанной с ней культурой пеласгов. Кстати, подобное "разделение труда" сохранялось в Спарте потомками захватчиков очень долго: угнетаемые мастера-мессенцы, и помешанные на войне спартанцы-угнетатели. А вот "скифские" образцы высокой степени исполнения, - они от Алтая до Передней азии, со времен 2-го тысячелетия до н.э. Эллинам так и не удалось превзойти произведения скифских мастеров, ни до, ни после. Во-вторых, колонии Северного Причерноморья, - это смешанное население, где основной контигент - местный, и глупо предполагать, что мастера-Эллины в массовом порядке переселялись из метрополий в захолустные городки на окраине зоны влияния греческого полиса. Ну это просто бред. Да, эллинская культура там подминала под себя местный уклад. Мода. Но не более. Да, военная организация была выше чем у периферийных скифских правителей. Точнее, сколотских. Но та же Боспорская династия ведет свой род от Евмела, - классического "огреченного" местного вождя, а не от заезжего "просвещенного" стратига или купца. Короче, не надо вырывать кусок из исторического полотна, на котором изображены "яйца", а "курица" оставлена за кадром.
      1. parusnik 18 мая 2015 11:56
        О захолустье..просто ,ради примера храм святой Софии в Константинополе,построили захолустные архитекторы,образование получили там же в захолустье где и родились..Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

        Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.
        Несомненный признак скифской принадлежности того или иного изделия — особый способ изображения животных, так называемый скифо-сибирский звериный стиль. Животные всегда изображаются в движении и сбоку, но с обращённой в сторону зрителя головой.
        А то что представил автор изготовлено скорее всего,эллинскими мастерами из городов Северного Причерноморья по заказу скифских вождей..
        1. BigElectricCat 18 мая 2015 15:07
          Цитата: parusnik
          ади примера храм святой Софии в Константинополе,построили захолустные архитекторы,образование получили там же в захолустье где и родились.

          Вы там были? А ВИДЕЛИ кто его построил? Могу дать точный ответ — те, кто покланялся солнцу. Там, где «реставраторы» ещё не успели пройтись — свастика и орнамент с мировым деревом остались. Могу доказать показать фотографиями.
          ЗЫЖ Кстати — эта постройка храмом стала называться после 18 века, а до явно была или биржей или зданием с подобной направленностью.
        2. andrew42 18 мая 2015 18:35
          Не понял, прошу прощения. Возникает вопрос: вот эллинский "златых дел кузнец" из Пантикапея, он как? - Гонял на курсы злато-кузнечных в Элладу? Или такой вот готовый спец переселился в "тмутаракань" из Аттики или Эфеса? - Оба варианта очень сомнительны, точно не типичный случай.
  2. Юн Клоб 18 мая 2015 08:04
    Особенно мне понравилось про чешуйчатый доспех.
    1. mishastich 18 мая 2015 09:54
      Автор дал нам историческую справку, а уж в следующей статье расскажет все о ламелярах и тп. и тд. winked
  3. Кэптен45 18 мая 2015 10:38
    Познавательно,самое интересное,как мне показалось в статье вот это :"Помимо луков — своего наиглавнейшего оружия, ими используются копья, дротики, палицы, применяемые не только в качестве ударного оружия, но также и для метания, метательные диски — чакры и только уже в самую последнюю очередь воины в поэме берутся за мечи."Ничего не напоминает?Это ж тактика всех нынешних войн- сначала ракетно-бомбовый удар с расстояния(луки,копья,дротики) и только потом наземная операция(мечи).
  4. Игарр 18 мая 2015 10:46
    Ох-х-х-х-х...
    здравствуйте всем.
    Давайте рассмотрим гребень тончайшей ювелирной работы из Эрмитажа.
    И что мы видим?
    Мы видим пеших воинов, одетых в ШТАНЫ, что какбэ, нехарактерно для греческого стиля одежды (и римского, замечу).
    Греки попутали как надо одеться?
    Мы видим на голове у одного пешего греческого воина в ШТАНАХ, какую-то не пойми какую каску, а отнюдь не шлем аттического типа (коринфский или пилос, вообще). Такая каска больше беотийский шлем напоминает, чисто для конников, шапка с полями. Да еще и небрит, собака, с бородой. Чиста аттической.
    Другой пехотный грек вообще без шлема, видать, под варвара косит, такой же лохматый. Хорошо хоть бритый.
    Надо понимать это спецура греческая. Одеты абы как, вооружены вообще не пойми чем.
    И смотрим на конного воина - на голове типичный пилос (т.е. шлем гоплита), но одет в штаны с поножами. Но боку, в нашу сторону, видимо саадак висит, из снаряжения лучника. Зачем конному лучнику глухой, закрытый шлем - мне неведомо. Наверное, чтобы попонтовее сдвигать его на затылок.
    А уж щиты у этой троицы - вообще ни в какие рамки не влезают.
    Овальные щиты с вырезами - ну убиться об асфальт, не представляю, зачем нужны степнякам.
    ....
    Так что, наслаждаемся просто изящной, ювелирной вещью.
    А в качестве исторического артефакта - она не годится.
    Фантастичная слишком.
    ...
    Вячеслав Олегович, с уважением.
    1. voyaka uh 18 мая 2015 13:59
      "А в качестве исторического артефакта - она не годится."///

      Но, тем не менее это - подлинный артефакт.
      И если он не подходит под какие-то теории, то
      пересматривать скорее надо эти теории?

      Человек, ювелир, изготовивший гребень вряд ли что-то
      выдумывал. Скорее ваял с того, что видел.
      1. BigElectricCat 18 мая 2015 15:12
        Хм. о почему нет никаких следов эксплуатации? Золото — оно мягкое и волосами быстро истирается... Новодел это, конца века 19-го.
        1. Комбриг 18 мая 2015 19:52
          Цитата: BigElectricCat
          Хм. о почему нет никаких следов эксплуатации? Золото — оно мягкое и волосами быстро истирается... Новодел это, конца века 19-го.


          Скорее потому, что гребень взят из захоронения, не бедного кстати, и возможно куплен специально для погребения усопшего, и отправлен с ним в мир иной даже "не надёванным". Как то так...
      2. brn521 19 мая 2015 12:45
        Цитата: voyaka uh
        Человек, ювелир, изготовивший гребень вряд ли что-то
        выдумывал. Скорее ваял с того, что видел.

        Может оказаться так, как с теми же эфиопскими фресками. Ничего не видел, что-то слышал, а что-то додумал. Вот и видим ветхозаветный сюжет, где фараон тонет на переправе в погоне за евреями, вместе со всеми своими рыцарями, мушкетами и пушками. Все же произведения искусства - это не фотографии, слишком многое от автора зависит.
    2. kalibr 18 мая 2015 16:03
      Спасибо, Игорь! Вы все очень здорово заметили. Но я не стал на это обращать внимание, потому, как статья не об этом. А так - все правильно, конному лучнику закрытый шлем, ну или почти закрытый - зачем? Но... то, что написано под фото это подпись практически каноническая, я лишь чуть переделал.
  5. andrew42 18 мая 2015 10:46
    Не совсем уяснил, зачем в статье про обычные виды античных вооружений автор отсылает к Махабхарате. Читал я всё это. Фантазий не люблю, но в Махабхарате прямым текстом описаны высокотехнологичные виды оружия, по своим последствиям ужасающе разрушительные и супер-эффективные. Те же ядерные руины Мохенджо-Даро уже никто не в состоянии спрятать под стол истории. Тем не менее, с нетерпением жду продолжения о ламеллярном доспехе.
  6. PPD 18 мая 2015 11:37
    Танки наскучили -автор взялся за историю! Бедная история!
    PPD
    1. kalibr 18 мая 2015 16:10
      А почему бедная? Я что, где-то много наврал? Меня вот такие записи всегда удивляют. У меня практически на каждую установку есть ссылка на источник, причем, как правило солидный.Так что я в 90% случаев выступаю как компилятор и рерайтер сложно написанных текстов. Что до танков... то когда человек занимается этой темой с 1980 года можно чему-то научиться, не так ли? В университете человек учится 5 лет и получает диплом специалиста. У меня 7 раз по 5. Наверно уж заслужил это звание -ха-ха!
  7. GRAY 18 мая 2015 11:43
    [quote Лук Арджуны, например, называется Гандива, причем в дополнение к нему он имеет два никогда не иссякающих колчана,]

    Самый первый читер laughing
  1. Игарр 18 мая 2015 12:18
    А мне лук Арджуны понравился.
    Особенно - хват лучника. Такую технику впервые вижу - тетиву в жменю, а двумя пальчиками - стрелу.
    У тамошних лучников, видать, руки телескопические были. И стрелы с два метра длиной
    Вытянуть тетиву на луке, напоминающем букву -П-....блин, не дано мне понять загогулины истории.
    Или художников, малюющих всякие несуразицы.
    1. BigElectricCat 18 мая 2015 15:14
      Он уже натянут. А так проще долго удерживать вытяг.
    2. RiverVV 31 мая 2015 17:00
      А ты как нибудь на досуге попробуй натянуть двумя, или тремя пальчиками маха-дханур в человеческий рост и в руку толщиной.
  • Вольный ветер 18 мая 2015 14:37
    Не судите строго, луки уже вроде натянутые. Напальчников еще не было. а тяжелый лук натянуть трудно, может быть и возможно так, только не горстью натягивать, а первыми фалангами. Спину лошадям защищали, наверное сразу же как только начали на них ездить верхом. И не для удобства человека, а для безопасности лошадей. Мальчишки ,в деревне летом, частенько вечерами ездили на конях после работы, без седел, для купания коней. Обязательно мальчишек предупреждали. не пукать. извините, на спине лошади. Иначе лошадиная шкура в этом месте начинала гнить, и конь долго болел.
  • BigElectricCat 18 мая 2015 15:05
    Буде такая возможность, сходите в дворец Топкапы, что в современном Стамбуле. Тем есть выставка оружия: приглядитесь как сделаны латы и шлема. Минувшее лучше изучать по первоисточникам — сохранившимся вещам, чем по словам.
    ЗЫЖ там один шлем есть — подлинный булат (и он точно не продукт «Османской империи»).
  • Andriuha077 18 мая 2015 19:22
    Отсюда: smile alternathistory.org.ua/rama-natyagivaet-luk
  • Комбриг 18 мая 2015 20:06
    Щиты сделаны из металлических пластинок, которые греками не использовались. У всадника гибкий наспинный щит (вовсе неизвестный греческим воинам).

    Вопрос автору, почему Вы считаете, что щиты у пеших воинов "сделаны из металлических пластинок", а не, допустим , из кожи? И что это за вооружение - наспинный щит? Может обычный плетёный из прутьев щит, заброшенный за спину? Простите , я без подковырок, про наспинный щит, это в первоисточнике?
    1. kalibr 18 мая 2015 22:33
      Вот посмотрите об этом: http://www.balkaria.info/library/ch/chernenko/skifrys.htm
  • moskowit 18 мая 2015 21:49
    " Художника обидеть может каждый". Не нужно судить о правильности исторических реалий по произведениям живописцев. Они писали сюжет... По этой теме рекомендую очень достойную книгу Павла фон Винклера которую можно найти на торрентах, а может быть и в эл.библиотеках. Не искал , есть дома.
    1. Комбриг 19 мая 2015 20:10
      Фон Винклер практически полностью содрал книгу у Бэхайма......
  • kalibr 18 мая 2015 22:11
    Цитата: Комбриг
    Щиты сделаны из металлических пластинок, которые греками не использовались. У всадника гибкий наспинный щит (вовсе неизвестный греческим воинам).

    Вопрос автору, почему Вы считаете, что щиты у пеших воинов "сделаны из металлических пластинок", а не, допустим , из кожи? И что это за вооружение - наспинный щит? Может обычный плетёный из прутьев щит, заброшенный за спину? Простите , я без подковырок, про наспинный щит, это в первоисточнике?

    О наспинных щитах скифов было несколько статей М.Горелика в "Вопросах археологии", в его монографии... словом, я как-то не подумал, что это может быть неизвестно. Даже реконструировать его удалось.В общем это такая штука, которая защищала лучнику спину, была гибкой. Он стрелял, а потом поворачивался к врагу спиной и удирал. Там долго разбирались, но потом разобрались все-таки...
  • brn521 19 мая 2015 13:50
    Цитата: kalibr
    В общем это такая штука, которая защищала лучнику спину, была гибкой. Он стрелял, а потом поворачивался к врагу спиной и удирал.

    Ну, тогда чешуя и правда может оказаться кожаной. Пропитанная по-максимуму кожа похожа на пластмассу. Относительно легкая, неплохо держит удар, при рубке по ней клинки аж звенят, при этом тяжело поддается проколу. Ну и гибкость почти никакая, поэтому чешуя. Заодно низкая цена и никаких проблем с коррозией и гниением.
  • Лось 23 мая 2015 16:09
    Ну, тогда чешуя и правда может оказаться кожаной.

    Запросто. Кожаный доспех, был распространён более чем металлический в Древнем мире и раннем средневековье. Всё таки он был много дешевле и полегче металлического. Насчёт его практичности - в 19 веке англичане провели обстрел доспеха, сделанного из кожи носорога. Гладкоствольный мушкет его пробить не смог, Энфилд 1853 года взял только практически в упор! Конечно, сей эксперимент проводили с эксклюзивным экземпляром, да и стоил наверняка не мало.
    Лось
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Картина дня