Геополитические зигзаги «Шёлкового пути»

Восьмого мая в Москве во время встречи президента России Владимира Путина и председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина было подписано более трех десятков двусторонних договоров и соглашений, в том числе главы государств оформили совместное заявление о сотрудничестве по ЕАЭС и проекту «Шелковый путь».

Геополитические зигзаги «Шёлкового пути»


Американский проект для Центральной Азии


Строго говоря, проекта «Шелковый путь» в природе не существует. Этот термин в конце ХIХ века ввел в оборот немецкий географ и путешественник Фердинанд фон Рихтгофен. Так он назвал старые торговые пути из Китая в регионы Азии и Европу. Концепцию «Нового шелкового пути» придумали американцы. В их планах места Китаю не было вовсе. У этой идеи интересная история. Её отсчёт можно вести с попытки Соединённых Штатов оседлать Афганистан. Ввод войск в эту непокорную страну публично мотивировали поиском и уничтожением лидеров международных террористических организаций. Скоро выяснилось, что это отнюдь не главная цель американских стратегов. Афганистан их больше интересовал как логистический центр, связывающий воедино регионы Азии под патронатом США. Точнее, через него решили развернуть инфраструктуру Центральной Азии на Юг континента, хорошо освоенный военными и бизнесом Соединенных Штатов. В этой схеме на обочине интересов оставались два крупнейших государства Азии — Китай и Россия, отстранённые от участия в проекте.

Под новые планы в середине нулевых в Штатах разработали концепцию «Большой Центральной Азии». С этой целью госдепартамент США даже переформатировал свой южно-азиатский отдел. Он стал курировать и связи со всеми пятью центрально-азиатскими государствами, входящими в наш СНГ. Дело осталось за малым — подчинить своим целям Афганистан. С этим как раз и не сложилось.

Вот тогда и явилась на свет концепция «Нового шелкового пути», предполагающая уже сотрудничество, в том числе с Китаем и Россией, при неизменных целях проекта — привязать Центральную Азию к Югу континента. Из всего этого возникла лишь так называемая «Северная распределительная сеть» — действующий с 2009 года маршрут доставки грузов для натовского контингента в Афганистане через государства Центральной Азии. В целом, американский проект забуксовал, и достаточно серьёзно. По крайней мере, эксперты сегодня оценивают его, как нереализуемый. Причина всё та же — Афганистан.

Китай сделал попытку перехватить инициативу. Свой проект «Экономический пояс Шелкового пути» представил в 2013 году во время визита в Казахстан Председатель КНР Си Цзиньпин. Он больше соответствовал древним торговым путям: в Европу через Центральную Азию — Ближний Восток — Турцию. Хватило препятствий и на этом пути. Чего стоит только война в Сирии и нестабильность в Ираке. Потому не исключили и другие варианты маршрута, в том числе, через Россию.

На самом деле, в китайской концепции важен даже не маршрут, а программа действий. На встрече в Астане Си Цзиньпин сформулировал её в пяти пунктах: «1.Усиление координации государств региона в политической области. 2. Интенсификация строительства единой дорожной сети. 3. Развитие торговли путем ликвидации торговых барьеров, снижения издержек торговли и инвестиций, повышения скорости и качества экономических операций в регионе. 4. Увеличение валютных потоков за счет перехода на расчеты в национальных валютах. 5. Усиление роли народной дипломатии, расширение прямых связей между народами стран региона».

Пожалуй, нумерацию здесь можно рассматривать и по степени важности проблем. Геополитика тут в приоритете. Не случайно на данном этапе к проекту привлечены только государства, входящие в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) или состоящие в ней в качестве наблюдателей (Индия, Пакистан и Иран). Акценту на региональную координацию соответствует и взаимодействие нового китайского проекта с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), что и подтвердили в предпраздничной Москве лидеры России и Китая.

Далеко Казань от Китая?

Политические комментаторы легко связали проект «Шелковый путь» с другой новостью предпраздничного дня — подписанием меморандума об участии Китая в строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань. Скоренько прочертили свой маршрут дальше на Восток, через Екатеринбург — Астану — вплоть до города Урумчи в Синьцзяне, где магистраль может соединиться с сетью высокоскоростных железных дорог КНР. Правда, у китайцев несколько иные планы. Их в начале апреля озвучил министр иностранных дел Китая Ван И. На встрече со своим монгольским коллегой он предложил создать трехсторонний китайско-монгольско-российский экономический коридор. Ван И считает, что подобный "Шелковый путь" приведет не только к бурному развитию наших трёх стран, но и станет "полным возрождением" всей Евразии.

Споры о маршрутах — штука сама по себе увлекательная. Они иссякнут уже в этом году, когда завершится разработка подробного стратегического плана создания «Экономического пояса Шелкового пути». Смысл его не столько в создании транспортного коридора, сколько в укреплении экономического сотрудничества и взаимодействия в Азии — на крупнейшем континенте нашего мира.

Такие планы уже реализуются. К примеру, меморандум о скоростной магистрали ещё только подписали, а в Татарстане, возле Набережных Челнов, "Китайская национальная химико-инжиниринговая корпорация" уже завершает строительство завода "Аммоний". К концу лета он выдаст удобрения, аммиак, метанол и другую продукцию. Достигнуто соглашение о строительстве кирпичного завода производительностью 90 млн. штук кирпича в год. Через два года его должны сдать в эксплуатацию. С пуском этого предприятия производство керамического кирпича в Татарстане увеличится вдвое. Инвесторы из Китая готовы вложить здесь серьёзные деньги в строительство завода по производству 300 000 тонн цемента. Выбрана площадка для предприятия по сборке китайских автомобилей. Это только в Татарстане, особо привлекательном для китайцев своими свободными экономическими зонами.

Скоростной магистрали здесь пока нет, но экономическое участие китайцев уже принимает вполне приличный масштаб. Только, как и везде в России, — пока однобокий. Скажем, с 2006 по 2013 год инвестиции китайских предприятий в российскую экономику возросли почти в десять раз — с $ 470 млн. до $ 4080 млн., а инвестиции России в КНР, наоборот, каждый год снижались, опустившись за этот период с отметки в $ 67 млн.- до $ 22 млн.

Так уже было с Европой, когда охотно погружаясь в российский рынок, она надежно закрывала для россиян свой. Впору было говорить не о сотрудничестве, а об экспансии экономической. Её последствия ярко проявились введенными против нас санкциями западных стран.

Осторожнее начали относиться и к китайским инвестициям в Татарстане. На днях председатель уже упомянутой «Китайской национальной химико-инжиниринговой корпорации» Юй Цзиньбо встречался здесь с руководителем республики Рустамом Миннихановым. Речь шла о долгосрочном сотрудничестве. По словам Юй Цзиньбо, многие китайские химические предприятия готовы расширяться и переводить свое производство в Россию. В этот раз Р. Минниханов отговорился предложением создать рабочую группу по исследованию китайских химических производств. Что-то уже насторожило.

Привет от «Сокола»!

Безоглядная поддержка иностранных инвесторов имеет в России богатую историю. Взять те же высокоскоростные железнодорожные магистрали (ВСМ). Для их строительства и дальнейшего развития специально было создано РАО «ВСМ». В 1993 году оно разработало техническое задание на создание высокоскоростного электропоезда нового поколения. Это изделие отечественных конструкторов получит потом своё название «Сокол-250» (ЭС250). В его создании примут участие более 60 предприятий и организаций. Среди них такие авторитетные, как ЦКБ морской техники «Рубин», ЦНИИ Судовой электротехники и технологии фирмы «Алмаз», Тихвинский завод транспортного машиностроения «Титран», НПО «Аврора», ВНИИтрансмаш и другие.

Опытный образец с шестью вагонами они представили на испытания в 2000 году, что вполне соответствовало мировым стандартам, где на подобные разработки уходило до десяти лет. Удалась и конструкция. Электропоезд мог работать на постоянном и переменном токе, имел бортовую компьютерную систему управления, энергопоглощающие элементы в носовой и кормовой частях поезда (для повышения безопасности при аварийных столкновениях), экономный асинхронный привод и прочее. На испытаниях опытный «Сокол» показал, что вместо конструкторской скорости в 250 км/час способен разгоняться до 350.

Испытания выявили и недостатки нового поезда. Они скрупулёзно перечислены в акте министерской межведомственной комиссии. Были замечания по усилению рамы тележки, системе пневмоподвешивания, приводам дисковых тормозов и магнитно-рельсового тормоза и другим. Разработчики сочли их несущественными и устранили, не затягивая время.

Только время всё-таки ушло. На дворе стоял 2003-й, царила эйфория российско-немецкой экономической дружбы. На наши магистрали просился Siemens со своими электропоездами. На повторное испытание «Сокола» даже не выделили средств. Опытный экземпляр отправили в отстой, пообещав передать его в музеи профильных вузов. Для Siemens «на полную» открыли зеленый семафор, заключив контракт на долгие 30 лет.

Но время меняется, и на новой магистрали «Москва-Казань» уже не ждут поездов германской фирмы. Как уже отмечалось, этот проект будем разрабатывать совместно с китайцами. Без нашего «Сокола», естественно. Да и сама высокоскоростная железнодорожная магистраль — совсем не реинкарнация древнего торгового пути, по которому прокладывали себе дорогу на Запад уникальные китайские товары и технологии того времени — шелк, бумага, медные зеркала, порох и пр. «Шелковый путь» сегодня — во многом средство продвижения экономического влияния нашего великого восточного соседа. И геополитики здесь много больше, чем даст кирпичей строящийся в Татарстане завод.
Автор: Геннадий Грановский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. strelets 15 мая 2015 06:32
    Мы сейчас в тяжелом положении - вот нам и выкручивают руки все кому не лень. Нельзя соглашаться не глядя, со всеми надо отстаивать свои интересы. Особенно с "друзьями".
    1. Enot-poloskun 15 мая 2015 06:54
      Не согласен, что мы в таком уж тяжелом положении.

      Пора принимать решения, выгодные для России, а не для других стран.

      Просто привыкли к "хорошей" жизни, боимся...Даже не трудностей, а что может рухнуть устоявшийся потребительский мирок...
      1. древний 15 мая 2015 15:20
        Цитата: Enot-poloskun
        Пора принимать решения, выгодные для России, а не для других стран.


        Пример хотя бы ОДНОГО решения, которое когда приняли... "не вышло для России боком" recourse
    2. НЕКСУС 15 мая 2015 07:29
      Цитата: strelets
      Особенно с "друзьями".

      "Шелковый путь"конечно нужен всем.Но я думаю,более всего он нужен Китаю.Тот технологический потенциал,который накоплен за эти годы ,Китай хочет реализовать на торговых площадях Европы и конечно в России.
      Дай то Бог ,чтоб все получилось.
      1. Комментарий был удален.
      2. сибиралт 15 мая 2015 13:48
        Нехай строят. Лишь бы сибирские реки в Азию не повернули. Много таких охотников.
    3. фантик13 15 мая 2015 11:08
      *Мы сейчас в тяжелом положении - вот нам и выкручивают руки все кому не лень.*-у Китая тоже проблем море yes 10лет не могли с газпромом договориться,а как санкции против Рф ввели,сразу договор.только мало кто знает -талибы на севере Афгана начали укрепляться-при *желании* можно перекрыть газовые потоки средняя азия-КНР.вот к договору(с газпромом) и у КНР интерес проснулся.
      почему Монголия а не Казахстан?в КНР думают о стабильности на годы вперед,вот и думайте- хз что в Казахстане через 50-100лет бут.а Монголия wink -внутренняя (часть КНР)может и *расшириться* laughing
      1. Чека 16 мая 2015 00:16
        Товарищи аналитики, а почему вас не беспокоит участь Транссиба и морских портов Дальнего Востока России???!!! Китай ломает в угоду себе существующую логистическую схему доставки грузов из Азии в Европу по нашей территории. В результате, Пекин убивает сразу несколько зайцев: имеет контроль над значительной частью транспортного коридора и как следствие повышение статуса на деловой арене Азии, железнодорожная магистраль в малолюдных районах КНР будет способствовать их заселению и социально-экономическому развитию, дополнительная загрузка транспортной инфраструктуры страны принесет ей дополнительный доход. А у России пройзойдет все ровно наоборот...
        Чека
  2. dojjdik 15 мая 2015 06:52
    транспорт эт прежде всего военное сотрудничество-Китай Россия Индия Иран и впредь будут развивать транспортную систему и не важно как она там называется то ли шелковый путь или шерстяной; важно для передвижения войск
  3. VadimSt 15 мая 2015 06:59
    Какая разница, каким путем в пустыню придет вода? Главное, чтобы появился оазис!
  4. фомкин 15 мая 2015 07:22
    Цифры к размышлению. В последние годы существования царской России-паравозостроение на 100% принадлежало иностранцам. Электротехнические компании на 90%.70% добычи угля.60% добычи нефти. 75% торговли. 52% металлообработки. Ничего не напоминает?
    1. фантик13 15 мая 2015 11:14
      тогда уж -в каком городе больше всего *РУССКИХ* олигархов живет???-правильно в Ландоне wassat
  5. Boris55 15 мая 2015 08:05
    Цитата: Геннадий Грановский
    Геополитические...

    Существуют:
    1) Внутренняя политика - политика проводимая государством в отношении своих граждан;
    2) Внешняя политика - политика проводимая государством в отношении других государств. В это определение входит и так называемая "геополитика". Предназначение термина "геополитика" - скрыть сосуществование глобальной политики;
    3)Глобальная политика - политика проводимая в отношении всего человечества.



    О геополитике с позиций КОБ:
    http://www.kpe.ru/sobytiya-i-mneniya/ocenka-sostavlyayuschih-jizni-obschestva/mi
    rovozzrenie-nauka-obrazovanie/4326-on-the-geopolitical-position-kob
  6. Семенов 15 мая 2015 09:45
    Не понимаю, почему новые дороги, фабрики и заводы навредят экономике России. Китай в свое время, благодаря дешевой рабочей силе, так и и поднялся, экономически уже США догнал. Сколько можно продавать сырье - пусть Запад покупает продукты переработки с высокой добавленной стоимостью. Или открывает свои производства здесь (вместе с Китаем) и платит налоги.
    1. Natalia Lashkova 15 мая 2015 11:34
      К тому же российские владельцы не менее охотно тратят свои доходы заграницей, так что вообще без разницы, кто эту добавленную стоимость из страны вывозит...
    2. древний 15 мая 2015 15:17
      Цитата: Семенов
      Не понимаю, почему новые дороги, фабрики и заводы навредят экономике России.


      А не желаете ли расплатится за все "новые иноземные блага" "Кемской волостью"? wassat
      В детстве не учили,что бесплатный сыр бывает только в мышеловке? wink
  7. loaln 15 мая 2015 10:12
    Вообще любое сотрудничество выгодно не только, когда оно взаимно, но и, когда носит комплексный характер. К любому сырьевому проекту так и просится траспортный. К транспортному - производственный, к производственному - технологический. Иначе, Вы просто исполнители чужих задумок. Ну, конечно, Вас без личного гешефта не оставят! Стране то, что достанется? Иллюзия благополучия (до истечения периода амортизации полученной прибыли, если ее сразу не "распределят" по личным карманам)? Загаженная природа? , многократно проамортизированный технологический уровень? Застывшая наука, оживляющаяся только на период дележа вдруг обнаруженной собственности?
    1. фантик13 15 мая 2015 11:24
      *Иначе, Вы просто исполнители чужих задумок*-прдолжайте уж -современный колониализм строится на *праве интелллликтуальной собственности* what -такова природа современного капитализма (когда 1 комп.игра стоит больше металургического завода) wassat
  8. saag 15 мая 2015 10:12
    "...Как уже отмечалось, этот проект будем разрабатывать совместно с китайцами. Без нашего «Сокола», естественно."

    Импортозамещение однако, замещается один импортер другим, все довольны, кроме отечественных разработчиков
    1. фантик13 15 мая 2015 11:31
      *Вы хорошо начали, солдат, но плохо закончили*-к/ф "Бег"
      *Импортозамещение однако, замещается один импортер другим, все довольны, кроме отечественных разработчиков*-еще раз (10000000000000000) о необходимости идиалогии fool Страна без идеологии жить не может. am
  9. Иван-дурак 15 мая 2015 13:57
    Кремлю самому не хватает сил, поэтому и опирается на..............ханьцев численностью 1.2 млрд человек!
  10. lonovila 15 мая 2015 14:50
    -Китайцы -очень жестокий , рациональный и абсолютно не сентиментальный народ... -Они и свои-то не щадят , когда считают это необходимым , а уж русских.......
    -В данный момент Руководство России совершает чудовищную непоправимую ошибку тем , что всё больше и больше ввязывается в "отношения" с Китаем... -Китай уже создал гигантскую сухопутную армию , задачи которой -это прямая агрессия против России...
    -Китайцам не очень-то и нужны земли других прочих соседей.., не очень-то ему и нужны какие-то жалкие "спорные острова" , где обнаружились весьма невеликие месторождения углеводородов...
    -Всё это Китаю только на "один зубок"...
    -А создание "Шёлкового пути" -это начало обыкновенного "мирного выдавливания" России из Средней Азии... -Не поздоровится и народам Средней Азии... -Китайцы быстро найдут для них "применение" в своих целях...
    -А что случилось с Россией , что она творит и почему все молчат в России (а некоторые -так даже радуются такому "союзу" с Китаем) -это что-то непонятное... -Все государства в Юго-Восточной Азии... -Мала́йзия , Новая Зеландия , Филиппины , а так же Австралия и тд... -просто китайцев "на порог к себе" не пускают... -В этих странах вообще на законодательном уровне существуют чёткие указания -не пускать китайцев в свой собственный бизнес , запрещать китайцам занимать какие-либо государственные посты , ни в коем случае не позволять китайцам разворачивать какое-то производство на своей земле... -А какие там ограничения на китайские товары... -практически всё это китайское барахло просто не пускают в свои страны... -Для китаёз установили такие жёсткие рамки во всём , что они и не суются в эти места...
    -А вот Россия всё делает наоборот.., да ещё и вооружает Китай самым новейшим оружием....
    -Не знаю , создаётся такое впечатление , что наше правительство просто одурманено каким-то китаёзным влиянием...
    -Другое и не подумаешь...
    1. Вечный 15 мая 2015 20:09
      Китайцы "братья навек". Очередное творческое испражнение либералов в России. А вот фотография китаёз, которые демонстрируют каску убитого советского пограничника в конфликте на Даманском. Почему история нас ничему не учит?!!!!!!!!!!!
      Вечный
      1. Вечный 15 мая 2015 21:39
        Ну что же, судя по всему китаёзы начали минусовать. Но историю-то не перепишешь.Картинка кликабельна.
        Вечный
  11. silver_roman 15 мая 2015 15:23
    писал раньше,напишу и сейчас: не вылезли еще из под одних, лезем уже под вторых.
    Какой-то у нас комплекс неполноценности выработался за 25 лет crying
  12. zapatero 15 мая 2015 16:30
    Шелковый путь очень важен для всех, кто вокруг него, так было веками. Говорить о том, что китайцы, вдруг возьмут да нападут, преждевременно, они столько лет пытались его воссоздать. В свое время один неумный киевский князь разрушил хазар и нарушил безопасное движение товаров из европы в азию.Потом пришел Чингизхан и восстановил контроль пути, но чего это стоило! Все таки проект от Господина Великого Новгорода и Булгара по созданию базы на днепре оказался очень сомнительным, и кроме головной боли пока ничего не принес, экономический эффект от этого проекта 0.Видимо,грядет переформатирование проекта.
  13. den3080 15 мая 2015 18:04
    Я видел этот "Сокол" на Титране, внутри полазил. Вполне себе приличный поезд для тех лет.

    Честно говоря, до сих пор не понимаю почему от него отказались. ОБъяснение было такое же, как в статье: Ну Сименс это же SIEMENS!! Фирма, КОНЦЕРН!! Куда нам, сирым, с суконным рылом в калашный ряд?

    И Сердюков кстати тоже пел подобные песни: Куда нам...? Вот французы... они построят нам... вертолётоносцы.
    Итальянский Ивеко сделает нам бронированный внедорожник, а то у нас одни УАЗики.

    Слава богу, разработку перспективного танка не отдали какому-нибудь Рейнметаллу winked . А ведь можно было и Т-50 заказать у Локхид Мартин.

    Турки презентовали вчера свой турецкий смартфон, непросто макет или в нескольких экземлярах, а начало массовых продаж в мире. ТУРКИ!!! ёпа мама...
    Россия дальше сюжета по телику, где Путин-Медведев крутили в руках что-то а ля смартфонное, так и не пошла по-моему. Или я ошибаюсь?
  14. Bene valete 16 мая 2015 19:06
    Цитата: Чека
    Товарищи аналитики, а почему вас не беспокоит участь Транссиба и морских портов Дальнего Востока России???!!! Китай ломает в угоду себе существующую логистическую схему доставки грузов из Азии в Европу по нашей территории. В результате, Пекин убивает сразу несколько зайцев: имеет контроль над значительной частью транспортного коридора и как следствие повышение статуса на деловой арене Азии, железнодорожная магистраль в малолюдных районах КНР будет способствовать их заселению и социально-экономическому развитию, дополнительная загрузка транспортной инфраструктуры страны принесет ей дополнительный доход. А у России пройзойдет все ровно наоборот...


    Товарищи аналитики, по моему, пересмотрелись телепропаганды... и за Уральским хребтом не чего не видят. А Сибирь и Дальний Восток загибается...люди получают копейки, промышленность в ж..пе,ни чего реально не развивается, население (кто может )бежит в центральные регионы. А мы Китаю помогаем строить новый шёлковый путь по югу Азии и расцениваем как великое достижение нашей дружбы и взаимовыгоды.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня