История доспехов. Всадники и чешуйчатая броня (часть вторая)

13
Конные лучники у ассирийцев (если судить по рельефам) были хорошими наездниками, но применению лука очень мешало отсутствие нормального седла и стремян. Реконструкция ассирийского конного лучника (около 650 г. до н. э.), выполненная на основе рельефа из дворца в Ниневии, позволяет представить себе воина на коне, рост которого в холке достигает примерно 145 см. Одежда всадника похожа на английский редингот с разрезами спереди и сзади. Пластинки на нем могли быть связаны при помощи ремешков из кожи, что позволяло легко подогнать его по фигуре воина. Сбрую коней ассирийцы красоты ради покрывали бронзовыми бляшками и украшали шерстяными кистями.

В чешуйчатые доспехи одеты и египетские фараоны, тоже изображенные на стенах дворцов и храмов. То есть в древнем мире, они, пожалуй, были самым распространенным видом защитной брони. Подобный панцирь, например, судя по мозаичному изображению из Дома Фавна в Помпеях, носил Александр Македонский в битве при Иссе. Причем конструкция у него была достаточно сложной: наплечники и нагрудная пластина из металла, а область талии как раз и составлена из металлических пластинок в форме чешуи, что явно было сделано с тем, чтобы обеспечить торс большей свободой движений. При этом на голове его лошади уже была даже небольшая пластинка наглавника, а вот нагрудная пластина (хотя они в это время они уже были) отсутствует.



История доспехов. Всадники и чешуйчатая броня (часть вторая)


Прекрасный портрет воина сармата был найден во время раскопок древнего города Танаис. Это небольшая мраморная плита, которая была вделана в какую-то постройку. На ней — греческая надпись о том, что эту постройку посвятил (вероятно, какому-то богу) Трифон сын Андромена, и рельефное изображение самого Трифона. Несмотря на греческое имя, это, несомненно, сармат. В довольно грубом, но выразительном рельефе скульптор изобразил Трифона сидящим на небольшом степном коне, скачущем во весь опор. Одетый в чешуйчатый панцирь, со шлемом на голове, Трифон сидит на коне вполоборота, держа наготове двумя руками длинное и тяжелое копье. За плечами всадника развевается надетый поверх панциря плащ. Судя по тому, что Трифон изображен в виде воина, и по тому, что рельеф нашли около развалин юго-западной крепостной башни Танаиса, можно подумать, что плита эта была вделана в кладку самой башни или примыкающей к ней оборонительной стены и что сам Трифон принимал участие в строительстве этих крепостных сооружений.

Как считал британский историк Рассел Робинсон, самыми ранними доспехами, которые нельзя отнести с каким-либо древним культурам или определенным стадиям в развитии человечества, были доспехи из ткани либо шкур животных. Причем носили их и самые бедные воины, и (в комплекте с другими) самые богатые и знатные. Разница была в том, что состоятельные воины надевали их под кольчугу или пластинчатые доспехи, с целью амортизации ударов или чтобы уменьшить трение, а вот первые ничего другого просто не имели.

Затем их дополнили доспехи, сделанные из дерева, кости, а затем и металла. В неолитических погребениях Забайкалья детали доспехов, сделанные как из кости, так и из металла, известны со II тысячелетия до н.э., ну а в ряде районов Сибири, помимо Забайкалья, они употреблялись с I тысячелетия до н.э. и вплоть до конца средневековья. Состояли они из пластинок с отверстиями для креплений, которые мы знаем по образчикам из скифских курганов VI — V вв. до н.э., и росписям в египетских гробницах. Ряды таких пластинок располагали на доспехах внахлест, аналогично устройству рыбьей чешуи или же черепице на крыше.


Доспехи из чешуи. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


На этрусских вазах также можно видеть изображения чешуйчатых панцирей в ассирийском стиле (хотя Апеннинский полуостров от Междуречья и очень далеко!), которые носили вплоть до времени, когда в употребление вошла кольчуга. В римской армии тоже были чешуйчатые доспехи, очень похожие на ассирийские, о чем свидетельствуют многочисленные изображения и находки археологов. Британские историки для такого рода доспехов используют два термина, которые в русском языке имеют практически одинаковое значение. Первый — «scale armour» — «чешуйчатая броня» — от слова «scale» (чешуя). Другое название — «ламеллярная броня» своей основе имеет слово «lame» или «lamellar», что в первом случае означает «тонкая металлическая пластинка», а во втором — просто «пластинка». Получается, что «scale armour» это, собственно, и есть броня из пластин-чешуек закругленной либо заостренной формы, а вот «lamellar armour», это броня из довольно узких вертикальных пластин. При этом «чешуйчатую броню» в римской армии носили и пехотинцы и всадники. А вот броня «ламеллярная» — была более дорогой, и в основном использовалась начальствующим составом и всадниками-катафрактами. В российской историографии используется также термин катафрактарии, но оба они, по сути, тождественны, и оба обозначают одетых в броню воинов, имеющих покрытых панцирными попонами коней!

Пластинки у римских панцирей были на удивление малы: 1 см в длину и 0,7 см в ширину, хотя размеры могли колебаться от 1 до 5 см. То есть мастерство их производителей было очень высоким! Интересно, что на рельефах с колонны императора Траяна (101- 102 гг.) в таких доспехах изображены войска сирийских лучников (наемники) и конница сарматов — союзников даков, а вот римские легионеры носят кольчуги или доспехи из полос.
Английский историк-исследователь Рональд Эмблетон реконструировал облик «римского воина-катафракта» эпохи Адриана и римского владычества в Англии, и в результате получился у него… самый настоящий средневековый рыцарь, вот только без «высокого седла» и стремян. Римский всаднический шлем на голове вместе с нащечниками, типичный всаднический овальный щит с умбоном, на ногах поножи, закрывающие колени, а торс в ламеллярном панцире из маленьких пластинок. Из них же состоит и панцирная попона у его коня, воссозданная по типу конской пластинчатой брони из Дура-Европос**.


Катафракт из Дура-Европос


Не слишком отличается это вооружение и от тех доспехов, которые носили сасанидские катафракты в древней Персии. Шлемы у них имели сфероконическую форму, на лицах были маски-забрала, хотя кожаные полоски птериги на плечах и на поясе (характерные для римских всадников) отсутствовали. Кроме копья и меча их оружием могла служить деревянная, либо окованная металлом, палица — в арсенал римских воинов обычно не входившая. Причем интересно, что в доспехах катафрактов можно увидеть не только чешую, но и выгнутые металлические пластины, соединенные кожаными ремешками, и охватывающие их конечности, и точно также имевшие вид черепичного покрытия.

Например, так выглядели и набедренники, один из которых реконструировал английский историк Рассел Робинсон, основываясь на находках из Дура-Европос. Пластины его плотно облегают бедро и заходят своими кромками одна на другую и соединяются полосами из кожи, которые приклепаны к ним изнутри. Очень похоже на рейтарские латы XVI — начала XVII вв., но только сделаны они были из бронзы! Более того, являются практически точной копией набедренников доспехов Джона Смита из королевской мастерской в Гринвиче (сделаны в 1585 году), но только сделаны они были из бронзы. Очевидна преемственность в развитии доспехов, но, по-видимому, придумать в данном случае нечто лучшее было попросту невозможно, да и зачем?! Кстати, известно, что император Марк Аврелий в 175 г. н.э. послал в Британию целый «полк» таких сарматских катафрактов — наемников, служивших Римской империи. Однако римские солдаты прозвали их «клибанариями», а словом «клибанус» римляне называли «духовой шкаф» для выпечки хлеба, то есть что-то вроде нашей российской печки-буржуйки!


Рельеф с колонны Марка Аврелия в Риме. Хорошо видны разные виды доспехов, бытовавшие в римской армии.


Другим доказательством очень широкого распространения чешуйчатых доспехов в Древнем мире являются рельефные изображения с колонны Марка Аврелия в Риме, установленной в честь его победы над германцами и сарматами в том же 175 г. н.э. и множество других античных изображений и барельефов.

Кстати, имеется достаточно много и археологических находок и тех же изображений, свидетельствующих, что чешуйчатые доспехи широко применялись в средние века и на территории Западной Европы. Например, мы видим их на печатях XVI века герцогов Мазовии, да и доспехи польских «крылатых гусар», что сохранились до нашего времени, говорят о том же! На юг, в Венгрию такие доспехи могли попасть через пришедших туда аваров, а в Италию через лангобардов. Последним свидетельством их применения в Европе стали находки в братской могиле воинов, убитых в битве при Висби, имевшей место на полуострове Готланд в 1361 году. Потом чешуйчатые доспехи из Центральной Азии через Монголию и Западную Русь попали к сибирским племенам. Чукчи и коряки делали такие доспехи во многом похожими на образцы, встречавшиеся в Тибете, хотя они и дополняли их щитом их дерева и покрытого кожей, защищавшим у них левое плечо. Возможно, доспехи такой формы помогали им защищаться от камней пращников, находившихся у них за спиной. Ну, а около V в. н.э., пластинчатые доспехи попали в Японию через Китай и Корею.

Англоязычные историки во многих своих трудах отмечают, что в XIII веке воины из Шотландии и Уэльса также продолжали их носить. Интересно, что сделанный уже в наше время экспериментальный панцирь такой конструкции весил около 8,5 кг. А чтобы его сделать, нужно было ровно 3000 железных чешуек и около 200 человеко-часов рабочего времени. То есть на его изготовление времени потребовалось хоть и много, но меньше, чем на кольчугу из колец.

В самой Японии эти доспехи сохранялись вплоть до 1867 года и последних восстаний самураев, а в Тибете они встречались в 30-х годы XX века. Вот почему о доспехе из пластинок можно говорить, и как самом древнем, и как о самом распространенном типе защитной одежды вообще!

В чешуйчатый доспех в кинофильме «Александр Невский» его постановщики одели князя Александра, в советском кинофильме «Черная стрела», по одноименному роману о войне Алой и Белой Розы, в нем сражается наставник Дика Шелтона «мастер Хетч». Конечно кино — есть кино. Но вряд ли будет большим преувеличением утверждать, что практически все те виды защитного вооружения, что впоследствии использовались рыцарями средних веков, появились значительно раньше, чем они сами!

* Псалии — пластинки-ограничители (первоначально из кости и рога) на удилах из кожаных ремней или веревки. Деревянные псалии были, но нужной прочностью они не обладали. Поэтому и удила, и псалии стали сначала костяными, а затем металлическими, причем их форма нередко была довольно причудливой. К псалиям прикреплялись поводья. Древнейшие крепления для них были очень простыми. Это была уздечка из кожаных ремней. Позже на ней появились специальные наносные и подгубные ремни, с которыми можно было лучше укрепить ее на морде лошади.


Костяные псалии эпохи бронзы. Рис. А Шепса.


**Античный город на реке Евфрат (недалеко от города Калат-эс-Салихия в Сирии), известный в истории примерно с 300 года до н. э. по 256 год. Приобрел популярность в связи с сохранившимися древними фресками и многочисленными находками археологов. «Дура» на арамейском языке значит «крепость».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. avt
    +5
    19 мая 2015 09:02
    ,,Английский историк-исследователь Рональд Эмблетон реконструировал облик «римского воина-катафракта» эпохи Адриана и римского владычества в Англии, и в результате получился у него… самый настоящий средневековый рыцарь, вот только без «высокого седла» и стремян."---- wassat Римского !??? А не парфянского ? Ну те самые парфянские тяжелые кавалеристы что рискую пехоту растоптали и Крассу голову оторвали в битве при Каррах ???
    1. +3
      19 мая 2015 12:15
      Кроме того, сарматские тяжелые всадники сражались с римлянами в Дакии - в ходе Первой дакской войны императора Траяна 101-102 г.г. н.э. (помните - колонна Траяна).
      Ниже на картинке - сарматский конные копейщик и лучник - оба одеты в ламиллярный доспех - на копейщике - чешуйчатый, на лучнике - пластинчатый:
    2. +1
      19 мая 2015 16:01
      Цитата: avt
      римского воина-катафракта

      Английский историк-исследователь Рональд Эмблетон по видимому этого не знает laughing
      Цитата: avt
      Римского !??? А не парфянского ?
    3. +2
      19 мая 2015 18:07
      Именно римского! Парфяне произвели на римлян такое впечатление, что они А - стали нанимать сарматских всадников на службу и Б - создали своих собственных воинов такого класса. Но очень мало! Лошади были "не те". Это уже было после битвы при Каррах. Есть интересная книга МакДугала: "Поздний римский кавалерист" - там есть про это.
  2. +1
    19 мая 2015 10:07
    Хорошее продолжение.
    Спасибо.
  3. 0
    19 мая 2015 10:31
    А где ссылка на первую часть
  4. +2
    19 мая 2015 11:23
    Ниже на картинке - скифские всадники в чешуйчатых доспехах:
    1. +2
      19 мая 2015 18:10
      Самое интересное, что эта картинка из издания Оспрей, но автором был украинский, тогда советский историк Черненко - он первым напечатался в этом издательстве(!) и именно про скифов, такой был авторитет. И эскизы для англичан сам делал!
  5. +1
    19 мая 2015 12:36
    Жду продолжения.
    До смуты русское оружие и доспехи считались лучшими, т.к. Русь существовала на стыке оружейных традиций: восточной (кочевой) и западной
  6. +2
    19 мая 2015 15:36
    Очевидна преемственность в развитии доспехов
    Не сказал бы. Скорее развитие технологии приводит к созданию определенной, наиболее эффективной конструкции. Бронники, создававшие доспехи из стали, наверняка ничего не знали о достижениях своих более древних коллег, имевших дело с бронзой. В результате и у тех и у других получились крупные пластины, наклепанные на кожаную основу. То же самое можно сказать и о чешуйчатом доспехе в целом. Усиление кожаного доспеха нашивками и наклепками в конечно итоге приведет к чешуе и ламелляру. Тут вопрос в технологиях. Как появилось достаточно металла, появляется и чешуя с ламелляром. Позволяет технология создавать высококачественные пластины - появляется пластинчатый доспех, более эффективный, чем ламеллярный. При условии конечно, что к тому времени подобный доспех еще кому-нибудь нужен. Поэтому возникает сомнение в подобном раскладе:
    Потом чешуйчатые доспехи из Центральной Азии через Монголию и Западную Русь попали к сибирским племенам.
    Эти доспехи могли изобретать независимо в разных местах, их идея несложная, был бы металл. Кольчуга - другое дело, ее выгода неочевидна, а технология сложнее.
    Вообще, в подобных вопросах очень важно мнение реконструкторов.
    1. 0
      19 мая 2015 18:12
      Об этом очень интересно написано у Кардини. Но об этом в следующий раз!
    2. 0
      19 мая 2015 20:07
      Цитата: brn521
      Эти доспехи могли изобретать независимо в разных местах, их идея несложная, был бы металл.


      У чукчей был полный ламеллярный доспех из костяных пластин....
      1. 0
        20 мая 2015 04:07
        У чукчей был полный ламеллярный доспех из костяных пластин....

        А у тлинкитов - из деревянных...
        Причём способ соединения был аналогичен таковому у японских наплечников.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»