Краснозвездные иностранцы

Краснозвездные иностранцы


Поставки бронетанковой техники в СССР начались уже осенью 1941 года. 3 сентября Сталин направил Черчиллю письмо, содержание которого премьер довел и до президента Рузвельта. В послании Сталина говорилось о нависшей над Советским Союзом смертельной угрозе, которую можно было снять только открытием второго фронта и срочной отправкой в СССР 30 000 т алюминия, а также минимум 400 самолетов и 500 танков ежемесячно. В соответствии с Первым (Московским) протоколом, США и Великобритания обязались в течение девяти месяцев поставить 4500 танков и 1800 танкеток.

Броня крепка


Первыми в СССР в октябре 1941 года с конвоем PQ-1 прибыли английские «Матильды». Тяжелый пехотный танк Мk II Matilda англичане приняли на вооружение накануне Второй мировой войны, наиболее массово он использовался в Северной Африке и на советско-германском фронте. Эта 27-тонная машина была защищена 78-мм лобовой броней и вооружалась 42-мм пушкой. В зависимости от модификации, на танки ставили по два 6-цилиндровых дизеля АЕС или «Лейланд» суммарной мощностью 174 или 190 л. с., максимальная скорость достигала 24 км/ч — больше для машины непосредственной поддержки пехоты и не требовалось.

Для 1941−1942 годов «Матильда» была наименее уязвимой машиной, превосходившей в этом отношении наш KB: ее могли «взять» только снаряды немецкой 88-мм зенитки, но не танковых и противотанковых пушек. Орудие же «Матильды» не уступало нашей «сорокопятке» и, подобно ей, до лета 1942 года поражало немецкие танки всех типов.

Силовая установка и планетарная коробка передач «Матильды» оказались весьма надежными, но хорошо защищенная ходовая часть была сложной. На ровном твердом грунте она работала отлично, однако на российском бездорожье быстро выходила из строя. Малый объем трехместной башни и небольшой диаметр башенного погона не позволили разместить в ней артсистему более крупного калибра, что и предопределило судьбу «Матильды»: к 1943 году в строевых частях британской армии она уже не использовалась. Всего до августа 1943-го было выпущено 2987 «Матильд», из которых 1084 штуки англичане поставили СССР.

Любимец танкистов

Мк. I Valentine также был пехотным танком. По массе (16 т) он, скорее, относился к легким, хотя по толщине брони (65 мм) превосходил иные тяжелые машины. Максимальная скорость его была такой же, как у «Матильды», что объяснялось менее мощным двигателем. На Valentine I устанавливали карбюраторный двигатель мощностью 135 л. с., на остальных же модификациях стояли дизели АЕС и GMC мощностью 131, 138 и 165 л. с.

Несмотря на увеличение мощности, динамические характеристики машины не изменились, поскольку возросла ее масса: начиная с Valentine VIII вместо 40-мм ставили 57-мм пушку, а на Valentine XI — пушку калибром 75 мм.

Особенностью этого танка было отсутствие каркасов для сборки корпуса и башни; бронелисты обрабатывали по шаблонам и размерам так, что они взаимно замыкались. При сборке корпуса отдельные узлы соединяли болтами и заклепками. В противоположность «Матильде», ходовая часть «Валентайна» не бронировалась: более того, тормозные барабаны располагались вне корпуса, что отрицательно сказывалось на их живучести. Недостатком была и плотная компоновка боевого отделения, особенно у машин с трехместной башней моделей III и V.

В Советский Союз было отправлено 2394 британских и 1388 канадских «Валентайнов»; у последних вместо английского спаренного 7,92-мм пулемета BESA был установлен американский 7,62-мм «Браунинг» М1914А1. Поставлялись машины с 40- и 57-мм пушками. У советских танкистов «Валентайн» был самым популярным из британских танков. Достаточно сказать, что в 1944—1945 годах его производство сохранялось исключительно для удовлетворения советских заявок.

Тезка премьера

Тяжелый пехотный танк Mk IV Churchill больше известен по фразе, якобы сказанной легендарным английским премьером: «У танка, носящего мое имя, недостатков больше, чем у меня самого». Да, уж очень архаичным было его устройство: чтобы увеличить объем корпуса, конструкторы фирмы Vauxhall motors расположили элементы ходовой части под корпусом, гусеница огибала его, как у танков периода Первой мировой войны.

Но поставленной цели они добились: в силовом отделении установили 12-цилиндровый горизонтальный двигатель Bedford мощностью 350 л. с., а благодаря широкому подбашенному листу применили башню с 57-мм (начиная с Churchill III"), а потом и с 75-мм пушками. На Churchill I и Churchill II была установлена 40-мм пушка, что для тяжелого танка было недостаточно, поэтому в лобовом листе монтировали еще и 76-мм гаубицу. Защищенная 152-мм броней 40-тонная машина развивала скорость до 25 км/ч.

Надежная, в общем-то, ходовая часть имела существенные недостатки: высокая лобовая ветвь гусеницы оказалась уязвимой для артогня, а сама гусеница нередко заклинивала башню. Тем не менее до конца войны выпустили 5460 «Черчиллей». В 1942—1943 годах в СССР поставили 301 танк модификаций III и IV, отличавшихся разве что способом изготовления башни. Возможно, прислали несколько огнеметных танков «Черчилль-Крокодил» (именно такая машина экспонируется в Музее бронетанковой техники в Кубинке).

Типичным недостатком английских пехотных танков, свойственным и советским танкам первого периода войны (исключая KB), был небольшой объем боевого отделения и неприспособленность ходовой части к российским условиям. В целом это были надежные машины, по бронезащите превосходившие немецкие, а по вооружению способные эффективно бороться с ними — до появления на поле боя «Тигров» и «Пантер».

Полный вперед на хорошем бензине!

Первыми американскими танками, прибывшими в Советский Союз по программе ленд-лиза, были легкий М3 General Stuart и средний М3 General Lee, более известные как М3с и М3л. М3л заслуженно считается лучшим легким танком Второй мировой войны. Английские танкисты, сражавшиеся в Северной Африке, прощали ему и слабое вооружение, и пожароопасность авиационного двигателя, зато «Стюарт» позволял им постоянно висеть на хвосте преследуемых немецко-итальянских войск.

Динамические характеристики танка были отличными: 7-цилиндровый двигатель Continental мощностью 250 л. с. разгонял 12-тонную машину до 58 км/ч; подвижность танка и работоспособность его ходовой части находили изумительными. Вот только 37-мм пушка, по бронепробиваемости не уступавшая советской 45-мм, к 1942 году оказалась уже слабоватой. Разместить же более мощную артсистему не позволяли размеры башни. Тем не менее М3л производился до 1943 года, пока его не сменил более совершенный М5, обладавший как достоинствами, так и недостатками предшественника.

В 1942—1943 годах Красная армия получила 1665 танков М3 и М3А1, которые если не превосходили, то и не уступали советским Т-60 и Т-70. При общей простоте и надежности у М3л выявился существенный недостаток: если автомобильные двигатели Т-60 и Т-70 охотно потребляли низкосортный бензин, то мотор «Стюарта» предпочитал исключительно высокооктановый авиационный, на нашем топливе он быстро выходил из строя.

Уязвимая трехэтажка

Другого «генерала» — М3с — наши танкисты окрестили «братской могилой на семерых». Встретив войну практически без танков, американцы нередко принимали решения, лежащие на поверхности, ибо времени на глубокую проработку проектов не оказалось. Поэтому 75-мм пушку разместили в бортовом спонсоне (выступе), что было куда легче и быстрее, нежели разрабатывать оригинальную башню. Ограниченный угол обстрела 75-мм пушки компенсировали, установив башню с 37-мм пушкой, а над той — еще и пулеметную.

Так образовался 27-тонный трехэтажный мастодонт высотой 3 м; 340-сильный девятицилиндровый звездообразный авиамотор Continental разгонял сие многопушечное великолепие до 42 км/ч, так что по подвижности М3с не уступал немецким танкам. Что же касается вооружения, то при всех недостатках его компоновки оно до 1942 года оставалось достаточно мощным.

По мнению англичан, «Генерал Ли» оказался самым сильным танком из тех, коими они располагали в Северной Африке: его 75-мм орудие раскалывало как орех броню любых немецких машин, а 37-мм броня уверенно держала удары неприятельских снарядов. Хуже было с живучестью ходовой части. В 1941—1942 годах было произведено 6258 «Ли» шести модификаций, отличавшихся лишь технологией изготовления. 1386 танков М3 прибыло и к нам. Несмотря на внушительный вид, красноармейцы и командиры относились к ним неважно, о чем говорит данное им столь мрачное прозвище.

M4 Sherman и T-34: не близнецы, но братья

Осознав врожденные пороки «Генерала Ли», американцы занялись созданием среднего танка с 75-мм пушкой в башне кругового вращения. Все модели этого танка, получившего армейское название М4 General Sherman, были схожи по виду. Различался лишь тип силовой установки, а пушки, башни, компоновка были одинаковыми. Внешне выделялся только М4А1 с литым корпусом. Боевое крещение «Шерманы» получили в ноябре 1942 года в Северной Африке под Эль-Алайменом и показали себя сильнейшими на этом театре военных действий.

В начале 1943 года они появились и на советско-германском фронте. Поскольку в армии США стандартным считался карбюраторный двигатель, то модель М4А2 с двумя 6-цилиндровыми дизелями GMC 6046 мощностью 375 л. с. в ней применения не нашла и в основном поставлялась на экспорт — в Англию и СССР.

По вооружению и бронированию «Шерманы» не уступали Т-34. Меньший угол наклона бронелистов компенсировался их большей толщиной, а 75-мм пушка до появления «Тигров» и «Пантер» поражала немецкие танки всех типов. Однако новая пушка калибром 76 мм с начальной скоростью бронебойного снаряда 810 м/с позволяла «Шерману» поражать тяжелые танки противника на дистанции до 1 км. Советским танкистам понравились «Шерманы» с их вязкой броней толщиной 50−75 мм; на машинах выпуска 1944−1945 годов ее толщина достигла 75−100 мм.

Проходимость М4А2 первых серий, оснащенных обрезиненными гусеницами, была ограниченной, и вскоре их заменили новыми — с резинометаллическим шарниром (сайлент-блоком), повышавшим живучесть пальцев, соединявших траки. Кроме того, к гусеницам прилагались шпоры-грунтозацепы. С резинометаллическими гусеницами «Шерман» развивал скорость до 50 км/ч.

Существенными недостатками обладала подвеска этого танка — такая же, как у М3. В конце марта 1945 года ее устройство изменили: вместо двух катков в тележке применили два спаренных, буферные пружины сделали горизонтальными, а не вертикальными, как прежде; на тележках поставили амортизаторы. Заодно решили проблемы смазки.

Важным достоинством «Шерманов» — как и других американских и английских танков — было наличие зенитного пулемета обычного или крупного калибра; на советских ИС-2 и тяжелых самоходках они появились лишь в 1944 году. Всего было изготовлено 10 960 танков М4А2, в СССР прибыло 4063 машины — в том числе 1990 с 75-мм пушкой и 2073 — с 76-мм орудием. В мае-июне 1945 года было получено несколько машин с горизонтальной подвеской, которые в составе 9-го мехкорпуса участвовали в разгроме Квантунской армии.

В целом «Шерман» оказался надежным и простым в эксплуатации, что подтвердили его испытания зимой и летом 1943 года. К концу тестов М4А2 прошел 3050 км без серьезных поломок. Проигрывая Т-34 в динамике движения (за счет менее мощной силовой установки) и в боковой устойчивости (более высокий и узкий «Шерман» нередко заваливался на бок), американский танк имел ряд важных преимуществ.

В частности, один дополнительный член экипажа (5 человек у «Шермана» против 4 человек в Т-34) позволял разделить функции наводчика и командира танка. Совмещение этих функций в советском танке часто приводило к замедленной реакции на вражеский огонь и в итоге к поражению в танковых дуэлях.

Михаил Барятинский — автор более десятка книг по истории бронетехники

MK. VII TetraRch

В числе первых британских танков, прибывших на Восточный фронт, был и легкий Mk. VII Tetrarch. Производство этих авиадесантных машин с оригинальной ходовой частью началось в 1940 году; до 1942-го выпустили 171 штуку, из которых 20 прибыли в СССР. Семитонный «Тетрарх» с 165-сильным двигателем Meadows развивал скорость до 64 км/ч и был вооружен 40-мм пушкой.

Valentine CFB Borden

Если советские танки подразделялись в годы Второй мировой войны на легкие, тяжелые и средние, то британские делились на два основных класса: пехотные и крейсерские. Пехотные были рассчитаны на поддержку действий пехоты и могли быть как легкими (Valentine), так и тяжелыми (Churchill). Легкобронированные крейсерские танки предназначались для самостоятельных действий, например для быстрого проникновения в тыл противника. Британские крейсерские танки в СССР практически не поставлялись.
Автор: Михаил Барятинский
Первоисточник: http://www.popmech.ru/weapon/14094-krasnozvezdnye-inostrantsy/#full


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 67
  1. Bongo 16 мая 2015 07:32
    Эта 27-тонная машина была защищена 78-мм лобовой броней и вооружалась 42-мм пушкой.
    Что за калибр такой у танкового орудия? Не иначе опечатка. what На британских танках использовались 40 мм 2-фунтовые пушки QF 2 pounder.
    1. Александр72 16 мая 2015 13:51
      2-х фунтовая британская танковая пушка Ordnance QF 2 pounder в действительности имела калибр 42-мм (так же как и ее буксируемая противотанковая версия). В Советском Союзе калибр этого орудия традиционно считался равным 40 мм (впрочем немцы захваченные под Дюнкерком трофейные британские и бельгийские противотанковые пушки обозначали 4,0 cm Pak 192(e) или 4,0 cm Pak 154(b), где «e» и «b» относились соответственно к Англии (England) и Бельгии (Belgium).
      До окончания производства в августе 1943 года в Великобритании было всего выпущено 2987 танков «Matilda II», из которых 1084 штуки были отправлены в СССР, из них прибыло 918 танков. Правда в разных источниках приводятся разные данные по количеству танков, переданных по ленд-лизу и дошедших до СССР.
  2. Штык 16 мая 2015 07:34
    Английские женщины готовят танк «Матильда» к отправке в СССР по ленд-лизу. В Великобритании тогда все советское было очень модным и популярным, так что работницы с искренним удовольствием выводят на броне танка русские слова. Первые 20 «Матильд» прибыли в Архангельск с караваном PQ-1 11 октября, а всего до конца 1941 года в СССР прибыло 187 таких танков. Всего в СССР было отправлено 1084 «Матильд», из них 918 дошли до пункта назначения, а остальные были потеряны в пути при потоплении транспортов конвоев .Один из отзывов о "Матильде" :: «…танки МК.II в боях показали себя с положительной стороны. Каждый экипаж за день боя расходовал до 200–250 снарядов и по 1–1,5 боекомплекта патронов. Каждый танк отработал по 550–600 моточасов вместо положенных 220. Броня танков показала исключительную стойкость. У отдельных машин имелось 17–19 попаданий снарядами калибра 50 мм и ни одного случая пробития лобовой брони. На всех танках имеются случаи заклинивания башен, масок и вывод из строя орудий и пулемётов».
    1. cosmos111 16 мая 2015 08:00
      пехотныЙ танк Мк. I Valentine-" СТАЛИН"передан советской делегации...
      1. cosmos111 16 мая 2015 08:10
        ещё фото,этого-же танка...на транспартёре...
    2. cosmos111 16 мая 2015 08:06
      Советский танк" Черчиль мк.4 "и подбитый германский броневик Sdkfz-232 1943 год...
      1. cosmos111 16 мая 2015 08:21
        фот интересная фотка((может не совсем по теме)))

        3-и танка,PzKpfw V"Пантера "
        1. АлНиколаич 16 мая 2015 08:36
          Фото занятное! Не понял, это наши или американцы?
          О применении нашими трофейных Т3 и Т4 материалы попадались, да же фото сделанных на их
          базе самоходок... А вот о применении трофейных тигров и пантер ничего не слышал.
          Кто в теме- было такое? Или их того- на лом сразу?
          1. Алекс 16 мая 2015 09:36
            Цитата: АлНиколаич
            Фото занятное! Не понял, это наши или американцы?

            Наши. Не помню точно, но это одна (или единственная?) из частей на трофейных "Пантерах". Их было меньше, чем Т-III и T-IV, но использовались тоже. А вот про амеров не слышал. Наверное, уже не было ни времени адаптировать трофеи, ни смысла: немцы сдавались дивизиями, а с теми, что дрались, хватало своего.
            1. combat192 16 мая 2015 16:33
              http://aleksandrnnov.livejournal.com/193886.html
          2. Белгород 16 мая 2015 10:22
            Нашел вот это (читал раньше)
            "Я драдся на Пантере"
            Как-то в очень молодом возрасте мне довелось познакомится в ветераном ВОВ-танкистом. Так вот он какое-то время воевал на "Пантере". Помню в то время меня его рассказ сильно поразил, поскольку я не знал, что наши использовали этот танк.
            Поскольку я был очень молод (лет 13-14) то, конечно, я не записал данных этого ветерана, поэтому придется мои слдова принять "на веру", но ручаюсь, что услышанное было при обстановке, вне всякого официоза.
            Итак, дело по его словам происходило во второй половине войны, как понял год 43-44. Я не могу сказать на каком участке фронта воевал данный ветеран, мне тогда было не до таких тонкостей.
            Он был механиком-водителем танка и попал в этот полк после госпиталя. Полк был отведен на переформирование и пополнение, где и получили новую матчасть, а именно танки "Пантера". Все танки достались СА либо совсем не поврежденными (например, почти все танки его роты были захвачены прямо на ж/д платформах, немцы их не успели разгрузить), либо после мелкого ремонта (обычно перебитая гусеница или разбитый каток).
            После минимального времени на освоение танка, полк был брошен в бой....
            http://imtw.ru/blog/17/entry-330-%D1%8F-%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D1%8F-%D0

            %BD%D0%B0-%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5/
          3. kalibr 16 мая 2015 14:12
            Пантеры вообще передавали лучшим экипажам. Есть книга о использовании трофейных танков в РККА и статья в журнале Танкомастер об этом была. Посмотрите в архиве журнала Техника-молодежи.
            1. Алекс 16 мая 2015 15:18
              Цитата: kalibr
              Есть книга о использовании трофейных танков в РККА

              Это не "Танкист на иномарке"? Прочитал с интересом.
          4. combat192 16 мая 2015 16:32
            Цитата: АлНиколаич
            Фото занятное! Не понял, это наши или американцы?

            Трофейные немецкие танки Pz.Kpfw V "Пантера" под командованием гвардии лейтенанта Сотникова. Прага, май 1945г.
          5. Александр72 16 мая 2015 16:40
            На тему применения трофейных танков в РККА в ходе Великой Отечественной Войны есть отличная книга Максима Коломийца - Трофейные танки Красной Армии. М. Яуза. 2010. В ней рассказывается об использовании трофейных танков (и не только германского производства) - от PzKpfw.III и StuG.III до "Тигров" и "Хуммелей" (которые в РККА назывались СУ-150), а также о создании на базе трофейных PzKpfw.III самоходных артустановок СУ-76И (с пушкой Ф-34) и СУ-122И (с гаубицей М-30). В книге богатый иллюстративный материал. Кстати вышеуказанное фото трех "Пантер" тоже имеется в этой книге. Вообще "Пантеры" довольно активно использовались в Красной Армии на заключительном этапе войны, в основном в качестве командирских машин в частях самоходной артиллерии, в частности они имелись в составе 991-го самоходно-артиллерийского полка п/п-ка Гордеева из 3-го Украинского фронта. Отдельных частей или подразделений на базе "Пантер" не создавались ввиду сложности технического обслуживания, снабжения запасными частями и особенно боеприпасами к орудию (к 75/70-мм/кал. пушке KwK.42 "Пантеры" снаряды от наиболее распространенных немецких пушек этого калибра - танковых и противотанковых совершенно не подходили). А книгу Коломийца можно найти в сети.
            Честь имею.
          6. Bear52 16 мая 2015 22:33
            Цитата: АлНиколаич
            А вот о применении трофейных тигров и пантер ничего не слышал.

            Про "Тигров"-аналогично, не читал. А "Пантера,да, использовалась. Помню даже фото полка "Пантер" с красными звездами.С той стороны аналогично, вплоть до Т-26 применение находили. У Барятинского много на эту тему hi
          7. elasurikowa 16 мая 2015 22:44
            рота л-та Сотникова воевавшая на трофейной технике
          8. bocsman 18 мая 2015 21:39
            Танкошлёмы в руках . Ни у кого подобных не было . Так что наши .
        2. Комментарий был удален.
        3. Argon 16 мая 2015 12:57
          Скорее исключение,чем правило.Дело в том,что с лета 43г по фронтам распостронялся любопытный РД-"рекомендации ГлБТУ о применении трофейной танковой техники".В нем содержался прямой запрет брать на снабжение немецкие танки"новых типов"(имеются в виду Пантеры,Тигры.)танковыми частями РККа.Ввиду их сложности,низкой ремонтопригодности,надежности,оперативной
          подвижности.А вот использование танков типов Т-3,Т-4 напротив считалось желательным,их рекомендовалось сводить в отдельные подразделения.Однако,жизнь вносила свои коррективы,и"Пантеры"довольно часто оказывались в самоходных артполках,дивизионах,отдельных самоходных батареях,приданных пехотным подразделениям(особенно на второстепенных направлениях).В документах обозначались как противотанковые САУ Т-5.Что характерно-"Тигры"использовались гораздо реже,и фактически до израсходования БК или же,первой более-мение серьезной поломки.Что касается"Шерманов",то единственным его достоинством было рациональное распределение обязанностей в экипаже.Подтверждений других его положительных качеств(описанных в статье)мне найти не удалось.Создается впечатление(из летературы,мемуаров),что больше всех "Шерманы"нравились немецким танкистам-разумеется в качестве мишений.Два капризных,двухтактных дизеля(это в лучшем случае),а то и авиационный мотор под бензин с актановым числом не ниже 80.Трансмиссия обеспечивающая радиус поворота не менее 12м(через гусеницу-на месте"Шерман"разворачиваться не мог),что было существенным недостатком при боях в населенных пунктах.При примерно одинаковом уровне бронирования с Т-34 имел гораздо худшие показатели подвижности.Фугасные высрелы к 76мм пушкам"Шермана"были дефицитом,альтернатива-картечные и зажигательные не обладали достаточной эффективностью.В нашей армии"Шерманы"со стабилизаторами вооружения,показали себя крайне негативно,сложное устройство-требующее постоянного квалифицированного ухода,чаще всего не использовалось.Лично для меня утверждения о том,что в красной армии"амера"кто то ЛЮБИЛ не более чем стереотип перекочевывающий из одной публикации в другую.
          1. леликас 16 мая 2015 14:34
            Цитата: Argon
            Лично для меня утверждения о том,что в красной армии"амера"кто то ЛЮБИЛ не более чем стереотип перекочевывающий из одной публикации в другую.

            Танкист на иномарке Вам в помощь! Вполне себе любили они свою "Эмчу" .
        4. gjv 16 мая 2015 16:55
          Цитата: cosmos111
          PzKpfw V"Пантера "

          Воронежский фронт, 1943. Разбитая Пантера T-V. Вот ребята разбирают на запчасти.
          gjv
          1. gjv 16 мая 2015 17:17
            Вот ещё трофей. Июль 1943 года, Западный фронт севернее Орла. Бойцы рассматривают немецкий необычно закамуфлированный танк T-IV 3-ей танковой дивизии СС. "Необычность" камуфляжа - переброшен с юга Франции.

            gjv
            1. gjv 16 мая 2015 17:27
              Июль 1943 г. Орловско-Курское направление. Этот танк Panzer III H (Sd.Kfz. 141) советские разведчики «стащили» у немцев из-под носа и пригнали к своим.
              gjv
        5. anip 16 мая 2015 17:34
          Цитата: АлНиколаич
          Фото занятное! Не понял, это наши или американцы?


          Это танковая рота гвардии старшего лейтенанта Сотникова.
    3. yurta2015 16 мая 2015 11:34
      Цитата: Штык
      работницы с искренним удовольствием выводят на броне танка русские слова.

      Для того, чтобы выводить русские слова, нужно их хорошо знать. На фото одна из них пишет не русские, а английские слова. Русский текст, возможно, написал кто-то из наших приёмщиков этой техники, если конечно среди работников завода не было эмигрантов из России.
  3. Para bellum 16 мая 2015 08:57
    На фото трофейные "Пантеры" из роты гвардии лейтенанта Сотникова. Башни перекрашены в советский защитный цвет "4БО",Белой краской нанесены тактические номера и "звезды". Фото сделано, если не изменяет память где то в районе Праги.Использовались такие трофеи вплоть до окончания войны.
    1. Штык 16 мая 2015 14:24
      Цитата: Para bellum
      На фото трофейные "Пантеры" из роты гвардии лейтенанта Сотникова.

      Трофейные «пантеры» Гв. Лейтенанта Сотникова. Польша, 1944 год
    2. Штык 16 мая 2015 14:30
      Цитата: Para bellum
      .Использовались такие трофеи вплоть до окончания войны.

      Колонна трофейных боевых машин (танк Pz. III и три StuG III) на Западном фронте, март 1942 года. На борту танка надпись «Смерть Гитлеру!»
    3. Штык 16 мая 2015 14:34
      Бойцы Красной Армии отправляются в бой на трофейных танках Pz.lll и Pz. IV. На нижнем снимке хорошо видна эмблема 18-й танковой дивизии вермахта и полковой знак 18-го танкового полка нанесенные на башне танка Pz. IV. Западный фронт, сентябрь 1941 года
    4. Штык 16 мая 2015 14:36
      8 октября 1941 года лейтенант Климов, командуя взводом из трех StuG III (в документе именуются «немецкие танки без башни»), «совершил дерзкую операцию в тылу врага», за что был представлен к награждению орденом Боевого Красного Знамени. 2 декабря 1941 года лейтенант Климов погиб во время дуэли с немецкой противотанковой батареей.
  4. bionik 16 мая 2015 09:58
    В одной передаче старый танкист рассказывал что когда к ним в часть попали американские танки, обшивку сиденьев стали резать на сапоги.Кожа была очень качественная.
    1. kotvov 16 мая 2015 19:14
      .Кожа была очень качественная.,,
      да не по этому ее обдирали.после попадания снаряда,выбраться из этого,скажем танка,было не возможно-пожар моментально охватывал танк изнутри.сейчас книгу не помню,но писал один танкист.
  5. Стирбьорн 16 мая 2015 10:38
    Для 1941−1942 годов «Матильда» была наименее уязвимой машиной, превосходившей в этом отношении наш KB: ее могли «взять» только снаряды немецкой 88-мм зенитки, но не танковых и противотанковых пушек.
    Ничего подобного, против КВ также эффективны были орудия калибром не ниже 88-мм
  6. ААП 16 мая 2015 11:25
    чегойто автор КВ невзлюбил?
    1. Портал 21 мая 2015 20:14
      Цитата: ААП
      чегойто автор КВ невзлюбил?


      Автор ещё как то предвзято говорит о тесноте башен английских и американских танков.

      По моему мнению теснее советских башен, вряд ли ещё есть. Например первые Т-34. На Т-34-85 пошире, но тоже не вольготно. Это перешло и на послевоенную технику. Стремление к низкому и меньшему силуэту.
  7. Майнер 16 мая 2015 11:56
    Годная статья.

    Но уверен, что иллюстрации в тексте, ей, мягко говоря, отнюдь бы не помешали.
    Фактъ.
    1. леликас 16 мая 2015 14:41
      Цитата: Майнер
      Годная статья.

      Только Лии со Стюартами он всетаки умудрился перепутать .
      Да и на Матильду , наши поставили без особых проблем 76 мм орудие , правда решили в итоге , что овчинка выделки не стоит .
      Раз уж он вспомнил о Тетрархах - мог бы и М-10 добавить .
    2. Комментарий был удален.
    3. gjv 16 мая 2015 18:02
      Цитата: Майнер
      Но уверен, что иллюстрации в тексте, ей, мягко говоря, отнюдь бы не помешали. Фактъ.

      Вот несколько иллюстраций.
      Советский Союз, февраль 1944 г. Два немецких солдата в зимней одежде тащут сани рядом с разрушенным советским танком британского производства Mk III Valentine.

      Танки Valentine Mk VII, направляющиеся в СССР грузят на платформы C.P.R. (Канадская Тихоокеанская железная дорога).
      gjv
      1. Комментарий был удален.
      2. gjv 16 мая 2015 18:14
        14 сентября 1942 г. Калининский фронт. Английский тяжелый пехотный танк Мk II Matilda с десантом на борту идёт в атаку.
        gjv
        1. Комментарий был удален.
        2. gjv 16 мая 2015 18:21
          14 сентября 1942 г. Калининский фронт. Английский танк Valentine Mk III с десантом на борту идёт в атаку.
          gjv
          1. Комментарий был удален.
          2. gjv 16 мая 2015 18:31
            23 июня 1944 г. Ленинградский фронт. Выборг снова наш! Английские танки Mk IV Churchill.

            gjv
            1. Комментарий был удален.
            2. gjv 16 мая 2015 18:48
              Советский Союз, Харьков, май 1942 г. Советский танк американского производства (Ленд-Лиз акт) M3 Stuart с буксируемым орудием.
              gjv
              1. Комментарий был удален.
              2. gjv 16 мая 2015 18:53
                Танк General Lee M3A3 в битве у Курска, 1943 г.
                gjv
                1. Комментарий был удален.
                2. gjv 16 мая 2015 19:02
                  Январь 1944 г. Волховский фронт. Переправа американских танков М4A3 General Sherman в Новгороде.
                  gjv
                  1. gjv 16 мая 2015 19:10
                    Советские танкисты и «Тетрарх» Mk VII в Закавказье, 1942 год.

                    Британский «Тетрарх» Mk VII.
                    gjv
              3. goose 19 мая 2015 17:38
                только на это он и годился
  8. Сергей-8848 16 мая 2015 12:25
    С ходьбой по грязюке у "Матильды" - ну очень большие проблемы. Это же всё таки пустынный танк (или, если точнее и проще - непродуманный ни к чёрту). Разбирать пол-машины из-за трака - это для танкистов даже не головняк, это - инсульт почти что!).
    А вообще любая помощь, да ещё и с танком в придачу - шаг к Победе!
    1. Просто 17 мая 2015 22:49
      Почему " пустынный"?
      а Франция?
  9. Para bellum 16 мая 2015 13:46
    "Матильда", если что танк "пехотный", т.е. предназначенный для непосредственной поддержки пехоты в бою. Как "пустынный" этот танк ни когда не позиционировался. В северной Африке широко применялся- это да. А ремонт ходовой "Тигров" и "Пантер" с "Шахматным расположением катков был куда большим "гемороем" hi
  10. andrey-ivanov 16 мая 2015 16:09
    У "Матильды" были свои болячки - низкая скорость, отсутствие в БК ОФ выстрелов (только бронебойные, картечные и дымовые), в зазор между гусеницами и борт. экраном набивались грязь и мусор, а если всё это прихватывало морозцем, то "Матильда" двигаться не могла. а вот "Валентайн" оказался более удачной машиной , на части танков даже вооружение менялось на отечественное (45 мм пушки и пулемёты ДТ) и советское командование запрашивало эти танки по Ленд-лизу практически до конца войны. Но в принципе кроме "Валентайна" "хмурый британский танковый гений" ничего путного за всё время 2 М.В. так и не создал - "Шерман- файрфлай" можно не считать, это гибрид английской пушки и американского всего остального. "Матильды" достаточно быстро устарели, "Черчилль" имел недостатков больше, чем достоинств и годился больше для обороны, чем для наступлений, "Кромвель" тоже не блистал совершенством. А А-34 "Комет" появился слишком поздно, чтобы повлиять на боевые деийствия, война к тому времени уже катилась к Берлину.
    1. samoletil18 16 мая 2015 20:33
      С Маттльдами особый гемор был поздней осенью и ранней весною. Грязь, набившаяся за фальш-бортом за день, ночью замерзала, и танк обездвиживался. Но и у немцев с Тигром и Пантерой было аналогично, благодаря шахматному расположению опорных катков. Хотя. у немцев всегда погода виновата - зимою холодно, а летом жарко' осенью-весною - распутица. В 90-е любил покупать в книжных магазинах их мемуары, и с увлечением искал в тексте ссылки на погоду, ну, прям, бальзам на душу был.
  11. каштак 16 мая 2015 17:02
    шерман может и был надёжным но по проходимости уступал отечественным. да и горел он хорошо. их вроде даже называли зажигалками. не раз читал что после открытия второго фронта на один уничтоженный германский танк приходилось 5-6 американских. у британцев дело было ещё хуже. они вроде и воевали в основном на шерманах. да и пушка про которую в статье говорится английская на модификации шерман файрфлай. но Т-34-85 он всё равно уступал.
    1. леликас 16 мая 2015 17:19
      Цитата: каштак
      шерман может и был надёжным но по проходимости уступал отечественным. да и горел он хорошо. их вроде даже называли зажигалками.

      американцы звали "Ронсонами" - т.к. в рекламе этих зажигалок слогоан был хороший - зажигается с первого раза , а немцы -"Печка для Томми " .
      А горело все одинаково .
    2. voyaka uh 17 мая 2015 11:15
      По разнарядкам 44-45 годов требовалось, чтобы
      в Гвардейских танковых армиях было "не меньше 1/4 Шерманов".
      Причина: длительные маршброски. Шерманы их выдерживали,
      а Т-34 - нет. Поломки.
      А по боевым качествам оба танка примерно равные. Т-34, например,
      мог развернуться на месте, а Шерман - нет. Он разворачивался, как
      автомобиль. Орудие 76 мм Шермана примерно равнялось 85 мм Т-34
      из-за высококачаственного американского пороха. Порох всех советских
      танков и артиллерии был смесью ленд-лизовского качественного амер. пороха
      и загрязненного российского. Вместе получалось что-то приличное.
      1. perepilka 17 мая 2015 20:34
        Цитата: voyaka uh
        Причина: длительные маршброски. Шерманы их выдерживали,
        а Т-34 - нет.

        28 (1944г) августа стал днем рождения большой тревоги. Именно в этот день кем-то было сказано: «Скоро станем «босоногими». Причиной серьезного беспокойства стала ходовая часть «Шерманов». По сравнению с «Т-34» она имела более сложную конструкцию. На каждой стороне «Эмча» было смонтировано три подвески с двойными опорными обрезиненными массивными катками. На седьмые сутки марш-броска на резиновых шинах в результате постоянного сильного перегрева появились трещины. Экипажи при первой возможности поливали их водой. Ни одной капли «малой нужды» не проливалось на сторону, только на катки. Однако принимаемые меры предохранения не помогли, и на следующий день лоскуты шин стали покрывать проезжую часть дороги. С каждой пройденной милей «Эмча» становились все более «босоногими», а через сутки опорные катки оголились полностью. Металл гусениц скользил по металлу катков. Получились своего рода «со страшным скрипом башмаки». Эта невероятная «какофония» была слышна на километры окрест, поставив крест на скрытности действий бригады. Вскоре стало известно, такая же беда пришла и в другие части корпуса. Главная его ударная сила — танки — оказалась основательно «хромой».
        Д.Ф.Лоза " Танкист на «иномарке». Победили Германию, разбили Японию." what
      2. goose 19 мая 2015 17:33
        Цитата: voyaka uh
        Орудие 76 мм Шермана примерно равнялось 85 мм Т-34
        из-за высококачаственного американского пороха.

        Никак не равнялось, особенно ОФС.
        Все достоинства M1, которые позволяли дотянуться до д5т или С-53, были из-за бронепробиваемости, что напрямую зависит от навески пороха в снаряде и конструкции бронебойного снаряда. Американцы могли себе позволить валовый выпуск качественных ББ снарядов и подкалиберных.
        Мы не могли себе этого позволить в условиях войны в больших количествах. Если сравнить ситуацию в 45-46 году, тут уже ситуация со снарядами стала другой и М4 мог конкурировать с Т-34-85 только в модификации Е8, по прежнему уступая в воздействии по полевым укреплениям. На эти случаи была специальная модификация с гаубицей.
  12. 6 дюймов 16 мая 2015 18:12
    статья то древняя.из старого танкомастера.единственно что порадовало-это комментарии.намного интереснее и информативнее чем сама статья.
  13. Para bellum 16 мая 2015 20:13
    Цитата: каштак
    шерман может и был надёжным но по проходимости уступал отечественным. да и горел он хорошо. их вроде даже называли зажигалками. не раз читал что после открытия второго фронта на один уничтоженный германский танк приходилось 5-6 американских. у британцев дело было ещё хуже. они вроде и воевали в основном на шерманах. да и пушка про которую в статье говорится английская на модификации шерман файрфлай. но Т-34-85 он всё равно уступал.

    Из за высокого силуэта "шермана" немецкие танкисты говорили: что бы попасть в этот танк не надо даже целиться, достаточно направить на него орудие.
  14. tolancop 16 мая 2015 23:47
    Цитата: Argon
    ......Что касается"Шерманов",то единственным его достоинством было рациональное распределение обязанностей в экипаже.Подтверждений других его положительных качеств(описанных в статье)мне найти не удалось.Создается впечатление(из летературы,мемуаров),что больше всех "Шерманы"нравились немецким танкистам-разумеется в качестве мишений.Два капризных,двухтактных дизеля(это в лучшем случае),а то и авиационный мотор под бензин с актановым числом не ниже 80.Трансмиссия обеспечивающая радиус поворота не менее 12м(через гусеницу-на месте"Шерман"разворачиваться не мог),что было существенным недостатком при боях в населенных пунктах.При примерно одинаковом уровне бронирования с Т-34 имел гораздо худшие показатели подвижности.Фугасные высрелы к 76мм пушкам"Шермана"были дефицитом,альтернатива-картечные и зажигательные не обладали достаточной эффективностью.В нашей армии"Шерманы"со стабилизаторами вооружения,показали себя крайне негативно,сложное устройство-требующее постоянного квалифицированного ухода,чаще всего не использовалось.Лично для меня утверждения о том,что в красной армии"амера"кто то ЛЮБИЛ не более чем стереотип перекочевывающий из одной публикации в другую.

    Достоинств у "Шермана" было немало. В уже упоминавшейся "Танкист на иномарке" дохожчтво написано человеком, которой на этой машине воевал, а не знакомился с ней по литературе.
    Опять же "Танкист" недостатки, в частности ходовой, вниманием не обходит, а вот о надежности двигателей упоминает прямо. И вроде бы бензиновые Шерманы в Россию не поставлялись. Еще одно доказательство удачности Шермана как танка, косвенное - участие в арабо-израильских войнах. Неудачные конструкции долгожителями не бывают.

    Цитата: kotvov
    .Кожа была очень качественная.,,
    да не по этому ее обдирали.после попадания снаряда,выбраться из этого,скажем танка,было не возможно-пожар моментально охватывал танк изнутри.сейчас книгу не помню,но писал один танкист.

    На сапоги или еще на какие цели обдирали, чго уж там. Кожа не горит, летчики не просто так таскали кожанные регланы..
    1. Argon 18 мая 2015 01:34
      Вы знаете,а я прочитал(Лоза Д.Ф.Танкист на"Иномарке"Эксмо2005г),врать не буду не полностью,через главу.Ну"шедевр"из одного ряда с крючкотворством Драпкина,отдам должное несколько более высокого качества,очевидно рукопись ветерана была взята за основу,однако на 75% это творчество"лица редактирующего".Взять например главу"Боезапас-брать про запас"автор даже не понимает,что такое детонация БК.Постоянно сравнивая последствия длительного пожара"Шермана"с Т-34,забывая о том,что у М-4 отсутствовали фугасные снаряды,детонацией он называет возгорание метательного вещества патрона(т.е.заствольный выстрел).Согласитесь даже в весьма преклонном возрасте,кадровый офицер такого не напишет.И подобными"проссаками"книжка изобилует.Вообще я не склонен доверять"мемуарам"изданным после 90г(переиздания не в счет).Что касается непосредственно"Шермана",то пожалуй к плюсам можно отнести качество раций и вообще структурную организацию радиосвязи.Две станции:КВ-для связи в подразделении,УКВ-для связи со"штабом".Кстати по поводу удачности;ИС-2 с вооружения сняли в 93г,а его"удачной конструкцией"назвать как то язык не поворачивается.Кожа к сожалению горит,в определенных условиях не намного хуже пороха,летчики(изначально)использовали обмундирование из нее потому,что не продувается.
  15. voyaka uh 17 мая 2015 10:43
    "3 сентября Сталин направил Черчиллю письмо, содержание которого премьер довел и до президента Рузвельта. В послании Сталина говорилось о нависшей над Советским Союзом смертельной угрозе, которую можно было снять только открытием второго фронта и срочной отправкой в СССР 30 000 т алюминия, а также минимум 400 самолетов и 500 танков ежемесячно"////

    Сталин попросил не только технику, но и прямое участие английский войск на
    советско-германском фронте. Попросил 20 британских дивизий для защиты Москвы.
    На что Черчилль ответил: "У меня всего есть 40. Вы просите отдать половину британской армии".
    Письмо за подписью Сталина опубликовано в британском архиве МИД.
    1. samoletil18 26 мая 2015 23:45
      Черчиллю не жалко было послать дивизии. Но помня, что 2(две) дивизии Роммеля при скудном снабжении жестоко гоняли восьмую британскую армию по Африке, отправлять в Россию любое число британских войск было равносильно приговору.
  16. evge-malyshev 17 мая 2015 10:45
    Всем комментаторам БОЛЬШУЩЕЕ СПАСИБО!!!
  17. Злой 55 17 мая 2015 11:44
    На период начала войны поставки по ленд-лизу была необходимостью..Они сэкономили жизни и сохранили многие судьбы...Как и что не говори о пин..досах и нагличанах, без ЭТИХ игрушек нашим войскам было бы ох как тяжко бить фашиков...
    1. Братишка 17 мая 2015 14:51
      Цитата: Злой 55
      Как и что не говори о пин..досах и нагличанах, без ЭТИХ игрушек нашим войскам было бы ох как тяжко бить фашиков...


      А с ними то вообще легко было... как нефиг делать просто...
  18. Кадук 17 мая 2015 12:56
    Спасибо автору.
    Стараюсь читать все его статьи.
    Я думаю,что это не реклама.
    Вот сайт где есть много статей М.Бурятинского.
    http://armor.kiev.ua/articles.php
    Извините если однофамилец.
  19. леликас 17 мая 2015 14:16
    Цитата: Кадук
    Вот сайт где есть много статей М.Бурятинского.
    http://armor.kiev.ua/articles.php
    Извините если однофамилец.

    Все ж таки БАрятинский :)
  20. xomaNN 17 мая 2015 22:00
    Так в то время Англия + США реально поставляли бронетехнику по ленд-лизу. А ныне , по ПРЕДОПЛАТЕ французская "продаж...тётя" оланд уже оплаченные ДВК "Мистрали" не отдаёт. Такие вот международные договора fellow
  21. goose 19 мая 2015 17:03
    Про легкие танки не согласна: не считаю M3 Стюарт самым лучшим легким.

    Очень высокие силуэт, уязвимость против любого легкого противотанковго оружия, включая крупнокалиберные пулеметы, нежный двигатель. Большой экипаж. Всё это делает данный танк, как максимум, не лучше.

    Если взять даже Т-70, который не назван лучшим (Т-80 был точно лучше), он, например мог, благодаря низкому силуэту прокрасться к ПТ-орудию на расстояние около 200-400 м по стандартному европейскому полю, прежде чем становился уязвим. Например, Т-34 так не мог. Имел достаточно надежную ходовую и лобовое бронирование, исключавшее поражение легким пехотным вооружением, и даже легкой ПТ артиллерией. Благодаря вооружению и бронированию он мог выиграть дуэль почти у любого легкого танка.
    На базе Т-80 был создан зенитный танк. По аналогии с Т-70 можно было иметь и ПТ.
    Кстати, наши Т-50, Т-127 скорее легкие танки, очень хороши.

    Интересный вариант Pz-1F, за счет 80-мм бронирования. Но малые габариты не позволяли иметь вооружение больше пулемета, что ограничило роли.

    Можно рассмотреть и английский Валентайн, но он экстремально тесный в первых модификациях. В более поздних он стал уже средним.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня