Military Review

Heavy sky Olga Lisikova

6
Heavy sky Olga Lisikova


War of the 1 class pilot Olga Lisikova

Olga Mikhailovna Lisikova - the only woman commander of the largest transport aircraft LI-2 and SI-47 during the Second World War. On her account 408 departures to besieged Leningrad, nine raids into the rear of the enemy, flights in the most difficult conditions of the Arctic.

- Well, you need to manage to sit in the “corncob”, on which there is not even a machine gun, fill up the “Messerschmitt”!

Olga Mikhailovna told as if all this happened yesterday. But it's not about age. Any episode associated with an extreme risk to life is forever imprinted in our memory in all its details, colors and sensations. Even when there are many such episodes.

“I took two wounded from the front line and am going to hospital with them.” Only twenty kilometers have passed, as I-109 comes into my tail. I look and do not believe, the red crosses on the wings of my white-silver Po-2, which they did not have time to repaint in a protective color, are just striking the eye. It was October 10 1941, we still did not understand that for the Nazis there is no international law, no code of honor ...

She clung to the back of the chair and put two palms in front of her to show how it was:

- And this “messer” is getting closer, like this. And to me 23 of the year, and behind, behind my back, two wounded! Where to go? Suddenly notice a cliff. It was Msta, it is small, but flows between the high banks. Get there, hide behind this shore! I dive to the water, and then I hear how the powerful line has hit from behind - by! Sharply I turn aside, cling to the water and fly, almost touching the wings of the coast. And there is no bitterness, no offense, because I won the first round. Now the fascist needs to gain altitude, again to find this “Russian bookcase” and try to go to her tail.

The river turns steeply to the right. I follow, and myself as a string. I wait with my back, shoulders, nape when the fascist will strike again. And sure enough, another strong lineup. This time I feel got into the tail. The plane rocked, so much so that he left the wing and the wheel struck the water. At the same moment I take the handle to the right - the steering wheels work, but the car is almost uncontrollable. I give full gas, soar over a cliff, and there is already our airfield. I sit down right away, without preparation. I turn off the engine, jump out of the cockpit and the first thing I see, our soldiers run towards me and shout, showing somewhere to the side: “Look! Look! ”I turn my head - in front of my eyes the Messer crashes into a precipice. Why is he? And then I realized: I got carried away and dived so low that I didn’t have enough time to climb.

But such is the damned law of war: the joy of victory is almost always mixed with the bitterness of loss. Less than a month, as Olga Lisikova reported the death of her husband.

More recently, they worked together in the Leningrad squad "Aeroflot". Since the beginning of the war, both were immediately mobilized: she was in the communications squadron, he was in one of the two air divisions that performed the most important tasks of the General Staff. Now, after Vasily died, she firmly decided that she had to replace him. There were no women, ship commanders, in both divisions, but she was accepted. They could not but accept: Lisikova in Aeroflot knew everything — both as one of the best athletes, and as an experienced pilot, a participant in the Finnish war. And most importantly, they knew that this girl with character would still not back down.

So Lieutenant Olga Lisikova became the commander of the Li-2 ("Douglas") in the 1-th aviation regiment of the 10-th special purpose air division.

- Most often we flew to besieged Leningrad. And be sure only during the day! - Olga Mikhailovna paused, making it clear how dangerous each such flight was. - At night it is impossible, because then we would open the corridor to enemy bomber aircraft. We went in rows of six or seven cars, clinging to the ground itself. At the top of the fuselage, on the turret, is a heavy machine gun: our only defense, not counting, of course, personal experience. The hardest flight, when on the way back took out the besieged children. Those who could walk were seated along the sides on benches, for the rest they were spreading covers on the floor, still warm from the motors. Then they gave the children a loaf of their own ration. Some of the older guys immediately, on a tray, divided it exactly into sixty or eighty pieces, depending on the number of children. Once a boy forgot to count himself, and when everyone took his piece, he suddenly saw that the tray was empty. Silently, without any requests, the seniors pinched off a little bit of their share, and here on the tray grew a small hill of breadcrumbs. These were old children! They were always silent, relentlessly watching your every move. No tears of parting with loved ones, nor the joy of the upcoming flight to the mainland, where there is no hunger, bombings and shelling, only huge eyes on tiny emaciated faces. Only a close condemning glance: how could you, adults and strong, allow all this to happen? .. I've seen everybody in the Finnish war, and in this one, but that look was impossible to withstand!

She was lucky, she managed to take away her two-year-old daughter from the blockade death on one of the first flights.

Then Lend-Lease got even larger machines - SI-47, the largest transporters of the time. They took aboard with fully armed paratroopers up to 40. But when flying to the deep rear of the enemy, there were usually only three passengers: fashionably dressed, European-style elegant young man and girl, and with them a colonel accompanying from reconnaissance.


American military transport aircraft C-47. Photo: thisdayinaviation.com


- Once we took off, and already on the way to the front line, we spotted the "frame", "Focke-Wulf-190". The firepower and flight data of the “frame” are such that you cannot get away from it, especially on a transport plane. But she does not bombard us, she patrols over us, leads us to her rear, to shoot them already there, in front of her. Immediately I understand: any maneuver will be perceived as an attempt to escape, which means that immediately the fire from all the guns, and we died. I take it carefully three degrees to the right in order to extend the time to at least a little before the front line is crossed. The moon is shining with might and main, and, unfortunately, there are no clouds around. I peer into the night before my eyes hurt. Suddenly I notice - ahead in the course of a light shroud of cirrus clouds. Fly to them for about five minutes, but each seems an hour. Finally, it's time: unexpectedly sharply lowering the altitude, and now we are already flying, wrapped in a light cape. The German pilot, instantly reacting, opens fire. But it's too late: I’ll fall back on a peak again and hide in a normal cloud.

- I checked the steering wheels - everything seems to be in order. After some time, carefully re-gaining height and, having successfully crossed the front line, I go down to three hundred meters. Above enemy territory it was supposed to go shaving, because the Germans already had locators, and besides, it was necessary to avoid any places where you can detect the enemy. In general, we safely reach the point of release, and the next couple of our intelligence officers are sent to perform their secret mission. In order not to find the place of their landing, I continue flying the same course for another twenty kilometers, then as much to the side and only after that I turn around.

Now, on the way home, you can relax a little. I hand over control to the second pilot, they bring me coffee ... Finally, we are approaching the front line again. We must climb up to four or four and a half thousand meters. At that moment a red light on the instrument board lights up: fuel is running out! So, that "frame" still hurt us. There is no way for instructions - we continue to go above the ground. If only to hold on to their own! Again time creeps, nerves on the limit. Well, thank God, and the front! Another night: the Germans, of course, are asleep - they have everything according to the clock, but ours open up firing at us from anything that can only shoot. Commander: "Everyone in the tail!" (When an emergency landing there is less dangerous.) The crew, all five, - zero attention. On the one hand, they understand that I am right, and on the other - after all, they are men, and the honor of men and the duty of partnership do not allow them to leave me alone. I order the second time, the third. Then I scream so that they still disappear. All but the flight mechanic. Having barely crossed the front line, frantically I was looking for a place to land, and I myself was horrified to see that the engines were about to stop.

And at that very moment when I am already preparing to enter some clearing, the T lights up ahead of us - landing lights! Together with the flight mechanic we snatch the flap to release the chassis, and sit down. And immediately, as if on cue, the engines cease.

Such flights demanded the highest skill, special courage, and therefore even in this regiment they were trusted only by the elect. It is not by chance that one commander of the SI-47 became the Hero of the Soviet Union already after five raids into the deep rear of the enemy, the other after six. Olga Lisikova performed nine such flights, and only after that she was finally presented, no, not to the Hero of the Soviet Union, but to the Order of Lenin.


Olga Lisikova. Photos from the personal archive

But after a while, the division chief of staff declared:

- We decided not to give you an order. After all, you are so young, and besides, the only woman commander of the ship we have is still conceited! We decided to better release a poster with your portrait. So that the pilots of the whole country know what a fine fellow you are!

Already after the Victory, she met this benefactor on Nevsky Prospect from generals straps to knees completely in orders and medals. She came up and said loudly so that everyone could hear:

- Look how much you just fought! Just a hero! And I, sorry, I can not fasten your poster.

But that was later, and then she was numb from resentment and inability to understand what was happening. After all, it was not enough that it was bypassed with a combat reward, so in addition they were dismissed from the regiment. The high Moscow authorities, having learned that a woman was flying to the rear, arranged a terrible dressing: “What if they are shot down? The fascists will say: Russians already have not enough men, they are forced to send women for the most dangerous tasks! ”

Yes, Lisikova from the very beginning understood that it was not a woman’s business to serve in aviation special purpose. And therefore, when other airplane commanders played billiards in between flights or just slept, she studied the equipment again and again, spent hours with meteorologists, and checked the upcoming route on the map for the hundredth time. For all the time of service I have never received at least comments. Only one thing, having landed after completing the next task, did not leave the report right away, as it should, but five minutes later. Waiting on the airfield, the regimental authorities were perplexed, angry, but could do nothing.

“You see,” Olga Mikhailovna explained to me, “the pilot helmet is not a ladies' hat for you, but a storm in the forest is on his head. Therefore, before departure, I quickly curl up the curlers, and after landing I will take off, bring a haircut and only after that run with a report.

However, Olga Lisikova was expelled not just anywhere, but into the holy of holies - international government aviation. And she began to carry generals, marshals, people's commissars, foreign delegations. Already in the last winter of the war, she received a new responsible assignment - from the farms of the Far North she urgently transferred to Naryan-Mar, and from there to Arkhangelsk furs and catch of valuable fish.

- There, in the Arctic, I ruined my health. So much so that after the war I was written off from the air force. In 1945, I fell unconscious on the street, then at home. I lay for days, as in a lethargic dream. The professor came, examined and diagnosed: “The result of a long stay without air!” I said: “You’re probably joking! I spent the whole war in the fresh air. ” It seemed to me that my illness was the result of all the overloads with which I tortured my body for both wars - Finnish and Domestic. But in fact, the professor was right: after all, I am in the Arctic, not realizing that the air in the Far North was thinner, climbed to five and a half thousand meters without an oxygen mask! You just fly at high altitudes faster, and in one light day you could turn around twice from the camps to Naryan-Mar, from there to Arkhangelsk.

Almost the entire war the pilot of the 1 class, Olga Lisikova, fought in the most dangerous and responsible areas. She was rightly considered one of the best aces of the national aviation. In the most risky situations, I did not lose a single car and not a single crew member. Not just brilliantly performed even those tasks that turned out not to shoulder to men. Having started a war as a lieutenant, she only served as a senior lieutenant and all her combat awards - the Order of the Red Banner and the Red Star, two orders of the Patriotic War and the Medal for Military Merit.

After more than half a century, it is definitely difficult to answer the question “why”. But there are two very real assumptions.

The first. In fact, Vasily Lisikov did not die at all in October, 1941, as his comrades told Olga. Yes, his plane really exploded when they fell in front of their eyes, but three crew members, including the commander, as it turned out later, were ejected by a blast wave from a car that had collapsed in two and were seriously wounded and taken prisoner. Vasily first went through the Nazi camp, then the Stalinist filtration camp, and returned to Leningrad only at 1946.

Olga Mikhailovna considered her husband dead during the entire war, but vigilant osobyists considered him unaccounted for, and on enemy territory. And according to the laws of that time, the wife of such a husband could hardly count on high ranks, awards and titles. The fact that such important flights were trusted by Lisikova was a miracle in itself.

And the second. It is necessary to know Olga Mikhailovna - she was distinguished not only by rare beauty, but also by extreme independence, and in war, as we know, the male bosses do not like female pride.

Olga Mikhailovna died in the 2011 year, but many Petersburgers and aviation veterans did not forget about it. Today, the public of the northern capital is in favor of awarding Olga Lisikova the title of Hero of Russia and for one of the city’s public gardens to bear her name.
Author:
Originator:
http://rusplt.ru/wow/add/tyajeloe-nebo-olgi-lisikovoy-16842.html
6 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. aszzz888
    aszzz888 16 May 2015 09: 08
    +12
    War is not a female affair.
    Honor and Glory to our women who fought on all fronts with fascism!
    And they fought no worse than men.
    1. Mister X
      Mister X 16 May 2015 16: 07
      +10
      We decided to better release a poster with your portrait. So that the pilots of the whole country know what a fine fellow you are!



      Military poster dedicated to OM Lisikova
      (1943 year, artist Victor Koretsky)


      There was also a poster “Fly like a ship commander Olga Lisikova flies”
      (released in 1944, image could not be found).


      Photo O. Lisikova military years.



      Photo O. Lisikova in the hospital.
  2. Vadim Zhivov
    Vadim Zhivov 16 May 2015 09: 54
    +9
    There really were problems with justice in our country at that time. Yes, and now, awards are not always presented to those who deserve them. Such examples are a pity. Article +++
  3. Consul-t
    Consul-t 16 May 2015 09: 59
    +12
    I am sure that everyone reading this material will support my opinion that this woman is HERO !!!
    And you must definitely perpetuate her name in St. Petersburg. She has saved so many people here, taken out of the blockade ...
    Children and grandchildren of the saved - do not forget the one who gave you life, a chance to appear in a peaceful country.
    Honor and glory to Olga Mikhailovna!
  4. Vadim2013
    Vadim2013 16 May 2015 11: 46
    +7
    Thank you for the article. A wonderful pilot was Olga Mikhailovna Lisikova. Her bright memory. It is necessary to restore justice and to be beaten with the assignment of the title of Hero of Russia to Olga Lisikova and that one of the squares of Petersburg bear her name.
  5. Vovanfalcon
    Vovanfalcon 16 May 2015 13: 48
    +10
    An excellent article and it is necessary to restore historical justice and assign Olga Mikhailovna the title of Hero of Russia.
    1. viktmell
      viktmell 16 May 2015 14: 39
      +5
      Support.
  6. Gool
    Gool 18 May 2015 16: 55
    0
    Not a woman - Goddess!
    At 23, and such difficult tasks, making decisions .... Eternal memory.
    PS Small inaccuracy - "Frame" is FW-189

Тяжёлое небо Ольги Лисиковой

Тяжёлое небо Ольги Лисиковой


Война лётчика 1-го класса Ольги Лисиковой

Ольга Михайловна Лисикова — единственная в годы Второй мировой войны женщина-командир крупнейших транспортных самолётов ЛИ-2 и СИ-47. На её счету 408 вылетов в блокадный Ленинград, девять рейдов в глубокий тыл противника, полёты в тяжелейших условиях Заполярья.


— Это ж надо умудриться сидя в «кукурузнике», на котором нет даже пулемёта, завалить «Мессершмитт»!

Ольга Михайловна рассказывала так, словно всё это случилось вчера. Но дело тут не в возрасте. Любой эпизод, связанный с крайним риском для жизни, навсегда отпечатывается в нашей памяти во всех подробностях, красках и ощущениях. Даже тогда, когда таких эпизодов множество.

— Взяла с передовой двух раненых и лечу с ними в госпиталь. Прошли всего километров двадцать, как мне в хвост заходит Ме-109. Смотрю и не верю, красные кресты на крыльях моего бело-серебристого По-2, который не успели перекрасить в защитный цвет, просто бросаются в глаза. Это было 10 октября 1941, мы ещё не понимали, что для фашистов нет ни международных законов, ни кодекса чести...

Она прижалась к спинке стула и поставила перед собой две ладони, чтобы показать, как всё было:

— И этот «мессер» всё ближе, вот так. А мне 23 года, и сзади, за спиной, двое раненых! Куда деваться?! Вдруг замечаю обрыв. Это была Мста, она небольшая, но течёт между высоких берегов. Попасть туда, спрятаться за этот берег! Пикирую к воде, и тут же слышу, как сзади ударила мощная очередь — мимо! Резко отворачиваю в сторону, прижимаюсь к воде и лечу, едва не касаясь крыльями берегов. И уже нет ни горечи, ни обиды, потому что первый раунд я выиграла. Теперь фашисту надо набрать высоту, снова отыскать эту «русскую этажерку» и постараться зайти ей в хвост.

Река поворачивает круто вправо. Я — следом, а сама как струна. Спиной, плечами, затылком жду, когда же фашист снова ударит. И точно, ещё одна сильная очередь. На этот раз чувствую, попал в хвостовое оперение. Самолёт качнуло, да так сильно, что он левым крылом и колесом чиркнул по воде. В тот же миг беру ручку вправо — рули работают, но машина почти неуправляема. Даю полный газ, взмываю над обрывом, а там уже наш аэродром. Сажусь сходу, без подготовки. Выключаю двигатель, выскакиваю из кабины и первое, что вижу, наши солдатики бегут мне навстречу и кричат, показывая куда-то в сторону: «Смотри! Смотри!» Поворачиваю голову — на моих глазах «мессер» врезается в обрыв. С чего это он? И тут поняла: увлёкся и спикировал так низко, что для набора высоты уже не хватило времени.

Но таков уж проклятый закон войны: радость победы почти всегда смешивается с горечью потерь. Не прошло и месяца, как Ольге Лисиковой сообщили о гибели мужа.

Ещё недавно они вместе работали в ленинградском отряде «Аэрофлота». С началом войны обоих сразу мобилизовали: её — в эскадрилью связи, его — в одну из двух авиадивизий, которые выполняли особо важные задания Генштаба. Теперь, после того как Василий погиб, она твёрдо решила, что должна его заменить. Женщин, командиров кораблей, в обеих дивизиях не было, но её приняли. Не могли не принять: Лисикову в «Аэрофлоте» знали все — и как одну из лучших спортсменок, и как опытную лётчицу, участницу ещё финской войны. А главное, знали, что эта девушка с характером, всё равно не отступится.

Так лейтенант Ольга Лисикова стала командиром Ли-2 («Дугласа») в 1-м авиаполку 10-й авиадивизии особого назначения.

— Чаще всего мы летали в блокадный Ленинград. И обязательно только днём! — Ольга Михайловна выдержала паузу, давая понять, насколько опасен был каждый такой полёт.— Ночью нельзя, ведь мы тогда открыли бы коридор вражеским бомбардировщикам. Шли строем по шесть-семь машин, прижавшись к самой земле. В верхней части фюзеляжа, на турели, — крупнокалиберный пулемёт: единственная наша защита, не считая, конечно, личного опыта. Самый тяжёлый рейс, когда на обратном пути вывозили блокадных детей. Тех, кто мог ходить, рассаживали вдоль бортов на скамейках, для остальных расстилали на полу чехлы, ещё тёплые от моторов. Затем отдавали детям буханку из собственного пайка. Кто-нибудь из старших ребят тут же, на подносе, делил её ровно на шестьдесят или восемьдесят кусочков, в зависимости от числа детей. Как-то раз один мальчик забыл посчитать себя, и, когда все взяли свой кусочек, он вдруг увидел, что поднос пуст. Тихо, без всяких просьб, старшие отщипнули по чуть-чуть от своей доли, и вот на подносе выросла небольшая горка хлебного мякиша. Это были дети-старички! Они всегда молчали, неотступно следя за каждым твоим движением. Ни слёз расставания с близкими, ни радости от предстоящего полёта на Большую землю, где нет голода, бомбёжек и обстрелов, только огромные глаза на крохотных исхудавших личиках. Только пристальный осуждающий взгляд: как вы, взрослые и сильные, могли всё это допустить?.. Уж я всякого повидала и на финской войне, и на этой, но тот взгляд выдержать было невозможно!

Ей повезло, свою двухлетнюю дочь она сумела увезти от блокадной смерти в один из первых же рейсов.

Потом поступили по ленд-лизу ещё более крупные машины — СИ-47, самые большие транспортники того времени. Они брали на борт до 40 десантников с полным вооружением. Но при полётах в глубокий тыл противника пассажиров обычно было только трое: модно одетые, по-европейски элегантные молодой человек и девушка, а с ними полковник, сопровождающий из разведупра.

Тяжёлое небо Ольги Лисиковой

Американский военно-транспортный самолет Си-47. Фото: thisdayinaviation.com


— Однажды взлетели, и уже на подходе к линии фронта нас засекла «рама», «Фокке-Вульф-190». Огневая мощь и лётные данные у «рамы» такие, что от неё никуда не денешься, тем более на транспортном самолёте. Но она нас не обстреливает, барражирует над нами, ведёт в свой тыл, чтобы расстрелять уже там, у своих на виду. Сразу понимаю: любой манёвр будет воспринят как попытка скрыться, а значит, сразу огонь из всех пушек, и мы погибли. Осторожно беру на три градуса вправо, чтоб хоть немного продлить время до перехода линии фронта. Луна светит вовсю, и, как назло, вокруг ни тучки. Всматриваюсь в ночь до рези в глазах. Вдруг замечаю — впереди по курсу лёгкая пелена перистых облачков. Лёту до них минут пять, но каждая кажется часом. Наконец, пора: неожиданно резко снижаю высоту, и вот мы уже летим, окутанные легкой пелериной. Немецкий летчик, мгновенно среагировав, открывает огонь. Но поздно: я уже снова проваливаюсь в пике и скрываюсь в нормальном облаке.

— Проверила рули — вроде всё в порядке. Спустя некоторое время осторожно вновь набираю высоту и, успешно перевалив линию фронта, снижаюсь до трёхсот метров. Над вражеской территорией полагалось идти бреющим, потому что у немцев уже были локаторы, а кроме того, надо было избегать любых мест, где тебя может засечь противник. В общем, благополучно выходим на точку выброса, и очередная пара наших разведчиков отправляется выполнять своё секретное задание. Чтобы не обнаружить место их приземления, продолжаю полёт тем же курсом ещё километров двадцать, затем столько же в сторону и только после этого разворачиваюсь.

Теперь, на пути домой, можно немного расслабиться. Передаю управление второму пилоту, мне приносят кофе... Наконец, снова приближаемся к линии фронта. Надо забраться вверх, до четырёх-четырёх с половиной тысяч метров. В этот миг на доске приборов загорается красная лампочка: топливо на исходе! Значит, та «рама» нас всё-таки задела. Тут уж не до инструкции — продолжаем идти над самой землёй. Только бы дотянуть до своих! Опять время ползёт, нервы на пределе. Ну вот, слава Богу, и фронт! Ещё ночь: немцы, конечно, спят — у них всё по часам, зато наши открывают по нас пальбу из всего, что только может стрелять. Командую: «Всем в хвост!» (При экстренной посадке там менее опасно.) Экипаж, все пятеро, — ноль внимания. С одной стороны, понимают, что я права, а с другой — ведь они мужчины, и мужская честь, долг товарищества не позволяют им бросить меня одну. Приказываю второй раз, третий. Потом кричу так, что они всё-таки исчезают. Все, кроме бортмеханика. Едва перевалив через линию фронта, лихорадочно ищу место для посадки, а сама с ужасом жду, что вот-вот заглохнут двигатели.

И в тот самый момент, когда я уже готовлюсь заходить на какую-то полянку, впереди под нами загорается «Т» — посадочные огни! Вдвоём с бортмехаником выхватываем заслонку, чтобы выпустить шасси, и садимся. И сразу, как по команде, смолкают двигатели.

Такие полёты требовали высшего мастерства, особой отваги, а потому даже в этом полку их доверяли лишь избранным. Не случайно один командир СИ-47 стал Героем Советского Союза уже после пяти рейдов в глубокий тыл противника, другой — после шести. Ольга Лисикова выполнила девять таких полётов, и только после этого её, наконец, представили, нет, не к Герою Советского Союза, а к ордену Ленина.

Тяжёлое небо Ольги Лисиковой

Ольга Лисикова. Фото из личного архива

Но через некоторое время начальник штаба дивизии заявил:

— Мы решили не давать тебе орден. Ведь ты такая молодая, да к тому же единственная у нас женщина-командир корабля — ещё зазнаешься! Мы решили лучше выпустить плакат с твоим портретом. Чтобы лётчики всей страны знали, какая ты молодец!

Уже после Победы, она встретила этого своего благодетеля на Невском проспекте от генеральских погон до коленок сплошь в орденах да медалях. Подошла и сказала, громко, чтоб все слышали:

— Вон сколько вы всего навоевали! Просто герой! А я-то, извините, ваш плакат нацепить не могу.

Но это было потом, а тогда она онемела от обиды и неспособности понять, что происходит. Ведь мало того, что её обошли боевой наградой, так вдобавок отчислили из полка. Высокое московское начальство, узнав, что в тыл летает женщина, устроило страшный разнос: «А если собьют? Фашисты скажут — у русских уже мужиков не хватает, они на самые опасные задания вынуждены посылать баб!»

Да, Лисикова с самого начала понимала, что не женское это дело служить в авиации особого назначения. И потому, когда другие командиры самолётов в перерывах между полётами играли в бильярд или просто отсыпались, она снова и снова штудировала матчасть, часами просиживала у метеорологов, в сотый раз выверяла по карте предстоящий маршрут. За всё время службы ни разу не получила хотя бы замечания. Только одно, приземлившись после выполнения очередного задания, выходила с докладом не сразу, как положено, а минут через пять. В ожидании на лётном поле полковое начальство недоумевало, злилось, но поделать ничего не могло.

— Понимаете, — объясняла мне Ольга Михайловна, — пилотный шлем — это вам не дамская шляпка, от него на голове — буря в лесу. Поэтому перед вылетом я быстренько накручу бигуди, а после посадки сниму, наведу причёсочку и только после этого бегу с рапортом.

Впрочем, отчислили Ольгу Лисикову не куда-нибудь, а в святая святых — международно-правительственную авиацию. И стала она возить генералов, маршалов, наркомов, иностранные делегации. Уже в последнюю зиму войны получила новое ответственное поручение — со стойбищ Крайнего Севера срочно перебросить в Нарьян-Мар, а оттуда в Архангельск пушнину и улов ценных рыб.

— Там, в Заполярье, я и надорвала здоровье. Настолько, что после войны меня списали из авиации подчистую. В 1945 я упала без сознания прямо на улице, потом — дома. Я сутками лежала, как в летаргическом сне. Профессор пришёл, осмотрел и поставил диагноз: «Результат долгого пребывания без воздуха!» Я сказала: «Вы, наверное, шутите! Я всю войну провела на свежем воздухе». Мне казалось, что моя болезнь итог всех перегрузок, которыми я измучила свой организм за обе войны — финскую и Отечественную. А на самом деле профессор был прав: ведь я в условиях Заполярья, не понимая, что на крайнем Севере воздух более разреженный, забиралась на пять с половиной тысяч метров без кислородной маски! Просто на больших высотах летишь быстрей, и за один световой день удавалось два раза обернуться со стойбищ до Нарьян-Мара, оттуда до Архангельска.

Почти всю войну лётчик 1-го класса Ольга Лисикова воевала на наиболее опасных и ответственных участках. Она по праву считалась одним из лучших асов отечественной авиации. В самых рискованных ситуациях не потеряла ни одной машины и ни одного члена экипажа. Не раз блестяще выполняла даже те задания, которые оказывались не по плечу мужчинам. Начав войну лейтенантом, она дослужилась всего лишь до старшего лейтенанта и все её боевые награды — ордена Красного Знамени и Красной Звезды, два ордена Отечественной войны и медаль «За боевые заслуги».

Спустя более полувека ответить на вопрос «почему» со всей определённостью трудно. Но есть два вполне реальных предположения.

Первое. На самом деле Василий Лисиков вовсе не погиб в октябре1941, как сказали Ольге его товарищи. Да, самолёт его действительно при падении взорвался на их глазах, но трое членов экипажа, в том числе командир, как позже выяснилось, были выброшены взрывной волной из развалившейся надвое машины и, тяжело раненные, взяты в плен. Василий прошёл сначала нацистский лагерь, затем сталинский фильтрационный и вернулся в Ленинград только в 1946.

Ольга Михайловна всю войну считала мужа погибшим, но бдительные особисты числили его пропавшим без вести, причём на вражеской территории. А по законам того времени, жена такого мужа вряд ли могла рассчитывать на высокие чины, награды и звания. То, что Лисиковой доверяли столь ответственные полёты, уже само по себе было чудом.

И второе. Надо знать Ольгу Михайловну — она отличалась не только редкой красотой, но и крайней независимостью, а на войне, как известно, мужское начальство женскую гордость не жалует.

Ольга Михайловна ушла из жизни в 2011 году, но многие петербуржцы и ветераны авиации не забыли о ней. Сегодня общественность северной столицы ратует за присвоение Ольге Лисиковой звания Героя России и за то, чтобы один из скверов города носил её имя.
Автор: Сергей Ачильдиев
Первоисточник: http://rusplt.ru/wow/add/tyajeloe-nebo-olgi-lisikovoy-16842.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. a.s.zzz888 16 мая 2015 09:08
    Война - не женское дело.
    Честь и Слава нашим женщинам, воевавших на всех фронтах с фашизмом!
    И воевали не хуже мужчин.
    1. Mister X 16 мая 2015 16:07
      Мы решили лучше выпустить плакат с твоим портретом. Чтобы лётчики всей страны знали, какая ты молодец!



      Военный плакат, посвященный О.М. Лисиковой
      (1943-й год,художник Виктор Корецкий)


      Был ещё плакат «Летать так, как летает командир корабля Ольга Лисикова»
      (выпущен в 1944-м, изображение найти не удалось).


      Фото О. Лисиковой военных лет.



      Фото О. Лисиковой в больнице.
  2. ВадимЖивов 16 мая 2015 09:54
    С справедливостью в нашей стране в то время действительно были проблемы.Да и сейчас не всегда награды вручают тем кто их заслужил. Таких примеров море а жаль. Статье +++
  3. Consul-t 16 мая 2015 09:59
    Уверен, что все читающие этот материал поддержат мое мнение, что эта женщина - ГЕРОЙ!!!
    И обязательно надо увековечить ее имя в Санкт-Петербурге. Она столько спасла здесь людей, вывезла из блокады...
    Дети и внуки спасенных - не забывайте ту, кто дал вам жизнь, шанс появиться в мирной стране.
    Честь и слава Ольге Михайловне!
  4. Вадим2013 16 мая 2015 11:46
    Спасибо за статью. Замечательная летчица была Ольга Михайловна Лисикова. Светлая её память. Необходимо восстановить справедливость и долбиться присвоение Ольге Лисиковой звания Героя России и чтобы один из скверов Петербурга носил её имя.
  5. VovanFalcon 16 мая 2015 13:48
    Отличная статья и надо восстановить историческую справедливость и присвоить Ольге Михайловне звание Героя России.
    1. viktmell 16 мая 2015 14:39
      Поддерживаю.
  6. Gool 18 мая 2015 16:55
    Не женщина - Богиня!
    В 23 года и такие сложные задания, рпинятие решений.... Вечная память.
    PS Маленикая неточность - "Рама" - это FW-189

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня