Великая Отечественная — последняя война кавалерии

Великая Отечественная — последняя война кавалерии


Конница была эффективным участником боев с фашистами

26 апреля 1945 года бойцы 7-го гвардейского кавалерийского корпуса начали штурм города Бранденбург, в 40 километрах к западу от столицы Германии. Тем самым именно кавалеристы в ходе финального наступления Великой Отечественной войны замкнули окружение вокруг Берлина


Всего же в Берлинской операции участвовало 12 конных дивизий, почти 100 тысяч кавалеристов. Вопреки распространённым мифам, конница оказалась полноценным и эффективным участником той войны от первого до последнего её дня.

Красная конница и советское казачество

Опять же вопреки распространённым домыслам о «кавалерийском лобби» Будённого, советское руководство перед войной, развивая бронетанковые части, усиленно сокращало именно «красную конницу». Численность советской кавалерии с 1937 по 1941 год сократили в два раза.

Но война на бескрайнем бездорожье Восточной Европы сразу заставила пересмотреть довоенные взгляды на скромную роль конницы. Уже 15 июля 1941 года маршал Жуков, обобщая опыт первых трёх недель войны, писал в директивном письме Ставки Верховного командования: «Нашей армией несколько недооценивается значение кавалерии. При нынешнем положении на фронтах, когда тыл противника растянулся на несколько сот километров в лесных местностях, рейды красных кавалеристов могут сыграть решающую роль в деле дезорганизации управления и снабжения немецких войск…»

Летом 1941 года, в оборонительном сражении под Смоленском, рейды пяти кавалерийских дивизий в немецкий тыл оказали существенную помощь советским войскам. В ходе первого советского контрнаступления под Ельней, именно рейдовые действия советской конницы задержали подход германских резервов и тем самым обеспечили успех.

В ноябре-декабре 1941 года во время наступления под Москвой почти четверть советских дивизий были кавалерийскими. Два кавалерийских корпуса, именно в эти дни ставших гвардейскими, сыграли стратегическую роль в советском контрнаступлении. Конники, стремительно продвигаясь по заснеженным лесам Подмосковья, громили вражеские тылы и резервы.

Боевой опыт Великой Отечественной войны заставил резко увеличить численность конницы — если 22 июня 1941 года в Красной армии насчитывалось 13 кавалерийских дивизий и 116 тысяч конных бойцов, то к весне 1943 года кавдивизий было уже 26, в них воевали почти четверть миллиона кавалеристов.

Советские конные части успешно участвовали во всех больших наступлениях 1942-44 годов. Часть кавалеристов составляли бойцы с Дона и Кубани — самое настоящее советское казачество. Два гвардейских кавалерийских корпуса в годы Великой Отечественной войны официально именовались «казачьими». В 1945 году 5-й гвардейский Донской казачий корпус с боями дошел до Вены, а 4-й гвардейский Кубанский казачий корпус освобождал Прагу.

Война лошадей

Лошади участвовали в Великой Отечественной войне не только в кавалерии — к 22 июня 1941 года численность лошадей в РККА составляла 526,4 тысячи, но уже к 1 сентября в армии было 1,324 тысячи этих четвероногих копытных. Например, каждому пехотному полку полагалось 350 лошадей для перевозки артиллерии, снаряжения и полевых кухонь. Даже в пехоте на каждую советскую дивизию полагалось по штату 3039 лошадей.

Великая Отечественная — последняя война кавалерии

Советский кавалерист в тылу немецких войск. Фото: voenpravda.ru


Но в германском «вермахте» четвероногих военнослужащих было еще больше — по штату в их пехотной дивизии насчитывалось свыше 6000 лошадей. Хотя к моменту вторжения в нашу страну автомобилей в гитлеровских войсках было выше, чем во всём СССР, но они так же использовали и свыше одного миллиона лошадей, 88% которых находилось в пехотных дивизиях. Всего же за годы войны немцы эксплуатировали на «восточном фронте» более 3 миллионов лошадей.

Так Вторая мировая стала не только первой на свете войной моторов, но и последней великой войной кавалерии и лошадиных сил. Лошадь в буквальном смысле слова вытянула на себе ту войну, причем по обе стороны фронта.

В отличие от автомобилей лошади, как тягловая сила, имели тогда целый ряд преимуществ — лучше передвигались по бездорожью и условным дорогам, не зависели от поставок топлива (а это очень большая проблема в военных условиях), могли долгое время обходиться подножным кормом, да и сами иногда были еще каким кормом… Весной 1942 года все попавшие в окружение советские кавалерийские дивизии частично съели своих лошадей, но сумели вырваться из вражеских тисков.

Лошадь стала незаменимым средством войны и для партизан. Руководитель партизанского движения на Украине Сидор Артемьевич Ковпак писал об этом: «Пеший боец-партизан имел ограниченный радиус действия и этим был привязан к территории базы отряда... Посаженные на коня партизаны-бойцы за зиму 1942 г. превратились в грозную силу, способную наносить врагу мощные удары. Стремительный марш в 80-100 километров за зимнюю ночь, а на рассвете налет на вражеский гарнизон, живший до этого тихо и спокойно... В условиях партизанской борьбы никакой двигатель, никакая машина не могут заменить коня. Во-первых, машина требует горючего, а корм для коня можно найти повсюду. Во-вторых, самый совершенный глушитель не может заглушить звук мотора, а на коне, обмотав копыта мешковиной, мы проходили в 50-100 метрах от вражеских гарнизонов совершенно бесшумно. В-третьих, для машины нужны дороги, а мы в условиях полнейшего бездорожья в метель, стужу и туман, когда не летали даже самолеты, совершали марши по 50-60 км за ночь».

Многоопытный Семен Михайлович Будённый оказался вполне прав, когда говорил, что лошадь на войне себя еще покажет. Тогда, в 1940-е, на бездорожье Восточной Европы она сыграла свою безальтернативную роль — время массовых гусеничных вездеходов-амфибий пришло куда позже. Лошадь в годы войны заменила советским солдатам отсутствующие бронетранспортёры и автомобили-внедорожники.

Поэтому именно кавалерия оказалась незаменимым инструментом в прорывах и рейдах по тылам противника. Советские кавалеристы успешно участвовали во всех операциях, завершившихся окружением германских войск. В наступлениях обычно действовали так называемые «конно-механизированные группы», соединявшие ударную мощь танков и подвижность кавалерии. Вопреки мифам конники не скакали с шашками наголо против вражеских танков — скорее, это была «ездящая пехота», стрелки на лошадях, способные даже без дорог за сутки преодолевать до 100 километров.

Впрочем, история Великой Отечественной войны знает и несколько классических кавалерийских атак и боёв. Так утром 2 августа 1942 года казаки 13-й Кубанской кавалерийской дивизии, умело использовав высокую степную траву, в конном строю неожиданно и с успехом атаковали немецкую пехоту у станицы Кущевской.

Немецкое командование за время войны поняло, что недооценило конницу и уже в конце 1944 года был сформирован 1-й конный корпус «вермахта» из немецких и венгерских кавалерийских дивизий. Так же создали и две кавалерийские дивизии СС. Все они были разгромлены Красной армией в начале 1945 года в ходе боёв за Будапешт.

Под Будапештом произошёл и последний в истории войн классический кавалерийский бой — казаки из 5-го гвардейского Донского корпуса в конном строю атаковали конницу противника, зарубили шашками около 150 кавалеристов из СС и захватили более сотни оседланных лошадей.

Пахота на коровах

С 1942 по 1945 год в советской армии постоянно насчитывалось не менее 2 миллионов лошадей. Всего за время войны в армию было мобилизовано свыше 3 миллионов этих животных. Их так же, как и людей, ранили и убивали на войне. Они погибали от переутомления, голода и болезней. Свыше 2 миллионов лошадей вылечили от полученных в боях ран армейские ветеринарные лазареты.

Великая Отечественная — последняя война кавалерии

Артиллеристы переправляются вброд через реку Шешупе. Фото: feldgrau.info


Если уж статистика людских потерь имеет разночтения, то статистика лошадиных потерь тем более. Считается, что за 1941-45 годы в СССР в армии и на оккупированной территории из-за войны было утрачено до 8 миллионов лошадей. Из них 2 миллиона насильно забрали и угнали с собой оккупанты. В Харьковской, Ворошиловградской (ныне Луганской. — РП.), Запорожской и других областях Украинской ССР после изгнания захватчиков лошадей оставалось менее 10% от довоенной численности.

В этих условиях главным источником лошадей для советской армии стала российская деревня. Несмотря на успехи предвоенной механизации, лошадь в те годы всё еще оставалась основой сельской жизни, поэтому массовая мобилизация «конского состава» страшным бременем легла на крестьянство.

Уже в первый год войны резко снизилась механизация сельского хозяйства. К 1942 году из колхозов в действующую армию ушло 70% тракторов и 80% грузовых автомобилей, но даже для остававшихся машин не хватало горючего. Большую часть сельских работ вновь пришлось выполнять исключительно на «лошадиной силе» — можно без преувеличения сказать, что в годы войны без лошади не только невозможно было вести боевые действия, но и нельзя было бы обеспечить армию и тыл хлебом. Между тем лошадей повсеместно не хватало — лучшие были мобилизованы в армию, а остальные из-за непосильной работы и скудного кормления болели и гибли.

Поэтому даже в тыловых районах СССР число рабочих лошадей в сельском хозяйстве к концу войны исчислялось мизерным количеством. Так летом 1944 года Усман Камалеевич Хисамутдинов, председатель колхоза имени Кирова Илекского района Чкаловской (ныне Оренбургской. — РП.) области, ставший впоследствии Героем Социалистического труда, сообщал областному начальству, что весной колхоз использовал для пахоты 204 быка, 13 верблюдов, 20 коров и 6 последних оставшихся лошадей. Таким образом, из 243 животных, задействованных в полевых работах, лошади составляли всего 2,5%, уступая в численности и коровам…

Неслучайно в СССР 1944 года даже выпускались плакаты, рассказывающие, как правильно запрягать и пахать на коровах.

Монгольский «ленд-лиз»

Ещё в первый год войны, из-за стремительного наступления противника, СССР потерял почти половину своего лошадиного поголовья — к июню 1941 года в нашей стране насчитывалось 17,5 млн лошадей, а к осени 1942 года на территории, не захваченной противником, их осталось всего 9 млн, включая жеребят, не способных работать.

Великая Отечественная — последняя война кавалерии

Лошадь на развалинах Сталинграда. Фото: portal-kultura.ru


Но что еще хуже в военных условиях — экстренно нарастить поголовье рабочих лошадей куда труднее, чем увеличить производство автомобилей. Ведь чтобы жеребенок стал способен хоть к какой-то работе, требуется время, которое никак не сократить никакими начальственными приказами, денежными вложениями или технологиями.

И вот с началом Великой Отечественной войны у СССР, помимо собственного сельского хозяйства, оказался единственный дополнительный источник лошадей — Монголия. Большевики когда-то в 1920-е годы по сути сами и создали эту «социалистическую» республику из глухой окраины бывшей Цинской империи. Помимо того, что Монгольская Народная Республика была советским плацдармом против японской Маньчжурии, она еще сыграла важнейшую роль в сохранении необходимой подвижности советской армии в годы Великой Отечественной войны.

Монголия страна кочевая и лошадей, по сути диких, вольно пасущихся в степях, там было больше, чем людей. Поставки лошадей из Монголии начались уже в 1941 году. А с марта 1942 года монгольские власти начали плановое «заготовление» лошадей для СССР. За четыре года войны Советскому Союзу было поставлено более 500 тысяч лошадей- «монголок» (именно так эту породу называли в годы войны. -РП.).

Не зря говорится: «Дорога ложка к обеду». В 1941-45 годах СССР нигде ни за какие деньги не смог бы достать полмиллиона лошадей. Кроме Монголии лошади в таком товарном количестве были только в Северной и Южной Америке — не говоря уж о цене (закупка такого количества в сжатые сроки взвинтила бы их очень сильно. -РП.), доставить по морям живой груз в воюющий СССР было бы куда сложнее, чем весь остальной «ленд-лиз».

Из Монголии же лошади поставлялись планово, по условной цене, в основном взаимозачетом за монгольские долги СССР. Таким образом окупились все политические, военные и экономические вложения Советского Союза в Монголию. А монголы обеспечили нам лошадиный «ленд-лиз» — крайне своевременный и безальтернативный, закрыв дыру в данном виде военной «техники».

При этом, полудикие, неприхотливые и выносливые монгольские лошади были куда лучше приспособлены для экстремальных условий «восточного фронта», чем их селекционированные европейские собратья. Не зря генерал Исса Александрович Плиев, провоевавший в конно-механизированных группах с 1941-го по 1945 годы, от Смоленска, через Сталинград до Будапешта и Маньчжурии, писал позднее: «Неприхотливая монгольская лошадка рядом с советским танком дошла до Берлина».

Фактически в 1943-45 годах каждая пятая лошадь на фронте была «монголкой». У нас очень любят рассуждать насколько и как повлиял на победу и ход боевых действий американский «ленд-лиз». Но при этом забывают его монгольский конный аналог.

Исторический финал кавалерии


К концу Великой Отечественной войны в советской армии сражалось 8 кавалерийских корпусов, из них 7 носили звание гвардейских. Каждый корпус помимо трёх дивизий конницы имел танковые, зенитные и артиллерийские части.

Сокращение советской кавалерии началось сразу после победы 9 мая — лошади требовались для восстановления разрушенного войной сельского хозяйства. Поэтому три кавдивизии расформировали еще летом 1945 года, а в следующем году все конные корпуса переформировали в механизированные или сократили в три раза до дивизий. К осени 1946 года из 26 имевшихся на конец войны кавдивизий осталось всего 5.

Только в эпоху ядерного оружия и повсеместной автомобилизации время кавалерии окончательно закончилось, лошадь, наконец, уступила место технике. За первое послевоенное десятилетие все оставшиеся кавалерийские дивизии постепенно переформировали в танковые или механизированные. Последние две конные дивизии Советской армии исчезли осенью 1954 года — 4-я гвардейская Кубанская казачья дивизия была ликвидирована, а 5-ю гвардейскую Донскую казачью дивизию переформировали в танковую.

Последней конной частью в истории русской армии стал 11-й отдельный кавалерийский полк Министерства обороны СССР, в основном использовавшийся для киносъемок исторических фильмов. В наше время эта единственное кавалерийское подразделение стало частью Президентского Кремлёвского полка.
Автор: Алексей Волынец
Первоисточник: http://rusplt.ru/wow/add/velikaya-otechestvennaya--poslednyaya-voyna-kavalerii-16619.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 29
  1. Денис 16 мая 2015 08:35
    Вопреки мифам конники не скакали с шашками наголо против вражеских танков
    Поляки умудрялись,пытались атаковать танковую часть на привале
    Я всегда был уверен, что кавалерийская атака поляков на немецкие танки - немецкая же пропаганда. Про бой под Кроянтами 1 сент. 1939 я читал, была статья в Цейхгаузе. Там фигурируют бронеавтомобили, и то, замаскированные и незамеченные поляками. А атаковали они все ж-таки пехоту, да еще на биваке. Гудериан писал, что ходили на танки.
    Даже очень правдивый бред нарисовали
    Польская конница атакует немецкие танки.
    1. KBACYPA 16 мая 2015 08:44
      У Исаева в "10 мифов второй мировой" этот эпизод подробно описан. С шашками на танки - такого не было. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что подобные инциденты имели место. Но это объяснялось тем, что еще 3-5 лет до этого немцы, отрабатывая структуру войск использовали вместо танка велосипед, накрытый фанерным макетом. Вот и пытались некоторые рубить. Но их быстро выбили еще в первые 3 дня, а вот миф оказался живучим...
    2. voyaka uh 17 мая 2015 11:26
      for Денис:
      Поляки попали во время кавалерийской атаки
      под пулеметы танков и сделали рывок вперед, чтобы
      попасть в "мертвую зону" между танками, где пулеметы
      не могли стрелять.
      Со стороны это выглядело, как самоубийство. Но по другому
      они не могли бы выжить: в той ситуации нельзя было ни спешиться
      в чистом поле, ни отступить.
  2. igordok 16 мая 2015 09:02
    Только в эпоху ядерного оружия и повсеместной автомобилизации время кавалерии окончательно закончилось, лошадь, наконец, уступила место технике.

    В горах, в ближайшее время, не найдут замену лошади.


    Вооруженные силы России получат вторую бригаду конников
    Второй бригадой Вооруженных сил РФ, работающей с вьючными животными, станет 55-ая отдельная мотострелковая горная бригада Центрального военного округа (ОМС ГБ ЦВО) в Кызыле, сообщил главнокомандующий Сухопутными войсками РФ генерал-полковник Олег Салюков.
    По его словам, эта бригада отправится в Карачаево-Черкесию, чтобы перенять опыт 34-й горной бригады по работе с вьючными животными. До недавних пор 34-я отдельная мотострелковая горная бригада в Южном военном округе была единственной в России, имеющей "в штате" лошадей, используемых в качестве вьючных животных.
    1. ротмистр 17 мая 2015 23:37
      Перед развалом СССР в г Ош была сформирована горная мсбр, в состав ее входил каыалерийский эскадрон. Жаль, что поздно вспомнили о горной пехоте, но Чечня все поставила на свое место, правда не доконцв.
  3. avt 16 мая 2015 09:06
    good Как сегодня здорово ! Вторая обзорная статья , первая про танки. Коротко , но вполне информативно .Ну может я бы добавил что немцы прям с лета 1941,не смотря на всю моторизацию войск, отбирали у нашего населения лошадей с телегами и прочими повозками для своей пехоты - танки догонять и счет шел на сотни тысяч голов . Но это я уже жадничаю , зато от чистого сердца . laughing И этой статье плюс!
    avt
    1. cosmos111 16 мая 2015 14:38
      Цитата: avt
      с лета 1941,не смотря на всю моторизацию войск, отбирали у нашего населения лошадей с телегами

      по другому,просто не проехать...а с 1944 гола,стала ощущаться нехватка,как самой автотехники,так и ГСМ
      1. cosmos111 16 мая 2015 14:44
        было и такое lol
  4. Клон 16 мая 2015 09:11
    Честно говоря, не стал бы я списывать окончательно и бесповоротно "лошадников". Даже в современной войне им найдется "работа", пусть и не в таких масштабах, как ранее.
    Клон
    1. avt 16 мая 2015 09:42
      Цитата: Клон
      . Даже в современной войне им найдется "работа", пусть и не в таких масштабах, как ранее.

      Да уже есть - как минимум ,,горнякам"вьючными , да и верховыми , опять же погранкам на горные заставы , да и конным нарядом в той же степи - и тихо и не пешком , и за собачкой ежели что сподручно быстро , как на охоте псовой .
      avt
  5. михаил3 16 мая 2015 09:37
    Последняя на данный момент большая война? Да. Последняя война кавалерии? Да вы, батенька, весельчак... Давно смотрели на ценники? Сколько стоит вся наша убийственная машинерия? А сколько заводов ей нужно, чтобы ее продолжали выпускать? А вы в курсе, что многие труднозаменимые детали выпускаются на одном единственном заводе на всю планету? А...
    В общем если будет большая неядерная война (вероятность чего много выше, чем почему то думают), то кавалерия мигом вернется. Драгунские части по любому, да и конные атаки вполне себе... просто не с шашкой а с иным оружием. И тут однозначно выиграет тот, кто сможет нарастить поголовье коников быстро. Желательно непородистых, выносливых, неприхотливых...
  6. ShadowCat 16 мая 2015 09:55
    Знаете, думаю как участники войн лошади и прочий гужевой транспорт еще не скоро уйдут в прошлое. А если уйдут то вместе с пехотой в привычном ее понимании. Почему?
    Да все просто - есть места где нет возможности пройти технике - леса, болота, горы. А на себе много не унесешь, и быстро не сдвинешься. Да и сколько бы ты не был подготовлен, но таскать на себе груз в 1.5 центнера долго не сможешь.
    У техники есть проблемы - нет горючего/запчастей - она стоит. Конечно и у гужевого транспорта тоже еды нет и загнана то начнется падеж. Но помойму гораздо легче найти пищу, чем канистру(и не 20 литровую, а все 200 ибо транспорт жрет мое почтение) с топливом.

    Хочу так же отметить что, как бы мы горячо не любили наших заокеанских партнеров, но они достигли определенных успехов в логистике и снабжении без которых невозможно никакое наступление, ни оборона. И они тоже задумываются о транспорте с более высокой проходимостью. Конечно это заделка на далекое будущее, но если есть возможности вай не подумать?
    https://www.youtube.com/watch?v=cr-wBpYpSfE

    Да, они не будут как когда-то занимать первое место, но далеко и не последнее гужевой транспорт занимать будет в войсках.

    П.С. Кстати на Дальнем Востоке (или в Арктике?) стали юзать овчарок. То же своего вида кавалерийский(в более широком смысле этого слова) транспорт)
    П.П.С. Не стоит забывать и о нестандартной для Европейского менталитета кавалерии - например верблюдах, которые хоть и ограничено, но используются до сих пор в пустыне.
    П.П.П.С. А статья хорошая) Я просто высказал свои мысли ;)
    1. cosmos111 16 мая 2015 14:48
      Цитата: ShadowCat
      П.С. Кстати на Дальнем Востоке (или в Арктике?) стали юзать овчарок.

      немцы,так же активно использовали,немецких овчарок....
    2. psdf 17 мая 2015 16:42
      Цитата: ShadowCat

      П.С. Кстати на Дальнем Востоке (или в Арктике?) стали юзать овчарок. То же своего вида кавалерийский(в более широком смысле этого слова) транспорт)

      Может лаек, а не овчарок? Овчарка для таких нужд не катит.
      psdf
      1. ShadowCat 18 мая 2015 00:17
        Я помню что собака) Если ошибся - простите) Для меня овчарка, лайка, чихуахуа одно и тоже)
    3. Altona 18 мая 2015 23:49
      Цитата: ShadowCat
      Знаете, думаю как участники войн лошади и прочий гужевой транспорт еще не скоро уйдут в прошлое. А если уйдут то вместе с пехотой в привычном ее понимании. Почему?

      -----------------------
      У нас на "Промтрактор-Вагон" Орлик служил при столовой до 2008 года, пока столовую на аутсорсинг не отправили...Любили его все, лошадь же она как человек, даже лучше...И у меня дед, отец матери конюхом был, сам ковал их, объезжал трехлеток, шорную упряжь им делал...А лошадь будет служить, в полиции служит, в парадных расчетах участвует...Это самое благодарное и преданное человеку животное наравне с собакой...
  7. am808s 16 мая 2015 10:24
    Слава дошадке Тысячелетиями тянувшей нес из прошлого в будущее. Думается мне рано мы ей вечную память заказываем.Бездорожье НЕ ЗАКОНЧИЛОСЬ. РОССИЯ пока вся в грунтовках и та же кавалерия в рейдах мало заменима.А если Рокфелерам (читай либерастам)прогрес России доверить,так они нас вообще к коням вернуть мечтают.К сохе-так говорят.
  8. Стирбьорн 16 мая 2015 10:27
    Странно, что про Доватора Л.М. в статье не упомянули. Одного из героев начального этапа войны и обороны Москвы в том числе, который прославился, как раз командованием кавалерийскими частями.
  9. parusnik 16 мая 2015 10:29
    По другому озаглавил бы ..Великая Отечественная Война — лебединая песня кавалерии
  10. kin 16 мая 2015 11:39
    Война - быстрая потеря всего...
    Когда техника, имеющаяся под рукой у какого-то соединения, будет выбита, то оно будет мечтать хотя бы о лошадке. Иначе лошадьми (тянущими грузы) станет пехота.
    kin
  11. Байконур 16 мая 2015 12:17
    Лошади всегда должны быть на службе человека, если он не псих, т.к. это самая душевная, преданная, достаточно мощная, выносливая помощь пехотинцу, человеку!!! В самых труднопроходимых местах - горы, лес, степь, снег, дождь,...
    Лошадям мы просто обязаны говорить ОГРОМНОЕ человеческое СПАСИБО!!!
  12. moskowit 16 мая 2015 13:07
    Лошадь во время войны выполняла огромную роль в обеих армиях. Про советскую конницу знали давно. Фамилии знаменитых героических кавалеристов всегда были на слуху. Доватор, Белов, Гордовиков, Крюков, Осликовский известны были всем. Очень интересна история создания КМГ(конно-механизированных групп), которые были инструментом развития прорыва. А вот, что Вермахт начал войну с табуном в миллион голов узнал лет десять назад из Энциклопедии "Армия Победы против Вермахта", потом в интере нашёл немецкую военную хронику и убедился в воочию.
  13. asadov 16 мая 2015 14:04
    в умелых руках , как говорится , и ложка оружие. Так что рано еще списывать конников.
  14. istoler 16 мая 2015 16:52
    Если вернуться к вопросу , что стало главной причиной отказа от конницы , как рода войск в СССР , то это атомная война . Техника радиацию выдержит , человек укроется , а вот лошадь точно погибнет или от прямого удара или от последствий .
    Но есть другой интересный вопрос , ведь чем был в сущности конник в Великую Отечественную : 1)это был пехотинец с высокой степенью индивидуальной манёвренности по различным типам пересечённой местности 2) высокой скоростью перемещения 3)обладающий высокой степенью самодостаточности в ворпосе питания транспортного средства . Вполне вероятно , что при последующем развитии военного дела снова потребуется такой же тип пехоты , но достигнуто это будет за счет создания индивидуального транспортного средства пехотинца . Тогда вновь станет актуальным опыт тактики как драгун ,так и кавалерии ,но конечно его придется творчески переосмыслить исходя из новых реалий боевых действий .
  15. _моё мнение 16 мая 2015 18:14
    был ещё такой миф - с шашками, против пулемётов smile ...нет, атаки (подготовленной обороны противника), производились в пешем строю, коней уводили коневоды. По сути, кони использовались как средство передвижения. А сказки про то как кавалеристы стучали шашками по крупповской броне немецких танков не стоят и выеденного яйца.
    Был также миф, что Тухачевский был за танковые соединения , а вот недалёкие Ворошилов с Будённым были за конницу. Вторые победили, и Тухачевский со сторонниками был репрессирован...Вопрос: почему же на начало Великой Отечественной у СССР было немало танковых соединений?
    а вот идея, что танк должен быть обязательно колёсно-гусеничным , была. И лишь благодаря настойчивости Кошкина и решению Сталина, в РККА стали появляться гусеничные средние танки...Тогда маршал Кулик был настроен против гусеничного танка, Кошкин настаивал на нём, Сталин принял решение запустить оба проекта, гусеничный танк показал себя лучше колёсно-гусеничного собрата...так появился Т-34. А Кулик, после войны был расстрелян...
  16. домохозяйка 16 мая 2015 18:18
    Когда-то слышала от одного ветерана,что в начале войны в крымских горах боеприпасы доставляли ослы.Они шли длинными караванами по таким узким горным тропам, где лошадь с грузом пройти не могла.Ослы во время движения беспрерывно кричали,но если вдруг резко замолкали и останавливались,прижимались к скалам-сдвинуть с места было невозможно.Но солдаты быстро поняли в чём дело. Ослы обладают поразительным слухом.Они издалека слышали гул немецких самолётов,которые бомбили караваны.
  17. evgmiz 17 мая 2015 01:27
    1941-й. Кавполк на марше
  18. Робертъ Невский 17 мая 2015 18:36
    Очень интересная статья. Я из книги Берхарда Гжимека узнал об этом большом участии коня в ВМВ.
  19. григорьевич 17 мая 2015 22:09
    После войны отец служил в учебной автороте в г.Поти и я помню,что они носили шпоры.Зачем не знаю.В дань кавалерии?
  20. Баюн 19 мая 2015 19:27
    Последней войной кавалерии станет 3-я мировая. Техника с электроникой от авианосцев до "игрушек" бойца сдохнет в первые дни. Т-34 и карбюраторные "шишиги" с ЗУ-шками продержатся, пока горючку есть, где сливать поблизости. А дальше будет: "Ой ты конь мой вороной, да обрез стальной";) А лет через 100 после "трешки" простой АК (особенно, с боезапасом) будет считаться "оружием богов".

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня