Paulus: pragmatist or traitor

Paulus: pragmatist or traitor


More than 66 years have passed since the end of World War II. During this time, much has been rethought, much has been criticized, much has not been evaluated so far. There is no doubt about the feat of the Soviet people, who, at the cost of enormous losses, defended the independence of the country in which we now live.


In many respects, the roles of some military leaders are not defined either by the Red Army or the Wehrmacht. One of the most controversial personalities who were part of the elite of the Hitler army is Friedrich Paulus. His career is a vivid example of how a person who came out of a simple family can reach phenomenal heights.

As the author of the plan of Barbarossa, Paulus warned Hitler against the hatred of sentiment that the Soviet Union would be captured in a maximum of three months. According to him, Russian frosts are quite capable of becoming a serious obstacle to the realization of their goals. This judgment has become one of the visionary. It should be said that during the participation of Paulus in the fighting, he managed to cultivate in himself some kind of extraordinary foreboding. This foreboding allowed him to see always a little further than his colleagues and his opponents saw. However, whatever the gift of the providence of Friedrich Paulus, he once let him down. And this mistake became fatal for Paulus. This is a protracted Stalingrad battle, in which Paulus until the end believed that help from Germany would enable his 6 Army to get out of the “boiler” and open the Wehrmacht’s road to the Caucasus and the Caspian Sea.

In the midst of an operation in Stalingrad, which had been destroyed before its establishment, Paulus began to realize that the days of the 6 Army were numbered, and this could only mean that the war was lost to Hitler. It was at that moment when Soviet shells were torn over the basement in which Paulus's headquarters was located, and ridiculous bravura marches were broadcast on radio from Germany, the commander finally realized that support from Berlin would continue to be not in real actions, but in psychological the treatment of him and his subordinate soldiers and officers. History knows the episode when Paulus, not believing that the Fuhrer was aware of the plight of the 6 Army, sent a messenger to Berlin on a communications plane, who told “without embellishment” about the condition of the Wehrmacht troops in Stalingrad. However, Hitler did not want to understand that Paulus and his soldiers were doomed. The Fuhrer even decided to encourage his general and assigned him the rank of field marshal.

After this, Paulus finally became convinced that he now has only two choices - suicide or captivity. And here, for the first time, iron Paulus faltered. He could not commit suicide, but decided to humiliate for any general, and especially field marshal, captivity. Someone calls it cowardice, someone pragmatism. But you need to understand the state of Paulus, to hang on him the mark of a traitor. However, many relatives of the soldiers and officers of the 6 Army who died near Stalingrad, until the end of Friedrich Paulus’s life, could not forgive him for his act in January of 1943.

The field marshal chose Soviet captivity and in a few months became a member of the SSS (German Officers' Union). As part of this union, Paulus tried to convey to the citizens of Germany that the continuation of the war was meaningless and that peace should be made with the USSR, but all of his words were perceived by most Germans as Soviet propaganda.

In the USSR, Paulus lived until the 1953 year, and then, after the death of Stalin, was repatriated to the GDR. By the way, there are still a lot of rumors about the content of field marshal in the Union. According to some data, he was fully supported by the state, had the opportunity to live for a long time with his wife Elena-Constantia and even relax in the resorts of the Caucasus and Crimea. According to other information, Paulus was kept in a special apartment, which was, in fact, a prison with all amenities without communication with the outside world. All the witnesses of Paulus’s stay in the USSR are unanimous in that the field marshal did not feel any particular need. Fresh food, expensive alcohol and even real cigars were delivered to his table. He had the opportunity to get acquainted with newspapers, but only Soviet ones. On this basis, Paulus was hated by those in the Union who knew about its existence, and the majority of German citizens.

Having been at the height of success, Paulus at the last stage of his life became a stranger among his own and could not become his own among strangers. He sincerely believed that 1943 made the right choice, but few people approved this choice, even from his entourage. No doubt, and among his thoughts flashed the one that said that in the frosty Stalingrad after the Germans in Berlin with gratitude and honor had buried the empty coffin of Paulus, it would be better for him to really put a bullet in his temple. But a lot has already been said about the subjunctive mood in history, and it was senseless to think about this Paulus immediately after his surrender.

Returning to Germany, Paulus lived there for less than four years. Surprisingly, Paulus was not even forbidden to sign his letters with the “Field Marshal General” combination. But the loyalty of the socialist authorities of the GDR was not supported by the people. Even Friedrich Paulus' own son, Alexander, was never able to come to terms with the fact that his father went against the oath.

So who is Frederick Paulus: a calculating and pragmatic warrior or an ordinary coward? Everyone has the answer to this question.

Author:
Alexey Volodin
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Паулюс: прагматик или предатель

Паулюс: прагматик или предатель


Прошло более 66-ти лет с момента окончания Великой Отечественной войны. За это время многое переосмыслено, многое подвергнуто критике, многое не оценено до сих пор. Не подвергается сомнению подвиг советского народа, который ценой колоссальных потерь отстоял независимость страны, в которой мы сейчас живем.

Во многом не определены роли некоторых военачальников как со стороны Красной Армии, так и со стороны Вермахта. Одной из наиболее противоречивых личностей, входивших в элиту гитлеровской армии, является Фридрих Паулюс. Его карьера – яркий пример того, как человек, вышедший из простой семьи, может достичь феноменальных высот.


Паулюс: прагматик или предательЯвляясь автором плана Барбаросса, Паулюс предостерегал Гитлера от шапкозакидательских настроений по поводу того, что Советский Союз будет захвачен максимум за три месяца. По его словам, российские морозы вполне способны стать серьезной преградой для реализации поставленных целей. Это суждение стало одним из провидческих. Стоит сказать, что за время участия Паулюса в боевых действиях он сумел культивировать в себе некое экстраординарное предчувствие. Это предчувствие позволяло ему видеть всегда чуть дальше, чем видели как его соратники, так и его противники. Однако каким бы ни был дар провидения Фридриха Паулюса, однажды он его подвел. И эта ошибка стала для Паулюса роковой. Речь идет о затяжной Сталинградской битве, в которой Паулюс до конца верил, что помощь из Германии даст возможность его 6-й армии выбраться из «котла» и открыть дорогу Вермахту на Кавказ и на Каспий.

В самый разгар операции в разрушенном до основания Сталинграде Паулюс начал понимать, что дни 6-й армии сочтены, а это может означать лишь то, что война Гитлером проиграна. Именно в тот момент, когда над подвалом, в котором находился штаб Паулюса, разрывались советские снаряды, а по радио из Германии транслировались нелепо бравурные марши, командующий окончательно осознал, что поддержка со стороны Берлина будет и дальше заключаться не в реальных действиях, а в психологической обработке его и подчиненных ему солдат и офицеров. История знает эпизод, когда Паулюс, не веря в то, что фюрер знает о бедственном положении 6-й армии, на самолете связи отправил в Берлин посланника, который поведал «без прикрас» о состоянии войск Вермахта в Сталинграде. Однако Гитлер не хотел понять, что Паулюс и его солдаты обречены. Фюрер даже решил поощрить своего генерала и присвоил ему звание фельдмаршала.

После этого Паулюс окончательно убедился, что у него теперь только два выхода – самоубийство или плен. И здесь впервые железный Паулюс дрогнул. Он так и не смог покончить с собой, а решился на унизительное для любого генерала, а уж тем более фельдмаршала, пленение. Кто-то называет это трусостью, кто-то прагматизмом. Но нужно понимать состояние Паулюса, чтобы повесить на него клеймо предателя. Однако многие родственники солдат и офицеров 6-й армии, погибших под Сталинградом, до конца жизни Фридриха Паулюса не смогли простить ему его поступка в январе 1943-го.

Паулюс: прагматик или предательФельдмаршал выбрал советский плен и через несколько месяцев стал членом СНО (союза немецких офицеров). В составе этого объединения Паулюс пытался донести до граждан Германии, что продолжение войны бессмысленно и что с СССР нужно заключать мир, однако все его слова большинство немцев воспринимали не иначе как советскую пропаганду.

В СССР Паулюс прожил до 1953 года, а затем, после смерти Сталина, был репатриирован в ГДР. Кстати говоря, о содержании фельдмаршала на территории Союза до сих пор ходит множество слухов. По одним данным, он находился на полном государственном обеспечении, имел возможности длительно проживать с супругой Эленой-Констанцией и даже отдыхать на курортах Кавказа и Крыма. По другой информации, Паулюс содержался в специальной квартире, которая являлась, по сути, тюрьмой со всеми удобствами без связи с внешним миром. Все свидетели пребывания Паулюса в СССР единодушны в том, что особой нужды фельдмаршал не испытывал. К его столу поставлялись свежие продукты, дорогой алкоголь и даже настоящие сигары. Он имел возможность знакомиться с газетами, правда, только советскими. Исходя из этого, Паулюса ненавидели и те в Союзе, кто знал о его существовании, и большинство граждан Германии.

Побывав на вершине успеха, Паулюс на последнем этапе своей жизни стал чужим среди своих и не смог стать своим среди чужих. Он искренне верил, что в 1943-м сделал правильный выбор, однако этот выбор мало кто одобрил, даже из его окружения. Без сомнения, и среди его мыслей мелькала та, которая говорила, что в морозном Сталинграде после того, как немцы в Берлине с благодарностью и почестями похоронили пустой гроб Паулюса, ему лучше было бы действительно пустить себе пулю в висок. Но о сослагательном наклонении в истории сказано уже много, и размышлять по этому поводу Паулюсу было бессмысленно сразу же после своей капитуляции.

Вернувшись в Германию, Паулюс прожил там менее четырех лет. Удивительно, но Паулюсу даже не запрещали подписывать свои письма сочетанием «генерал-фельдмаршал». Но лояльность социалистических властей ГДР не была поддержана народом. Даже собственный сын Фридриха Паулюса Александр так и не смог смириться с тем, что его отец пошел наперекор присяге.

Так кто же такой Фридрих Паулюс: расчетливый и прагматичный воин или обычный трус? Ответ на этот вопрос у каждого свой.

Паулюс: прагматик или предатель
Автор: Алексей Володин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. квирит 9 октября 2011 11:00
    во все времена самый ценный трофей победителя это голова вражеского полководца ,с паульсом еще сравнительно мягко обошлись за определенные уступки
  2. тюменец 9 октября 2011 11:55
    Этот гений понял, что война проиграна, сидя в окружении, а Шуленбург сказал это Гитлеру осенью 41го. Хороший стратег должен иметь план на любой поворот войны, а Паулюс, планируя *Барбароссу*, исходил из непобедимости рейха. И с чего вдруг Володин этого поносника *железным* называет, или сдача в плен реабилитирует его за миллионы жизней?
    тюменец
    1. Алекс 30 июня 2014 21:01
      Цитата: тюменец
      Паулюс, планируя *Барбароссу*, исходил из непобедимости рейха
      Паулюс исходил из того, что ему поручил Гитлер и из того, что Вермахт имел. Планируй - не планируй русскую зиму, всё без толку: техники и припасов для армии всё равно нет, зимовать не как, вот и надо исходить из варианта "ударил - победил". Не вышло - значит проиграли.
  3. ЛЕХА блин 9 октября 2011 13:43
    ПОБОЛЬШЕ БЫ ТАКИХ ПРАГМАТИКОВ И ПРЕДАТЕЛЕЙ БЫЛО БЫ НА ЗАПАДЕ И МЫ БЫ ГОРЯ НЕ ЗНАЛИ.
    ЛЕХА блин
    1. Uhalus 9 октября 2011 20:33
      Такие появляются, только когда мы явно побеждаем, а им совсем хреново...
    2. квирит 11 октября 2011 07:09
      ЕГО ПРОСТО ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНО КОМАНДУЮЩИЙ НЕ ПОСЛУШАЛ , smile
  4. sirToad 9 октября 2011 17:30
    скромно он что-то про его жизнь в ГДР. а ведь он занимал пост генерального инспектора ННА (национальной народной армии) и то что подписывался "генерал - фельдмаршал" вполне естественно. а автор так уверенно говорит от его имени, как будто лично знаком. ах, трагедия что он сдался и ему кто-то что-то не простил. Таких, сдавшихся по разным причинами были пачки. когда в ГДР жил знал по крйней мере троих (жили по соседству) один - быший пехотный капитан другой вообще командир танкового батальона из "мертвой головы" а третий - просто фельфебель. И что то особо никто из них не рефлексировал. фельдфебель тот вообще любил трещать как ему в Сибири классно жилось и какой у нас народ душевный.
    sirToad
  5. EvgAn 10 октября 2011 10:31
    Почитайте Пикуля "План Барбаросса". Книжка, конечно, художественная, но написана с большим знанием истории. Там и про Паулюса много. Очень жаль, что автор ее дописал.
    Для меня из нее большим откровением стало, что многие высшие офицеры вермахта были против войны с СССР - особенно на два фронта. Ими, конечно, не человеколюбие при этом двигало, но все же...
    EvgAn
  6. Денис 11 октября 2011 01:19
    Так кто же такой Фридрих Паулюс: расчетливый и прагматичный воин или обычный трус?

    а в этой ситуации,именно в этой,это не одно и тоже?
    недавно кто-то из новых тележурнашлюшек просто размазывал сопли о замёрзших солдатах 6й армии
    интересно,сколько людей их пожалело как то не думая,что замёрзли то под Сталинградом,а не под Мюнхеном?
    1. sirToad 11 октября 2011 03:09
      ну дык пацаны чиста на пикничок на берег Волги приехали с пивком. ну немного песни орали ну к девкам приставали а их русские дикари ни за чо отметелили.
      sirToad

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня