Необычные танки Росcии и СССР. Танк Менделеева

Необычные танки Росcии и СССР. Танк Менделеева


В этой статье мы поговорим о первом проекте супертяжелого танка, вошедшего в историю как «танк Менделеева». Василий Дмитриевич Менделеев (1886 – 1922) разработал проект своего сверхтяжелого танка в 1911 году. Работая в 1908 – 1916 годах конструктором на судостроительном заводе, он в свободное время размышлял о том, как создать такую машину, которая была бы хорошо бронированной и неуязвимой для ружейного и артиллерийского огня, обладала сокрушительной огневой мощью и могла бы выполнить любую поставленную ей боевую задачу. Как мы знаем, он был морским инженером, и в его творении прослеживаются основные концепции постройки кораблей того времени, в частности броненосцев.


24 августа 1916 года В. Д. Менделеев представил проект на рассмотрение. Следует отметить, что проект был разработан очень тщательно, до мельчайших деталей. Машина по замыслу конструктора напоминала скорее сухопутный броненосец, чем привычный для нашего понимания танк. Впрочем, в то время, по аналогии с морским, танки назывались сухопутным флотом. Конструкция танка, хотя ему более подходит название САУ, представляла собой коробчатый корпус длиной 10 м (длина с пушкой – 13 м), высотой 2.8 м. Бронирование: лоб - 150 мм (цельнолитая плита), борт, корма – 100 мм (цельнолитые плиты), крыша – 76 мм (собрана из пяти литых плит), что было очень высоким показателем на то время. Такая броня выдерживала попадание 152 мм. Машина была практически неуязвима для любого оружия того времени, для её уничтожения потребовалось бы прямое попадание как минимум 305-мм снаряда морского орудия, здесь В. Д. Менделеев был первым инженером, применившим противоснарядное бронирование. Ходовая часть машины была на основе пневматической подвески опорных катков (на борт по 6 опорных катков малого диаметра, 5 поддерживающих и 4 направляющих, ведущими были верхние задние колёса), что позволяло машине изменять клиренс или даже опускаться на грунт при сильном обстреле во избежание повреждений ходовой части. Также предполагалось опускать корпус на грунт для повышения точности стрельбы. В. Д. Менделеев, учитывая внушительный вес машины, предусмотрел в конструкции ходовой части возможность перемещения по железной дороге, посредством установки на специальные тележки на колёсах, которые могли приводиться в движение двигателем машины, позволяя ей передвигаться по железной дороге самостоятельно. Посадка экипажа из восьми человек (командира, механика, рулевого, наводчика, пулеметчика, трёх канониров) и загрузка боекомплекта осуществлялась через дверь, расположенную в кормовой бронеплите.



В машине также предусматривалось внутреннее освещение от бортовой электросети. Расчетная масса машины - 172 тонны, при удельном давлении на грунт не более 2,7 кг/см2. Расчетная скорость – 24 км в час, при мощности карбюраторного двигателя с водяным охлаждением в 250 лошадиных сил. Двигатель был расположен в задней части корпуса с небольшим смещением на левый борт, за топливными баками, находившимися в центре бронекорпуса, емкости которых хватало машине пройти 50 км без дополнительной заправки. Танк имел механическую трансмиссию с четырёхскоростной коробкой передач, 4 – вперёд, 1 – назад. На крыше корпуса располагалась вращающаяся выдвижная пулемётная (один 7,62-мм пулемёт «Максим») цилиндрическая башенка с круговым сектором обстрела, которая в походном положении опускалась внутрь корпуса. Бронирование башенки составляло 8 мм. Недостатком такого размещения было наличие мёртвых зон, но проектом предусматривались бойницы в бортах машины для стрельбы членами экипажа из личного оружия. Основное вооружение - 120-мм морское орудие Конэ - располагалось в передней бронеплите, с поворотной бронированной маской пушки, что было одной из главных особенностей конструкции, угол горизонтальной наводки составлял 16°. Снаряды подавались по подвесному монорельсу с пневмоприводом, тем самым существенно увеличивая скорострельность орудия. Пушка Конэ на тот момент почти не имела неразрушаемых целей. По всем показателям это была грозная и величественная боевая машина, которой были по плечу самые трудные и опасные боевые задания. Но на этом история этого проекта была закончена. Позже, осенью 1916 года В. Д. Менделеев снова пытался представить уже модернизированный с учетом боевого применения английских танков проект своей машины, но он не был рассмотрен. Об этом его проекте данных почти нет.



Хотя данный проект так и остался невоплощенным в реальность, он был важным этапом в истории развития танкостроения. Ни сам проект, ни его тщательная проработка не заинтересовали военное ведомство, он не был принят к рассмотрению и был отложен в долгий ящик, как и множество других похожих проектов.
Автор:
Макс Беляев
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти