Работа выставки "Русские лётчики в Шотландии"

В честь 70-летия Победы в шотландском городе Монтроуз открылась выставка, посвящённая выполнению секретных заданий советскими лётчиками в Шотландии. Выставка носит название «Русские лётчики в Шотландии» и рассказывает о том, как отряд лётчиков московской авиационной группы особого назначения тренировались на авиабазе Эррол для перелёта на английских самолётах из Британии в Москву в рамках союзнической миссии.
Первые тренировки стартовали во второй половине 1943 года. Командиром отряда советских лётчиков тогда был полковник В.М.Коротков. Лётчики занимались перегонкой самолётов «Албемарл».

Работа выставки "Русские лётчики в Шотландии"


В своё время «Парламентская газета» опубликовала интервью с жительницей шотландского города Данди Марией Боден, рассказавшей о быте советских лётчиков:


Все они были в офицерском ранге и имели много наград, а качество их военной формы, которую сшил портной из Данди, было предметом зависти в Эрроле. Бывало, настроение падало, и, чтобы разрядить обстановку, я ехала с ними в Данди в танцевальный зал «Палас» — для таких выходов они надевали гражданскую одежду. В мои обязанности входило обеспечивать их едой, к которой они привыкли, как, например, борщ.


Интересно то, что в самой Шотландии история о тренировках советских лётчиков на авиабазе в Эрроле долгое время была тайной за семью печатями.

Мария Боден:
Когда мои друзья и знакомые спрашивают, что я делала во время войны, и я говорю, что отвечала за питание русских лётчиков недалеко от Данди, все смеются и говорят, что это невозможно.


Фрагмент текста из доклада начальника Главного управления ГВФ Фёдора Астахова:

Докладываю, что в ночь с 3 на 4 марта из Англии в СССР был осуществлён перелёт первого самолёта «Албемарл» под управлением пилота Шорникова. Вылетел с аэродрома Эррол 3 марта в 20 ч. 45 московского времени и благополучно приземлился на аэродроме Внуково 4 марта в 8 ч. 00. Продолжительность полёта 11 ч. 15. Высота 4-4.5 км. Самолёт покрыл расстояние 2662 км.


На сегодняшний день живы 12 ветеранов миссии по перегонке самолётов из Шотландии в СССР.

Завтра в Эрроле (авиабаза в Шотландии) будет открыта мемориальная табличка, рассказывающая о сотрудничестве миссии советских лётчиков московской авиагруппы особого назначения.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 20
  1. djqnbdjqnb 15 мая 2015 17:58
    Пусть хоть через 72 года шотландцы узнают о нас хоть немного
    1. Венд 16 мая 2015 11:25
      Цитата: djqnbdjqnb
      Пусть хоть через 72 года шотландцы узнают о нас хоть немного

      А сколько еще можно рассказать о других подвигах военных Красной армии.
  2. oleg-gr 15 мая 2015 18:00
    Интересная новость. Неужели все так секретно было, что такое узнаем через 70 лет?
    1. леликас 15 мая 2015 20:38
      Цитата: oleg-gr
      Интересная новость. Неужели все так секретно было, что такое узнаем через 70 лет?

      Да нет в общем , просто не многие знают , что такой самолет вообще имел место быть.


      Машина получила обидную кличку "обормот", и советские летчики отзывались о ней ничуть не лучше, чем английские. В докладах инженера 3-го полка Колычева перечислено множество выявленных уже в первых полетах дефектов. Резкой критике подвергалось так же, как и в Англии, отсутствие управления заслонками маслорадиаторов из кабины пилота: их устанавливали на земле на один и тот же режим "на одну, две или три дырочки".
      Подробнее тут - http://www.airwar.ru/enc/bww2/albem.html
    2. леликас 15 мая 2015 20:46
      Боковичек до кучи
  3. lexx2038 15 мая 2015 18:01
    Мы ещё вернемся.
  4. Patriot.ru. 15 мая 2015 18:04
    Шотландия у англо-саксов милитаризованная зона,и даже в то время они отправили Русских в Шотландию.
  5. veksha50 15 мая 2015 18:04
    "На сегодняшний день живы 12 ветеранов миссии по перегонке самолётов из Шотландии в СССР"....

    djqnbdjqnb RU Сегодня, 17:58 Новый
    "Пусть хоть через 72 года шотландцы узнают о нас хоть немного"...

    Самое удивительное, что не только шотландцы, но и МЫ...

    Лишний раз убеждаешься в том, что Победа ковалась и людьми, труд которых казалось бы, незаметен...

    Вспоминается предсказание Ванги о том, что Россия станет могучей тогда, когда мертвые встанут рядом с живыми... Мне кажется, это уже происходит, хотя я всегда относился скептически к предсказаниям любого уровня...
    1. djqnbdjqnb 15 мая 2015 18:54
      Цитата: veksha50
      djqnbdjqnb RU Сегодня, 17:58 Новый
      "Пусть хоть через 72 года шотландцы узнают о нас хоть немного"...

      Самое удивительное, что не только шотландцы, но и МЫ...

      Вы абсолютно правы, уважаемый veksha50. И мы. Спасибо за поправку
  6. dr.star75 15 мая 2015 18:06
    Место для ещё одной таблички оставьте: для Медведей и Лебедей!
  7. Оман 47 15 мая 2015 18:08
    В те времена был возможен беспосадочный полет без дозаправки длительностью более 11ч.???!
    1. Dikson 15 мая 2015 18:16
      там наверняка вместо бомбовой загрузки канистры с топливом были.. вот экипажам попотеть пришлось..
      1. Штык 16 мая 2015 06:00
        Цитата: Dikson
        там наверняка вместо бомбовой загрузки канистры с топливом были.. вот экипажам попотеть пришлось..

        Скорее -дополнительные топливные баки, самолет не "Запорожец" ! smile
    2. Mic1969 15 мая 2015 18:33
      Вспомните визит Молотова в Лондон. Летал на Пе-8.
    3. gunya 15 мая 2015 18:45
      В бомбовый отсек ставились ёмкости с горючим. Поршневые ДВС обладают куда меньшим "аппетитом" чем реактивные.
    4. леликас 15 мая 2015 20:43
      Цитата: Оман 47
      В те времена был возможен беспосадочный полет без дозаправки длительностью более 11ч.???!


      3 марта 1943 г. из Эррола вылетел первый экипаж: пилот капитан А.С.Шорников, штурман лейтенант П.Н.Якимов, радист лейтенант А.А.Вердеревский и бортинженер механик Г.И.Галактионов. Они вели "Албемарл" T.I с бортовым номером Р1567. Погода была плохой, самолет обледеневал, английская паста на передней кромке крыла перемешалось со льдом. Над советской территорией "Албемарл" пошел по приводным радиомаякам. После девяти часов полета, утром следующего дня, самолет сел на Внуковском аэродроме.

      Это с авиабазы - у кого точнее время полета - не знаю .
    5. Штык 16 мая 2015 06:14
      Цитата: Оман 47
      В те времена был возможен беспосадочный полет без дозаправки длительностью более 11ч.???!

      Не только в те, но и раньше. 12 сентября 1934 года экипаж под командованием летчика М. М. Громова поднял в воздух под завязку нагруженный бензином самолет и начал «нарезать круги» между городами Москва, Рязань и Тула. 14 сентября по причине ухудшения погоды самолету было приказано уйти на юго-запад. Громов принял решение увести самолет в сторону Украины и в итоге утром 15 сентября совершил посадку в Харькове, проведя в воздухе 75 часов и пролетев в общей сложности 12 411 км.
      20 июля 1936 года модернизированный РД совершил испытательный перелет до Петропавловска-на-Камчатке с экипажем в составе В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова и А. В. Белякова. АНТ-25 пробыл в воздухе 56 ч 20 мин и пролетел 9374 км.
      18 июня 1937 года в 4 ч 5 мин на Щелковском аэродроме был взят старт беспримерного перелета Москва - Северный полюс - Северная Америка. 20 июня в 19 ч 30 мин по московскому времени АНТ-25 совершил посадку на аэродроме Бараке близ города Ванкувера (США). Здесь завершился беспримерный в истории авиации беспосадочный перелет экипажа в составе Чкалова, Белякова и Байдукова , длившийся 63 ч 25 мин.
      А спустя всего три недели экипаж Героя Советского Союза М. М. Громова совершил еще один перелет в Америку через Северный полюс. Советские летчики установили при этом новый мировой рекорд дальности. Самолет находился в воздухе 62 ч 17 мин, преодолев расстояние 11 500 км.
  8. Штык 16 мая 2015 06:24
    История этого самолета началась в 1938 г., когда английское министерство авиации подготовило техническое задание на новый средний бомбардировщик, который должен был сменить в строю королевских ВВС широко известный Бристоль "Бленхейм". Наиболее интересной особенностью этого задания явились требования в максимальной степени заменить алюминиевые сплавы деревом и низколегированной сталью, а также упростить технологию производства до уровня, доступного небольшим, плохо оснащенным предприятиям. Иными словами, требовался массовый самолет военного времени, простой, дешевый и почти не использующий дефицитных материалов.
    Первый полет "Албемарл" совершил 20 марта 1940 г. За штурвалом был испытатель Ч.Тэрнер-Хьюз. Летные испытания показали, что характеристики машины далеки от расчетных. Смешанная конструкция дала такой прирост веса, что мощности двигателей (отнюдь не маленькой - на взлетном режиме "Геркулесы" развивали по 1535 л. с.) явно не хватало. За время долгой доводки "Албемарл", и без того не обладавший сколь-нибудь высокими данными, окончательно устарел и не мог конкурировать с новыми английскими и американскими бомбардировщиками, поступившими на вооружение королевских ВВС. Самолет явно не вызвал восторга у английских летчиков. Затянутый взлет, вялое маневрирование и в воздухе, и на земле, плохой обзор из пилотской кабины вбок (при рулении по аэродрому приходилось ставить кого-то из членов экипажа у верхнего блистера, чтобы руководить действиями пилота) отнюдь не прибавляли ему популярности. Неудачно скомпоновали кабину: чтобы дотянуться до управления щитками или шасси, летчику приходилось опускаться ниже уровня козырька, что было довольно опасно при взлете. Очень плохо "Албемарл" летел на одном моторе - лишь при форсировании двигателя можно было удержать высоту. В 1942-м, когда советские ВВС страдали от недостатка техники, советский посол в Лондоне И.М.Майский согласился на поставку в СССР 200 таких самолетов. По этому поводу в октябре 1942-го было заключено отдельное соглашение между британским и советским правительством.
    Перегонщиков для "Албемарлов" набирали из числа очень опытных специалистов 1-й транспортной авиадивизии под командованием полковника В.М.Короткова. Все экипажи состояли из офицеров от лейтенанта до полковника. Среди них были будущие Герои Советского Союза, известные пилоты транспортной авиации А.С.Шорников, Г.А.Таран, С.А.Фроловский.
  9. moskowit 16 мая 2015 15:52
    Цитата: Штык
    Цитата: Оман 47
    В те времена был возможен беспосадочный полет без дозаправки длительностью более 11ч.???!

    Не только в те, но и раньше. 12 сентября 1934 года экипаж под командованием летчика М. М. Громова поднял в воздух под завязку нагруженный бензином самолет и начал «нарезать круги» между городами Москва, Рязань и Тула. 14 сентября по причине ухудшения погоды самолету было приказано уйти на юго-запад. Громов принял решение увести самолет в сторону Украины и в итоге утром 15 сентября совершил посадку в Харькове, проведя в воздухе 75 часов и пролетев в общей сложности 12 411 км.
    20 июля 1936 года модернизированный РД совершил испытательный перелет до Петропавловска-на-Камчатке с экипажем в составе В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова и А. В. Белякова. АНТ-25 пробыл в воздухе 56 ч 20 мин и пролетел 9374 км.
    18 июня 1937 года в 4 ч 5 мин на Щелковском аэродроме был взят старт беспримерного перелета Москва - Северный полюс - Северная Америка. 20 июня в 19 ч 30 мин по московскому времени АНТ-25 совершил посадку на аэродроме Бараке близ города Ванкувера (США). Здесь завершился беспримерный в истории авиации беспосадочный перелет экипажа в составе Чкалова, Белякова и Байдукова , длившийся 63 ч 25 мин.
    А спустя всего три недели экипаж Героя Советского Союза М. М. Громова совершил еще один перелет в Америку через Северный полюс. Советские летчики установили при этом новый мировой рекорд дальности. Самолет находился в воздухе 62 ч 17 мин, преодолев расстояние 11 500 км.

    В 50-60 каждый пацан знал о Чкалове, Громове и их полётах в США, может без подробностей, но знали. А Вы,голубчик, про 11 часов.
  10. moskowit 16 мая 2015 15:54
    И не только мужчины, но и женщины летали. Вот Вам для сведения ещё информация.
    Беспосадочный перелет на Дальний Восток, женский (Гризодубова, Раскова, Осипенко) 1938

    " Источники: Королева Н.С., 2002 и Интернет

    Командиром корабля назначили Валентину Гризодубову - она специально и давно готовилась к такому полету. Вторым пилотом назвали Осипенко, хоть уверенности в том, что она согласится на вторую роль, не было. Но от Осипенко пришла телеграмма: "Согласна хоть третьим, только бы принять участие в перелете". Третьим членом экипажа стала штурман Марина Раскова.
    24 сентября 1938 года двухмоторный ДБ-2 "Родина", взлетев с подмосковного аэродрома, взял курс на Дальний Восток. Пробираясь сквозь облака, самолет долго шел в слепом полете - штурману Расковой приходилось прокладывать путь по приборам. Вскоре проявился еще один коварный враг - обледенение. Чтобы сбить лед с лопастей пропеллера, летчики до предела увеличили обороты винта. Донимала болтанка. После Урала связь с землей прервалась. Из-за отсутствия связи летчики прошли мимо Комсомольска-на-Амуре. Когда показалось Охотское море, тревожно вспыхнула лампочка, сигнализируя, что бензина осталось на полчаса. Командир корабля Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси. Она приказала Расковой прыгать с парашютом, потому что подобная посадка опасна в первую очередь для сидящего впереди штурмана. Самолет посадили на болото в верховьях таежной реки Амгуни. Точного места приземления "Родины" никто не знал. Начались поиски. От Байкала до Охотского моря над тайгой, горными хребтами, непроходимыми болотами летали самолеты. Охотники, жители далеких поселков ушли в таежную глушь. 3 октября экипаж был обнаружен с воздуха. Из села Керби вышел катер "Дальневосточный", который, дойдя до верховьев бурной Амгуни, подобрал в тайге героических женщин. За 26 часов 29 минут беспересадочного полета "Родина" преодолела расстояние в 6450 км. Мировой рекорд дальности полета для женщин оказался перекрыт более чем на полторы тысячи километров. На каждой станции, в каждом городе от Керби до Москвы летчиц встречали восторженные толпы людей. За свой подвиг Гризодубова, Осипенко и Раскова получили звания (первыми из женщин) Героев Советского Союза.

    Ссылки:
    1. Сухой Павел Осипович (1895-1975)
    2. Гризодубова Валентина Степановна
    3. Осипенко (в дев Дудник, по первому мужу - Говяз) Полина Денисовна (1907-1939)"

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня