Реактивный миномет БМ-8-36

Реактивный миномет БМ-8-36Самым массовым реактивным минометом Великой Отечественной войны была система БМ-13, также известная под именем «Катюша». Эти системы, использовавшие реактивные снаряды М-13 и строившиеся на основе различных автомобильных и гусеничных шасси, применялись на всех участках фронта для нанесения ударов по объектам противника. Тем не менее, БМ-13 не был единственным советским реактивным минометом. В годы войны на вооружении Красной Армии состояли некоторые другие системы этого класса. К примеру, одной из первых появилась боевая машина БМ-8-36.

Во второй половине тридцатых годов советские конструкторы работали над несколькими новыми проектами реактивных минометов с боеприпасами различных типов. В июне 1938 года Главное артиллерийское управление Наркомата обороны поручило НИИ-3 разработать новый реактивный миномет, способный использовать снаряды калибра 82 мм. В качестве боеприпаса для такой боевой машины предлагалась недавно разработанная ракета РС-82. Испытания показали, что характеристики подобного боеприпаса позволят наносить эффективные удары по наземным целям противника.

Работы по проекту реактивного миномета под снаряды калибра 82 мм активизировались после боев на реке Халхин-Гол. В ходе этого конфликта советские истребители активно использовали реактивные снаряды РС-82, показавшие свою эффективность при стрельбе по воздушным и наземным целям. Несмотря на сравнительно малый вес взрывчатого вещества боевой части, такие ракеты хорошо справлялись с уничтожением техники и живой силы противника.


На доработку снаряда РС-82 для использования на сухопутном реактивном миномете ушло некоторое время. После такой модернизации боеприпас получил новое обозначение – М-8. Все работы по созданию новой модификации реактивного снаряда велись в НИИ-3. Одновременно с этим к новому проекту привлекались другие предприятия. Так, шасси для монтажа пусковой установки и сопутствующих агрегатов создавалось московским заводом «Компрессор».

Ввиду наличия иных проектов с более высоким приоритетом новый реактивный миномет, получивший обозначение БМ-8-36, создавался с некоторым отставанием от более известного БМ-13. К примеру, сборка первого опытного образца началась только в июне 1941 года. Тем не менее, после начала войны все работы ускорились, в результате чего уже в августе новая боевая машина была принята на вооружение Красной Армии.

Реактивный миномет БМ-8-36


В качестве основы для нового реактивного миномета выбрали грузовой автомобиль ГАЗ-ААА с колесной формулой 6х4. Такие машины производились крупной серией, что позволяло быстро и без особых проблем наладить сборку реактивных минометов. Грузовики разных серий оснащались двигателями мощностью до 50 л.с. Машина могла развивать скорость до 65 км/ч. Грузоподъемность автомобилей ГАЗ-ААА достигала 2 т на шоссе и снижалась до 1,5 т при движении по грунтовым дорогам.

На грузовой площадке базового грузовика, над задними осями, предлагалось монтировать пусковую установку для реактивных снарядов. Основой такой установки была собранная из труб рама, позволявшая наводить блок направляющих в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В зависимости от серии и возможностей предприятия-изготовителя рама могла иметь разную форму. В частности, на некоторых фотографиях можно заметить, что пусковые установки одних машин имели скругленные элементы рамы из согнутых труб, а на других применялись угловатые конструкции из нескольких деталей.

На верхней части рамы крепилась пусковая установка с рельсовыми направляющими для реактивных снарядов. Направляющие были заимствованы из комплекса вооружения истребителей, оснащавшихся снарядами РС-82. Это были т.н. реактивные орудия типа «флейта». Как ясно из названия, реактивный миномет БМ-8-36 имел 36 направляющих. Они располагались в три ряда и закреплялись на поперечных балках. Верхний и средний ряды состояли из 14 направляющих. Еще 8 «рельс» для ракет размещались под нижней балкой, по ее краям. Центральная часть нижней поперечной балки предназначалась для крепления блока направляющих на раме пусковой установки.

По некоторым данным, в ранних вариантах проекта рассматривалась возможность использования 38 направляющих. От этого отказались, поскольку ракеты, сходящие с двух центральных «флейт» нижнего ряда, могли зацепить некоторые детали боевой машины с соответствующими неприятными последствиями.

Грузовик ГАЗ-ААА с пусковой установкой имел длину около 5,4 м, ширину чуть больше 2 м и высоту порядка 2,5 м. Вес реактивного миномета БМ-8-36 без расчета и боеприпасов достигал 3-3,2 т. Таким образом, разработчикам боевой машины удалось полностью уложиться в возможности базовой машины с сохранением ее основных характеристик.

Для использования в составе комплекса БМ-8-36 предлагался реактивный снаряд М-8, представлявший собой незначительно доработанную ракету РС-82. Это была неуправляемая ракета калибра 82 мм общей длиной не менее 600 мм. Снаряды М-8 имели цилиндрический корпус с коническим или оживальным головным обтекателем, сужающейся хвостовой частью и четырьмя хвостовыми стабилизаторами. Плоскости закреплялись жестко и не складывались для удобства транспортировки.

Конструкция снаряда М-8 состояла из двух основных блоков: боевой части и ракетного двигателя. В головной части снаряда располагался заряд взрывчатого вещества весом 0,6 кг, помещенный внутрь дробящегося на осколки корпуса. Общий вес боевой части с учетом взрывателя достигал 2,79 кг. Для подрыва взрывчатки использовался контактный взрыватель АМ-А.

Внутри металлического корпуса двигателя помещались несколько цилиндрических пороховых шашек общим весом около 1,2 кг. Заряд двигателя сгорал за 0,6 с, создавая тягу до 400 кг. С направляющей ракета сходила со скоростью порядка 50 м/с и далее разгонялась до 300-315 м/с. Ввиду малого времени горения порохового заряда двигателя длина активного участка траектории не превышала 80-85 м. Далее ракеты летели по инерции. Дальность стрельбы устанавливалась путем изменения угла возвышения направляющих. Максимальная дальность стрельбы была определена на уровне 5515 м.

Снаряды М-8 должны были поражать цель при помощи осколков корпуса боевой части. При подрыве имевшейся боевой части обеспечивалось сплошное поражение осколками в радиусе 3-4 м. Кроме того, боле тяжелые осколки в некоторых случаях могли разлетаться на 10-15 м, не теряя убойную силу.

Реактивный миномет БМ-8-36


Боевая машина БМ-8-36 получила простую систему управления огнем, позволявшую стрелять как одиночными ракетами, так и запускать весь боекомплект одним залпом. На запуск всех имеющихся ракет уходило не более 15-20 с. По конструкции и принципу работы система управления реактивного миномета БМ-8-36 соответствовала устройствам, использовавшимся в составе комплексов БМ-13 и других аналогичных боевых машин того времени.

Сборка первого опытного образца нового реактивного миномета, рассчитанного для использования 82-мм снарядов, началась в июне 1941 года. Из-за начала войны работы ускорились, в результате чего уже к концу лета были завершены все необходимые работы. В августе 41-го боевая машина БМ-8-36 с реактивными снарядами М-8 была принята на вооружение Красной Армии. Почти одновременно с этим советская промышленность начала осваивать серийное производство такой техники.

К строительству реактивных минометов БМ-8-36 были привлечены московские заводы «Компрессор» и «Красная Пресня». Быстрому освоению производства способствовала сравнительно простая конструкция новых агрегатов, а также широкое использование существующих агрегатов. Так, новый реактивный миномет оснащался направляющими для снарядов, заимствованными у состоящих на вооружении самолетов. Кроме того, некоторые агрегаты пусковой установки были заимствованы у машины БМ-13, разработанной ранее и уже строившейся серийно. Наконец, базовое шасси ГАЗ-ААА производилось в больших количествах и активно эксплуатировалось в различных структурах. Все эти факторы определенной мере упростили сборку новых боевых машин.

Сравнительная простота изготовления сказалась на темпах производства. Уже к началу сентября, т.е. примерно за месяц, два завода построили и передали армии 72 самоходных реактивных миномета БМ-8-36. Еще через два месяца, к началу ноября, общее число выпущенных машин достигло 270. На этом производство не остановилось, каждый месяц на фронт отправлялось по несколько десятков новых боевых машин. Одновременно с этим на других предприятиях массово производились реактивные снаряды М-8. Высочайшая степень унификации с авиационным РС-82 позволяла одному заводу одновременно снабжать боеприпасами и артиллеристов, и летчиков.

Реактивные минометы типа БМ-13 и БМ-8-36 активно использовались на фронте для нанесения ударов по позициям противника. Кроме того, известны случаи, когда реактивная артиллерия применялась для стрельбы прямой наводкой по наступающим войскам. В большинстве источников упоминается подобная стрельба только из «Катюш», однако нельзя исключать, что и БМ-8-36 в условиях сложного положения на фронте могли прибегать к нестандартным способам атаки противника.

Реактивный миномет БМ-8-36


Точные сведения о боевом применении минометов БМ-8-36 отсутствуют, однако можно сделать некоторые выводы о реальной эффективности этого вооружения, исходя из его характеристик. Даже при поверхностном изучении становится понятно, что снаряды М-8 серьезно проигрывали более крупным и тяжелым М-13 по могуществу и другим параметрам. Для сравнения, М-8 нес боевую часть весом 2,79 кг с зарядом 0,6 кг, а М-13 оснащался 21-килограммовой боевой частью с 4,9 кг взрывчатого вещества. Кроме того, дальность ракет М-13, в зависимости от модификации, достигала 8400-8500 м. Таким образом, БМ-13 били дальше и наносили больший ущерб. При этом более чем двукратная разница в количестве направляющих не могла компенсировать разрыв в иных характеристиках.

Тем не менее, в первые месяцы войны Красной Армии не приходилось выбирать. Несмотря на отставание в характеристиках от БМ-13, реактивный миномет БМ-8-36 представлял большую ценность для войск, поскольку мог эффективно выполнять возложенные на него задачи, а также позволял быстрее вооружать артиллерийские подразделения необходимой техникой. По этой причине боевые машины БМ-8-36 производились в течение достаточно длительного времени.

Строительство реактивных минометов БМ-8-36 началось в середине лета 1941 года и завершилось только во второй половине 42-го. Ряд удачных технических решений обеспечивал этой технике достаточно высокие характеристики, что позволило сохранять производство. В середине 1942 года был разработан новый реактивный миномет, призванный заменить в войсках имеющиеся БМ-8-36. На смену этой технике пришли боевые машины БМ-8-48 на различных шасси. Они производились на тех же заводах, что и БМ-8-36.

Точное количество выпущенных реактивных минометов БМ-8-36 неизвестно. Имеющиеся сведения о темпе производства летом 1941 года позволяют говорить о выпуске примерно сотни боевых машин в месяц. Таким образом, заводы «Компрессор» и «Красная Пресня» общими усилиями могли собрать и передать Красной Армии не менее тысячи единиц БМ-8-36.

Построенные машины БМ-8-36 использовались в войсках до израсходования ресурса или уничтожения. Таким образом, некоторое количество подобных реактивных минометов оставалось в подразделениях и после прекращения выпуска, но со временем их количество постоянно сокращалось. С середины 1942 года в войска начали поступать новые реактивные минометы, использующие снаряды калибра 82 мм. Со временем они полностью вытеснили устаревшие БМ-8-36.


По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://zw-observer.narod.ru/
http://callig-museum.ru/
http://tehnikapobedy.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. parusnik 18 мая 2015 07:38
    БМ-8-36-свою задачу выполнили,на определённом этапе...
    1. Argon 18 мая 2015 13:02
      В целом нельзя назвать использование авиационных боеприпасов в сухопутных войсках рентабельным,учитывая их более высокую трудоемкость изготовления.При попытках перевода производства РС-82 на более"мягкие",с точки зрения контроля качества(как сырья так и конечного продукта)технологии,боевые качества боеприпасов,значительно снижалась(особенно кучность).Да и дальность в 6 км,представлялась явно недостаточной для систем монтируемых на незащищенном шасси.Вот в статье описывается,что установка монтировалась на шасси ГАЗ-ААА,но все приведенные фото демонстрируют в качестве"носителя"ЗиС-6.
  2. kirpich 18 мая 2015 07:39
    Автор,спасибо за статью. За то,что открыл ещё одно незаслуженно забытое оружие победы.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня