Необычные танки Росcии и СССР. Танк Дыренкова ДР-4

25
Необычные танки Росcии и СССР. Танк Дыренкова ДР-4


В конце 20-х-начале 30-х годов прошлого столетия в СССР стремительными темпами развивалось танкостроение, танковый парк РККА пополнялся новыми машинами как отечественной разработки, так и созданными на основе зарубежных образцов. Понимая необходимость оснащения бронетанковых частей боевыми машинами только собственного производства, правительство молодой советской России создавало благоприятные условия для продвижения проектов талантливых инженеров и конструкторов. Одним из таких инженеров-самоучек был Николай Иванович Дыренков (1898 – 1937), создатель большого количества образцов бронеавтомобилей, мотоброневагонов и танков. Многие из его творений так и остались только на бумаге, некоторые были выпущены лишь в виде прототипов и опытных образцов, но были среди них и те, которые были приняты и запущены в мелкосерийное производство. Также он принимал непосредственное участие в создании корпуса для лёгкого танка А-20. В этой статье мы поговорим об одном из его проектов, известном как Д-4, также имевшем названия «танк Дыренкова», ДРС или просто «танк Д».



В РВС СССР 5 октября 1929 года Н. И. Дыренковым был представлен проект среднего колёсно-гусеничного маневренного танка. Уже 18 ноября комиссией был заслушан доклад об особенностях данного проекта, по результатам которого было принято решение: "Признать целесообразным подвергнуть испытанию танк системы Д, с каковой целью дать срочный заказ Ижорскому заводу на 6 опытных экземпляров танка со сроком сдачи первого танка не позднее 1 апреля 1930 года". В декабре 1929 года Н. И. Дыренков создаёт на Ижорском заводе опытно-конструкторское бюро, становится его руководителем и приступает к реализации своего оригинального проекта, получившего в 1930 году обозначение Д-4. Согласно расчетам конструктора, танк должен был иметь боевую массу 12 тонн, при толщине брони от 15 до 20 мм. Вооружение - две 45-мм пушки системы Соколова и четыре 7,62-мм пулемёта ДТ (Дегтярев Танковый) - расположено в двух башнях, размещенных в передней части корпуса с небольшим смещением по диагонали. Хотя первоначально предполагалось, что танк будет иметь три башни, но особенности ходовой части не позволяли увеличить массу машины, поэтому от трёхбашенной схемы решено было отказаться. Ходовая часть машины заслуживает особого внимания, она была колёсно-гусеничной, закрытой снаружи бронеэкраном.



Гусеничный движитель, на борт, состоял из ведущей звездочки, ленивца и двух катков большого диаметра, как вариант рассматривалось применение трёх пар опорных катков малого диаметра, опиравшихся на горизонтальные пластинчатые рессоры, которые крепились на стальной коробке, находящейся между экраном и бронекорпусом танка. С внешней стороны экрана, на осях ведущего и направляющего катков, крепились автомобильные колёса, задняя пара которых была ведущей. При необходимости при помощи домкратов, приводимых в действие двигателем, опускалась или поднималась коробка с парами закрепленных на ней опорных катков, тем самым опуская машину на колеса или поднимая на гусеничный движитель. Оснащенный реверсной системой, танк мог с одинаковой скоростью двигаться как вперёд, так и назад. Также конструкцией была предусмотрена возможность двигаться под водой и самостоятельно передвигаться по железной дороге, для чего под днищем корпуса были установлены железнодорожные скаты.

Силовая установка состояла из двух двигателей «Геркулес» мощностью 105 л.с. По разным причинам проект затягивался, и только в марте 1931 года «танк Дыренкова» совершил свой первый выезд. Возложенных на него надежд танк не оправдал, фактический вес составил более 15-ти тонн, что значительно превышало расчетный, конструкция ходовой части не была тщательно продумана и не имела запаса для модернизации, мощности двигателей для передвижения с расчетной скоростью уже не хватало. Танк с трудом мог передвигаться даже по твёрдому грунту, о возможности перемещения по бездорожью и в боевых условиях не могло быть и речи. Выяснилось, что трансмиссия машины ненадежна и требует серьёзной доработки. Однако конструктор к тому времени был увлечен новым проектом, известным как Д-5, и проект Д-4 был им заброшен. Вскоре все работы по нему были прекращены, танк был разобран на металлолом. Как и Д-4, проект Д-5 не был завершен, в ноябре 1931 года был построен лишь макет танка в масштабе 1:1, но 1 декабря 1932 года конструкторское бюро было расформировано. Из докладной записки Г. Бокеса Начальнику Механизации и Моторизации РККА И. Халепскому: «Вам уже известен печальный опыт по изготовлению опытного образца танка Д-4, в результате чего мы не получили машины, а лишь израсходовали около миллиона рублей народных денег.



Сам конструктор Дыренков, как видно, решил, что из этой машины ничего не выйдет, и поэтому конструкцию Д-4 бросил и приступил к переконструированию танка по типу Д-5. У меня большие сомнения, что из этой машины что-нибудь выйдет, и не будут ли опять потрачены миллионы рублей, и в результате опять получим коробку с разными недействующими механизмами. В этом меня убеждает то обстоятельство, что машина Д-5 сохраняет основные механизмы Д-4.» Позже, в 1937 году Н. И. Дыренков был арестован по обвинению в участии в террористической организации и 9 декабря 1939 года был расстрелян.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. makarov
    +6
    23 ноября 2013 08:27
    Да, в те времена конструктор нес полную ответственность за провал проекта, и зачастую ответственность было ВМН, но почему то ее не разделяли чиновники дающие "добро" на проект. Человек имеющий необходимые познания по теме, мог бы сразу отсеять ненужное. Вот и получается то, что получается...и до сих пор система мало изменена
    1. +6
      23 ноября 2013 09:48
      Не совсем так. Дыренков экспериментировал с личного разрешения Сталина, написав ему письмо, что у него, самоучки, есть идеи похлеще, чем у инженеров-конструкторов. Получив добро, развернул бурную деятельность, вплоть до отливки танковых башен из чугуна. В.А. Малышев назвал этот период в танкостроении Дыренковщиной.
      1. Hudo
        +1
        23 ноября 2013 11:24
        Из докладной записки Г. Бокеса Начальнику Механизации и Моторизации РККА И. Халепскому: «Вам уже известен печальный опыт по изготовлению опытного образца танка Д-4, в результате чего мы не получили машины, а лишь израсходовали около миллиона рублей народных денег.

        За бессмысленные реализации своих безумных идей, дыренков н.в. был арестован 13 октября 1937 года. Приговорён ВКВС СССР 9 декабря 1937 года по обвинению «участие в диверсионно-террористической организации».
        В этот же день расстрелян на полигоне «Коммунарка» (Московская область), где и захоронен. Казалось бы пуля чекиста поставила точку в карьере вредителя-троцкиста разбазаривавшего впустую народные деньги в грозный предвоенный час... Ан нет, плешивый троцкист-кукурузовед хрущёв реабилитировал подельника решением ВКВС СССР в декабре 1956 года.
        1. +2
          23 ноября 2013 19:17
          Hudo-Он такой Троцкист как и вы ,Королева тоже хотели расстрелять да не вышло у мужика взялся не за свое дело ,а сколько за доносы было расстреляно поругался с соседом алкоголиком и все ты уже троцкист и т,д
          1. Hudo
            +1
            24 ноября 2013 01:31
            Цитата: ruslan207
            Младший лейтенант
            ruslan207 IL Вчера, 19:17 ↑ Новый

            Hudo-Он такой Троцкист как и вы


            Ну да? Клепать откровенное убоище, тратить на это деньги и ресурсы и не понимать того, что он вытворяет? Ну вы меня извините -- троцкист самый что ни на есть настоящий гад и вредитель и он и тот кто дал добро на такое непотребство в такое время.

            И не надо всё валить в одну кучу Королёв, доносы, репрессии , кровь, песок г'овно и сахар-песок.
            1. +1
              24 ноября 2013 20:03
              Вам, вероятно, при исполнении производственных обязанностей случалось совершать ошибки - их ведь не совершает только тот, кто ничего не делает. Так вот вспомните какую-нибудь и представьте, что за неё вам не лишение премии (выговор, отпуск зимой, портрет в стенгазете под рубрикой "Они тянут коллектив назад" и т.п.), а "пуля чекиста" (по Вашему выражению). Предвижу возражение - Ваши действия не потребовали таких финансовых затрат государства. Но во-первых, можно к любому действию притянуть затраты любых размеров, во-вторых, Вашу искренность оценить невозможно, т.е., возможно Вы причинили гораздо больший вред государству, но "пуля чекиста" Вас миновала (помните, "отсутствие судимости не ваша заслуга, а наша недоработка"). Поэтому с людоедскими заключениями лучше бы поосторожнее...
              1. Hudo
                +1
                24 ноября 2013 21:15
                Цитата: alex86
                Вам, вероятно, при исполнении производственных обязанностей случалось совершать ошибки - их ведь не совершает только тот, кто ничего не делает. Так вот вспомните какую-нибудь и представьте, что за неё вам не лишение премии (выговор, отпуск зимой, портрет в стенгазете под рубрикой "Они тянут коллектив назад" и т.п.), а "пуля чекиста" (по Вашему выражению).


                Вы разницу замечаете между ненадлежащим исполнением должностных обязанностей и НАМЕРЕННЫМ размыванием финансовых, людских и материальных ресурсов кои в дефиците на реализацию откровенно идиотского и крайне затратного прожекта в предвоенное время? Я лично в том сомневаюсь. Почитайте у Широкорада о таком же пустозвоне по фамилии бекаури -- он много лет занимался нереализуемыми прожектами пользы не принёс ни на грош, одни колоссальные затраты -- ну и как заслуженный приз, пуля ему в загривок. Ибо из-за таких вод пустозвонов дУренковых и курчевских не были сорваны действительно перспективные разработки, и за это было заплачено большой кровью в войну.
                Это факты, а с вашей стороны просто набор фраз.
                1. +1
                  24 ноября 2013 21:36
                  Цитата: Hudo
                  с вашей стороны просто набор фраз.

                  Вообще говоря, мы все здесь общаемся набором фраз.
                  А под "намеренное размывание ресурсов" можно подвести любой проект - как реализованный (очень много денег потратили), так и нереализованный. Например, можно назвать "откровенно идиотским" проект "Буран" - толку от него не вышло, повторяли американцев - так что, всем разработчикам "пулю чекиста"? Так можно оценить любой проект. А то, что занимались откровенно провальными идеями - так это нам сегодня видно, что из них было провальным. А тогда кому что было видно? - техника развивалась с нуля, "свинтопрульных аппаратов" хватало. Сейчас кому-то из власть имущих Петрик - гений, а большинству - авантюрист и шулер. А лет через 20 с недоумением скажут - "размывание ресурсов" ( не привязывайтесь к Петрику, это я для примера).
                  1. Hudo
                    +1
                    24 ноября 2013 22:05
                    Цитата: alex86
                    А под "намеренное размывание ресурсов" можно подвести любой проект


                    Алексей, не обижайтесь, но мне лень пояснять Вам прописные истины. Прочтите хотя бы первую главу Александр Широкорад "ЧУДО-ОРУЖИЕ СССР Тайны советского оружия." Широкорад более талантлив, и он в весьма доступной форме поясняет вред нанесённый такими вот дУренковыми.

                    А от себя добавлю, пригретому при хруще академику Чаромскому, создателю танкового двухтактника 5тдф методом проб и ошибок(!!!) без научного обоснования(!!!) в течениии более чем 10(!!!)лет, тоже было бы полезно потрудиться годик-другой на строительстве какого нибудь канала или на лесоповале, как и Королёву. Ведь итог его "работ" весьма плачевен -- потрачены колоссальные ресурсы, а налицо отсутствие современного танкового дизеля(одни вариации на тему В-2) и убоище им созданное(работающее точегонеможетбыть).Удовлетворение научных амбиций тов.Чаромского и и комбинация из пяти пальцев, именуемая в народе как фмга, вот и фсё.
                    1. sapran
                      0
                      24 ноября 2013 23:36
                      Чаромский до этого работал в теме дизелестроения (по авиации) Тот же В-2 (БДД) пока сотворили то крови много пролилось (кстати ТТХ еще при Тухачевском ставились), а с 5ТДФ ожидали что адаптация наработок Юнкерса пройдет успешно Немецкие танковые дизеля нашим трофейным командам на глаза не попадались. а тут такой соблазн...
                      1. Hudo
                        +1
                        25 ноября 2013 00:33
                        Цитата: sapran
                        а с 5ТДФ ожидали что адаптация наработок Юнкерса пройдет успешно Немецкие танковые дизеля нашим трофейным командам на глаза не попадались. а тут такой соблазн...


                        Не прокатило... За такой соблазн и за такую цену, надо канделябром по черепу лупить. Если это не вредительство -- то что же тогда это?
                2. sapran
                  0
                  24 ноября 2013 23:30
                  Для начала подскажите книгу где это описано. Так как про Бекаури с его наработками у меня другая информация (систем телеуправления, радиоуправляемых мин) которые использовались в ходе ВОВ тот же взорванный Крещатик в Киеве как пример)Ряд работ явно был авнтюрой для того состояния промышленности но кто то должен и пробывать.
                  1. Hudo
                    0
                    25 ноября 2013 00:29
                    Цитата: sapran
                    Александр Широкорад "ЧУДО-ОРУЖИЕ СССР Тайны советского оружия."

                    Александр Широкорад "ЧУДО-ОРУЖИЕ СССР Тайны советского оружия." http://www.litmir.net
                    В первой главе Широкорад об сём пространно пишет.
                    1. sapran
                      0
                      25 ноября 2013 00:38
                      Спасибо. попробуем просветится...
            2. 0
              28 июня 2017 21:53
              "Не надо горячиться, товарищ".
              Так говорил товарищ Сталин.
              Первое.
              Конструктор или предлагает свое видение какого-либо изделия. Или перед ним ставят задачу.
              Вышестоящие.
              Задачу поставил лично И.В. Сталин.
              Вопрос не в том могло бы что-то из этого получиться или не могло.
              Вопрос не в том потрачено в холостую миллион рублей или от этого была польза.
              Вопрос не в том принадлежал ли этот Дыренков (ну и фамилия, прости меня Господи) к троцкистам.
              Вопрос в другом.
              А на кой нам ляд нужны были КОЛЕСНЫЕ танки?
              И где это мы на них собирались кататься?
              Асфальт был только в крупных городах, да не на всех улицах.
              Да и танки в общем то не для города конструируются.
              А для более непритязательных и труднопроходимых мест.
              Так на какой ляд Сталин и советское правительство дало согласие на строительство такого танка?
              Кто ответит?
              1. 0
                7 октября 2017 18:25
                В то время колесно-гусеничные (вовсе не колёсные) движители рассматривались как решение задач повышения оперативной подвижности танков и очень низкого ресурса гусеничных лент. Колесно-гусеничные танки ставились на колеса на марше (вовсе не обязательно на дорогах с асфальтобетонным покрытием, и уж тем более не исключительно в городской черте), а в бой шли на гусеницах. Учитывая серийное производство и принятие на вооружение таких танков, хотя бы БТ, не знать это и нести несуразицу по города просто стыдно.
      2. +1
        23 ноября 2013 13:46
        экспериментировал с личного разрешения Сталина


        На данном этапе Николай Иванович работал под покровительством Халепского, а не Сталина
    2. sapran
      0
      24 ноября 2013 23:21
      Веяние эпохи под символом Фафоритизм+ почему то умалчивают протекционизм. имеет как положительные так и резко отрицательные характеристики с первым случаем бывает и удача к примеру Шпитальный Пусть хоть и в одиночных образцах то протекционизм умноженый на фанатичное виденье своей гениальности может быть в 100 крат хуже к примеру Цыганов Николай Фёдорович или Курчевский Леонид Васильевич
  2. avt
    +3
    23 ноября 2013 08:53
    Цитата: makarov
    Вот и получается то, что получается...и до сих пор система мало изменена

    Ну не совсем так ,хотя систему отлаженную после Тухачевского покоцали здорово . Дыренков ведь ,,дитя" того времени ,когда артистичная натура Тухачевского хваталась за любую внешне симпатичную идею ,даже если проект был реально хорош и перспективен ,но не было физической возможности его сделать.Очень показателен пример с вертолетами . После полетов Черемухина Тухачевский загорелся идеей серийного изготовления ,но Сталин ,по воспоминаниям Туполева ,заявил что физической возможности нет ,а если начнем ,то обгонят нас всенепременно .Но тему в ЦАГИ закрывать не стал и Камов и Миль по ней работали .
  3. +7
    23 ноября 2013 10:02
    Похоже СКОЛКОВО обр.1930 г.
  4. +2
    23 ноября 2013 12:29
    Сейчас бы такая ответственность нашему ОПК
    1. +2
      23 ноября 2013 14:07
      Да ладно, тогда бардак был тоже приличный. Даже расстрелы не помогли.
  5. +2
    23 ноября 2013 13:39
    во времена были за каждую разработку конструктор нес личную ответственность и просто так бабло было не отмыть hi с каждого кому выделялось финансирование требовали по полной hi
  6. 0
    23 ноября 2013 17:34
    Дата смерти конструктора танка - 1937г.- очень настораживает.
    1. Hudo
      0
      24 ноября 2013 11:31
      Цитата: xomaNN
      Дата смерти конструктора танка - 1937г.- очень настораживает.


      Совершенно неясно, что Вас настораживает?
      Приходит новое пополнение.Старшина спрашивает кто, что умеете делать , один красит, другой рисует ,третий кладку кладет, четвертый - "варит" и вот один говорит - А я бульбуляторы делать умею.- Старшина - А это что такое?- Давайте ведро , покажу.Старшина дает ведро, боец берет и гвоздем делает много дырок .Наливает воды и вода вытекая -Буль-Буль .Старшина - Вот - ведро испортил.Выкинул ведро на мусорку.На следующий день приезжает с проверкой генерал и как обычно сразу на помойку. Да- говорит генерал,- хорошо живешь полковник - Вот смотрю совсем новый бульбулятор выкинули.
      А этот бронированный бульбулятор стоит громадных денег, затрат ресурсов, производственных мощностей, ерундой загружены сотрудники КБ у которых масса неотложных для страны проектов... Вот в 1937 году, тов. Сталин И.В. и очистил на время страну от бульбуляторщиков и организаторов бульбуляторных изысканий при высоких должностях -- кого в лагеря исправляться, а неисправимых -- в расход. Дыренковы, бекаури, курчевские иже с ними исправляются только радикальными способами
  7. КЕКС44
    0
    23 ноября 2013 19:49
    Бредовый танчик.
  8. 0
    24 ноября 2013 00:19
    Слава советским танкистам!Задачу выполнили soldier Преклоняюсь перед вашим подвигом,выше знамёна!
    1. +2
      24 ноября 2013 00:42
      Вчера гуляли с дочкой в парке Победа(Самара)восторгу нет предела,малышня так и липнет к 34-ке.А папани в сторонке стоят,сумрачно покуривают..размышляют---экипажи.
      1. внук солдата
        0
        24 ноября 2013 02:14
        от бутылок в башне уже очистили?нужно добавить бы экспонаты
      2. 0
        24 ноября 2013 03:23
        танкисты,вперёд Орлы,славные ребята нашей .родины
  9. бэвэтэк
    +3
    24 ноября 2013 06:36
    Далеко бы пошел,да вовремя остановили.Жаль,что чубайс не в то время начал свои нанопроэкты нанонировать.
  10. 0
    24 ноября 2013 20:14
    Да, авантюрность была у Дыренкова.
    Его бы идеи, да в нормальную обработку технарям... было бы интересно.

    С танками у него не получилось, но бронемотовагоны пошли в серию. Д-2 было построено 30 шт.
    Да, они были не просты в обслуживании и ремонте, но служили и неплохо воевали.
  11. 0
    5 июня 2017 14:22
    Smotrya na ego "izdelia", polno spravedlivo, shto rozstrelyali. :)
    1. Комментарий был удален.