Грузовые автомобили Первой мировой войны. Франция и Италия (часть первая)

11
Это сейчас Франция на мировом авторынке смотрится далеко не звездой, хотя и «Рено» и «Ситроен» по-прежнему выпускает. Не так было перед Первой мировой войной, когда французские автомобили являлись для многих производителей эталоном качества и изящества. Достаточно перечитать романы Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» и «Эмигранты» («Черное золото»), чтобы почувствовать, что европейский рынок был заполнен именно французскими авто. Так было после войны, но так было и накануне войны. Фирм было много, но сегодня многие из них известны только экспертам. Например, грузовик фирмы «Берлие СВА» как раз к их числу и относится, но на самом деле это был один из самых известных автомобилей такого класса в годы Первой мировой войны. Можно даже сказать, что для нее эта машина была равна GMC, ГАЗ АА или «Опель Блиц» периода Второй мировой войны. Свою компанию Мариус Берлие основал в 1894 году, а уже 1906 году создал свой первый коммерческий грузовик с цепным приводом и кабиной над двигателем машины, за которым вскоре последовали и другие модели. Когда началась война, фирма выпустили грузовик «Берлие СВА».

Грузовые автомобили Первой мировой войны. Франция и Италия (часть первая)
«Рено AG1» 1914 года, он же «Такси Марне». Свое прозвище машина получила после того, как на ней перевезли для участия в битве у реки Марне 6 тысяч парижских солдат




Автомобиль имел четырехцилиндровый бензиновый двигатель мощностью 25 л. с., цепной привод задних колес и стальную раму вместо деревянной. Коробка передач была четырехступенчатой, шины из твердой резины и бампер перед радиатором. Он мог перевозить около 3,5 тонны и имел максимальную скорость в 30 км/ч.

Во французской армии это авто стала чем-то вроде эталонного грузовика. Именно эти грузовики двигались по так называемому «Священному пути» — дороге, по которой день и ночь французы поставляли грузы к Вердену в 1916 году. Впрочем, успех был не только в том, что машина была качественной. Она еще и была массовой. Фирма «Берлие» первой ввела у себя сборку этих автомобилей на конвейере, отчего упала цена и выросла производительность труда: каждый день 40 новых грузовиков выкатывались через заводские ворота. До конца войны армии было поставлено 25000 автомобилей этого типа. Их использовали в 20-30-е годы и в первые годы Второй мировой войны. В Польше фирма «Урсус» выпускала копию этого автомобиля.


«Берлие СВА»


До Первой мировой войны большая часть артиллерии была на конной тяге за исключением некоторых тяжелых орудий, которые передвигались паровыми тракторами — огромными, прожорливыми и неповоротливыми. В 1910 году военные впервые обратилась к фирме «Панар-Левассор» с предложением создать тяжелый транспортер с двигателем внутреннего сгорания. Разработкой новой машины занялся подполковник ДеПорт, который в итоге сконструировал тяжелый грузовой автомобиль с приводом на все колеса.


Цепной привод на заднее колесо «Берлие» СВА.


Во время ходовых испытаний в конце марта 1912 года автомобиль показал отличные ходовые качества, после чего они продолжились уже в Венсене, где его заставили буксировать тяжелые орудия. Кроме того, он перевозил еще и 14 человек; причем, в случае буксировки 220-мм мортиры, общий тяговый вес превышал 12 тонн.

На пересеченной местности автомобиль показал себя превосходно, и было решено проверить его на весенних маневрах в 1913 году, после которых он был принят на вооружение армии. Передача «Шатильон-Панар» (а ДеПорт передал свою конструкцию именно этой фирме) была устроена так, что у нее не было карданов, а только один дифференциал. Он работал на поперечной вал, и передавал вращение на колеса через косозубые шестерни на концах промежуточного вала и четыре диагональных вала, на которых опять же были такие шестерни, вращавшие шестерни колес.


«Шатильон-Панар»


Мнение, высказанное комиссией относительно нового транспортера, было самое восторженное. Французская армия пыталась возить тяжелые пушки с помощью автотранспорта еще в 1907 году, но так как у нее было только два полноприводных автомобиля, понятно, что ничего хорошего из этого не вышло.

Пятьдесят тягачей «Шатильон-Панар» были заказаны сразу — и вскоре поставлены армии, а затем был выдан заказ еще на пятьдесят машин. Тем не менее, было решено провести дополнительные испытания перед заказом второй партии, теперь уже в распутицу, поскольку предыдущие проводились что называется «посуху».


«Шатильон-Панар» за буксировкой орудий.


В марте 1914 года испытания проводились под проливным дождем, земля превратилась в трясину, и вот в ней-то машины и застряли. Было решено вторую партию не заказывать, но зато когда война началась, по крайней мере, эти пятьдесят машин у армии были. А всего на тот момент она располагала 220 автомобилями, среди которых был 91 грузовик, 31 «карета скорой помощи», 2 «автоматические пушки» и разношерстная коллекция штабных автомобилей и легковушек «для связи».

Ну, а «Шатильон-Панар» пошел воевать, и оказалось, что машина совсем неплохая. Мотор имел мощность 40 л/с, что позволяло иметь максимальную скорость 17 км в час. Он мог буксировать прицеп массой до 15 тонн, но при этом его скорость падала до 8 км в час.


Боковая проекция автомобиля «Шатильон-Панар»


Французская автомобильная фирма «Латиль» (сейчас давно уже поглощенная компанией «Рено») первый в мире полноприводный грузовик построила еще в конце 1890-х годов. Во время Первой мировой войны она начала производство автомобилей «Латиль» TAR (4x4) со всеми ведущими и управляемыми колесами для использования в качестве тягачей для тяжелых орудий. В качестве привода был взят четырехцилиндровый бензиновый двигатель мощностью 35 л.с. Грузоподъемность составляла 4000 кг.

Конечно, французам повезло с тем, что у них еще со времен римского владычества были хорошие дороги. В результате применения автотранспорта средняя скорость транспортировки орудий резко возросла, а длина походных колонн уменьшилась. Например, именно «Латиль» TAR возил пушки калибром 155-мм, в также 220-мм и 280-мм мортиры Шнейдера.

Эти же грузовики работали в американском экспедиционном корпусе, высадившемся во Франции. О качестве этого автомобиля можно судить по тому, что французская армия сохранила его в 20-х и 30-х годах, и он так же использовался в начале Второй мировой войны, хотя к тому времени считался уже давно устаревшим.


«Латиль» TAR — один из самых популярных военных автомобилей французской армии


Особенностью машины являлся двигатель в одном блоке с конусным сцеплением и пятиступенчатой коробкой передач. Мотор мог работать на бензине, бензоле или спирте. Тягач был предназначен для армии и мог буксировать прицепы и пушки массой до 36 т.

Перед началом первой мировой войны были построены также два тяжелых полноприводных тягача «Т1» и «ТН» с двигателями мощностью 20 и 30 л.с. для автопоездов полной массой 17-19 т. На модели «ТН» с колесной базой 4,0 м впервые появилась механическая блокировка межколесных дифференциалов и задняя лебедка-кабестан. Более легкие модели «ТСЗ» и «ТС5» с моторами той же мощности, но с колесной базой 2,8 м, стали основой для «колониального» грузовика модели «U», предназначенного для Африки. Во время войны началось производство универсального автомобиля «ТР» (4x2) — уменьшенной копии модели «TAR» с двигателем 35 л.с. «Латиль ТР» выпускали до конца 20-х гг. как балластный или седельный тягач, лесовоз, и автомобиль с бортовой платформой грузоподъемностью 4 — 5 т. Колесная база составляла 2,1 — 3,75 м, полная масса автопоезда достигала 16 т.


Грузовик «Рено 60CV»


Луи Рено построил свой первый автомобиль в конце 1898 года. Ну, а первый реальный коммерческий грузовик с грузоподъемностью около 1000 кг, был сделан в 1906 году. В 1909 году появился грузовик грузоподъемностью 1200 кг, а потом и 1500. Отличительным признаком «Рено» в те времена был радиатор, который был размещен прямо за двигателем, а не перед ним, как это принято сегодня и очень характерный по своему дизайну капот.

Уже в 1913 году на большом завода «Рено» в Бийанкуре на окраине Парижа работало 5200 человек, а производство достигло 1000 автомобилей в год. Когда началась Первая мировая война заводы «Рено» стали производить снаряды (до 6000 штук в день), пулеметы, военные автомобили, авиационные двигатели (до 600 в месяц), самолеты (до 100 в месяц), нарезные стволы (до 1200 в день), пушки и знаменитые танки FТ-17 (до 300 в месяц). И, конечно, грузовики: также до 300 в месяц.


«Карета скорой помощи» на базе «Рено AG1»


В конце 1915 года выпускались автомобили грузоподъемностью 2,5 тонны, 4 тонны и 6 тонн. Некоторые использовались в качестве тягачей для знаменитой 75-мм полевой пушки, другие — для перевозки на фронт танков FT-17. При этом они имели максимальную скорость 18 км/ч.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. avt
    +8
    20 мая 2015 09:53
    Симпатичный автосериал . Хорошо что остались места на сайте где можно отдохнуть от ykроновостей . laughing
    1. +4
      20 мая 2015 10:13
      Цитата: avt
      Хорошо что остались места на сайте где можно отдохнуть от ykроновостей .

      ЭЭТ точно,одна ЛЯ-политика am и УРЯ проекты...
  2. +5
    20 мая 2015 11:42
    Вот это и есть настоящее Военное обозрение!
  3. +2
    20 мая 2015 15:56
    Очень интересная схема трансмиссии"шатильон-панар"обеспечивает привод на отдельно каждое колесо платформы.При современных технологиях вполне перспективно для внедорожных спецмашин.А возможно и дорожных"Суперкаров".
  4. +3
    20 мая 2015 16:50
    спасибо - познавательно. правда душой отдохнул за чтивом.
  5. +5
    20 мая 2015 19:18
    В 1911 г. на конкурс военных грузовиков был представлен первый тягач «Панар-Шатийон К-11» с 4-цилиндровым двигателем SK-4 (4,85 л, 38 л.с.) и индивидуальным приводом каждого колеса собственной системой карданных валов от центральной раздаточной коробки с межосевым дифференциалом. Он весил 5т. мог везти 2-тонный груз и буксировать два прицепа полной массой 11 т, преодолевал подъемы крутизной 32% и броды глубиной 60 см.
    В июле 1912 г. на испытания поступил второй вариант К-13 с более мощным мотором T-4L (7,4 л, 45 л.с), лебедкой и всеми двускатными колесами. Его масса возросла до 6 т, зато он мог буксировать пушки и прицепы массой до 19 т, развивая скорость 17-18 км/ч. У представленного в марте 1913 г. модернизированного тягача полная масса прицепов достигла 22,5 т. Во время Первой мировой войны было собрано около 100 таких машин, применявшихся и в первых сражениях Второй мировой. В 1914-15 гг. под индексами К-14 и К-15 выпускались также армейские варианты обычных грузовиков классической компоновки.
  6. +1
    20 мая 2015 20:52
    А где автомобили с газогенератором на дровах?
    1. 0
      21 мая 2015 05:52
      Цитата: saag
      А где автомобили с газогенератором на дровах?

      В 1-ю Мировую таковых не наблюдалось. hi
  7. +1
    20 мая 2015 21:19
    Интересные авто.А какой у них был аппетит?Какие большие объемы двигателей и так мало лошадей.Наверно лошади были другой породы,чем сейчас.
    1. +2
      21 мая 2015 05:55
      Цитата: григорьевич
      Какие большие объемы двигателей и так мало лошадей.

      Зато горело в них все что горит! Шутка конечно, а если серьезно - малая степень сжатия и низкосортное топливо.
  8. +1
    20 мая 2015 22:17
    Неплохо б продолжить публикации, например посвятив несколько статей автомашинам Второй Мировой.
    1. 0
      21 мая 2015 05:56
      Цитата: Cap.Morgan
      Неплохо б продолжить публикации, например посвятив несколько статей автомашинам Второй Мировой.

      Не плохо бы, но сначала нужно закончить с Первой Мировой. smile

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»