Грузовые автомобили Первой мировой войны. Франция и Италия (часть вторая)

Всем были хороши французские грузовые автомобили, выпускавшиеся в годы Первой мировой войны, однако существовала проблема, которую они решить не могли. Дело в том, что они были привязаны к дорогам. Между тем армии требовался транспортер, способный передвигать пушки по полю боя. А это был прямо-таки «лунный ландшафт». Какой автомобиль смог бы по нему проехать?

Грузовые автомобили Первой мировой войны. Франция и Италия (часть вторая)

«Фиат 15ter»

Поэтому в конце 1915 года Луи Рено от французского министерства боеприпасов получил задание: разработать транспортер, способный транспортировать орудия именно по полю боя. Конечно, существовал трактор «Холт». Но у его проходимость оставляла желать лучшего, к тому же просто так копировать его было нельзя: существовало патентное право. Но французское правительство решило, что патенты «Холта» отличаются от патентов «Шнейдера» и таким образом освободило Рено от всякой ответственности — только сделай нам машину.


Грузовые автомобили Первой мировой войны. Франция и Италия (часть вторая)

«Рено FB»

Порядка 50 машин было заказано уже 22 сентября 1916. Затем 27 октября 1916 года этот заказ был увеличен до 350 машин. Первые транспортеры «Рено FB» были поставлены в марте 1917 года. Предполагалось, что 8 таких транспортеров смогут перевозить за один рейс полную пушечную батарею из 4 полевых пушек или гаубиц, запас боеприпасов и 40-50 офицеров и рядовых их обслуживающего персонала. Транспортер был способен перевозить 75-мм полевую пушку обр. 1897 года, 105-мм пушку «Шнейдер» 1913 года и 155-мм гаубицу Шнейдера 1915 года.

Конструкция транспортера была очень проста: гусеничное тракторное шасси, плоская «палуба» и привод от авиационного двигателя «Рено» в 110 л. с., плюс четырехступенчатая коробка передач. Оборудование было минимизировано до предела. «Рено FB» весил 14 т и мог нести нагрузку в 10 т. Максимальная скорость (без нагрузки) составляла около 6 км/час. Использование авиационного двигателя двигатель оказалось не слишком удачным решением, так как он имел высокий расход топлива и требовал хорошего ухода. Транспортер был достаточно громоздким и особой прочностью не отличался, поэтому рекомендовалось при выборе маршрута движения соблюдать осторожность.

К концу 1917 года около 120 машин поступили на службу. Они оказались очень успешными и часто привлекались для выполнения самых удивительных заданий. Например, транспортировали грузовики с танками «Рено FT-17» в кузове! К моменту перемирия в ноябре 1918 года французская армия имела 256 таких транспортеров.

До конца войны были предложения модернизировать «Рено FB» таким образом, чтобы он мог бы нести на себе 155-мм пушку весом 11 т. Для этого на него поставили мощную лебедку, способную втащить это орудие на платформу. Было и предложение превратить его в САУ, закрыв тонкой броней, но из этого ничего не вышло.

В 1916 году французская армия была крайне заинтересована в артиллерийских тягачах на гусеницах, которые могли бы тянуть тяжелые орудия не только по дорогам, но и по бездорожью. Из-за их отсутствия сорвались планы по проведению наступательных операций в 1915 году. Зачастую пушки находились в одном месте, а нужны были в другом, но доставить на место их было нельзя. «Рено» выполнил задание, построил транспортер с грузовой платформой, а вот фирма «Шнейдер» в конструкции своего тягача использовала двигатель, шасси, трансмиссию и подвеску танка «Шнейдер» СА1. Снаряды тяжелых орудий весили по 40-100 кг и доставлять их к орудиям в полевых условиях можно было только тракторами.

Шасси танка получило отделение управления в передней части корпуса, кабину, и грузовую платформу с деревянным настилом в задней части. Защита от непогоды ограничивалась простым брезентом. Лебедка на транспортере была очень мощной, а трос — толстым и прочным. Мощность двигателя составляла 60 л. с. Трактор весил 10 000 кг при грузоподъемности в 3 000 кг. Максимальная скорость с небольшой нагрузкой составляла 8,2 км/ч.

Грузовые автомобили Первой мировой войны. Франция и Италия (часть вторая)

Транспортер «Шнейдер»

Сначала армия заказала 50 таких тракторов, затем, в октябре 1916 года, уже 500. К моменту заключения перемирия в ноябре 1918 года армия располагала 110 тракторами этого типа.

В целом «Шнейдер» оказалась довольно популярен, и хотя на нем было довольно сложно ездить по пересеченной местности, с поставленными перед ним задачами он вполне справлялся. Но в декабре 1917 года военные потребовали усовершенствовать транспортер таким образом, чтобы он мог возить тяжелые пушки весом до 9 тонн. «Рено» был совершенно не в состоянии выполнить это задание. А вот Шнейдер решил попробовать, тем более, что заказ на 200 танков СА3 улучшенного образца армия отменила в декабре 1917 года. Новый транспортер стал длиннее, мощность двигателя увеличилась до 65 л.с. Один прототип был построен и испытан в октябре 1918 года. Проходимость его и впрямь возросла и он был способен перевозить артиллерийские орудия весом в 9 тонн, такие как 220-мм гаубицы и 155-мм полевые пушки, а также буксировать грузы до 14 тонн. Но перемирие положило конец развитию машин данного класса. Гусеничные артиллерийские транспортеры, возившие пушки у себя на «спине», по принятому уже в ноябре 1918 года указу отменялись, поскольку было решено, что тяжелая артиллерия должна перевозиться только буксире гусеничных машин.

Грузовые автомобили Первой мировой войны. Франция и Италия (часть вторая)

«Фиат» 18.

В отличие от англичан, французов и немцев, итальянская армия вообще не субсидировала военный автопром, и когда началась Первая мировая война, она оказалась без автомобилей! Поэтому в том же 1914 году военные обратились в фирму «Фиат» с просьбой как можно скорее разработать стандартный военный грузовик, сравнимый с зарубежными образцами. В итоге получился «Фиат» 18BL — надежная и крепкая конструкция с четырехцилиндровым двигателем в 38 л.с. Он имел четыре скорости и реверс хода, но передача была цепная, хотя цепи и закрывались кожухами.

Грузовые автомобили Первой мировой войны. Франция и Италия (часть вторая)

Колеса у «Фиата» 18BL были металлическими, а не деревянными, как у большинства других машин того времени.

Машина производилась в 1915-1921 гг., причем «Фиат» 18BL был также использован англичанами и французами. Правда максимальная скорость была всего 24 км/ час, но зато машина получилась надежной. Усовершенствованная модель была также построена и получила обозначение 18BLR. Она имела колеса меньшего диаметра, более длинный кузов и более жесткую подвеску. Механически она была идентична 18BL, но имела максимальную скорость 21 км/час.

18BL был также использован как основа для целого ряда специальных транспортных средств, например, буксировщика тяжелых прожекторов. В кузове автомобиля устанавливался двигатель и генератор, а также скамейки для обслуживающего персонала.

«Фиат 15ter» был разработан Карло Кавалли и вступил в строй в 1912 году. Это был очень крепкий надежный автомобиль, что было доказано, когда колонна из 23 грузовиков «Фиат» 15ter впервые пересекла пустыню Сахару (путешествие в три тысячи километров!) без особых поломок. Впервые он был использован в войне в Ливийской войне 1912 года — отсюда и его прозвище: «Ливия». Он имел четырехцилиндровый бензиновый двигатель объемом мощностью 40 л. с., весил около 1,4 тонн и может достичь максимальной скорости 40 км/ч.

Грузовые автомобили Первой мировой войны. Франция и Италия (часть вторая)

«Фиат» 15ter

Грузовые автомобили Первой мировой войны. Франция и Италия (часть вторая)

«Фиат 15ter» «Скорая помощь»

Прочность конструкции была высокой, что он использовался не только в итальянской армии, но и в британской армии на итальянском и греческом фронтах. Также эта машина с 1916 года выпускалась по лицензии в России, фирмой АМО. В Италии он выпускался между 1911 и 1922 годом, и использовался до 1940 года. Для нужд армии выпускалась упрощенная модификация — «Фиат 15 ter Militaire».

Грузовые автомобили Первой мировой войны. Франция и Италия (часть вторая)

Зенитная установка итальянской армии на шасси «Фиат» 15 ter Militaire.

Грузовые автомобили Первой мировой войны. Франция и Италия (часть вторая)

Чехословацкий броневик на шасси «Фиат 18BL»

Интересно, что в Чехословакии, только что образовавшейся на обломках Австро-Венгерской монархии, в 1919 году на базе итальянских грузовиков «Фиат 18BL» завод «Шкода» выпустил первые чехословацкие бронеавтомобили. При их изготовлении учитывался опыт боев в Словакии и Венгрии, а испытаны они были зимой 1920 года. Всего армия закупила 12 таких машин, однако прослужили они недолго. Уже в 1925 году восемь машин переоборудовали в обычные грузовики, а остальные распродали.
Автор: Олег Скворцовский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. григорьевич 21 мая 2015 11:22
    Пикап Фиат 15ter хорош.Красивая машина.
    Гусеничные транспортеры разве автомобили,а не тракторы?
    1. Гражданский 21 мая 2015 19:15
      Отличная статья! Еще бы про паровые транспортеры Крымской войны.
  2. igor67 21 мая 2015 17:17
    Отличная подборка про транспортники, ждем новых

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня