Танки победы: КВ, Т-34 и ИС-2

41
Победу в Великой Отечественной войне ковали не только солдаты, но и труженики тыла. Именно в тылу создавались те образцы оружия, которые сегодня известны каждому и которые помогли победить фашизм. Советские конструкторы перед войной и во время войны создали множество выдающихся образцов боевой техники и оружия. Во многом это применимо к советским танкам, которые уже в 1941 году стали неприятным сюрпризом для элиты панцерваффе, и на протяжении всей войны наглядно подтверждали высокий уровень советской танковой школы, став тем оружием, которое сломило хребет сухопутным войскам вермахта.

Танки КВ («Клим Ворошилов»)


Танки серии КВ были по-настоящему выдающимися советскими тяжелыми танками начального этапа Второй мировой войны. С 1939 по 1942 годы у всех вероятных противников СССР не было на вооружении столь бронированных танков. Разнообразие вооружения — от 76-мм танковой пушки до 152-мм гаубицы, в 1941 году делало эти танки страшным противником для всей немецкой бронетехники. Зачастую они оставались неуязвимы для противника даже тогда, когда подставляли немцам свой борт.



С 1940 по 1942 годы было выпущено около 3,5 тысяч танков КВ, в основном в модификации КВ-1, вооруженной 76,2-мм пушкой. Учитывая тот факт, что на начальном этапе войны ни Германии, ни ее союзники не обладали танками хоть как-то сопоставимыми с КВ по бронированию и огневой мощи, данная машина вместе с Т-34 могла серьезным образом повлиять на исход танковых сражений первого года войны, но этого не произошло по целому ряду причин.


В конце 1930-х годов в СССР были предприняты попытки создать новый тяжелый танк с меньшими, чем у Т-35 размерами, но более толстым бронированием. При этом изначально конструкторы были не готовы отказаться от многобашенности. Они полагали, что одна пушка будет использоваться для борьбы с пехотой и подавления огневых точек, а вторая — выполнять противотанковые функции. В рамках этой концепции были созданы танки Т-100 и СМК, которые были двухбашенными и вооружались 45-мм и 76-мм пушками. Уменьшенный вариант СМК с одной башней был создан лишь в качестве эксперимента. Однако именно этот эксперимент и стал удачным. У машины с одной башней было на два опорных катка меньше, была меньше длина и масса. Это положительным образом сказалось на динамических характеристиках боевой машины. При этом КВ (так назвали этот экспериментальный танк) получил дизельный двигатель. Первый образец нового танка был построен в августе 1939 года на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ). Сначала ведущим конструктором танка был А. С. Ермолаев, затем Н. Л. Духов.

Все опытные танки были приданы 20-й танковой бригаде и приняли участи в войне с Финляндией на Карельском перешейке. Свой первый бой они приняли 17 декабря 1939 года во время попытки прорвать Хоттиненский укрепрайон знаменитой линии Маннергейма. При этом дебют новой техники был смазан тем, что танк СМК подорвался на мине и был покинут экипажем. В то же время КВ в боевых условиях показал себя лучше, но быстро выяснилось, что его 76,2-мм пушка Л-11 слабовата для борьбы с дотами. Именно по этой причине началась разработка танка КВ-2, который должен был получить на вооружение 152-мм гаубицу, размещенную в башне увеличенного размера.

Сначала рассматривали возможность установки на танк 152-мм гаубицы образца 1909/30 годов, но потом остановили свой выбор на 152-мм гаубице образца 1938 года М-10, которая обладала лучшими характеристиками. Установка такого мощного орудия потребовала от конструкторов создания новой башни, которая была просто огромной. Экипаж танка вырос до 6 человек (5 человек у КВ-1): механик-водитель, радист-пулеметчик, наводчик, заряжающий, замковый, закрывающий замок орудия, командир танка. Дополнительным вооружением танка были три 7,62-мм пулемета ДТ.


При этом КВ-2 получил более мощный доработанный дизельный двигатель В-2К, обладавший мощностью 600 л.с., позднее такой появился и на КВ-1. Правда, существенной прибавки характеристик танку это не дало. Из-за установки новой башни вес машины вырос на 10 тонн (боевая масса КВ-2 составляла 52 тонны), поэтому компенсировать такой прирост мощностью двигателя было трудно.

Одновременно с этим танки КВ-1 и КВ-2 отличались хорошим бронированием, которое было непреодолимым препятствием для большинства орудий ПТО тех лет. Толщина брони лобовых и бортовых листов составляла 75 мм, толщина кормы от 60 мм до 75 мм. Толщина брони сварных башен составляла 75 мм, литых — 95 мм, так как литая броня отличалась меньшей прочностью. Броня маски орудия у КВ-1 составляла 90 мм, у КВ-2 — 110 мм. В 1941 году бронирование ряда машин было увеличено еще сильнее за счет установки 25-мм броневых экранов.

Планы производства новых машин были грандиозными, но сбыться им помешала война. Фактически их серийное производство было начато в феврале 1940 года на ЛКЗ. Также к выпуску танков должен был подключиться Челябинский тракторный завод (ЧТЗ), но до войны там собрали считанные единицы КВ. К началу Великой Отечественной войны в частях Красной Армии находилось 386 танков КВ-1 и 199 танков КВ-2.


Если не считать эпизодического применения тяжелых танков КВ во время финской кампании, то впервые в бой машины пошли в июне 1941 года. Первые же встречи немецких танкистов с КВ вызвали у них шок. Танк был почти неуязвим для немецких танковых пушек. Так, подкалиберный снаряд немецкой 50-мм танковой пушки мог пробить лобовую броню танка КВ, расположенную под рациональными углами наклона, лишь с дистанции 40 метров, борта можно было поражать с 300 метров. Противотанковая артиллерия калибра 37 мм и 50 мм также оказалась малоэффективной, так что долгое время основным средством борьбы с танками КВ у немцев оставались 88-мм зенитное орудие и 105-мм легкая полевая гаубица.

Первые же столкновения с противником раскрыли высокую выживаемость КВ на поле боя. В некоторых случаях танки КВ-1 и КВ-2 в одиночку задерживали продвижение гитлеровцев. Но при этом танк в 1941 году еще был «сырым». Сказывались поспешность внедрения машины в производство и новизна его конструкции. Очень много хлопот танкистам доставляла трансмиссия, которая часто не выдерживала нагрузок тяжелого танка. Если в открытом боестолкновении танкам КВ не было равных, то в условиях отступления многие машины приходилось уничтожать или просто бросать даже из-за небольших поломок. Чинить или эвакуировать эти танки не было никакой возможности. А во второй половине 1942 года, когда у немцев появились новые, более мощные орудия, броня танков КВ перестала быть решающей в споре со средним танком Т-34, и их выпуск постепенно свернули.

Средний танк Т-34


Средний танк Т-34, или легендарная тридцатьчетверка, которую можно встретить на постаменте во многих городах страны, стала самым массовым советским танком периода Великой Отечественной войны. Машина выпускалась серийно с 1940 года. Танк оставался основным в Красной Армии до первой половины 1944 года, когда ему на смену пришел Т-34-85, являющийся модификацией Т-34. Всего в годы войны было построено более 35 тысяч танков Т-34, а выпуск Т-34-85, которые производились в СССР до 1950 года, превысил 30 тысяч единиц. И это без учета огромного количества боевых машин, которые были созданы на базе тридцатьчетверки.

Средний танк Т-34 серийно выпускался в Советском Союзе с 1940 года. Легендарная машина, ставшая одним из символов Великой Отечественной войны, была создана конструкторами Харьковского завода № 183 под руководством М. И. Кошкина. Благодаря широким гусеницам и мощному дизельному двигателю В-2-34 (500 л.с.) авиационного типа средний танк Т-34 массой более 25 тонн отличался высокой подвижностью и был эффективен в маневренном бою. Машина отличалась хорошей максимальной скоростью — до 50 км/ч по шоссе и проходимостью. Отличным был и показатель удельной мощности — 19,5 лошадиных сил на тонну. Хорошим было и бронированием. Несмотря на сравнительно небольшую толщину брони — 45 мм, удачно выбранные углы наклона бронелистов часто приводили к непробитию и рикошету при попадании в танк.


Удачная конструкция среднего танка Т-34 позволила обеспечить машине хорошую защиту от огня противника, надежную ходовую часть и мощное вооружение. Изначально на танк ставилась 76-мм пушка Л-11 с длиной ствола 30,5 калибров. Но с февраля 1941 года наряду с этим орудием на танки начали ставить пушку Ф-34 с длиной ствола 41 калибр. Начиная с конца лета 1941 года, танки Т-34 выпускались только с последним орудием. Экипаж машины состоял из 4-х человек: механика-водителя, заряжающего, стрелка-радиста и командира танка.

Средний танк Т-34 оказал очень большое влияние на исход войны и на дальнейшее развитие всего мирового танкостроения в целом. Благодаря совокупности качеств, многие специалисты признавали именно Т-34 одним из лучших танков Второй мировой войны. При разработке данного танка советскими конструкторами и инженерами был найден оптимальный баланс между основными боевыми, эксплуатационными, ходовыми, технологическими и тактическими характеристиками машины. Высокая технологичность среднего танка Т-34 позволила в короткие сроки наладить его серийное производство на самых разных по оснащению машиностроительных заводах страны, часто танки в тылу строили женщины и дети. Основное производство данного танка с 1942 по 1945 годы было развернуто на заводах Урала и Сибири. В годы войны танк доказал свою исключительную технологичность.

Во время Великой Отечественной войны наряду с ростом количества выпускаемых танков, успешно решалась задача по усовершенствованию их конструкции и упрощению технологии производства боевых машин. Сложные для изготовления первоначальные образцы литой и сварной башен были заменены более простой литой башней шестигранной формы. При этом соединение бронелистов производилось методом ручной сварки, которая в ходе усовершенствования производства была заменена автоматической сваркой. С 1940 по 1945 годы объем выпуска постоянно наращивался, а стоимость и трудозатраты на выпуск одного танка сокращались. За годы войны трудоемкость изготовления одного танка удалось снизить в 2,4 раза (в том числе дизеля — в 2,5 раза, бронекорпуса — в 5 раз), а стоимость машины снизилась практически в 2 раза (с 270 тысяч рублей в 1941 году до 142 тысяч рублей в 1945 году).


Еще в годы войны на базе Т-34 разрабатывались разные машины. К примеру, танк-истребитель Т-34-57, который вооружался танковой пушкой ЗИС-4. Всего в 1941 году было собрано не больше 100 таких танков, но они смогли продемонстрировать свою эффективность в боях под Москвой. На базе среднего танка Т-34 создавался огнеметный танк ОТ-34, а также знаменитые самоходные артиллерийские установки СУ-85, СУ-100 и СУ-122.

В 1943 году в связи с массовым появлением на фронте новых моделей немецких танков, отличавшихся усиленным вооружением и бронированием, эффективность 76,2-мм танковых пушек Ф-34 стала недостаточной. Это вынудило советских конструкторов работать над повышением огневых качеств танка Т-34. После проработки ряда вариантов в серийное производство в начале 1944 года был запущен танк Т-34-85, отличавшийся более мощным 85-мм орудием С-53. Экипаж танка при этом вырос до 5 человек, танк получил новую более просторную башню на трех человек с усиленным бронированием, она была более удобной для экипажа и командира танка. Правда, и масса машины выросла до 32 тонн, что привело к незначительному падению динамических характеристик танка.



Тяжелый танк ИС-2


Советский тяжелый танк ИС-2, получивший свое название в честь Иосифа Сталина, выпускался серийно с декабря 1943 года по май 1945 года. За это время было собрано 3390 танков ИС-2. На тот момент ИС-2 был самым мощным и тяжелобронированным танком Красной Армии. Танки данного типа смогли сыграть очень важную роль в боях заключительного периода войны в 1944-1945 годах, особенно отличились данные тяжелые машины во время штурма городов. Индекс «2» в названии танка соответствует второй модели данного семейства, танки ИС-1 были очень малочисленны. Во время Великой Отечественной войны наряду с обозначением ИС-2 было в ходу и обозначение ИС-122, в этом случае индекс «122» обозначал калибр используемого в танке орудия.

Тяжелые танки ИС-2 успешно применялись Красной Армией на заключительном этапе войны в оборонительных и наступательных операциях, а также в штурмовых действиях. Обладая самой мощной танковой пушкой среди всех боевых машин тех лет, ИС-2 приобрел известность, как мощное противотанковое средство и в еще большей степени как незаменимая машина для прорыва сильноукрепленных оборонительных полос немецких войск и боях в городской застройки. Даже после завершения войны танки ИС-2, прошедшие модернизацию, долгое время оставались на вооружении Советской Армии и армий других государств. К примеру, часть машин была передана Китаю и Кубе.


ИС-2 был разработан в конце 1943 года конструкторским бюро опытного завода №100, работами по созданию этой боевой машины руководил Жозеф Яковлевич Котин. Танк был создан путем наложения ствольной группы опытной 122-мм танковой пушки Д-25Т на люльку 85-мм танковой пушки Д-5 в башне предыдущей модели тяжелого танка ИС-1 (КВ-85). ИС-1 было выпущено всего 130 штук. Стимулом к перевооружению машины послужила недостаточная мощь 85-мм снарядов как против новой немецкой бронетехники, так и для уничтожения долговременных и полевых фортификационных сооружений. Экипаж танка состоял из 4-х человек: механик-водитель, наводчик, заряжающий и командир боевой машины. Плотная компоновка не позволяла разместить в танке пятого члена экипажа — стрелка-радиста, обязанности которого разделили между собой командир и механик-водитель. Первый отвечал за радиосвязь, а второй вел неприцельный огонь из курсового пулемета, закрепленного справа от механика-водителя. Из-за низкой эффективности огня из этого пулемет со временем от него полностью отказались.

Выбор 122-мм орудия обуславливался как очень хорошими бронебойными качествами: обеспечивалось пробитие 160-мм брони с дистанции 1000 метров, так и широкими возможностями для его промышленного производства. В годы войны конструкторы думали над тем, чтобы еще сильнее увеличить бронепробитие снарядов 122-мм пушки. Но, начиная с лета 1944 года, немцы начали испытывать проблемы с качеством брони. Она стала более уязвимой для советских снарядов, и проблема решилась сама собой. Причиной был недостаток у немцев марганца, из-за чего броню танков начали отливать из высокоуглеродистой стали, легированной никелем, такая броня отличалась повышенной хрупкостью.


Лобовая броня танка со спрямленным носом и толщиной от 90 до 120 мм способна была выдержать попадание немецкого 88-мм бронебойного снаряда с расстояния в километр, одновременно с этим позволяя избежать значительного роста массы танка. Корпус боевой машины собирался из катанных броневых плит толщиной 90, 60, 30 и 20 мм. При этом советским конструкторам удалось добиться гармонии между сравнительно невысокой массой и мощной противоснарядной защитой. При весе в 46 тонн танк ИС-2 был защищен существенно лучше, чем «Пантера» (44,8 тонн) и даже «Тигр I» (55 тонн).

Тяжелые танки ИС-2 поступали на вооружение отдельных гвардейских тяжелых танковых полков прорыва (ОГвТТП). По штату каждый такой полк состоял из 21 танка в составе 4-х рот по 5 танков в каждой плюс один танк командира полка. Обычно командир полка имел звание от подполковника до полковника. Ротами командовали офицеры в звании от старшего лейтенанта до капитана. Командирами танков были лейтенанты, а механиками-водителями — сержанты. Остальные члены экипажа согласно штатному расписанию были рядовыми. Согласно штату, численность ОГвТТП составляла 214 человек. Помимо отдельных полков, тяжелые танки ИС-2 поступали на вооружение тяжелых танковых бригад трехполкового состава, численность такой бригады составляла 65 танков.
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. ***
    Броня крепка, и танки наши быстры,
    И наши люди мужества полны.
    Громят врагов советские танкисты,
    Своей великой армии сыны...
    ***
    1. Комментарий был удален.
  2. +5
    13 декабря 2022 05:31
    Еще в годы войны на базе Т-34 разрабатывались разные машины. К примеру, танк-истребитель Т-34-57, который вооружался танковой пушкой ЗИС-4. Всего в 1941 году было собрано не больше 100 таких танков, но они смогли продемонстрировать свою эффективность в боях под Москвой.

    Разработаны до войны, а построено всего 10 танков в сентябре в Харькове. Все они пошли на формирование 21 танковой бригады. Почти все эти танки были потеряны во время отчаянного рейда на Калинин.
  3. +8
    13 декабря 2022 06:18
    Так писали же статьи на ВО обо всех этих танках куда как более подробно, одной модели были посвящены целые циклы, со всеми достоинствами и недостатками, обзором броневой стали и т. д. А тут агитка как в стенгазете. Не понравилось.
    1. -1
      13 декабря 2022 09:58
      Цитата: Алексей 1970
      А тут агитка как в стенгазете.

      Согласен. Вообще, если объективно смотреть на вещи, то вся неоспоримая ценность т34 это возможность клепать их как горячие пирожки, что в принципе и победило в глобальной войне. Давно читал, что пока производился 1 Тигр, делалось 6 34-ок. Правда на 1 уничтоженный Тигр 4 уничтожалось, но оставалось ещё две.
      1. -1
        13 декабря 2022 20:07
        А Вы читайте воспоминания танкистов . Тех, кто воевал на Т34. Они расскажут про 4, 5 , 10 или более. И не читайте перед обедом американских журналов.
    2. 0
      14 декабря 2022 18:46
      Мне кажется все местные на сайте уже на память знают все ттх и историю этих танков
  4. +11
    13 декабря 2022 07:01
    Ну что? Ну что должно произойти, что бы наконец то люди стали более серьезно подходить к теме, которую пытаются нести в массы?
    С 1939 по 1942 годы у всех вероятных противников СССР не было на вооружении столь бронированных танков.
    Серьезно? Ну может автору стоит серьезней отнестись к ТТХ английского танка "Матильда II" и французского Char B1 bis. Именно после встречи с ними немцы не только задумались об усилении своего противотанкового вооружения, но предприняли работы по разработке и испытании его
    Так, подкалиберный снаряд немецкой 50-мм танковой пушки мог пробить лобовую броню танка КВ, расположенную под рациональными углами наклона, лишь с дистанции 40 метров, борта можно было поражать с 300 метров.
    Ой, а автор поленился указать марку пушки и снаряда...
    Так вот устанавливаемая с декабря 1941 года в немецкие танки пушка 5 см KwK 39 L60 подкалиберные снаряды с характеристиками
    - PzGr. 40 (бронебойный подкалиберный с сердечником)
    Масса снаряда: 0,9 кг (2 фунта 0 унций)
    Начальная скорость: 1180 м / с (3900 фут / с)
    Бронепробиваемость на 100 м - 130 мм , на 500 м- 72 мм
    - PzGr. 40/1 (бронебойный подкалиберный с сердечником)
    Масса снаряда: 2,06 кг (4 фунта 9 унций)
    Начальная скорость: 835 м / с (2740 фут / с)
    Бронепробиваемость на 100 м - 116 мм , на 500 м- 76 мм
    То есть гарантированно поражали танк КВ на дальностях свыше 40 метров
    Основное производство данного танка с 1942 по 1945 годы было развернуто на заводах Урала и Сибири.
    Вот интересно от куда это автор взял? Ну с Уралом понятно, там Т-34 выпускало несколько заводов,хотя бы какое то время, а УВЗ стал основным поставщиком этого танка, но вот Сибирь, где и сколько танков Т-34 произведено? И осталось эти цифры сравнить с выпуском завода "Красное Сормово" из Нижнего Новгорода, а это не разу не Урал и не Сибирь
    Корпус боевой машины собирался из катанных броневых плит толщиной 90, 60, 30 и 20 мм.
    Это про ИС-2... Так вот только часть танков собиралась так, а остальная использовала и литые делали, в частности лоб корпуса танка был литой
    1. +4
      13 декабря 2022 07:11
      Ну что должно произойти, что бы наконец то люди стали более серьезно подходить к теме, которую пытаются нести в массы?

      Ничего. Что бы ни произошло, некоторые "авторы" всё равно останутся теми, кто они есть, недоучками и халтурщиками. И от них некуда деться, они неистребимы, болезнь есть такая -- графомания. laughing
      1. +6
        13 декабря 2022 09:11
        Доброе утро, коллега. Это не графомания, хотя все признаки налицо. Просто достойно написать статью для сайта уже некому. Пройдите по сайту сегодня. Сплошная "графомания". "Я тебя слепила из того, что было".
        1. +3
          13 декабря 2022 10:15
          Доброе утро! smile
          На Истории есть хорошие статьи, я не Самсонова имею в виду. А в остальном -- да, много гили. request
        2. +2
          13 декабря 2022 13:51
          Графомания умноженная на деньги за количество знакой в статье, любой интересный материал до непотребства доводит.
          1. +3
            13 декабря 2022 15:48
            Деньги и знаки тут не при чем, на сайте не платят за знаки. Статьи отражают мировоззрение и уровень развития авторов. Проблема в том, что на более-менее серьезных ресурсах, пекущихся о своей репутации, имеется вменяемый редактор, а то и не один, которые фильтруют поступающий материал. И шогеновы с картамышевами и ставерами на таких ресурсах не имеют никаких шансов.
        3. -2
          14 декабря 2022 18:48
          В молодости и деревья выше и трава зеленее)))
          1. -1
            14 декабря 2022 19:05
            В молодости и деревья выше и трава зеленее)))

            Это Вы к чему?
    2. +3
      13 декабря 2022 09:13
      но вот Сибирь, где и сколько танков Т-34 произведено?

      А что в Омске уже Т-34 не собирали ?
      И осталось эти цифры сравнить с выпуском завода "Красное Сормово" из Нижнего Новгорода, а это не разу не Урал и не Сибирь

      Какие проблемы ? Но количество не впечатляет Горьковских т-34

      1. +1
        13 декабря 2022 12:01
        Цитата: User_neydobniu
        А что в Омске уже Т-34 не собирали ?

        И их было больше , чем в Нижнем????? Нет, Сормово дало танков больше, так почему Сибирь (Омск) - основной производитель?
        1. +3
          13 декабря 2022 12:24
          И их было больше , чем в Нижнем????? Нет, Сормово дало танков больше, так почему Сибирь (Омск) - основной производитель?

          Потому что неожиданно основной производитель это Урал ( вот же неожиданность )
          А вы из тех у кого Сибирь смотрю не воевала, технику не производила, все Нижний-Новгород
          И да в 44 году больше чем в Нижнем
        2. +2
          13 декабря 2022 19:59
          Цитата: svp67
          Цитата: User_neydobniu
          А что в Омске уже Т-34 не собирали ?

          И их было больше , чем в Нижнем????? Нет, Сормово дало танков больше, так почему Сибирь (Омск) - основной производитель?

          Урал и Сибирь вместе за годы войны произвели больше танков, чем все остальные. Причем заводы работали в тесной кооперации. Издержки эвакуации. Причём роль Горького, Красного Соморова, Сталинграда, Ленинграда, Ижоры и других городов смысл недооценивать нет. Многие Соморовские идем внедрялись в Тагиле и наоборот. Например, Каждый второй танк Красного Соморова отливался из Магнитогорской брони.
          Могу приводить примеры до бесконечности.
          1. +1
            13 декабря 2022 23:56
            Цитата: Коте пане Коханка
            Урал и Сибирь вместе за годы войны произвели больше танков, чем все остальные.
            Вместе????? Да один Урал в общем итоге произвел Т-34 больше чем остальные вместе взятые. Так как на нем этот танк выпускало три завода, но хватает даже одного УВЗ, он произвел Т-34 больше всех, намного больше
            1. -1
              14 декабря 2022 18:50
              Нижний тагил самый прекрасный город на земле! Подтверждаю
    3. +5
      13 декабря 2022 11:57
      Цитата: svp67
      Так вот устанавливаемая с декабря 1941 года в немецкие танки пушка 5 см KwK 39 L60 подкалиберные снаряды с характеристиками
      - PzGr. 40 (бронебойный подкалиберный с сердечником)
      Масса снаряда: 0,9 кг (2 фунта 0 унций)
      Начальная скорость: 1180 м / с (3900 фут / с)
      Бронепробиваемость на 100 м - 130 мм , на 500 м- 72 мм
      - PzGr. 40/1 (бронебойный подкалиберный с сердечником)
      Масса снаряда: 2,06 кг (4 фунта 9 унций)
      Начальная скорость: 835 м / с (2740 фут / с)
      Бронепробиваемость на 100 м - 116 мм , на 500 м- 76 мм
      То есть гарантированно поражали танк КВ на дальностях свыше 40 метров

      Причём 5 см/60 и без подкалибера была серьёзным противником. Если взять её буксируемую сестру, то по данным советских испытаний 1942 г.:
      50-мм противотанковая пушка PaK.38, обыкновенный бронебойный:
      75-мм лист по нормали показал предел тыльной прочности 700 м, предел сквозного пробития 400 м. То есть начиная с дистанции 700 м и ближе PaK.38 может пробить броню неэкранированного КВ, с 400 м гарантированно пробивает.
      45-мм лист по нормали показал предел сквозного пробития 1500 м, под углом 30 градусов к нормали 1300 м.
      То есть PaK.38 уверенно бьет Т-34 в борт и башню на любых реальных дистанциях боя.
    4. 0
      13 декабря 2022 20:13
      Ой! А Вы забыли сказать, что только снаряды кал. 75мм и выше нормализовлись , т.е. становились под углом 90 гр. К нормали. Для меньших каллибров 45 мм брони, были 90мм. и не пробивались
      1. -1
        9 февраля 2023 06:41
        для меньших калибров не действуют законы физики? чтобы снаряд пытался пробить 90 мм, это ещё постараться надо. Найти Т-34, выровнять высоту по вертикали, встать строго на дистанции прямого выстрела и исключительно лоб в лоб, ни градуса в сторону.
        Не буду врать за KwK 39, точно не знаю, но для PaK 38,были бронебойные снаряды с баллистическим наконечником и с формой для закусывания. ЕМНИП pz gr 42 , Да и образца 39 когда с наконечником, правда там остроголовый.
  5. Eug
    +3
    13 декабря 2022 09:17
    Проблема ИС-2 была в раздельном заряжании 122-мм пушки. Это сильно снижало скорострельность, особенно важную в нередких дуэльных ситуациях.
    1. +3
      13 декабря 2022 12:21
      Цитата: Eug
      Проблема ИС-2 была в раздельном заряжании 122-мм пушки. Это сильно снижало скорострельность, особенно важную в нередких дуэльных ситуациях.

      Хотел бы я посмотреть на тетрис со 122-мм унитаром в боевом отделении ИС-2. smile
      Проблема ИС-2 не в раздельном заряжании, а в габаритах выстрела и размерах боевого отделения. Там даже у "сотки" проблемы были - "объект 245" (ИС-2 со 100-мм С-34) на испытаниях показал скорострельность, ЕМНИП, 3-3,5 выстрела в минуту.
      1. -1
        14 декабря 2022 18:52
        Если бы ввакууме встретились тигр и ис2 думаю у иса было бы шансов меньше…
        1. 0
          15 декабря 2022 10:51
          Цитата: Умник
          Если бы ввакууме встретились тигр и ис2 думаю у иса было бы шансов меньше…

          Который из ИС-2 - ранний или со спрямлённым носом? wink
  6. BAI
    +4
    13 декабря 2022 11:07
    танки ИС-2 поступали на вооружение тяжелых танковых бригад трехполкового состава,

    трехбатальонного
    А на счет шока от танков - рекомендую автору прочесть немецкую методичку "Танкогрыз" по борьбе с советскими танками.
    1. 0
      8 марта 2023 00:43
      Сначала бригады состояли из батальонов, но затем изменили штаты (уж не помню номер) и батальоны переформировали в полки . Соответственно бригады стали состоять из полков.
  7. +5
    13 декабря 2022 12:13
    Благодаря широким гусеницам и мощному дизельному двигателю В-2-34 (500 л.с.) авиационного типа средний танк Т-34 массой более 25 тонн отличался высокой подвижностью и был эффективен в маневренном бою. Машина отличалась хорошей максимальной скоростью — до 50 км/ч по шоссе и проходимостью. Отличным был и показатель удельной мощности — 19,5 лошадиных сил на тонну.

    Но всё это было только в мечтах конструкторов и ТЗ Заказчика. По факту же армия получила слепую и хромую машину, конструктивные недостатки которой усугублялись производственными дефектами.
    Серийный дизель выдавал только 465-480 л.с. и имел моторесурс 100 часов на стенде, запас топлива во внутренних баках обеспечивал дальность хода 160-180 км, серийная КПП в руках строевого мехвода допускала движение только на одной передаче (переключение передач вело к замедлению вплоть до остановки с опасностью заглушить двигатель), усилия на рычагах управления и маховиках наведения башни достигали 35 кг, воздушный фильтр одновременно ограничивал поток воздуха и пропускал пыль, конструкция главного фрикциона приводила к его выходу из строя через 300-400 км, приборами наблюдения и прицелами было невозможно пользоваться во всём диапазоне азимутов и углов места, а наведение башни было возможно только вслепую, ибо длины рук и шеи командира не хватало для одновременного наблюдения и поворота башни. И, как вишенка на торте, завод все указанные ГАБТУ недостатки танка считал необоснованными придирками и только через полгода выпуска согласился устранить часть из них... с 1001-й машины.
    Доводили танк всю войну. И до "легендарных" характеристик он поднялся только после послевоенного УКН.
  8. 0
    13 декабря 2022 13:49
    А что мешает запустить в ограниченную серию туже ису 152? Всяко дешевле гвоздик и мроше изготовить,
    1. 0
      13 декабря 2022 17:15
      Вы уверены, что 40 тонный монстр с каким-никаким но противоснарядным бронированием, будет дешевле 16 тонной гвоздики? Да еще с 152 мм вместо 122 мм. Да и двигатель в ИСУ побольше будет и прожорливей.
  9. -3
    13 декабря 2022 14:20
    Насколько понятно из прочитанного, уже в то время теперешняя Россия заказала и создала танки для будущей России, про которую уже сейчас думал Жуков. Он на собрании акционеров россии уже тогда сказал - мы уже должны думать передом о наших победах и начал с Одессы. Теперешняя власть должна радоваться, что в то время Жуков думал на перёд про Россию, чистую Россию без всяких республик, которые для России не подходили из-за того, что их, как он предполагал, уже не будет, их съедят мыши.
  10. +1
    13 декабря 2022 16:22
    Но, начиная с лета 1944 года, немцы начали испытывать проблемы с качеством брони. Она стала более уязвимой для советских снарядов, и проблема решилась сама собой.
    Проблемы с бронёй начались с потерей Никополя.
    1. +1
      13 декабря 2022 20:16
      Ну, скорее с Норвегии. Никополь то каким боком?
      1. Комментарий был удален.
  11. 0
    13 декабря 2022 21:47
    С выпуском Т-34-85 сильно запоздали, он требовался уже к лету 1943 г.
    1. 0
      15 декабря 2022 12:25
      Цитата: ВПП-1
      С выпуском Т-34-85 сильно запоздали, он требовался уже к лету 1943 г.

      Так а как его раньше выпустить?
      С одной стороны фронт теряет танки такими темпами, что снизить выпуск техники для перевода производства на новый танк практически невозможно. Плюс к тому, к лету 1942 г. начались известные проблемы на СТЗ - единственном оставшемся на месте довоенном танковом заводе.
      С другой стороны - проблема со станками. Это ещё хорошо, что в Сормово смогли запустить эвакуированный станок - а то пришлось бы ещё ждать.
      С третьей стороны - проблема с 85-мм выстрелами. Точнее, с резким ростом потребления меди и пороха при переходе с 76-мм на 85-мм (ЕМНИП, по меди рост был втрое). Пока 85-мм были только зенитными, промышленность худо-бедно справлялась. Причём скорее худо - ибо за полтора предвоенных года боеприпасники смогли родить только один БК и только для имеющихся по факту пушек (не по штату, а по факту). Как только потребителем 85-мм становится ещё и массовый средний танк - тут же начинаются проблемы. Как писал ув. М.Свирин, переход на Д-5Т и ЗИС-С-53 был обеспечен поставками лендлизовской меди.
      1. 0
        15 декабря 2022 20:22
        Это всё понятно, но нельзя забывать и про то, что новые разработки тормозились именно вследствие необходимости массового выпуска освоенной техники с худшими данными...
      2. 0
        23 января 2023 20:34
        Потери танков во 2 МВ немцы 15 600, СССР 56 600, всего техники немцы около 26 000, СССР 97 600, других данных не нашёл, был в шоке.
  12. +2
    18 декабря 2022 08:32
    "Причиной был недостаток у немцев марганца, из-за чего броню танков начали отливать из высокоуглеродистой стали, легированной никелем, такая броня отличалась повышенной хрупкостью."

    Насколько я помню наоборот - причиной был недостаток никеля, коий заменили марганцем.
    1. 0
      4 марта 2023 13:34
      Это точно. Марганца немцы успели вывезти достаточно много, а никель - основная добавка увеличивающая прочность стали. К тому же немцы в конце войны использовали много металлолома, что с учетом попадающих при этом примесей увеличивало хрупкость стали.