Танки победы: КВ, Т-34 и ИС-2

Победу в Великой Отечественной войне ковали не только солдаты, но и труженики тыла. Именно в тылу создавались те образцы оружия, которые сегодня известны каждому и которые помогли победить фашизм. Советские конструкторы перед войной и во время войны создали множество выдающихся образцов боевой техники и оружия. Во многом это применимо к советским танкам, которые уже в 1941 году стали неприятным сюрпризом для элиты панцерваффе, и на протяжении всей войны наглядно подтверждали высокий уровень советской танковой школы, став тем оружием, которое сломило хребет сухопутным войскам вермахта.

Танки КВ («Клим Ворошилов»)

Танки серии КВ были по-настоящему выдающимися советскими тяжелыми танками начального этапа Второй мировой войны. С 1939 по 1942 годы у всех вероятных противников СССР не было на вооружении столь бронированных танков. Разнообразие вооружения — от 76-мм танковой пушки до 152-мм гаубицы, в 1941 году делало эти танки страшным противником для всей немецкой бронетехники. Зачастую они оставались неуязвимы для противника даже тогда, когда подставляли немцам свой борт.


С 1940 по 1942 годы было выпущено около 3,5 тысяч танков КВ, в основном в модификации КВ-1, вооруженной 76,2-мм пушкой. Учитывая тот факт, что на начальном этапе войны ни Германии, ни ее союзники не обладали танками хоть как-то сопоставимыми с КВ по бронированию и огневой мощи, данная машина вместе с Т-34 могла серьезным образом повлиять на исход танковых сражений первого года войны, но этого не произошло по целому ряду причин.

Танки победы: КВ, Т-34 и ИС-2


В конце 1930-х годов в СССР были предприняты попытки создать новый тяжелый танк с меньшими, чем у Т-35 размерами, но более толстым бронированием. При этом изначально конструкторы были не готовы отказаться от многобашенности. Они полагали, что одна пушка будет использоваться для борьбы с пехотой и подавления огневых точек, а вторая — выполнять противотанковые функции. В рамках этой концепции были созданы танки Т-100 и СМК, которые были двухбашенными и вооружались 45-мм и 76-мм пушками. Уменьшенный вариант СМК с одной башней был создан лишь в качестве эксперимента. Однако именно этот эксперимент и стал удачным. У машины с одной башней было на два опорных катка меньше, была меньше длина и масса. Это положительным образом сказалось на динамических характеристиках боевой машины. При этом КВ (так назвали этот экспериментальный танк) получил дизельный двигатель. Первый образец нового танка был построен в августе 1939 года на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ). Сначала ведущим конструктором танка был А. С. Ермолаев, затем Н. Л. Духов.

Все опытные танки были приданы 20-й танковой бригаде и приняли участи в войне с Финляндией на Карельском перешейке. Свой первый бой они приняли 17 декабря 1939 года во время попытки прорвать Хоттиненский укрепрайон знаменитой линии Маннергейма. При этом дебют новой техники был смазан тем, что танк СМК подорвался на мине и был покинут экипажем. В то же время КВ в боевых условиях показал себя лучше, но быстро выяснилось, что его 76,2-мм пушка Л-11 слабовата для борьбы с дотами. Именно по этой причине началась разработка танка КВ-2, который должен был получить на вооружение 152-мм гаубицу, размещенную в башне увеличенного размера.

Сначала рассматривали возможность установки на танк 152-мм гаубицы образца 1909/30 годов, но потом остановили свой выбор на 152-мм гаубице образца 1938 года М-10, которая обладала лучшими характеристиками. Установка такого мощного орудия потребовала от конструкторов создания новой башни, которая была просто огромной. Экипаж танка вырос до 6 человек (5 человек у КВ-1): механик-водитель, радист-пулеметчик, наводчик, заряжающий, замковый, закрывающий замок орудия, командир танка. Дополнительным вооружением танка были три 7,62-мм пулемета ДТ.

Танки победы: КВ, Т-34 и ИС-2


При этом КВ-2 получил более мощный доработанный дизельный двигатель В-2К, обладавший мощностью 600 л.с., позднее такой появился и на КВ-1. Правда, существенной прибавки характеристик танку это не дало. Из-за установки новой башни вес машины вырос на 10 тонн (боевая масса КВ-2 составляла 52 тонны), поэтому компенсировать такой прирост мощностью двигателя было трудно.

Одновременно с этим танки КВ-1 и КВ-2 отличались хорошим бронированием, которое было непреодолимым препятствием для большинства орудий ПТО тех лет. Толщина брони лобовых и бортовых листов составляла 75 мм, толщина кормы от 60 мм до 75 мм. Толщина брони сварных башен составляла 75 мм, литых — 95 мм, так как литая броня отличалась меньшей прочностью. Броня маски орудия у КВ-1 составляла 90 мм, у КВ-2 — 110 мм. В 1941 году бронирование ряда машин было увеличено еще сильнее за счет установки 25-мм броневых экранов.

Планы производства новых машин были грандиозными, но сбыться им помешала война. Фактически их серийное производство было начато в феврале 1940 года на ЛКЗ. Также к выпуску танков должен был подключиться Челябинский тракторный завод (ЧТЗ), но до войны там собрали считанные единицы КВ. К началу Великой Отечественной войны в частях Красной Армии находилось 386 танков КВ-1 и 199 танков КВ-2.

Танки победы: КВ, Т-34 и ИС-2


Если не считать эпизодического применения тяжелых танков КВ во время финской кампании, то впервые в бой машины пошли в июне 1941 года. Первые же встречи немецких танкистов с КВ вызвали у них шок. Танк был почти неуязвим для немецких танковых пушек. Так, подкалиберный снаряд немецкой 50-мм танковой пушки мог пробить лобовую броню танка КВ, расположенную под рациональными углами наклона, лишь с дистанции 40 метров, борта можно было поражать с 300 метров. Противотанковая артиллерия калибра 37 мм и 50 мм также оказалась малоэффективной, так что долгое время основным средством борьбы с танками КВ у немцев оставались 88-мм зенитное орудие и 105-мм легкая полевая гаубица.

Первые же столкновения с противником раскрыли высокую выживаемость КВ на поле боя. В некоторых случаях танки КВ-1 и КВ-2 в одиночку задерживали продвижение гитлеровцев. Но при этом танк в 1941 году еще был «сырым». Сказывались поспешность внедрения машины в производство и новизна его конструкции. Очень много хлопот танкистам доставляла трансмиссия, которая часто не выдерживала нагрузок тяжелого танка. Если в открытом боестолкновении танкам КВ не было равных, то в условиях отступления многие машины приходилось уничтожать или просто бросать даже из-за небольших поломок. Чинить или эвакуировать эти танки не было никакой возможности. А во второй половине 1942 года, когда у немцев появились новые, более мощные орудия, броня танков КВ перестала быть решающей в споре со средним танком Т-34, и их выпуск постепенно свернули.

Средний танк Т-34

Средний танк Т-34, или легендарная тридцатьчетверка, которую можно встретить на постаменте во многих городах страны, стала самым массовым советским танком периода Великой Отечественной войны. Машина выпускалась серийно с 1940 года. Танк оставался основным в Красной Армии до первой половины 1944 года, когда ему на смену пришел Т-34-85, являющийся модификацией Т-34. Всего в годы войны было построено более 35 тысяч танков Т-34, а выпуск Т-34-85, которые производились в СССР до 1950 года, превысил 30 тысяч единиц. И это без учета огромного количества боевых машин, которые были созданы на базе тридцатьчетверки.

Средний танк Т-34 серийно выпускался в Советском Союзе с 1940 года. Легендарная машина, ставшая одним из символов Великой Отечественной войны, была создана конструкторами Харьковского завода № 183 под руководством М. И. Кошкина. Благодаря широким гусеницам и мощному дизельному двигателю В-2-34 (500 л.с.) авиационного типа средний танк Т-34 массой более 25 тонн отличался высокой подвижностью и был эффективен в маневренном бою. Машина отличалась хорошей максимальной скоростью — до 50 км/ч по шоссе и проходимостью. Отличным был и показатель удельной мощности — 19,5 лошадиных сил на тонну. Хорошим было и бронированием. Несмотря на сравнительно небольшую толщину брони — 45 мм, удачно выбранные углы наклона бронелистов часто приводили к непробитию и рикошету при попадании в танк.

Танки победы: КВ, Т-34 и ИС-2


Удачная конструкция среднего танка Т-34 позволила обеспечить машине хорошую защиту от огня противника, надежную ходовую часть и мощное вооружение. Изначально на танк ставилась 76-мм пушка Л-11 с длиной ствола 30,5 калибров. Но с февраля 1941 года наряду с этим орудием на танки начали ставить пушку Ф-34 с длиной ствола 41 калибр. Начиная с конца лета 1941 года, танки Т-34 выпускались только с последним орудием. Экипаж машины состоял из 4-х человек: механика-водителя, заряжающего, стрелка-радиста и командира танка.

Средний танк Т-34 оказал очень большое влияние на исход войны и на дальнейшее развитие всего мирового танкостроения в целом. Благодаря совокупности качеств, многие специалисты признавали именно Т-34 одним из лучших танков Второй мировой войны. При разработке данного танка советскими конструкторами и инженерами был найден оптимальный баланс между основными боевыми, эксплуатационными, ходовыми, технологическими и тактическими характеристиками машины. Высокая технологичность среднего танка Т-34 позволила в короткие сроки наладить его серийное производство на самых разных по оснащению машиностроительных заводах страны, часто танки в тылу строили женщины и дети. Основное производство данного танка с 1942 по 1945 годы было развернуто на заводах Урала и Сибири. В годы войны танк доказал свою исключительную технологичность.

Во время Великой Отечественной войны наряду с ростом количества выпускаемых танков, успешно решалась задача по усовершенствованию их конструкции и упрощению технологии производства боевых машин. Сложные для изготовления первоначальные образцы литой и сварной башен были заменены более простой литой башней шестигранной формы. При этом соединение бронелистов производилось методом ручной сварки, которая в ходе усовершенствования производства была заменена автоматической сваркой. С 1940 по 1945 годы объем выпуска постоянно наращивался, а стоимость и трудозатраты на выпуск одного танка сокращались. За годы войны трудоемкость изготовления одного танка удалось снизить в 2,4 раза (в том числе дизеля — в 2,5 раза, бронекорпуса — в 5 раз), а стоимость машины снизилась практически в 2 раза (с 270 тысяч рублей в 1941 году до 142 тысяч рублей в 1945 году).

Танки победы: КВ, Т-34 и ИС-2


Еще в годы войны на базе Т-34 разрабатывались разные машины. К примеру, танк-истребитель Т-34-57, который вооружался танковой пушкой ЗИС-4. Всего в 1941 году было собрано не больше 100 таких танков, но они смогли продемонстрировать свою эффективность в боях под Москвой. На базе среднего танка Т-34 создавался огнеметный танк ОТ-34, а также знаменитые самоходные артиллерийские установки СУ-85, СУ-100 и СУ-122.

В 1943 году в связи с массовым появлением на фронте новых моделей немецких танков, отличавшихся усиленным вооружением и бронированием, эффективность 76,2-мм танковых пушек Ф-34 стала недостаточной. Это вынудило советских конструкторов работать над повышением огневых качеств танка Т-34. После проработки ряда вариантов в серийное производство в начале 1944 года был запущен танк Т-34-85, отличавшийся более мощным 85-мм орудием С-53. Экипаж танка при этом вырос до 5 человек, танк получил новую более просторную башню на трех человек с усиленным бронированием, она была более удобной для экипажа и командира танка. Правда, и масса машины выросла до 32 тонн, что привело к незначительному падению динамических характеристик танка.

Танки победы: КВ, Т-34 и ИС-2


Тяжелый танк ИС-2

Советский тяжелый танк ИС-2, получивший свое название в честь Иосифа Сталина, выпускался серийно с декабря 1943 года по май 1945 года. За это время было собрано 3390 танков ИС-2. На тот момент ИС-2 был самым мощным и тяжелобронированным танком Красной Армии. Танки данного типа смогли сыграть очень важную роль в боях заключительного периода войны в 1944-1945 годах, особенно отличились данные тяжелые машины во время штурма городов. Индекс «2» в названии танка соответствует второй модели данного семейства, танки ИС-1 были очень малочисленны. Во время Великой Отечественной войны наряду с обозначением ИС-2 было в ходу и обозначение ИС-122, в этом случае индекс «122» обозначал калибр используемого в танке орудия.

Тяжелые танки ИС-2 успешно применялись Красной Армией на заключительном этапе войны в оборонительных и наступательных операциях, а также в штурмовых действиях. Обладая самой мощной танковой пушкой среди всех боевых машин тех лет, ИС-2 приобрел известность, как мощное противотанковое средство и в еще большей степени как незаменимая машина для прорыва сильноукрепленных оборонительных полос немецких войск и боях в городской застройки. Даже после завершения войны танки ИС-2, прошедшие модернизацию, долгое время оставались на вооружении Советской Армии и армий других государств. К примеру, часть машин была передана Китаю и Кубе.

Танки победы: КВ, Т-34 и ИС-2


ИС-2 был разработан в конце 1943 года конструкторским бюро опытного завода №100, работами по созданию этой боевой машины руководил Жозеф Яковлевич Котин. Танк был создан путем наложения ствольной группы опытной 122-мм танковой пушки Д-25Т на люльку 85-мм танковой пушки Д-5 в башне предыдущей модели тяжелого танка ИС-1 (КВ-85). ИС-1 было выпущено всего 130 штук. Стимулом к перевооружению машины послужила недостаточная мощь 85-мм снарядов как против новой немецкой бронетехники, так и для уничтожения долговременных и полевых фортификационных сооружений. Экипаж танка состоял из 4-х человек: механик-водитель, наводчик, заряжающий и командир боевой машины. Плотная компоновка не позволяла разместить в танке пятого члена экипажа — стрелка-радиста, обязанности которого разделили между собой командир и механик-водитель. Первый отвечал за радиосвязь, а второй вел неприцельный огонь из курсового пулемета, закрепленного справа от механика-водителя. Из-за низкой эффективности огня из этого пулемет со временем от него полностью отказались.

Выбор 122-мм орудия обуславливался как очень хорошими бронебойными качествами: обеспечивалось пробитие 160-мм брони с дистанции 1000 метров, так и широкими возможностями для его промышленного производства. В годы войны конструкторы думали над тем, чтобы еще сильнее увеличить бронепробитие снарядов 122-мм пушки. Но, начиная с лета 1944 года, немцы начали испытывать проблемы с качеством брони. Она стала более уязвимой для советских снарядов, и проблема решилась сама собой. Причиной был недостаток у немцев марганца, из-за чего броню танков начали отливать из высокоуглеродистой стали, легированной никелем, такая броня отличалась повышенной хрупкостью.

Танки победы: КВ, Т-34 и ИС-2


Лобовая броня танка со спрямленным носом и толщиной от 90 до 120 мм способна была выдержать попадание немецкого 88-мм бронебойного снаряда с расстояния в километр, одновременно с этим позволяя избежать значительного роста массы танка. Корпус боевой машины собирался из катанных броневых плит толщиной 90, 60, 30 и 20 мм. При этом советским конструкторам удалось добиться гармонии между сравнительно невысокой массой и мощной противоснарядной защитой. При весе в 46 тонн танк ИС-2 был защищен существенно лучше, чем «Пантера» (44,8 тонн) и даже «Тигр I» (55 тонн).

Тяжелые танки ИС-2 поступали на вооружение отдельных гвардейских тяжелых танковых полков прорыва (ОГвТТП). По штату каждый такой полк состоял из 21 танка в составе 4-х рот по 5 танков в каждой плюс один танк командира полка. Обычно командир полка имел звание от подполковника до полковника. Ротами командовали офицеры в звании от старшего лейтенанта до капитана. Командирами танков были лейтенанты, а механиками-водителями — сержанты. Остальные члены экипажа согласно штатному расписанию были рядовыми. Согласно штату, численность ОГвТТП составляла 214 человек. Помимо отдельных полков, тяжелые танки ИС-2 поступали на вооружение тяжелых танковых бригад трехполкового состава, численность такой бригады составляла 65 танков.

Источники информации:
http://rusplt.ru/society/tanki-pobedyi-16816.html
http://armor.kiev.ua
http://vspomniv.ru
http://dokwar.ru
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 59
  1. Комментарий был удален.
    1. cosmos111 18 мая 2015 07:59
      Броня крепка, и танки наши быстры,
      И наши люди мужеством полны.
      В строю стоят советские танкисты -
      Своей великой Родины сыны.

      Гремя огнем, сверкая блеском стали,
      Пойдут машины в яростный поход,
      Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин,
      И первый маршал в бой нас поведет.

      в конце 30-х((обобщая опыт применения танков в гражданской войне в Испании)))) противодействие танкам становилось одной из приоритетных задач, в этих целях, современные армии, насыщались легкими ПТО, которые с успехом могли бороться со слабобронированными машинами...
      немецкая ПТО PaK-36/37 с расстояния 600 метров могла пробить 30 мм броню, то есть лобовую броню Т-28, не говоря уже о более легких,скорострельность в 20 выстрелов в минуту не оставляла шансов танку обнаружить и уничтожить пушку..
      ро ее итогам, войны в Испании ,начиная с 1937, в СССР начались проработки проектов танков с противоснарядной броней, параллельно рассматривался вопрос об усилении вооружения танков.. противоснарядная броня,в концепции и 30-х годов, рассматривалась, как способная выдержать попадание снарядов массовых на то время,танковых и противотанковых пушек, калибр которых в ту пору составлял от 25 до 47 мм, а пробиваемость до 50 мм под углом 90 градусов. Никто тогда не предполагал, какой скачек произойдет в развитии ПТО, входе войны...
      1. EGOrkka 18 мая 2015 09:12
        Cамое интересное это в судьбе т-34-76. Начав войну как средний танк , а закончил её как "БТР" штурмовых мобильных групп
        1. enot73 18 мая 2015 09:55
          Можно добавить , что на базе Т - 34 , КВ - 1 С и ИС выпускались также САУ , сыгравшие большую роль в разгроме гитлеровской Германии . Внизу на снимках СУ - 122 , СУ - 85 , ИСУ - 152 , СУ - 152 " зверобой "
          1. dvina71 18 мая 2015 19:06
            Су-152 делалась на базе кв-1,а ису122\152 на базе ис2.. Т-34 тут не при делах.
            Хотя су-100 стояла на вооружении до 50х годов и ща в Африке где то зажигает)) Но тут еще свою роль сыграла выдающаяся пушка.. ее мама морская 100мм зенитка.
            1. enot73 18 мая 2015 22:14
              Цитата: dvina71
              Су-152 делалась на базе кв-1,а ису122\152 на базе ис2.. Т-34 тут не при делах.
              Прежде чем умничать , хотя бы прочитайте внимательно пост . Где Вы увидели , что ИСУ - 152 и СУ - 152 делались на базе Т-34 ? Кстати СУ - 152 делался на базе КВ - 1С , а не КВ - 1 и машины эти отличаются друг от друга .
  2. mackonya 18 мая 2015 07:29
    Нужно добавить, что ИС это продолжение серии КВ от КВ-1с к ИС-1 (ИС-85).
    1. N.O.M.A.D.E. 18 мая 2015 09:06
      Отличная статья, автору +, только короткая ((
      Отличные танки! С детства зачитывал до дыр книгу - Жозефа Яковлевича Котина - " Конструктор Боевых Машин". Отличная книга, кто не читал - советую прочесть! Помню, долго с мамой ругался, когда по приезду узнал, что она часть книг, в том числе эту, отдала в детский дом..((
      Надеюсь, ребятам там она пригодится.
    2. Комментарий был удален.
  3. parusnik 18 мая 2015 07:39
    Танки Победы...
  4. cosmos111 18 мая 2015 08:15
    история создания танка КВ.и Кв-2,изночально, при создании тяжелых танков с противоснарядным бронированием конструкторами было придложеная идея о создании многобашенной машины,но с увеличением толщины брони вес многобашеной машины вырастает до не приемлемого, поэтому первоначальный проекты предусматривали трехбашеную конструкцию, но в итоге остановились на двух башнях, основной и малой...
    проекты двух танков ,с противоснарядной бранёй были доведены до стадии создания экспериментальных машин-это тяжелые двухбашенные танки СМК и Т-100 конструкторских бюро ленинградских Кировского и Опытного заводов...
    обе бронемашины имели противоснарядное бронирование толщиной 60 мм, вооружение, состоявшее из двух танковых 45-и 76-мм пушек, трех 7,62-мм танковых пулеметов ДП...
    были установленны авиационные карбюраторные двигатели ГАМ-34 мощностью по 850 л/с...
    в декабре 1938 года, на заседании Главного Военного Совета рассматривался проект танка СМК,предполагалось построить для испытаний два прототипа...
    на заседании присутствовали начальник СКБ-2 Ж. Я. Котин и директор Кировского завода И. М. Зальцман по их предложениям построить вместо второго экземпляра СМК однобашенный тяжелый танк ((по другой версии идея однобашенного тяжёлого танка пренадлежит самому И.В.Сталину)))
    1. cosmos111 18 мая 2015 08:40
      окончательное утверждение проекта однобашенного танка и разрешение на постройку было утверждено решением Комитета Обороны СНК СССР за № 45 от 27 февраля 1939 года...
      проектирование нового танка, названого КВ (Клим Ворошилов), Кировский завод приступил ещё 1 февраля 1939 года, еще до его официального утверждения...
      за основу взя СМК,КВ позаимствовал от СМК схему бронекорпуса, конструкцию оптических приборов, элементы трансмиссии..
      9 апреля 1939 года,был построен технический макет, а 1 сентября 1939 года танк был собран и опробован пробегом.
      боевая масса танка не превышала 40 т, что было на 15-18 т меньше массы танков СМК и Т-100. на КВ был установлен дизель В-2...
      отказалист от башенного пулемета , так как в виду установки в башне двух орудий, для него не осталось места...
      на КВ установили два орудия: 76-мм и 45-мм...
      5 сентября танк отправили в Москву, где 23 сентября он был показан правительству и лично тов.И,В,Сталину, 8 октября машина вернулась в Ленинград и была отправлена на гос...испытания...
      но началась советско-финской война, танк с испытаний был снят, и в составе 91-го танкового батальона 20-й тяжелой танковой бригады, вместе и СМК и Т-100, был отправлен на фронт....
      по прибытию на фронт, с танка была демонтирована 45-мм пушка, которая стесняла работу экипажа..
      боевое крещение танк КВ получил (вместе с СМК и Т-100) 18 декабря 1939 года... противотанковая артиллерия финнов, легко подбивавшая машины типа Т-26 и Т-28, ничего не могла сделать с новой машиной,после первого боя на танке насчитали 9 попаданий бронебойных снарядов калибра 37-45 мм, не приченив не малейшего ущерба
      19 декабря 1939 года Молотов подписал Постановление КО СССР № 443сс, согласно которому танк КВ был принят на вооружение РККА.
      КВ стал первым в мире серийным танком с действительно противоснарядным бронированием: лобовая броня — 75 мм, с возможностью дальнейшего усиления,широкие гусеницы КВ позволяли воевать почти на любой местности.
      но в процессе эксплуатации выяснилось наличие множества недостатков,основмым из которых был - слабость коробки скоростей, ненадежность работы других узлов и агрегатов...
      эти недостатки так и не был устранены до 1942 года,до оканчания производства КВ...
      многие машины,прерасно покозавшие себя в бою в 41,42-х были потеряны из-за поломок, даже не вступив в бой...
      1. cosmos111 18 мая 2015 09:03
        продожим...
        КВ-2...по итогам советско-финской войны ,учитывая боевой опыт ,прорыва линии Маннергейма выяснилось, что 76 мм пушки недостаточно для уничтожения хорошо укрепленных огневых точек, только использование орудий большой мощности прямой наводкой , давало наивысший эффект... в связи с этим, основной разработчик КВ, Николай Леонидович Духов,предложил установить на танке, 152-мм гаубицу-пушку...
        основное отличие танка, получившего название КВ-2, заключалось в установке новой башни больших размеров,общая высота танка достигла 3240 мм...
        в башне, в маске, закрытой снаружи броневым кожухом, были установлены 152-мм танковая гаубица М-10 обр. 1938/40 года и спаренный с ней пулемет ДТ...
        в начале 1940 года были изготовлены 3 машины и 5 марта 1940 отправлены на фронт...
        посостоянию на 22 июня 1941 года на вооружении РККА состояло 639 танков КВ и КВ-2...
        несмотря на выдающиеся результаты боевого приаменения в целом КВ постигла участь остальных советских танков, в большинстве они были потеряны при отступлении летом 1941 года,из-поломок или отсутвия ГСМ...

        КВ-2 брошен,не поврежённым август 1941 года
        1. cosmos111 18 мая 2015 09:49
          большинство КВ и все первых выпусков и все КВ-2, были потеряны к концу 1942 года...
          танк постоянно дорабатывался-модернизироваля,использовал
          ся опыт боевого применения КВ...
          ситуация с недостатками КВ-1 начала исправляться с принятием на вооружение и началом серийного выпуска следующей модификации КВ-1с.
          модернизированный танк, получивший индекс КВ-1с, был на 5 тонн легче КВ-1...вес танка ,а значит увеличив его подвижность, удалось выиграть , уменьшив размеры башни...
          толщину брони корпуса уменьшели с 90мм до 75мм....
          изменили конфигурацию кормы танка , благодаря этому удалось снизить вес, ещё на несколько десятков килограммов..
          в ходовой части КВ-1с были применены новые, более легкие опорные катки и литые траки уменьшенной ширины 608 мм...
          главной отличительной особенностью КВ-1с стала новая башня, в конструкции которой были учтены уроки 1941-42 годов..
          башня имела новую, обтекаемую форму,изменилось размещение экипажа...
          командир КВ-1с был избавлен от обязанностей заряжающего, теперь снаряды подавал стрелок кормового пулемета...
          место командира танка перенесли из правого переднего угла башни в левый задний угол, за спину наводчика,командир получил командирскую башенку ....
          башенка хотя и не имела люка, но обеспечивала командиру танка хороший круговой обзор, что значительно облегчало командиру управление танком, координацию действий с другими танками и обнаружение противника...
          башня имела один люк, который располагался в правой части крыши башни.кормовой пулемет перенесли из центра башни в лево,теперь его мог обслуживать и командир танка.
          БК состоял из 114 выстрелов, башню устанавливаЛИ как пушку ЗиС-5, так и Ф-34. испытания прототипов КВ-1с были проведены летом 1942 года,серийный выпуск танков начался с 20 августа 1942 года, поставки в действующую армию в ноябре-декабре 1942 года...
          с появлением КВ-1с были внесены изменения в организацию танковых частей, КВ-1с поступали на вооружение специально созданных гвардейских танковых полков прорыва, в штате которых было 21 танк,звание гвардейский присваивалось этим полкам, сразу при создании...

          тяжёлый скоростной танк КВ-1С


          1. cosmos111 18 мая 2015 10:46
            и в заключени по теме КВ...
            повышение мобильности танка КВ 1с ,было достигнуто за счет уменьшения толщины брони, и по своим боевым свойствам тяжелый KB еще больше приблизился к средним танкам....
            в Германии появился танк аналогичного KB класса - "Тигр"Т-VI на советском фронте с конца 1942 года...
            с появлением "Тигров"с 88 мм пушкой, с длиной ствола в 56 калибров, KB моментально устарел...
            "Тигр" мог поражать KB на дистанциях, запредельных для последнего...
            кардинально проблему тяжелого танка можно было решить,перевооружив КВ значительно более мощной пушкой.
            КВ-1с активно использовался на фронте в период 1943- 1944 годов, хотя и без особых успехов,в основном на не основных направлениях фронта,с конца 1944 года они встречались на фронте в единичных экземплярах...
            за исключениям Ленинградского фронта в Выборгской операции лета 1944 года, в Выборгской операции принял успешное участие 26-ой гвардейский танковый полк прорыва, один из последних полков, на вооружении которых сохранились КВ-1с...
            с осени 1943 года из опыта применения KB-1C выяснилось, что для равного противостояния немецким "Тиграм" и "Пантерам", вооруженным длинноствольными орудиями с высокой начальной скоростью снаряда, одной динамики недостаточно...
            необходим был новый тяжелый танк, вооруженный более мощной артсистемой, чем 76,2-мм пушка ЗИС-5..
            танки серииИС уже проходили испытания,но нужно было запустить в серию реалььно отработанного обзазца, который можно было бы немедленно запустить в серийное производство...
            в связи с этим, было принято решение о разработке на базе КВ-1с промежуточной модели, вооруженной 85 мм пушкой...
            для установки пушки такого калибра потребовалось создание новой литой башни больших размеров и расширение подбашенной коробки...
            боекомплект 85-мм пушки Д-5Т составлял 70 выстрелов,экипаж сократился до 4 человек (за счет стрелка-радиста),курсовой пулемет был жестко закреплен в лобовом листе корпуса — огонь из него вел механик-водитель. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть оставались полностью унифицированными с танком КВ-1с.
            поступление КВ-85 в войска началось с сентября 1943,Большая часть КВ-85 в составе Гвардейских танковых полков прорыва попала на Южный фронт , позже -В 4-й Украинский фронт, где участвовала в освобождении Украины и Крыма..
            КВ-85 в целом, не превосхОДИЛИ немецкие тяжелые танки, бои шли с переменным успехом. Результаты БОЯ зависели преимущественно от подготовки экипажей и выбранной ими тактики действий...
            1. Комментарий был удален.
        2. EGOrkka 18 мая 2015 16:02
          Хороший танк но не к месту пришелся...
          1. dvina71 18 мая 2015 19:11
            Хороший танк не может быть не к месту.. У кв была одна ,но серьезная проблема - трансмиссия.Вернее ее надежность . И проблема поменьше - плохая маневренность и проходимость.ИС-2 по своим ходовым не уступал т-34 ,а по огневой мощи и бронированию серию кв превосходил. Потому законно занял место тяжелого таранного танка.
      2. Андрей НМ 19 мая 2015 21:37
        Меня больше всего умиляет, когда начинают сравнивать наши и немецкие танки, применяя немецкую классификацию по калибру орудия. При этом масса среднего Т-34 доходила почти до 36 тонн в самых тяжелых модификациях, средний танк Пантера практически был равен по массе тяжелому ИС-2, т.е. 44-46 тонн, а Тигры вообще к 60 тоннам приближались. Ну так исходя их этого и поставив, к примеру, на Тигра 20-мм пушку, получим самый непробиваемый легкий танк и будем его сравнивать его с Т-70, а если оставить только пулемет, то это будет самый непробиваемый бронетранспортер. И будем аплодировать. А то, что Тигра через речку перебросить - целая проблема, да и на расстояние более 100 км - это как бы второй вопрос. Почитайте воспоминания наших танкистов, и в большинстве случаев фронтовики говорили, что им приходилось действовать против немцев, которые были в засадах и укрытиях. Почему? Да просто наши наступали, а наступать сидя, как немцы в засаде и укрытии, просто невозможно. Немцам пришлось придумывать "танки против танков", а у нас были универсальные боевые машины как для захвата территорий, так и для борьбы с бронетехникой. Да, были недостатки, была низкая культура производства по понятным причинам, но по цене производства, надежности, простоте обслуживания, по комплексу характеристик Т-34 и ИС-2 были лучшими.
  5. asadov 18 мая 2015 08:40
    И как после этого можно утверждать что СССР выиграл ВОЙНУ только массой. Он выиграл Войну упорством, научной и технологичной мыслью, гибкой и мобильной экономикой. Как не гордится такими предками?
    1. cosmos111 18 мая 2015 09:17
      Цитата: asadov
      гибкой и мобильной экономикой.

      советская танковая промышленность располагала следующими сборочными заводами, выпустившими танки и САУ БА
      Челябинск, Кировский/ЧТЗ ИС и ИСУ
      Горький, № 112 Т-34-85
      Горький, ГАЗ СУ-76М и БА-64
      Ленинград, Кировский ИС
      Мытищи, № 40 СУ-76М
      Нижний Тагил, № 183 Т-34-85
      Омск, № 174 Т-34-85
      Свердловск, Уралмаш СУ-100
      Киров, №38 СУ-76М
      а с освобождения Харькова и снятия блокады Ленинграда разрушенные завод были восстановлены и на них началось серийное производство советских танков, Кировский завод выпустив первый тяжёлый танк ИС в марте 1945 года ...
      1. Aleksander 18 мая 2015 12:21
        Цитата: cosmos111
        Цитата: asadov
        гибкой и мобильной экономикой.

        советская танковая промышленность располагала следующими сборочными заводами, выпустившими танки и САУ БА
        Челябинск, Кировский/ЧТЗ ИС и ИСУ
        Горький, № 112 Т-34-85
        Горький, ГАЗ СУ-76М и БА-64
        Ленинград, Кировский ИС
        Мытищи, № 40 СУ-76М
        Нижний Тагил, № 183 Т-34-85
        Омск, № 174 Т-34-85
        Свердловск, Уралмаш СУ-100
        Киров, №38 СУ-76М
        а с освобождения Харькова и снятия блокады Ленинграда разрушенные завод были восстановлены и на них началось серийное производство советских танков, Кировский завод выпустив первый тяжёлый танк ИС в марте 1945 года ...


        СТЗ забыли....
  6. qwert 18 мая 2015 08:57
    Войну мы выиграли в конце декабря 1941 года, когда остановили фашистскую армию под Москвой, а эвакуированные предприятия вышли на плановый объем выпуска военной продукции. Остальное было только делом времени. Война была выиграна в том числе и экономически. Тот народ плюс Советская экономика - это вам не нынешняя Россия.
    1. N.O.M.A.D.E. 18 мая 2015 09:10
      Отчасти согласен, но время было очень трудное. Если относить это к теме к КВ-1, то в книге, упоминался тот факт, что из-за проблем с производством двигателей В2 и проблем с резиной, была временная сборка с - Безиновым двигателем и без обрезиненных опорных катков.. данные серии очень не любили в войсках (гремели, скрипели и "ни ехали" ).
    2. Комментарий был удален.
    3. gladcu2 18 мая 2015 21:20
      В любом случае надо помнить, что Сталин и народ были едины. Не смотря на хрущевские и после него, либеральные утверждения, что только народ не сплоченный государственной идеологией победил в войне.

      Ещё раз отмечу. Народ во главе со Сталиным.
    4. дзередзявкомиму 20 мая 2015 23:07
      а мне свидомые написали,что войну мы выиграли благодаря украинцам)))
  7. xoma58 18 мая 2015 09:03
    Хорошая статья, автору однозначно плюс. Коротко и понятно.
  8. intsurfer 18 мая 2015 10:07
    И все-таки хотелось бы напомнить, что воюют не железки, а люди. Никакой самый совершенный танк не поможет, если командование будет неадекватным. Гордость вызывают не железки, а люди, которые их создавали и с их помощью защищали страну.

    ЗЫ во время войны дед моей жены придумал чем заменить без потери свойств какие-то присадки в броню, которые до этого возили из южной америки.
  9. стас57 18 мая 2015 10:38
    так что долгое время основным средством борьбы с танками КВ у немцев оставались 88-мм зенитное орудие и 105-мм легкая полевая гаубица.

    правильно-10 см пушка.
  10. Igor75 18 мая 2015 10:41
    Ничего нового в статье нет. Уже написано-переписано о них множество статей.
  11. cosmos111 18 мая 2015 11:14
    немного интересной инфы...
    БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА, ПОСТАВЛЕННАЯ В СССР ПО ПРОГРАММЕ ЛЕНД-ЛИЗА...

    американские танки:
    легкий М3А1 1676
    легкий М5 5
    легкий М24 2
    средний М3 1386
    средний М4А2
    (с 75-мм пушкой) 2007
    средний М4А2
    (с 76-мм пушкой) 2095
    тяжелый М26 1
    БРЭМ М31 115
    Английские танки:
    "Валентайн"
    из них канадских 3782
    1388
    "Матильда" 1084
    "Черчилль" 301
    "Кромвель" 6
    "Тетрарх" 20
    Мостоукладчик "Валентайн-
    Бриджлейер" 25
    Американские СУ:
    ЗСУ М15А1 100
    ЗСУ М17 1000
    САУ Т48 650
    САУ М18 5
    САУ М10 52
    Английские бронетранспортеры:
    "Универсал Кэрриер"
    из них канадских 2560
    1348
    Американские бронетранспортеры:
    М2 342
    М3 2
    М5 421
    М9 413
    Т16 96
    М3А1 "Скаут" 3340
    LVT 5
    Итого танков 12505
    Итого СУ 1807
    Итого бронетранспортеров 7179
    в таблице указано количество отправленных боевых машин :всего 21 491 ед....
    потеряноо: при проводке северных конвоев было потеряно 443 легких танка М3А1, 417 американских средних танков, 54 полугусеничных бронетранспортера, 228 ”Скаутов” М3А1, 320 ”Валентайнов”, 43 ”Черчилля”, 252 ”Матильды” и 224 ”Универсала”.
    всего же за годы Второй мировой войны Советский Союз реально получил по ленд-лизу 19 510 единиц бронетанковой техники, что составляло от нашего производства около 16% танков, 8% САУ и 100% бронетранспортеров...

    Источники: http://www.battlefield.ru/
    http://armor.kiev.ua/Tanks/
    http://www.rkka.ru/
    Белоусов А.А. ”Материально-техническое обеспечение бронетанковых и механизированных войск в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов”, М., издание Академии бронетанковых войск, 1976; ”История танковых войск Советской Армии”, М., издание Академии бронетанковых войск, 1975; ”Советские танковые войска 1941-1945 гг”, М., Воениздат, 1973; Барятинский М. ”Бронетанковая техника СССР. 1939-1945”, ”Бронеколлекция”, 1998, № 1
    1. goose 20 мая 2015 14:26
      Хорошо бы со сроками, ведь большинство железа, особенно американского, началось, когда уже бы открыт второй фронт, и в Англию уже свезли железа на 10 лет вперед.
  12. Кадук 18 мая 2015 12:25
    Если честно сказать то статья откровенная пропаганда малосведущего в танках человека.
    Как один из примеров - немецким танковым войскам "хребет сломала" советская артиллерия.
    Далее критиковать не хочу,скажу одно - советские люди воюя на откровенно плохой и недоведеной технике за огромную цену сломали хребет Германии и ее союзникам.
    1. Argon 18 мая 2015 13:59
      А вот большинство специалистов"откровенно плохую технику"называют эталоном мирового танкостроения,на несколько десятилетий определивших основные пути развития как танков,так и танковых войск.У немецких танков недостатков было не меньше,отчасти это компенсировалось более высоким уровнем подготовки танкистов,но с основным минусом не промышленность не руководство вермахта справиться так и не смогли.Я говорю про абсолютное несоответствие эффективности образца,по отношению к трудоемкости его производства.В результате немецкие танки(особенно с 43г)оказывались в одном месте из десяти,где они были необходимы.
  13. Maksud 18 мая 2015 12:39
    Спасибо за статью.
    Низкий поклон воинам, бившимся в нацистской нечистью.


    1. freerider 18 мая 2015 14:47
      Спасибо большое за видео, посмотрел с удовольствием!
  14. andrey-ivanov 18 мая 2015 13:25
    Как один из примеров - немецким танковым войскам "хребет сломала" советская артиллерия.
    Далее критиковать не хочу,скажу одно - советские люди воюя на откровенно плохой и недоведеной технике за огромную цену сломали хребет Германии и ее союзникам.
    Вышеперечисленная в статье техника в начале войны была новой, "сырой". В процессе производства внедрялись новые технологии производства, технические решения, поэтому в конце войны сов.бронетехника была уже вполне надёжной. А вот качество изготовления действительно было не на высоте. И на это были свои причины - как общая культура труда, так и сложности с развёртыванием производства на эвакуированных предприятиях, практически под открытым небом, низкая квалификация рабочих (часто подростки, женщины и старики), сложности с комплектующими и дефицит многих материалов из-за потерянной производственной и сырьевой базы на оккупированных территориях. а вот германская техника с каждым новым образцом становилась всё дороже и сложнее в производстве. А про техническую надёжность ""Тигров
    , "Пантер" и "Тигров" VI Б и та достаточно много сказано, фактически надёжность нем. бронетехники к концу войны упала до уровня советской начального периода ВОВ.
    1. Андрей НМ 20 мая 2015 21:52
      Интересно рассказывал, правда о самолетах, директор СибНИА Барсук Владимир Евгеньевич. Под его руководством восстанавливались И-16, МИГ-3, Ил-2 и т.д. Он же их и испытывал, и облетывал... Сравнивал И-16 и МИГ-3 в полете, рассказывал об особенностях маневров. Говорил, что МИГ-3 на голову превосходит "ишака" по всем видам маневра на всех высотах. Другой вопрос, что оба самолета достаточно сложные в управлении, и летчики в начале войны просто не успели освоить МИГа, поэтому использовался самолет с "оглядками". Да и сам МИГ-3 был еще "сырой", особенно двигатель. И действительно, Покрышкин на МИГе достаточно успешно воевал, можно привести в пример еще ряд летчиков.
      Я к чему это привел - Т-34 в 1941 году тоже были новыми, как и целый ряд другой боевой техники, она была еще не отработана, страдала детскими болезнями, ну и грамотность наших военных оставляла желать лучшего.
  15. Alexey RA 18 мая 2015 13:33
    Так, подкалиберный снаряд немецкой 50-мм танковой пушки мог пробить лобовую броню танка КВ, расположенную под рациональными углами наклона, лишь с дистанции 40 метров, борта можно было поражать с 300 метров. Противотанковая артиллерия калибра 37 мм и 50 мм также оказалась малоэффективной, так что долгое время основным средством борьбы с танками КВ у немцев оставались 88-мм зенитное орудие и 105-мм легкая полевая гаубица.

    50 мм Pak-38 против КВ как раз была эффективной. Вот данные отечественных отстрелов ПаК-38:
    50 - мм противотанковая пушка PaK.38, обыкновенный бронебойный:
    75-мм лист по нормали показал предел тыльной прочности 700 м, предел сквозного пробития 400 м. То есть начиная с дистанции 700 м и ближе PaK.38 может пробить броню неэкранированного КВ, с 400 м гарантированно пробивает.
    45-мм лист по нормали показал предел сквозного пробития 1500 м, под углом 30 градусов к нормали 1300 м.
    То есть PaK.38 уверенно бьет Т-34 в борт и башню на любых реальных дистанциях боя.

    50 - мм противотанковая пушка PaK.38, подкалиберный:
    75-мм лист по нормали показал предел тыльной прочности 870 м, предел сквозного пробития 740 м, под углом 30 градусов к нормали 530 и 470 м соответственно.
    45-мм лист по нормали показал предел сквозного пробития 1300 м, под углом 30 градусов к нормали 700 м.

    http://litl-bro.livejournal.com/22260.html

    Кроме того, немцы уже в 1941 применяли тактику работы ПТО, основанную на фланговом огне и взаимном прикрытии. Проще говоря, ПТП били не по тем танкам, которые шли на её позиции, а по соседним - в борт. В воспоминаниях ветеранов было "я её уже давлю, а она всё куда-то вбок стреляет".
    Эта тактика позволяла поражать танки в уязвимые места - борта, а также меньше демаскировать себя: танкисты в атаке смотрят перед собой и прилетевший в лобовую проекцию снаряд/выстрел ПТО видят сразу.

    Данную практику мало-помалу переняли и наши.
    К сожалению, до 42-43 наши ПТО следовали довоенным уставам и наставлениям: огонь в лобовую проекцию, начиная с дистанции прямого выстрела. И гибли, обнаружив себя с 800-1000 м. Лишь с 1943 дистанции открытия огня начали снижаться (плюс ввели тактику ПТОР. огневых мешков, заигрывающих батарей и т.д.). Причём тенденция продолжилась и в 44-45: хотя бронезащита немецких танков в это время не менялась, дистанции открытия огня всё сокращались - к 1945 45-мм М-42 должна была открывать огонь с 200 м.
  16. Вольный ветер 18 мая 2015 13:54
    На КВ ну и так же на ИСах была более надежная, чем у т-34, торсионная подвеска. Так же пытались разработать средний танк КВ-13, изготовили 2 экземпляра, но что то там не сраслось, но наработки пригодились на ИСе. На Т-34 мехвод вообще должен быть богатырем. Управление очень тяжелое, ни каких усилителей не было. Усилие на педаль сцепления около 70 кг. Для трогания с места зачастую глушили движок, втыкали передачу, обычно 2 реже 1, в зависимости от местности, затем заводили мотор и трогались. на ходу переключить передачу, на т-34 почти невозможно. Переключение " внаглую со скрежетом", при помощи стрелка, приводило к выходу из строя КПП, зубы на шестеренках выкрашивались. Потом на т-34 85 проблему маленько решили.
    1. goose 20 мая 2015 14:29
      Цитата: Вольный ветер
      Потом на т-34 85 проблему маленько решили.

      Проблему решили новой коробкой в 1942 году, хотя она была уже готова в 1941-м по программе Т-34М и Т-43. До Т-34-85 еще было, как до небес.
  17. Alexey RA 18 мая 2015 14:56
    ИС-2 был разработан в конце 1943 года конструкторским бюро опытного завода №100, работами по созданию этой боевой машины руководил Жозеф Яковлевич Котин. Танк был создан путем наложения ствольной группы опытной 122-мм танковой пушки Д-25Т на люльку 85-мм танковой пушки Д-5 в башне предыдущей модели тяжелого танка ИС-1 (КВ-85). ИС-1 было выпущено всего 130 штук.

    Кхм... вообще-то, КВ-85 и ИС-1 - это две разные машины. Более того, ИС-1 был конкурентом КВ-85.

    Свою историю ИС-1 ведёт от опытного танка КВ-13 - среднего танка тяжёлого бронирования. Собственно от КВ в конструкции ИС остались разве что катки. Одним из главных отличий ИС от КВ явилось широкое применение литой брони. Мера эта была вынужденной - после эвакуации бронезаводов качественный бронелист толщиной более 45 мм оказался в большом дефиците (ту же "Формочку" для Т-34 пришлось переделать с 60-мм на 45-мм именно из-за нехватки 60-мм проката). Именно поэтому в конструкции ИС и появилась, в частности, литая лобовая деталь (которую позже пришлось спрямлять и усиливать катаной бронёй).
    1. cosmos111 18 мая 2015 15:25
      за период с 1940 по 1943 год Ленинградский Кировский и Челябинский Кировский заводы выпустили 4775 танков KB всех модификаций...
      танки KB принимали участие в боевых действиях Великой Отечественной войны вплоть до ее завершения /ПОБЕДЫ....

      ТТХ КВ-85:

      Боевая масса: 46 тонн
      Длинна: 8.4 м
      Ширина: 3.2 м
      Высота: 2.5 м
      Скорость: 34 км\ч
      Запас хода: 200 км
      Радио: 71-ТК-3
      Броня
      Лоб: 75 мм
      Борт:: 60 мм
      Корма: 40 мм
      Рубка: 60 мм
      Корпус: (верх) 40 мм
      Корпус: (низ) 30 мм
      Крыша/Днище: 40/30 мм
      Экипаж: 4 чел

      экспериментальный танк КВ-122:
      конструкторы стремясь еще больше увеличить огневую мощь танков КВ, а так же для отработки новых артсистем на уже отработанном танковом шасси,предложили установить в башню КВ-85 100-мм пушку С-34...
      новая машина получила обозначение КВ-100...
      после ее испытания, на шасси КВ-85 установили башню танка ИС-2 со 122-мм пушкой Д-25...
      хотя принципиально никаких проблем такая переделка не вызывала, проект отвергли, так как ИС-2 уже был запущен в серийное производство...
      1. cosmos111 18 мая 2015 15:52
        план производства на 1941 год предусматривал 1200 танков КВ...
        из них -400 КВ-1, 100 КВ-2, 500 КВ-3(1000 ед) ((опытная машина с 100-мм броней и 85 мм пушкой)))на Кировском заводе и 200 танков КВ-1 на ЧТЗ...
        но война внесла свои коррективы, в частности, к производству КВ-3 так и не приступили, производство КВ-2 было прекращено...
        что же касается выпуска КВ-1 на ЧТЗ, то до 22 июня там собрали всего несколько единиц ... всего за 1940-й год, было построено 243 машины, а в первом полугодии 1941 года — 393...
        во втором полугодии 1941 года выпуск танков на Кировском заводе существенно возрос...
        к производству многих узлов и агрегатов КВ-1 подключились такие крупные ленинградские предприятия, как Ижорский и Металлический заводы, завод "Русский дизель" и другие...
        однако в условиях блокады продолжать выпуск танков было невозможно, с июля по декабрь 1941 года, в несколько этапов проводилась эвакуация Кировского завода из Ленинграда в Челябинск...
        6 октября Челябинский тракторный был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома — ЧКЗ, ставший единственным заводом-изготовителем тяжелых танков вплоть до конца Великой Отечественной войны...
        со второго квартала 1941 года начинает ощущаться недостаток комплектующих, в связи с чем, часть машин оборудуется не стандартными узлами и агрегатами,так, из-за нехватки дизельных двигателей В-2, единственным изготовителем которых был завод № 75 в Харькове, танки КВ-1, так же как и Т-34, какое-то время выпускались с бензиновыми моторами М-17.
        башня танка изготавливалась в двух вариантах — сварном и литом,в свою очередь, сварных башен также было две — с прямоугольной и закругленной кормой...
        максимальная толщина брони у сварных башен достигала 75 мм, у литых — 95 мм..
        значительную роль в устранении проблем КВ сыграл главный конструктор ЧКЗ Ж.Котин...
        в связи с большим объемом опытных работ по созданию новых образцов КВ и совершенствованию серийных машин, Ж. Котин 9 января 1942 года обратился с письмом к наркому танковой промышленности В. Малышеву с просьбой разрешить:
        1) Создать при Кировском заводе Уральского комбината тяжелых танков центральный опытно-конструкторский отдел Наркомтанкпрома по тяжелым и средним танкам и дизель-моторам к ним;
        2) Передать бывший опытный завод ЧТЗ под производственно- эксперементальную базу".

        предложение Ж. Котина получила поддержку и 23 марта 1942 года на основании приказа по НКТП № 116 сс в Челябинске на базе бывшего опытного завода ЧТЗ и эвакуированного Харьковского станкостроительного завода им. Молотова создается опытный танко-моторный завод № 100 с его непосредственным подчинением наркомату танковой промышленности. Директором завода № 100 назначили Н. Ворошилова, главным инженером Н. Синева, главным конструктором А. Ермолаева, главным технологом Л. Кабардина. Новый завод расположился на площади в 7 гектаров между ЧКЗ и заводом № 200 ...
        1. Alexey RA 18 мая 2015 17:20
          Цитата: cosmos111
          значительную роль в устранении проблем КВ сыграл главный конструктор ЧКЗ Ж.Котин...

          Хе-хе-хе... который до войны игнорировал все требования ГАБТУ по устранению конструктивных недостатков КВ.
          Список недостатков КВ на начало 1940, середину 1940 и рекламации из частей на весну 1941 повторяют друг друга до пункта.
          По материалам испытаний, проведенных в течение 10 месяцев на 5 машинах с общим километражем 5. 270 км видно, что характерными дефектами, повторяющимися на каждой испытуемой машине, является:
          1. Негодность воздушного фильтра мотора, фильтр необходимо делать другой.
          2. Мала эффективность охлаждающей системы мотора.
          3. Слаба коробка перемены передач, необходимо делать новую.
          4. Ненадежны в работе бортовые фрикционы.
          5. Недоработаны тормоза (часто подгорают, трудно регулируются).
          6. Необходимо доработать ходовую часть в сторону ее усиления (катки, траки, торсионный вал).
          Помимо этого, машина имеет ряд крупных дефектов, не влияющих на ее подвижность, но снижающих боевые качества машины.
          1. Система Л-11, устанавливаемая на серийной машине забракована и допущена для вооружения танков временно.
          2. Боеукладки должны быть переконструированы в сторону упрощения и облегчения возможности пользоваться ими, а также в сторону увеличения боекомплекта.
          3. Слаб погон под нормальную башню и тем более под большую башню. Его необходимо усилить.
          4. Большая башня с системой М-10 спроектированная экстренно в период финляндского конфликта, требует больших переделок и доработки.
          5. Недоработан поворотный механизм и стопора башен. Башня тяжело вращается, заедает, мотор не тянет, стопора не держат.

          Как пример:
          ...при движении по шоссе танк У-7 достиг максимальной скорости в 24,3 км/ч, а "возможность получить более высокие скорости движения и полностью использовать мощность двигателя ограничивалась температурами воды и масла в системе охлаждения, доходившими до 107 и 112 градусов соответственно".

          При этом тандем Котина-Зальцмана пережил без проблем даже визит комиссии Мехлиса - и продолжил гнать в армию сырые КВ, причём зачастую "задним числом".
          В отчете за июль директор КЗ сообщил о выпуске в июле 15 КВ, фактически заводом сдано АБТУ КА в этом месяце только 5 танков. Остальные 10 не были закончены производством. Доделка их и сдача военпреду продолжались до 22-24 августа.
          В отчете за август заводом указан выпуск 22 КВ, фактически же на 1 сентября было сдано военпреду только 11 танков.
          Эти неправильные сведения представлялись директором завода Зальцманом И.М.с ведома и согласия начальника бронетанкового управления КА Коробкова В.М. и его заместителя Алымова Н.Н., которые давали распоряжения старшему военпреду АБТУ КА на Кировском заводе Шпитанову А.Ф. об оформлении приемом незаконченных производством танков.
          1. cosmos111 18 мая 2015 18:41
            Цитата: Alexey RA
            Хе-хе-хе... который до войны игнорировал все требования ГАБТУ по устранению конструктивных недостатков КВ.
            Список недостатков КВ на начало 1940

            Я ВЧЕРА ПОСТИЛ О НЕДОСТАТКАХ Т-34...пришлось вмешаться самому И.В.Сталину...
            список,в основном совпадает,с недостатками КВ...

            дело было совершенно новое+нехватка кваллифицированных рабочих и инженеров...зато после войны...какие шедевры были созданы((тяжёлые танки ИС)))

            Условия эксплуатации военного времени выявили крупные конструктивные недостатки, помноженные на низкую квалификацию танкистов, неуспевающих освоить новую машину. Самым главным недостатком были крайне ненадежные в работе главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы и малоэффективный воздухоочиститель. Словом, трансмиссия танка оставляла желать лучшего, выход ее из строя был массовым явлением, по этой причине были потеряны большинство танков в начальный период войны, да и в период до конца 1942 года..

            ..... ..Здесь следует отметить, что значительную роль в проблемах с КВ сыграл своеобразный технический авантюризм главного конструктора ЧКЗ Ж.Котина. .Казалось бы, в этих условиях все было, для устранения недостатков серийной машины, однако вместо этого новый завод, в месте с КБ наплодил массу проектов тяжелых танков, на основе КВ, из которых реально до выпуска был доведен только огнеметный вариант КВ-1 (с присущими КВ проблемами).

            Огнеметный вариант, под индексом КВ-8, пошел в серию с апреля 1942 года Корпус танка остался без изменений, в башне же вместо 76-мм пушки установили 45-мм образца 1934 года с маскировочным кожухом, воспроизводящим внешние очертания 76-мм пушки. Боекомплект ее состоял из 88 выстрелов. Рядом с пулеметом, спаренным с пушкой, устанавливался огнемет АТО-41.


            1. Alexey RA 18 мая 2015 19:20
              Цитата: cosmos111
              Я ВЧЕРА ПОСТИЛ О НЕДОСТАТКАХ Т-34...пришлось вмешаться самому И.В.Сталину...
              список,в основном совпадает,с недостатками КВ...

              Так причины и у Харькова, и у Ленинграда одинаковы: заводы перешли на производство более тяжёлого класса танков, которые были созданы на основе более лёгких моделей. Недостатки Т-34 во многом идут от попытки применения в его конструкции конструктивных решений от вдвое более лёгкого БТ-7. КВ точно так же делался на основе Т-28 - по тому же приводу башни прямо писалось, что:
              ...отмечалось ненадежность работы поворотного механизма башни конструкция которого во многом была заимствована от механизма поворота большой башни танка Т-28 массой около 3 т. А так как масса башни КВ -1 составляла 7 т, КВ -2 - 12 т (!), а кроме того башни стали более неуравновешенными, возникли проблемы, связанные с большими усилиями на рукоятках ручных механизмов наводки, мощностью электромоторов для поворота башен, а также вопросы скорости и плавности наводки орудий.

              Причём исходно КВ рассчитывался под массу в 40 тонн - отсюда и все проблемы.

              А почему заводы забили на УКН? А очень просто - и КВ, и Т-34 считались переходными машинами. Их недостатки должны были быть "вылечены" в следующих новых моделях - Т-34М и КВ-3. Так что, с точки зрения заводов, смысла устранять недостатки танков, которые будут в конце 1941 сняты с производства, не было. Никто же не знал, что война начнётся летом 1941 и воевать придётся тем, что уже есть в серии.
              1. cosmos111 18 мая 2015 19:50
                Цитата: Alexey RA
                Их недостатки должны были быть "вылечены" в следующих новых моделях - Т-34М и КВ-3

                в основном были вылечены на Т-34-85 и ИС-2...

                Боевое применение Т-34 выявило еще один сильный недостаток машины.
                Для удаления пороховых газов и вентиляции боевого отделения использовались электрические вытяжные вентиляторы. Первые Т-34 получили в наследство от танка БТ один вентилятор в передней части башни. В башне с 45-мм орудием он смотрелся уместно, поскольку находился практически над казенником пушки. В башне Т-34 вентилятор оказывался не над дымящимся после выстрела казенником, а над стволом орудия. Эффективность его в связи с этим была сомнительной. Но в 1942 году, в пик нехватки комплектующих, танк лишился даже этого - Т-34 выходили с заводов с пустыми колпаками на башне, вентиляторов просто не было....
                ...

                по воспоминаниям дважды Герой Советского Союза генерал-полковник танковых войск Василия Сергеевича Архипова в своих мемуарах "Время танковых атак":..."внутреннее устройство Т-34, необходимо отметить что его экипажу приходилось работать в крайне тяжелых условиях и могли с этим справится только подготовленные экипажи.
                12 – 16 часов в грохочущем танке, в жаре и духоте, где воздух насыщен пороховым газом и парами горючей смеси, утомляют и самых выносливых. Проведенные во время войны исследования показали, что после 12 часового боя танкисты теряли в весе: командиры танков - в среднем по 2,4 кг, наводчики – по 2,2 кг, стрелки-радисты – по 1,8 кг. А больше всех механики-водители (по 2,8 кг) и заряжающие (по 3,1 кг). Понятно, почему, на остановках экипажи мгновенно засыпали."
  18. psg72 18 мая 2015 16:38
    Спасибо за статью!
  19. LeeDer 18 мая 2015 16:43
    Цитата: Кадук
    Далее критиковать не хочу,скажу одно - советские люди воюя на откровенно плохой и недоведеной технике за огромную цену сломали хребет Германии и ее союзникам.

    Да, в статье есть "перлы" например.
    танк-истребитель Т-34-57, который вооружался танковой пушкой ЗИС-4. Всего в 1941 году было собрано не больше 100 таких танков, но они смогли продемонстрировать свою эффективность в боях под Москвой.

    Насколько я помню, Т-34-57 ничем тогда не отличился, пробивная способность пушки была избыточна, и зачастую пробивала немцем насквозь. А вот фугасное действие из за малого калибра было плохим.
    Но говорить что советская техника была совсем уж плоха, нельзя. Неужели немецкая бронетехника была без недостатков? Чего стоит одна пресловутая замена гусениц на тиграх при транспортировке. В той войне выигрывал тот, кто мог поставить большее количество хорошей бронетехники на фронт. Наши могли поставить большое количество Т-34 и др. А вот немцам пришлось попытаться компенсировать количество качеством. Дабы 1 немецкий танк мог противостоять 4-5 советским. Да, и немецкая и американская техника была комфортней, удобней в управлении и с прекрасными приборами, но советская обладала самым сильным качеством, она была простой, и дешевой.
    Самому давно интересно сравнить стоимость советских и немецких танков в деньгах того времени. Подозреваю, что стоимость 1 Тигра была равна 2-3 ИСам. А в бою 10 Тигров против 20-30 ИСов, я бы поставил на ИСы, ибо в статистике, количество в конечном итоге бъет качество.
    1. Alexey RA 18 мая 2015 18:41
      Цитата: LeeDer
      Но говорить что советская техника была совсем уж плоха, нельзя. Неужели немецкая бронетехника была без недостатков? Чего стоит одна пресловутая замена гусениц на тиграх при транспортировке.

      Самый большой прикол в том, что компания-разработчик "тигра" специализировалась на подвижном составе для ж/д.
      Поэтому это не просто фейл - а дабл фейл. Сначала конструкторы забыли о грузоподъёмности платформ и уже после создания "тигра" начали разрабатывать для него спецтранспортёр. А затем внезапно выяснилось, что и про ж/д габарит они тоже забыли.
      Цитата: LeeDer
      Самому давно интересно сравнить стоимость советских и немецких танков в деньгах того времени.

      Это ничего не даст. Потому как военная экономика опирается больше на ресурсы и возможности производства, а не на деньги. Как пример: в одно и то же время стоимость Т-34 различных заводов могла отличаться вдвое.

      Некоторые теоретики предлагают привести к одному знаменателю: сравнить, сколько могли бы стоить Т-34 и, скажем, "четвёрка", если бы их выпускал один завод. Но это полный жидкий вакуум, поскольку такой завод найти невозможно: для СССР "четвёрка" с её трансмиссией и оптикой была бы "золотой", а для немцев таким же "золотым" был бы Т-34 с его литой башней и дизелем.
      1. cosmos111 18 мая 2015 19:41
        Цитата: Alexey RA
        Самый большой прикол в том, что компания-разработчик "тигра" специализировалась на подвижном составе для ж/д.
        Поэтому это не просто фейл - а дабл фейл.


        фирма Henschel была создана в начале 1800-х в качестве строителя локомотивов и во время Второй мировой войны был переоборудован для производства вооружения, а также во время второй мировой войны компания производила локомотивы, танки, дизельные двигатели, грузовые автомобили, самолеты и артиллерийские орудия.Танки она изготовлена ​​включительно Panzer I, II и III, а также Panther, Tiger I и Tiger II...
        Mittelfeld Werkes был расположен по обе стороны железной дороги с севера и юга. Глядя на север, те здания на левой стороне железнодорожной линии были использованы для изготовления локомотивов и грузовых автомобилей и ремонта двигателей
    2. cosmos111 18 мая 2015 18:51
      танк-истребитель Т-34-57, который вооружался танковой пушкой ЗИС-4. Всего в 1941 году было собрано не больше 100 таких танков, но они смогли продемонстрировать свою эффективность в боях под Москвой.

      ВЧЕРА ПОСТИЛ:в конце 1941 года, ограниченной серией (более 100 машин) были выпущены танки Т-34 истребители, с длинноствольной 57 мм пушкой ЗИС-4..
      проект танка был разработан еще осенью 1940 года, когда разведкой были представлены данные о начале разработке в Германии танков с усиленным бронированием ...
      боевое применение танков с 57 мм пушкой в 1941 году показали отсутствие, каких либо преимуществ перед обычными Т-34 и их выпуск в 1941-1942 гг прекратили...
      Т-34-57 приняли участие в обороне Москвы, где отлично проявили себя в боях...
      в преддверии сражения на Курской дуге производство Т-34 с 57 мм пушкой было возобновлено, была выпущена опытная партия из трех машин...
    3. АзБукиВеди 18 мая 2015 20:51
      Цитата: LeeDer
      пробивная способность пушки была избыточна, и зачастую пробивала немцем насквозь.

      Вот интересно, откуда есть-пошла эта дурацкая легенда про ИЗБЫТОЧНУЮ мощность 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2?
      Ни о каком другом ПТ орудии НИКОГДА и ни где не встречал утверждения, что оно имеет излишнюю или избыточную(???) бронепробиваемость.
      Глупее утверждения, что 57-мм снаряд пробивал немецкие танки насквозь не принося им при этом существенного вреда и поэтому ЗИС-2 была снята с производства, придумать сложно. Тем более, что когда началась война выяснилось, что бронепробиваемость снарядов 45-мм противотанковой пушки недостаточна.

      Во время битвы за Москву 57 -мм пушки ЗИС-2 ставили на арт тягач А-20 "Комсомолец" и на "избыточную" бронепробиваемость не жаловались

      Статья о 57-мм самоходке ЗиС-30 по ссылке.
      topwar.ru/522-samoxodnaya-ustanovka-zis-30.html
      АзБукиВеди
  20. стас57 18 мая 2015 20:10
    Цитата: cosmos111
    боевое применение танков с 57 мм пушкой в 1941 году показали отсутствие, каких либо преимуществ перед обычными Т-34 и их выпуск в 1941-1942 гг прекратили...

    Цитата: LeeDer
    Насколько я помню, Т-34-57 ничем тогда не отличился, пробивная способность пушки была избыточна, и зачастую пробивала немцем насквозь. А вот фугасное действие из за малого калибра было плохим.


    это все ерунда, потому как в связи с отвратным качеством ББ 76мм Л11\Ф34 реальные дистанции были даже ниже РДБ того времени-500м.

    причины в -дороговизне, сложности и отсутствии 57 мм снарядов.
    1. cosmos111 18 мая 2015 20:26
      Цитата: стас57
      причины в -дороговизне, сложности и отсутствии 57 мм снарядов.

      инфы по данной теме,не очень много Вот одно из мнений...

      летом 1940 года было принято решение о разработке новых танковых пушек калибра 55–60 мм... осенью того же года было начато изготовление первого опытного образца нового 57-мм длинноствольного орудия, получившего впоследствии обозначение ЗИС-4...
      первые испытания выявили чрезвычайно малую живучесть ствола и недостаточную кучность стрельбы, поэтому до июля 1941 года орудие проходило доработку...

      повторные испытания прошли успешно, но технология изготовления стволов такой длины была чрезвычайно дорогой, и только из-за крайней необходимости в противотанковых пушках большой мощности ЗИС-4 была принята на вооружение...
      орудием предполагалось оснащать танки-истребители Т-34—57, и с середины июля 1941 года приказом НКВ орудие ЗИС-4 было запущено в массовое производство на заводе № 9...
    2. Alexey RA 19 мая 2015 10:06
      Цитата: стас57
      причины в -дороговизне, сложности и отсутствии 57 мм снарядов.

      Главная причина в том, что основная цель танка - вовсе не танк противника, а его пехота и полевые укрепления. Об этом нам прямо говорит Приказ №325:
      4. Танки не выполняют своей основной задачи уничтожения пехоты противника, а отвлекаются на борьбу с танками и артиллерией противника. Установившаяся практика противопоставлять танковым атакам противника наши танки и ввязываться в танковые бои является неправильной и вредной.

      2. Танки, действуя совместно с пехотой, имеют своей основной задачей уничтожение пехоты противника и не должны отрываться от своей пехоты более чем на 200 - 400 м.

      Корпус не должен ввязываться в танковые бои с танками противника, если нет явного превосходства над противником. В случае встречи с большими танковыми частями противника, корпус выделяет против танков противника противотанковую артиллерию и часть танков, пехота в свою очередь выдвигает свою противотанковую артиллерию, и корпус, заслонившись всеми этими средствами, обходит своими главными силами танки противника и бьет по пехоте противника с целью оторвать ее от танков противника и парализовать действия танков противника. Главная задача танкового корпуса — уничтожение пехоты противника.

      А по могуществу ОФС Ф-34 крыла ЗИС-4 как бык овцу.
      1. cosmos111 19 мая 2015 10:34
        Цитата: Alexey RA
        4. Танки не выполняют своей основной задачи уничтожения пехоты противника, а отвлекаются на борьбу с танками и артиллерией противника. Установившаяся практика противопоставлять танковым атакам противника наши танки и ввязываться в танковые бои является неправильной и вредной.

        Приказ НКО № 325 от 16 октября 1942
        "О боевом применении танковых и механизированных частей и соединений"
        1. Отдельные танковые полки и бригады предназначаются для усиления пехоты на главном направлении и действуют в тесном взаимодействии с ней как танки непосредственной поддержки пехоты.
        2. Танки, действуя совместно с пехотой, имеют своей основной задачей уничтожение пехоты противника и не должны отрываться от своей пехоты более чем на 200—400 м.
        В бою танковый командир организует наблюдение за боевыми порядками своей пехоты. Если пехота залегла и не продвигается за танками, командир танковой части выделяет часть танков для уничтожения огневых точек, препятствующих продвижению нашей пехоты вперед.
  21. moskowit 18 мая 2015 21:07
    Великий почёт и слава конструкторам, инженерам, рабочим, женщинам и подросткам! Всем! Кто делал эти танки, сломавшим гитлеровский вермахт! Величайшая слава нашим танкистам и тем, кто обеспечивал их победы!!! Вечная Слава Героям войны и тыла!!!
  22. anton197103 18 мая 2015 23:38
    Всем и героям танкистам и рабочим,конструкторам кто создавал грозные боевые машины вечная слава! Спасибо вам за победу !!!
  23. Инжeнeр 19 мая 2015 12:10
    Расскажу интересный факт: американцы во время войны получили для испытаний танк Т-34-76 и кв-1. Оба танка они спешно угробили в пустыне абердинского полигона из-за плохих воздушных фильтров. Но сами двигатели им очень понравились так как у самих дизелей не было на танках. Из минусов отметили устаревшую подвеску типа Кристи на Т-34, но подвеска кв-1 понравилась. Коробка и фрикционы обоих танков конечно были не на уровне американских танков и оставляла желать лучшего. Так же отметили низкую скорость, но лучшую чем у их танков проходимость и преодолевание препятствий. Зато прицел американцы оценили как ЛУЧШИЙ на то момент, по крайне мере, что они встречали. Так понравилась КОМПАКТНАЯ и удобно расположенная радиостанция (видимо командирский был танк) Ну, и пушка Ф-34 надежная и простая, да в то время довольно мощная им понравилась.
    1. goose 20 мая 2015 14:47
      Цитата: Инжeнeр
      Так понравилась КОМПАКТНАЯ и удобно расположенная радиостанция (видимо командирский был танк)

      Причем здесь командирский? Были танки для комсостава, для которых был еще одна, вторая, радиостанция, дальнобойная, так вот она компактностью не отличалась, одни батареи чего стоили.
  24. Alexey-74 19 мая 2015 13:48
    Можно гордиться легендарной бронетанковой техникой!!! soldier
  25. Чёрный Полковник 19 мая 2015 18:52
    Причиной был недостаток у немцев марганца, из-за чего броню танков начали отливать из высокоуглеродистой стали, легированной никелем, такая броня отличалась повышенной хрупкостью
    Не марганца, а никеля. Марганец повышает прокаливаемость стали, а никель увеличивает её вязкость. Статья неплохая, но автор не владеет материаловедением, поэтому перепутал свойства легирующих металлов. negative
  26. Voin_Vadimka 27 мая 2015 20:07
    Чуть-чуть не дописали.Легендарными еще были ПТ Су85,СУ100,ИСУ152,СУ152,ИСУ122,СУ122.И также нагибал не только ИС2,а еще и ИС.
    Voin_Vadimka

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня