Какой будет БМП в XXI веке?

Сегодня во многих странах мира продолжается поиск новой концепции бронированной техники. Не является исключением и Россия. При этом заявления официальных лиц о перспективах развития российских вооруженных сил достаточно противоречивы и проследить в них за перспективами развития отечественной бронетехники достаточно сложно. При этом точно известно, что современные российские бригады будут представлены тремя основными типами: легкими, средними и тяжелыми. Последние будут оснащаться машинами только на гусеничном ходу, в том числе и БМП.

Боевые машины пехоты (БМП) впервые появились как вид бронетехники именно в нашей стране. Основоположником данного вида техники стала советская БМП-1, которая была принята на вооружение в 1966 году, на Западе первопроходцем в этом классе стала немецкая БМП «Мардер», которая поступила на вооружение бундесвера в 1969 году. Концепция БМП предполагала их использование на поле боя в одних порядках с танками. Данные машины должны были служить транспортным средством с броневой защитой для пехотных частей, обладая при этом достаточно сильным комплексом вооружения.
Какой будет БМП в XXI веке?
БМП-1

В последующем данная концепция в целом подтвердилась. Октябрьская война на Ближнем Востоке в 1973 году доказала, что появление на поле боя большого числа пехотинцев, вооруженных РПГ и ПТРК, во много раз повышает роль БМП, так как без проведения зачистки поля боя от вражеской пехоты танки теперь воевать не в состоянии. Одновременно с этим выяснилось, что БМП очень уязвимы для средств поражения. Броню их в состоянии пробить не только РПГ и ПТУРы, но снаряды мелкокалиберной артиллерии, которые не в состоянии причинить какой-либо вред танкам. Помимо этого выяснилось, что под определенными углами броня БМП уязвима даже для стрелкового оружия, а борт БМП-1 с короткой дистанции можно пробить из обычного АК.


Дальнейшие конфликты только подтвердили эти выводы. Выяснилось, что БМП в их нынешнем виде не подходят не только для участия в танковых сражениях, но и для борьбы с партизанскими формированиями, так как последние также обзавелись противотанковыми средствами поражения в больших количествах и способны вести интенсивную минную войну. Хорошо это проявилось в Афганистане, где советские солдаты ввели новую расшифровку БМП – «братская могила пехоты», окончательно эти выводы были закреплены во время 2-х чеченских кампаний. Сегодня ни одному пехотинцу не придет в голову залезать внутрь БМП, при том, что эта машина и была создана для защиты солдат на поле боя. В настоящее время выжить в отечественной БМП при подрыве на мине или при попадании снаряда можно только в том случае, если человек сидит на броне. При нахождении внутри шансов у десанта практически нет, «картонная» броня боевых машин пехоты не защищает, а, скорее, убивает.

Это утверждение в равной степени относится ко всем советским БМП, начиная от БМП-1 и заканчивая самой современной из них БМП-3. Достаточно взглянуть лишь на такой их параметр, как вес, чтобы понять, почему Минобороны не испытывает оптимизма и особого желания для массовых закупок БМП-3. Последняя машина серии БМП-3 весит 18,9 тонны, а ее бортовое бронирование в состоянии выдержать попадания пуль калибра до 7,62 мм. В то же время американская БМП M2A3 Брэдли весит уже 36,9 тонны, а немецкая БМП «Пума» весит от 31 до 43 тонн в зависимости от модификаций. Не надо быть экспертом в области бронетанковой техники, чтобы сделать выводы о том, что бронирование современных западных образцов БМП гораздо более внушительно.
Какой будет БМП в XXI веке?
БМП-3

При этом всем БМП до определенного момента были присущи одни и те же недостатки. Любой гражданский, оказавшийся в десантном отделении БМП, отмечает два основных момента: «как же вы здесь сидите?», заметьте, даже не воюете, а просто сидите, а второй «здесь же ничего не видно!», по сути, так оно и есть. Проблема с объемом внутреннего пространства, в том или ином виде, актуальна до сих пор, с обзором же дела по мере развития техники, компьютеров и микроэлектроники начали налаживаться.

Еще одной особенностью всех ранних БМП была возможность десанта вести огонь в движении через специальные бортовые амбразуры. При этом о точности такого огня говорить не приходилось. Многие знающие люди говорили, что единственным объяснением такому огню была возможность психологически разгрузить десант, заняв людей, по сути, бессмысленными, но азартным делом. Такой подход был свойственен всем БМП, в том числе и американцам, однако на практике оказалось, что единственным видом боя, который может вести десант, не спешиваясь с БМП, является «последний». На сегодняшний день от амбразур в бортах отказались все. Они либо отсутствуют изначально, либо закрыты навесной броней. Так, отечественная БМП-3М получила дополнительные бортовые экраны, которые в состоянии защитить десант от попадания пуль калибром до 12,7 мм.

БМП с повышенной бронезащитой

Первой страной, где возникла мысль сделать БМП на базе танка с аналогичным уровнем бронезащиты пехотинцев, стал Израиль. Для данной ближневосточной страны возможность крупномасштабных танковых сражений и противопартизанских операций актуальна всегда. Последние боевые действия в Ливане в 2006 году против партизанских формирований, имеющих на вооружении множество противотанковых средств, это только подтвердили. При этом в Израиле очень бережно относятся к личному составу.

Какой будет БМП в XXI веке?
БМП "Намер", Израиль

Именно поэтому на вооружении ЦАХАЛ сначала появилась БМП «Пума» на базе танка «Центурион», предназначенная для перевозки к месту «работы» саперов, а затем была создана БМП «Ахзарит» на базе трофейных советских Т-55, которая из-за отсутствия пушки иногда классифицировалась как БТР. Экипаж «Ахзарита» составлял 3 человека, десант – 7 человек. Масса 44 тонны, что на 16 тонн больше, чем у Т-55 без башни, такой большой вес объясняется значительным усилением бронирования.

На «Ахзарит» устанавливался американский дизель, благодаря чему в корме с правого борта появлялся проход для десанта. Вооружение состояло из 4 пулеметов калибра 7,62 мм, 3 из которых размещались на турелях над люками десантников, а еще 1 автоматически управлялся изнутри БМП.
В настоящее время на вооружении израильской армии стоит один из самых тяжелых БТР/БМП – «Намер» (с изр. Леопард), разработанный на шасси танка «Меркава Мк4». Вес бронемашины достигает 60 тонн, бронирование полностью соответствует танковому. «Намер» обладает экипажем из 3 человек и способен перевозить до 9 человек десанта.

Очевидно, что в качестве ответа Израилю в Иордании также была создана БМП на базе «Центуриона». Иорданская машина получила название «Тимсах», ее масса составила 47 тонн, экипаж – 3 человека, десант – до 10 человек. БМП получила на вооружение пушку калибра 20 мм и спаренный с ней пулемет калибра 7,62 мм.

Несколько лет назад интересная разработка была представлена на Украине. Соседи танкостроители представили на суд публике БМПТ-84. Данная БМП создана на базе танка Т-84 (украинский аналог танка Т-80). При этом, если на израильских и иорданских БМП основное вооружение демонтируется, то украинский вариант сохранил его полностью, включая мощнейшее 125-мм орудие (сокращен был лишь боекомплект до 36 выстрелов). При этом данный образец бронетехники способен перевозить 5 человек десанта.

Какой будет БМП в XXI веке?
БМПТ-84, Украина

Российский подход

По мнению экспертов, БМП сегодня отводится 2 основных функции на поле боя – действие в роли легкого танка. В этом случае БМП сопровождает танки в атаке и уничтожает те цели, по которым недостаточно эффективно или дорого использовать основное танковое вооружение. Вторая функция – это доставка бойцов в относительной целости и сохранности непосредственно в опорные пункты противника, которые необходимо захватить.

В России в последние годы попытались разделить две эти функции. В конце 90-х годов прошлого века «Уралвагонзавод» представил на суд военных разработку, не имеющую зарубежных аналогов – БМПТ «Терминатор» (боевую машину поддержки танков), созданную на базе танка Т-72. Данная машина не является БМП, поскольку не предназначается для перевозки пехоты, но она выполняет функцию поддержки танков на поле боя и создана, по сути, именно для замены пехоты. Имея танковое бронирование и мощное вооружение: две 30-мм пушки, два гранатомета АГС-17, четыре ПТРК «Атака», которые способны поражать также низколетящие штурмовики и вертолеты, данная машина могла бы эффективно прикрывать танки на поле боя, в том числе и во время городского боя. Однако в начале 2010 года Министерство обороны без объяснения причин отказалась от данной достаточно перспективной машины.

Какой будет БМП в XXI веке?
БМПТ "Терминатор", Россия

При этом в России создана и своя настоящая «танковая БМП», на базе того же танка Т-72. Более того, данная машина была принята на вооружение еще 10 лет назад. Машина получила название БМО-Т (боевая машина огнеметчиков тяжелая). На самом деле машина близка к классической БМП и рассчитана на перевозку 7 пехотинцев, ее собственное вооружение – 12,7-мм пулемет, управляемый дистанционно.

Бронезащита лобовой части корпуса БМО-Т отвечает уровню основного боевого танка, боковые стенки надстройки сделаны разнесенными с установкой в них топливных баков, различного оборудования и динамической защитой. Боковые стенки продлены от перегородки МТО до кормы машины. Борта корпуса также обеспечивают защиту на уровне ОБТ, с возможностью монтажа дополнительных бронеэкранов с встроенной динамической защитой.

Существует, правда, одно "но". У БМО-Т на сегодня очень узкая специализация – она перевозит только огнеметчиков (всего в боеукладке машины находится 30 пехотных огнеметов «Шмель»). Чем объясняется такая узость применения – объяснить сложно. Возможно все дело в том, что сегодня Россия является практически монополистом на огнеметы, которые все еще представляют довольно эффективное и мощное оружие не только в военном, но и в психологическом плане. При желании перепрофилировать данную машину на использование обычными пехотинцами не составит особого труда.

Какой будет БМП в XXI веке?
БМО-Т, Россия

Формально на сегодняшний день данная машина вписывается в концепцию тяжелых бригад, которые должны использовать единую гусеничную платформу. Но Т-72, безусловно, является уже достаточно устаревшей моделью. Так что будущее за машинами на платформе «Армата», разработка которой идет на «Уралвагонзаводе». Возможно, новая БМП на базе платформы «Армата» совместит в себе наработки обеих существующих сейчас моделей бронетехники: БМПТ и БМО-Т.

А что на западе?

Одной из самых современных западных БМП является немецкая «Пума», испытания которой были завершены 30 декабря 2007 года. Всего бундесвер предполагает приобретение 1200 таких машин на сумму в 3,6 млрд евро. Данная БМП создана по стандартной для машин данного класса компоновке, но имеет и ряд особенностей. МТО располагается в передней части машины и занимает 1/3 от ее длины. Механик-водитель располагается впереди слева, справа от него находится моторная перегородка силового отделения. За силовым отделением и отделением управления расположены рабочие места наводчика (слева) и командира (справа).

БМП оснащается необитаемой башней с комплексом основного вооружения. Башня находится в центральной части корпуса со смещением влево. В ней расположено основное вооружение БМП – 30-мм автоматическая пушка и спаренный с ней пулемет калибра 5,6 мм. Вдоль правого борта за спиной у командира БМП находится 4 сидения десанта, еще 2 сидения расположены вдоль левого борта. Крепление сидений осуществляется к крыше корпуса машины.

Какой будет БМП в XXI веке?
БМП "Пума", Германия, вариант усиления бронирования

Машина, по мнению разработчиков, обладает «непревзойденной защищенностью». Предусмотрено 3 уровня защиты машины: вариант «А» (авиатранспортабельный), вариант с повышенным уровнем защиты и вариант «С» (боевой).

В варианте «А» ее масса составляет 31,45 тонны, что обеспечивает возможность ее транспортировки по воздуху самолетами А400М. Броневой корпус обеспечивает защиту десанта (6 человек) и экипажа (3 человека) от поражения пулями крупнокалиберных снайперских винтовок и пулеметов (калибром до 14,5 мм) во всех плоскостях. В лоб «Пума» в состоянии выдержать попадание 30-мм снарядов и ручных противотанковых гранат. В варианте «С» вес машины доходит до 43 тонн. Данный вариант предполагает установку специальных бронемодулей, которые монтируются как на лобовую деталь, так и на борта, корму и крышу корпуса. Данный вариант обеспечивает машине защиту от поражения 30-мм подкалиберными снарядами и РПГ не только в лоб, но и в борта. Стоит отметить, что информация о том, какими именно РПГ и какими боеприпасами к ним не поражается данная БМП, отсутствует.

К основным недостаткам машины относят невозможность борьбы с танками и другими бронированными машинами высокой защищенности. На «Пуме» отсутствует комплекс ракетного вооружения. При этом пулемет MG-4, использующий автоматные патроны калибра 5,6 мм, также считается недостаточно мощным. Помимо этого к недостаткам относят отсутствие механического дублирования комплексом вооружений, а также малый боекомплект автоматической пушки – 200 выстрелов. Еще 200 снарядов хранятся в лентах внутри корпуса машины, и для того чтобы произвести перезарядку, экипаж должен покинуть БМП.
Автор: Сергей Юферев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21
  1. ЗЕБРАШ 10 октября 2011 07:53
    Спасибо автору за обзор fellow Ждём "Армату"
    ЗЕБРАШ
  2. Motherland 10 октября 2011 08:13
    От "терминатора" отказались потому что слишком тяжелый десинтировать не получиться,вроде по такой причине
    Motherland
    1. Джокер 10 октября 2011 11:16
      Цитата: Motherland
      От "терминатора" отказались потому что слишком тяжелый десинтировать не получиться,вроде по такой причине


      - в высшей степени домысел, эта машина, равно как и танк для десантирования не предназначена в принципе.


      Подобная статья уже была, и тема уже поднималась, но всё же.

      Дело в том что “списочный” состав оружия не дает реального преимущества если нет возможности его применять. К примеру у данного БМПТ углы обстрела из гранатомётов крайне малы. Ещё могу отметить что перспективные варианты времен союза обладали гораздо более мощным и сбалансированным комплексом вооружения. Подробно здесь:

      http://btvt.narod.ru/3/bmpt_future/bmpt_future.htm


      Согласен с автором, ждем машину на платформе Армата.
      Джокер
  3. Netto 10 октября 2011 10:12
    Ну опять начали... вот у других стран тяжелые защищенные БМП, а у нас таких нет. Взгляните на карту, у нас реки, болота, это в Израиле по пустыне можно хоть на Маусе разъезжать. Все эти Бредли станут у первой же реки, будет потеряно время (вроде есть у них навесные модули для переправы). Тяжелая БМП нужна, это факт, но она вряд ли заменит легкие БМП, просто нужно умело их применять.
    Netto
    1. Hannibal 10 октября 2011 10:47
      Вы так говорите, как будто реки и болота занимают 80-90% страны.
      Это в Сибири, сложновато будет, а в центральной России, что то я болот то и не замечал...
      Тяжелая БМП нужна, это факт, но она вряд ли заменит легкие БМП, просто нужно умело их применять- вы что имеете ввиду? от ракет на ходу уметь уворачиваться?
      Hannibal
      1. erix-06 10 октября 2011 11:40
        А вы поинтересуйтесь сведениями о том, сколько рек приходится в среднем на 100 километров в европейской части РФ. И очень удивитесь- их достаточно, что бы очень затруднить продвижение войск.
        1. Hannibal 11 октября 2011 00:57
          В армии есть специальные машины мостоукладчики и такой уж прям проблемы с реками и болотами нет, чтобы от тяжелой БМП отказываться.
          Немецкие Тигры ведь как то ездили...
          Но я конечно же не сторонник полной замены легкой БМП на тяжелую. Тяжелой можно свое применение найти.
          Хотя я бы если честно не стал бы деньги тратить на развитие этого направления, острой нужды в них особо то и нет. Лучше танки модернизировать и системы залпового огня (если не рассматривать ракетные войны) ИМХО мое мнение...
          Hannibal
          1. erix-06 11 октября 2011 01:42
            В армии конечно есть мостоукладчики, но, во первых - их количество не может быть бесконечным; во вторых- мостоукладчикам придётся работать под огнём противника, так как не будет подразделений, способных захватить плацдарм на противоположном берегу; в третьих- темп переправы снизится в разы, а это позволит противнику успешнее поражать наши войска. А насчёт проблемы с реками подсказываю- в среднем в европейской части России на сто километров местности приходится 20-30 средних и малых водных преград и 1-2 крупная.
      2. viktor_ui 10 октября 2011 17:00
        Hannibal - почитайте высказывания западных военспецов о возможностях передвижения Т-80 по пересечённой и не очень местности и о шансах попасть в сиё изделие ( или посмотрите ). В первую голову это относится к умелым рукам, ибо в них и хрен будет гранатой.
    2. Ягуар 10 октября 2011 11:06
      целым армадам советских танков почему-то не мешали куча рек и болот
      Ягуар
      1. erix-06 10 октября 2011 11:44
        Очень мешали нашим танкам реки и болота. И это вынуждало иметь большое количество инженерно- переправочных частей. Но не нужно забывать то, что переправы наводить целесообразнее тогда, когда противоположный берег захвачен нашими частями, действовавшими на плавающей технике. Иначе темп форсирования водной преграды будет нулевой.
      2. Денис 10 октября 2011 13:34
        а ПТ 76 не для рек придуман?
        1. erix-06 10 октября 2011 13:42
          А ПТ-76 сейчас вообще остался на вооружении? Не подскажете? А где он раньше был на вооружении знаете? Или рассказать?
          1. Ягуар 10 октября 2011 15:29
            150 штук написано в The Military Balance 2010. И раньше он был в сухопутной армии и в морской пехоте.
            Ягуар
            1. erix-06 10 октября 2011 15:51
              Какие же вы все далёкие люди.... " в сухопутной армии"... Ну и перевод..... Говорю по русски- ПТ-76 раньше состоял на вооружении батальонов плавающих танков в частях морской пехоты. Например в бпт 165 и 106 полков морской пехоты 55 ДМП на Тихоокеанском флоте. Но этих батальонов давным- давно нет. Ещё эти танки были на вооружении разведывательных подразделении соединений и частей Сухопутных войск. Но и оттуда эти танки изъяты тоже давненько. И вообще этот танк снят с вооружения. Но я не совсем понимаю, при чем тут вообще ПТ-76, если все танковые полки, бригады и дивизии были вооружены другими танками?
              1. Hannibal 11 октября 2011 01:00
                Ну у меня как бы образование другое, просто пишу свое личное мнение smile
                Поэтому всегда с интересом читаю комментарии к новостям, получаю недостающие знания так сказать... за что вас и благодарю...
                Hannibal
    3. Tjumenec72 23 октября 2011 17:08
      тяжёлая БМП (армата) для подержки танков, и боях в горое
      мобильная БМП (курганец 25) для десантных задач
      Tjumenec72
  4. Денис 10 октября 2011 13:36
    автор видимо не знает назначение БМП или мечтает о танке с десантным отсеком
    теоретик,одним словом
  5. Алексей Приказчиков 10 октября 2011 16:29
    Сделать думаю надо как немцы чтоб была накладная модульная броня а сама машина пусть легкой будет главное чтоб более менее от мин защищала.
    Алексей Приказчиков
    1. viktor_ui 10 октября 2011 17:07
      Алексей Приказчиков - согласен с тобой, что нужна скелетная конструкция с достаточно мощной энергетикой, чтоб на неё можно было навешивать тот или иной обвес в соответствии с решаемой текущей задачей.
      1. Splin 10 октября 2011 20:18
        БМПВ-64, довольно таки неплохой вариант модернизации старых советских танков в БМП. Получаеться вроде немецкой Пумы за небольшие деньги
        Splin
        1. Алексей Приказчиков 11 октября 2011 16:19
          Сомневаюсь что это хорашая идея у старых танков много косяков котрые перманентно придется решать елементарно низкий ресурс движка это так к примеру кстати Росток имено из за двигла и заброковали там танковый 650 лошадиный стоял, но ресурс у него не к черту. Там слишком много проблем при переделке. Существующая техника потянет еще лямочку главное ее ремоть. Подождем уневерсальную платформу, пока...
          Алексей Приказчиков
          1. Splin 11 октября 2011 17:45
            А кто сказал, что это тупо переваривание консервной банки типа танк в БМП. Там идет таки довольно сильное обновление всей матчасти. Просто зачем пускать старое под резак, когда переделка стоит в 10 ракз дешевле новой машины, а главное сохраняеться не только приемственность. но и вся материальная структура от запасных частей, до подготовки механиков.
            Splin
    2. erix-06 11 октября 2011 06:04
      Почему то все уперлись в защиту от противоднищевых мин. Но ведь бывают ещё противобортные мины. Бывают боеприпасы действующие с верхней полусферы... Со всех сторон равномерно не закроешься...
  6. datur 10 октября 2011 20:09
    кстати у евреев и в меркаве есть маленькое десантное отделение.
    1. Джокер 12 октября 2011 04:18
      Предназначенное максимум для эвакуации экипажа подбитого танка, вместимость 2-3 человека при условии сокращения боезапаса. Пехоту в нём не возят.
      Джокер
  7. Netto 10 октября 2011 22:34
    Вобщем понятно, что ничего непонятно. Концепция применения БМП так до сих пор и не ясна. Кому БМП нужна чтобы попадание ракеты держала и фугаса, а кому побыстрей доехать и доплыть. Но всё же думаю превращать БМП в танк смысла нет, для этого есть танки. В свое время с кораблей на флоте сняли броню, хотя из средств поражения появилось нечто пострашнее 18-ти дюймовок "Ямато". А просто смысла нет, пробьет как консервную банку с броней или без. Так и сейчас, музейные РПГ-7 всё еще опасны для современных БМП. А от современных ПТУРов вообще-то вряд ли спасешься. Дополнительное бронирование нужно, но сначала нужно определиться с ролью БМП на поле боя. Что это - "такси" мотострелков или мощное средство её поддержки. ИМХО.
    Netto
    1. erix-06 11 октября 2011 00:06
      БМП и БТР всегда будут компромиссом между подвижностью и защищённостью.
      1. Splin 11 октября 2011 00:23
        Сейчас строиться концепция существования 2 типов( легких и тяжелых) БМП. Для ТВД в Европе нужна была машина способная сходу преодолевать водные преграды. Мобильность преобладала над защищенностью. Но с тех пор прошло более 40 лет. Морпехам и ВДВ конечно надо подобные типы транспорта (плавали и авиадесантировались), а остальным-не очень. Поэтому нужен балансир такой техники, от того какое стратегическое планирование существование армии принимает МО.
        Splin
        1. erix-06 11 октября 2011 02:13
          Эта концепция наличия нескольких типов соединения Сухопутных войск в корне противоречит концепции создания небольшой, но очень мобильной армии, которая будет перебрасывать войска из разных регионов на угрожаемое направление. В таком случае какая нибудь лёгкая бригада на недоТиграх окажется совсем не нужной против механизированных армий Китая. Или личный состав, прибывший из Западного ВО для получения техники на базу хранения в Восточный ВО окажется незнакомым с другим типом техники. Все наши военные главари заявляли о том, что нужно максимально снижать количество различных типов техники в Вооружённых Силах, но фактически пытаются сделать наоборот. А про сорок лет я вообще вас не понял- у нас что, в Европе все реки пересохли за 40 лет?
        2. Джокер 11 октября 2011 17:30
          Концепция плавающих БТР и БМП появилась потому что в случае применения ЯО на европейском ТВД должны были образоваться большие области затопления, которые необходимо было бы преодолевать.
          Джокер
          1. erix-06 12 октября 2011 11:07
            Ошибаетесь. Концепция преобладания в армии плавающей техники появилась на элементарном знании географии вероятных ТВД. Наиболее опасные направления были в Европе, Забайкалье и на Дальнем Востоке. В Африке или в Австралии наша страна воевать собиралась меньше всего. Я вам, в обсуждении другой статьи, уже приводил сведения о насыщенности реками европейской части континента- на 100 км территории приходится в среднем 20-30 малых и средних рек и 1-2 крупная. На Дальнем Востоке обстановка не проще- как то во время службы в Приморье, во время расчёта и оценки марша, на 100 км пути я насчитал порядка 30 -ти автомобильных мостов через различные водные преграды. И разрушение практически любого из них заставило бы или увеличивать маршрут, в поисках другого моста, или наводить хоть какую то переправу. А пытаться забронировать БМП, как танк-это неправильно. Танк и есть для того, со своей защищённостью, что бы расчищать пехоте путь, принимая на себя самый сильный огонь. Если уж у танков возникают проблемы с защитой от некоторых типов боеприпасов, то уж о БМП и говорить не приходится...
  8. kov 26 сентября 2012 17:20
    Видео обзор Пумы (передача Военная тайна)
    kov

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня