Самолёты Победы

119
Победу в Великой Отечественной войне нашей стране добыли и замечательные самолеты, которыми управляли отважные летчики, не жалевшие своих жизней в воздушных схватках с ассами Люфтваффе. Советские конструкторы и инженеры смогли обеспечить ВВС Красной Армии парком самолетов, отвечавших жестким требованиям военного времени. А рабочим в тылу удалось развернуть масштабное производство различных боевых машин, которые вернули Красной Армии превосходство в воздухе. В этой статье мы рассмотрим три самых массовых советских боевых самолета Великой Отечественной войны: истребитель Як-9, штурмовик Ил-2 и пикирующий бомбардировщик Пе-2.

Истребитель Як-9

Истребитель Як-9 активно применялся во всех операциях Великой Отечественной с 1942 по 1945 годы и на равных мог противостоять своему основному противнику — немецкому истребителю Bf. 109. Як-9 стал самым массовым истребителем в составе советских ВВС времен войны. В середине 1944 года в действующих частях самолетов Як-9, Як-9Т и Як-9Д в сумме было больше, чем всех других состоявших на вооружении истребителей вместе взятых. В большей мере все они заменили Як-1 и Як-7Б на основных фронтах. В годы войны выпуск истребителей Як-9 на заводе №153 достигал 20 самолетов в день.

Истребитель Як-9 стал закономерным продолжением хороших машин Як-1 и Як-7. С конструкционной точки зрения новая машина представляла собой развитие Як-7, мало отличаясь от последнего внешне. Одновременно с этим Як-9 во всех отношениях был более совершенным самолетом. Это было естественно, так как при разработке данной модели конструкторы учили весь двухлетний опыт производства и боевого применения истребителя Як-1, а также получили возможность широко использовать дюралюминий, с которым Советский Союз на тот момент уже не испытывал тех затруднений, которые были в самом начале войны. Машина была устойчива во всех режимах полета и обладала отличным набором пилотажных качеств и маневренности. Як-9 превосходил самолеты Як-1 и Як-7Б в скорости полета, скороподъемности и вертикальном маневре.



Созданный в конце 1942 года КБ А. С. Яковлева истребитель был спроектирован с тщательным проведением ревизии всей конструкции истребителей предшественников. С целью облегчения конструкции самолета деревянные лонжероны крыла были заменены на металлические. Только одно это мероприятие позволило конструкторам снизить вес истребителя приблизительно на 150 кг. Первоначально вооружение самолета состояло из одной пушки и крупнокалиберного 12,7-мм синхронного пулемета, на различных модификациях самолета состав вооружения изменялся. В некоторых вариантах машина могла использоваться в качестве истребителя-бомбардировщика. При модернизации самолета был улучшен обзор из кабины пилота и увеличен объем топлива. Серийное производство самолета Як-9 развернули в конце 1942 года.

В целом истребитель Як-9 обладал значительно лучшей боеспособностью и мог успешно сражаться с лучшими немецкими истребителями. При этом на базе Як-9 осуществлялась наиболее широкая специализация боевых машин под разные задачи. Так, в 1943 году был разработан и выпускался крупной серией Як-9Т, изюминкой которого была 37-мм авиационная пушка, а в 1944 году появился и вовсе уникальный истребитель — Як-9К, основным вооружением которого стала пушка калибра 45-мм. Данные истребители в основном использовались для борьбы с бомбардировщиками противника и для атак наземных целей. Также в 1943 году на фронтах стал появляться истребитель Як-9Д, обладавший увеличенным запасом топлива, а в 1944 году был разработан сверхдальний вариант истребителя — Як-9ДД, который был выпущен небольшой серией. Если максимальная дальность полета обычного Як-9 составляла 910 км, то у Як-9Д она равнялась 1400 км, а у Як-9ДД — 1800 км. Также небольшой серией был выпущен истребитель-бомбардировщик Як-9Б, в фюзеляже которого можно было разместить бомбовую нагрузку массой 400 кг.



После разработки и доведения до ума нового более мощного мотора В. Я. Климова ВК-107А появилась редкая возможность существенно повысить летные качества истребителя Як-9. В самом конце 1943 года была создана модификация Як-9У. Данный истребитель обладал не только самой лучшей силовой установкой, но и существенно улучшенными аэродинамическими качествами. На испытаниях машина продемонстрировала отличные летные данные и была запущена в серию. Максимальная скорость машины на высоте 5 тысяч метров составляла 672 км/ч, а вооружение включало в себя 1х20-мм пушку ШВАК и 2х12,7-мм пулемета УБС.

По сравнению со всеми другими серийными истребителями Красной Армии Як-9У обладал самой большой скоростью полета и отличной скороподъемностью. Данные показатели для начала 1944 года являлись рекордными. Высоту в 5 тысяч метров самолет набирал за 5 минут. Самолет выделялся отличной маневренностью как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. После запуска в серийное производство машины сразу же пошли на фронт. К сожалению, первоначально из-за недоведенности двигателя ВК-107А летчики-истребители не могли использовать боевой режим работы мотора, который выдавал повышенную мощность. Но в конце 1944 года на самолет начали ставить новые улучшенные радиаторы и доработали систему охлаждения, после чего температурный режим работы двигателя вошел в норму.



В годы Второй мировой войны самолет Як-9У оставался одним из наиболее сильных истребителей СССР и обладал реальным превосходством над машинами противника. У советских летчиков за свои выдающиеся характеристики Як-9У получил прозвища «убивец» или «убийца». Выпуск машины продолжался в течение нескольких лет и после завершения войны. При этом Як-9У стал одним из последних советских поршневых истребителей. Всего с октября 1942 по декабрь 1948 года было выпущено 16 769 самолетов Як-9 различных модификаций.

Штурмовик Ил-2

Пожалуй, именно Ил-2 стал самым узнаваемым самолетом Великой Отечественной войны. Об этой машине знает практически каждый, самолет даже подарил свое название целой серии российских авиасимуляторов, которые на долгие годы стали лучшими играми в своем жанре. Но в 1941 году в Советском Союзе было не до игр и штурмовик Ил-2, и пилоты этой замечательной машины сделали все от них зависящее, чтобы добиться победы в войне. Если в танковых частях символом войны стал легендарный танк Т-34, то в авиации — это был Ил-2. Обе эти боевые машины строились гигантскими сериями. Штурмовик Ил-2 стал самым массовым боевым самолетом в истории, всего в СССР с 1941 по 1945 год было выпущено 36 183 самолета этого типа.

Конструктором данного штурмовика был Сергей Ильюшин, который начал работу над самолетом еще в 1938 году. В Красной Армии данный самолет получил прозвище «горбатый» за свой характерный внешний вид фюзеляжа. Конструкторы часто называли свою машину «летающим танком», а немецкие пилоты за недостаток маневренности и высокую живучесть машины называли штурмовик «цементным бомбардировщиком» (Zementbomber) или «бетонным самолетом» (Betonflugzeug).



Основной особенностью самолета было включение брони в силовую схему планера. При этом броня корпуса заменяла собой обшивку и каркас всей носовой и средней частей фюзеляжа Ил-2. Несущий бронекорпус машины был клепаным и изготавливался из гомогенной стальной брони АБ-1 (АБ-2), которая закрывала двигатель, радиаторы, кабину пилота и некоторые другие агрегаты. Любопытно, что на прототипе она закрывала и бортстрелка, к этому решению вернулись лишь в конце войны на самолете Ил-10. Прозрачное лобовое броневое стекло фонаря кабина имело толщину 64-мм и могло выдержать выстрел 7,62-мм бронебойной пули в упор.

Шасси на самолете Ил-2 складывалось назад, после чего убиралось в корпус крыла, а затем закрывалось обтекателями для обеспечения лучших аэродинамических качеств. Позаботились конструкторы и об установке вооружения, которое было расположено во внутренней части крыла, а под крылом можно было установить направляющие для реактивных снарядов РС-82 и РС-132. Из-за довольно большого веса самолет с двигателем АМ-38 (1665 л.с.) развивал максимальную скорость полета в 426 км/ч, посадочная скорость штурмовика составляла 140 км/ч.



Свою надежность и положительные качества штурмовик продемонстрировал уже в первые месяцы войны, но были у самолета и недостатки. На тот момент самым существенным недостатком было отсутствие пулеметчика, который был бы в состоянии отражать нападения истребителей противника с хвоста. Данный недостаток приводил к большим потерям самолетов, которые летали на задания без истребительного прикрытия. При этом звание Героя Советского Союза летчикам-штурмовикам присваивали уже за выполнение 10 успешных боевых вылетов, а не после 100, как обычно. В первые месяцы 1942 года КБ Ильюшина провело конференцию, на которую были приглашены не только испытатели машины, но и непосредственно боевые летчики. Она была необходима для выявления недостатков самолета и их устранения. Именно на конференции приняли окончательное решение вернуть бортового стрелка, также внимание конструкторов было уделено увеличению калибра пушечного вооружения и увеличению мощности двигателя.

В годы войны самолет Ил-2 непрерывно совершенствовался. Так в начале 1943 года было принято решение вооружить штурмовик более мощными пушками для борьбы с танками противника. На Ил-2 установили две пушки НС-37 с боезапасом по 50 снарядов на каждую. Однако данная пушка оказалась слишком мощной и скорострельной. При стрельбе самолет раскачивало и разворачивало в воздухе, что серьезно затрудняло ведение прицельного огня. Поэтому от пушки НС-37 решили отказаться. Гораздо более эффективными показали себя малокалиберные противотанковые бомбы ПТАБ-2,5-1,5. Один штурмовик мог нести до 200 таких бомб, при сбросе они накрывали полосу шириной 10х100 метров. Но новое оружие важно было правильно использовать. Особенно эффективно данные бомбы проявляли себя против вражеских колонн на марше или против мест скопления вражеской бронетехники, при массовом применении с нескольких штурмовиков Ил-2. Впервые их использовали во время Курской битвы.



В 1943 году советским конструкторам наконец-то удалось что-то сделать с общей неуклюжестью и тяжелой управляемостью Ил-2. В начале года на самолет начали ставить новый двигатель АМ-38Ф мощностью 1760 л.с., а в конце года он получил и новое крыло с увеличенной стреловидностью («крыло со стрелкой»). Характеристики машины улучшились, а бомбовая нагрузка выросла до 600 кг. К концу 1944 года, когда в стране заработали новые металлургические заводы, штурмовик Ил-2 стал целиком металлическим, избавившись от своей деревянной хвостовой части. Именно в таком виде знаменитый штурмовик и встретил День Победы.

За все годы Великой Отечественной войны Красная Армия потеряла более 23 тысяч штурмовиков Ил-2 и более 7,8 тысячи пилотов данных машин. При этом следует иметь в виду тот факт, что 12 тысяч самолетов было потеряно ВВС не в боевых условиях. Если же говорить о статистике, то каждый 53-й вылет штурмовика Ил-2 был для него последним. Штурмовики гибли чаще других самолетов, так как работали по переднему краю войск противника, насыщенному средствами ПВО, совершая штурмовку позиций с очень небольшой высоты.

Пикирующий бомбардировщик Пе-2

В годы Великой Отечественной войны самолет Пе-2 стал самым массовым советским бомбардировщиком. Данные машин принимали участие в сражениях на всех фронтах. Они использовались в сухопутной и морской авиации, действовали в качестве бомбардировщиков, разведчиков, истребителей. Работы над созданием данного самолета были начаты в середине 1938 года группой конструкторов в ЦКБ-29, которой руководил В. М. Петляков. Стоит отметить, что данное ЦКБ входило в состав Спецтехотдела НКВД и представляло собой уникальную организацию, костяк которой составляли репрессированные советские граждане — «вредители» и «враги народа».



Свое название Пе-2 получил после трагической гибели В. М. Петлякова в авиакатастрофе. Самолет из-за сильно сжатых сроков, которые были отпущены на его создание и комплекс испытаний, обладал к началу войны серьезными недочетами. Из-за недостаточно высоких несущих свойств крыла самолет был сложен в пилотировании и посадке, особенно для неопытных летчиков. При возникновении скольжения наблюдалась очень сильная реакция машины по крену. При остановке одного из двух двигателей самолет резко уходил в крен, иногда оказываясь на спине раньше, чем пилот успевал принять какие-то меры. Над исправлением недостатков самолета конструкторам пришлось работать уже в военные годы. Несмотря на свои недочеты, Пе-2 показал себя очень эффективным самолетом, являясь единственным серийно выпускаемым пикирующим фронтовым бомбардировщиком в СССР времен Второй мировой войны и самым массовым советским бомбардировщиком, с 1941 по 1945 год было собрано 11 427 самолетов.

Любопытно отметить, что на самолете имелось примерно 50 электромоторов пяти типов мощностью от 30 до 1700 Вт. Они использовались для обслуживания агрегатов самолета: они меняли шаг винтов, закрывали и открывали створки радиаторов, приводили в действие клапаны, насосы, щитки, а также по команде автомата пикирования АП-1 выпускали или убирали аэродинамические тормоза — решетки из стальных труб, которые подвешивались под консолями крыла. Благодаря этой конструкции, скорость пикирования самолета не превышала допустимых пределов.



На самолете предусматривались разнообразные варианты бомбовой нагрузки, он мог брать на борт фугасные, осколочные и специальные бомбы (осветительные, бетонобойные, химические) общим весом до одной тонны. Самой крупной бомбой, которую мог взять бомбардировщик, была ФАБ-500. Бомбовая нагрузка распределялась следующим образом: 600 кг внутри бомбоотсека, который находился в центральной части фюзеляжа, и в малых отсеках, хвостовой части мотогондол (где укладывали по одной бомбе весом 100 кг), остальные крепилось на внешней подвеске. При пикировании можно было сбрасывать лишь бомбы, закрепленные на внешней подвеске, так как никаких специальных устройств, предназначенных для выведения бомб из бомбоотсека, на самолете предусмотрено не было.

Стоит отметить, что бомбовая нагрузка для машины таких габаритов, как Пе-2, была, в общем-то, невелика. Но объяснялось это двумя причинами: 1) существенным собственным весом самолета, который был обусловлен большим запасом прочности (эта особенность досталась Пе-2 в наследство от истребителя-перехватчика, над которым изначально начинал работать Петляков), хотя это было свойственно в той или иной мере всем пикирующим бомбардировщикам, так как за точность бомбового удара нужно было чем-то расплачиваться; 2) недостойной мощностью двигателей, что было связано с отставанием СССР в этой области на момент начала войны.



Но все это не помешало авиационным частям, которые были вооружены Пе-2, успешно сражаться уже с первых месяцев войны. Так уже днем 22 июня 1941 года 17 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 из состава 5-го бомбардировочного авиаполка смогли разбомбить Галицкий мост через реку Прут. Этот скоростной и достаточно маневренный самолет мог действовать даже в дневные части в условиях превосходства немецкой авиации в воздухе. Так 5 октября 1941 года экипаж старшего лейтенанта Горслихина принял бой с 9 немецкими истребителями Bf 109, сбив три из них.

В годы войны самолет Пе-2 сыграл выдающуюся роль, став основным самолетом советской бомбардировочной авиации. Он применялся во всех возможных вариантах, за исключением торпедоносца. В руках умелых и опытных летчиков эта боевая машина раскрывала весь свой потенциал. Высокая скорость полета (у земли самолет развивал скорость до 452 км/ч, а на высоте 5 000 метров — 540 км/ч), маневренность, хорошее вооружение и прочность конструкции, надежность и живучесть были отличительными чертами Пе-2. Машина была заслуженно популярна у советских летчиков, которые нередко предпочитали ее даже иностранным бомбардировщикам.

Источники информации:
http://www.airwar.ru
http://pro-samolet.ru
http://vspomniv.ru
http://avia.pro
Материалы свободных источников
119 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    19 мая 2015 07:42
    На Як-9У не закончилось, еще был Як-9УТ модификация 9У с еще более мощным вооружением, даже успел повоевать успешно. Вооружение: 1*37мм + 2*20мм или 1*45мм + 1*20мм или 1*23мм + 2*20мм.
    1. +7
      19 мая 2015 11:36
      после того, сколько я прочитал о склоках среди конструкторов, хочу подчеркнуть, что самолеты Як были не всегда лучшими. Яковлев отжал себе буквально все - лучшие производственные базы, лучшие двигатели, квоты на материалы, обеспечение КБ. Активно душил конкурентов и их проекты. С частью проектов так и надо было поступать, чтобы не распыляться и не тратить зря, но были и очень достойные альтернативы. Из-за этого в начало войны мы вступали с довольно унылым парков машин - ЛАгг проигрывал сильно из-за материалов и двигателя, Як-1 имел не плохую культуру веса, но был очень хрупким, слабо бронированным и слабо вооруженным, Ла-5 далеко не сразу получил дуралевый корпус и хороший двигатель. Миг-1 тоже мог бы быть лучше, если бы Микоян и Гуревич не кинули Поликарпова, а между тем, не был дан ход очень перспективным проектам, которые даже при текущих проблемах могли конкурировать с Bf-109f. Например, САМ-13,И-185 и др. Су-2 тоже не заслужено забыт, как и ряд перспективных проектов бомбардировщиков. Все это довольно печально. Еще важной проблемой нашей страны было то, что так и не пустили в производство качественные компрессоры для высотных двигателей, что ограничивало развитие высотных истребителей и тяжелых бомбардировщиков.
      1. -5
        19 мая 2015 11:41
        технологий по гладкому дюралю не было, с ними кинули немцы в 20-х 30-х, Ме-109 был цельнометаллический и... поликарповской разработки - именно из-за этого чуть не расстреляли туполева.
        с двигателями они кинули не полностью.
        1. +3
          19 мая 2015 15:47
          миф про поликарповский МЕ-109 я слышал еще в 197(х)годах и стех же пор никаких документов...!?
          1. -2
            19 мая 2015 20:26
            это не миф, просто до 197(х)гг за упоминание об этом сажали, хотя "пролетаем как фанера над Парижем" идет именно с тех времен.
            1. 0
              27 мая 2015 09:11
              как 109 был связан с поликарповым?
              bf-109B появился в небе над Испанией раньше, чем у Поликарпова был шанс пообщаться с кем-то из немецких конструкторов.
              1. 0
                27 мая 2015 10:21
                сотрудничество с немцами при троцкистах началось еще в 1920х - из-за Версаля немцам было запрещено иметь боевую авиацию, происходило оно преимущественно на советской территории.
        2. +1
          19 мая 2015 16:43
          Какой ме109? например г14 был вроде уже не цельнометалический....хвост был из дерева....
          1. -2
            19 мая 2015 20:30
            у цельнометаллических самолетов можно достичь большей чистоты аэродинмамических форм, в том числе более тонкой хвостовой балкой. чем и славился мессер.
          2. 0
            19 мая 2015 23:54
            Металла в конце войны у немцев не было
        3. 0
          21 мая 2015 11:57
          огромный парк ТБ-3 был сделан из металла, а на истребители его не хватило.
          так не бывает )))
          1. 0
            21 мая 2015 12:19
            бывает - их почти всех сбили над оккупированной территорией в начале войны и он был сделан не из гладкоко алюминия (см. выше)
    2. +4
      19 мая 2015 12:18
      Было бы гораздо лучше,если бы любезный Predator-74,черпал знания из специализированных публикаций а не из он-лайновских симуляторов!!!В войска попали только машины с вооружением 1х23+2х20мм.Причем с этой машиной связан крупный скандал,по получении одной из боевых задачь,полк оказался небоеготов,на 75% по тех причинам.Разбирательство выявило серьезные проблемы в работе ВМГ,и вооружения.Именно эпизод с неудачным дебютом Як-9У и Як-9УБ стали первым пунктом обвинительного приговора командующего ВВС Новикова.Сам же Як-9УБ в мае 45г был снят с производства.Строевые части имевшие на вооружении эти машины,перевооружили,оставшиеся"УТаки"после замены вооружения(ставили одну ШВАК и два БС)распихали по штабным звеньям,полков"второй линии".
  2. +9
    19 мая 2015 07:46
    "Свое название Пе-2 получил после трагической гибели В. М. Петлякова в авиакатастрофе..."
    Так для общего развития,самолёт в серию пошёл уже с этим названием,а вот ТБ-7(АНТ-42)своё название Пе-8,получил после гибели В.М.Петлякова.Так как он вёл эту машину до того как его репрессировали.
  3. +5
    19 мая 2015 08:10
    О Пе-2 можно добавить еще и то, что после неоднократных катастроф в строевых частях его приказом запрещалось использовать в качестве пикировщика, а бомбометания производить только при горизонтальном полете. Сказывалось отсутствие квалифицированных пилотов. Только к середине войны эта ситуация начала выправляться, начались бомбардировки с пикирования.
    О Пе-3 тоже ни слова в статье, хотя он и не был широко распространен, но свою роль в качестве ночного истребителя сыграл.
    1. +11
      19 мая 2015 08:20
      Цитата: inkass_98
      О Пе-3 тоже ни слова в статье
      Впрочем статья достойна продолжения - в ней , например , ни слова о таких знаменитых самолётах , как По - 2 , Ла - 5 , Ли - 2 , Ил 4
      1. +1
        19 мая 2015 08:30
        Этажерок то наделали побольше других. А вот Ил-4 и Ли-2 относительно немного. А "лавку" незаслуженно в статье не описали.
        1. +7
          19 мая 2015 13:01
          Говорить о том, что Ил-4 было выпущено немного, можно говорить только очень относительно - Всего за время войны было построено 5256 ДБ-3М/Ф и Ил-4, из которых 2732 - в Комсомольске-на-Амуре. Последние 160 машин были завершены уже после войны. Согласитесь совсем немаленькая цифра для двухмоторного дальнего бомбардировщика, ставшего в годы войны универсальной машиной - торпедоносцем, минным заградителем, разведчиком, транспортным самолетом (в основном для проведения специальных операций, таких как выброска десанта разведчиков в глубоком тылу противника) и т.д.
          Ли-2 (он же ПС-84) - еще одна универсальная легендарная машина. Это лицензионная версия американского Дуглас DC-3 "Дакота" выпускалась в различных версиях с 1938 г. по 1952 г. В годы войны в основном выпускалась в транспортной версии, а также в качестве ночного дальнего бомбардировщика и в этой роли вполне успешно применялась в ходе войны, в том числе и в обих стратегических воздушных операциях ВВС Красной Армии (Авиации Дальнего Действия - АДД).
          В АДД Ли-2 в основном использовался как ночной бомбардировщик. Такая ситуация возникла, конечно же, не от хорошей жизни. С одной стороны, после понесенных в 1941 г. потерь ощущался острый дефицит Ил-4. С другой - не менее острой была и потребность в воздушных перевозках (к ним то и дело вынуждены были привлекать устаревшие ТБ-3), поэтому выпускать бомбардировщики вместо транспортных машин не могли. Таким образом, применение Ли-2 позволяло решить эти проблемы: существенно пополнить парк ударных самолетов, которые при необходимости можно использовать и как транспортные.
          Парадоксально, но тихоходный пассажирский самолет оказался неплохим бомбардировщиком. Этот успех был связан как с качествами самого Ли-2, так и с правильно выбранной тактикой его применения. Надежный, неприхотливый, устойчивый в полете самолет хорошо справлялся с задачей - доставить за 200-300 км от линии фронта тонну бомб (как правило, четыре ФАБ-250, реже две ФАБ-500). Известна всего одна операция, когда Ли-2 наносили удары днем: 7-8 апреля 1945 г. они приняли участие в массированных налетах на Кенигсберг. В остальных случаях экипажи Ли-2 работали ночью, действуя главным образом по коммуникациям противника, тыловым аэродромам, скоплениям войск. Выполняя тактические задачи, Ли-2 приняли участие во всех крупных сражениях Великой Отечественной. Так, экипажи 102-го полка разгромили вражеские переправы через Дон во время Сталинградской битвы, 1 -го Гвардейского наносили удары по железнодорожному узлу Знаменка, когда шло наступление Красной Армии на юге Украины, а 325-го - по позициям немецкой тяжелой артиллерии при окончательном снятии блокады Ленинграда.
          За всю Великую Отечественную АДД провела лишь две стратегические операции, и в обеих приняли участие Ли-2. Проходили они в 1944 г., были направлены против союзных Германии Финляндии и Венгрии и преследовали цель вывести эти страны из войны. В феврале состоялось 6 массированных налетов на Хельсинки, Оулу, Котку и Турку, а в сентябре 4 налета на Будапешт, Дербецен и Сегеду.
          1. -1
            19 мая 2015 16:03
            Цитата: Александр72
            можно говорить только очень относительно

            Естественно относительно машин, указанных в статье.
      2. +6
        19 мая 2015 09:49
        Цитата: enot73
        Впрочем статья достойна продолжения - в ней , например , ни слова о таких знаменитых самолётах , как По - 2 , Ла - 5 , Ли - 2 , Ил 4

        А ещё ПЕ-8, Як-3, Як-7, МИГ-3, ДБ-3, Су-2. Не стоит забывать и И-15БИС и И-16. Эти старички во время обороны кавказа были незаменимы со своей небольшой скоростью и хорошей маневренностью. ТБ-3 эти исполины тихоходы спасали Москву высаживая срочный десант в Туле.
        Так же я думаю как то все таки не правильно забывать и Лэнд-линз. Техника не наша, но сколько побед установили на P-39 Аэрокобра. А бомбордировщики Бостон. Именно на них отработали приём бомбометание с бреющего, когда бомба сброшенная на полном ходу с самолета, отскакивала от воды как лягушка и влетала в борт коробля
    2. 0
      19 мая 2015 11:39
      еще больше сказывалось отсутствие адекватных техников на аэродромах. Пе-2 мало, где хорошо обслуживался, из-за чего и были основные проблемы и потери. В том числе, отказы электроприводов при пикировании.
    3. +2
      19 мая 2015 19:24
      Цитата: inkass_98
      О Пе-2 можно добавить еще и то, что после неоднократных катастроф в строевых частях его приказом запрещалось использовать в качестве пикировщика, а бомбометания производить только при горизонтальном полете. Сказывалось отсутствие квалифицированных пилотов. Только к середине войны эта ситуация начала выправляться, начались бомбардировки с пикирования.

      Уважаемый коллега Юрий, на Пе-2 бамбить с пикирования можно было только с тормозными решётками. Их ставить на самолёты (выпускаемые на заводе) только во второй половине 1942 года, как и автомат вывода из пикирования. Из-за отсутствия оборудования, и, не обучали лётчиков бомбить с крутого пикирования. Первым, кто стал обучать лётчиков бомбить с пикирования был Полбин (конец 1942 года), и то, когда получили самолёты оборудованные тормозными решётками и автоматами вывода.
      А аварии и катострофы происходили на посадке в основном (очень строгий был самолёт при посадке и не допускал ошибок), из-за истребительного прошлого данного самолёта.
  4. 0
    19 мая 2015 08:34
    Як-9 превосходил самолеты Як-1 и Як-7Б в скорости полета, скороподъемности и вертикальном маневре.
    laughing Особенно понравилось про вертикальную манёвренность Як-9
    1. +1
      19 мая 2015 09:11
      Про Як-3 почему то ничего нет, который появился потому что "самые мощные" были слабее тем более без возможности форсажа, или это не так?
      1. +1
        19 мая 2015 11:46
        спорна крутость як-3. он, конечно, хорош, но на мой взгляд, Ла-7 лучше.
        1. 0
          19 мая 2015 11:53
          на одних Ла-7 бы не вытянули, на одних Як-3 тоже...
          примерно такое же "разделение труда" как у Ме-109 и FW-190
    2. 0
      19 мая 2015 11:43
      важным шагом в як-9 был ресурс увеличения дальности самолета.
      Это давало ему определенные тактические плюсы, например: время на выбор позиции атаки, в том числе на набор высоты, время барража и на ведение боя, время на формирование больших групп в воздухе, сопровождение ИЛ-4 и ДБ-3 в дальних рейдах.
  5. +3
    19 мая 2015 08:56
    Мой тесть с другом детства летчиком штурмовиком Андриановым.
    В Москве в музее СА есть фото его штурмовика после полета,где хвостовая часть вся измочалина.Очень надежный был самолет.
  6. Комментарий был удален.
  7. 0
    19 мая 2015 11:04
    С конструкционной точки зрения новая машина представляла собой развитие Як-7, мало отличаясь от последнего внешне
    На счет конструкции тут спорить не приходится, но вот на счет внешнего вида можно...трудно не увидеть высокий "горб" горгота у "семерки"



    И более "стремительный" Як9


    Командир 1-й эскадрильи 1-го отдельного авиаполка сражающейся Франции «Нормандия» Марсель Альбер (Marcel Olivier Albert, 1917 — 2010) с авиатехниками А.П. Аверьяновым и М. Мамаевым у своего истребителя Як-9 №6.
    1. +3
      19 мая 2015 15:35
      Гораздо важнее другое,с точки зрения аэродинамики Як-9 совершенно уникальная модель.Благодаря конструкции крыла,точнее удачного подбора профилей их компрессии,смещения рабочих центровок"на нос".Удалось добиться очень высокого аэродинамического качества планера.Машина очень быстро набирала скорость в пикировании и могла длительно ее удерживать на эволюциях в том числе и восходящих.Площадь управляющих поверхностей,относительно несущих была оптимизированна для высот 1500-3500м.Эта машина наиболее полно соответствует термину"Русский мессершмит".Е.Г.Адлер создал чрезвычайно удачную машину исходя из довольно ограниченных возможностей производства и других ресурсов главным из которых было отсутствие более мощьного двигателя.Отсюда неизбежные недостатки.При этом Як-9 был наверное наиболее простым в управлении истребителем 2МВ.Достаточно сказать,что Як-9 сам выходил из всех видов штопора.На мой взгляд наиболее уникальной была модификация"Б"жаль,что до ума не довели.
      1. Комментарий был удален.
      2. gjv
        0
        20 мая 2015 21:07
        Цитата: Argon
        с точки зрения аэродинамики Як-9 совершенно уникальная модель


        Восстановленный ЯК-9 с американским двигателем Allison V-1710. Он был сфотографирован на низкой высоте и высокой скорости прохода на 2012 NAS Oceana Air Show.
      3. 0
        21 мая 2015 12:15
        конечно, истребители як были самыми подходящими для неопытных летчиков, многое прощали, но более-менее опытные обычно предпочитали другие машины - ЛА5ФН, кобру и даже модернизированный ЛАГГ, т.к. те машины позволяли сделать в бою больше.
    2. +2
      19 мая 2015 20:58
      Спасибо, svp67. Все абсолютно точно подмечено. Дело в том, что Як7 был "слеплен" из учебно-боевого двух-местного самолета (вроде бы Як 11). Поэтому и такой высокий "горб". Судя по всему был сделан большой задел таких фюзеляжей и в связи с тяжелейшей обстановкой в истребительной авиации в 41-42г.г., их пустили "в дело". Так что автор тут приврал, однозначно. Внешнего сходства между Як 7 и Як 9 нет и быть не может.
    3. +2
      19 мая 2015 21:42
      "гаргрот", по-моему.
  8. -10
    19 мая 2015 11:23
    "новый двигатель АМ-38Ф мощностью 1760 л.с.
    Характеристики машины [Ил-2] улучшились,
    а бомбовая нагрузка выросла до 600 кг." - из статьи.

    Его полезность спорна. Более практичны, на мой взгляд, были бы
    обычные фронтовые бомбардировщики. Тоже под прикрытием истребителей.
    Или увеличить выпуск точного и быстрого Пе-2, который вообще не
    нуждался в прикрытии истребителями.

    Практически весь бензин ИЛ-2 уходил на поднятие в воздух
    собственно веса самолета . На бомбы мощности мотора уже не хватало.
    Взлетать, под прикрытием истребителей, с диким риском, чтобы сбросить на
    противника (неприцельно, на ИЛ-2 не было прицелов) 600 кг?
    Летчики - герои, без сомнения, но о чем думали инженеры?

    Для сравнения:
    Ил-2 масса 4,5 тонны, брал 600 кг бомб.
    Тандерболт масса 5 тонн, брал 1300 кг бомб.
    Мустанг масса 3.5 тонны, брал 900 кг бомб
    1. +11
      19 мая 2015 12:01
      Вы судите о машине по ТТХ а не по её реальному боевому применению. Не один ИБ не может "висеть" над полем боя. Что толку от большой боевой нагрузки если работать машина может только по методе "прилетел бросил убежал". Задачи штурмовой авиации это непосредственная поддержка войск. И тут Ил был практически вне конкуренции.
      Насчёт того что на Иле не было прицелов это тоже полная фигня. Изначально был даже бомбардировочный прицел. Но при работе со сверхмалых высот толку от него никакого. Прицел Тандерболта в этих условиях так же бесполезен. А вот точность бомбометания из за более высокой скорости ещё ниже.
      Так что инженеры думали совершенно правильно - и сие подтверждает вся история развития и совершенствования штурмовой авиации.
      Не стоит судить о эффективности машины по её ТТХ. ТТХ без соответствия задаче всего лишь набор цифр.
      1. -5
        19 мая 2015 12:05
        Ну, Су-6 был получше, но мы же не ищем легких путей... один только Ил-2 без бортсрелка чего стоит.
        1. +4
          19 мая 2015 15:14
          Су 6 и был позже... Изначально Ил2 был двухместный и даже не со стрелком а именно со штурманом бомбардиром (это к вопросу о прицелах) Но требования ВВС обеспечить дальность в 1000км. потребовали перекомпоновки машины и замены места второй кабины топливным баком. Никто в принципе не думал тогда что истребительная авиации окажется не в силах обеспечить прикрытие. Кстати Су-6 и ОПБ тоже были изначально одноместными... Опыт создания и боевого применения "самолёта поля боя" нарабатывался к сожалению не только потом но и кровью.
          1. -3
            19 мая 2015 19:39
            Су-2 и J-87 был как то двухместный сразу... поэтому кто то всетаки думал. Бомбардировщики несмотря на истребительное прикрытие с бортстрелками.
            Су-6 можно было всетаки запустить в производтво так как он показывал результативность лучше в разы.
            1. +3
              19 мая 2015 20:34
              В условиях военного времени это было маловероятно. Прежде всего по причине отсутствия нужного для Су-6 двигателя. И насчёт "лучшей в разы результативности" не стоит... во первых лучшие ТТХ это ещё не лучшая результативность (а ТТХ 6ки всё таки лучше не в разы) а реальную результативность можно было выяснить только на поле боя... Иметь же два почти одинаковых по назначению самолёта это недопустимая на войне роскошь. Другой вопрос что если бы сумели запустить в серию совершенно "убойный" Су-8 - но к моменту его доводки необходимость в этой машине уже отпала.
              1. 0
                21 мая 2015 01:20
                Стоит... Су-6 был переделан под другой двигатель - "не помогло".
                Отказываться от гораздо лучшего это непозволительная странность. Или так и должны были воевать на И-153 и И-16 до конца войны?
        2. +2
          19 мая 2015 22:12
          Цитата: Scraptor
          один только Ил-2 без бортсрелка чего стоит.

          Вот немецкий ответ ИЛ-2. "Прекрасно" защищен сзади.
          Ну, Су-6 был получше,

          СУ-6 был создан под двигатель М-71Ф. Скажите, "знаток" авиации, а был ли М-71Ф на серии ?
          Никогда не слышали такую фразу-Нет мотора, нет и самолета ?
          1. -2
            19 мая 2015 23:09
            Этих "ответов" было сколько штук и из чего они делались? На штурмовку как Ил-2 летали FW-190.

            Су-6 потом был переделан под другой мотор. Все равно "непомогло"
          2. 0
            21 мая 2015 11:10
            Цитата: Альф
            СУ-6 был создан под двигатель М-71Ф. Скажите, "знаток" авиации, а был ли М-71Ф на серии ?

            Проблемы М-71Ф в 1941 были ровно такие же, как у М-82, если не меньше - отсутствовала ступенчатая выработка. Ресурсные испытаны были пройдены. Технология производства цилиндров такая же, только самих цилиндров 18. Выбор двигателей можно было сделать в пользу М-71Ф, все равно М-82 выпускали на склад, никто не мешал.
      2. +1
        21 мая 2015 12:20
        склонен согласиться, что ИЛ-2 был востребован, однако совершенно не согласен в пропорции! Доля пикировщиков(пе-2, ту-2, су-2 и др.) и тактических бомберов вроде СБ, ДБ3, ИЛ-4 должна была быть больше.
        так же, двухместный ИЛ все-таки был следствием ошибок руководства авиации, а не достижением.
    2. +1
      19 мая 2015 22:04
      Цитата: voyaka uh
      Для сравнения:
      Ил-2 масса 4,5 тонны, брал 600 кг бомб.
      Тандерболт масса 5 тонн, брал 1300 кг бомб.
      Мустанг масса 3.5 тонны, брал 900 кг бомб

      Для сравнения:
      А сколько на американцах было бронезащиты ?
      А на американцах были бомбовые прицелы ?
      А как американцы были защищены от атаки сзади ?
      Нормальная взлетная масса П-51Д Мустанг-4585 кг.
  9. 0
    19 мая 2015 12:06
    У Яка конечно вооружение слабовато. Яки с тяжёлыми пушками были но выпускалось их мало. Да и толку от этих "слонобоев" на лёгких машинах немного... К концу войны де факто нормой вооружения для истребителя было 3-4 пушки - Як этой категории никак не соответствовал.
    1. +1
      19 мая 2015 12:18
      На P-51 и P-47 пушки не было ни одной, у Яка мотор был слабоват.
      1. 0
        19 мая 2015 15:17
        Зато на них было по 6-8 крупнокалиберных пулемётов. (с соответствующим боезапасом) В общем то это две равноправные концепции повышающие вероятность поражения самолёта противника. Либо мы "перчим" из множества стволов либо долбим один раз но сильно. К сожалению Як с его штатным 1 УБ и 1 ШВАК - что по сути тоже крупнокалиберный пулемёт явно не соответствовал ни первому ни второму варианту.
        1. 0
          19 мая 2015 19:54
          Ничего равноправного - один раз и сильно это по бомбардировщику или по танку, а на высокоманевренную цель класса истребитель надо создавать соответствующую более высокую плотность эффективного огня.
          Як ничего больше этого просто таскать не мог - не было места и двигатель не тянул.
        2. +1
          21 мая 2015 12:29
          вы кое-чего не понимаете. пулеметы есть пулеметы. их угол сведения для высокой плотности настраивали для стрельбы в упор
          пушки из-за лучшей баллистики и эффективности попадания издали, позволяли поражать цели значительно дальше и это было преимуществом. К тому же, пулемет часто плохо пробивал элементы конструкций самолетов, особенно бомбардировщиков и с одинакового веса залпа пушка была значительно эффективнее. Особенно это стало заметно, когда немцы стали применять 30мм пушки на фокке-вульфах и в подвесных наборах на мессершмиттах. Фотографии крепостей с огромными дырами от попаданий в сети есть. еще одним минусом пулеметов было то, что обычно много их можно было поставить только в крыльях, что ухудшало кучность огня и приходилось искусственно сокращать и без того невысокую дистанцию сведения.
          1. -1
            22 мая 2015 16:08
            для спита этот "упор" был 320 метров. пушки нужны для того чтобы стрелять издали по мало подвижным бомбардировщикам или по земле.

            Цитата: yehat
            Фотографии крепостей с огромными дырами...

            для поражения истребителя оптимаен 12,7мм калибр, истребитель - маленький, юркий и не бронированный.
            такие дыры как на фотографиях бомбардировщиков получаются от снарядов калибром гораздо побольше чем 30мм. от 57мм и более. такие пушки имеет всего несколько снарядов, стреляет примерно раз в секунду и охотиться с ними на маневренный истребитель бесполезно.
          2. -1
            22 мая 2015 22:10
            С 30мм выходить истребителю на истребителей - "малополезно", с 20/23мм - трудно...
            винтовочный калибр 7,62 на больших скоростях тормозится слишком быстро и не берет бронеспинку или двигатель. Пока у самолетов скорости были маленькие и плохая защита, был он.
            У 12,7 поражающая способность помноженная на скорострельность на дозвуке оптимальна для легких тактических самолетов.
            На сверхзвуковые самолеты уже ставится 20мм, никто кроме РФ 30мм сейчас на истребители не ставил и не ставит. Не потому что чего то не могут а помтому что это идиотизм.
            Ме-262 c 30мм занимался перехватом бомбардировщиков. На F-22 установлена скорострельная 20мм.
    2. 0
      21 мая 2015 12:22
      вроде бы на як-7 вес залпа не уступал немецким трехточечникам за счет скорострельности.
  10. 0
    19 мая 2015 12:43
    А какже ЛАГ-3?
    1. +2
      19 мая 2015 15:18
      ЛаГГ - Лавочкин, Горбунов, Гудков.
  11. 0
    19 мая 2015 12:46
    Нельзя зам.наркома назначать авиастроителя. Яковлев и Погосян для примера.
    Один угробленный И-185, чего стоит. А еже можно вспомнить проблемы с производством Ту-2, Су военных поколений, Ту и Ил пассажирские сейчас.
    1. +1
      19 мая 2015 19:48
      Цитата: вася
      Нельзя зам.наркома назначать авиастроителя. Яковлев и Погосян для примера.

      Уважаемый коллега Вася, Яковлев и Погосян были авиаконструкторами, а вот Дементьев П.В. (прозванный Петром Великим) и возглавлявший министерство авиапромышленности более четверти века, был как раз авиастроителем.
      Кстати, Яковлев А.С. и Дементьев П.В. учились в одной группе в академии Жуковского, и практически одновременно были назначены замами к наркому Шахурину (до этого был первый секретарь ВКП(б) по Горьковской области). Дементьев занимался промышленным авиастоением, а Яковлев - опытном самолётостроением.
    2. +2
      19 мая 2015 22:21
      Цитата: вася
      Один угробленный И-185, чего стоит.

      При всех достоинствах И-185 нельзя забывать о его недостатках.
      1. Он был цельнометаллический. А был ли выпуск 185-го обеспечен дюралем ? Нет, дюраля не хватало даже для самолетов смешанной конструкции.
      2. Все отличные данные 185-й показал с мотором М-71, М-90. Этих моторы в серию так и не пошли, а с М-82 характеристики 185-го не сильно отличались от ЛА-5ФН. Выпускать же 2 типа истребителя с небольшими различиями в ТТХ во время войны-непозволительная роскошь.
      1. 0
        21 мая 2015 11:57
        Цитата: Альф
        Этих моторы в серию так и не пошли, а с М-82 характеристики 185-го не сильно отличались от ЛА-5ФН. Выпускать же 2 типа истребителя с небольшими различиями в ТТХ во время войны-непозволительная роскошь.

        В том-то и дело, что И-185 имел лучшие ТТХ с М-82, чем у Ла, и доведен был раньше.
        На самом деле не было каких-то особенных проблем с М-71(Ф) или М-82 на 1941 год, были проблемы с топливной аппаратурой, она была доведена до ума в 1942-м. У обоих двигателей были равные шансы. М-90 - да, немного отставал, но то же мог быть доведен и раньше, чем ВК-107.
  12. +3
    19 мая 2015 13:03
    Статье безусловно +,но добавил бы истребители Лавочкина.Истребитель Ла возник из ниоткуда.Истребитель ЛаГГ-3 безусловно проигровал по ЛТХ самолетам конкурентов.Производство решили закрыть,двигатель отдали на другие самолеты(в том числе Яковлеву),а бюро Лавочкина прикрыть.В этих условиях Лавочкин поставил на свой самолет АШ-82(уже считалось что время звездообразных двигателей прошло) и получился истребитель один из лучших.Ла-5 и Ла-7 нужно тоже считать самолеты победы. hi
    1. +2
      19 мая 2015 15:59
      в это время звездообразные двигатели пытались вставить на ВСЕ(практически)серийные самолеты...(даже на ЯК) а на ЛАГГ его первым пытался внедрить Горбунов...
    2. 0
      21 мая 2015 12:41
      было время, когда с Bf-109g могла на равных бороться только Лавка5ФН, т.к.
      больше не было истребителей, которые так же тянули вертикальный бой.
      Як-и проигрывали сильно потому, что согласно уставу, обычно начинали бой из обороны, а мессеры атаковали, навязывая вертикальный бой, а к нему яки были неготовы - и вооружение слабое, и двигатель не тянул.
      В маневренном бою як, конечно, был юрким, но в такой бой опытные пилоты мессеров не втягивались.
  13. +1
    19 мая 2015 15:11
    Цитата: Даос
    У Яка конечно вооружение слабовато. ….

    Приходилось читать мнение прямо противоположное. Мнение тех, кто на них ВОЕВАЛ. Упоминалось, что с вооружением Як при использовании их по назначению конструкторы угадали.

    Цитата: Даос
    … Яки с тяжёлыми пушками были но выпускалось их мало. Да и толку от этих "слонобоев" на лёгких машинах немного... .

    Из общего количества в 16800 шт , выпущенных Як-9, модификация Як-9Т составляла 2750 шт., т.е. 16% (каждый шестой), не так уж и мало. Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/%DF%EA-9 так себе, но уж какой есть.
    Был ли смысл в 37 мм пушке на легком истребителе? Не знаю. Но полагаю, что все же был, иначе бы самолет не пошел в серию и не был бы выпущен в немалом количестве.
    В публикациях, посвященных Як-9Т, не скрывалось, что прицельно из его пушки можно было сделать 1-2 выстрела, после чего отдачей самолет сбивало с курса. Но 37 мм снаряда в случае попадания хватало, чтобы завалить самолет, а где достаточно 1 снаряда незачем тратить 20. Вполне логичны возражения: одного снаряда достаточно, но еще надо попасть. Надо попасть. Но это вопрос подготовки летного состава, а не порочности конструкции. В любом случае поливать из пушки, как из шланга, в надежде на попадание в цель, явно боекомплект не позволял.

    Цитата: Даос
    … К концу войны де факто нормой вооружения для истребителя было 3-4 пушки - Як этой категории никак не соответствовал…


    Если память не изменяет, то 3 пушки в конце войны у НАС имел только Ла-7 и то не все модификации. 4-х у советских истребителей не было (если ошибаюсь, поправьте).
    4 пушки были у FW-190, Me-262, возможно у американцев (лень копаться и уточнять). Один из признанных фаворитов ВОВ Як-3 имел 1 пушку. О какой норме речь?

    Самолет – это инструмент, предназначенный для решения определенного круга задач.
    Як был предназначен для сопровождения штурмовиков и бомберов и сколько не читал воспоминания летчиков на нем воевавших, не помню, чтобы они указывали, что их основной задачей было сбивать самолеты противника или штурмовка. В основном - обеспечить работу штурмовиков и бомберов, не дав их сбить противнику. Будет ли при этом сбит противник или просто отогнан от подзащитных – неважно. А для этой цели вооружения Яка хватало. Случалось, конечно, что и на перехват бомберов и штурмовку посылали, и в качестве разведчика использовали, но это уже не было основной работой.
    1. +1
      19 мая 2015 15:57
      Хватало, это не значит было достаточным. Усиливать вооружение приходилось практически на всех машинах в течении войны. Начинали с винтовочных калибров - закончили пушечным. У Яка из за переоблегчённой конструкции это было сделать труднее всего. Мидель обжат а конструкция крыла вообще не допускала установки вооружения. Да для хорошего пилота конечно и того что было хватало. Тем более что сама задача была скорее не дать прорваться к прикрываемым войскам/самолётам а не сбить... Но по вооружению Як оставался самым слабым из воюющих одноклассников - это факт.
      1. +1
        19 мая 2015 20:04
        Цитата: tolancop
        Если память не изменяет, то 3 пушки в конце войны у НАС имел только Ла-7

        Уважаемый коллега tolancop, Ла-7 в годы войны фактически выпускался с 2-ми пушками ШВАК, т.к. пушки Б-20 (они легче ШВАК почти в два раза) оказались крайне ненадёжными, а после войны были заменены пушками Нудельмана 23 мм.

        Цитата: Даос
        У Яка из за переоблегчённой конструкции это было сделать труднее всего. Мидель обжат а конструкция крыла вообще не допускала установки вооружения.

        Уважаемый коллега Алексей, в крыле Яков установить вооружение было нельза потому, что там распологались бензобаки. К тому же крыльевое расположение вооружение давало очерь сильное рассеевание.
      2. -1
        19 мая 2015 20:18
        Он еще и по своей живучести был самый слабый, поэтому на них погибло гораздо больше летчиков чем на Ла. Но смысл в том что без Як-3 войну в воздухе продули бы даже после Кубани.
        У МиГ-3 тоже были сложности.
        С винтовочного калибра перешли на крупнокалиберный потому что улучшилось бронирование и возросли скорости самолетов (винтовочная пуля не брала бронеспинки и слишком быстро тормозилась чтобы достать до цели).
        С крупнокалиберных пулеметов американцы на истреьителях не ушли до сверхзвуковой эры - этот боеприпас имеет достаточную дальность и могущество по цели класса "истребитель". Пушки ими как и (обычно) англичанами ставились только на штурмовиках и на перехватчиках бомбардировщиков. Немец использовал бикалибер, где на земле за секунды можно было поменять стволы и патронные ящики с пушеных на пулеметные в зависимости от цели вылета (хотябы и без увеличения количества стволов в установке). Пулемет дает больший темп стрельбы и боезапас с большим временем ведения огня.
        1. 0
          19 мая 2015 22:34
          Цитата: Scraptor
          С крупнокалиберных пулеметов американцы на истреьителях не ушли до сверхзвуковой эры -

          F-86F-6х12,7 мм.
          F-86D-4х20 мм.
          1. -2
            19 мая 2015 23:16
            F-86D был не истребитель а перехватчик ПВО.
      3. 0
        21 мая 2015 12:47
        у итальянского Макки-7с было тоже слабое вооружение, однако он не плохо показал себя против истребителей союзников. Из-за отсутствия мощного вооружения он не мог хорошо использовать свой козырь - очень высокую скорость пикирования
    2. 0
      21 мая 2015 13:00
      и кто признал этого фаворита кроме самого Яковлева?
      к концу войны уже было понятно, что рулит вертикальный бой, а в нем очень важно мощное пушечное вооружение. Як-3 был вооружен недостаточно!!! В середине войны идеально сбалансированным для боев самолетом была Лавка 5 ФН и более поздние модификации: хорошо тянула на вертикали (хотя высотность была хуже мессера), было 2 пушки 20мм с хорошим боекомплектом, имела достаточную скорость и имела более прочную конструкцию, что позволяло выполнять маневры с большой перегрузкой, в лобовом столкновении пилота частично защищал двигатель, была более живуча вообще.
      Як-3 хороший самолет, спору нет, но были другие, лучше подходящие к современным условиям.
      1. 0
        21 мая 2015 13:40
        это сразу было понятно, для него нужна высокая тяговооруженность и хорошая аэродинамика рядного двигателя.
  14. -7
    19 мая 2015 16:30
    Наши деды и прадеды герои! Они воевали, побеждали и умирали, в боях против фашистов. ИЛ-2, вообще себя не проявил. это очень неудачный самолет, в которой были вбуханны огромные силы.
    1. +1
      19 мая 2015 16:37
      Сами поняли, ЧТО написали? Очень неудачные образцы вооружения не издаются тиражами в десятки тысяч экземпляров!!! Ни в мирное время ни тем более в военное, когда каждый ствол и тонна металла на счету.
      1. -2
        19 мая 2015 17:15
        к великому моему сожалению, я знаю что написал.
        1. 0
          19 мая 2015 17:37
          Тогда назовите УДАЧНЫЙ штурмовик. И опровергните фронтовое прозвище Ил-2 - "Горбатый" ("Горбатый потому, что войну на себе вывез").
          1. 0
            21 мая 2015 13:07
            удачные штурмовики были, но у всех была своя специфика.
            модернизированный HS-129 был не плохим. Ju-88 некоторые штурмовые модификации были нормальными, FW-190D,G тоже был не последним.
            ИЛ-2 в первую очередь хорош, как универсальный штурмовик.
            Немцы для таких целей использовали в основном Ju-87 разных модификаций, вообще другого класса самолет.
  15. ungeheuer12
    0
    19 мая 2015 16:34
    А вот скажите любезный автор он на равных с каким бф109 мог бороться?-f1 g-2 g-6 -и тд? их много было..покрышкин например наотрезх отказался летать на як 9 -ему лично Яковлев самолет предложил-Покрышкин отказался так как самолет был явно перетяжелен-отказался и прально сделал-забравший его другой летчик сгорел в первом же бою.про двигатель Вы любезный меня не смешите просто-вы хоть читали что нибудь про Яки вообще?двигатель этот так и не был доведен до ума-так и не пошел в серию-вообще на Яках никто летать не хотел)))Никто!!!-вот лавочкин или кобра-да стремились попасть в полки вооруженными этими машинами-а сгореть в картонке при сопровождении Илов охотников было мало)))ибо гоняли яки чаще всего на прикрытие Илов на штурмовки а это самая опасная работа для пилота.максимально облегченная конструкция грозила тем что на крутых маневрах от машины отрывались плоскости-отвритительный изогнутый матеррьял лобовой части фонаря искажал дистанцию до цели-мутный плексиглаз фонаря-болезнь Яка.Яку всегда не хватало мощности-постоянные жалобы пилотов и рекламации на заводы-недостаточная вооруженность серийных Яков-болезнь(исключение 37-45 мм орудия)толку токо было от них мало(пилот угарал после выстрела такой пушки в кабину прорывались пороховые газы)сбивалась наводка и тд.и тп.вертикально за мессером идти-смерть-он не авытягивал-мессера всегда были выше-двигло мощнее было энерговооруженность мала...я читал воспоминания-интервью пилота всю войну провоевавшего на яках!!!так он четко расписывает его качества..Николгда Як не был хорошей машиной-на дуэлях со спитами и лавочкинами -это был дохлый номер-официальныые тренинги..
    1. +3
      19 мая 2015 17:44
      ungeheuer12, Вы хотя бы запятые расставили для разнообразия.
      И неплохо бы излагать свои мысли связно, а не устраивать свалку. "двигатель этот так и не был доведен до ума-так и не пошел в серию-вообще"... О каком двигателе идет речь из Вашего сообщения совершенно непонятно... Предлагаете покопаться в основном тексте и угадать?
    2. +1
      19 мая 2015 20:15
      Цитата: ungeheuer12
      покрышкин например наотрезх отказался летать на як 9

      Покрышки А.И. отказался воевать и на Ла-7. А после гибели своего друга Клубова (разбившегося на Ла-7), отказался перевооружать на этог самолёт дивизию, которой командовал.
      А вот на Як-1 Покрышкин А.И. провоевал почти большую часть 1942 года.
    3. 0
      21 мая 2015 12:16
      Цитата: ungeheuer12
      А вот скажите любезный автор он на равных с каким бф109 мог бороться?-f1 g-2 g-6 -и тд? их много

      С F-1, G-6 можно было воевать, даже индивидуально. Против G-2 только Ла5Фн и Ла-7 могли. На других типах спасти могла только работа в парах с радио.
      1. 0
        25 мая 2015 14:42
        проблема усугублялась тем, что бои большими группами в СССР хорошо координировать так и не научились во время войны. А у небольших групп были проблемы в первой половине войны со связью и разведкой, а также с опытом пилотов. Поэтому, ссылки на то, что воевали "этажами", не канают - я читал несколько пересказов таких боев, как правило, построение по высоте быстро превращалось в свалку.
        То же самое происходило под Халхин-Голом. Так же координация хромала при построениях по высоте.
        1. -1
          25 мая 2015 15:05
          "этажерками" была одержана победа в Кубанской воздушной битве, после чего немцы потеряли превосходство в воздухе как на востоке так и на западе.
  16. 0
    19 мая 2015 16:38
    нет ни слова об ишачке и чайке, об ил2, дб, сб, тб.....они как и пилоты за их штурвалом, вынесли самую тяжелую чать войны....За штурвалами этих самолетов рождались почти все ассы СССР.
    1. +1
      19 мая 2015 19:26
      Да и Пе-3, Пе-8, Ту-2 сыграли свою роль в приближении Великой Победы.
    2. 0
      19 мая 2015 20:20
      Цитата: Карампакс
      нет ни слова об ишачке и чайке, об ил2, дб, сб, тб..

      Уважаемый коллега Александр, автор статьи, видимо, решил описать только самые массовые боевые самолёты выпускавшиеся в годы ВОВ.
  17. 0
    19 мая 2015 17:59
    Цитата: yehat
    после того, сколько я прочитал о склоках среди конструкторов, хочу подчеркнуть, что самолеты Як были не всегда лучшими. Яковлев отжал себе буквально все - лучшие производственные базы, лучшие двигатели, квоты на материалы, обеспечение КБ. Активно душил конкурентов и их проекты.

    Так замнаркома НКАП был,грех не воспользоваться моментом.Свои методы он и в мемуарах обозначил.
  18. +5
    19 мая 2015 17:59
    Цитата: Даос
    Зато на них было по 6-8 крупнокалиберных пулемётов. (с соответствующим боезапасом) В общем то это две равноправные концепции повышающие вероятность поражения самолёта противника. Либо мы "перчим" из множества стволов либо долбим один раз но сильно. К сожалению Як с его штатным 1 УБ и 1 ШВАК - что по сути тоже крупнокалиберный пулемёт явно не соответствовал ни первому ни второму варианту.

    Не могу согласиться с равнозначностью воздействия нескольких крупнокалиберных ПУЛЬ и одного СНАРЯДА. Вероятность попадания десятка пуль выше чем у единственного сняряда, но попасть еще мало, нужно "дел натворить".
    Даже при равной массе (кинетической энергии) снаряд обладает ФУГАСНЫМ воздействием, чего пули по определению лишены. Пушка она и есть пушка. И пулеметная многостволка пушку не заменит.
    1. +1
      19 мая 2015 20:46
      Дело в том что границу за которой пулемёт становится пушкой так точно и не провели. У "крупняка" тоже есть разрывные и зажигательные пули... И говорить надо не о "равнозначности действия" а о вероятности попадания. Естественно не стоит сравнивать винтовочный калибр... Хотя батарея на харрикейне могла реально "отпилить" крыло у попавшего под огонь бомбера в то время как попадание 20 мм снаряда Эрликона ФФ только вырывала несколько квадратных дециметров обшивки... т.к. слишком разная баллистика и эффективная дальность стрельбы. Но поражающий эффект нескольких крупнокалиберных пуль вполне сопоставим с разрывом маломощного снарядика авивапушки...
      1. 0
        21 мая 2015 12:32
        Цитата: Даос
        Хотя батарея на харрикейне могла реально "отпилить" крыло у попавшего под огонь бомбера в то время как попадание 20 мм снаряда Эрликона ФФ только вырывала несколько квадратных дециметров обшивки... т.к. слишком разная баллистика и эффективная дальность стрельбы.

        Вырвано из контекста, чтобы пилить крылья нужно подлетать на 150 м, представляя собой мишень. Из пушки реальные дальности стрельбы порядка 200-300 м, и время на атаку меньше уходит. БК пулеметов редко хватает даже на одну удачную атаку, несмотря на то, что пуль много. Слишком маленький эффект.
        1. 0
          21 мая 2015 13:38
          Разве на истребителях есть кормовой стрелок? Он кстати на тактическом самолете со всего одним своим стволом, и без возможности маневрирования, мало что может.
    2. 0
      19 мая 2015 21:45
      пули тоже бывают разрывные
  19. +5
    19 мая 2015 18:03
    Тот случай когда коментарии гораздо интересеней статьи,а статья в одном из самым нелюбимом мной стиле ,что наши ни в чем не уступали ,а может и превосходили...Всем спасибо. hi
  20. -1
    19 мая 2015 19:24
    Цитата: фа2998
    .В этих условиях Лавочкин поставил на свой самолет АШ-82(уже считалось что время звездообразных двигателей прошло) и получился истребитель один из лучших.
    Да ничего он не поставил.Шахурин энд компани обязали Поликарпова передать всю техническую и конструкторскую документацию по установке АШ-82 на И-185 Лавочкину.
  21. +1
    19 мая 2015 19:29
    Цитата: ungeheuer12
    Покрышкин отказался так как самолет был явно перетяжелен-отказался и прально сделал-забравший его другой летчик сгорел в первом же бою

    Покрышкин и от другого Яка (именного) отказался.И Лавриненков тоже
    1. +2
      19 мая 2015 20:28
      Цитата: Карельский
      Покрышкин и от другого Яка (именного) отказался.И Лавриненков тоже

      Уважаемый коллега Константин, Покрышкин отказался от Ла-7 (и на то были веские причины), а Лавринеков отказался летать на Як-9т, так как он был тяжелее и мение манёвренный, чем Як-9, на котором он ещё долго летал и сбил немало вражеских машин.
      1. 0
        19 мая 2015 20:48
        Это точно, я с Лавриненковым кстати был лично знаком даже есть книжка с его автографом...
      2. 0
        19 мая 2015 22:15
        Каждый раз, когда читаю, что, дескать "...Покрышкин отказался от ЛА-7..." и т.п. не могу отделаться от ощущения, что кто-то где-то когда-то бухнул про отказ и с тех пор это воспринимается за аксиому. Сомнительно...
        Лично мне представляется, что Покрышкин сумел ОБОСНОВАТЬ нецелесообразность перевода подразделения с одной материальной части на другую и связанную с этой сменой временную потерю боеспособности (переучивание летного, технического состава, изменения в рембазу, проблемы снабжения запчастями, ГСМ, боеприпасами и прочее).
        Просто "наверху" аргументы полковника Пупкина были бы проигнорированы, а к мнению Покрышкина ПРИСЛУШАЛИСЬ. Лично мне такой вариант развития событий представляется более вероятным. А "на этом полечу, а на этом нет" - сказки для маленьких. Приказали бы - летал бы на кукурузниках.
  22. -4
    19 мая 2015 19:53
    Для меня интересно , что наиболее результативные наши противотанковые части, это артилерия и танки. И артелиристы и танкисты. хотя бы раз в месяц пристреливали свои орудия, ну или "приводили оружие к нормальному бою", как по умному иногда говорят. Фашисты, при пристрелке своих самолетов ,старались уложить огневой залп , в круг 5 метров с 500 метров. У нас на ил-2 вооружение приваривалось намертво. Ни о какой прицельной стрельбе речи быть не могло, ни о каком прицельном бомбометании речи не было. Прицеливались примерно по трассерам, бомбометание, примерно по капоту.
    1. +2
      19 мая 2015 20:51
      Да кто вам такую дурость то сказал? Вообще то у Ила оружие физически невозможно намертво приварить... И пристрелку и сведение оружия делали как и положено. То что бомбили "по сапогу" так бомбометание с бреющего полёта по иному и невозможно... Не было тогда автоматических прицелов. А попытка внедрить ВМШ окончилась ничем т.к. задание высоты бомбометания производилась дискретно что ограничивало манёвр над целью...
  23. 0
    19 мая 2015 21:29
    Цитата: Карельский
    Цитата: фа2998
    .В этих условиях Лавочкин поставил на свой самолет АШ-82(уже считалось что время звездообразных двигателей прошло) и получился истребитель один из лучших.
    Да ничего он не поставил.Шахурин энд компани обязали Поликарпова передать всю техническую и конструкторскую документацию по установке АШ-82 на И-185 Лавочкину.

    Уважаемый Карельский,я с вами не спорю.У Лавочкина снимали самолет с производства,а у Швецова после И-185 был двигатель никому не нужный.В тот момент практически все серийные истребители(новые)строились с двигателями жидкостного охлаж.(МиГ-1,3,Як-1,7,ЛаГГ-3 и пр.)И у них все срослось. hi
  24. 0
    19 мая 2015 22:00
    Цитата: Вольный ветер
    Для меня интересно , что наиболее результативные наши противотанковые части, это артилерия и танки. И артелиристы и танкисты. хотя бы раз в месяц пристреливали свои орудия, ну или "приводили оружие к нормальному бою", как по умному иногда говорят. Фашисты, при пристрелке своих самолетов ,старались уложить огневой залп , в круг 5 метров с 500 метров. У нас на ил-2 вооружение приваривалось намертво. Ни о какой прицельной стрельбе речи быть не могло, ни о каком прицельном бомбометании речи не было. Прицеливались примерно по трассерам, бомбометание, примерно по капоту.

    Источник про привалку оружия не Ил-2 выложить не затруднит? Не надо делать из конструкторов полных .... Как проводить ремонт оружия, чистку и т.п., если оно приварено? И прицел на Ил-2 был, хотя и примитивный, но БЫЛ. Не исключаю, что бомбометание было "по капоту" и где-то даже вроде про это читал (хотя может это было про Пе-2) и что в этом криминального? Если пилоты отработали результативную методику прицеливания с помощью подручных средств, то честь им и хвала... Старые вояки говорили, что офицера-артиллериста можно было опознать по фуражке - на внутренней части козырька были нанесены риски, т.е. примитивный, но эффективный угломер, который всегда при себе. И что в этом плохого? За такие придумки ордена давать надо.
    И немцев идеализировать не надо. С бомбовыми прицелами и у них было не все гладко. Лет 40 тому назад читал про операцию "Норден"...
    Про "наиболее результативные наши противотанковые части, это артилерия и танки. И артелиристы и танкисты." вообще не смешно. Что-то не приходилось слышать про противотанковые части, укомплектованные пехотой, связистами, моряками... Противотанкистами и были артиллеристы, кстати, вроде бы даже и оклад им полагался повышенный и именно за риск.
    1. +1
      19 мая 2015 22:53
      курим матчасть:
      Прицел на Иле изначально был вполне себе по тем временам современный а именно ПБП 1-Б , позже во время упрощения выпуска военного времени и всвязи с нехваткой оптики перешли на упрощённый прицел включавший дальномерную сетку на козырьке фонаря и мушку на капоте. (кстати тоже далеко не самый примитивный прицел имевший регулировки для пристрелки оружия). Бомбардировочный прицел (имевшийся первоначально) тоже был заменён на разметку наносившуюся на капоте. Тем не менее это опытным пилотам позволяло бомбить с высокой точностью (риски определяли момент сброса бомб в зависимости от скорости полёта.)
      Не совсем корректный пример но я в своё время серьёзно изучал РЛЭ Ил 2 и методички по его боевому применению т.к. всерьёз летал в Ил 2 штурмовик (3е место на всероссийском чемпионате по Ил-2) - так что представление о методике использования таких прицельных приспособлений имею. В общем то если не брать автоматические прицелы для бомбометания с больших высот и горизонтального полёта то ничего в общем то сложнее никто во время войны и не использовал. АСП с вычислителями и автоматическим вводом поправок появились уже после войны.
  25. 0
    20 мая 2015 00:57
    у меня дед работал с пешками,бостонами,тушками(2)- (с1942 на фронте)когда я его про пе 2 спросил-ответил так-ты знаешь ,что у Петлякова на памятнике написали?ну вот так и есть...О бостоне просто с восхищением отзывался...ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ
  26. +2
    20 мая 2015 04:45
    Оно конечно ума много не надо, тыкать ТТХ американских самолётов, да только стоит вспомнить, что советские сборщики жили в бараках, трудились сверх нормы, питались как зря, и многие из них были подростки и женщины. а сша жрали в закусочных после смены, трепались о бейсболе и ехали по домам на авто. И материалы у них были и заводы целы, и конструктора не работали в таком аврале.
  27. -1
    20 мая 2015 17:50
    Но нельзя все-таки забывать и Харикейны и Аэрокобры. Самолеты очень и очень неплохие. Да и поставлено их было значительное количество. Покрышкин очень любил Аэрокобру P-39.
    1. 0
      21 мая 2015 12:40
      Цитата: ma_shlomha
      Но нельзя все-таки забывать и Харикейны и Аэрокобры

      Харрикейн - убожество, его даже сверхудачный Мерлин не спас. Везде, где он участвовал его ждал провал. Он даже Ju-88 догнать не мог, когда тот был без бомб.
    2. 0
      22 мая 2015 16:10
      харрикейн был откровенно убог. Кобры - тоже далеко не идеальный самолет. Сколько пилотов на нем разбилось! Пушечный спитфайр, который поставлялся, тоже имел слишком много недостатков.
  28. 0
    20 мая 2015 18:05
    Цитата: Карельский
    Покрышкин и от другого Яка (именного) отказался

    Я имел в виду тот Як,с дарственной надписью,построенный в 1944-м,на собранные земляками-новосибирцами деньги.Но на именном самолете Покрышкина летал болгарин,когда Болгария переметнулась от Гитлера к Советскому Союзу,и ей поставили некоторые виды оружия и боевой техники.
  29. 0
    20 мая 2015 18:56
    Цитата: Карельский
    Я имел в виду тот Як,с дарственной надписью
    Вот слово в слово,из книги супруги А.И.Покрышкина:"...После свержения монархо-фашистской диктатуры и прихода к власти правительства Отечественного фронта (1944 год) Болгария объявила войну гитлеровской Германии. И Стоян Стоянов сбил наибольшее из всех болгарских летчиков количество вражеских самолетов — двенадцать.

    — Но вы еще не все знаете! — воскликнул наш новый знакомый. — Ведь я дрался с фашистами на вашем самолете!

    — Почему же не знаю, — возразил муж. — Мне известно, что часть боевой техники мы передали болгарской армии.

    — Да нет, я летал на Як-3, подаренном жителями Новосибирска лично вам. На нем даже надпись была.

    — Все правильно, был такой подарок. Но я привык к «кобре», не мог от нее отказаться.

    — Подарок ваших земляков я сберег, — сообщил Стоян Стоянов. — Этот самолет стоит сейчас в Варненском музее как свидетельство братской дружбы наших [140] народов. А сам я после демобилизации стал директором музея здесь, в Рилах. Пойдемте, дорогие гости!.."
  30. 0
    21 мая 2015 00:39
    Я в авиации не очень, но ...
    Кому интересно
    Н. В. Якубович "Авиация СССР накануне войны"
    Москва "Вече" 2006 г.
    Там и о самолетах и о двигателях и про Яковлева (автор благодарит Александра Сергеевича за наведения порядка в опытном самолетостроении)
    Очень интересная версия гибели Чкалова
    Советую пмочитать
    И всем знатокам авиации (нормальным) большое спасибо за информацию
  31. 0
    22 мая 2015 16:06
    хочу упомянуть оставшийся в тени самолет ДБ-3 и ИЛ-4 (его развитие)
    во-первых, именно они как-то помогали отступающим войскам в 41 году, хоть и несли потери без истребительного прикрытия.
    именно они заполняли нишу фронтовых бомберов
    именно они, благодаря феноменальной дальности, частично восполняли отсутствие стратегов и морскую дальнюю авиацию и именно они бомбили Берлин впервые.
    Был в музее авиации в подмосковье, поразился его размерам.Это реально небольшой самолет.
  32. 0
    22 мая 2015 23:30
    Хочу сказать про калибр пушек. 30мм стояли и стоят на всех Миражах от 3-х до 2000-х, На Харриерах английской постройки и других машинах. Американцы создали удачную пушку Вулкан и поставили её на все истребители. В СССР основной калибр был 23 мм и по разрушающему воздействию оптимален. Пушка ГШ-6-23М по моему мнению лучшая из орудий этой схемы, хотя кроме Вулкана и 25 мм пятиствольной пушки американского Харриера других орудий не знаю. 30 мм калибр новых истребителей видимо выбирался не случайно
    1. 0
      23 мая 2015 08:21
      Оптимален исходя из каких соображений? 30мм пушки имеют малый боезапас и низкий темп стрельбы по сравнению с 20мм пушкой F-4, F-15... Если на самолет ставился 30мм то это перехватчик или штурмовик а не истребитель.
      На МиГ-29 стоит 30мм с в 4 раза меньшей скорострельностью, зачем им такая?