Anti-ship missile systems. Part Four On the water



This article ends a cycle of four articles on anti-ship cruise missiles. In it, we will talk about anti-ship missiles and complexes that were and are currently in service with the Russian surface naval fleet.


Arrow

By a decree of 30 December 1954, the creation of the first shipboard system weapons “Quiver” using Strela projectiles (KSS) with a range of 40 km. At the same time, it was intended to use to the greatest extent the elements of the aviation “Kometa” already launched into serial production.



The ammunition, which was supposed to be placed on Sverdlov-type cruisers, the 68bis-ZIF, ranged from 24 to 28 KSS, based on the target of sinking two cruisers or seven enemy destroyers. Subsequently, the missile-carrying cruiser retained the designation of the 67 Ave., the variant of the first test phase was called the 67EP Ave., and the variant of the second stage was the 67SI Ave.

Among other things, a modification of the CSS with an active radar homing head, which provided over-horizon application, was provided.



The equipment of the “Quiver” system provided detection and tracking of targets, issued commands to the launcher and the projectile aircraft, controlled its launch and flight. The target was guided along the equipotent zone of the ship’s radar beam, in the last section a semi-active homing plane operated, which received the radar radiation reflected from the target.

The first start occurred in January 1956. In April, the first stage of testing was completed. Of the ten launches conducted at a maximum range of 43 km, 7 were successful. Shooting at a minimum distance of 15 km was less successful. Two of the three KSS passed at a considerable distance from the target.

The commission recommended not to wait for the second test stage, but to immediately start the completion of five cruisers along 67 Ave., in order to hand over equipped ships to the fleet in 1959.

Anti-ship missile systems. Part Four On the water


Nevertheless, the tests continued. Some shortcomings were identified. Prelaunch preparation took too much time, and the maximum range of launches was insufficient. Therefore, the mass completion and rearmament of Sverdlov-type cruisers did not happen.

Shipboard KSSH


In one of the previous articles it was told about the development of aviation-based KSSH. Now consider the ship modification.



The decree of 30 of December 1954 of the year set the development of the KSSch projectile as the basis of the combat power of the last destroyers of the 56 Ave., it was planned to install 10-14 missiles and two launchers on them. The rocket was equipped with an active radar GPS and detachable warhead taken from the aviation version. The wings of the rocket became foldable.

Tests began in the 1956 year, and in the 1958-m missile adopted.

Over time, there appeared new anti-ship missiles, ships equipped with KSShch, less and less built. However, the KSSch rocket became the first model of the guided weapon, which is the main armament of the ship, and the first Soviet rocket of this type, put into service.

P-35

At the beginning of 1959, the technical appearance of the P-35 missile complex was determined. Much was borrowed from its predecessor - the P-5 rocket. There were differences. For example, a thermonuclear warhead was replaced with a high-explosive penetrating one. From 1960, for the P-35, it became possible to use a special warhead.



Thanks to the on-board radio equipment, we received and executed radio control commands from the ship, as well as a survey of the sea surface in the ± 40 ° sector, broadcasting the received image to the ship, capturing the designated target, tracking it, and issuing signals to the answering channel. In addition, the “Block” onboard equipment was equipped with an autopilot and a radio altimeter.

Targeting missiles at the target was carried out in two versions. Could indicate the exact coordinates of the target. Also, the guidance could be carried out on the relative coordinates, provided the use of a radar sight. After capturing a target for auto tracking, the rocket was self-guided only in the horizontal plane. Guidance along both planes was possible only on the final segment.

In August 1962, the missile system was adopted. The range of ranges was 25-250 km, the flight speed was 1400 km / h at the final stage, and the target detection range using a radar sighting device was 80-120 km. Auto tracking was possible at a distance of 35-40 km from the target. In the future, the combat qualities of the complex were improved. The new maximum range was 250-300 km.
The construction of ships equipped with P-35 missiles was halted in 1969.

Progress

In the future, the missile-carrying ships were upgraded to install Progress missiles ZM44, put into service in 1982 year. This type of missile is characterized by better noise immunity, a larger area of ​​approach to the target. At a lower altitude.

Since the Progress rocket, after it received a target from the operator from the ship, stopped the radiation and decreased, it was lost by the enemy’s air defense surveillance equipment. GOS was included in the approach to the goal, carried out its search and capture. There was no increase in the range and increase in speed, the shipborne equipment and ground facilities were not affected, but significant development funds were saved. The Progress and P-35 missiles were interchangeable.

Ships that began to arm with Progress missiles began to be equipped with receiving equipment of the Aviation target designation system "Success".

P-15 (4K40)

The P-15 rocket was developed in 1955-60. The torpedo boats of the 183 Ave had originally become the carrier of the missiles. The first launch occurred precisely with such a boat in the 1957 year, and three years later the missile complex was put into service. At the time of the end of 1965, such boats were 112. Some of them were transferred to another state, China even built them under license.



In addition to the boats of the 183P Komar Ave., the PNNUMX missiles were armed with the boats of the 15 Ave Osa and 205, six anti-submarine ships of the 1241.1 Ave., five 61-ME Ave., which were built for India, as well as three destroyers of the 61 AO. .

The P-15 missile complex was repeatedly upgraded. In 1972, the Termit rocket complex was adopted, the basis of which was the P-15M rocket.

Missiles belonging to the P-15 family, manufactured by the USSR and China, were used in combat conditions in 1971 during the Arab-Israeli war, in the Indo-Pakistani conflict of the same year, and also in the Iran-Arab war of 1980-88.



P-15 missiles were also used against the American battleship, which was shelling the coast of Iraq during Operation Desert Storm. One of the two missiles went away due to electronic countermeasures from the enemy, the second was shot down. For the first time an anti-ship missile was shot down in a combat situation.

Since 1996, the production of the same type of missiles began Iran.

P-500 Basalt (4K80)

Since 1963, the development of the B-500 “Basalt” missile has been developed, intended for use against the enemy’s powerful ship groups. The placement was supposed both on surface ships and on submarines. The P-500 was designed to replace the P-6 missiles, with approximately the same weight and dimensions. In 1977, the Basalt missiles are installed on aircraft-carrying cruisers of the 1143 Ave. eight missiles in launchers and the same number of spare missiles. In the 1982, the cruisers of the 1164 Ave, armed with sixteen missiles, were commissioned.



The warhead could be used both high explosive and cumulative, and nuclear. Flight speed reached 2M. The Basalt is the first sea-based cruise missile to develop supersonic speed.

For the P-500, a new control system Argon was created, including an onboard digital computer. SU “Argon”, possessing increased noise immunity, allowed to target the distribution of missiles in the salvo, as well as selective defeat of the main objectives of the connection of the ships. For the first time, an onboard active jamming station was used, which allowed the rocket to be invulnerable to enemy air defenses.



P-500 missiles were designed to fight large groups of ships and were effective only in the salvo.

A further modification, the 4K80 rocket, was equipped with a powerful launching unit, and therefore had a longer range.

Yakhont (Onyx)

Work on the creation of anti-ship missiles "Yakhont" began in the late 1970-ies. The new rocket was designed to combat groups of surface ships and individual ships in the conditions of active opposition, both fire and radio electronic.



The main difference from the rest of the missiles is the universality of the complex, which can be placed on submarines, surface ships, airplanes and coastal launchers.



We have previously considered the Yakhont missile as part of the Bastion SCRC. Launchers of very different designs are suitable for Yakhont missiles, so the range of possible carriers is very large. Shelf-type launchers can be used, thanks to which small-tonnage ships of the “rocket boat-corvette” class can be equipped with missiles of this type.



Modular installations allow arming frigates, cruisers and destroyers with Yakhont missiles. The number of missiles that can be installed on the upgraded ship is three times the number of old cruise missiles, such as the P-15.

X-35 and ship-borne missile system Uran-E

In 1984, the decision was made to develop the Uran ship complex based on the X-35 cruise missile, designed to equip small boats and medium displacement ships.



The X-35 rocket (3М24) is designed to destroy landing ships, convoy transport ships or single ships. The use of a rocket is possible at any time of day in any weather, even intense interference and fire resistance from the enemy are not an obstacle to launching rockets.

The advantage of the rocket is its low-level approach to the target, due to which it is difficult for the enemy’s air defense systems to detect and destroy the rocket. The EPR of the rocket is reduced due to small dimensions. The carriers, as a rule, are armed with 8-16 rockets, so that a large number of ships are not required to perform a combat mission. Firing a volley with a missile launch interval in 3 seconds can increase the chance of hitting a target. In addition, the rocket has a lot of opportunities for modernization, for example, the use of energy-intensive fuel can greatly increase the range of the rocket.

Among the flaws of the rocket are the insufficient flight range, due to which the carrier is likely to enter the enemy's air defense zone, and the relatively low speed of the rocket can cause it to be damaged by air defenses. In addition, the missile control system is not designed to hit coastal and ground targets.



The Uran-E complex is located on new frigates, rocket boats, corvettes, on other ships during their modernization. For example, the power of the new Katran missile boat equipped with the Uran-E spacecraft (8 missiles in two launchers) increases more than three times compared to 205EP Ave. On the boat pr. 1241.8 installed 16 missiles. Targeting is carried out by the sea radio-electronic complex "Garpun-Ball". Uran-E is also installed on ships of the 11541 Pr. Corsair and the Russian corvettes A-1700 for export.



"Uran-E" is fully consistent with international standards, and the ratio of cost and efficiency makes the complex the best choice when performing combat missions at sea using tactical class missiles.

When compared with foreign counterparts, the cost of X-35 missiles is quite low, and the efficiency is at a good level. Nevertheless, the competition with the American anti-ship missiles "Harpoon" and the French anti-ship missiles "Exocet", which have already recommended themselves, will be tough.

Summing up, it should be noted that it was the anti-ship missile that was the first time in the latest stories allowed the domestic fleet, located far from home shores, to really resist the strongest fleets in the world and implement what is called “the protection of state interests”.
Author:
Valery Boval
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть четвертая. На воде

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть четвертая. На воде


Эта статья заканчивает собой цикл из четырех статей, посвященных противокорабельным крылатым ракетам. В ней мы расскажем о противокорабельных ракетах и комплексах, которые стояли и в настоящее время стоят на вооружении российского надводного военного флота.

Стрела


Постановлением от 30 декабря 1954 года было задано создание первой корабельной системы управляемого оружия «Колчан», использующей самолеты-снаряды «Стрела» (КСС) с дальностью 40 км. При этом предполагалось в наибольшей степени использовать элементы уже запущенной в серийное производство авиационной «Кометы».

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть четвертая. На воде


Боекомплект, который предполагалось разместить на крейсерах типа «Свердлов» пр. 68бис-ЗИФ, составлял от 24 до 28 КСС, рассчитываясь исходя из цели потопления двух крейсеров или семи эсминцев противника. В дальнейшем крейсер-ракетоносец сохранил обозначение пр. 67, вариант первого этапа испытаний получил название пр. 67ЭП, а вариант второго этапа – пр. 67СИ.

Среди прочего была предусмотрена модификация КСС с активной радиолокационной головкой самонаведения, которая обеспечивала загоризонтное применение.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть четвертая. На воде


Аппаратура системы «Колчан» обеспечивала обнаружение и сопровождение целей, выдавала команды пусковой установке и самолету-снаряду, управляла его стартом и полетом. Наведение на цель осуществлялось по равносигнальной зоне луча корабельной РЛС, на последнем участке срабатывала полуактивная ГСН, которая принимала излучение РЛС, отраженное от цели.

Первый старт произошел в январе 1956 года. В апреле был завершен первый этап испытаний. Из десяти пусков, проведенных на максимальную дальность 43 км, 7 были успешными. Стрельбы на минимальную дистанцию 15 км были менее успешными. Два из трех КСС прошли на значительном расстоянии от цели.

Комиссия рекомендовала не дожидаться второго этапа испытаний, а сразу начать достройку пяти крейсеров по пр. 67, чтобы сдать оснащенные корабли флоту в 1959 году.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть четвертая. На воде


Тем не менее испытания продолжились. Были выявлены и некоторые недостатки. Предстартовая подготовка занимала слишком много времени, недостаточной была и максимальная дальность пусков. Поэтому массовой достройки и перевооружения крейсеров типа «Свердлов» не произошло.

Корабельные КСЩ

В одной из предыдущих статей рассказывалось о разработке КСЩ авиационного базирования. Сейчас рассмотрим корабельную модификацию.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть четвертая. На воде


Постановление от 30 декабря 1954 года задавало разработку самолета-снаряда КСЩ в качестве основы боевой мощи последних эсминцев пр. 56., планировалось устанавливать на них 10-14 ракет и две пусковые установки. Ракету оснастили активной радиолокационной ГСН и отделяемой боевой частью, взятой у авиационного варианта. Крылья ракеты стали складными.

Испытания начались в 1956 году, а в 1958-м ракету приняли на вооружение.

С течением времени появлялись новые противокорабельные ракеты, кораблей, оснащенных КСЩ, строилось все меньше. Однако ракета КСЩ стала первым образцом управляемого оружия, являющегося основным вооружением корабля, и первой советской ракетой такого типа, поставленной на вооружение.

П-35

В начале 1959 года определился технический облик ракетного комплекса П-35. Многое было заимствовано от предшественницы – ракеты П-5. Были и отличия. К примеру, термоядерную боевую часть заменили на фугасную проникающую. С 1960 года для П-35 стало возможным применять специальную боевую часть.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть четвертая. На воде


Благодаря бортовой радиотехнической аппаратуре обеспечивался прием и исполнение команд радиоуправления с корабля, а также обзор морской поверхности в секторе ±40°, трансляция полученного изображения на корабль, захват назначенной цели, ее сопровождение и выдача сигналов на канал автоответчика. К тому же бортовая аппаратура «Блок» была оснащена автопилотом и радиовысотометром.

Наведение ракеты на цель осуществлялось в двух вариантах. Могли указываться точные координаты цели. Также наведение могло осуществляться по относительным координатам при условии использования радиолокационного визира. После захвата цели на автосопровождение ракета самонаводилась только в горизонтальной плоскости. Наведение по обеим плоскостям было возможно только на конечном участке.

В августе 1962 года ракетный комплекс был принят на вооружение. Диапазон дальностей составлял 25-250 км, скорость полета – 1400 км/ч на завершающей стадии, а дальности обнаружения цели с помощью радиолокационного визира составляла 80-120 км. Автосопровождение было возможно на расстоянии 35-40 км от цели. В дальнейшем боевые качества комплекса были улучшены. Новая максимальная дальность составила 250-300 км.
Строительство кораблей, оснащенных ракетами П-35, было остановлено в 1969 году.

Прогресс

В дальнейшем корабли-ракетоносцы прошли модернизацию для установки ракет «Прогресс» ЗМ44, принятых на вооружение в 1982 году. Для этого типа ракет характерна лучшая помехоустойчивость, больший участок сближения с целью. На меньшей высоте.

Так как ракета «Прогресс», после того как получала цель от оператора с корабля, прекращала излучение и снижалась, ее теряли средства наблюдения ПВО противника. ГСН включалась при подходе к цели, осуществляла ее поиск и захват. Увеличения дальности и роста скорости не было, не были затронуты корабельная аппаратура и наземные средства, зато были сэкономлены значительные средства на разработку. Ракеты «Прогресс» и П-35 были взаимозаменяемыми.

Корабли, которые стали вооружать ракетами «Прогресс», стали оснащаться приемной аппаратурой авиационной системы целеуказания «Успех».

П-15(4К40)

Ракета П-15 разрабатывалась в 1955-60 годах. Носителем ракет изначально должны были стать торпедные катера пр. 183. Первый пуск произошел именно с такого катера в 1957 году, а три года спустя ракетный комплекс был принят на вооружение. На момент окончания 1965 года таких катеров насчитывалось 112. Часть из них были переданы другим государством, Китай даже строил их по лицензии.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть четвертая. На воде


Помимо катеров пр. 183Р «Комар» ракетами П15 вооружались катера пр. 205М «Оса» и 1241.1, шесть противолодочных кораблей пр. 61М, пять пр. 61-МЭ, которые были построены для Индии, а также три эсминца пр. 56-У.

Ракетный комплекс П-15 неоднократно модернизировали. В 1972 году был принят на вооружение ракетный комплекс «Термит», основой которого стала ракета П-15М.

Ракеты, принадлежащие к семейству П-15, производства СССР и Китая применялись в боевых условиях в 1971 году во время арабо-израильской войны, в индо-пакистанском конфликте того же года, а также в ирано-арабской войне 1980-88 годов.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть четвертая. На воде


Также ракеты типа П-15 были использованы против американского линкора, обстреливающего побережье Ирака во время проведения операции «Буря в пустыне». Одна из двух ракет ушла в сторону из-за радиэлектронного противодействия со стороны противника, вторая была сбита. Впервые противокорабельная ракета была сбита в боевой обстановке.

С 1996 года производство того же типа ракет начал Иран.

П-500 Базальт (4К80)

С 1963 года велась разработка ракеты П-500 «Базальт», предназначенной для применения против мощных корабельных группировок противника. Размещение предполагалось как на надводных кораблях, так и на подводных лодках. П-500 была призвана заменить собой ракеты П-6, имея приблизительно те же вес и габариты. В 1977 году ракеты «Базальт» устанавливают на авианесущие крейсеры пр. 1143 по восемь ракет в пусковых установках и столько же запасных. В 1982 году в строй входят крейсеры пр. 1164, вооруженные шестнадцатью ракетами.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть четвертая. На воде


Боевая часть могла использоваться как фугасно-кумулятивная, так и ядерная. Скорость полета доходила до 2М. «Базальт» - первая крылатая ракета морского базирования, развивавшая сверхзвуковую скорость.

Для П-500 была создана новая система управления «Аргон», включающая в себя бортовую цифровую вычислительную машину. СУ «Аргон», обладающая повышенной помехозащищенностью, позволяла осуществлять целераспределение ракет в залпе, а также избирательное поражение главных целей соединения кораблей. Впервые была использована бортовая станция активных помех, которая позволяла ракете быть неуязвимой для ПВО противника.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть четвертая. На воде


Ракеты П-500 предназначались для борьбы с крупными группировками кораблей и были эффективны только в залпе.

Дальнейшая модификация – ракета 4К80, оснащалась мощным стартовым агрегатом, поэтому имела большую дальность полета.

Яхонт (Оникс)

Работы по созданию противокорабельной ракеты «Яхонт» начались в конце 1970-х годов. Новая ракета была рассчитана для борьбы с группировками надводных кораблей и отдельными кораблями в условиях активного противодействия, как огневого, так и радиоэлектронного.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть четвертая. На воде


Основное отличие от остальных ракет – универсальность комплекса, который может размещаться на подводных лодках, надводных кораблях, на самолетах и береговых пусковых установках.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть четвертая. На воде


Ранее мы уже рассматривали ракету «Яхонт» в составе ПКРК «Бастион». Для ракет «Яхонт» подходят пусковые установки самой разной конструкции, таким образом, круг возможных носителей очень велик. Могут использоваться пусковые установки стеллажного типа, благодаря которым ракетами этого типа могут оснащаться малотоннажные корабли класса «ракетный катер – корвет».

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть четвертая. На воде


Модульные установки позволяют вооружать ракетами «Яхонт» фрегаты, крейсеры и эсминцы. Количество ракет, которые можно установить на модернизированный корабль, втрое превышает количество старых крылатых ракет, таких как П-15.

Х-35 и корабельный ракетный комплекс Уран-Э

В 1984 году было принято решение о разработке корабельного комплекса «Уран» на основе крылатой ракеты Х-35, предназначенного для оснащения малых катеров и кораблей среднего водоизмещения.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть четвертая. На воде


Ракета Х-35 (3М24) предназначается для поражения десантных кораблей, транспортных судов конвоя или одиночных кораблей. Применение ракеты возможно в любое время суток при любой погоде, даже интенсивные помехи и огневое противодействие со стороны противника не являются препятствием для запуска ракет.

Достоинством ракеты является ее возможность низкого подлета к цели, благодаря чему средствам ПВО противника трудно обнаружить и уничтожить ракету. ЭПР ракеты снижается за счет малых габаритов. Носители, как правило, вооружены 8-16 ракетами, благодаря чему для выполнения боевой задачи не требуется большого количества кораблей. Стрельба залпом с интервалом старта ракет в 3 секунды позволяет повысить вероятность поражения цели. К тому же ракета имеет массу возможностей для модернизации, к примеру, использование энергоемкого топлива может сильно увеличить дальность полета ракеты.

Среди недостатков ракеты можно назвать недостаточную дальность полета, из-за которой велика вероятность вхождения носителя в зону ПВО противника, а относительно низкая скорость ракеты может стать причиной ее поражения средствами ПВО. К тому же система управления ракеты не рассчитана на поражение береговых и наземных целей.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть четвертая. На воде


Комплекс «Уран-Э» размещается на новых фрегатах, ракетных катерах, корветах, на других кораблях при их модернизации. К примеру, мощь нового ракетного катера «Катран», оснащенного КРК «Уран-Э» (8 ракет в двух пусковых установках), возрастает более чем в три раза, по сравнению с пр. 205ЭР. На катере пр. 1241.8 устанавливается 16 ракет. Целеуказание осуществляется посредством морского радиоэлектронного комплекса «Гарпун-Бал». Также «Уран-Э» устанавливают на корабли пр. 11541 «Корсар» и российские корветы А-1700, идущие на экспорт.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть четвертая. На воде


«Уран-Э» вполне соответствует мировым стандартам, а соотношение стоимости и эффективности делает комплекс оптимальным выбором при выполнении боевой задачи на море с помощью ракет тактического класса.

Если сравнивать с зарубежными аналогами, стоимость ракет Х-35 достаточно невысокая, а эффективность на хорошем уровне. И все же конкуренция с американской ПКР "Harpoon" и французской ПКР "Exocet", уже успевших себя зарекомендовать, будет жесткой.

Подводя итоги, надо заметить, что именно противокорабельное ракетное оружие впервые в новейшей истории позволило отечественному флоту, находящемуся вдали от родных берегов, реально противостоять самым сильным в мире флотам и реализовывать то, что называется «защитой интересов государства».
Автор: Валерий Бовал


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня