«Шилка», ЗСУ-23-4

Создание «Шилки»

«Шилка», ЗСУ-23-4Закрытые страницы истории нашей фирмы постепенно начинают приоткрываться. Появилась возможность говорить и писать о вещах, на которых ранее лежала печать государственной тайны. Сегодня мы хотим рассказать историю создания прицельного комплекса легендарной зенитной самоходной установки «Шилка», принятой на вооружение ровно 40 лет назад (богат нынешний год на юбилеи!). Перед вами - небольшой очерк, написанный двумя ветеранами нашей фирмы, принимавшими участие в создании всемирно известной самоходки - Лидией Ростовиковой и Елизаветой Спицыной.

С развитием воздушного флота перед специалистами встала задача создания средств защиты наземных войск от налетов вражеской авиации. В годы Первой мировой войны в ряде европейских государств, в том числе и в России, были приняты на вооружение зенитные пушки, которые по мере развития техники постоянно совершенствовались. Создавались целые зенитные артиллерийские комплексы.


Впоследствии было признано, что наиболее успешно с задачами защиты войск, находящихся на марше, от вражеских самолетов справится артиллерия на подвижных самоходных шасси. Итоги Второй мировой войны позволили сделать вывод, что традиционные зенитные орудия достаточно эффективны в борьбе с самолетами, летающими на средних и больших высотах, но непригодны для стрельбы по низколетящим целям, обладающим большой скоростью, так как в этом случае самолет мгновенно выходит за пределы сферы обстрела. Кроме того, разрывы снарядов орудий большого калибра (например, 76 мм и 85 мм) на малых высотах могут нанести значительный урон своим же войскам.

С возрастанием живучести и скорости самолетов снизилась и эффективность автоматических зенитных пушек малого калибра - 25 и 37 мм. Кроме того, из-за увеличения скорости воздушных целей в несколько раз повысился расход снарядов на один сбитый самолет.

В итоге сформировалось мнение, что для борьбы с низколетящими целями наиболее целесообразно создание установки с автоматической пушкой малого калибра и высокой скорострельностью. Это должно позволить вести огонь большой кучности при точном наведении в течение тех очень коротких промежутков времени, когда самолет находится в зоне поражения. Подобная установка должна быстро изменять наводку, чтобы следить за целью, движущейся с большими угловыми скоростями. Больше всего для этого подходила многоствольная установка, обладающая гораздо большей, чем одноствольное орудие, массой секундного залпа, установленная на самоходном шасси.

В 1955 году ОКБ предприятия п/я 825 (так назывался завод «Прогресс», вошедший впоследствии в состав ЛОМО), руководимому начальником ОКБ Виктором Эрнестовичем Пиккелем, было выдано техническое задание на проведение НИР «Топаз». По результатам этой разработки должен был решаться вопрос о возможности создания автоматической всепогодной артустановки на самоходном шасси для стрельбы по воздушным целям, которая обеспечивала бы высокую эффективность поражения низколетящих воздушных целей со скоростями до 400 м/с.

«Шилка», ЗСУ-23-4
В.Э. Пиккель


В процессе выполнения этой работы коллективом ОКБ п/я 825 под руководством главного конструктора В.Э. Пикеля и заместителя главного конструктора В.Б. Перепеловского был решен ряд задач в целях обеспечения эффективности разрабатываемой артустановки. В частности, был произведен выбор шасси, определены тип зенитной установки, предельный вес устанавливаемой на шасси аппаратуры управления стрельбой, тип обслуживаемых установкой целей, а также принцип обеспечения ее всепогодности. За этим последовал выбор контрагентов и элементной базы.

В ходе конструкторских проработок, произведенных под руководством лауреата Сталинской премии ведущего конструктора Л.М. Браудзе, было определено наиболее оптимальное размещение всех элементов прицельного комплекса: антенны РЛС, стволов зенитной устновки, приводов наведения антенны, элементов стабилизации на одном вращающемся основании. При этом достаточно остроумно решался вопрос развязки визирной и орудийной линии установки.

Основными авторами и идеологами проекта были В.Э. Пиккель, В.Б. Перепеловский, В.А. Кузьмичев, А.Д. Забежинский, А. Венцов, Л.К. Ростовикова, В. Поволочко, Н.И. Кулешов, Б. Соколов и др.

«Шилка», ЗСУ-23-4В.Б. Перепеловский

Были разработаны формульная и структурная схемы комплекса, которые легли в основу ОКР по созданию радиоприборного комплекса «Тобол». В качестве цели работы была заявлена "Разработка и создание всепогодного комплекса "Тобол" для ЗСУ-23-4 "Шилка".

В 1957 году, после рассмотрения и оценки материалов по НИР «Топаз», представленных заказчику п/я 825, ему было выдано техническое задание на проведение ОКР «Тобол». Оно предусматривало разработку техдокументации и изготовление опытного образца приборного комплекса, параметры которого были определены предыдущей НИР «Топаз». В приборный комплекс входили элементы стабилизации визирной и орудийной линий, системы определения текущих и упрежденных координат цели, приводы наведения антенны РЛС.

Составные части ЗСУ были поставлены контрагентами на предприятие п/я 825, где была проведена общая сборка и согласование составных частей между собой.

В 1960 году на территории Ленинградской области были проведены заводские полигонные испытания ЗСУ-23-4, по результатам которых опытный образец был предъявлен на государственные испытания и отправлен на артиллерийский полигон Донгузский.

В феврале 1961 г. туда отправились специалисты завода (Н.А. Козлов, Ю.К. Яковлев, В.Г. Рожков, В.Д. Иванов, Н.С. Рябенко, О.С. Захаров) для подготовки к проведению испытаний и предъявлению ЗСУ комиссии. Летом 1961 г. они были успешно проведены.

Следует отметить, что одновременно с ЗСУ-23-4 проходил испытания опытный образец ЗСУ, разработанный Государственным центральным научно-исследовательским институтом ЦНИИ-20, которому в 1957 г. также было выдано техническое задание на разработку ЗСУ («Енисей»). Но по результатам государственных испытаний это изделие на вооружение принято не было.

В 1962 г. "Шилка" была принята на вооружение и было организовано ее серийное производство на заводах ряда городов СССР.

На протяжении двух лет (1963-1964 гг.) бригады специалистов ЛОМО из СКБ 17-18 и цехов выезжали на эти заводы для налаживания серийного выпуска и отработки технической документации на изделие.

Два первых серийных образца ЗСУ-23-4 «Шилка» в 1964 году проходили натурные испытания стрельбой по радиоуправляемой модели (РУМ) для определения эффективности стрельбы. Впервые в практике мировой зенитной артиллерии одной из «Шилок» РУМ была сбита - испытания закончились блестяще!

В 1967 году решением ЦК КПСС и СМ СССР за заслуги в области специального приборостроения Государственная премия СССР была присуждена Главному конструктору приборного комплекса ЗСУ-23-4 Виктору Эрнестовичу Пиккелю и его заместителю Всеволоду Борисовичу Перепеловскому, а также ряду специалистов серийных заводов и заказчиков. По их инициативе и при их активном участии была начата и выполнена работа по созданию «Шилки».

В 1985 г. в немецком журнале «Солдат и техника» была помещена заметка, в которой есть такая фраза: «В СССР прекращен серийный выпуск ЗСУ-23-4, который продолжался 20 лет. Но несмотря на это, установка ЗСУ-23-4 до настоящего времени считается лучшим средством борьбы со скоростными низколетящими целями».

«Шилка», ЗСУ-23-4

Сотрудники предприятия, участвовавшие в создании "Шилки"

Л. Ростовикова, Е. Спицына
Материал предоставлен: Николай Власов, ОАО "ЛОМО"


Атакует... зенитка

Сначала вспыхивали голубые рапиры прожекторов. Прорезая кромешную тьму, лучи начинали хаотичный бег по ночному небосводу. Затем как по команде сходились вдруг в ослепительную точку, цепко удерживая в ней фашистского стервятника. Тотчас десятки огненных трасс устремлялись к обнаруженному бомбардировщику, высоко в небе вспыхивали огоньки разрывов. И вот уже вражеский самолет, оставляя за собой дымный шлейф, устремляется к земле. Следует удар, и гулкий взрыв неиспользованных бомб раскатывается окрест...


Так действовали советские зенитчики в период Великой Отечественной при обороне многих наших городов от налетов бомбардировщиков люфтваффе. Кстати, наивысшая плотность зенитной артиллерии при защите, например, Москвы, Ленинграда и Баку была в 8 — 10 раз больше, чем при обороне Берлина и Лондона. А всего за годы войны наша зенитная артиллерия - уничтожила более 23 тысяч вражеских самолетов, и это говорит не только о самоотверженных и умелых действиях огневых расчетов, их высоком воинском мастерстве, но и о прекрасных боевых качествах отечественной зенитной артиллерии.

Немало артиллерийских зенитных систем создали советские конструкторы и в послевоенные годы. Различные образцы такого рода орудий, в полной мере отвечающих современным требованиям ведения боевых действий, находятся на вооружении Советской Армии и Военно-Морского Флота и в настоящее время.

...Клубится пыль над полевой дорогой. Войска совершают длительный марш — так предписано планом учения. Нескончаемым потоком движутся колонны военной техники: танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, артиллерийские тягачи, ракетные установки — все они должны прибыть в указанные места в точно рассчитанное время.

И вдруг — команда: "Воздух!"

Но колонны не останавливаются, более того, они наращивают скорость, увеличивая дистанции между машинами. У некоторых из них зашевелились массивные башни, стволы резко пошли вверх, и вот уже в сплошной грохочущий гул сливаются выстрелы... Это ведут огонь по "противнику" зенитные установки ЗСУ-23-4, прикрывая в движении колонны войск.

Прежде чем начать рассказ об этой интересной- бронированной машине, совершим экскурсию в... тир, да-да, в обычный тир. наверняка каждый мальчишка когда-то стрелял из пневматической винтовки. Многие, видимо, пытались поразить и движущиеся мишени. Но мало кто задумывался, что мозг в этой ситуации за доли секунды просчитывает сложнейшую математическую задачу. Военные инженеры говорят, что при этом решается прогностическая задача о сближении и встрече двух тел, движущихся в трехмерном пространстве. Применительно к тиру — крошечной свинцовой пульки и мишени. А казалось бы, так просто; поймал движущуюся мишень на мушку, вынес точку прицеливания и быстро, но плавно нажал на спусковой крючок.

При небольших скоростях движения мишени попасть в нее можно всего одной пулей. Но чтобы поразить, например, летящую цель (вспомните так называемую стендовую стрельбу, когда спортсмены стреляют по тарелочкам, запускаемым с большой скоростью специальным устройством), одной пули недостаточно. По такой цели стреляют сразу несколькими — зарядом дроби.

В самом деле, перемещающийся в пространстве объемный заряд состоит из десятков поражающих элементов. Стоит одному из них зацепить тарелку — и цель поражена.

Все эти, казалось бы, отвлеченные рассуждения нам понадобились, чтобы выяснить: как попасть в скоростную воздушную цель, например в современный истребитель-бомбардировщик, скорость полета которого может превышать 2000 км/ч! Действительно, задача эта трудная.

Серьезные технические условия приходится учитывать конструкторам зенитного оружия. Однако при всей сложности проблемы инженеры решают ее, используя, если можно так выразиться, "охотничий" принцип. Зенитное орудие должно быть скорострельным и по возможности многоствольным. А управление им настолько совершенным, чтобы в очень короткий промежуток времени можно было произвести по цели наибольшее количество прицельных выстрелов. Только это позволит достичь максимальной вероятности поражения.

Следует отметить, что зенитное оружие появилось с возникновением авиации — ведь уже в начале первой мировой войны самолеты противника представляли реальную угрозу и для войск, и для тыловых объектов. Первоначально борьбу с боевыми аэропланами вели с помощью обычных орудий или пулеметов, устанавливая их в специальных устройствах так, чтобы они могли стрелять вверх. Эти меры оказались малоэффективными, вот почему впоследствии началась разработка зенитной артиллерии. Примером может служить 76-мм зенитная пушка, созданная русскими конструкторами в 1915 году на Путиловском заводе.

Одновременно с развитием средств воздушного нападения совершенствовалась и зенитная артиллерия. Больших успехов добились советские оружейники, создавшие перед Великой Отечественной войной зенитные пушки с высокой эффективностью ведения огня. Увеличилась и его плотность, а борьба с самолетами противника стала возможна не только днем, но и ночью.

В послевоенные годы зенитная артиллерия еще более усовершенствовалась за счет появления ракетного оружия. Одно время даже казалось, что с наступлением эпохи сверхскоростных и сверхвысотных самолетов ствольные установки отжили свой век. Однако ствол и ракета отнюдь не отрицали друг друга, просто потребовалось разграничить области их применения...

Теперь подробнее расскажем о ЗСУ-23-4. Это зенитная самоходная установка, цифра 23 означает калибр ее пушек в миллиметрах, 4 — количество стволов.

Предназначена установка для обеспечения противовоздушной защиты различных объектов, боевых порядков войск во встречном бою, колонн на марше от самолетов противника, летящих на высотах 1500 м. ЗСУ-23-4 может вести огонь и по наземным целям, причем столь же успешно, как и по воздушным. При этом дальность эффективного огня составляет 2500м.

Основой огневой мощи самоходной установки является учетверенная 23-мм автоматическая зенитная пушка. Темп стрельбы — 3400 выстрелов в минуту, то есть каждую секунду Навстречу врагу устремляется поток из 56 снарядов! Или, если принять массу каждого из снарядов равной 0,2 кг секундный поток этой лавины металла составляет около 11 кг.

Как правило, стрельба ведется короткими очередями — 3 — 5 или 5 — 10 выстрелов на каждый ствол, а если цель скоростная, то до 50 выстрелов на ствол. Это и дает возможность создать высокую плотность огня в районе цели для надежного ее поражения.

Боекомплект состоит из 2 тысяч выстрелов, причем снаряды применяются двух типов — осколочно-фугасные и бронебойно-зажигательные. Питание стволов ленточное. Интересно, что ленты снаряжаются в строго определенном порядке — на три осколочно-фугасных снаряда приходится один бронебойно-зажигательный.

Скорость современных самолетов настолько высока, что без надежной и быстродействующей аппаратуры прицеливания даже самым современным зенитным орудиям не обойтись. Именно такую имеет -ЗСУ-23-4. Точные приборы непрерывно решают ту самую прогностическую задачу встречи, о которой шла речь в примере о стрельбе из пневматической винтовки по движущейся мишени. У самоходной зенитной установки стволы также направляются не в ту точку, где в момент выстрела находится воздушная цель, а в другую, называемую упрежденной. Она лежит впереди — на пути движения цели. И в эту точку снаряд должен попасть одновременно с нею. Характерно, что ЗСУ стреляет без пристрелки — каждая очередь рассчитывается и ведется, как I если бы это каждый раз была новая цель. Причем сразу на поражение.

Но прежде, чем поражать цель, ее надо обнаружить. Эта задача возложена на РЛС — радиолокационную станцию. Она ведет поиск цели, обнаруживает ее и затем автоматически сопровождает воздушного противника. РЛС к тому же помогает определять координаты цели и дальность до нее.

Антенна радиолокационной станции хорошо видна на рисунках самоходной зенитки — она установлена на специальной колонке над башней. Это параболическое "зеркало", но наблюдатель видит на башне лишь плоский цилиндр ("шайбу") — кожух антенны из радиопрозрачного материала, защищающий ее от повреждений и атмосферных осадков.

Саму же задачу прицеливания решает СРП — счетно-решающий прибор, своего рода мозг зенитной установки. В сущности, это малогабаритная бортовая электронно-вычислительная машина, которая и решает прогностическую задачу. Или, как говорят военные инженеры, СРП вырабатывает углы упреждения при наведении пушки на движущуюся цель. Вот так образуется линия выстрела.

Несколько слов о группе приборов, образующих систему стабилизации линии визирования линии выстрела. Эффективность их действия такова, что, как бы ни бросало ЗСУ из стороны в сторону при движении, например, на проселочной дороге, как бы ни трясла, антенна РЛС продолжает отслеживать цель, и стволы пушки точно направлены по линии выстрела. Дело в том, что автоматика запоминает первоначальную наводку антенны РЛС и пушки" и одновременно стабилизирует их в двух плоскостях наведения — горизонтальной и вертикальной. Следовательно, "самоходка" способна вести точную прицельную стрельбу во время движения с той же эффективностью, как и с места.

Кстати, на точность ведения огня не влияют ни атмосферные условия (туман, плохая видимость), ни время суток. Благодаря радиолокационной станции зенитная установка работоспособна при любых метеорологических условиях. И передвигаться она может даже в полной темноте — инфракрасный прибор обеспечивает видимость На расстоянии 200 — 250 м.

Экипаж состоит всего из четырех человек: командир, механик-водитель, оператор поиска (наводчик) и оператор дальности. Конструкторы очень удачно скомпоновали ЗСУ, продумали условия работы экипажа. Например, чтобы перевести пушку из походного положения в боевое, покидать установку не надо. Эта операция выполняется непосредственно с места командиром или оператором поиска. Они же управляют пушкой и ведут стрельбу. Следует отметить, что многое здесь позаимствовано от танка — это и понятно: "самоходка" тоже бронированная гусеничная машина. В частности, она снабжена навигационной танковой аппаратурой чтобы командир мог постоянно контролировать местоположение и пройденный ЗСУ путь, а также, не выходя из машины, ориентироваться на местности и прокладывать курсы движения по карте,

Теперь об обеспечении безопасности членов экипажа. Люди отделены от пушки вертикальной броневой перегородкой, которая защищает от пуль и осколков, а также от пламени и пороховых газов. Особое внимание уделено функционированию и боевым действиям машины в условиях применения противником ядерного оружия: в конструкцию ЗСУ-23-4 включены аппаратура противоатомной защиты и противопожарное оборудование. О микроклимате внутри зенитки заботится ФВУ — фильтровентиляционная установка, способная очищать забортный воздух от радиоактивной пыли. Она же создает внутри боевой машины избыточное давление, что не позволяет загрязненному воздуху попасть внутрь через возможные щели.

Достаточно высоки надежность и живучесть установки. Ее узлы представляют собой весьма совершенные и надежные механизмы, она бронирована. Маневренные качества машины сравнимы с соответствующими характеристиками танков.

В заключение попробуем смоделировать эпизод боя в современных условиях. Представьте, что ЗСУ-23-4 прикрывает колонну войск на марше. Но вот РЛС, непрерывно ведущая круговой поиск, обнаруживает воздушную цель. Кто это? Свой или чужой? Тотчас следует запрос о принадлежности самолета, и, если ответа на него нет, решение командира будет единственным — огонь!

Но противник хитрит, маневрирует, атакует зенитчиков. И вот в самый разгар боя осколком срезает антенну радиолокационной станции. Казалось бы, "ослепленная" зенитка полностью выведена из строя, однако конструкторами предусмотрена и эта, и даже еще более сложные ситуации. Может отказать радиолокационная станция, счетно-решающий прибор и даже система стабилизации — установка все равно будет боеспособной. Оператор поиска (наводчик) будет вести огонь, используя зенитный прицел-дублер, а упреждения вводить по ракурсным кольцам.

Вот в основном и все о боевой машине ЗСУ-23-4. Советские воины умело управляют современной техникой, овладевая такими воинскими специальностями, которые появились в последнее время в результате научно-технической революции. Четкость и согласованность их работы позволяют им успешно противостоять практически любому воздушному противнику.

«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
«Шилка», ЗСУ-23-4
Автор: Н. Алешин, В. Сергеев
Первоисточник: http://armor.kiev.ua/" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://armor.kiev.ua/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. ПАТРОН 28 июля 2011 11:10
    интересно,13тыс. просмотров и не одного коммента!думаю "шилка" с её вооружением безнадёжно устарела.Вот если бы поставить комплекс "дуэт" с его 10000тыс. выст/мин то это то да!
    ПАТРОН
    1. Reks 19 февраля 2012 18:35
      good просто в коментах она не нуждается!..Косяков в ней море и экипажу той же зимой не очень...НО!огневая поддержка от нее good ...отвал башки!Оценивая трезво,конечно пора и заменить ВЕТЕРАНА,она этого заслужила честно!!!!!За ВДВ!!!!!!!!!
  2. одессит 10 октября 2011 21:49
    Шилка до сих не плоха, хоть и устарела.Достаточно эффективна при стрельбе по легкобронированным целям и пехоте.
    одессит
    1. Инсургент 19 февраля 2012 18:31
      неслишком ли жирно по пехоте пушками если тольео в бетонных укрытиях то да
      Инсургент
  3. MOHOMAX 18 апреля 2013 11:52
    на войне нет места холоду боли и тому подобным вещам . Шилка достойная машина и надо этим гордиться
  4. air wolf 7 октября 2014 20:22
    Хорошая техника, жаль не модернизировали...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня