Начата разработка тяжелого экраноплана океанской зоны

В России возобновлены работы по созданию крупных и тяжелых экранопланов. По сообщениям отечественных средств массовой информации, в настоящее время ведется создание подобного аппарата с взлетным весом на уровне 500 тонн. Подробности проекта пока не раскрывались, но уже известно, что перспективная машина сможет стать основой для техники различного назначения, предназначенной для выполнения разнообразных задач в интересах военных и гражданских структур.




Разработкой проекта перспективного экраноплана занимается Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева (ЦКБ по СПК). Примечателен тот факт, что о существовании нового проекта стало известно не от его разработчиков, а от руководства смежной организации. О разработке нового экраноплана на днях рассказал генеральный директор и генеральный конструктор концерна «Моринформсистема-Агат» Георгий Анцев. В будущем концерн должен принять участие в создании новых модификаций перспективной техники.

По словам Г. Анцева, необходимо создавать экранопланы, способные работать в океанской зоне. Взлетный вес такой техники должен быть на уровне 500 тонн. В настоящее время нижегородское ЦКБ по СПК ведет работы в этом направлении. Сейчас специалисты Центрального конструкторского бюро осуществляют «перезагрузку советского периода». Изучается имеющийся опыт, ведутся определенные исследования, а также продолжается поиск потенциальных заказчиков.

Подробности перспективного проекта пока остаются неизвестными. Из слов Г. Анцева следует, что разработка такой машины находится на самых ранних стадиях. Специалисты ЦКБ по СПК еще даже не сформировали требования к такой технике и поэтому пока не приступили к разработке технической документации. Таким образом, пока рано говорить о каких-либо особенностях перспективных экранопланов.

Тем не менее, гендиректор концерна «Моринформсистема-Агат» раскрыл некоторые подробности сотрудничества двух организаций. По его словам, ЦКБ по СПК им. Алексеева должно разработать и представить универсальную платформу, на базе которой может строиться техника того или иного назначения. Таким образом, основной целью нижегородских конструкторов сейчас может быть изучение перспектив и создание базовой версии экраноплана, на основе которой может строиться специальная техника, предназначенная для выполнения определенных работ.

Г. Анцев упомянул возможность создания модификаций экраноплана, предназначенных для министерства обороны, погранслужбы, Росрыболовства и т.д. Таким образом, на универсальную платформу будет устанавливаться набор специального оборудования и, при необходимости, вооружения, соответствующий предполагаемым задачам.

Известно, что концерн «Моринформсистема-Агат» активно сотрудничает с ЦКБ по СПК им. Алексеева. Концерн разрабатывает, изготавливает и поставляет различное радиоэлектронное оборудование: радиолокационные системы, аппаратуру управления, гидроакустические комплексы и т.д. Таким образом, перспективные тяжелые экранопланы океанской зоны смогут получить большое количество узлов, созданных и выпущенных концерном «Моринформсистема-Агат» и предприятиями, входящими в него.

После перерыва длиной в несколько десятилетий в нашей стране вновь появляется интерес к экранопланам. Подобная техника имеет несколько характерных особенностей, которые делают ее уникальным средством решения определенных задач. В связи с этим различные организации регулярно представляют новые проекты экранопланов различного назначения. Кроме того, предлагаются даже программы развития этой области техники.

В конце октября прошлого года состоялось заседание экспертного совета при комитете Государственной Думы по промышленности. В этом мероприятии приняли участие депутаты Госдумы, а также представители оборонной промышленности и различных общественных организаций. Одной из тем заседания стал предложенный план развития и использования экранопланов, рассчитанный до 2050 года. Подробности этого плана не раскрывались, но участники заседания отмечали важность предложенного документа и техники, развитие которой он предусматривает.

Кроме того, в августе прошлого года появилось предложение использовать экранопланы для решения одной из самых актуальных проблем. Так, первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев предложил разработать крупные транспортные экранопланы, которые смогут использоваться в гражданских структурах. Среди прочего такая техника могла бы решить проблему сообщения с Крымом. Флотилия экранопланов в будущем может взять на себя часть грузовых и пассажирских перевозок через Керченский пролив, что в значительной мере упростит логистику и сообщение с новым субъектом федерации.

Новый проект тяжелого экраноплана океанской зоны, разрабатываемый ЦКБ по СПК им. Алексеева, пока находится на самых ранних стадиях. На данный момент, вероятно, не определены даже общие черты облика такой машины. По этой причине сейчас представители промышленности говорят только о примерном взлетном весе, но не называют прочие характеристики такого экраноплана.

Новости о существовании неких работ по тематике тяжелого экраноплана представляют большой интерес. При этом дефицит сведений вряд ли сможет удержать специалистов и интересующуюся общественность от попыток угадать облик такой машины. Действительно, имеющиеся сведения об отечественных проектах экранопланов, а также данные о примерной массе перспективной техники позволяют сделать некоторые предположения.

В середине шестидесятых годов под руководством Р.Е. Алексеева был разработан экраноплан КМ («Корабль-макет»). Строительство этой машины завершилось в 1966 году, после чего стартовали ее испытания. Максимальная взлетная масса экраноплана КМ достигала 544 т, что немного больше веса перспективной машины, названного Г. Анцевым. КМ имел длину 92 м и крыло размахом 37,6 м. Масса пустой машины равнялась 240 т. При помощи 10 турбореактивных двигателей ВД-7 машина развивала скорость до 500 км/ч. При полете на высоте не более 10-14 м со скоростью 430 км/ч практическая дальность составляла 1500 км.


Размеры и вес экраноплана КМ позволяют примерно представить, какой может быть перспективная машина океанской зоны. Естественно, следует сделать поправку на развитие технологий, в частности на разницу в характеристиках современных и устаревших турбореактивных двигателей. Так или иначе, перспективный проект экраноплана с взлетной массой на уровне 500 т выглядит крайне смелым и амбициозным.

В настоящее время ведутся предварительные работы по изучению возможностей и определению примерного облика перспективного тяжелого экраноплана океанской зоны. Сроки окончания предварительных работ, равно как и время появления полноценного проекта, пока остаются неизвестными. Кроме того, есть повод сомневаться и в самой возможности реализации подобного смелого проекта. Ранее в нашей стране предпринимались попытки строительства экранопланов различных классов, однако эта техника в большинстве своем так и не вышла из стадии испытаний опытных образцов.

В силу разных причин как технического или технологического, так и экономического характера все отечественные проекты тяжелых экранопланов не вышли из стадии испытаний. Некоторые типы такой техники строились небольшими сериями, но не смогли оказать серьезного влияния на грузоперевозки и другие сферы, где их предполагалось применять.

Сейчас ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева предпринимает новую попытку создать тяжелый экраноплан, способный работать в океанской зоне. Сроки создания такой машины неизвестны, технические особенности проекта тоже пока не определены или не оглашены. Несмотря на дефицит информации, подобные новости выглядят интересно и многообещающе. Нельзя исключать, что предложенная в прошлом году программа развития строительства экранопланов в сочетании с некоторыми другими проектами все же откроют дорогу перспективной технике.


По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://vz.ru/
http://tass.ru/
http://airwar.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

144 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти