The orbital grouping of GLONASS swept the Earth

The orbital grouping of GLONASS swept the Earth


One of the hottest topics of recent times is the GLONASS system. Still, this is the second, and therefore, an alternative positional system. And this affects the prospects of the entire system, including the military.


The idea of ​​creating your own positional system for the Soviet army appeared in 60, and its first satellite flew in 1982. In 95, the satellite 24 was already in its orbits, and the system was commissioned. But the 90s of the last century were not the best time for science as a whole and its defense part. At the beginning of the new century, only 6 satellites worked - a quarter of the required number. Yes, these devices were already outdated, the Glonass model developed by the NPO Applied Mechanics (now OAO Information Satellite Systems named after MF Reshetnev).

All the nineties were disputes: do we need our own navigation system? The arguments were both for and against, but in the end, in practice, the point of view was dominant in contra: for a number of reasons, financing was more than scarce, and GLONASS developed very slowly and only on the ground. Work on the topic, the development of new satellites, etc. They went, but before the launch and operation of new spacecraft it never came.

The country risked to be left without its own positional system at all, which could have been fraught with the background of a number of 2000’s early events: both in Afghanistan and Iraq, opponents of NATO troops suddenly had problems determining their own coordinates. Although the Americans and their allies had no such problems.

And in 2001, the state program Global Navigation System was announced. The state has clearly and clearly stated: the system is and will be money for its creation. In addition, GLONASS ceased to be a purely military system, and its civilian use was specified. Initially, according to the program, it was planned to “cover” the entire territory of the country with satellites by 2008, and launch GLONASS all over the planet in 2010. It was planned to use the new Glonass-M satellites in the system, the assignments for which were received at NPO PM.

In practice, the planned dates were corrected several times for valid reasons (several old satellites during the creation of the orbital constellation were taken out of service "by age"), but at the moment GLONASS is fully ready to start using.
October 3 from the Plesetsk cosmodrome took off the Proton-M launch vehicle with the latest satellite of the system. Thus, 28 Glonass-M devices are currently flying over the Earth, of which 23 is already fully exploited, 2 is still being prepared for the beginning of use, and the remaining 3 is temporarily being serviced. Those two satellites that are still being prepared for work will “start it” within the next month or one and a half. Three more vehicles will be sent to space in November and will serve as a system reserve for the time being.

This year the first Glonass-K satellite was sent into orbit. He is just passing the tests, but his stated and confirmed characteristics surpass the M-series of satellites. The main parameter for the user - location accuracy - for Glonass-K is about 1-2 meters, which makes the GLONASS system a direct and strong competitor to the only existing positional system - NAVSTAR GPS. For comparison, the Glonass-M satellites give an accuracy of the order of 5-6 meters. Glonass-K can also carry equipment for working with the Cospas-Sarsat rescue system, has a resource in 10 years and is assembled exclusively from domestic components. "Glonass-M", in turn, works only 7 years and has in its composition the units of French production.

NewsOf course, they are good, but a fair question arises: how much does it all cost and will it pay off? According to various sources, over the past ten years, about 2 billion dollars have been spent on the creation of GLONASS. Until 2020, it is planned to allocate another 8-10 billion. At the same time, there are three options for the development of the system. This is a “cheap” option (200-250 billion rubles), in which case there may be problems with the promotion of the system; “Medium” (300-350 billion rubles) and expensive (more than 400 billion rubles), which implies the complete development of all the necessary systems. The second option is considered to be the most appropriate - it will allow supporting the orbital grouping and introduce user equipment with state support.

The experience of American GPS shows that investing in navigation systems is worth the money. The head of the Federal Space Agency, V. Popovkin, talks about the amount of satellite navigation services in 250-260 billions of dollars. Russian technology still makes up only 3% of this money. There is no talk about a cardinal increase in the Russian market share. So far there are too few user devices with GLONASS support on the market - only a few of them. In addition, almost all of them are designed to use both navigation systems: GPS and GLONASS.

Do not forget about the rather skeptical attitude of potential users to the domestic system. In this context, we can recall how several months ago a devastating article scattered across blogs and websites, in which the GLONASS inferiority was proved using the number of satellites: its navigator saw up to 11 GPS satellites and only one Glonass-M. In turn, the analysis of this material, which clearly stated that this model of the navigator can only work with 12 satellites at the same time and perceives GPS as a priority system, has not received such widespread use.

And in the meantime, despite moaning in blogs, GLONASS is not only being built, but also being exported. Last week in Moscow the ministers of defense of Russia and India A. Serdyukov and A.К. Anthony agreed on military-technical cooperation. The Indian side was invited to participate in the GLONASS system and use it in full military form. Delhi is unlikely to refuse the offer - the United States is not so "friendly" with India to transfer such serious and important technologies to it.
Author:
Vadim Sobin
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Орбитальная группировка ГЛОНАСС охватила Землю

Орбитальная группировка ГЛОНАСС охватила Землю


Одна из самых горячих тем последнего времени – система ГЛОНАСС. Еще бы, это ведь вторая, а стало быть, альтернативная позиционная система. А это влияет на перспективы всей системы, в том числе и на военные.

Идея создания собственной позиционной системы для Советской армии появилась еще в 60-х, а первый ее спутник полетел в 1982 году. В 95-м на своих орбитах было уже 24 спутника, и система была принята в эксплуатацию. Но 90-е годы прошлого века были не самым лучшим временем для науки в целом и ее оборонной части. В начале нового века работало всего лишь 6 спутников – четверть от необходимого количества. Да и эти аппараты были уже устаревшими, модели «Глонасс» разработки НПО Прикладной механики (ныне ОАО «Информационные спутниковые системы» им. М.Ф. Решетнева).


Все девяностые шли споры: нужна ли нам собственная навигационная система? Доводы были и за, и против, но в итоге, на практике, главенствовала точка зрения contra: по ряду причин финансирование было более чем скудным, и ГЛОНАСС развивался очень медленно и только на земле. Работы по теме, разработка новых спутников и т.д. шли, но до запуска и эксплуатации новых космических аппаратов дело так и не доходило.

Страна рисковала вообще остаться без собственной позиционной системы, что на фоне ряда событий начала 2000-х могло быть чревато: и в Афганистане, и в Ираке у противников войск НАТО внезапно начинались проблемы с определением своих координат. Хотя американцы и их союзники таких проблем не имели.

И вот в 2001 году было объявлено о государственной программе «Глобальная навигационная система». Государство ясно и четко заявило: системе быть и быть деньгам на ее создание. Кроме того, ГЛОНАСС перестала быть чисто военной системой, и было оговорено и гражданское ее использование. Изначально по программе планировалось к 2008 году «накрыть» спутниками всю территорию страны, а уже в 2010 запустить ГЛОНАСС по всей планете. Использовать в системе планировалось новые спутники «Глонасс-М», задание на создание которых получили в НПО ПМ.

На практике запланированные сроки несколько раз корректировались по уважительным причинам (несколько старых спутников во время создания орбитальной группировки были выведены из эксплуатации «по возрасту»), но на данный момент ГЛОНАСС полностью готова к началу использования.
3 октября с космодрома Плесецк взлетела ракета-носитель «Протон-М» с последним на данный момент спутником системы. Таким образом, всего над Землей сейчас летает 28 аппаратов «Глонасс-М», из которых 23 уже эксплуатируются в полной мере, еще 2 готовятся к началу использования, а оставшиеся 3 временно на техобслуживании. Те два спутника, которые пока готовятся к работе, «приступят к ней» в течение ближайших месяца-полутора. Еще три аппарата будут отправлены в космос в ноябре и пока будут служить резервом системы.

Орбитальная группировка ГЛОНАСС охватила ЗемлюВ этом году на орбиту был отправлен первый спутник «Глонасс-К». Он пока только проходит испытания, но его заявленные и подтвержденные характеристики превосходят серию спутников «М». Главный параметр для пользователя – точность определения местоположения – для «Глонасс-К» составляет около 1-2 метра, что делает систему ГЛОНАСС прямым и сильным конкурентом единственной ныне существующей позиционной системе – NAVSTAR GPS. Для сравнения, спутники «Глонасс-М» дают точность порядка 5-6 метров. Также «Глонасс-К» может нести аппаратуру для работы со спасательной системой Коспас-Сарсат, имеет ресурс в 10 лет и собирается исключительно из отечественных комплектующих. «Глонасс-М», в свою очередь, работает только 7 лет и имеет в своем составе агрегаты французского производства.

Новости, конечно, хорошие, но возникает справедливый вопрос: во сколько это все обходится и окупится ли? По различным данным, за последние десять лет на создание ГЛОНАСС было потрачено около 2 млрд долларов. До 2020 года планируется выделить еще 8-10 млрд. При этом существует три варианта развития системы. Это «дешевый» вариант (200-250 млрд рублей), в случае которого могут быть проблемы с продвижением системы; «средний» (300-350 млрд руб.) и дорогой (более 400 млрд руб.), который подразумевает полную разработку всех нужных систем. Наиболее подходящим считают второй вариант – он позволит и поддерживать орбитальную группировку, и внедрять пользовательскую аппаратуру при государственной поддержке.

Опыт американской GPS показывает, что инвестиции в навигационные системы стоят своих денег. Глава Федерального космического агентства В. Поповкин говорит об объеме услуг по спутниковой навигации в 250-260 миллиардов долларов. Российские технологии пока составляют всего 3% от этих денег. О кардинальном увеличении российской доли рынка пока говорить не приходится. Пока на рынке представлено слишком мало пользовательских устройств с поддержкой ГЛОНАСС – их считанные единицы. К тому же почти все они рассчитаны на использование обеих навигационных систем: GPS и ГЛОНАСС.

Не стоит забывать и о скорее скептическом отношении потенциальных пользователей к отечественной системе. В этом контексте можно вспомнить, как несколько месяцев назад по блогам и сайтам разлетелась разгромная статья, в которой ущербность ГЛОНАСС доказывалась при помощи количества спутников: навигатор ее автора видел до 11 спутников GPS и только один «Глонасс-М». В свою очередь, разбор этого материала, в котором четко говорилось, что данная модель навигатора может одновременно работать только с 12 спутниками и воспринимает GPS как приоритетную систему, не получил столь широкого распространения.

А тем временем, несмотря на стенания в блогах, ГЛОНАСС не только строится, но и идет на экспорт. На прошлой неделе в Москве министры обороны России и Индии А. Сердюков и А.К. Энтони договорились о военно-техническом сотрудничестве. Индийской стороне было предложено участвовать в системе ГЛОНАСС и пользоваться ею в полном военном варианте. Дели вряд ли станет отказываться от предложения – США не настолько «дружит» с Индией, чтобы передавать ей столь серьезные и важные технологии.
Автор: Вадим Собин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. Varnaga 11 октября 2011 09:17
    "А тем временем, несмотря на стенания в блогах"
    это пять.
  2. Sergh 11 октября 2011 12:37
    Вот индусы молодцы! Уже как-никак друганы закадычные, пора брататься переезжать.
    Sergh
    1. Glenn Witcher 11 октября 2011 16:48
      Ну GPS им же никто не даст.
  3. GurZa 11 октября 2011 17:13
    Индия достаточно серьезный союзник России. У нас не было с ними военных конфликтов, потом индия все же страна буддийская(по большей части) а значит менее подвержена радикальным настроениям(в отличии от ислама) И наверное самое главное Индия это своеобразный клинок у лопаток Китая, то есть в случае агрессии Китая, вполне возможно вмешательство Индии как стратегического партнера России, и не стоит забывать что вооружена Индия по большей части нашей техникой что тоже не мало важно. Но для окончательного завершения я бы разместил в Индии военную базу, где было бы пару "ЯРСов" и десяток искандеров + Десантники и артилерия, чтоб Китайцам не повадно совсем было!!!!!!!!
  4. dimarm74 11 октября 2011 17:29
    "По различным данным, за последние десять лет на создание ГЛОНАСС было потрачено около 2 млрд долларов. "... Это разве дорого? Почти столько за Мисрали отвалили....А Мистрали с Глонасс даже сравнивать не корректно
    dimarm74
  5. Федор 11 октября 2011 19:18
    3 октября с космодрома Плесецк взлетела ракета-носитель «Протон-М» с последним на данный момент спутником системы.
    ++++++++++++++++++++++=
    Гы! А разве Протоны летают из Плесецка?
  6. Bob 11 октября 2011 21:12
    С Индией у России не было военных конфликтов, в отличие от Китая. Это объясняет более тесное и продуктивное военное сотрудничество РФ с Индией, совместная разработка истребителя 5-го поколения, передача Индии наших стратегических технологий в оборонной сфере, и напротив шпионские скандалы с Китаем (например по С-300). Китаю, чтобы развиваться требуются дешевые ресурсы. Так как китайцев с помощью арабской весны выдворяют из Африки, Ближнего Востока, другого пути кроме войны у него нет. Воевать с Россией Китай не будет, пока не подчинит Индию.
    Bob
  7. rumpeljschtizhen 13 октября 2011 01:24
    во как заработает...и стабильно год хоть отпашет тогда и ура кричать будем
  8. Gonoriy 30 марта 2013 16:07
    Наконец-то

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня