21 мая - День Тихоокеанского флота
Роль Охотской флотилии в развития всего военно-морского флота России и непосредственно Дальнего Востока переоценить сложно. Ведь, по сути, именно с формированием флотилии активизировались хозяйственные изыскания на тихоокеанских берегах. С начала 30-х годов XVIII столетия в регионе стал наблюдаться рост численности русского населения, которое преимущественно расселялось по берегам Охотского моря.
С переносом в начале 60-х годов XVIII столетия канцелярии из Анадырского острога (фактически административного центра русского Дальнего Востока тех лет) в Охотский порт, повысилась эффективность экономической деятельности. Активизировался пушной промысел на островах региона, что позволило существенно увеличить объёмы поступлений в государственную казну. Однако главной проблемой роста эффективности процесса хозяйствования на берегах Тихого океана являлась его удалённость от столицы. Отсутствие более или менее подходящей наземной дорожной инфраструктуры приводило к тому, что фельдъегерская служба доставляла документы и прочую корреспонденцию из Санкт-Петербурга в Охотский порт в течение трёх-четырёх месяцев! К концу XVIII века время «путешествия» снизилось до двух месяцев, но это не решало проблемы фактически непреодолимого отрыва региона от центра.
Сложности управления Охотским портом и Охотской флотилией были связаны ещё и с тем, что направление на службу в эти края считалось тождественным ссылке, а потому лица, получавшие «региональную» власть в свои руки далеко не всегда думали о сугубо государственных интересах.
Из рапорта полковника Зубрицкого 1772 года (Охотский порт) об офицерском составе флотилии:
Проблему кадрового голода в Охотске в некоторой степени решила предпринятая вторая Берингова экспедиция (вторая Камчатская экспедиция). Входившие в неё офицеры составили основу флотилии и системы управления далёким регионом. Их имена: Василий Ртищев, Василий Хметевский, Фёдор Плениснер, Андреян Юрлов.
Василий Хметевский - уроженец Суздальского села Остафьево вырос в чине до капитана второго ранга. Он получил блестящее по тем временам образование. Сначала проходил обучение в московской школе математических и навигацких наук, а затем обучался в петербургской Академии морской гвардии. В 1733 году получил должность подштурмана на Балтийском флоте, а в 1734 году стал адъютантом Витуса Беринга и вошёл в Камчатскую экспедицию. В 1739 году Хметевский на боте «Святой Гавриил» отплыл из Охотска в Большерецк для описания берегов Камчатского полуострова в качестве авангарда отряда Беринга. В 1742 году Хметевский исследовал Курилы и Хоккайдо. Он первым составил морские карты этого региона, а также подробные карты и описания береговой линии самой Камчатки. Хметевский и его коллеги вели обучение в Охотске учеников местной навигацкой школы, многие из которых в будущем стали офицерами флота.
В XIX веке флотилия, которая к тому времени из Охотской превратилась в Сибирскую, обрела второе рождение.
Но сначала в регионе появился глубоководный морской порт, который стал использоваться для кораблей, прибывающих с Балтики по налаженному северному маршруту. К 1851 году в связи с потерей военной и хозяйственной актуальности был упразднён Охотский порт, и порт Петропавловска стал для региона основным.
Однако уже через 4 года новым главным морским портом был объявлен Николаевск, а во флотилию, которая, как уже было отмечено, получила название Сибирской, вошли и транспортные, и военные корабли. Одним из таких кораблей стал построенный в США пароходофрегат «Америка». Ещё два приобретённых для флотилии корабля – «Японец» и «Манчжур».
Это всё о том, что касалось начальной истории формирования Тихоокеанского флота. В истории флота позапрошлого и прошлого веков есть героическая оборона Петропавловска-Камчатского, сражения в Русско-японской войне.
Конечно же, есть в истории флота и героизм моряков-тихоокеанцев в годы Великой Отечественной войны.
В советское время Тихоокеанский флот прошёл разделение на два флота – 5-й ВМФ с базой во Владивостоке и 7-й ВМФ с базой в Советской Гавани. Разделение имело место с февраля 1947-го по апрель 1953 года. В 1953 году Тихоокеанский флот вновь оказался единым целым, и первым его командующим после объединения 5-го и 7-го флотов стал Юрий Александрович Пантелеев.
22 мая 1987 года в честь адмирала Пантелеева был назван большой противолодочный корабль проекта 1155, вошедший в 1992 году в состав Тихоокеанского флота России.
Тихоокеанский флот сегодня - оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота Российской Федерации. Для выполнения поставленных задач Тихоокеанский флот имеет в своем составе следующую технику: ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные субмарины, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, а также сухопутные войска и части береговых войск.
Перед моряками Тихоокенского флота ставятся следующие задачи:
поддержание морских СЯС в постоянной боевой готовности в интересах ядерного сдерживания;
защита экономической зоны и районов производственной деятельности России, пресечение незаконной производственной деятельности;
обеспечение безопасности морского судоходства;
выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил и др.).
Сегодня на Дальнем Востоке в честь флота, командующим которым является адмирал С.И.Авакянц, проводятся праздничные мероприятия: ритуал подъема Государственного, Андреевского и стеньговых флагов расцвечивания на кораблях ТОФ, возложение цветов к памятникам, мемориалам, воинским захоронениям, закрепленным за воинскими частями, участие командования флота в церемонии возложения венков на мемориальном комплексе «Боевая слава Тихоокеанского флота», праздничный концерт-поздравление в Доме офицеров флота.
«Военное обозрение» поздравляет личный состав Тихоокеанского флота РФ и его ветеранов с праздником!
Информация