Реактивный миномет БМ-8-СН

На протяжении Великой Отечественной войны красноармейцы активно использовали реактивные минометы нескольких типов. Самыми массовыми и известными стали системы семейства БМ-13, строившиеся на базе различных шасси. Кроме того, существовало несколько аналогичных боевых машин с направляющими для 82-мм реактивных снарядов М-8. До самого конца войны советские инженеры предпринимали попытки повысить характеристики имеющейся техники и тем самым поднять их боевую эффективность.

Реактивный миномет БМ-8-СН


По мере развития реактивных минометов под снаряд М-8 (БМ-8-36, БМ-8-24, БМ-8-48 и БМ-8-72) авторы проектов постепенно избавлялись от тех или иных проблем. Тем не менее, некоторые недостатки сохранялись, поскольку их ликвидация была связана с определенными трудностями. Одной из подобных проблем всех боевых машин семейства БМ-8 было сравнительно высокое рассеивание снарядов. Падая на цель, реактивные снаряды разлетались на достаточно большое расстояние от точки прицеливания, что в сочетании с невысоким могуществом их боевой части серьезно ограничивало реальные возможности техники.


Следует отметить, подобные проблемы были не только у реактивных минометов под снаряды М-8. Система БМ-13 так же не отличалась малым разлетом снарядов. Причиной таких недостатков был способ стабилизации снарядов в полете. Они вращались вокруг продольной оси за счет набора стабилизаторов, установленных под углом. Ввиду небольших отклонений при сборке стабилизаторов снаряды отличались с точки зрения аэродинамики, из-за чего летели по разным траекториям. Такая особенность боеприпасов не позволяла повысить кучность без доработок пусковой установки.

В 1944 году начались работы по совершенствованию реактивных минометов, направленные на повышение точности стрельбы. Сперва советские оружейники обновили и улучшили машину БМ-13 (модификация БМ-13-СН), а затем на московском заводе «Компрессор» началось создание проекта БМ-8-СН. Литеры «СН» в обозначении системы означали «спиральные направляющие». С целью повышения точности и кучности стрельбы было решено изменить конструкцию направляющих.

Разработка проекта БМ-8-СН началась в середине 1944 года. Приоритетной задачей конструкторов «Компрессора» было совершенствование реактивного миномета БМ-13, из-за чего создание аналогичной боевой машины под снаряд М-8 затянулось. Строительство опытного экземпляра машины БМ-8-СН началось только в начале весны 1945 года. Из-за этого новая техника не успела попасть на фронт.

Испытания первого опытного образца реактивного миномета БМ-8-СН начались в конце апреля 45-го. За несколько дней специалисты провели ряд тестовых стрельб, которые позволили проверить характеристики предлагаемой машины. Использование направляющих новой конструкции значительно повысило характеристики стрельбы. В зависимости от дальности и других параметров пуска точность попадания снарядов М-8 вырастала в 4-11 раз. Тем не менее, в ходе испытаний были выявлены некоторые недостатки, на ликвидацию которых ушло время.

Реактивный миномет БМ-8-СН


Боевая машина БМ-8-СН могла строиться на любом подходящем шасси. Наиболее удобным и перспективным базовым автомобилем считался грузовик Studebaker US6, который и послужил основой для опытного образца реактивного миномета. В задней части базового шасси устанавливался набор специального оборудования: пусковая установка на поворотном основании и опускаемые домкраты-аутригеры.

Нижняя часть пусковой установки, на которой крепились направляющие, с минимальными изменениями была заимствована у БМ-8-48. В ее конструкцию внесли некоторые коррективы, связанные с направляющими и некоторыми другими агрегатами. Изменения в первую очередь были связаны с прочностью конструкции. Были усилены некоторые детали механизмов наведения и фермы пусковой установки. Кроме того, для более равномерного распределения нагрузки на раму базового автомобиля был разработан комплект деталей, который предлагалось устанавливать на шасси.

Конструкция пусковой установки позволяла вести огонь в пределах горизонтального сектора шириной 260°. Качающаяся ферма с направляющими обеспечивала углы вертикальной наводки в пределах от -3° до +47°. В поздних версиях проекта направляющие можно было поднимать на +58°. Допускалась стрельба «через кабину», однако в таком случае минимальный угол возвышения составлял +13°. Для безопасности экипажа, находящегося в кабине, предусматривался щиток для лобового стекла и набор ограничителей. Пусковая установка из-за механического ограничителя не могла опуститься на опасный угол. Кроме того, предусматривались контакты электросистемы пуска, размыкавшиеся при опасных углах возвышения.

Пусковая установка реактивного миномета БМ-8-СН получила обновленные направляющие сравнительно сложной конструкции. На поперечных балках пусковой установки крепились трубчатые ферменные конструкции с направляющими. Функции направляющих выполняли три стержня круглого сечения и один тонкий двутавровый профиль. Эти четыре детали закручивались с крутизной 307° на 2,05 м длины «ствола» и скреплялись воедино при помощи шести круглых обойм с выступающими держателями. Внутренняя часть получившегося агрегата имела калибр чуть более 82 мм и вмещала корпус реактивного снаряда. Жестко закрепленные стабилизаторы ракеты входили в зазоры между криволинейными деталями направляющей.

32 спиральные направляющие пусковой установки крепились к общей раме и устанавливались в четыре ряда по восемь штук. Вся эта конструкция, в свою очередь, монтировалась на ферме пусковой установки. На задней части рамы «стволов» предусматривались откидные устройства с набором пиропистолетов, предназначенных для запуска ракет. Перед перезарядкой пусковой установки пиропистолеты следовало откидывать, затем снаряжать пиропатронами и возвращать на место.

Для наведения на цель в составе боевой машины БМ-8-СН изначально предлагался коллиматорный прицел МП-41. Тем не менее, испытания показали несовершенство этого изделия, вследствие чего его заменили панорамным прицелом от орудия ЗИС-3. Соответствующим образом доработали консоль для его установки.

В кабине базового автомобиля размещался пульт управления пуском. Как и ранее, система управления запуском снарядов использовала электрический ток и пиропатроны. Управление пуском осуществлялось при помощи специального маховика, связанного с контактами. За один оборот маховика производился запуск двух снарядов (предлагался вариант с запуском одного). Таким образом, в зависимости от скорости вращения маховика на запуск всех 32 снарядов уходило от 7 до 10 секунд.

Пусковая установка реактивного миномета БМ-8-СН снаряжалась 32 неуправляемыми ракетами М-8. Эти боеприпасы представляли собой незначительно доработанный вариант авиационного снаряда РС-82. Изделие длиной около 600 мм с диаметром корпуса 82 мм весило порядка 7,9 кг и несло боевую часть массой 2,8 кг с зарядом 0,6 кг. При помощи твердотопливного ракетного двигателя с зарядом из нескольких пороховых шашек реактивный снаряд разгонялся до 310-315 м/с и летел на дальность до 5500 м. Мощности боевой части хватало для гарантированного поражения живой силы в радиусе до 3-4 м.

Испытания первого прототипа боевой машины БМ-8-СН начались в конце апреля 1945 года и продолжались до середины мая. По результатам этих испытаний в конструкцию реактивного миномета были внесены некоторые изменения, направленные на повышение прочности конструкции и других характеристик. На ликвидацию выявленных недостатков ушло несколько месяцев. Доработанный вариант реактивного миномета появился в конце осени того же года.

Второй этап испытаний стартовал 10 декабря и продолжался 16 дней. Поскольку основные недостатки предлагаемой техники к этому времени были исправлены, целью декабрьских испытаний было определение реальных характеристик машин, их эксплуатационных качеств и т.д. Кроме того, планировалось оценить перспективы нового реактивного миномета в качестве вооружения для артиллерийских частей, а также определить его преимущества перед предыдущей техникой семейства БМ-8.

По результатам вторых испытаний был сформирован список новых выявленных недостатков, которые в скором будущем были исправлены. 10 мая 1946 года дважды доработанную технику передали на войсковые испытания. В течение месяца на Софринском артиллерийском полигоне проводились тестовые стрельбы и заезды по трассам. С целью определения реальных преимуществ перед существующей техникой в испытаниях параллельно использовались прототип БМ-8-СН и серийная машина БМ-8-48 на аналогичном шасси.

В ходе сравнительных испытаний были выявлены достаточно высокие характеристики нового реактивного миномета. Так, при стрельбе на максимальную дальность (угол возвышения 45°) площадь рассеивания у БМ-8-СН была в 2,5 раза меньше, чем у БМ-8-48. При стрельбе батарея БМ-8-СН показывала вчетверо меньшее рассеивание снарядов. При этом необходимо учитывать разницу в количестве запускаемых ракет: 32 против 48 на одной машине. За счет повышения точности и снижения рассеивания осколочное действие снарядов со сравнительно легкой боевой частью (по живой силе) было приемлемым.

Тем не менее, не обошлось без проблем. Новая боевая машина получилась достаточно сложной в эксплуатации. Наведение затруднялось из-за больших усилий на рукоятках. Кроме того, ремонт поврежденных направляющих в полевых условиях был невозможен и требовал замены пакета из нескольких «стволов», для чего нужно было привлекать мастерскую. Также имели место несходы снарядов с пусковой установки. На направляющих регулярно оставалось некоторое количество реактивных снарядов. В одном из испытательных батарейных пусков на машинах осталось 45% ракет.

Комиссия, проводившая испытания, отмечала преимущества БМ-8-СН перед существующей техникой. Новый реактивный миномет рекомендовали к принятию на вооружение, однако перед этим требовалось исправить все имеющиеся недостатки. Учитывая темпы работ по проекту, можно было ожидать, что к концу 1946 года обновленная машина БМ-8-СН вновь выйдет на испытания, покажет высокие характеристики и будет принята на вооружение. Тем не менее, этого не случилось.

Реактивные минометы со спиральными направляющими имели значительно более высокую точность и кучность огня в сравнении с «рельсовой» техникой. В дальнейшем в нашей стране было создано несколько новых систем этого класса с подобной конструкцией пусковой установки. Однако развитие реактивных минометов, рассчитанных под снаряд М-8, завершилось в 1946 году. Дело в том, что предложение об использовании ракет М-8/РС-82, появившееся во второй половине тридцатых годов, было вынужденной мерой.

Красная Армия нуждалась в большом количестве реактивных минометов, но возможности промышленности не позволяли освоить производство снарядов М-13 и боевых машин для них. Выходом из этой ситуации стала разработка минометов под доработанную авиационную ракету. В ходе Великой Отечественной войны подобная техника, несмотря на относительно малое количество, показала свои боевые качества. Строительство реактивных минометов семейства БМ-8 в некоторой мере облегчило ситуацию на фронте, что, однако, не сказывалось на самой сути подобной техники.

После окончания войны наша страна получила возможность ставить во главу угла не только массовость производства и дешевизну, но и боевые характеристики. Как следствие, промышленность смогла сосредоточиться на реактивных минометах со сравнительно высокими характеристиками. Боевая машина БМ-8-СН, уступавшая по боевым характеристикам всем системам семейства БМ-13, в таком случае не имела перспектив. Несмотря на рекомендацию комиссии, эта техника не была принята на вооружение. Проект БМ-8-СН оказался последней разработкой в области реактивных минометов под снаряд М-8.


По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://tehnikapobedy.ru/
http://helpiks.org/
http://callig-museum.ru/
http://tonnel-ufo.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 4
  1. Polar 21 мая 2015 08:06
    Спасибо за интересный цикл статей. Хотелось бы еще узнать о применении реактивных минометов на флоте. Один раз увидел в документальном фильме. Но это было уже в войне с Японией.
    Polar
    1. igordok 21 мая 2015 08:29
      На флоте в фильмах обычно показывают БМ-13. Но по руководству "Временное описание _24-M-8_1944" выпущенной для флота, БМ-8 могли устанавливать на корабли и катера.
      В этом описании значится.
      1.Назначение установки.
      Реактивная установка 24-М-8 предназначается для стрельбы 82-мм реактивными снарядами М-8 по береговым и морским целям, а также на самооборону по низколетящим и пикирующим самолетам.

      Впервые слышу о использовании РЗСО в целях ПВО. Возможно ракета вспоминает свое авиационное прошлое. smile

      Случай когда из БМ-13 был сбит самолет (вроде даже несколько) когда-то попадался.
      Командир батареи увидев вражескую эскадрилью, прикинул что она будет пролетать в зоне пролета снарядов. И задержал старт ракет до подлета вражеских самолетов. Открыв огонь несколько самолетов было сбито. Правда это или вымысел не знаю, читал в Рунете.


      Временное описание _24-M-8_1944.djvu - https://yadi.sk/i/HQTk5oB7gmjts
      1. Лось 23 мая 2015 19:40
        Впервые слышу о использовании РЗСО в целях ПВО.

        Вполне использовали. Проектировались и строились даже специализированные системы.

        Это, конечно, наша самоделка, но вот в Англии и Германии строили вполне специализированные комплексы. Да и у нас после войны экспериментировали.
        Лось
  2. Malkor 21 мая 2015 08:24
    Все логично с судьбой ракеты М-8. Когда появилась возможность - ее сняли с производства и вооружения.
  3. igordok 21 мая 2015 08:42
    До этой статьи ни где не слышал, что-бы наши занимались улучшением стабилизации полета РС за счет вращения. Дескать только немцы, пытаясь повторить наши БМ, придавали вращение РС при старте.
    Если статья правда - спасибо.
    1. zyablik.olga 21 мая 2015 10:14
      Цитата: igordok
      До этой статьи ни где не слышал, что-бы наши занимались улучшением стабилизации полета РС за счет вращения. Дескать только немцы, пытаясь повторить наши БМ, придавали вращение РС при старте.

      Примерно год назад на ВО был интересный цикл реактивные снаряды Второй мировой.
      Вот статья из этой серии:Немецкая реактивная артиллерия в годы войны.
      http://topwar.ru/43510-nemeckaya-reaktivnaya-artilleriya-v-gody-voyny-chast-1-ya
      .html
      1. igordok 21 мая 2015 18:35
        Цитата: zyablik.olga
        Вот статья из этой серии:Немецкая реактивная артиллерия в годы войны.
        http://topwar.ru/43510-nemeckaya-reaktivnaya-artilleriya-v-gody-voyny-chast-1-ya

        .html

        Во второй части:
        В конце 1943 года чешские инженеры завода «Ceska Zbrojovka» в Брно создали свой вариант советского 82-мм реактивного снаряда М-8.
        80-мм ракета имела близкие к своему прототипу характеристики, но точность стрельбы благодаря вращению, сообщаемому стабилизаторами (установленными под углом к корпусу снаряда), была выше, чем у советского образца. Электрический запал был вынесен на один из ведущих поясков, что сделало ракету более надёжной. Реактивный снаряд, получивший обозначение 8 cm Wurfgranate Spreng оказался более удачным, чем его советский прототип.
    2. Лось 23 мая 2015 19:29
      До этой статьи ни где не слышал, что-бы наши занимались улучшением стабилизации полета РС за счет вращения.

      Занимались. Причём с самого начала разработки реактивного оружия в конце 20-х годов.
      Вот тут, правда, есть нюансы. Во-первых, изначально у нас РС разрабатывался для вооружения самолётов. То есть старт снаряда происходит при его далеко ненулевой скорости относительно воздуха. Соответственно оперение начинает эффективно работать уже в момент старта. При проведении соответствующих экспериментов, выяснилось, что кучнобойность оперённых снарядов не слишком уступает кучнобойности вращающихся, зато при прочих равных они много проще и дешевле. Во-вторых, чтобы обеспечить стабилизацию снаряда вращением, за счёт гироскопического эффекта, его надо раскрутить до нескольких тысяч оборотов в минуту. На что тратиться от четверти до трети энергии порохового заряда. Соответственно и дальность стрельбы будет ниже.
      Проворачивание же снаряда со скоростью нескольких оборотов в секунду, однозначно недостаточно для создания гироскопического эффекта, но позволяет компенсировать эксцентриситет тяги двигателя.
      Лось
  4. Polar 21 мая 2015 16:39
    О использовании БМ-13 на флоте то же интересно узнать. Что,когда и где. Не сильно освещенная тема.Результаты использования. С уважением к автору статьи.
    Polar
  5. Лось 23 мая 2015 19:19
    Причиной таких недостатков был способ стабилизации снарядов в полете. Они вращались вокруг продольной оси за счет набора стабилизаторов, установленных под углом.

    Совершенная дезинформация. Не вращались они и стабилизаторы не имели угла наклона. А проворачивающийся снаряд сделали "борцы" с нацизмом в Чехословакии. Данные установки достаточно активно использовались ваффен СС с конца 1943, если мне память не отшибает.
    Лось

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня