How the Pacific node was created

The knot of contradictions in the Asia-Pacific Region (APR) was created in the 19th century, when the great European powers began to actively explore this region, and it was then that the Americans “woke up” Japan with the help of force.

Initially, the leading position of the “empress of the seas” was held by the British Empire. London solved two main tasks in the Asia-Pacific region: first, it sought to prevent the expansion of the sphere of influence of the Russian Empire in the south-east direction (on the Korean Peninsula, in China, Tibet, and India); secondly, to protect their interests from the encroachment of other Western powers - France, Germany, the United States. The British, where by military force, where by economic means, seized key positions in the APR, but could not hold the region by force.


The Japanese Empire became the "trump card" of the British Empire. I must admit that London very skillfully played this trump card in the Big Game. Initially, the British, together with other great powers, robbed the Japanese of the victory of the Japanese-Chinese war of the 1894-1895 from the Japanese. Under the Treaty of Shimonoseki, China abandoned its suzerainty over Korea, gave Japan the Liaodong Peninsula, the island of Taiwan (Formosa), Penhuledao Island, and paid indemnity. In addition, the expansion of economic opportunities for Japan: all the ports of China were opened for the Japanese, they received the right to build industrial enterprises in the country to import their industrial equipment.

But the three great powers - France, Germany, Russia - demanded that Japan reconsider the terms of the treaty concluded in the city of Shimonoseki, they violated their interests in China. As a result, the Japanese were forced to abandon the Liaodong Peninsula. Japan harbored a grudge against Russia.

In 1902, London entered into a military alliance with the Japanese Empire, directed against Russia and the United States. The British were concerned about the economic expansion of the United States in China. If Great Britain defended the principle of dividing Chinese territory into “spheres of influence,” the United States introduced the principle of “open doors,” which, with the power of the American economy, gave them significant advantages. Russia for the British was a traditional enemy, which was necessary to restrain in all directions - from the Balkan Peninsula to Korea and North China. The Japanese considered Russia as a strong competitor on the Korean Peninsula and in North China — they considered these territories to be Japan’s sphere of influence.

The United States also supported the Japanese in the war with the Russian Empire, in return, the Japanese supported the principle of "open doors" in China. Russia in 1905 gave way to Japan South Sakhalin (Karafuto), the Kuriles, the Liaodong Peninsula with Port Arthur, the South Manchurian Railway, and the Japanese got the right to establish a protectorate over Korea.



In 1910, Japan carried out the annexation of Korea, officially it looked like a voluntary concession by the Korean emperor of all supreme rights over the country to the Japanese emperor. The Japanese empire relied in its actions on the Korean collaborationist organization Ilchinkhwe and, most importantly, on the support of Great Britain and the United States. In 1905, the Anglo-Japanese alliance treaty was renewed, the American president Theodore Roosevelt recognized the priority interests of Japan in Korea, and the secret American-Japanese agreement Taft-Katsura was concluded. At the same time, Washington ignored the message asking for the help of the Korean emperor, and London announced that it would not hinder the Japanese occupation policy. The Russian Empire also did not interfere in Japanese-Korean relations, the Japanese recognized North Mongolia and Manchuria as the sphere of Russian “special interests” for this.

When a popular uprising against the Japanese took place on the Korean Peninsula in 1919, a prominent independence movement activist Lee Seung Man sent a personal message to US President Woodrow Wilson, there was a request to help establish Guardianship of the League of Nations over Korea, but the United States did not hear the call.

Thus, in the late nineteenth and early twentieth centuries, Japan became a great power.

World War I and the change in the balance of power after it

In 1911, a revolution occurred in China. China, and so semi-crushed, turned into a collection of provinces that were governed by party-military groups. Began active penetration of the Japanese in Manchuria.

During the First World War, the Japanese strengthened their positions even more - they seized the "sphere of influence" of the German Empire in the APR, became participants in the intervention on the lands of the former Russian Empire. Japan received a League of Nations mandate for part of the Pacific Territories. Germany and Russia have lost their positions in the APR; there are three main players left - the United Kingdom, the United States, and Japan (France did not have the power to play on their own).

The United States began to push the UK, replacing the positions of the main powers of the Western world. After World War I, the States from the debtor became the main creditor of the planet; in 1916, a grandiose program of building the navy was adopted - by 1924, the US fleet was to become the largest in the world. Completion of the First World War reduced the pace of fleet construction, but did not stop the program. Americans needed the domestic market of the vast British Empire. A clash of interests began in the colonies and dominions of Britain. Thus, the political elite of Canada began to move towards the United States.


At the same time, Washington was trying to break the Anglo-Japanese alliance. This was achieved at the Washington Conference 1921-1922's. It was also possible to achieve the right of equality in naval armaments with Great Britain - the so-called. Washington Maritime Agreement 1922 of the Year, Treaty 5 of the Great Maritime Powers (USA, UK, Japan, France and Italy). The agreement established the tonnage ratio of battleships and aircraft carriers in the following proportion: 5: 5: 3: 1,75: 1,75 (USA, Britain, Japan, France, Italy, respectively). Washington has achieved official recognition of the "open door and equal opportunities" policy towards the Chinese state. China was still regarded only as an object of exploitation. London suffered a serious defeat at this conference.

It was during this period that “black gold” - oil - began to influence the policies of the great powers more and more. American companies were actively advancing in Dutch India, where the British controlled earlier one-third of exports (oil and rubber). For the areas of oil production there was a struggle between oil companies - the Anglo-Dutch Royal Dutch-Shell and the American Standard Oil. In 1924, the largest black gold scandal took place in the United States - “oil panama”. Major abuses and corruption were revealed by the most prominent US government and officials in connection with obtaining oil concessions from the government in California. The scandal seriously compromised both leading American parties - Democrats and Republicans.

How the Pacific node was created

Battleship Nagato.

Development of the struggle for the APR in 20-s

Gradually, Russia-USSR began to restore its influence in the key APR country - China. In May 1924, an agreement was signed on “general principles for resolving issues between the Soviet Union and the Republic of China.” In September, 1924, Moscow signed an agreement with the “autonomous government of the Three Eastern Provinces of China” (Manchuria). The main issue of these agreements was the problem of the CER.

In January 1925, the agreement between Japan and the USSR confirmed the Portsmouth Peace 1905 of the year, and also defined the conditions for the Japanese oil concession production on northern Sakhalin and limited military activities on both Northern Sakhalin (owned by the Soviet Union) and Southern Sakhalin (owned by Japan) . With these contracts, Moscow secured for itself the Far Eastern rear.

But complete peace in the Far East was not achieved. Already in 1929, there was a conflict with China, because the Chinese started to attack the USSR on the USSR. In response to the Chinese attack on the Soviet consulate in Harbin and the seizure of the Chinese Eastern Railway (a joint venture of the USSR and China), the Red Army (18,5 thousand bayonets and sabers) under the command of Blucher defeated Chinese troops of up to 300 thousand people. The Chinese have requested peace, and the normal operation of the CER has been restored.

After that, in Washington they chose the path of London and began to consider Japan as the main weapon of the struggle against Russia-the USSR. Chiang Kai-shek's regime could not confront Moscow on equal terms.

In 1927, in a memorandum to the Japanese emperor, Prime Minister General Tanaka formulated the idea of ​​the domination of the Japanese empire in Asia and the Pacific. In his opinion, Manchuria needed to be used as a springboard for establishing domination in the rest of China, and after receiving the resources of Chinese territory, Japan would go "to the conquest of India, the Archipelago, Asia Minor, Central Asia and even Europe." At the same time, the need for a new war with Russia was recognized.

But in the 20-ies, Japan failed to launch a large-scale external expansion, prevented by the consequences of the catastrophic earthquake of the year 1923 and the economic crisis of the year 1927. In addition, we had to take into account the power of the United States, dependence on American financial support and the strength of other powers. The global crisis of the year 1929 also played its role.


The soldiers of the Red Army with the captured Guomindang banners.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Как был создан Тихоокеанский узел

Как был создан Тихоокеанский узел Узел противоречий в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) был создан ещё в XIX веке, когда великие европейские державы стали активно осваивать этот регион, именно тогда американцы с помощью силы «разбудили» Японию.

Первоначально лидирующее положение прочно удерживала «владычица морей» Британская империя. Лондон решал в АТР две основные задачи: во-первых, стремился не допустить расширения сферы влияния Российской империи в юго-восточном направлении (на Корейском полуострове, в Китае, Тибете, Индии); во-вторых, оградить свои интересы от посягательства других западных держав – Франции, Германии, США. Британцы, где военной силой, где экономическим путём, захватили ключевые позиции в АТР, но силой удерживать регион не могли.

Японская империя стала «козырной картой» Британской империи. Надо признать, что Лондон очень умело сыграл этим козырем в Большой Игре. Первоначально британцы вместе с другими великими державами отняли у японцев плоды победы в японо-китайской войне 1894-1895 годов. По Симоносекскому договору Китай отказался от своего сюзеренитета над Кореей, отдал Японии Ляодунский полуостров, остров Тайвань (Формозу), острова Пэнхуледао и выплачивал контрибуцию. Кроме того, расширялись возможности экономической экспансии для Японии: для японцев открывались все порты Китая, они получили право строительства промышленных предприятий в стране, ввоза своего промышленного оборудования.


Но три великие державы - Франция, Германия, Россия - потребовали от Японии пересмотреть условия договора, заключенного в городе Симоносеки, они нарушали их интересы в Китае. В итоге японцы были вынуждены отказаться от Ляодунского полуострова. Япония затаила обиду на Россию.

В 1902 году Лондон заключил военный союз с Японской империей, направленный против России и США. Британцы были обеспокоены экономической экспансией Соединенных Штатов в Китае. Если Великобритания отстаивала принцип разделения китайской территории на «сферы влияния», то США внедряли принцип «открытых дверей», который при мощи американской экономики давал им существенные преимущества. Россия же для британцев была традиционным врагом, которого было необходимо сдерживать по всем направлениям – от Балканского полуострова до Кореи и Северного Китая. Японцы рассматривали Россию как сильного конкурента на Корейском полуострове и в Северном Китае – эти территории они считали сферой влияния Японии.

США также поддержали японцев в войне с Российской империей, взамен японцы поддержали принцип «открытых дверей» в Китае. Россия в 1905 году уступила Японии Южный Сахалин (Карафуто), Курилы, Ляодунский полуостров с Порт-Артуром, Южно-Маньчжурскую железную дорогу, и японцы получили право установить протекторат над Кореей.

Как был создан Тихоокеанский узел


В 1910 году Япония осуществила аннексию Кореи, официально это выглядело как добровольная уступка корейским императором всех верховных прав над страной японскому императору. Японская империя опиралась в своих действиях на корейскую коллаборационистскую организацию Ильчинхве и, самое главное, на поддержку Великобритании и Соединенных Штатов. В 1905 году был обновлён англо-японский союзный договор, американский президент Теодор Рузвельт признал приоритетные интересы Японии в Корее, было заключено секретное американо-японское соглашение Тафта - Кацура. При этом в Вашингтоне проигнорировали послание с просьбой о помощи корейского императора, а Лондон объявил, что не будет препятствовать оккупационной политике японцев. Российская империя также не вмешивалась в японо-корейские отношения, японцы за это признали Северную Монголию и Маньчжурию сферой русских «специальных интересов».

Когда в 1919 году на Корейском полуострове произошло народное восстание против японцев, видный активист движения за независимость Ли Сын Ман направил личное послание американскому президенту Вудро Вильсону, там была просьба помочь с установлением над Кореей опеки Лиги Наций, но его призыв США не услышали.

Таким образом, в конце XIX-начале XX столетий Япония стала великой державой.

Первая мировая война и изменение расстановки сил после неё

В 1911 году в Китае произошла революция. Китай, и так полураздробленный, превратился в совокупность провинций, которые управлялись партийно-военными группировками. Началось активное проникновение японцев в Маньчжурию.

Во время Первой мировой войны японцы ещё более усилили свои позиции – они захватили «сферу влияния» Германской империи в АТР, стали участниками интервенции на земли бывшей Российской империи. Япония получила мандат Лиги Наций на часть тихоокеанских территорий. Свои позиции в АТР потеряли Германия и Россия, главных игроков осталось три – Великобритания, США, Япония (Франция не обладала силой для самостоятельной игры).

США стали теснить Великобританию, сменяя на позициях главной державы Западного мира. После Первой мировой войны Штаты из должника стали главным кредитором планеты, в 1916 году была принята грандиозная программа строительства военно-морского флота – к 1924 году американский флот должен был стать крупнейшим в мире. Завершение Первой мировой войны снизило темпы строительства флота, но не остановило программу. Американцам был нужен внутренний рынок огромной Британской империи. Началось столкновение интересов в колониях и доминионах Британии. Так, политическая элита Канады начала движение в сторону США.

Одновременно Вашингтон старался разорвать англо-японский союз. Этого удалось добиться на Вашингтонской конференции 1921-1922 годов. Там же удалось достичь права равенства в морских вооружениях с Великобританией – т. н. Вашингтонское морское соглашение 1922 года, договор 5 великих морских держав (США, Великобритании, Японии, Франции и Италии). Соглашение устанавливало соотношение тоннажа линейных кораблей и авианосцев в следующей пропорции: 5:5:3:1,75:1,75 (США, Британия, Япония, Франция, Италия соответственно). Добился Вашингтон и официального признания политики «открытых дверей и равных возможностей» в отношении китайского государства. Китай по-прежнему рассматривался только как объект эксплуатации. Лондон потерпел серьёзное поражение на этой конференции.

Именно в этот период «чёрное золото» - нефть - стало всё больше влиять на политику великих держав. Американские компании активно наступали в Голландской Индии, где раньше одну треть экспорта (нефти и каучука) контролировали британцы. За районы нефтедобычи шла борьба между нефтяными компаниями - англо-голландской Royal Dutch - Shell и американской Standard Oil. В 1924 году в США состоялся крупнейший скандал, связанный с «чёрным золотом», - «нефтяная панама». Были раскрыты крупные злоупотребления, факты коррупции виднейших правительственных и должностных лиц США в связи с получением от правительства нефтяных концессий в Калифорнии. Скандал серьезно скомпрометировал обе ведущие американские партии - демократов и республиканцев.

Как был создан Тихоокеанский узел

Линейный корабль «Нагато».

Развитие борьбы за АТР в 20-е годы

Постепенно Россия-СССР стала восстанавливать своё влияние в ключевой стране АТР – Китае. В мае 1924 года был подписан договор «об общих принципах для урегулирования вопросов между Советским Союзом и Китайской республикой». В сентябре 1924 года Москва подписала соглашение и с «автономным правительством Трех восточных провинций Китая» (Маньчжурией). Главным вопросом этих соглашений была проблема КВЖД.

В январе 1925 года соглашением между Японией и СССР был подтвержден Портсмутский мир 1905 года, а также определены условия концессионной добычи нефти японцами на Северном Сахалине и ограничена военная деятельность как на Северном Сахалине (принадлежавшем Советскому Союзу), так и на Южном Сахалине (принадлежавшем Японии). Этими договорами Москва обеспечивала себе дальневосточный тыл.

Но полного мира на Дальнем Востоке добиться не удалось. Уже в 1929 году произошёл конфликт с Китаем, т. к. китайцев на СССР науськивали США. В ответ на нападение китайцев на советское консульство в Харбине и захват Китайско-Восточной железной дороги (совместное предприятие СССР и Китая) Красная Армия (18,5 тыс. штыков и сабель) под командованием Блюхера разгромила китайские войска численностью до 300 тысяч человек. Китайцы запросили мира, и нормальная работа КВЖД была восстановлена.

После этого в Вашингтоне пошли по пути Лондона и стали рассматривать Японию как основное орудие борьбы с Россией-СССР. Режим Чан Кайши не мог противостоять Москве на равных.

В 1927 году в меморандуме японскому императору премьер-министр генерал Танака сформулировал идею господства Японской империи в Азии и на Тихом океане. По его мнению, Маньчжурию необходимо было использовать как плацдарм для установления господства в остальном Китае, а после получения ресурсов китайской территории Япония перейдёт «к завоеванию Индии, Архипелага, Малой Азии, Центральной Азии и даже Европы». При этом признавалась необходимость новой войны с Россией.

Но в 20-е годы Японии не удалось начать широкомасштабную внешнюю экспансию, помешали последствия катастрофического землетрясения 1923 года и экономического кризиса 1927 года. Кроме того, приходилось учитывать мощь США, зависимость от американской финансовой поддержки и силу других держав. Сыграл свою роль и мировой кризис 1929 года.

Как был создан Тихоокеанский узел

Бойцы РККА с захваченными Гоминьдановскими знамёнами.
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня