Проблемы Российского флота

Руководство Российской федерации приняло решение о модернизации Военно-морского флота как главного приоритета программы вооружений на период до 2020 года. Председатель правительства России Владимир Путин недавно подтвердил информацию о выделении флоту около 5 триллионов рублей в ближайшие десять лет.

Планы грандиозные, и если некоторые пункты понемногу выполняются, то по основным классам кораблей вопросы внушают опасения больше, чем оптимизма. Если многие вопросы решаемы в чисто техническом и организационном плане, то с финансовыми планами, как всегда, дело обстоит из рук вон плохо, плюс к этому появились амбициозные проекты у некоторых предпринимателей.

В середине 2011 года на МВМС-2011 президент Объединенной строительной корпорации заявил журналистам, что в 2016 году начнутся работы по проектированию новейшего авианосца, а строительство корабля может уже начаться в 2018 году и через пять лет авианосец может войти в строй, к тому же авианосец будет оснащен атомными двигателями. Еще было объявлено, что вместе с авианосцем будут построены эсминцы сопровождения, а это практически получаются ракетные крейсера для авианосной ударной группы. И хотя о российских будущих авианосцах вопрос поднимается в последнее время довольно часто, Министерство Обороны отрицает саму гипотетическую возможность заказа авианосца.


Анатолий Сердюков, Глава Министерства, заявил, что самореклама ОСК никак не повлияла на решение министерства. Ведутся научно-исследовательские работы по данному вопросу, и пока не будет видно результата этих работ, решения по заказу авианосца даже обсуждаться не будут. Кстати, в принятой программе вооружений ГПВ-2020 никакой постройки авианосца не предусмотрено.

Строить авианосец – это полностью надо менять тактическую и ударную группировку, менять тактику ведения морского боя, а ведь, чтобы модернизировать флотские эскадры, надо строить совсем иные корабли.

Многоцелевые подводные лодки

Так, в ближайшие десять-пятнадцать лет запланировано построение около 10 многоцелевых подводных кораблей. Уже состоялся выход в море подводной лодки серии «Ясень» атомного подводного крейсера «Северодвинск».

В данное время на заводе «Севмаш» происходит строительство второго подводного крейсера проекта 885 - АПЛ «Казань», которая войдет в строй в 2015 году.

Проблемы Российского флота


Ценообразование завода «Севмаш» по части проведения работ по проекту «Ясень» неоднократно подвергалось критике представителями Министерства Обороны. Подводная лодка «Северодвинск», созданная на базе задела, оставшегося с 1993 года, получилась преемственной по цене, и то только благодаря заморозке на отметке в 47 миллиардов рублей. А теперь завод «Севмаш» запросил за вторую подводную лодку «Казань» с военного ведомства 112 миллиардов рублей. Невозможно что-то точно сказать, не имея доступа к расчетам образования цен, но похоже, что затребованная сумма скрывает за собой не только инфляционную составляющую строительной промышленности, но и последствия заморозки цены на АПЛ «Северодвинск».

О проектировании легкого и недорогого преемника существующих подводных лодок проектов 945, 971 и 671РТМ (К) вопрос даже не поднимается, хотя у многих срок эксплуатации подходит к своему концу. Еще в Советском Союзе хотели привести все атомные многоцелевые подводные корабли к одному проекту – созданию подводных субмарин проекта «Кедр» 957. Но, как и многие другие хорошие проекты и начинания, проект до воплощения в жизнь не дожил.

Не вызывает сомнения, что подводные лодки проекта «Ясень» смогут заменить не только атомные подводные ракетоносные крейсера «Антей» проекта 949А, но и все другие виды легких подводных лодок. Имея лучшее вооружение и технические характеристики, «Ясень» выполнит на высоком уровне задачи, которые ставятся легким противолодочным подводным кораблям. Однако построить большое количество многофункциональных «Ясеней» в сегодняшних условиях практически невозможно – они имеют достаточно большие размеры, сложны по сборке и достаточно дорогие. Следовательно, всех построенных «Ясеней» просто не хватит для выполнения задач, поставленных перед подводными субмаринами всего Российского флота.

Пока нет точных данных, сколько же подводных субмарин необходимо для выполнения задач, решаемых сейчас подводными лодками проектов 949А, 971, 945 и 671, их осталось в строю не более тридцати, что даже Министерство Обороны считает катастрофически недостаточным.

Подводные лодки стратегического назначения

Ситуация по строительству стратегических ракетоносных подводных кораблей очевидна – основой служит проект 955 «Борей», за двадцать лет существования проекта на данный момент имеем четыре воплощения в жизнь:
- головной подводный корабль «Юрий Долгорукий», который заканчивает ходовые испытания и совсем недавно отстрелялся штатной баллистической ракетой ракетного комплекса «Булава»;

Проблемы Российского флота


- второй подводный корабль проекта 955 «Александр Невский», надеемся, выйдет на испытания в конце 2011 года;
- третий подводный корабль «Владимир Мономах» находится на строительных стапелях;
- четвертый подводный корабль проекта «Борей», рабочее название которого «Святитель Николай», скоро начнут строить, начали производство строительного задела.

По проекту «Борей» уже стала видна основная проблема. Ведь подводные стратегические лодки «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» собирались на заделах подводных лодок проектов 949А и 971, которые имелись на заводе «Севмаш» еще со времен Советского Союза. А вот подводные корабли «Владимир Мономах» и «Святитель Николай» будут строить на заводе с нуля, и какова будет себестоимость строительства, никто внятно сказать не может.

Скорее всего, нас ожидает еще одно противостояние военного ведомства и корабельных верфей, как высказался Главнокомандующий ВМФ Владимир Высоцкий – «мы не будем мириться с безграмотно завышенными ценами», и что хуже всего, контракты на строительство атомных ракетоносцев стратегического назначения до сих пор не подписаны.

Многоцелевые фрегаты

ОАО Судостроительный завод «Северная верфь», которое входит в ОПК, получило Правительственные гарантии на десятки миллиардов рублей для скорейшего выполнения Государственного оборонного заказа. Эти гарантии предоставляются до 2015 года. «Северная верфь», исходя из Государственной программы ГПВ-2020, до конца 2018 года обязуется поставить заказчику - Министерству Обороны Российской Федерации - шесть корветов проекта 23180 и проекта 23185 (проект 23180 модернизированный), шесть фрегатов проекта 22350. На сегодняшний день «Северная верфь» занимается строительством двух фрегатов проекта 22350.

В конце 2010 года был спущен на воду головной многоцелевой фрегат проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» и скоро пройдет ходовые испытания.

Проблемы Российского флота


На Судоремонтном заводе «Северной верфь» находится заложенный в 2009 году второй корабль проекта 22350 фрегат «Адмирал флота Касатонов», спуск которого ожидается в 2012-2013 году.

Как видим, с финансовым обеспечением данного проекта здесь все в порядке. И здесь хочется отметить довольно продуманный шаг военных специалистов – переход к широкому применению УКСК, ведь доставшиеся в наследство от СССР корабли и подводные лодки имели просто громадную номенклатуру разнокалиберных решений и ракетных комплексов. Представляя собой модульную систему, оснащенную универсальными пусковыми установками, УКСК позволяет вести огонь по противнику различными снарядами, ракетами и торпедами одного калибра - даже сам многоцелевой ракетный комплекс носит название «Калибр». Ракеты комплекса могут быть использованы для стрельбы из 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок и для стрельбы из береговых ракетных комплексов. Это только придает большей универсальности применения УКСК.

Это очень своевременный шаг - применение УКСК, это позитивно скажется на тактической, производственной и экономической составляющей. Повысит эффективность применения Российского флота, позволит сократить расходы на закупку дополнительного вооружения, уменьшит время производительных работ изготовления стандартного вооружения.

Сторожевые корабли

На прибалтийском судостроительном заводе уже заложены по заказу Российского флота три корабля проекта 11356. Недавно три корабля уже были построены на «Балтийском заводе» по заказу военных Индии – фрегаты типа «Talwar». Еще три фрегата проекта 11356, согласно подписанному контракту с Министерством Обороны Российской Федерации, ожидают закладки.

В декабре 2010 года был заложен головной фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович», фрегат «Адмирал Эссен» заложен в конце июля 2010 года, и начнется закладка фрегата проекта 11356 «Адмирал Макаров» в конце осени 2011 года.

Фрегат проекта 11356 предназначен для отражения атак с воздуха как самостоятельно, так и в составе морской группировки в качестве эскорта, противостояния надводным и подводным кораблям противника в морских и океанских районах.

Проблемы Российского флота


Многоцелевые атомные ракетные крейсера

У проекта 1144 проблем практически нет, являясь на сегодня знаменем Российского флота, крейсера будут обеспечены всем необходимым в первую очередь. Планируется поставить в строй тяжелые атомные ракетные крейсера проекта «Орлан» 1144, модернизировав их до многоцелевых кораблей ракетоносцев. В Министерстве Обороны признают, что без крупных боевых кораблей России военного присутствия в Мировом Океане не добиться. Схемы модернизации проекта 1144 будут использованы на тяжелом атомном ракетном крейсере «Адмирал Нахимов», который уже стоит в ремонтных доках.
Корабль обещают сдать флоту в 2015 году. После проведения ходовых и боевых испытаний будет решена судьба модернизации остальных кораблей проекта 1144: «Киров», «Адмирал Лазарев» и гордости Российского флота «Петр Великий».

Проблемы Российского флота
Автор: Джерелейко Роман


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. rumpeljschtizhen 11 октября 2011 13:04
    Планов то до фига как всегда....орланы сдадут к 2015..ну ну (во лепят без зазрения совести)...на петре великом сколько бабла потырили......а индии сколько авианосец делают.........хоть бы по одному фрегату в 2 года начали делать...( толи дураки толи живут в мире грез)
  2. Виктор 11 октября 2011 14:37
    Россия уже ни один раз вставала перед проблемой экономического и технологического рывка и всегда эту проблемму решала. Другой разговор, какой ценой. Это тема отдельного обсуждения. Но то, что задача будет решена, сомнений нет. Отступать больше некуда. Иначе и России не будет.
  3. dimarm74 11 октября 2011 18:33
    Будем надеяться что хотя бы процентов на 80 выполнят программу.... Хотя прекрасно понимаю судостроителей, 20 лет почти заказов от отечественного флота не было, это не пирожки печь. Сколько предприятий участвует в производстве одного судна, несколько десятков, а то и сотни. А самое плохое, что и кадры растеряли...их еще подготовить надо, тут таджиками не обойдешься. Хотя за 10 лет все можно успеть, Сталин за две пятилетки промышленность создал....Было бы желание
    dimarm74
  4. Иван35 11 октября 2011 20:02
    «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» - хорошее название - напоминает о преемственности с ссср - что после "демократизации" мы все таки в большинстве не отвернулись от нашего общего советского прошлого
    Иван35
  5. lin 11 октября 2011 20:42
    Действительно,потенциал страны просто огромен.Самое смешное,что при грандиозном воровстве,тупости и трусости (хуже чем при Николае),программу выполнят,если опять война не помешает.
    lin
  6. Anatoliy 11 октября 2011 23:35
    В последнее время появилось большое количесто обзорных статей по поводу развития флота. Вот и еще одна. Что эти статьи все объединяет, так это какая-то некомпетентность людей которые их написали, и данные, взятые с потолка. Разберем внимательно эту статью. Фраза из статьи "до конца 2018 года обязуется поставить заказчику - Министерству Обороны Российской Федерации - шесть корветов проекта 23180 и проекта 23185 (проект 23180 модернизированный)". Не будем обращать внимание на то что раньше количество корветов было равно девяти. Вопрос другой: проекты 23180 и 23185 - это что? У нас сейчас один проект 20380 (Стерегущий), модернизированный 20381 (СОобразительный, Бойкий, Стойкий) + 20385 - глубокая модернизация (Проворный). Откуда взяты номера виртуальных проектов? Причем эти номера обошли весь интернет. Дальше. "На прибалтийском судостроительном заводе уже заложены по заказу Российского флота три корабля проекта 11356". Давайте считать. Первый "Адмирал Григорович" заложен в конце 2010 года, второй "Адмирал Эссен" летом этого года. И где же заложенный третий? Его нет! Только планируется к закладке этой осенью. Дальше больше. "У проекта 1144 проблем практически нет". Не проблем у проекта 1144 нет, а кораблей проекта 1144 нет, кроме Петра Первого! Дай Бог, если справятся с модернизацией остальных. Начата модернизация одного корабля, год начала модернизации других кораблей пока даже не известен! Не плохо для отсутствия проблем у проекта 1144. А вообще, в статье под названием "Проблемы русского флота" нужно было осветить вопросы строительства дизельных подводных лодок, больших десантных кораблей, эсминцев, перспективы модернизации крейсеров "Москва" и "Варяг". Если у русского флота было несколько периодов проблем, то сейчас можно приплюсовать еще одну - некомпетентные авторы, которые пытаются писать о флоте.
    Anatoliy
    1. Marat 12 октября 2011 00:00
      Отличный и остроумный коммент!
      Marat
    2. Смирнов Вадим 12 октября 2011 08:22
      Ругать легче, чем самому написать "правильную обзорную статью". Напишите, если Вы все знаете, с удовольствием разместим Вашу статью на сайте.
  7. ПАТРОН 15 октября 2011 17:23
    Всё это стоило бы гораздо дешевле если бы не рыночная экономика и частное производство!
    ПАТРОН

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня