Индия и Третий Рейх. Национальное движение ставило на Берлин, Рим и Токио

Перед началом Второй мировой войны особые отношения сложились у «стран оси» — Германии, Италии и Японии, с целым рядом политических организаций и отдельных деятелей в Азии. В отличие от Европы, во многих странах Азии на Гитлера и Муссолини взирали с надеждой и дело здесь отнюдь не в симпатии к идеологии нацизма и фашизма. Просто гитлеровская Германия, а также фашистская Италия и Япония, рассматривались политическими деятелями Индии, стран Индокитая и Арабского Востока как закономерные и надежные союзники в борьбе с британским и французским колониализмом. Во многих британских и французских колониях национально-освободительные движения не только сочувствовали «странам оси», но и в годы войны прямо встали на их сторону, формируя вооруженные подразделения для отправки на фронт — воевать на стороне Гитлера или японского императора.

Восток в мечтах германских нацистов

Адольф Гитлер, несмотря на свои расистские взгляды, испытывал особый пиетет перед восточной культурой — как исламским миром, так и, в еще большей степени, перед Индией и Тибетом. Даже свастика была избрана символом германского нацизма отнюдь не случайно — Адольф Гитлер и его ближайшее окружение находились под сильным влиянием немецких мистических концепций, разрабатывавшихся в консервативных кругах интеллектуальной элиты Германии перед началом Первой мировой войны. На формирование нацистской идеологии, особенно в ее мистическом аспекте, оказало влияние небезызвестное «общество Туле», созданное в 1910 г. Феликсом Ниднером. В деятельности мюнхенского филиала общества Туле играл важнейшую роль некто Рудольф Фрайхер фон Зеботтендорф. Этот человек давно интересовался загадочной для рядовых немцев восточной культурой. Он долгое время проживал в Стамбуле, где в 1910 г. основал кружок, члены которого разделяли доктрину исмаилитского ислама. Вернувшись в Германию, Зеботтендорф оказал большое влияние на становление общества Туле.


Индия и Третий Рейх. Национальное движение ставило на Берлин, Рим и Токио В свою очередь, именно участники Туле стояли у истоков Немецкой рабочей партии — будущей НСДАП. Взгляды общества Туле стали одним из базовых компонентов формирования нацистской идеологии. Символом нацистской партии была избрана свастика, использовавшаяся в индуизме, буддизме, джайнизме, религии бон. Также свастика считалась знаком древнескандинавского бога грома и власти Тора. В обществе Туле свастика была помещена в круг с немецким кинжалом поверх нее. В 1920 г. свастика в белом круге была выбрана для флага НСДАП и помещена на красное полотнище. Центральная Азия рассматривалась Гитлером и его соратниками как колыбель арийской расы, чем и объяснялся повышенный интерес к азиатской политике, симпатии к националистическим движениям в Индии и Тибете. В то же время, Гитлер и его окружение прекрасно понимали ту стратегическую роль, которую индо-тибетский регион играл в евразийской геополитике. Тем более, что Индия была наиболее богатой и значимой колонией Британской империи и утверждение в Индии союзного гитлеровцам режима было бы ключевым шагом на пути к победе над британцами в Европе и в мире в целом.

Важную роль в формировании «восточных взглядов» Адольфа Гитлера сыграл германский геополитик генерал Карл Хаусхофер. В 1908 г., во время службы в кайзеровской армии, Хаусхофер состоял военным советником при штабе японской армии, что и повлияло на формирование у него особого подхода в отношении к азиатским странам. Будучи сторонником концепции евразийства, Хаусхофер выступал за союз континентальных стран Европы и Азии — за создание оси «Берлин — Москва — Токио», идея которой позже была извращена в виде концепции оси «Берлин — Рим — Токио». По мнению Хаусхофера, немцам и русским ни в коем случае нельзя воевать друг с другом, поскольку этим они лишь облегчают задачи «западной оси» — США и Британии — по установлению мирового господства. Однако, как видим, восприняв лишь частично взгляды Хаусхофера, в целом Адольф Гитлер исказил суть его концепции и пошел прямо в противоположную рекомендациям генерала сторону — начал кровопролитную войну с Советским Союзом, которая стоила Германии ее политического могущества и повлекла за собой лишь укрепление англо-американских позиций в Западной Европе. Карл Хаусхофер сыграл определенную роль в установлении контактов гитлеровской Германии с японским правительством, а также с некоторыми деятелями азиатских национально-освободительных движений. Одним из этих деятелей был Субхас Чандра Бос — индиец, ставший признанным лидером антибританского сопротивления народов Индостана, но дискредитировавший себя тесными связями с гитлеровскими и японскими спецслужбами.

Субхас Чандра Бос — радикальный националист

Субхас Чандра Бос родился в 1897 году в Катаке, что ныне относится к штату Орисса, в семье юриста. По рождению он принадлежал к кшатриям — привилегированной варне индийского общества, что предопределило дальнейшую судьбу Чандра Боса. Получив начальное образование в христианской школе в Каттаке, Чандра Бос поступил в Рэйвеншо Колледж, а затем в Президанс-Колледж Калькуттского университета, параллельно осваивая начала воинской подготовки в кадетском корпусе при университете. Дальнейшее образование Субхас Чандра Бос отправился получать в Великобританию. Поступив в Кембриджский университет, он проучился там три семестра, но в 1921 г. вернулся на родину, где набирало силу бенгальское антиколониальное движение. Британские власти арестовали молодого человека и приговорили его к полугоду тюремного заключения. Так Субхас Чандра Бос вместо карьеры британского колониального служащего выбрал путь профессионального политика и революционера. В 1924 г. он был арестован повторно и этапирован в тюрьму города Мандалай в Бирме. Там он отбыл три года и в 1927 г. вернулся в Индию. Став активистом индийского национально-освободительного движения, Чандра Бос занял в нем радикальные позиции. Он публиковал статьи с требованием предоставления Британской Индии статуса доминиона, считая его первым шагом на пути к подлинной независимости индийского государства. В 1928 г. он был избран председателем Бенгальского комитета Индийского национального конгресса и добился принятия резолюции с требованием предоставления Индии полной политической независимости. Таким образом, он продвинулся дальше Махатмы Ганди, который остановился на идее доминиона. Одновременно Бос начал поиск вероятных союзников и покровителей индийского национального движения в борьбе с британским колониализмом. Индия и Третий Рейх. Национальное движение ставило на Берлин, Рим и Токио

К началу 1930-х гг. относится установление связей Чандра Боса с политическими кругами Японии и Германии. В 1930 г. Бос посетил Токио, где принял участие в конференции, обсуждавшей возможность создания паназиатского освободительного движения. Вернувшись на родину, Бос принимал активное участие в освободительном движении и в 1932 г. был вновь арестован. В этот раз он отбывал тюремное заключение в Лакхнау в Панджабе. После освобождения он выехал в Европу — поправить подорванное здоровье на курортах Австрии. В 1933-1936 гг. он проживал в Европе, совершив несколько поездок в Рим, Берлин, Софию, Дублин, Прагу. В Риме Субхас Чандра Бос встретился с дуче Бенито Муссолини, а в Берлине состоялось его знакомство с генералом Карлом Хаусхофером. С Хаусхофером Чандра Бос подружился, найдя много общих точек соприкосновения во взглядах. Вообще идеи европейских крайне правых оказали на Боса большое влияние. Он счел организации европейских фашистов и национал-социалистов образцовыми примерами для строительства индийского национально-освободительного движения. Прежде всего, Босу импонировала жесткая централизованная модель организации националистических партий Европы, культ вождя, ориентация на создание сословно-корпоративного государства, милитаризм. Кстати, в отличие от Махатмы Ганди, Чандра Бос практически с самого начала своей политической деятельности был сторонником вооруженного сопротивления британскому колониализму и не поддерживал идею о ненасильственных действиях, пропагандируемую гандистами. В нацизме и фашизме Боса привлекала милитаристская ориентация — будучи кшатрием по происхождению, Чандра Бос скептически относился к идее ненасилия и видел в вооруженном сопротивлении единственную возможность подлинного освобождения Индии от британского колониализма.

Индусские радикалы в межвоенный период

В 1930-е гг. Субхас Чандра Бос оставался активным участником Индийского национального конгресса, получив популярность среди представителей радикального крыла, выступавших за вооруженный путь борьбы против британских колонизаторов. По мнению Субхас Чандра Боса, только созданием централизованной партии с железной дисциплиной, по образцу итальянских фашистов или немецких нацистов, индийское общество могло добиться политической независимости от Великобритании. Пока Чандра Бос не видел подобной организации, хотя в период между двумя мировыми войнами в Индии появился ряд политических партий, претендовавших на лидерство в индийском националистическом движении. Еще в 1915 г. была создана организация с названием «Хинду Махасабха» (полностью — «Акхил Бхаратия Хинду Махасабха»), или Великое собрание индусов. Ее лидером стал Саваркар Винаяк Дамодар (1883-1966), поэт и писатель, разработавший концепцию возвращения индийцев к истокам — индуистской культуре и религии. По мнению Саваркара, индийцы, перешедшие в христианство или ислам, должны вернуться в лоно индуизма, чему могла бы способствовать отмена кастовых различий в индийском обществе и создание единой индийской политической нации. С близких «Хинду Махасабхе» позиций выступал Союз добровольных служителей Родины — «Раштрия Сваямсевак Сангх». Сокращенно эта партия называлась РСС. У истоков РСС, появившегося в 1925 году, стоял Кешаврао Балирам Хедгевар (1889-1940). Врач по специальности, Хедгевар находился под влиянием идей таких деятелей национально-освободительного движения как Тилак. Вместе с пятью соратниками он создал РСС, очевидно и не подозревая, что совсем через непродолжительное время его детище превратится в одну из наиболее влиятельных индийских националистических организаций.

Индия и Третий Рейх. Национальное движение ставило на Берлин, Рим и Токио Первоначально Хедгевар участвовал в деятельности Индийского национального конгресса, однако затем разочаровался в методах работы и идеологии этой партии и перешел к пропаганде собственных взглядов. Они заключались, прежде всего, в убежденности в главенствующей роли индуистов в освобождении Индии от британского колониального господства. По мнению Хедгевара, индуистская молодежь должна была готовить себя к противостоянию колонизаторам, в том числе — к вооруженной борьбе за свободу Индии. Образцом для подражания создатель РСС видел итальянскую фашистскую партию. В фашизме Хедгевару импонировала строгая дисциплина и единоначалие партии, культ вождя, роль символики в объединении соратников, ориентация на молодежь как на движущую силу революционных преобразований. На молодежь и делался основной упор в привлечении новых активистов в РСС, который к 1932 г. насчитывал уже 500 человек. Базой организации стала Махараштра, а основной социальной средой, среди которой велась агитация — варна брахманов, точнее ее молодое поколение. В 1929 г. РСС приветствовала решение Лахорской сессии ИНК, на которой была принята резолюция с требованием полной политической независимости Индии. За несколько лет деятельность РСС вышла за пределы Махараштры и охватила практически всю Индию, за исключением Ассама и Ориссы. Численность членов организации увеличилась до 100 тысяч человек. Однако в 1940 г. Хедгевар скончался и на посту лидера (сарсангхчалака) РСС его сменил Мадхав Садашив Голвалкар (1903-1967) — достаточно образованный человек, учившийся в христианской школе, а затем в университете в Бенаресе.

К началу Второй мировой войны в индийском национальном движении выделилось две основные линии. Индийский национальный конгресс, в котором доминировали позиции Джавахарлала Неру и Махатмы Ганди, придерживался пацифистских взглядов и выступал за ненасильственное сопротивление британскому колониализму. Какой-либо внятной позиции по участию Индии во Второй мировой войне Ганди и Неру не предложили, поэтому британские колониальные власти благополучно набирали тысячи индусов на службу в подразделения колониальных войск, отправлявшиеся воевать против Германии и Японии в Африку, Юго-Восточную Азию и Европу. Мусульманские организации Индии поддержали британские власти, заключив с ними соглашение о том, что после победы в войне из Британской Индии будет выделено государство Пакистан, населенное исключительно мусульманами. В то же время, радикальные индийские националисты, лидером которых продолжал оставаться Субхас Чандра Бос, не согласились с политикой Британии и приняли решение выступить за независимость страны немедленно, ни в коем случае не поддерживая британцев в борьбе со «странами оси». В 1939 г. за поддержку «стран оси» Чандра Бос был исключен из рядов Индийского национального конгресса, в котором доминировала линия Ганди — Неру.

Март 1940 г. ознаменовался проведением в г. Рангар Конференции против компромисса. 2 июля 1940 г. Субхас Чандра Бос был арестован британскими властями за антиколониальную агитацию. Однако общественное возмущение его арестом и нежелание британцев лишний раз будоражить индийское общество во время войны, сделали свое дело. Боса освободили под залог и перевели под домашний арест. Он бежал на автомобиле в Кабул. Здесь он вышел на связь с итальянскими и германскими дипломатами, получил итальянский паспорт на имя Орландо Мадзотта и перебрался в Германию. В Берлине прошли встречи Чандра Боса с германским руководством, во время которых он изложил свое видение развития событий в Индии в контексте начавшейся войны. По мнению Боса, Германия должна была помочь индийским националистам свергнуть британскую колониальную администрацию и освободить страну от британского владычества. В этом позиции Боса кардинальным образом расходились с позициями лидеров ИНК Ганди и Неру, которые, напротив, полагали, что индийцы должны поддержать Британию, поскольку в этом случае Лондон в награду за поддержку во время тяжелой войны предоставит колонии долгожданную независимость.

Индия и Третий Рейх. Национальное движение ставило на Берлин, Рим и Токио


Субхас Чандра Бос предложил Германии следующий план. Провозглашалось создание правительства «Свободной Индии» — «Азад Хинд», которое получало гарантии независимости от Германии. «Азад Хинд» формировало с помощью Германии вооруженные силы — Индийскую освободительную армию, ядром которой должны были стать индийские военнопленные, размещенные в лагерях на территории Германии и Италии. Центром освободительного движения становился Кабул, в котором могло было быть создано правительство в изгнании. Несмотря на то, что Босу не удалось добиться аудиенции у Адольфа Гитлера, его принял Иоахим фон Риббентроп — министр иностранных дел Третьего рейха, который пообещал всестороннюю поддержку Босу. Он заверил лидера индийских националистов, что в мае 1941 г. появится заявление фюрера и дуче о признании независимости индийского государства. Но этому событию не суждено было сбыться — Германию отвлекли события в Ираке, где англичанам удалось подавить антибританское восстание под руководством Рашида Гейлани. К тому же в июне 1941 г. началась война Германии с Советским Союзом, в связи с чем Гитлер уже был не в силах действовать еще и на индийском фронте.

В свою очередь, Субхас Чандра Бос был сильно разочарован началом войны Германии против СССР, так как видел в Советском Союзе второе, кроме Германии, государство мира, способное освободить Индию от британского владычества. Поскольку планы по созданию правительства Свободной Индии в Кабуле не были реализованы, в Берлине было создано Центральное управление «Свободная Индия», а в Риме — «Индийское бюро». Во главе Индийского бюро в Риме встал политический оппонент Боса мусульманин Мохаммед Икбал Шедаи. Как и Бос, он был сторонником политической независимости Индии, однако не был индуистом и это настораживало Боса, который рассчитывал на создание индуистского государства на полуострове Индостан.

«Тигриный легион»: индийские части СС

По мере активизации боевых действий на Восточном фронте, германское и итальянское руководства все больше склонялись к идее о формировании вооруженных подразделений из числа индийцев. 9 декабря 1941 г. было проведено совещание германских и итальянских дипломатов в Берлине, на котором присутствовали Чандра Бос от индусов и Икбал Шедаи от мусульман. Совещание закончилось принятием решения о формировании Индийского легиона. Он должен был пополняться военнопленными индийцами, находившимися в итальянских и германских лагерях и готовыми перейти на сторону «стран оси» и сражаться во имя политической независимости Индии. В апреле 1943 г. был сформирован 950-й пехотный полк в составе вермахта, который собственно и был «Индийским легионом». В ноябре 1944 г. полк передали в компетенцию войск СС. Как подразделение Ваффен СС, полк стал использоваться для охранной службы в Западной Франции.

Индия и Третий Рейх. Национальное движение ставило на Берлин, Рим и Токио Индийский легион также называли Тигриным легионом — эмблемой подразделения стал тигр на фоне трех полос индийского национального флага — шафранной, белой и зеленой (шафранная символизирует индусов, белая — индийских христиан, а зеленая — мусульман). Команды и указания в Индийском легионе отдавались на английском языке и хинди. К августу 1944 г., когда 950-й полк вермахта был переименован в Индийский легион Ваффен СС, он насчитывал 2 300 солдат и офицеров, объединенных в три батальона. На вооружении полка было шесть противотанковых орудий в составе противотанковой роты, 81 автомобиль и 700 лошадей. Командиром Индийского легиона Ваффен СС назначили оберфюрера СС Гейнца Бертлинга — как видим, даже здесь немцы не доверяли туземным офицерам и предпочли поставить германского военнослужащего на главный командный пост подразделения. Аналогичное формирование под названием батальон «Свободная Индия» был сформирован в составе итальянской армии и нес караульную службу в Ливии и Тунисе. Им также командовали офицеры итальянской армии, а рядовой и унтер-офицерский состав был набран из бывших индийских военнопленных, освобожденных из итальянских лагерей.

Следует отметить, что Индийский легион был малобоеспособным и недисциплинированным соединением. Подавляющее большинство его военнослужащих составляли не индусы, предпочитавшие хранить верность присяге, а военнопленные из числа индийских мусульман. Они не понимали языка хинди и говорили на урду, не желали подчиняться индийским националистам — индуистам по вероисповеданию. Весной 1944 г. 2,5 тысячи военнослужащих Индийского легиона были направлены в Западную Францию в район Бордо, где французские партизаны убили лейтенанта Али Хана. В марте 1945 г. остатки Индийского легиона были взяты в плен французскими и американскими войсками на швейцарской границе. Все легионеры были переданы британскому военному командованию как изменившие британской присяге. Наиболее активных офицеров и солдат легиона расстреляли, остальных отправили в Индию для отбывания тюремного заключения за предательство.

Надежда на Японию

Тем временем, в Юго-Восточной Азии все более успешно сражалась против британцев и их союзников — американцев, австралийцев, новозеландцев, — японская императорская армия. Япония как третья великая держава из «стран оси» также рассматривалась индийскими националистами в качестве потенциального союзника по борьбе против британского колониализма. Однако сами японцы воспринимали индийских националистов иначе, чем германские и итальянские руководители — они считали, что Индия должна была после победы над британцами стать частью Великой Восточноазиатской сферы взаимного процветания, главную роль в которой играла Япония. Тем не менее, японцами возлагались и определенные надежды на индийское националистическое движение, поскольку боевые действия против сильной британской армии в Индии было целесообразно начинать, имея мощное антибританское движение в тылу. 15 февраля 1942 г. пала ключевая британская крепость в Юго-Восточной Азии — город Сингапур.

Индия и Третий Рейх. Национальное движение ставило на Берлин, Рим и Токио Находившиеся в Сингапуре сторонники политической независимости Индии объявили о создании Индийской национальной армии. 10 сентября 1942 г. было завершено формирование первой дивизии Индийской национальной армии численностью в 16 тысяч солдат и офицеров. Командующим армией стал капитан Мохан Сингх, служивший прежде в одном из панджабских полков армии Британской Индии. Мохан Сингх настаивал на дальнейшем увеличении численности Индийской национальной армии, однако здесь его устремления столкнулись с нежеланием японского командования укреплять индийское национальное движение. Японские военные руководители относились к командованию ИНА достаточно высокомерно и подчеркивали, что индийские националисты могут увеличивать свои вооруженные силы только с согласия японцев. Тогда Мохан Сингх отказался направить подчиненные ему индийские формирования на территорию Бирмы, где Япония вела бои с британскими войсками. Капитан Мохан Сингх заявил, что индийские войска будут сражаться только за независимость собственной страны. Это заявление вызвало резко негативную реакцию японского генералитета. Конфликт между японцами и Моханом Сингхом привел к тому, что командующий заявил о роспуске Индийской национальной армии. Японцы стали разоружать подчиненные Сингху формирования. Офицеры и солдаты ИНА были арестованы и отправлены в Новую Гвинею на тяжелые каторжные работы. Численность индийских вооруженных формирований на подконтрольных Японии территориях сократилась с 40 000 до 8 000 человек. Понимая, что без участия индийцев одержать победу над Британией в Индии не представляется возможным, японцы попытались возродить антибританское индийское движение в Сингапуре. С этой целью во главе Лиги индийской независимости, действовавшей в Сингапуре, был утвержден Раш Бехари Бос — старый индийский политик, еще в 1912 г. пытавшийся убить британского вице-короля Индии Хардинга и сумевший бежать от британского правосудия. С 1915 г. Раш Бехари Бос проживал в Японии и был полностью лояльным Японии политическим деятелем, который в силу былых заслуг мог восстановить авторитет Токио среди индийских националистов. Но подлинным приобретением для Японии стало прибытие в Сингапур Субхас Чандра Боса.

Воодушевленный падением Сингапура, Субхас Чандра Бос обратился по радио к индийскому населению через четыре дня после капитуляции британского гарнизона — 19 февраля 1942 г. Он призвал индийское население к восстанию против британских колонизаторов. Наиболее активно Боса поддержали в Бенгалии — на его родине, где были особо сильны антибританские настроения. В Индии начались стихийные выступления против британской администрации, явно ставшие ответом на призыв Субхас Чандра Боса. 27 мая 1942 г. лидер индийских националистов был принят Адольфом Гитлером. Чандра Бос обратился к Гитлеру с просьбой об участии Германии и Италии в освобождении Индостана совместно с Японией, но фюрер не был столь категоричен. Не желая ссориться с японцами, имевшими на Индию определенные виды, Гитлер дал понять Чандра Босу, что отныне судьба Индии в большей степени будет зависеть от позиции Токио и именно с японским командованием индийским националистам следует налаживать контакты.

Японские войска в Индокитае смогли разгромить британскую армию в Бирме и взять граничащую с Индией британскую колонию под свой контроль. Бирманские националисты также сотрудничали с японцами и сформировали прояпонские политические и военные структуры. Индийские националисты с нетерпением ожидали вторжения японских войск на территорию Британской Индии. Предполагалось, что основная часть японских войск двинется через Бирму в Бенгалию, где были сильны антибританские настроения. 9 февраля 1943 г. из Бремена вышла германская подводная лодка, целью которой был порт Сабанг на острове Суматра. Голландская Ост-Индия (будущая Индонезия) к этому времени также была оккупирована Японией и ее порты использовались для нужд японского императорского флота. На борту подводной лодки находился Субхас Чандра Бос, которому предстояло возглавить антибританскую борьбу индийцев в непосредственной близости от родной земли. Из Индонезии Бос вылетел в Токио, где состоялась его встречал с японским премьером генералом Хидэки Тодзио, который заверил Боса в полной поддержке со стороны Японии.

Индия и Третий Рейх. Национальное движение ставило на Берлин, Рим и Токио


Свободная Индия и Индийская национальная армия

21 октября 1943 г. в Сингапуре было создано Временное правительство Свободной Индии. Его суверенитет признали Япония, Германия и Италия, а также второстепенные союзники «оси». Под контролем Временного правительства находились небольшие периферийные территории — Никобарские и Андаманские острова, часть наиболее труднодоступных и отсталых районов в северо-восточной части Британской Индии — на территории современных штатов Манипур и Нагаленд. Индийское правительство в изгнании объявило войну Великобритании и США. Началось возрождение Индийской национальной армии, которую, как и Индийский легион СС, предстояло набрать из числа военнопленных, содержавшихся в японских лагерях в Сингапуре и Малайе. Однако из 70 000 военнопленных индусов и мусульман лишь 20 000 поддержало Боса и приняло решение вступить в ряды формируемой Индийской национальной армии. Остальные 50 000 индийских солдат, сержантов и офицеров не стали изменять присяге и воинскому долгу и предпочли тяжелое пребывание в японских лагерях службе в коллаборационистских формированиях. Главнокомандующим Индийской национальной армией был назначен Субхас Чандра Бос — как глава индийского правительства, но непосредственное командование боевыми операциями предстояло осуществлять генералу Шах Наваз Хану и полковникам Гурбакш Сингху Диллону и Прему Сехгалу.

Индия и Третий Рейх. Национальное движение ставило на Берлин, Рим и Токио


В составе Индийской национальной армии был создан Женский полк — подразделение, не имевшее аналогов в Южной и Юго-Восточной Азии. Его создание произошло по инициативе Лакшми Сахгал министра по делам женщин в правительстве Чандра Боса. Представительница знатной тамильской семьи, Лакшми Сахгал (1914-2012), носившая в девичестве фамилию Сваминатхан, в 1938 г. получила степень магистра медицины в Мадрасском университете, после чего переехала в Сингапур, где основала медицинскую клинику, в которой предполагалось лечить тамильских и других мигрантов из Индии, не имевших значительных денежных средств на платные клиники. Одновременно Лакшми Сахгал участвовала в антибританском индийском освободительном движении. После падения Сингапура она агитировала индийских военнопленных за независимость Индии и призывала их вступать в ряды Индийской национальной армии. В составе Женского полка Лакшми принимала участие в боевых действиях.

Индия и Третий Рейх. Национальное движение ставило на Берлин, Рим и Токио


5 января 1944 г. в Токио состоялась Великая Восточноазиатская конференция, в которой принимали участие главы правительств Японии и ее союзников — Маньчжоу-Го, Филиппин, Бирмы, Сиама и Индии. 7 января 1944 г. император Японии отдал приказ союзникам начать вторжение в Британскую Индию. Предстояло участвовать в предстоящих боях и Индийской национальной армии, в которой к этому времени служило 50 000 солдат и офицеров под командованием Чандра Боса. Однако реального вторжения так и не произошло. У японской армии к этому времени уже не хватало военных и материальных возможностей к ведению столь полномасштабной кампании. Попытки Индийской национальной армии прорваться в Индию закончились ее поражением и отступлением. Дойдя до Мойранга, индийские подразделения потерпели поражение от таких же индийцев, только сражавшихся под командованием британских офицеров, и были вынуждены повернуть назад.

8 июля 1944 г. наступление японской армии на Британскую Индию было прекращено. К этому времени Временное правительство Свободной Индии действовало в бирманской столице Рангуне. Однако японские позиции в регионе к этому времени изрядно пошатнулись. После неудачного наступления на Индию британские войска и их союзники перешли к ответным действиям против японских войск. 4 мая 1945 г. индийское правительство в изгнании бежало из Рангуна в Сингапур, а затем в Сиам. Японское военное командование в Сиаме предоставило индийским коллаборационистам двухмоторный бомбардировщик, на котором Субхас Чандра Бос и его соратники собирались вылететь в Маньчжурию. Для дозаправки самолет совершил посадку на Тайване. Однако сразу после взлета у самолета отказал один из двигателей и он рухнул с тридцатиметровой высоты. 18 августа 1945 г. стал последним днем жизни Субхас Чандра Боса и членов созданного им Временного правительства Свободной Индии. Все они погибли в авиационной катастрофе на Тайване. Трупы покойных были кремированы и вывезены в Токио. Субхас Чандра Бос был захоронен в буддийском храме в японской столице. Так закончилась попытка индийских националистов добиться независимости Индии с помощью «стран оси», опираясь на германскую, итальянскую и японскую поддержку.

После войны

После войны Субхас Чандра Бос был провозглашен в Индии национальным героем. Его память почитается многими индусами и в настоящее время. Что касается его сподвижников по Временному правительству, то, пожалуй, самую долгую и известную жизнь удалось прожить Лакшми Сахгал — министру Свободной Индии по делам женщин. Во время боевых действий в Бирме она попала в британский плен и вернулась в Индию только 4 марта 1946 г. В марте 1947 г. она вышла замуж за полковника Према Кумара Сахгала, командовавшего одним из подразделений Индийской национальной армии. У Лакшми и Према родлось двое дочерей — Субхашини Али и Анису Пури. Супруги Сахгал поселились в городе Канпур, где Лакшми продолжила заниматься врачебной деятельностью. В 1971 г. некогда воевавшая на стороне «стран оси» капитан Лакшми стала членом Коммунистической партии Индии (марксистской) и в этом качестве избиралась в верхнюю палату парламента страны. Во время войны Пакистана и Бангладеш она принимала непосредственное участие в организации лагерей для беженцев и медицинского обслуживания пострадавших в результате боевых действий. В 2002 г. Лакшми Сахгал была выдвинута кандидатом от блока коммунистических и левых партий Индии на президентских выборах. 23 июля 2012 г. легендарная «капитан Лакшми» скончалась на 98-м году жизни.

Политические взгляды Субхаса Чандра Боса оказали непосредственное влияние на идеологию и практику индийских правых радикалов в послевоенные годы. После освобождения Индии от британского колониального господства индийские националисты сосредоточили свое внимание на индо-пакистанских взаимоотношениях. Сразу же после раздела бывшей Британской Индии на два государства — собственно Индию и Пакистан, националисты были разъярены политикой Махатмы Ганди. Они обвинили Ганди в предательстве по отношению к индусам, поскольку идеолог Индийского национального конгресса настоял на выплате 550 млн. рупий пакистанскому правительству на нужды дальнейшего развития Пакистана. Националисты сочли этот жест Ганди свидетельством его антииндусских позиций. 30 января 1948 г. Махатма Ганди был убит тремя выстрелами во время вечерней молитвы. Убийцей Ганди был 38-летний Натхурам Винаяк Годзе (1910-1949) — активист националистической организации «Хинду Махасабха», недовольный политикой Махатмы в отношении Пакистана. Годзе был арестован на месте преступления и приговорен к смерти. 15 ноября 1949 г. Годзе и организовавший покушение националист Нараян Апте были повешены, четверо националистов получили пожизненное лишение свободы, а брат Натхурама Гопал Годзе получил 18 лет тюремного заключения. Он освободился в 1965 г. и прожил еще 40 лет в г. Пуна. На протяжении всей своей жизни Гопал Годзе заявлял, что не сожалеет об участии в убийстве Махатмы Ганди и о самом убийстве. В 1966 году была создана радикальная организация «Шив Сена» — «Армия Шивы», придерживающаяся антикоммунистических и антимусульманских позиций и воспроизводящая идеи и практику индусских националистов первой половины ХХ века. Ее создал Бал Кешав Такерей (1926-2012) — маратхский журналист и политик, в прошлом — художник, неоднократно высказывавшийся о Гитлере и гитлеризме весьма позитивно. Организация, созданная Такереем, до сих пор собирает в Индии многотысячные демонстрации.

Отношение к Второй мировой войне, к Адольфу Гитлеру и Бенито Муссолини в Индии до сих пор двоякое. С одной стороны, Индия принимала активное участие в боевых действиях на стороне Британии. В составе британских вооруженных сил воевало около 2,5 млн. солдат и офицеров-индийцев. Фактически каждый четвертый солдат британской армии, принимавший участие во Второй мировой войне, был индийцем. С другой стороны, многие индийцы воспринимали Германию и Италию как естественных союзников в борьбе с британским колониализмом. Еще в 1920-е — 1930-е гг. индийские националисты восхищались фашистской Италией, дисциплиной фашистской партии и стремились создавать свои организации по фашистскому образцу. Сегодня идейные наследники индийских националистов тех лет — современные индийские правые радикалы — сохраняют уважительное отношение и к дуче, и к фюреру.
Автор: Илья Полонский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. inkass_98 22 мая 2015 09:32
    Принципа "враг моего врага - мой союзник" никто не отменял. Вполне себе понятно, что любое освободительное движение будет искать поддержки у противников своих угнетателей. Но вот принесло бы бы пользу подобное сотрудничество той же Индии, свершись оно на деле - большой вопрос. Про японцев все могут рассказать китайцы, про немцев - мы, про итальянцев - эфиопы и ливийцы. Такое сотрудничество сродни просьбе о помощи против Сатаны у Вельзевула
    1. wk 22 мая 2015 13:05
      Цитата: inkass_98
      Принципа "враг моего врага - мой союзник" никто не отменял.

      кроме вполне практической выгоды от такого сотрудничества не менее важным было идеологическое.... нацисты и Гитлер считали кастовое общество Индии существующее и поныне образцом для построения нацисткого общества.
      wk
    2. Комментарий был удален.
  2. Денис-Скиф M2.0 22 мая 2015 11:16
    язычники что тут скажешь.
    Денис-Скиф M2.0
    1. SkiF_RnD 23 мая 2015 08:13
      язычники что тут скажешь.

      Строго говоря, индуизм (любые большие его течения)- это не язычество, а религия спасения.
      Кому это покажется странным- вкратце поясню. Есть понятия политеизм-монотеизм (один Бог, много Богов), а есть понятия "язычество" и "религия спасения". Отличаются эти концепции вовсе не количеством Богов, а сутью религии. Язычество- просто мифологическая картина мира, объясняющая, как он устроен, например, эллинский пантеон, скандинавская мифология, из новых религий обычно языческим считают сикхизм, а религия спасения- подразумевает существование определенной модели поведения, считающейся "путем к спасению\покою\освобождению\тп." Заповеди, строгая обрядность, каноны молитв, обещания ада/рая, и тд.
      С этой точки зрения индуизм - это не язычество. А вайшнавизм (70% жителей Индии, по старым данным) и вовсе похож на обычный традиционный суннизм, на традиционные течения христианства (один главный Бог, Вишну, остальные низведены по сути до уровня ангелов, или что-то типа того, и та же установка на мир и порядок).
      Надеюсь на то, что кому-то будет интересно это прочесть hi
      1. Nrsimha42 23 мая 2015 09:53
        Всё правильно, только не ангелов, а полубогов - дэвов, да и насчёт 70% я бы не стал утверждать. Среди индуистов, много поклонников Шивы - шиваитов, поклонников Дурги, её ипостаси Кали, и т.п., и всё это варится в одном огромном котле под названием Индия.

        А у вайшнавизма, существует 4 (четыре) направления - сампрадайи: Щри Вайшнава Сампрадайа (получившая начало от Лакшми), Гаудиа (Мадхва) Вайшнава Сампрадайа (получившая начало от Брахмы)- к которой принадлежии Международное Общество Сознания Кришны (ISKCON), Рудра Сампрадайа (... от Шивы) и Нимбарка Сампрадайа (от 4-х Кумаров).
  3. zubkoff46 22 мая 2015 22:43
    Уважаемый Илья, спасибо за статью. Несмотря на образование и довольно "многогранную" службы я впервые прочитал подобные вещи об Индии и ее отношениях (таких) с фашистской Германией.
  4. Ololol 22 мая 2015 23:52
    Неудивительно! Ведь сам горбачев, чтоб он горел в аду, встречался с ((далайлапу))! Тогда уже было ясно где собака покопалась!
    1. Nrsimha42 23 мая 2015 10:04
      Это несколько из другой оперы... Далай-Лама - верховный лама буддистов Тибета. Его и его соратников пригрела Индия, после потери Тибета в вооружённом конфликте с Китаем.

      К нему, Далай-Ламе, кстати, приезжал Л.И. Брежнев. Далай-Лама подарил ему огромного чёрного кота - размером с рысь - и строго-настрого наказал ему без этого кота никуда не ездить. Пока кот с тобой - ты будешь неуязвим. Так, этот кот спас жизнь Леонида Ильича несколко раз, а потом, последний - забыл кота дома и тут же попал под обрушение лесов какого-то строительного объекта. А кот - рвался из своей клетки, а потом - совершил самоубийство. Об этом в "комсомолке" писали, в прошлом году.

      Хоть буддизм и произошёл от индуизма, в Индии, от НЕ представлен и встречается, в основном, в Шри-Ланке, Непале и Тибете, ныне оккупированном Китаем.
  5. Nrsimha42 23 мая 2015 02:58
    Хорошая статья - поставил плюс, только в ней есть несколько "ляпов":

    1. "В этот раз он отбывал тюремное заключение в Лакхнау в Панджабе"

    Lucknow находится в Штате Уттар-Прадеш и является СТОЛИЦЕЙ последнего.
    ================================================================================

    ======================
    Lucknow is the capital city of the state of Uttar Pradesh, India. A major metropolitan city of India, Lucknow is the administrative headquarters of the eponymous District and Division. Wikipedia
    ================================================================================

    =====================
    =

    2. "Они не понимали языка хинди и говорили на урду, не желали подчиняться индийским националистам — индуистам по вероисповеданию."

    Это - вообще дикость!.. Хинди и урду - это ОДИН И ТОТ ЖЕ ЯЗЫК, только урду - перенасыщен персо-арабскими словами и формами, типа "щукрия" ("спасибо" или "благодарю Вас"), вместо санскритского "дханьяваад" в хинди. Да и современный хинди сейчас перенасышен персо-арабскими словами.

    Некоторые индуисты, предпочитают говорить на "щуддх хинди" ("чистый хинди"), очищенном от персо-арабизмов, заменёнными словами из санскрита.
    1. ilyaros 23 мая 2015 17:46
      1. Да, спасибо большое. По запарке перепутал с Лахором, отсюда и Пенджаб.
      2. Русские многие на Украине тоже отказываются говорить на украинском, хотя может и прекрасно понимают. А украинцы могут делать вид, что не понимают по русски. А если ближе к Индии - то разделение урду и хинди произошло в 19 веке. когда языки разделяются и раздельно развиваются, то уже через несколько поколений носители перестают понимать друг друга в полной мере.
      1. Nrsimha42 23 мая 2015 21:13
        Уважаемый Илья!

        1. Ничего страшного. Человеку свойственно ошибаться. В качестве краткого дополнения, Лахор сейчас - в Пакистане. Это - осиное гнездо исламистов. При разделе Индии британопитеками в 1946-м, Пенджаб оказался разделённым на две части и Лахор - в его части, оккупированной Пакистаном. У индицев, с этим городом связаны не самые лучшие воспоминания.

        2. А вот по этой части - категорически не могу согласиться. Укропская мова - это продукт искусственной компиляции, составленный при помощи слов из малороссийских наречий, польского, чешского, словацкого, венгерского, немецкого, и пр. языков.

        А вот хинди и урду - это, как я утверждал в своём предыдущем коментарии, один и тот же язык. Это - как сербско-хорватский, на котором разговаривают сербы, хорваты, и боснийцы, которые друг друга отлично понимаю. Просто сербы используют кириллицу, а хорваты - латиницу.

        Точно также, пакистанцы используют персо-арабскую вязь, а (х)индийцы - деванагари (письменность в городах полубогов), который испльзуется для написания санскрита.

        При всём уважении к Вам, спорить со мной настоятельно не рекомендую. Вкратце о себе. Я - бывший "кришнаит", так сказать, со стажем. Приобщиля к индуизму в январе 1990-г года, будучи курсантом высшего военного училища РВСН. В публичных шествиях "кришнаитов" в древних ведических одеждах - дхоти - никогда не участвовал, поскольку всегда считал это клоунадой и совершенно бессмысленным занятием. Я - по своему складу - учёный и провёл те 14 лет, что я был "кришнаитом", в штудировании ведических священных писаний. Изучил Махабхарату, Рамаяну, Бхагавата Пурану и много чего другого. Все эти 25 лет - жёстко вегетарианствую. В 2001-м году, женился на индианке. Моя супруга - удивительный человек. Происходит из древнейшего брахманического рода Бхарадвааджа. Родоначальник сей славной династии - махариши Бхарадваджа - был знаменитым ведическим учёным, создателей древних космических кораблей - вимаан, написал целую серию трудов по технологии постройки вимаан - "Вайманика Шастра", "Янтра Сарвасва", "Анмашу Тантра", "Аакааша Шастра", "Ваймааника Пракарана", и пр. Его труды тщательно изучались нацисткими учёными их Аненербе. К счастью, разгадать секрет двигательных установок, описанных в сих трудах, нацистам не удалось. Слишком много знаний было утеряно. Если Вы наберёте в Google слово "vimana", Вы найдёте целую серию схем, составленных нацистами по описаниям махариши Бхарадваджи - Rukma Vimaana, Sundara Vimana, и пр. А посему, с 2001-го года, я посещаю Индию, минимум, раз в год и знаю эту страну лучше любого академика, изучающего её по книгам или во время коротких наездов.

        И в заключение, за все эти годы, нам с моей супругой, пакистанцы попадались неоднократно и, при общении с ними на хинди, у нас с ней проблем никогда не возникало. Проблема только в письменности - персо-арабской вязи - её ни она, ни я читать не умею. Зато я прекрасно читаю тексты на деванагари.

        Более того, на индийском телевидении, регулярно проводятся различные конкурсы, фестивали, ток-шоу и юмористические передачи между пакистанцами и индийцами. Все говорят на своих наречиях и все друг друга прекрасно понимают.
        1. Комментарий был удален.
        2. Комментарий был удален.
        3. ilyaros 24 мая 2015 09:43
          Спасибо за консультацию! Тем более, от специалиста в в данном вопросе. В таком случае многие даже академические издания ошибаются насчет различий урду и хинди, так что порой мнение практика оказывается ценнее анализа статей и монографий))).
      2. Комментарий был удален.
    2. Nrsimha42 24 мая 2015 00:38
      Махариши Бхарадвааджа - картинка с календаря, выпущенного индуистской партией "Вищва Хинду Парищад" в 2001-м году. См. ниже...
  6. РусланНН 23 мая 2015 09:35
    А вели ли себя англичане в Индии лучше, чем фашисты на оккупированных территориях. Такие же массовые убийства, такая же оккупация.
    1. Nrsimha42 23 мая 2015 10:12
      Вели они себя, действительно, по-скотски... Грабили, убивали, насиловали, оскверняли святыни... Из Индии, за годы своего правления, британопитеки вывезли тонны золота, драгоценных камней, историчских артефактов, и пр. Подавив восстание Сипаев, пленных привязывали к дулам орудий и производили выстрел...

      Простой народ в Индии, британопитеков и сейчас люто ненавидит, а знать и государственные чинуши - перед последними и сейчас раболепствует, отправляет своих детей на учёбу в Лондон - как и наши представители 5-й колонны...
  7. Александр72 23 мая 2015 15:54
    Немного о сотрудничестве Гитлера и индийцев:
    За несколько месяцев до начала операции «Барбаросса», пока еще продолжал действовать советско-германский договор о ненападении, лидер индийских националистов Субхас Чандра Бос (бывший руководитель ИНК и ярый противник британского господства в Индии) прибыл из Москвы в Берлин, намереваясь заручиться поддержкой немцев в деле освобождения его страны. Благодаря своей настойчивости он сумел уговорить немцев набрать группу добровольцев из индийцев, служивших в британских войсках и захваченных в плен в Северной Африке. К концу 1942 г. этот Легион «Свободная Индия» достиг численности около 2000 человек и официально вошел в германскую армию в качестве 950 го (индийского) пехотного полка. Он состоял из трех батальонов (каждый из четырех рот), роты пехотных орудий (13-я рота), противотанковой (14-я) и саперной (15-й) рот; запасного батальона, роты Почетного караула и госпиталя. Полк был частично моторизован и позднее переименован в панцер гренадерское подразделение.
    В 1943 г. Бос Чандра совершил поездку на подводной лодке в оккупированный японцами Сингапур. Он стремился создать из индийцев, попавших в японский плен, Индийскую национальную армию. Тем временем Индийский легион должен был продолжать действовать в Европе. Он располагался к югу от Бордо и входил в число гарнизонных частей, охранявших Атлантический вал. После высадки союзников в Европе его перевели в Германию и 8 августа 1944 г. передали в состав войск СС. Это подразделение никогда не принимало участия в боевых действиях и было, в конце концов, расформировано по личному приказу Гитлера.
    Солдаты Легиона были одеты в тропическую униформу немецкой армии; сикхи вместо пилоток носили тюрбаны. На правом рукаве размещались нашивки: на белой верхней полоске, расположенной над горизонтальными полосами оранжевого, белого и зеленого цветов, черными буквами было написано «Freies Indien». На нашивке имелось также изображение желтого тигра с черными полосами, обведенного черным цветом. Тигр был расположен по диагонали и изображен в прыжке в направлении правого верхнего угла.
    Честь имею.
  8. Комментарий был удален.
  9. Nrsimha42 24 мая 2015 00:44
    Махариши Бхарадвааджа - картинка с календаря, выпущенного индуистской партией "Вищва Хинду Парищад" в 2001-м году.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня