Самолеты Барковского

Самолеты Барковского


Ушел из жизни выдающийся авиастроитель Александр Федорович Барковский. Конструктор проработал в концерне «Сухой» почти всю жизнь и участвовал в разработке самых известных самолетов этого КБ. Идеи Александра Барковского заложили мощный потенциал для развития российской авиации на долгие годы вперед.

Александр Барковский начал работать в авиационной отрасли в 1961 году. В 1969-м, еще при жизни Павла Сухого, он поступил в его конструкторское бюро, где и проработал до конца своей жизни, пройдя путь от простого инженера до директора. При участии Александра Барковского было создано множество типов самолетов, вставших на вооружение нашей страны, а также поставляемых за рубеж.


Самолеты Барковского


Одним из первых крупных проектов ОКБ, над которым работал Барковский, стал фронтовой сверхзвуковой бомбардировщик Су-24 с изменяемой геометрией крыла. Первый полет этой машины состоялся 17 января 1970-го. Начиная со следующего года и до 1993-го в стране произвели около 1400 бомбардировщиков, десятки которых эксплуатируются до сих пор.

Затем Александр Федорович много лет занимался разработкой семейства истребителей Су-27 (Т-10). В 1982 году самолеты начали поступать в авиационные части. Сейчас это один из основных самолетов ВВС России, его модификации стоят на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и других странах.

Позднее на базе Су-27 было разработано огромное количество самолетов, в том числе многоцелевые истребители Су-30 и Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34 и другие. Барковский, в частности, реализовывал проект палубной версии Су-27 – Су-27К – для авианосца «Адмирал Кузнецов». Впервые этот самолет поднялся в воздух в 1987 году, а в 1998-м, после длительных испытаний, был принят на вооружение ВМФ России под названием Су-33.

Самолеты Барковского


Двухместный многоцелевой тяжелый истребитель поколения 4+ Су-30, над разработкой которого Барковский трудился с середины 1990-х годов, был признан одним из лучших отечественных самолетов последних десятилетий. Су-30 способен эффективно управлять группой истребителей, выполнять боевые действия, связанные с большой дальностью и продолжительностью полета. Он создавался на базе учебно-боевого двухместного Су-27УБ (Т-10У). Самолет оснастили системой дозаправки топливом в воздухе, современными навигационными системами, расширенным набором аппаратуры управления групповыми действиями, а также усовершенствованной системой жизнеобеспечения. Новые ракеты и системы управления вооружением значительно повысили боевую эффективность истребителя.

В 1990-е годы на базе Су-30 Барковским была создана серия двухместных командных самолетов Су-30К (Су-30МК). ОКБ Сухого активно продвигало эти машины на экспорт, что помогло предприятию пережить трудные времена.

Самолеты Барковского


В середине 1990-х Барковский приступил к созданию Су-30МКИ (Су-30МКМ и Су-30СМ). В итоге у него получился не просто самолет, но символ, который олицетворяет качество отечественной авиационной техники – сверхманевренная машина, прекрасно приспособленная для завоевания господства в воздухе и нанесения ударов по наземным и надводным целям. Высочайшие боевые возможности истребителя были по достоинству оценены руководством ВВС не только России, но и Индии, Алжира, Малайзии. С 1999 года было заказано более 400 этих машин. Таких показателей не достигал ни один другой самолет, производившийся в России с 1991 года.

В конце 1990-х Барковский разработал Су-34 – ударный истребитель-бомбардировщик, воплотивший в себе лучшие черты Су-24 и Су-27. Он предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов, в том числе с использованием ядерного оружия, по сухопутным и надводным целям в любое время суток. 20 марта 2014 года истребитель был принят на вооружение и сегодня является основным ударным самолетом ВВС РФ.

Самолеты Барковского


Су-34 способен применять всю номенклатуру высокоточного вооружения класса воздух-поверхность. Он начал интенсивно использоваться в ВВС с 2012-го, и уже на следующий год половина парка имела налет 200–250 часов.

Барковский участвовал и в создании суперсовременного, поражающего своими техническими характеристиками многоцелевого сверхманевренного истребителя поколения 4++ Су-35С. Его разработка началась в ОКБ Сухого в 2000-е годы.

Самолеты Барковского


По совокупности характеристик этот самолет вплотную приблизился к истребителям пятого поколения. Он снабжен передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией «Н035 Ирбис» разработки КРЭТ, а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С от НПО «Сатурн» с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги. Данные двигатели позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. В настоящее время самолеты, которые выпускаются в Комсомольске-на-Амуре, уже поступают на вооружение ВВС России и продвигаются на экспорт.

Нельзя не упомянуть про истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), к разработке которого Александр Барковский также имел самое непосредственное отношение. Самолет многофункционален, малозаметен, обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью, способен маневрировать с большими перегрузками, оснащен передовой электроникой. Первый полет Т-50 совершил 29 января 2010 года.

Самолеты Барковского


Александр Барковский также является автором десятков изобретений и научных трудов. Помимо этого, он много работал с молодыми сотрудниками, доверяя им сложные задачи. За вклад в создание авиационной техники Барковский отмечен множеством государственных наград.

При всем этом Александр Федорович оставался очень скромным и интеллигентным человеком. Как вспоминает заслуженный летчик-испытатель Герой России Юрий Ващук, самым страшным ругательством у Барковского было «двоечник».

«Барковский очень любил и уважал летчиков. Моментально решал проблемные вопросы – для него просто не существовало слов «сложно» или «невозможно», – говорит Юрий Ващук.

Идеи Александра Барковского не только помогали создавать передовые машины, но и заложили мощный ресурс для дальнейшего развития авиастроения.
Первоисточник: http://rostec.ru/news/4516531


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. паниковский 30 мая 2015 09:22
    да не оскудеет наша авиация Сухими, Симоновыми, Барковскими, а двоечники пусть идут в либералы.
  2. snik57 30 мая 2015 11:18
    Участвовал в создании лучших самолетов страны, Честь и Хвала таким людям! Светлая память.
  3. мичман 30 мая 2015 11:30
    Помню этот кабинет, года 3 назад приезжал к Александр Федоровичу, оформляли документы на Государственную премию им Маршала Жукова за "Систему навигации, управления движением и захода на посадку летательных аппаратов корабельного базирования". Но Госпремии нам не присудили, предпочли других. А зря, система прекрасная, используется уже в Индии и КНР. Вот такие члены Комитета по премиям.
    Александр Федорович был замечательным ученым, организатором разработок. Его уважали все.
    А в молодости, когда начинал работать по созданию бортовой аппаратуры навигации, посадки и наведения, был принят даже П.О. Сухим один раз. Затем уже спокойно решал все вопросы с руководством ОКБ.
    Первый орден "Знак Почета" мне был присужден за создание самолета Су-7БМ. Вечная память Александру Федоровичу. Честь имею.
  4. Арктидианец 30 мая 2015 12:31
    Светлая память! Вот такие люди делают славу государства.
  5. Dida Vedeno 30 мая 2015 13:59
    Вечная память Великому конструктору! Да не оскудеет земля Русская такими мужами!
  6. 9lvariag 30 мая 2015 22:19
    Пусть земля будет пухом нашему конструктору.
  7. Шур 1 июня 2015 01:48
    Вот человек Родину и дело свое любил и результаты еще долго будут помогать!
    Шур

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня