Реки крови на земле бенгальцев. Как сражалось за независимость одно из самых многонаселённых государств мира

7
Спасение двухсот очередных бангладешских мигрантов, пытавшихся на лодке пересечь Андаманское море, чтобы попасть в Австралию, вновь привлекло внимание мировой общественности к государству Бангладеш — одной из наиболее многонаселенных и неблагополучных в экономическом отношении стран мира. Каждый год в Австралию из Бангладеш пытается прорваться около 70-100 тысяч человек. Только за первые месяцы 2015 года через Андаманское море пытались переплыть на лодках и небольших катерах 25 тысяч бангладешцев, из которых не менее тысячи утонуло, и тысяча погибла от тяжелых условий во время путешествия. Причиной, побуждающей бангладешцев к миграции в другие, более развитые страны, является прежде всего перенаселенность этой небольшой в территориальном отношении южноазиатской страны. Площадь Бангладеш составляет всего 144 000 км². Это примерно как Краснодарский и Ставропольский края, вместе взятые. Однако на такой территории проживает свыше 166 миллионов человек — по численности населения Бангладеш занимает восьмое место в мире, обогнав Российскую Федерацию, территория которой более чем в сто раз превосходит территорию Бангладеш. Естественно, что такая перенаселенность сказывается крайне негативно на социально-экономическом благополучии Бангладеш.

К перенаселенности добавляется политическая нестабильность, вызванная спецификой историко-политического развития бангладешского государства, в том числе и особенностями его появления на карте мира в качестве суверенного государства. Бангладеш — страна, в буквальном смысле рожденная в боях. Этому южноазиатскому государству пришлось с оружием в руках добывать политическую независимость, отстаивая свое право на существование в кровопролитном конфликте между Западным и Восточным Пакистаном — двумя частями некогда единого государства Пакистан, возникшего в 1947 г. в результате освобождения и раздела бывшей Британской Индии.

Реки крови на земле бенгальцев. Как сражалось за независимость одно из самых многонаселённых государств мира


Раздел Бенгалии и раздел Индии

Название «Бангладеш» означает «земля бенгальцев». Бенгальцы — один из самых многочисленных народов мира. На бенгальском языке, относящемся к индоарийской группе индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи говорит не менее 250 млн. человек. Историческая область Бенгалия всегда условно разделялась на Восточную и Западную Бенгалию. Сложилось так, что в Восточной Бенгалии утвердился ислам, тогда как западная часть Бенгалии сохранила преимущественную верность индуизму. Конфессиональные различия стали одной из причин стремления бенгальцев — мусульман и бенгальцев — индуистов к размежеванию. Первая попытка разделить Бенгалию на две части была предпринята еще в годы господства на полуострове Индостан британских колонизаторов. 16 октября 1905 г. вице-королем Индии лордом Керзоном был отдан приказ о разделе Бенгалии. Однако подъем национально-освободительного движения в Индии воспрепятствовал дальнейшей реализации этого плана.

В 1911 г. Восточная и Западная Бенгалия были воссоединены как единая провинция и продолжали в объединенном виде существовать до 1947 года, когда Британия по итогам Второй Мировой войны все же решилась пойти на предоставление Британской Индии политической независимости. Между британским руководством, мусульманской и индуистской политической элитой Британской Индии существовала договоренность о том, что провозглашение независимости будет сопровождаться созданием вместо бывшей колонии двух независимых государств — собственно Индии и мусульманского государства Пакистан. Многочисленное мусульманское население, сконцентрированное на северо-западе Британской Индии и, в меньшей степени, на северо-востоке — как раз в Восточной Бенгалии, стремилось к отдельному от индуистов проживанию и строительству собственной исламской государственности. Поэтому в 1947 г., когда Британская Индия обрела независимость и была разделена на два государства — Индию и Пакистан, последовал и повторный раздел Бенгалии — ее мусульманская часть, Восточная Бенгалия, вошла в состав Пакистана.

Здесь следует отметить, что Бенгалия до предоставления Индии и Пакистану независимости, представляла собой наиболее развитый в социально-экономическом отношении регион Британской Индии. Выгодное географическое положение и развитые торговые связи с другими регионами Южной и Юго-Восточной Азии обусловили внимание к Бенгалии европейских торговцев, а позже и колонизаторов. Примерно с XV века среди части бенгальского населения, преимущественно сконцентрированного в восточных районах Бенгалии, распространился ислам. В ислам вступали представители низших каст, стремившиеся к избавлению от дискриминации по принципу кастовой принадлежности, а также городские слои, находившиеся под влиянием арабских торговцев, с которыми им приходилось контактировать. В отличие от Северо-Западного Индостана, на территории которого впоследствии образовался Пакистан, в Бенгалии был малочислен процент арабов, персов, тюрок, монголов. Если арабо-персо-тюркский компонент в культуре и истории Пакистана просматривается четко, то Бенгалия — сугубо «индийский» регион, в котором и исламизация общества носила несколько иной характер.

Для бенгальского населения в рамках Британской Индии был характерен своеобразный бенгальский национализм, объединявший представителей различных конфессий — и индуистов, и мусульман. Объединяющим фактором была языковая общность бенгальцев. Бенгальский язык — один из наиболее распространенных и развитых языков Индии, который играл в северо-восточных районах страны роль «лингва франка», аналогичную той, которую язык хинди играл для индуистского населения Северо-Западной Индии, а урду — для мусульман будущего Пакистана. Недовольство британским колониальным господством было еще одним фактором, консолидирующим индуистов и мусульман Бенгалии в их стремлении освободиться от гнета Британской империи. К тому же, бенгальцы традиционно являлись одной из наиболее образованных наций Индии, из которой британцы вербовали колониальных чиновников и которые, в силу этого, имели наиболее адекватное представление о современной политике и экономике.

Раздел Британской Индии на индуистское и мусульманское государства сопровождался резким ухудшением и без того проблемных отношений индуистов и мусульман. В первую очередь, возникающие конфликты были связаны с перемещением индуистского населения из Пакистана и мусульманского из Индии. Насильственные перемещения затронули не менее 12 миллионов индуистов и мусульман и происходили как на северо-западе, так и на северо-востоке Индии. Восточная Бенгалия, населенная преимущественно мусульманами, вошла в состав государства Пакистан, что подразумевало выселение с ее территории миллионов индуистов, в том числе и обладавших немалой собственностью. Естественно, что это вызывало конфликты между индуистским и мусульманским населением. Однако по мере становления независимого исламского государства Пакистан стали нарастать внутренние противоречия и между его населением, несмотря на конфессиональное единство.

Пакистан состоял в послевоенный период из двух частей. Западный Пакистан включал в себя большую часть Пенджаба, провинции Синд и Белуджистан, населенную воинственными пуштунскими племенами Северо-западную пограничную провинцию. Восточный Пакистан был образован на территории Восточной Бенгалии, с центром в г. Дакка, и находился на огромном расстоянии от Западного Пакистана. Естественно, что между жителями Восточного и Западного Пакистана существовали огромные различия. Население Западного Пакистана исторически находилось под большим влиянием иранской культуры, язык урду, на котором говорят в Западном Пакистане, впитал в себя большие пласты заимствований из фарси, арабского языка, тюркских языков Центральной Азии. Восточный Пакистан, населенный мусульманами-бенгальцами, в культурном отношении оставался более «индийским» регионом, между ним и Западным Пакистаном наблюдались весомые культурные и, что еще важнее, языковые различия.



Борьба за бенгальский язык

Бенгальский язык, также развитый и древний, соперничал с урду. Бенгальские мусульмане не считали себя обязанными учить язык урду как государственный язык Пакистана, поскольку их вполне удовлетворял развитый уровень и распространенность бенгальского языка. На бенгальском языке разговаривала значительная часть населения Пакистана, однако он так и не получил статус государственного языка. В 1948 г. руководство Пакистана, в котором доминировали представители западнопакистанской элиты, объявило единственным государственным языком страны урду. Урду стал официальным языком государственной документации и учреждений и на территории Восточного Пакистана, что вызвало возмущение местного населения. Ведь бенгальцы в подавляющем большинстве не владели урду, даже образованные бенгальцы говорили на бенгальском и английском языках, но никогда прежде не считали необходимым изучение урду, распространенного за тысячи километров от Бенгалии. Не знающая урду бенгальская элита оказывалась изолированной от возможности участия в политической жизни единого Пакистана, не могла занимать государственные посты и делать карьеру на государственной и военной службе. Естественно, что сложившаяся ситуация привела к массовым выступлениям жителей Восточного Пакистана в защиту бенгальского языка. Движение за государственный статус бенгальского языка («Бхаша Андолон» — Языковое движение) набирало силу в Восточном Пакистане.

Первая культурно-политическая организация, поставившая своей целью борьбу за государственный статус бенгальского языка, была создана практически сразу после раздела Британской Индии — в декабре 1947 г. Профессор Нурул Хак Буиян возглавил «Растрабхаса Санграм Паришад», а позже депутат Шамсул Хак создал Комитет для продвижения бенгальского языка в качестве государственного языка. Однако идее о провозглашении бенгальского языка вторым государственным языком Пакистана противились представители западнопакистанской политической элиты, которые утверждали, что двуязычие приведет к росту сепаратистских и центробежных тенденций, а на самом деле опасались конкуренции со стороны бенгальской элиты — образованных людей, многие из которых имели опыт административной службы еще в колониальный период и единственным барьером для продвижения которых по службе и выступало незнание ими языка урду.

11 марта 1948 г. в университете г. Дакка — столицы Восточного Пакистана началась забастовка студентов, протестующих против лишения бенгальского языка официального статуса. Во время протестной акции произошли столкновения с полицией, студенческий лидер Мохаммед Тоаха попал в больницу, будучи ранен во время попытки отобрать оружие у сотрудника полиции. Во второй половине дня 11 марта был организован митинг против жестоких, по мнению студентов, методов полиции. Студенты двинулись к дому Хаваджи Назимуддина, но у здания суда были остановлены. Произошло новое столкновение с полицией, во время которого полицейские ранили несколько человек. 19 марта 1948 г. в Дакку приехал Мухаммад Джинна — генерал-губернатор Пакистана, который заявил о надуманности требований провозглашения бенгальского языка государственным языком Пакистана и якобы лоббировании их врагами пакистанской государственности. В своем заявлении Джинна подчеркнул, что только язык урду выражает дух исламского Пакистана и лишь урду останется единственным государственным языком страны.

Следующая волна протестов последовала в 1952 г. Бенгальские студенты жестко отреагировали на очередное заявление нового генерал-губернатора Пакистана Хаваджи Назимуддина о сохранении урду единственным государственным языком страны. 27 января 1952 г. в университете Дакки был сформирован Центральный комитет по языковым вопросам под руководством Абдула Бхашани. 21 февраля началась акция протеста, объявленная комитетом. Студенты собрались у здания университета и вступили в стычки с полицией. Было арестовано несколько человек, после чего в городе начались беспорядки. Несколько человек погибло от пуль полицейских, рассеивавших несанкционированную демонстрацию. На следующий день 22 февраля беспорядки усилились. В Дакке собралось более 30 000 протестующих, которые подожгли офисы правительственных изданий. Полиция опять открыла огонь по протестующим. Погибло несколько активистов и присутствовавший на демонстрации девятилетний мальчик.

Ночью 23 февраля студенты установили Памятник мученикам, который через три дня, 26 февраля, был разрушен полицейскими. Пакистанское правительство установило жесткую цензуру в средствах массовой информации, не сообщая о количестве протестовавших и жертвах полиции. Официальная версия объясняла происходящее происками индуистов и коммунистической оппозиции. Однако жестокое подавление протестов в Дакке не смогло победить общественное движение за государственный статус бенгальского языка. 21 февраля бенгальцы стали отмечать как «День мучеников», устраивая стихийные выходные в учреждениях. В 1954 г. Мусульманская лига, пришедшая к власти, приняла решение о придании официального статуса бенгальскому языку, что в свою очередь вызвало массовые протесты сторонников урду. Тем не менее, определенные шаги в сторону признания прав бенгальского языка были сделаны. 21 февраля 1956 г. очередной «День мучеников» впервые прошел в Восточном Пакистане без полицейских репрессий. 29 февраля 1956 г. бенгальский язык был официально провозглашен вторым языком Пакистана, в соответствии с чем были внесены изменения в текст пакистанской конституции.

Однако признание бенгальского языка вторым официальным языком страны не повлекло за собой нормализации отношений Западного и Восточного Пакистана. Бенгальцы были недовольны дискриминацией в органах государственной власти и силовых структурах со стороны выходцев из Западного Пакистана. Кроме того их не удовлетворяли размеры финансовой помощи, выделяемой правительством Пакистана на развитие восточного региона. В Восточном Пакистане росли автономистские настроения и поводом для дальнейшего роста протестного движения стало требование бенгальских националистов переименовать Восточный Пакистан в Бангладеш, то есть в «Страну бенгальцев». Бенгальцы были убеждены в том, что Западный Пакистан намеренно дискриминирует восточный регион и никогда не допустит укрепления позиций бенгальцев в государственных органах. Соответственно, среди бенгальцев росла убежденность в необходимости достижения автономии в рамках Пакистана, а наиболее радикальные бенгальские националисты требовали создания отдельного бенгальского государства.

Война за независимость. Мукти бахини

Каплей, переполнившей чашу терпения бенгальцев, стали циклоны, повлекшие страшную катастрофу для Восточного Пакистана. В результате циклонов в 1970 году погибло свыше 500 тысяч жителей Восточного Пакистана. Бенгальские политики обвинили пакистанское правительство в том, что оно не выделило достаточных средств для предотвращения столь масштабных последствий трагедии и не спешило восстанавливать поврежденную инфраструктуру и помогать пострадавшим семьям. Политическая ситуация в Восточном Пакистане обострилась и в связи с тем, что центральные власти препятствовали шейху Муджибуру Рахману, главе Народной Лиги (Авами Лиг) Восточного Пакистана, победившей на парламентских выборах.

Муджибур Рахман (1920-1975), бенгальский мусульманин, с юных лет участвовал в движении за освобождение Пакистана, был активистом Мусульманской Лиги. В 1948 г. он участвовал в создании Мусульманской Лиги Восточного Пакистана, затем был одним из лидеров Народной Лиги. После военного переворота в Пакистане в 1958 г. военное правительство арестовало Муджибура Рахмана. Из 23 лет существования единого Пакистана 12 лет Муджибур Рахман провел в заключении. В 1969 г. он был освобожден после очередного срока тюремного заключения, а в 1970 г. Народная Лига получила большинство голосов на парламентских выборах в Восточном Пакистане. Муджибур Рахман должен был формировать правительство Восточного Пакистана, однако центральное руководство чинило этому всяческие препятствия.

26 марта 1971 г. президент Пакистана генерал Яхья Хан отдал приказ арестовать Муджибура Рахмана. Ночью 25 марта 1971 г. началась операция «Прожектор» по «установлению порядка в Восточном Пакистане». Руководство Восточного Пакистана в лице губернатора Сахабзада Якуб Хана и вице-губернатора Саеда Мохаммада Ахсана отказалось участвовать в вооруженной операции против мирного населения и было отправлено в отставку. Губернатором Восточного Пакистана был назначен генерал-лейтенант Мохаммед Тикка Хан. План операции «Прожектор» разрабатывали генерал-майоры Хадим Хусейн Реза и Рао Фарман Али. В соответствии с планом операции прибывшие из Западного Пакистана войска должны были разоружить укомплектованные бенгальцами военизированные формирования и полицию. Тысячи сотрудников полиции Восточного Пакистана — бенгальцев по национальности как имеющих военную подготовку и опыт обращения с оружием предполагалось расстрелять. Пакистанскими коммандос под руководством генерала Миттха был арестован Муджибур Рахман.

Войска под командованием генерал-майора Рао Фармана Али предприняли наступление на Дакку, а подразделения генерал-майора Хадима Хусейна Резы осуществляли «зачистку» сельской местности в окрестностях столицы. Генерал-лейтенант Тикка Хан, осуществлявший общее руководство операцией, получил впоследствии говорящее прозвище «Мясник Бенгалии» за жестокость по отношению к мирному населению Восточного Пакистана. Тем не менее, несмотря на жестокость пакистанских войск, бенгальцы приступили к организованному сопротивлению. 27 марта 1971 г. майор Заур Рахман зачитал по радио обращение Муджибура Рахмана о провозглашении независимости государства Бангладеш. Защитники бангладешского суверенитета начали партизанскую войну, поскольку все города страны были оккупированы пакистанскими войсками, жестоко подавившими любую оппозиционную деятельность. Пакистанскими военными было убито, по разным оценкам, от 200 тысяч до 3 млн. жителей Бангладеш. Еще 8 млн. человек были вынуждены покинуть родную землю и бежать в прилегающие штаты соседней Индии.

Индия сразу же после провозглашения независимости Бангладеш заявила о полной поддержке нового государства, действуя, в первую очередь, в интересах ослабления Пакистана. К тому же прибытие миллионов беженцев создавало в Индии серьезные социальные проблемы, поэтому индийское руководство было заинтересовано в скорейшей нормализации политической ситуации в Восточном Пакистане — Бангладеш. При поддержке Индии на территории Бангладеш действовали партизанские силы «мукти бахини» (Освободительная армия). Восточная Бенгалия была разделена на 11 партизанских зон, во главе каждой из которых стоял офицер — бенгалец с опытом службы в пакистанской армии. Кроме того, партизанские формирования создали собственные военно-воздушные силы и речной флот. ВВС партизанской армии состояли из 17 офицеров, 50 техников, 2 самолетов и 1 вертолета, но несмотря на малую численность осуществили 12 эффективных акций против пакистанской армии. Речной флот «мукти бахини» в начале своего боевого пути состоял из 2 кораблей и 45 матросов, но также провел большое количество операций против пакистанского военно-морского флота.

Партизанское движение Бангладеш не было единым в политическом отношении и объединяло как бенгальских националистов, придерживавшихся правых позиций, так и левых — социалистов и маоистов. Одним из наиболее популярных партизанских командиров стал подполковник Абу Тахер (1938-1976). Уроженец провинции Ассам, по происхождению он был бенгальцем. После окончания колледжа в 1960 г. Абу Тахер в качестве кандидат-офицера вступил в пакистанскую армию. В 1962 г. он получил звание второго лейтенанта, а в 1965 г. был зачислен в элитное подразделение коммандос. В составе пакистанских коммандос Абу Тахер принимал участие в индо-пакистанской войне 1965 г. в Кашмире, после чего был направлен на курсы повышения квалификации по партизанской войне в Форт Беннинге в США. В конце июля 1971 г. капитан Абу Тахер вместе с майором Абу Мансуром, капитанами Далимом и Зияуддином дезертировали из пакистанской армии и пересекли границу в районе Абботабада, проникнув на территорию Индии. После двухнедельной проверки, Абу Тахер был направлен в распоряжение командования Освободительной армии Бангладеш, от которого сразу получил звание майора. Абу Тахера назначили командиром одного из партизанских подразделений. 2 ноября 1971 г. Тахер потерял ногу в результате взрыва гранаты и был отправлен на лечение в Индию.

Успеху «мукти бахини» способствовал ландшафт и климат Бангладеш. Выходцы из Западного Пакистана, составлявшие абсолютное большинство военнослужащих присланного в Бангладеш пакистанского контингента, не имели опыта ведения боевых действий в джунглях и антипартизанской борьбы, что эффективно использовали партизаны в противостоянии регулярной пакистанской армии. Первым главнокомандующим Освободительной армией стал Заур Рахман, а в апреле 1971 г. его сменил полковник Мухаммед Османи, принявший командование всеми вооруженными силами партизан 17 апреля 1971 г. 53-летний полковник Мухаммед Османи (1918-1984) был профессиональным военным высокой квалификации, с огромным боевым опытом. Выпускник Государственной школы пилотов в Силхете и Мусульманского университета в Алигархе, он начал карьеру на гражданской службе в Британской Индии, но с началом Второй Мировой войны перешел на военную службу. В 1940 г. он окончил Индийскую военную академию в Дехрадуне и в звании второго лейтенанта начал службу офицером артиллерии в Британской Индийской армии. Османи воевал на Бирманском фронте, где быстро получил звания капитана — в 1941 г. и майора — в 1942 г. После окончания войны Мухаммед Османи окончил курсы штабных офицеров в Великобритании и был рекомендован к присвоению звания подполковника. Когда произошел раздел Британской Индии и Пакистан получил государственную независимость, Османи был зачислен для дальнейшего прохождения службы в составе формирующихся вооруженных сил Пакистана.

В пакистанской армии он стал главным советником начальника Генерального штаба. Однако затем Османи перешел со штабной работы в армейские подразделения и в октябре 1951 г. стал командиром 1-го Восточнобенгальского полка, дислоцированного в Восточном Пакистане. Здесь он стал внедрять в быт полка бенгальскую культуру, что вызвало неприятие вышестоящего пакистанского командования. Подполковника Османи перевели на нижестоящую должность — командиром 9-го батальона 14-го Пенджабского полка, но затем назначили заместителем командующего Восточнопакистанскими стрелками. В 1956 г. Османи получил звание полковника, а в 1958 г. был назначен заместителем начальника Генерального штаба пакистанской армии, затем — заместителем начальника отдела военного планирования. Служа в пакистанском генштабе, полковник Османи всячески стремился к укреплению обороноспособности Восточного Пакистана, увеличивая число и численность бенгальских вооруженных формирований в составе пакистанской армии. 16 февраля 1967 г. Османи вышел в отставку. После этого он занимался политической деятельностью в составе Народной Лиги. Именно Османи был ведущим звеном в связи бенгальских националистически настроенных политиков с армейскими офицерами бенгальского происхождения. 4 апреля 1971 г. Османи объявился в расположении 2-го Восточнобенгальского полка, а 17 апреля стал главнокомандующим Освободительной армией Бангладеш. Именно огромный боевой опыт полковника Османи помог бенгальскому народу сформировать эффективное партизанское движение, против которого оказались бессильны регулярные пакистанские войска.

Третья индо-пакистанская война и освобождение Бангладеш

С самого начала боевых действий всестороннюю помощь бангладешским партизанам оказывала Индия, не только снабжавшая их оружием, но и направившая значительный контингент индийских военнослужащих для участия в боевых действиях под видом бенгальских партизан. Помощь Индии бангладешским партизанам привела к серьезному ухудшению отношений между Индией и Пакистаном. Пакистанское военное руководство пришло к выводу, что пока Индия поддерживает партизанское движение в Восточной Бенгалии, победить его не удастся. Поэтому было решено начать атаки пакистанских ВВС против индийских военных объектов. 3 декабря 1971 г. ВВС Пакистана в ходе операции «Чингисхан» нанесли авиаудары по индийским аэродромам. Примером для пакистанцев стал удар израильской авиации по арабским странам во время Шестидневной войны 1967 г. Как известно, в те дни израильские ВВС молниеносными ударами уничтожили военную авиацию воевавших против Израиля арабских стран. Но пакистанским ВВС не удалось уничтожить индийскую авиацию на аэродромах.

Началась Третья индо-пакистанская война. 4 декабря 1971 г. в Индии была объявлена мобилизация. Несмотря на то, что Пакистан попытался перейти в наступление на индийские позиции на двух фронтах — восточном и западном, силы сторон были неравны. Во время сражения при Лонгевале 5-6 декабря 1971 г. одной роты 23-го батальона Пенджабского полка индийской армии удалось отразить наступление целой бригады пакистанской армии — 51-й пехотной бригады. Техника бригады была уничтожена с воздуха индийской бомбардировочной авиацией. Вслед за этим успехом последовали другие эффективные действия индийской армии. Весомую помощь бангладешским борцам за независимость оказал Советский Союз. Минные тральщики 12-й экспедиции ВМФ СССР под командованием контр-адмирала Сергея Зуенко, были заняты расчисткой порта Дакки от мин, оставленных пакистанским флотом. По прошествии двух недель боевых действий индийские вооруженные силы продвинулись вглубь территории Бангладеш и окружили столицу г. Дакку. Более 93 000 солдат и офицеров пакистанской армии попали в индийский и бангладешский плен.



16 декабря командующий пакистанскими войсками в Восточном Пакистане генерал Ниязи подписал акт о капитуляции. На следующий день 17 декабря Индия объявила о прекращении боевых действий против Пакистана. Так завершилась Третья индо-пакистанская война, совпавшая с Войной за независимость государства Бангладеш. 16 декабря 1971 г. в Пакистане был освобожден Муджибур Рахман, который выехал в Лондон и 10 января 1972 г. прибыл в Бангладеш. Он был провозглашен премьер-министром правительства независимой Народной Республики Бангладеш спустя 2 дня после возвращения в страну — 12 января 1972 г. В самом Пакистане позорное поражение в войне повлекло смену правительства. Генерал Яхья Хан ушел в отставку, а его преемник Зульфикар Бхутто спустя три года принес официальные извинения народу Бангладеш за совершенные пакистанской армией преступления и бесчинства на бенгальской земле.

Первые годы независимости

Первые годы независимости Бангладеш прошли под лозунгами наодно-демократических преобразований. Помощь, которую оказывали Бангладеш Индия, Китай и СССР послужили гарантией «левого пути» бангладешской государственности. Муджибур Рахман провозгласил национализм, демократию, социализм и секуляризм четырьмя принципами строительства суверенного бангладешского государства. В марте 1972 г. он посетил СССР с официальным визитом. Тем не менее, внутри бангладешского национального движения не прекращалась борьба между представителями различных политических течений. Муджибур Рахман, отец бангладешской государственности, несмотря на декларируемые социалистические и секуляристские лозунги, на практике склонялся к сотрудничеству с исламским миром.

Часть бангладешских левых радикалов не была согласна с режимом, установленным Муджибуром Рахманом, и стремилась к дальнейшему продолжению национально-освободительной революции и ее превращению в революцию социалистическую. Так, в 1972-1975 гг. в районе Читтагонга развернула партизанскую войну Пролетарская партия Восточной Бенгалии под руководством Сираджа Сикдера (1944-1975). Выпускник Восточнопакистанского университета техники и технологии 1967 года, Сирадж Сикдер еще в студенческие годы активно участвовал в деятельности Студенческого союза Восточного Пакистана, а 8 января 1968 г. основал подпольное Рабочее движение Восточной Бенгалии («Пурба Бангла Срамик Андолон»). Эта организация выступала с резкой критикой существующих коммунистических партий просоветского толка, обвиняемых в ревизионизме, и ставила своей целью создание Революционной коммунистической партии в Бангладеш.
По мнению Сираджа Сикдера и его единомышленников, Восточная Бенгалия была превращена Пакистаном в его колонию, поэтому только борьба за независимость поможет бангладешскому народу освободиться от гнета пакистанской буржуазии и феодалов. Народную Республику Восточной Бенгалии Сирадж Сикдер видел свободной от американского империализма, советского «социал-империализма» и индийского экспансионизма. Во время войны за независимость партизаны под командованием Сираджа Сикдера действовали на юге страны, где 3 июня 1971 г. была создана Пролетарская партия Восточной Бенгалии («Пурба Бангла Сарбахара Парти») — революционная организация, ориентированная на идеи марксизма — ленинизма — маоизма. Сирадж Сикдер стремился взрастить на основе партизанского движения «мукти бахини» революционное народное движение в Бангладеш. Именно с этой целью маоисты под руководством Сикдера продолжили войну в горах Читтагонга и после окончания борьбы за независимость. В 1975 г. Сирадж Сикдер был арестован разведывательной службой Бангладеш в Хали Шахр в Читтагонге и 2 января 1975 г. убит в полицейском участке.

Деятельность Муджибура Рахмана вызвала недовольство части бангладешского офицерства и 15 августа 1975 г. в стране произошел военный переворот. Муджибур Рахман, все его соратники и все находившиеся в Бангладеш члены семьи, включая внука и десятилетнего сына, были убиты. Военный режим перешел к жестоким репрессиям против левого движения. Это разъярило многих военнослужащих, среди которых преобладали участники освободительной войны, симпатизировавшие левым идеям. Одним из лидеров недовольных политикой военного режима был Абу Тахер. После ампутации ноги он вернулся в Бангладеш и был восстановлен на военной службе в звании подполковника. В июне 1972 г. Тахер был назначен командиром 44-й пехотной бригады. Абу Тахер придерживался левых взглядов и разделял идеи модернизации бангладешской армии по образцу Народно-освободительной армии Китая. Уволившись с военной службы из-за политических разногласий с командованием, подполковник Абу Тахер стал ведущим активистом Национальной социалистической партии Бангладеш. После убийства Муджибура Рахмана он продолжал левую агитацию в армии и 3 ноября 1975 г. возглавил социалистическое восстание солдат и унтер-офицеров бангладешской армии. Тем не менее, военному режиму удалось подавить восстание и подполковник Тахер был осужден военным трибуналом 24 ноября 1975 г. Героя освободительной войны приговорили к смертной казни и 21 июля 1976 г. повесили.



Дальнейшая политическая история Бангладеш не отличается высокой политической стабильностью. На протяжении сорока лет, прошедших после убийства Муджибура Рахмана, страну неоднократно сотрясали военные перевороты, военные правительства сменяли друг друга. Основной вектор противостояния наблюдается по линии «светские националисты — исламские радикалы». При этом союзниками светских националистов выступают левые и секуляристские силы. Тем не менее, часть левых настроена негативно в отношении всех политических партий страны. Маоисты из Пролетарской партии Бангладеш и Маоистского большевистского движения за реорганизацию Пролетарской партии Восточной Бенгалии ведут партизанскую борьбу в ряде районов страны, периодически устраивают массовые беспорядки в городах Бангладеш. Другая угроза государству наблюдается со стороны религиозных фундаменталистов, настаивающих на повышении значения религии в жизни страны и утверждения в Бангладеш исламского государства.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    25 мая 2015 07:46
    Спасибо Илья,отличная статья..с интересными подробностями..
  2. +2
    25 мая 2015 07:56
    Интересный эскурс в историю....

    Бурлит и кипит человеческое общество в этом регионе и нужно еще много времени чтобы установился там баланс между государствами....лишь бы не влазили туда англосаксы со своей демократической шизофренией.
  3. +2
    25 мая 2015 20:20
    Статья хорошая и поучительная. Если бы у нас больше изучали опыт других стран, может быть, удалось бы избежать таких событий на Украине.
  4. +1
    25 мая 2015 22:05
    И вновь отличный материал, спасибо.
  5. 0
    26 мая 2015 19:06
    Спасибо очень познавательно.
  6. 0
    27 мая 2015 15:27
    В своей многословной статье автор обошёл молчанием самую интересную тему - активную и разнообразную помощь СССР для дружественной Индии в этом индо - пакистанском конфликте, что вызывает удивление , так как именно это было бы несомненно интересно узнать нашим читателям .
  7. 0
    27 мая 2015 23:03
    Замечательно, только хотелось бы понять, в настоящий момент на кого ориентируется эта страна? Кто оплачивает банкет? Чья рука там дёргает за нитки? Так, что тма раскрыта не полностью.
  8. 0
    6 июня 2015 19:14
    Война за независимость - это всегда героический и кровавый этап истории страны.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»