Аскольд и Дир. Тайна первых киевских князей

Аскольд и Дир. Тайна первых киевских князей


Аскольд и Дир – легендарные князья, в конце IX века правившие в граде Киеве, принявшие христианство и заложившие основы древнерусской государственности. Такова общепринятая версия, но в ней есть много противоречий.

Источники


Сведения, которые мы черпаем по истории Древней Руси, собраны большей частью в Повести временных лет, а также в более поздних летописях, которые во многом опираются на первую. Достоверность таких документов современными историками подвергается сомнению: и дело не только в хронологических неточностях или в перемешивании фактов.

Летописи неоднократно переписывались, и, соответственно, в них постепенно закрадывались ошибки, или еще хуже - сознательные искажения событий в пользу той или иной политической идеи.

Лев Гумилев полагал, к примеру, что летописец Нестор рассматривал историю как политику, обращенную в прошлое, а поэтому и переделывал ее на свой лад.
Тем не менее, если располагать независимыми источниками информации – не только древнерусскими летописями, но византийскими, европейскими или арабскими документами, то можно в общих чертах восстановить картину событий давно минувшей эпохи.

Из варяг в хазары


Аскольд и Дир. Тайна первых киевских князей


Повесть временных лет сообщает, что Аскольд и Дир были варяжскими дружинниками новгородского князя Рюрика, которые выпросились у него в поход на Царьград (Константинополь). Но в Никоновской летописи они выступают как враги Рюрика: недовольные разделом волостей, дружинники участвуют в организованном против него восстании.

Так или иначе, отправившись вниз по Днепру, варяги узрели на холме славный город, основанный Кием. Узнав, что в городе нет правителя, и что его население платит дань хазарам, они решили там осесть и княжить.
В Устюжском летописном своде говорится, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Видимо, поход в Царьград был лишь предлогом, а конечная цель – получить земли и княжеский титул.
Историк Ю. К. Бегунов утверждает, что Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов. Сведений о разгроме новгородской дружиной хазар нет (да и непросто было это сделать), а значит, эта версия имеет право на жизнь – иначе хазары (и их наемники) не позволили бы варягам так запросто распоряжаться своей вотчиной. Но, возможно, здесь имело место и соглашение обеих сторон – в лице опальных варягов каганат видел серьезное подспорье в противостоянии с могущественным Рюриком.

Поход на Царьград


О набегах русов (так называли греки народы, живущие к северу от Черного моря) на Царьград помимо Повести временных лет мы узнаем от византийских и итальянских хроникеров, что придает сведениям больше достоверности. Правда, источники расходятся в определении дат: в Повести указан 866 год, а по византийским данным это 860-861 годы, впрочем, делая поправку на неточную хронологию Повести, можно допустить, что речь идет об одних и тех же событиях.

Аскольд и Дир. Тайна первых киевских князей


Византийцы, измученные войной с арабами, никак не ожидали нападения с моря русов. По разным данным к берегам Константинополя подошло от 200 до 360 кораблей.

Византийцы слабо представляли, откуда пришла эта армия, а вот летописец Нестор говорит о войсках Аскольда и Дира, которые подвергали разграблению окрестности византийской столицы и грозились взять сам Царьград.

Только благодаря усердному молению царя Михаила и патриарха Фотия, а также ризе пресвятой Богородицы, которую смочили в море, произошло чудо: внезапно разыгралась буря, а поднявшиеся огромные волны и сильный ветер разбросали корабли «безбожных русских» – немногие смогли вернуться домой.

Христиане или иудеи?


В некоторых источниках сообщается, что после поражения русов Византия налаживает отношения с молодым Древнерусским государством и начинает проводить там свою миссионерскую деятельность. Филарет Гумилевский пишет, что «по несомненному голосу истории, киевская Русь вняла евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире».

Однако академик А. А. Шахматов утверждает, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире – их имена вставили позднее, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. Более того, учитывая возможные связи киевских князей с иудейским каганатом, преждевременно говорить об их христианстве: куда больше шансов у них было принять иудаизм.

Убийство


После смерти Рюрика опекуном при его малолетнем сыне Игоре и фактически главой Новгорода стал Олег – тот самый, кто мстил «неразумным хазарам». Он помнил об опальных варягах, а поэтому организованный им в 882 году поход на Киев ставил своей целью сместить незаконную власть самозванцев. Киев в то время превратился в очаг смуты – туда постоянно стекались недовольные жители новгородских земель, а поэтому требовались незамедлительные меры.

Аскольд и Дир. Тайна первых киевских князей


Олег взял с собой в рискованный поход Игоря, что может означать одно: он хотел явить Киеву законного наследника рода Рюриковичей и посадить его на «киевский трон». Как гласит предание, обманом выманив Аскольда и Дира из крепостных стен, он произнес: «Вы не князья и не знаменитого роду», а показав на Игоря, добавил: «Вот сын Рюриков!». После этого киевские правители были преданы смерти.

Однако, по мнению польского историка XV столетия Януша Длугоша, который во многом пересказывает древнерусские летописи, Аскольд и Дир были наследными правителями Киева, потомками Кия, и более того - братьями, а поэтому свержение киевских князей выглядит не только вероломным, но и противозаконным.

Но здесь можно усмотреть стремление Длугоша показать обоснованность польских притязаний на Киев, так как, по его мнению, Кий, один их наследников польской династии.

А был Дир?


Согласно летописи Аскольд был погребен на месте своей гибели – высоком правом берегу Днепра, а вот могила Дира оказалась за Ирининским монастырем – недалеко от нынешних «Золотых ворот». Их разделяет три километра: странный факт, соправители (или даже братья), погибшие в один день, захоронены в разных местах!

Аскольд и Дир. Тайна первых киевских князей


Следует заметить, некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время, но есть и такие, кто считает что Аскольд и Дир это одно лицо. В древнескандинавском варианте имени «Haskuldr» последние две буквы могли быть выделены в отдельно слово, а со временем и в самостоятельную личность.

Также византийские источники, описывая осаду русами Константинополя, говорят об одном военачальнике, правда, не называя его имени.

Историк Б. А. Рыбаков дает нам разъяснение: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

История киевских князей Аскольда и Дира оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Летописи как основной источник информации, к сожалению, грешат неточностями или прямым искажением фактов, а археология не в состоянии показать нам полную и достоверную картину жизни Древней Руси IX столетия. Конечно, кое-что нам еще предстоит узнать, однако многое так и останется сокрыто завесой минувшего тысячелетия.
Автор: Тарас Репин
Первоисточник: http://cyrillitsa.ru/past/21726-askold-i-dir-tayna-pervykh-kievskikh-kn.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. РусскийРу 3 июня 2015 10:36
    Киев в то время превратился в очаг смуты – туда постоянно стекались недовольные жители новгородских земель


    Этот факт о многом говорит. Недовольные жители новгородских земель почему-то не шли допустим в Польшу или в литовские земли. Ответ прост. Все это чужое, Киев нет.
  2. роман68rus 3 июня 2015 11:04
    каждый князь историю менял.. по одним летописям ничего не узнаешь.. нужны разные источники.. много интересного в ватикане хранится наверное
    1. CT-55_11-9009 3 июня 2015 15:26
      О да! Хотел бы я полазить в ватиканских архивах. Правда, сначала придётся латынь выучить...
  3. 2224460 3 июня 2015 11:28
    Киев в то время превратился в очаг смуты – туда постоянно стекались недовольные жители новгородских земель, а поэтому требовались незамедлительные меры.
    "Японамама",ну нечего не поменялось,что тогда те земли были для нас "очагом смуты",что и сейчас вонь от туда,тогда стекались недовольные,и сейчас "покимоны" типа макара да ходорковского, с охиджакавой да собчаками и прочая либерасня и Ко, на нас лают.И опять нужно принимать меры,и опять незамедлительно.
    Однако, по мнению польского историка XV столетия Януша Длугоша, который во многом пересказывает древнерусские летописи, Аскольд и Дир были наследными правителями Киева, потомками Кия, и более того - братьями, а поэтому свержение киевских князей выглядит не только вероломным, но и противозаконным.
    Ну конечно польша,ну конечно противозаконно,а то от пшешика другого чего то ожидать можно было,эх санкции бы против Русского князя ввести,ну хотябы посмертно,кто бы сгонял в гейпарла..,ох извиняюсь конечно в Европарламент ,да челобитную б отнес.
  4. grinyow.ivan 3 июня 2015 11:38
    Наши интелегосы вечно ковыряются в смысле самобичевания а европа поднялась защёт подлого ограбления и предательства византии и про это ни гу-гу они несут свет педоростии наша интелегенцыя уже предала разгрому царскую россию может не нужно ждать её следующих шагов
  5. BERTRAN 3 июня 2015 11:41
    История - дисциплина договорная. И, наукой именоваться - может лишь со многими оговорками...
    1. CT-55_11-9009 3 июня 2015 15:28
      Как, в принципе, и политика.
  6. Балу 3 июня 2015 11:56
    Ну да, напрашиваются паралели в наше время, шоколадный с яйценюхом... и стали править.
  7. voliador 3 июня 2015 11:57
    Всё это пересказ Истории государства Российского Карамзина, том I, гл. 4 и 5.
  8. RiverVV 3 июня 2015 12:21
    Короче: два атамана с бандой захватили у хазар городок и стали там властью. Хазары не стали ждать и забили стрелку авторитету Рюрику. На стрелку явился один из бригадиров варяжской группировки Олег по кличке Вещий (Потому что брал всегда вещами, а с баб - натурой). Его спросили: "Твои беспредельщики?" Он сказал, что ни сном, ни духом. Съездил с бригадой на место и разобрался по понятиям.

    Вот и все. Так уж получилось, что в городе потом правили те, кого Рюрик назначил и хазар как бы развели, как лохов. Рюрик потом на сходе говорил, что зато беспредела больше нет, а кто против - можно и обсудить. Но поскольку вокруг стояли варяги с волынами, никто обсуждать ничего не стал и город остался за Рюриком.

    Ну там еще баба какая то была с Аскольдом и Диром... Она непонятно куда подевалась.
    1. nnz226 3 июня 2015 12:58
      баба была с Кием, Щеком и Хоривом - Лыбедь звали... В летописях интересно сказано: "Ведёт Кий киян своих, Щек - щ(ч)ехов своих, Хорив - хорват своих!" Интересно, сии братья были названными, вождями своих славянских племён? Два из которых "обасурманились", приняв потом католичество...
      1. RiverVV 3 июня 2015 16:58
        Нет, там другая баба была. Вроде как предыдущего киевского наместника. Он тоже был что то типа князя. Когда Аскольд и Дир Киев брали, его жена разумеется овдовела. Ну вот на вдове кто то из них и женился, таким образом легитимизировавшись.
        Но не фартануло...
  9. Задира 3 июня 2015 21:09
    В.Н. Татищев приводит летопись первого новгородского епископа Иоакима, где нет никакого Дира. Предполагается, что Аскольд, сын Рюрика от первой жены, для второй его жены Ефанды (матери Игоря) пасынок, по сарматски Тирарь. Отсюда и появился Дир.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня